Научная статья на тему 'Современные тенденции эволюции систем социального страхования'

Современные тенденции эволюции систем социального страхования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
939
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВАНИЕ ПО УХОДУ / СТРАХОВАНИЕ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ / SOCIAL INSURANCE SYSTEM / OBLIGATORY MEDICAL INSURANCE / PENSION INSURANCE / INSURANCE ON LEAVING / INSURANCE UPON UNEMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрющенко Г. И.

Целью настоящей статьи является анализ современных тенденций развития систем социального страхования в развитых странах. Затрагивается генезис социального страхования и последующее развитие данных систем. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о необходимости правильного распределения рисков между государством и частными лицами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern lines of evolution of systems of social insurance

The present article is dedicated to the analisis of modern tendency of social insurance system in developed countries. The carried out analysis allows to draw a conclusion on necessity of correct distribution of risks between the state and private persons

Текст научной работы на тему «Современные тенденции эволюции систем социального страхования»

12.3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭВОЛЮЦИИ СИСТЕМ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Андрющенко Г.И., к.э.н., доцент, зав. кафедрой социального страхования, экономики и управления предприятиями РГСУ

Контакты автора: [email protected]

Аннотация. Целью настоящей статьи является анализ современных тенденций развития систем социального страхования в развитых странах. Затрагивается генезис социального страхования и последующее развитие данных систем. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о необходимости правильного распределения рисков между государством и частными лицами.

Ключевые слова: система социального страхования, обязательное медицинское страхование, пенсионное страхование, страхование по уходу, страхование от безработицы

MODERN LINES OF EVOLUTION OF SYSTEMS OF SOCIAL INSURANCE

Andrioutchenko G.I., Chief of department of, Social insurance, economy and the organization, of enterprises, Russian state social university

Annotation: The present article is dedicated to the anaiisis of modem tendency of social insurance system in developed countries. The carried out analysis allows to draw a conclusion on necessity of correct distribution of risks between the state and private persons.

Keywords: social insurance system, obligatory medical insurance, pension insurance, insurance on leaving, insurance upon unemployment

Формирование системы социального страхования требует определенного, достаточно высокого уровня организации общества, науки и общественного сознания, поэтому появились они не так давно в историческом смысле.

В Средние века ремесленники объединялись в гильдии, которые формировали различные фонды, в том числе для помощи членам гильдии в случае заболевания или несчастного случая. Каждый член гильдии должен был регулярно платить определенные взносы в эти фонды. Промышленное развитие стимулировало создание фондов такого рода. Каждый работник был заинтересован в сохранении своего дохода в случае нетрудоспособности, для чего риск расходов на материальную помощь и лечение разделялся между членами гильдии. Начиная с конца XVIII — начала XIX в. работники как больших, так и малых предприятий стали образовывать общества взаимной солидарности и фонды на случай нетрудоспособности. Эти фонды предназначались для оплаты лечения и компенсации потерь заработка в случае травмы и заболевания, но не для извлечения прибыли.

Управление страховыми фондами и кассами осуществлялось на коллективной основе собраниями их членов и правлениями, в которые входили представители работников и работодателей. Эта возникшая

на основе общественного движения модель добровольного социального страхования была использована в дальнейшем при создании системы обязательного социального страхования в Германии, а позднее и в других странах. Данная модель носила ярко выраженный профессионально-корпоративный и сословный характер.

В конце XIX - начале XX в. были приняты страховые законы в большинстве стран Европы, в большей или меньшей степени сходные с моделью обязательного социального страхования в Германии. Социальное страхование - это форма защиты наемных работников от социальных рисков, зависящая от уровня их организованности, которая тесно связана с возникновением профсоюзов.

В начале 30-х годов XX в. обязательное социальной страхование получило развитие в большинстве развитых стран Европы, США и Канаде.

Последствия Первой мировой войны побудили промышленно-развитые страны к поиску путей обеспечения новых форм социальной защиты населения, что отразилось в деятельности Международной организации труда (МОТ), учрежденной в1919 году в составе Лиги Наций. Повышение уровня социальной защиты трудящихся от социальных рисков стало одним из важнейших направлений работы МОТ.

В развитой рыночной экономике система страхования от социальных рисков строится на принципах смешанной экономики, включая государственные, добровольно-общественные (коллективные) и частные институты, коммерческие и некоммерческие организации. Подобное ее построение позволяет обеспечить как гарантированную социальную защиту граждан от вероятностных причин потери трудоспособности и доходов, так и наиболее полное удовлетворение спроса различных категорий населения на услуги страхования от социальных рисков.

С развитием общества место и роль социального страхования значительно возрастают, что обусловлено увеличением охвата населения обязательным социальным страхованием, переходом бывших социалистических стран от государственного социального обеспечения к современным системам социальной защиты населения, развитием демократии и усилением страховой социальной защиты важнейших прав человека в современных цивилизованных государствах, расширением программ добровольного социального страхования, ростом уровня выплачиваемых пенсий, пособий и стандартов качества оказываемых социальных услуг, повышением их стоимости и ростом реальных доходов населения.

В системе социальной защиты развитых стран, прежде всего стран Европейского союза, социальное страхование сегодня играет ведущую роль.

Для национальных систем социального обеспечения глобализация чревата сокращением охвата и снижением адекватности пособий. Власти стремятся создать благоприятные условия для бизнеса, сокращая или снижая уровень взносов работодателей в систему социального страхования. В то же время, в связи с глобализацией растет потребность в социальной защите работников со случайными заработками. В последнее время доля временной или частичной занятости в развитых странах выросла. Так, в ЕС-15 с 1995 по 2006 год доля временной занятости увеличилась на 25%, а на условиях частичной занятости работает каждый пятый. Подобным образом ситуация развивается в Центральной и Восточной Европе. Сле-

довательно, увеличиваются риски, связанные с неформальной занятостью и собираемостью страховых взносов.

В то же время, в связи с глобализацией растет потребность в социальной защите работников со случайными заработками. Страны ЕС стараются решить эти проблемы реализацией концепции «гибкой социальной защиты» («Аехюигйу»), которая предусматривает сочетание гибких рынков труда и высокого уровня социальной защиты. Политика в социальной сфере и сфере занятости используется как инструмент по созданию новых мест на рынке труда и улучшению их качества.

Многие страны стараются активнее привлекать к решению социальных задач частные компании. Они стимулируются к выдаче пособий, особенно пенсионных и медицинских. В пенсионной сфере это делается с помощью индивидуальных накопительных счетов, в здравоохранении - через частное медицинское страхование и обслуживание. Такой тип реформ предполагает участие многочисленных поставщиков услуг, расширяет выбор потребителей. Некоторые системы социальной защиты вводят элементы конкуренции, когда государственные поставщики конкурируют за получение государственных ресурсов. В отдельных случаях, например, при получении семейных пособий государство стремиться сделать более гибкими правила платежей и используют накопительные элементы. Получатели могут сами решить, куда их потратить: на переобучение, творческий отпуск или отпуск по уходу за ребенком.

Застрахованные лица, получив более широкий выбор пособий и поставщиков, испытывают дополнительную потребность в информации. Реформа, расширяющая возможности получения пенсионных услуг, ставит перед организаторами данного процесса социальной защиты, как правило, следующие вопросы:

- предоставление индивидам полноценного, должным образом регулируемого выбора с сохранением необходимого уровня защиты от социальных рисков;

- сохранение экономии масштаба, свойственную единой государственной схеме;

- снижение затрат на администрирование, вызванных более фрагментарным социальным обеспечением;

- повышение уровня информированности застрахованных лиц в связи с необходимостью выбора в изменившихся условиях.

Эффективность системы социального страхования как элемента системы социальной защиты зависит от таких факторов, как экономическое развитие в данный конкретный момент, эффективное администрирование и демографическая ситуация.

По прогнозам в период с 2000 по 2060 годы средняя продолжительность жизни в странах Европейского Содружества увеличиться на 8,5 году у мужчин и на 6,9 года у женщин. Следует отметить, что уровень рождаемости упал в этих странах значительно ниже отметки 2,1, необходимой для нормального воспроизводства населения. Во Франции и Ирландии, странах с наиболее высокой рождаемостью в этом регионе, показатель равен 2,0, но в большинстве стран он составляет 1,4 или ниже.

По расчетам Еврокомиссии, к 2060 году в ЕС тенденция к увеличению ожидаемой продолжительности жизни в сочетании со снижением уровня рождаемости приведет к сокращению численности экономически активного населения с 2,7 до 1, 4 к 1. ( 3)

При сохранении или незначительном росте производительности труда не представляется возможным в таких условиях сохранить существующий пенсионный возраст, уровень взносов и размеров пособий. Следовательно, объективно возникнет необходимость корректировки социальных расходов.

Эти процессы уже начинаются в некоторых странах Евросоюза и приводят к серьезным социальным протестам.

Старение населения влечет за собой рост потребности в услугах здравоохранения, стоимость которых также возрастает. Таким образом, расходы на социальное страхования продолжают расти, несмотря на укрепление финансирования за счет повышения пенсионного возраста, совершенствования актуарных расчетов, введения механизмов автоматической стабилизации финансирования систем социального страхования.

Европейские страны по разному подходят к вопросу формирования финансовых ресурсов социального страхования. Так, в Германии, несмотря на общую положительную тенденцию, государственное пенсионное страхование и больничные кассы оказались в минусе, причем в пенсионном страховании дефицит финансирования увеличился на 0,7 млрд. до 2,1 млрд.евро. Дефицит государственных больничных касс, в которых в первом квартале был зафиксирован профицит в размере 1,1 млрд.евро, составил 0,1 млрд.евро.

Дефицит финансирования Федерального агентства занятости сократился на 2,3 млрд.до 1,9 млрд. евро.

Предполагается, что в 2011году взносы работодателей на социальное страхование будут увеличены. Изменение тарифа взноса затронут медицинское страхование и страхование по безработице. Учитывая то факт, что в Российской Федерации не удалось решить проблему дефицита фондов социального страхования за счет повышения взносов, интересно проанализировать немецкий опыт в этой сфере. С 1 января 2011 году единый тариф взноса на государственное медицинское страхование возвратился к уровню до финансового и экономического кризиса. Он составляет 15,5%. До этого взнос составлял 14,9%. Повышение во многом определено ростом продолжительности жизни и стоимостью высокотехнологичных видов медицинской помощи. Таким образом, тариф взноса повышен для работников и пенсионеров на 0,3% с 7,9 до 8,2%. Взнос работодателей возрастет с 7,0 до 7,3%. При недостатке средств больничные кассы смогут увеличить размер дополнительных взносов, но повышение не коснется работодателей. Следует отметить, что в Германии, также как в РФ, взносы на социальное страхование взимаются до определенного предела заработка. (4)

Больничные кассы смогут установить дополнительный взнос в фиксированном размере. Ответственность за уплату будет лежать на всех застрахованных, за исключением их семей. Застрахованные лица с низким заработком автоматически и без лишнего бюрократизма освобождаются от уплаты взносов. Для этого не требуется специального заявления. Кроме того, застрахованные, не желающие уплачивать повышенный взнос, имеют право перейти в двухмесячный срок в другую больничную кассу, расторгнув договор с первой.

Тариф взносов на пенсионное страхование в размере 19,9% был установлен на долгосрочную перспективу. В 2011 году пенсионное страхование будет иметь дефицит в размере 2 млрд. евро. Этот дефицит пред-

полагается покрыть за счет имеющегося резерва в размере 16 млрд. евро.

В государственном страховании по уходу, которое полностью отсутствует в РФ, изменений тарифа не ожидается. Несмотря на повышение пособий с 1 января 2010 года, кассы страхования по уходу располагают достаточными резервами. Следует отметить, что реформа этого вида социального страхования запланирована и в проекте реформы заложено введение накопительного компонента. Тариф взноса будет сохранен на уровне 1,95% (плюс 0,25% для застрахованных без детей). (4)

Следует более детально рассмотреть опыт Германии по аккумулированию финансовых ресурсов для системы социального страхования. Сбор совокупного взноса на социальное страхование (медицинское страхование, страхование по уходу, пенсионное страхование также взносы в федеральное агентство занятости) производится соответствующей больничной кассой, которые в организационном и финансовом аспектах самостоятельно, но под государственным контролем, выполняют возложенные на них государственные задачи. Органами самоуправления во всех видах касс являются административных совет и правление. В административный совет на паритетных началах входят представители застрахованных лиц и работодателей, что крайне важно для осуществления контроля над расходованием и сбором средств. Выборы представителей осуществляются каждые 6 лет путем тайного голосования. Административных совет составляет план бюджета, определяет устав больничных касс, а также выбирает и контролирует правление.

Ответственной за сбор взносов является та больничная касса, в которой осуществляется медицинское страхование работника. Работодатель должен отчислять взносы в данную кассу. Она контролирует взносы и перенаправляет их в соответствующие фонды страхования.

В отношении работодателей, уклоняющихся от уплаты взносов на социальное страхование, больничные кассы могут применять меры принудительного взыскания, например, наложение ареста на имущество. Кроме того, неуплата является преступлением, связанным с высокими штрафами.

Следует отметить позицию немецкого правительства в отношении параметрической реформы пенсионного страхования. Размер пенсионных выплат в рамках государственного страхования напрямую зависит от должности, которую занимал застрахованный в период трудовой деятельности. Работники с большим страховым стажем и высокой зарплатой могут рассчитывать на более высокую пенсию, чем работники с меньшим стажем или более низкой зарплатой.

Для того, чтобы сохранить данную ситуацию в период демографических изменений, по мнению федерального правительства, необходимо проведение реформы «Пенсия с 67 лет». В последнее время доля работников в возрасте 60-64 лет увеличилась за последние 5 лет на 12% и составила 40%. При сохранении данной тенденции возраст выхода на пенсию будет постепенно увеличен с 2012 по 2019 год с 65 до 67 лет. (4)

Современные тенденции социального страхования по безработице в рамках данной статьи уместно рассмотреть на примере Швейцарии, так как она занимает не лидирующую, но и не последнюю позицию в международном списке. Ввиду того, что в разных странах системы страхования по безработице сильно отличаются друг от друга, а в Российской Федерации данная

система отсутствует совсем, сравнению поддаются отдельные показатели.

Одним из таких универсальных показателей является процент замещения утраченного заработка, который рассчитывается как отношение компенсации по безработице к величине прежнего заработка. Так, в Австрии возмещение заработка составляет 55%, в Дании - 90%, в Швейцарии - 70-80%. (5)

Швейцария оказалась в середине сравнительного списка и по такому показателю, как длительность получения пособий. В настоящее время она составляет 18 месяцев при условии, что взносы уплачивались в течение минимум 12 месяцев. В планы парламента страны входит задача определения более тесной связи между страховым стажем и сроком получения пособий. Предполагается, что безработные, которые делала отчисления на страхование по безработице в течение 12 месяцев, будут получать пособия в течение 12 месяцев и, соответственно, уплачивающие взносы в течение 18 месяцев пособия будут также получать 18 месяцев. Для сравнения, во Франции и Голландии безработные получают компенсацию в течение того срока, которого они уплачивали взносы на страхование (максимально 24 и 38 месяцев). В Германии длительность получения пособий равна половине страхового стажа. При этом во многих странах пожилые безработные получают компенсацию дольше, чем молодые.

Подводя итоги, нужно отметить, что системы социального страхования в развитых странах демонстрируют тенденции, связанные с адаптацией к демографическим проблемам, финансовому дефициту и совершенствованием администрирования социальных процессов. В связи с этим практически везде повышается возраст выхода на пенсию, имеется стремление к повышению взносов практически по всем видам социального страхования и формированию страховых механизмов защиты от большего числа социальных рисков. В кризисные годы системы социального страхования используются как факторы антикризисного управления и стабилизации экономик

Список литературы:

1. Андрющенко Г.И. Социальное страхование: современный курс,- Учебное пособие - РГСУ, М.: 2010г.

2. Скурова А.В. Трансформация систем пенсионного страхования в ряде развитых стран, Труд и социальные отношения, 2010г.,№10

3. Global economy contracts with slow recovery next year. IMF Survey Magazine, April 22

4. EC, 2009 ageing report: Economic and budgetary projections for UE -27

5. Member States (2008-2060)

6. www.focus.de

7. www. derarbeitsmarkt.ch

8. www.tageschau.de

Reference list:

1. Andrioutchenko G.I. Social Insurance: Modern Course. -RSSU, M.: 2010.

Skurova A.V. Transformation of pension insurance systems in developed countries/ Labor and social relations, 2010,№10

Global economy contracts with slow recovery next year. IMF Survey Magazine, April 22

4. EC, 2009 ageing report: Economic and budgetary projections for UE -27

5. Member States (2008-2060)

6. www.focus.de

7. www. derarbeitsmarkt.ch

8. www.tageschau.de

РЕЦЕНЗИЯ

на статью к.э.н., доцента Андрющенко Г.И. на тему: «Современные тенденции эволюции систем социального страхования»

Рецензируемая статья Андрющенко Г.И. посвящена актуальной теме. В современных условиях место и роль социального страхования значительно возрастают, что обусловлено увеличением охвата населения обязательным социальным страхованием, переходом от государственного социального обеспечения к современным системам социальной защиты населения.

Исследование теоретических и практических аспектов социальной защиты населения в условиях глобализации весьма актуально для Российской Федерации, так как задачи, стоящие перед наиболее развитыми странами в связи в развитием систем социального страхования не менее остро встают перед нашей страной.

Можно поддержать научную позицию автора, заключающуюся в том, что эффективность системы социального страхования как элемента системы социальной защиты зависит от таких факторов, как экономическое развитие в Данный конкретный момент, эффективное администрирование и демографическая ситуация.

Рецензируемую работу отличает новизна и доказательность идей и, кроме того, она выполнена на высоком научном уровне и содержит ряд выводов, имеющих практический интерес.

Статья Андрющенко Г.И. представляет собой законченное научное исследование и может быть рекомендована к публикации

Зав. кафедрой «Финансы и кредит» РГСУ,

профессор,

д.э.н. А.А. Грунин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.