Научная статья на тему 'Кризис системы социальной защиты в Германии: финансовый аспект'

Кризис системы социальной защиты в Германии: финансовый аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сабов Золтан Арпадович

In this article, the basic problems of reforming the system of social security in Germany are analyzed. The brief historical review of the formation of the German system of social security is followed by descri ption of the basic ways of resolving the crisis situation in respect of the financial difficulties of the German social insurance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crisis of System of Social Security in Germany: Financial Aspects

In this article, the basic problems of reforming the system of social security in Germany are analyzed. The brief historical review of the formation of the German system of social security is followed by descri ption of the basic ways of resolving the crisis situation in respect of the financial difficulties of the German social insurance.

Текст научной работы на тему «Кризис системы социальной защиты в Германии: финансовый аспект»

З.А.Сабов

КРИЗИС СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ГЕРМАНИИ: ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ

Введение

Создание социальных гарантий в Германии начиналось с трех основных видов страхования, введенных канцлером О. фон Бисмарком и распространившихся далеко за ее пределами: страхование на случай болезни (1883), страхование от несчастных случаев (1884) и пенсионное страхование по возрасту и инвалидности (1889). Страхование на случай безработицы было введено только в 1927 г. Основная структура социального страхования Бисмарка сохранилась до нашего времени. Она стала одним из принципиальных элементов социальной рыночной экономики в Германии, созданной Людвигом Эрхардом после Второй мировой войны.1

Целью учреждений социальной защиты является оказание финансовой помощи работающим в случае потери всей или части заработной платы и гарантия получения гражданами средств на существование при отсутствии их способности трудиться. Институты социальной защиты созданы законодательным порядком, гарантирующим индивидуальные законные притязания граждан. Задачи социальной защиты обеспечивают общественные и автономные организации, выполняющие четко определенные обязательства. Руководство этими организациями обычно осуществляется в порядке самоуправления.

В течение последних 40 лет наблюдалась тенденция увеличения социального бюджета Германии (табл.1). В абсолютном выражении — с 63,7 млрд ДМ в 1960 г. до 1,298 млрд ДМ в 2001 г. (в пересчете на евро это означает 32,57 млрд евро в 1960 г.

Золтан Арпадович САБОВ — д-р наук, профессор кафедры экономики исследований и разработок СПбГУ с 1993 г. В 1970 г. окончил Народнохозяйственный техникум в г. Мишкольц (Венгрия), в 1976 г. — Свободный университет Берлина (Западный Берлин). Доктор государственных наук (1982), имеет аттестат габилитации (2000). В 2001-2004 гг. — директор Института немецких исследований при Европейском гуманитарном университете (г. Минск). С 2000 г. — приват-доцент факультета экономики Свободного университета Берлина. В 19831993 г. — научный сотрудник Института Восточной Европы Свободного университета Берлина. Автор около 100 научных и учебно-методических работ. Сфера научных интересов — валютная конвертируемость, переходная экономика, инновационный менеджмент.

© З.А. Сабов, 2006

Данные социального бюджета ФРГ

Год Социальный бюджет меморандум

Совокупно Прямые услуги ВВП Вклад госу- дар- ства Социальные услуги без консолидации вклада государства

дм, млрд Изменение к предыдущему году, % Квота социальных услуг, % ДМ на душу населения дм, млрд Изменение к предыдущему году, % Квота социаль- ных услуг, % ДМ на душу населения дм, млрд Изменение к предыдущему году, % ДМ, млрд дм, млрд В ВВ в

196Q 63,7 21,1 1150 56,1 18,5 1013,0 3Q2,7 1,5 65,2 21,5

1965 1Q3,3 11,4 22,5 1762,0 9Q,9 13,2 19,8 1551,0 459,2 9,3 2,6 1Q5,8 23,1

197Q 169,2 15,1 25,1 2790,0 147,6 14,8 21,9 2434,0 675,1 13,1 5,5 174,7 25,9

1975 324,2 14,3 31,6 5244,0 298,Q 16,6 29,0 4819,0 1Q26,Q 4,3 17,0 341,2 33,3

198Q 449,9 8,3 30,6 7308,0 41Q,8 7,7 27,9 6672,0 1471,5 6,0 21,1 471 ,Q 32,Q

1985 546,9 4,4 30,0 8963,0 498,7 4,1 27,4 8173,0 1823,2 4,1 22,8 569,7 31,2

199Q 673,8 4,5 27,8 10856,0 627,9 6,1 25,9 10116,0 2426,Q 9,1 25,3 699,1 28,8

1995 1Q99,9 5,7 31,2 13469,0 1Q29,7 5,6 29,2 12610,0 3523,Q 3,8 66,4 1166,3 33,1

2QQQ 1262,8 2,6 31,9 15364,0 1124,Q 2,1 28,4 13676,0 3961,6 2,6 68,8 1331,6 33,6

2QQ1 1298,1 2,8 32,1 15782,0 1157,3 3,0 28,6 14069,0 4Q49,3 2,2 69,4 1367,5 33,8

Примечания. 2000 — предварительно, 2001— оценка.

Составлено по: Sozialbericht 2001, Bundesministerium fir Arbeit und Sozialordnung. Bonn, 2002.

P. 500 (http://www.bundesregierung.de/Anlage259017/Sozialbericht+2001.pdf).

до 663,67 млрд евро в 2001 г.). В 2003 г. сумма расхода социального бюджета составила 694,427 млрд евро. Это означает увеличение более чем в 20 раз. Квота социальных услуг (объем социального бюджета в отношении к ВВП) в это время увеличилась с 18,5 до 32,6% (табл. 2), что отражает рост объема перераспределения национального дохода для финансирования социального бюджета, а также большие социальные отчисления и прямые налоги на доходы. Соответственно вырос и объем социальных услуг на душу населения с 517,94 евро в 1960 г. до 7,193 евро в 2001 г. В 2003 г. он составил 8,416 евро (см. табл. 2).

Основные принципы социальной защиты

Три сферы системы социальной защиты получили свое название в соответствии с принципами их организации: страхования, обеспечения и попечения (рисунок).

Принцип страхования. Социальное страхование соответствует принципу индивидуального страхования, модифицированному по принципу солидарности. Запрещено страхование лиц, не относящихся к определенному кругу индивидуумов. Взносы по социальному страхованию не ориентированы на индивидуальную вероятность риска (например, члены семьи страхуются автоматически без уплаты взносов). Страховые услуги не ориентированы строго на взносы (например, многочисленные денежные выплаты зависят от семейного положения). При выплате средств для компенсации

6S

Составлено по: Kath D. Art. Sozialpolitik // Vahlens Kompendium der Wirtschaftstheorie und

Wirtschaftspolitik. Bd. 2, 5. Aufl. Munchen, 1992. S. 431.

Принципы организации социального страхования в Германии.

ушерба социальное страхование часто учитывает социальное положение застрахованного и с этим выходит за рамки страхового эквивалентного принципа (например, в случае минимальных пенсий). Таким образом, социальное страхование не только является инструментом выравнивания риска, но одновременно выполняет роль инструмента по социальному перераспределению доходов. Для застрахованных в обязательном порядке в социальном страховании не имеется исключений по риску или от предоставления услуг. Кроме того, в отличие от индивидуального страхования, услуги нормированы по виду и величине по закону. Отдельные области социального страхования поддерживаются государством с помошью дополнительных платежей. Это особенно касается пенсионного страхования.

Принцип обеспечения. По этому принципу социальные услуги основаны и осуществляются в зависимости не от уплаченных взносов, а от выполнения других предпосылок, например за особые заслуги перед государством (государственная или военная служба). Выплата нормирована законом по виду и величине. Источником финансирования являются налоговые доходы государства. Принцип обеспечения был широко распространен в Великобритании и Швеции и стал основным элементом системы социального обеспечения в этих странах. В Германии этот принцип главным образом выполняется при пенсионном обеспечении государственных чиновников.

Принцип попечения. По принципу попечения в случае возникновения убытков или затруднительного положения потерпевший после соответствуюшей проверки нуждаемости получает натуральную или денежную поддержку из обшественных средств. В ФРГ сушествует право на попечение в случае возникновения необходимости, но не на его вид и величину. Эта помошь устанавливается на основании решения компетентных органов в зависимости от положения пострадавшего. В западных странах принцип попечения считается недостаточным для социальной зашиты именно из-

Таблица 2

Социальный бюджет, услуги по институтам и функциям в Германии, млн евро

2002 г. 2003 г.

Социальный бюджет

Социальные услуги в целом 685 091 694 427

На душу населения 8281 8416

Квота социальных услуг, % 32,4 32,6

Услуги по институтам

Генеральная система 436 860 446 401

Общая система, включая вклад государства 473 715 483 913

В том числе:

пенсионное страхование 232 922 238 508

страхование на случай болезни 141 227 143 337

страхование по уходу за престарелыми 17 287 17 407

страхование от несчастных случаев 11 253 11 344

поддержка работы (безработных) 71 025 73 317

Специальная система 5541 5820

Система услуг для государственных служащих 52 083 52 713

Система услуг работодателей 55 956 52 580

Система возмещения ущерба 5708 5557

Система продвижения и заботы 55 185 57 273

В том числе:

пособия для детей 108 132

пособие для воспитания 3648 3481

Сумма прямых платежей 610 425 619 427

Прямые платежи, включая вклад государства 648 188 657 856

Косвенные платежи 74 666 75 032

В том числе: выравнивание бремени семей 36 046 36 080

Услуги по функциям

Брак и семья 101 073 101 734

Здравоохранение 233 268 235 217

Занятость 66 686 68 717

Старость и потеря кормильца 260 102 266 094

Прочие функции 21 907 22 697

Источник: Шр://-»-»-»^е8Іа1:І8^е/Ьа8І8^/8о1еі/8о1еід23.рЬр (АЬ§еги!еп 9.06.2005).

за этой неопределенности оказываемой помощи. Помощь, исходящая из принципа попечения, означает всегда помощь, ориентированную на нужды отдельного индивидуума и определяемую индивидуальной потребностью. Она оказывается в значительной степени в индивидуальном порядке. Принцип индивидуализации помощи означает, что социальные работники исходят из конкретной ситуации и учитывают особенности этого конкретного случая. Попечение осуществляется только в том случае, если отдельное лицо не в состоянии помочь само себе и необходимая ему помощь не оказывается с другой стороны. При проверке этого учитываются и права получения помощи нуждающегося от других лиц, например от обязанных содержать его членов семьи. Это особенно актуально в тех случаях, когда человек не может быть обеспечен на основании действующих систем социальной защиты. Она представляет собой последнюю возможность для всех нуждающихся, у которых нет другого источника существования, вести образ жизни, отвечающий человеческому достоинству.2

Главные виды социальной защиты

Пенсионное страхование. По финансовому объему пенсионное страхование является самым сильным элементом немецкой системы социальных гарантий. В 2003 г. расходы на пенсионное страхование составили 238,51 млрд евро — 11,2% ВВП (см. табл. 2). Большинство людей, охваченных пенсионным страхованием, подлежат обязательному страхованию. Немецкое социальное пенсионное страхование — это, прежде всего, страхование наемных работников, имеющих зарплату ниже определенного уровня. Но существует также страхование отдельных видов предпринимательской деятельности. Страхованием пенсии по возрасту фермеров занимаются специальные учреждения.

Пенсионное страхование работающих делится на пенсионное страхование рабочих, страхование служащих и пенсионное страхование коллектива горняков. Право на получение пенсии зависит от срока, в течение которого работающий был застрахован, и от наступления страхового случая (инвалидность, возраст, смерть). При инвалидности немецкое социальное страхование различает два обстоятельства: профессиональная непригодность и неработоспособность. Профессиональная непригодность — это тот факт, когда работоспособность застрахованного не менее чем наполовину ниже работоспособности физически и умственно здорового застрахованного с аналогичным образованием, эквивалентными знаниями и способностями.

Застрахованные мужчины получают пенсию по возрасту с наступлением 65-летнего, а женщины — с 60-летнего возраста. Завершение работы до достижения указанного возраста влечет за собой получение более низкой пенсии.

Семья получает пенсию на вдову (вдовца) и сиротскую пенсию. Приспособление размера пенсий к изменяющейся стоимости жизни происходит в рамках законодательства. В разработке таких законов принимает участие Совет по социальным вопросам, в который входят представители застрахованных, работодателей, Центрального банка, общественных организаций и ученые-экономисты.

Пенсионное страхование работающих включает в себя не только пенсионные платежи, но и мероприятия по сохранению, улучшению и восстановлению их трудоспособности. Работодатель и работающий отчисляют средства для пенсионного страхования рабочих и служащих в равных долях. При пенсионном страховании коллектива горняков отчисления работодателя больше, чем отчисления работающего.

Пенсионным страхованием работающих занимаются земельные страховые учреждения. Кроме этого, существует несколько самостоятельных учреждений для особых групп профессий. Для государственных служащих (в отличие от государственных чиновников, которые не платят взносы, а входят в систему попечения) существует федеральное страховое учреждение. Страхование горняков производится федеральным страхованием коллектива горняков. Все виды страхования организованы страховыми учреждениями на основе самоуправления.

Страхование на случай болезни. По финансовому объему услуги страхования на случай болезни с 20,6%-ной долей в социальном бюджете в 2003 г. находились на втором месте после пенсионного страхования. В абсолютном выражении в 2003 г. это было 143,34 млрд евро.

Рабочие и служащие, зарабатывающие в год до определенной суммы денег, подлежат обязательному страхованию. По закону в страхование на случай болезни включены также безработные, пенсионеры и независимые работники (кустари, преподаватели, воспитатели). При определенных условиях возможно добровольное вступление в государственное страхование на случай болезни.

Страховые услуги делятся на натуральные и денежные платежи. Лечение у врачей, включая стоматологов, относится к натуральным услугам. При этом пациент имеет свободу выбора врачей, имеющих договор с больничной страховой кассой. В течение долгого времени пациент, кроме уплаты взносов, половина которых перечисляется работодателем, не участвовал в расходах на лечение. В настоящее время он оплачивает незначительную часть расходов на медикаменты и пребывание в больнице и часть издержек протезирования зубов. К натуральным услугам страхования на случай болезни относятся также профилактические курсы лечения.

Зачастую недостаток финансовых средств вследствие заболевания для пациента страшнее самого заболевания. Здесь вступают в силу страховые выплаты. При этом работодатель обязан выплачивать зарплату в течение 6 недель. После этого периода начинается выплата пособия по болезни. Пособие по материнству также обеспечено законом в рамках страхования на случай болезни. Всем застрахованным женщинам полагаются пособия по материнству, в том числе врачебное обслуживание, акушерская помощь, обеспечение лекарствами и уход, а также профилактика.

Страхование на случай болезни осуществляется более чем 1800 больничными кассами, большинство которых организованы по территориальному принципу муниципалитетов. Бывают также больничные кассы отдельных профессий и предприятий. Больничные кассы являются органами самоуправления, в которых представлены застрахованные и работодатели.

Страхование на случай безработицы. К главным платежам по безработице, которые в 2003 г. составили 10,56% социального бюджета, относятся страховые выплаты по безработице и помощь — это 73,32 млрд евро. Чтобы получить страховые выплаты, рабочим и служащим нужно платить страховые взносы в обязательном порядке в течение определенного времени. Сумма выплат составляет около 45-50% от предыдущей заработной платы. На члена семьи полагается доплата. В целом женатый безработный с двумя детьми в первый год безработицы получает около 70% прежнего дохода как страховые выплаты. После года, до поступления на новую работу, он перейдет на платежи помощи для безработных. Для получения второго пособия необходимым условием является определенный уровень потребности. При этом учитывается собственное имущество и также доходы супруги безработного. Размер по-

мощи для безработных несколько меньше, чем страховые выплаты. Взносы обязательного страхования на случай безработицы вносятся работодателями и работающими в равных долях. Расходы по безработной помощи берет на себя федеральный бюджет.

К задачам Федеральной биржи труда (ФБТ), организующей страхование по безработице, относится поощрение профессионального образования и повышения квалификации. Кроме того, ФБТ поддерживает профессиональное переобучение для адаптации работающих к изменению положения на рынке труда и для предотвращения безработицы, а также профессиональную реабилитацию в случае физической, умственной и душевной инвалидности. К предупредительным мерам относятся сохранение и создание рабочих мест. Здесь имеются в виду выплаты ФБТ для работающих неполный рабочий день для того, чтобы, с одной стороны, сохранить рабочие руки для предприятий, имеющих временные экономические трудности, и с другой — сохранить рабочие места для работающих.

Социальная помощь. Главная идея социальной помощи — оказывать отдельному человеку финансовую и материальную помощь на основе попечения, чтобы он мог преодолеть бедственное положение. Люди в современном обществе зачастую оказываются в бедственном положении не по собственной вине. Отдельный человек не может влиять на обстоятельства, приводящие к социальной нужде. Гражданин, нуждающийся в социальной помощи, по закону имеет на это право. Но это только принципиальное право, финансовые органы социальной помощи распоряжаются видами и размерами платежей по собственному усмотрению.

Платежи социальной помощи гарантированы только тогда, когда другие учреждения социальной защиты или родственники, которые обязаны содержать лицо, не могут оказать ему помощь. Собственные средства, а также претензии к органам социальной защиты и к родственникам должны приниматься во внимание при решении вопроса о виде и объеме социальной помощи.

Социальная помощь имеет двойную форму, которой соответствует помощь на пропитание и помощь при особых обстоятельствах. Помощь на пропитание, гарантирующая питание, жилище, одежду и т.д. и соответствующая ситуации отдельного человека, измеряется по определенным правилам, адаптированным к повышению прожиточного минимума. К поддержке при особых обстоятельствах относится размещение в общежитиях и лечебных учреждениях. В частности, предусмотрены следующие виды поддержки: помощь в создании и поддержании жизненного уровня, в обучении, превентивный медицинский контроль, уход за больными, помощь при необходимости ухода, при ведении домашнего хозяйства людям с симптомами тяжелого заболевания, престарелым.

Средства на социальную помощь в значительной степени предоставляются федеральными землями Германии, в меньшей степени — Федерацией.

Право на получение социальной помощи может быть получено и через суд. Социальная подсудность была выделена из общей подсудности и решает общественноправовые споры, возникающие в большинстве отраслей социальной защиты, независимо от их отдельных организаций. Только споры в области социального обеспечения жертв войны и социальной помощи являются исключением. Они подчинены административным судам. Существование собственной социальной подсудности имеет особое значение для гарантии социальной защиты.3

Проблемы финансирования системы социальной защиты

И в тех областях социальных услуг, в которых финансирование предусмотрено в основном за счет взносов работодателей, с одной стороны, и рабочих и служащих — с другой, осуществляются значительные государственные дотации. Все мероприятия по социальной помощи и социальному обеспечению финансируются из общих бюджетных средств и, таким образом, в основном из налоговой статьи бюджета. То же самое касается и пособий на детей, так же как и почти всех мероприятий по созданию инфраструктуры социальной защиты (строительство больниц, детских домов, домов для престарелых и т.д.), которые финансируются из общественных средств. В 2003 г. в Германии 45,44% средств для финансирования социальной защиты было предоставлено государством. Предприятия финансировали 26,38%, домашние хозяйства 26,33% социального бюджета (табл. 3).

Таблица 3

Финансирование социального бюджета в 2003 г., млн евро

Источники финансирования Бюджет в целом Социальные взносы Вклады Прочие доходы

застрахованных работодателей из общест- венных средств прочие

работ- ники пред- прини- матели прочие факти- ческие предпо- лагае- мые

Предприятия 186 215 - - - 136 343 42 316 2 968 4588

Федерация 170 516 - - - 1683 4213 164 104 - 516

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Земли 83 520 - - - 8160 17 601 57 428 - 331

Муниципалитеты 66 665 - - - 11 182 3292 51 200 - 991

Социальное страхование 2375 - - - 2003 338 6 - 28

Частные организации 10 354 - - - 8431 1642 - 280 -

Частные домохозяйства 185 865 148 462 8047 26 563 460 72 - - 2262

Остальной мир 305 - - - - - - 308 -

Трансфер Запад-Восток - - - - - - - - -

Совокупно 705 818 148 462 8047 26 563 168 262 69 475 272 737 3556 8717

Источник: http://www.sozialpolitik-aktuell.de/tabellen_oeklink.shtml (АЬ§еги!еп 6.12.2004).

Двумя основными проблемами финансирования социального страхования в Германии являются возрастная структура населения и сложное положение в области занятости. Низкий показатель чистого воспроизводства населения ведет к изменению возрастной структуры общества (старение), а в дальнейшем произойдет дополнительная нагрузка на работающее население. Платежам по социальной защите в некоторых областях противостоят поступления, не растущие в равной мере. Средства на финансирование расходов по социальной защите должны быть внесены самими плательщиками взносов и налогов. Таким образом, растущие социальные расходы приводят к росту и социальных отчислений. В связи с этим растущим бременем, правда, при высоком жизненном уровне в Германии, все больше граждан выбирают не повышение зарплаты, которая выплачивается им только частично, а сокращение рабочего времени.

Основанная в XIX в. система социальной защиты расширялась в Германии до 1970-х годов. Ее финансирование, однако, с 1980-х годов стало все более проблематичным. Высокая безработица привела к снижению доходов в виде взносов в социальное страхование. Вначале государство попыталось сбалансировать социальный бюджет посредством снижения некоторых индивидуальных социальных услуг. В 1990-е годы несколько тенденций повлияли неблагоприятно на систему социальной защиты в Германии. С распадом тоталитарных систем в Восточной Европе отпала необходимость конкуренции экономических блоков в области социального обеспечения. Финансирование воссоединения Германии было невозможно без повышения налогов и государственной задолженности, причем Европейский Пакт Стабильности ограничивал возможность повышения последней. И, наконец, тенденция глобализации и интернационализации экономик, основанная на господствующей парадигме неолиберализма, выявила весьма неблагоприятные условия для инвестирования в Германии в связи с высоким уровнем удельной зарплаты (включая связанные с зарплатой налоги и сборы) вследствие развитой системы социальной защиты. Приведенные выше цифры лишь о стремительном снижении уровня социальных услуг свидетельствуют о трудности сокращения законно утвержденных прав граждан в сфере социальной защиты. При этом существуют разные мнения о целесообразности политики сокращения социальных услуг. Профсоюзы указывают не только на отрицательные последствия социального неравенства, но и на тот факт, что при падающих реальных доходах снижается внутренний спрос и тем самым повышается безработица. Союзы работодателей вместе с тем утверждают, что высокие удельные издержки зарплаты вследствие высоких издержек системы социальной защиты увеличивают безработицу и, таким образом, повышают социальную несправедливость.

План, сформулированный Правительством социал-демократов и зеленых и поддерживаемый большими слоями консерваторов, т.е. план общественного консенсуса «Агенда-2010», предусматривает для повышения конкурентоспособности Германии в глобальной экономике существенный секвестр программ социальной защиты. Он содержит следующие уже практикуемые мероприятия сокращения социальных услуг:

1. Существенное ухудшение положения безработных. Это означает сокращение пособий и большее давление на безработных для заполнения рабочих мест с неадекватной зарплатой или низшей квалификацией. Эта мера была крайне необходима. Она принимается с большим опозданием. Неограниченное по времени пособие по безработице — уникальная в мире социальная услуга в Германии — открыла возможность для мошенничества, так как при высоком уровне пособия для многих безработных не было необходимости принимать предложенное рабочее место. Ужесточение правил предоставления пособия приведет к экономии и большей справедливости.

2. Значительную экономию в области здравоохранения путем сокращения, например, стоматологических услуг. Теперь будет необходим дополнительный частный страховой полис. За последние 20 лет были существенно сокращены доходы врачей и увеличена зарплата среднего обслуживающего персонала больниц. Возможности экономии со стороны предоставителей услуг здравоохранения почти исчерпаны. С начала 1990-х годов происходит также большое увеличение страховых взносов. В новой фазе секвестра остались лишь самые болезненные меры экономии. Это означает сокращение объемов и видов услуг в области здравоохранения. Против экстенсивного использования страховых услуг используется и посильная оплата конкретных

услуг больными. Все эти меры идут в правильном направлении снижения издержек здравоохранения.

3. Сокращение прав работников при увольнении. Это необходимая мера для повышения дисциплины работников. Она также нацелена на усиление конкурентной позиции Германии в глобализированном мире. Совместно с вышеописанными мероприятиями эти меры должны снизить высокие побочные издержки зарплаты.

4. Сокращение пенсий. По мнению автора, претворение в жизнь этого плана встретит жесткое сопротивление со стороны пенсионеров. Шансы на его осуществление, правда, при новом Правительстве большой коалиции левых и правых в Германии выросли.

5. Реформу налоговой системы, снижающую налоговое бремя лиц с высокими доходами в большей степени, чем с низкими. Эта мера экономической политики на стороне спроса должна улучшить производственные условия и конкурентоспособность Германии и тем самым привести к увеличению собираемости налогов. В какой мере это происходит, однако, зависит от множества других обстоятельств.

Вся эта программа Правительства левого спектра политической жизни Германии свидетельствует о вынужденности признания, которое совпадает с позицией автора этой статьи, что социальными являются те мероприятия, которые создают новые рабочие места. В сегодняшней ситуации Германии в процессе глобализации это означает создание благоприятных условий для работодателей путем снижения бремени социальных услуг.

Извлекая уроки из развития системы социальной защиты в Германии для России, необходимо указать на вышеперечисленные пункты, чтобы уже изначально избежать некоторых ошибок. Например, посильное участие больных в оплате конкретных медикаментов предотвращает их экстенсивное использование и сокращает издержки здравоохранения.

Во избежание дефицита финансирования социальных услуг очень важным аспектом является практикуемое в Германии разделение отдельных звеньев социальной защиты. Система социальной защиты финансируется не из одного «котла». Это делает вполне обозримым финансовую ситуацию конкретной отрасли социальной защиты и облегчает принятие специальных мер со стороны как доходов, так и расходов конкретного вида социального страхования.

1 Эрхард Л. Полвека размышлений. Речи и статьи / Пер. с нем. Дюссельдорф, 1993.

2 Более подробно см.: Lampert H, Althammer J. Lehrbuch der Sozialpolitik 7. Aufl. Berlin, 2004.

3 Graf G. Grundlagen der Finanzwissenschaft. 2. Aufl. Berlin, 2005.

Статья поступила в редакцию 29 декабря 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.