Научная статья на тему 'Кризис поступка героя в очерках И. А. Гончарова «Иван Савич Поджабрин»'

Кризис поступка героя в очерках И. А. Гончарова «Иван Савич Поджабрин» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
424
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРОЙ / И.А. ГОНЧАРОВ / ИВАН САВИЧ ПОДЖАБРИН / КРИЗИС ПОСТУПКА / ОЧЕРКИ / ПОСТУПОК / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА / HERO / I.A. GONCHAROV / IVAN SAVICH PODZHABRIN / CRISIS OF AN ACT / SKETCHES / DEED / RUSSIAN LITERATURE OF THE 19TH CENTURY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Швецова Татьяна Васильевна

В данной статье представлен герой ранних очерков И.А. Гончарова в контексте художественного мира писателя и в связи с одной из констант русского литературного процесса середины XIX века, а именно в ситуации «ожидания героя». Исследование ведется на основе очерков «Иван Савич Поджабрин». В этом сочинении И.А. Гончарова были заложены художественные основы метода писателя. Выбор темы статьи обусловлен задачами отечественной истории литературы, нацеленными на изучение тенденций и закономерностей русского историко-литературного процесса. В статье рассматриваются такие категории, как героическое, поступок литературного героя, «кризис поступка» как невозможность человека реализовать себя в целостности. Кризис героя в литературном дискурсе сороковых годов XIX столетия порождает так называемый «кризис поступка», когда в русской литературе возникает «непоступающий» герой. Вопрос о поступке трактуется вслед за М.М. Бахтиным и Н.И. Николаевым. В концепции указанных ученых поступок есть способ определения положения персонажа в системе героев литературного произведения и возможность моделирования внешней архитектоники художественного пространства произведения. Поступок устанавливает ценностную иерархию в тексте, указывает на отведенное герою место в художественном целом. Новизну работы составляет выбранный аспект анализа произведения И.А. Гончарова, а именно изучение поступка основного действующего лица, по имени которого названы очерки. Анализ образа героя и его поступков ведется путем установления многочисленных литературных традиций, на которые ориентируется писатель в «Иване Савиче Поджабрине». Методика работы определяется сравнительно-историческим, типологическим, герменевтическим, биографическим подходами к материалу. Таким образом, данное исследование способствует расширению представлений о литературном процессе XIX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRISIS OF THE DEED IN KETCHES “IVAN SAVICH PODZHABRIN” BY I. A. GONCHAROV

In the paper under consideration, the hero of early sketches by I.A. Goncharov is presented in the context of artistic world of the writer and in connection with one of the constants of Russian literary process of the mid¬18th century, namely the state of “waiting for a hero”. The research is carried out on the basis of sketches “Ivan Savich Podzhabrin”. In the given work, the artistic basis of the writer’s method was laid. The choice of the article topic was determined by the objectives of Russian history of literature, such as the study of tendencies and regularities of Russian historical¬literary process. The article deals with such categories as the heroic, the literary hero’s act, and “the crisis of the deed” as an impossibility for a person to realize himself in his or her integrity. The problem of the act is interpreted after M.M. Bakhtin and N.I. Nikolaev. In their conception, the abovementioned researchers describe the way to define the position of a character in the system of a literary work and demonstrate the possibility to model the outer architectonics of the literary work’s artistic space. The novelty of the research consists in the chosen aspect of analyzing the work by I.A. Goncharov, namely, the study of an act performed by the protagonist, whose name serves as the title of the sketches. The analysis of the hero’s image and his acts is performed by determining numerous literary traditions the author of “Ivan Savich Podzhabrin” orients on. The methodology of the work is defined by comparative¬historical, typological, hermeneutical, and biographical approaches to the material. Thus, the present research contributes to widening the knowledge about the literary process of the 19th century.

Текст научной работы на тему «Кризис поступка героя в очерках И. А. Гончарова «Иван Савич Поджабрин»»

УДК 82

Швецова Т.В.

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова,

г Северодвинск, Россия E-mail: tavash@yandex.ru

КРИЗИС ПОСТУПКА ГЕРОЯ В ОЧЕРКАХ И.А. ГОНЧАРОВА «ИВАН САВИЧ ПОДЖАБРИН»

В данной статье представлен герой ранних очерков И.А. Гончарова в контексте художественного мира писателя и в связи с одной из констант русского литературного процесса середины XIX века, а именно в ситуации «ожидания героя». Исследование ведется на основе очерков «Иван Савич Поджабрин». В этом сочинении И.А. Гончарова были заложены художественные основы метода писателя.

Выбор темы статьи обусловлен задачами отечественной истории литературы, нацеленными на изучение тенденций и закономерностей русского историко-литературного процесса.

В статье рассматриваются такие категории, как героическое, поступок литературного героя, «кризис поступка» как невозможность человека реализовать себя в целостности. Кризис героя в литературном дискурсе сороковых годов XIX столетия порождает так называемый «кризис поступка», когда в русской литературе возникает «непоступающий» герой.

Вопрос о поступке трактуется вслед за М.М. Бахтиным и Н.И. Николаевым. В концепции указанных ученых поступок есть способ определения положения персонажа в системе героев литературного произведения и возможность моделирования внешней архитектоники художественного пространства произведения. Поступок устанавливает ценностную иерархию в тексте, указывает на отведенное герою место в художественном целом.

Новизну работы составляет выбранный аспект анализа произведения И.А. Гончарова, а именно изучение поступка основного действующего лица, по имени которого названы очерки.

Анализ образа героя и его поступков ведется путем установления многочисленных литературных традиций, на которые ориентируется писатель в «Иване Савиче Поджабрине».

Методика работы определяется сравнительно-историческим, типологическим, герменевтическим, биографическим подходами к материалу.

Таким образом, данное исследование способствует расширению представлений о литературном процессе XIX века.

Ключевые слова: герой, И.А. Гончаров, Иван Савич Поджабрин, кризис поступка, очерки, поступок, русская литература XIX века.

В качестве специфического объекта литературоведческого исследования «кризис поступка» стал выступать сравнительно недавно. Его возникновение обусловлено определением нового подхода к изучению основных характеристик классического периода русской литературы. Необходимо заметить, что современные исследователи в поиске новой методологической парадигмы обращаются к материалу русской литературы XIX века (Д. Жаткин [36], С. Ильенко [35], Р. Грюбель [34] и др.). В новейших публикациях рассматриваются изменения представлений о переводческой деятельности и тем самым раскрываются динамические процессы в русском литературном дискурсе [36]. Весьма любопытны работы, посвященные отдельным направлениям в русской литературе [30].

Важными представляются публикации, в которых исследуется специфика того или иного художественного метода и в контексте этого

изучается творческая манера определенного писателя [34], [35].

Во многих англоязычных статьях рассматриваются частные вопросы, которые тем не менее ориентированы на раскрытие проблемы глобальной исторической литературной динамики [29], [33]. Уделяется внимание анализу проблемы, связанной с методологическим статусом современных компаративистских исследований русской литературы [27], [28].

Мы используем категорию поступка применительно к характеристике русского историко-литературного процесса, в котором время от времени наступают кризисные моменты, связанные с утратой четких очертаний представления о герое [14]. Наш подход апеллирует к философеме концепции М.М. Бахтина, его рассуждениям о кризисе поступка.

Выходом из подобной ситуации Бахтин видит «реабилитацию» поступка как формы человеческого бытия.

В настоящей статье будут рассмотрены очерки И.А. Гончарова в аспекте проблемы «кризиса поступка» героя.

«Иван Савич Поджабрин» - весьма необычное сочинение И.А. Гончарова. Современники неоднозначно отреагировали на появление этих очерков, описывающих картины из жизни петербургского чиновника. Но в одном они, безусловно, сошлись: в признании литературного мастерства автора.

Сегодня можно говорить о росте научного интереса как к творчеству самого И.А. Гончарова [31], [32], [37], так и к очеркам об Иване Савиче Поджабрине. За последние годы вышло несколько статей, связанных с различными аспектами изучения этого текста [4], [10], [11], [8], [20], [21], [25].

Это одно из дебютных сочинений писателя, над которым он начал работать в 1841 году, а впервые стало доступно широкой аудитории в 1848. После публикации И. А. Гончаров сам называл его «безделкой» и при этом долго правил текст, когда он без его ведома оказался напечатанным в журнале «Для легкого чтения».

«В научной литературе до сих пор нет однозначного ответа на вопрос физиологический ли очерк «Иван Савич Поджабрин» или пародия на физиологию», - к такому выводу пришла А.Г. Гродецкая [9]. Исторические факты свидетельствуют о том, что к работе над произведением писатель приступил до того, как полновесно заявила о себе «натуральная школа».

Сам Гончаров рассматривал очерки «Иван Савич Поджабрин», как «пробу сил» на пути к идейной зрелости и реалистическому мастерству [5].

Критики-современники и литературоведы по-разному оценивают место этого произведения в творческом наследии писателя. Так, П. Анненкова в «Заметках о русской литературе 1848 года» пишет, что «шуточный рассказ» И.А. Гончарова представляет собой «подробное описание поступков смешного Поджабрина»; эта «шутка понимается как сбор смешного без значения, как публичная выставка нелепостей» (гл. XXII) [1]. Он считает, что произведение это не вписывается в контекст литературных опытов И. А. Гончарова, не отвечает его таланту.

А. Григорьев в большой критической работе «И.С. Тургенев и его деятельность. (По поводу

романа «Дворянское гнездо»). Письма к Г. Г. А. К. Б.» (1859) писал: «<...> в „Поджабрине" частные, внешние подробности совершенно поглощают и без того уже небогатое содержание; .эти произведения ... этюды, блестящие ярким жизненным колоритом, выказывающие несомненный талант высокого художника, но художника, у которого анализ, и притом очень дешевый и поверхностный анализ, подъел все основы, все корни деятельности» [8, с. 327]. В отзыве Григорьева об «Иване Савиче Поджа-брине» сформулирован вывод, противоположный оценке П. Анненкова: в раннем произведении Гончарова обнаружились многие «данные таланта» писателя.

А. Дружинин в собственной статье «Прекрасное и вечное» (1856), говоря о том, что русская литература многое сделала для понимания общества, практической стороны жизни, иллюстрирует эту мысль образами, созданными Гончаровым, - Адуева-старшего и Поджа-брина [2].

По мнению В. Мельника, ни один критик -современник И.А. Гончарова не смог до конца понять суть образа Поджабрина и замысел автора.

Иван Савич - петербургский чиновник служит «из чести», «без жалования». Суть его деятельности состоит в постоянной перемене квартир и влюбленностей. Он волочится за всеми без разбора: баронесса, мещанка, служанка.

Образ Поджабрина очевидно соотносится с вереницей «маленьких людей» в русской литературе: «бедный» Евгений у А.С. Пушкина («Медный всадник»), Акакий Акакиевич Баш-мачкин у Н.В. Гоголя («Шинель»), Василий Тихоныч Крупа у А. Майкова («Машенька»), Макар Девушкин («Бедные люди») и господин Прохарчин («Господин Прохарчин») у Ф М. Достоевского и др.

В сороковые годы XIX века чиновник становится одним из объектов изображения в русской литературе. В «Финском вестнике» за 1845 год находим: «Мы хотим действительности во что ни стало, и самый любимый наш герой теперь не поэт, не импровизатор, не художник, а чиновник, или пожалуй откупщик, ростовщик, вообще приобретатель, то есть самое непоэтическое существо в мире» [цит. по: 22].

Основной ракурс изображения чиновника в 1840-е годы определен откровенной насмешкой над ним или сентиментальным сочувствием (как у А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского). В. Мельник утверждает, что в «Иване Савиче» И.А. Гончаров «нашел совершенно необычный ракурс темы о «маленьком человеке», соединив ее с темой дон-жуанизма, поиска красоты» [13, с. 129].

Поджабрин, как чиновник, является представителем «третьего сословия». Положение этой общественной группы было укреплено петровской Табелью о рангах. По словам Вс. Сахарова, это «новая нарождающаяся материальная и духовная сила в старом обществе», которая «под влиянием идей Просвещения превращается из военно-служилого сословия в духовную оппозицию верховной власти» [24]. Представители «третьего сословия» скованы «вертикальным» механизмом сословного абсолютистского государства.

Однако у И.А. Гончарова в «Иване Савиче Поджабрине» герой предстает в концептуально ином статусе. Он, как мольеровский «мещанин во дворянстве», пытается занять не свойственное ему по рождению место в мире. В этом смысле весьма показательна сцена пира у баронессы Цейх, представленная в очерках в откровенно ироническом плане.

Герой, его поведение, поступки, высказывания рождают ассоциативные связи с персонажами предшествующей литературы, как русской, так и зарубежной. Современные исследователи вслед за А. Дружининым охотно сравнивают Ивана Савича то с персонажами Гоголя (Хлестаков, Поприщин) [19], [25], то с Печориным у Лермонтова, то с Фаустом и Дон Жуаном в версии Пушкина и Гофмана [18], [21]. Очень часто гончаровского героя квалифицируют как пародийного, травестированного Дон Жуана [13]. Вне всякого сомнения, параллели с героями европейской литературы заданы в тексте И.А. Гончарова совершенно сознательно.

Время создания «очерков» совпало с публикацией статьи С. Шевырева (1841) о лермонтовском романе. М. Отрадин настаивает, что в толковании Печорина И.А. Гончарову оказалась ближе концепция С. Шевырева, чем позиция В.Г. Белинского. «Осмысленный в контексте рассуждений Шевырева, которые, как явствует

из статьи « Мильон терзаний», остались близки Гончарову и через тридцать лет, образ Поджа-брина - это скорее реакция не на «Героя нашего времени» как такового, а на прочитанный по-шевыревски роман», - пишет он [26]. В упомянутой статье С. Шевырев стремится поставить вопрос о «болезни современного человека». В этом ракурсе он и формулирует свою характеристику Печорина: «двадцатипятилетний сластолюбец»; «человек опытный в делах любви»; «душа сильная, но черствая»; «холодный и расчетливый esprit fort [вольнодумец]»; «взгляд его на прекрасный пол обнаруживает материалиста, начитавшегося французских романов новой школы», его недуг - это недуг века: «гордость духа» и «низость пресыщенного тела» [26]. Печорин - пигмей, принявший размер фантома в нашей фантазии.

С. Шевырев здесь предлагает своеобразный ключ к загадке Печорина: «Апатия, следствие развращенной юности и всех пороков воспитания, породила в нем томительную скуку; скука же, сочетавшись с непомерною гордостью духа властолюбивого, произвела в Печорине злодея. Главный же корень всему злу - западное воспитание, чуждое всякому чувству веры» [26]. Безверие - диагноз Печорина.

Близки к приведенным выше оценкам С. Шевырева и оценки Печорина у И.А. Гончарова в статье «Мильон терзаний»: «паразит, изумительно начертанный великим талантом, как болезненные порождения отжившего века»; «не способен к делу, к активной роли, бродит как тень с «тоскующей ленью»; «недовольство и озлобление»; показное равнодушие как «квинтэссенцией донжуанства»; «Печорину была знакома одна наука «страсти нежной»; «Онегины и Печорины - вот представители целого класса, почти породы ловких кавалеров, jeunes premiers [первый любовник]». Печорин принадлежит к разряду людей, «которым нечего было делать».

Таким образом, И.А. Гончаров выделяет в образе героя времени основополагающее свойство - сладострастие как одна из слабостей, разрушающих человека. Другое важное замечание, предъявленное Печорину Гончаровым, - бездеятельность. Герой времени - герой недеятельный, не способный на какой-либо активно-ответственный поступок.

Герой - это тот, кто способен преобразовать мир; его деятельность, как правило, увенчивается доблестной гибелью. С.П. Шевырев и И.А. Гончаров отказывают в этом качестве главному персонажу «Героя нашего времени». М.Ю. Лермонтова. Создавая Ивана Савича, И. А. Гончаров кроит его по печоринским лекалам. В его интерпретации - это эпикуреец на русский лад, чья жизненная философия «пить, любить, обманывать друг друга». «Не-деяние» -родовая черта литературного типа, к которому тяготеет Поджабрин.

С.П. Шевырев, а вслед за ним и И.А. Гончаров, разглядели в Печорине такое донжуанство, которое, похоже, и наследует Поджабрин. В тексте очерков очевидно спародирован сюжет о Дон Жуане в эпизоде, раскрывающем отношения Анны Павловны, находящейся на содержании у майора Стрекозы, и Ивана Савича. Воссоздавая знаменитый любовный треугольник: Донна Анна - командор - Дон Жуан. Иван Савич, задремавший в квартире своей пассии, спросонья принял «низенького, чрезвычайно толстого пожилого человека, с усами, в венгерке» за виденье и со словами «приснится же этакая гадость!» - плюнул на отставного майора. «Далее, как положено, следует дуэльная сцена. Но дальше разговоров дело не идет. Дон Жуан не настоящий: Поджабрин мгновенно объявляет себя женоненавистником и мизантропом и отказывается стреляться. Да и «Командор» не тот, за кого себя выдает. Поэтому вместо дуэли - совместный чай с коньяком» [18]. На эти сюжетно-образные параллели и их конро-верзы обратил внимание М. Отрадин.

Герой-любовник Иван Савич в кульминационный момент, когда Прасковья Матвеевна призывает его к женитьбе (так сказать «берет за жабры»), сбегает от своей избранницы, не желая поступиться собственной свободой. И в этом тоже, конечно, в ироническом плане угадываются печоринские черты.

По определению С. Шевырева, суть донжуанства составляет скепсис и безверие. Иван Савич Поджабрин вполне отвечает и этой характеристике. Слуга Авдей стыдит «безбожника» Поджабрина, собирающегося пожуировать со служанкой: «Бога вы не боитесь... Я-то с вами сколько греха на душу взял» [6]. В другом случае Авдей говорит: «Побойтесь бога, Иван Са-вич, грешно, право грешно» [6].

Заметим, что по ходу развития сюжета очерков Иван Савич неоднократно в самый ответственный момент погружается в сон (на свидании с Анной Павловной, после кутежа у баронессы Цейх) или, флиртуя с дамами, повторяет заученную фразу «не во сне ли я!». «Должность проклятая... не дадут заснуть!» - злится Иван Савич. Его сон - попытка уйти в иную реальность, способ отгородиться от реального мира, дистанцироваться от него. В поступках Поджабрина тоже очевидно прослеживается эта установка. Неслучайно М. Отрадин называет Ивана Савича «первым идеалистом» у Гончарова: «В сознании петербургского Дон Жуана доминирует не протест против Творца, а противопоставление себя мещанскому миру» [18].

Исследователь утверждает, что в «"философии" Поджабрина можно видеть сниженный, опошленный вариант печоринского понимания жизни, в которой человек не может рассчитывать на внимание к себе высших, божественных сил, ибо их нет» [18].

Отсутствие в мире божественных сил неизбежно сказывается на его состоянии. Социальный мир плох, всюду неухоженность и отсутствие порядка. Неслучайно Иван Савич постоянно меняет квартиры. Дом символизирует стабильность и защищенность. Если дома нет, человек бесприютен, одинок и невостребован.

Что остается делать человеку в мире без Бога? Времяпрепровождение Поджабрина сводится к «жуированию жизнью»: «Он не знал, что делать. Для препровождения времени он то подожмет ноги под себя, то вытянет их во всю длину по ковру, то зевнет, то потянется, или стряхнет в чашку кофе пепел с сигары и слушает, как он зашипит; словом, он не знал, что делать со скуки»; или, надев красивый шлафрок, «отворял вполовину дверь и глядел к соседкам: это он называл жуировать» «Жизнь коротка -надо жуировать ею», - повторял Иван Савич и не давал прохода ни одной хорошенькой женщине [6].

Г.Н. Васильева обратила внимание на то, что Поджабрин не единожды произносит ге-тевскую фразу «Жизнь коротка» [4]. Смысл этой реминисценции не бравирование, а горькая констатация. Поджабрин чувствует глубину фаустовской формулы. За этой легковесной фразой кроется ощущение трагической бесперспек-

тивности: человек смертен. А за чертой смерти, видимо, тоже не просматривается никакого обновления, как у героев М.Ю. Лермонтова из его вольного перевода Г. Гейне («Они любили друг друга...») [17].

Е. Краснощекова заметила, что «в комическом герое гончаровского очерка обнаруживается довольно неожиданный полемический импульс» [12, с. 44]. Вероятно, полемика выстраивается по отношению к герою романа М.Ю. Лермонтова. Оба произведения были созданы в весьма своеобразное для русской литературы время - сороковые годы XIX века.

1840-е - начало 1850-х годов охарактеризованы в научной литературе как «переходное» десятилетие (Б.Я. Бухштаб, В.В. Кожинов, В.С. Ба-евский, Л.Я. Гинзбург и др.). Его переходный характер обусловлен трансформацией эстетических систем, что определило не только изменения в литературном процессе, но и отсутствие крупных поэтических имен. Ведущую роль получает «натуральная школа», вопросам организации и функционирования которой посвящены работы Н.Я. Берковского, В.В. Виноградова, Г.А. Гуковского, В.И. Кулешова, Ю.В. Манна, Н.И. Пруцкова, А.Г. Цейтлина, Д.И. Чижевского. О влиятельности «натуральной школы» писал в свое время В.Г. Белинский, полемизировали критики и литераторы рассматриваемого этапа Д.В. Григорович, В.Н. Майков, Н.А. Некрасов,

A. А. Григорьев, А.В. Дружинин.

«Переходность» определила смену литературных направлений, перемену в кадастре лирических и эпических жанров, изменение канона героического в литературе. Писатели активно ищут «героя времени». Складывается ситуация, которая ранее определена нами как «ожидание героя» [15]. Гончаровский Поджабрин - тоже, на наш взгляд, вписывается в эти искания. И это, несмотря на его пародийно-иронический характер. М. Отрадин отмечает: «В банальном герое, переживающем банальные истории, читатель обнаруживает какой-то не банальный, не сразу улавливаемый смысл» [18]. На наш взгляд, этот смысл кроется в поиске нового типа героя -тенденции, характеризующей основной вектор русских литературных исканий эпохи.

Следует признать справедливым замечание

B. Мельника, который пишет: «Гончаров не зу-

боскалит над своим героем <.. .> Отталкиваясь от опытов изучения эстетики античности и, в частности, трудов И. Викельмана, от эстетики Шефтсбери, он начинает разрабатывать одну из главных тем своего творчества: искание красоты как формы существования Бога в человеке» [13, с. 130]. В мире, оставленном Высшей Силой, Поджабрин пытается отыскать Бога и делает это через соприкосновение с красотой, реализованной в женском начале. В этом смысле Иван Савич сближается с Дон Жуаном Гофмана.

Ирония, шаржирование, пародия - отвлекающий прием у Гончарова. Среди писателей, которых якобы пародирует автор «Ивана Са-вича», - А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, Мольер, Гете. В русском литературном сознании эпохи все эти авторы встраиваются в фарватер ключевых вопросов о вере / безверии, о способах обнаружения божественного присутствия в мире.

Итак, «Иван Савич Поджабрин» И.А. Гон -чарова - очередная страница в истории русской литературы, связанная с целой эпохой ее исканий, которую справедливо назвать эпохой «кризиса поступка» русского литературного героя [16]. Характерную особенность этой эпохи нам уже приходилось формулировать, ее принципиальные параметры, как представляется, подтверждают и очерки И.А. Гончарова: «Не-поступающий» герой очерков И.А. Гончарова, актуализированный и в русской литературе 40-х годов XIX века, являет собой утверждение невозможности поступка, неопределенности и неопределимости своего места в событии бытия. Именно эта неопределенность его места как точки исхождения поступка и делает невозможным последний. Исторические причины кризиса поступка в русской литературе эпохи не в самом герое, а в стремительно меняющейся архитектонике мира, в котором должен был реализовать себя его поступок. Именно этот глубокий и совершенно не описанный еще тектонический процесс образовал «бездну между мотивом поступка и его продуктом» (Чижевский) - явление, которое обнаружило себя на поверхности, в том числе в напряженной «атмосфере ожидания героя» [15].

15.06.2017

Список литературы:

1. Анненков, П. Заметки о русской литературе 1848 года [Электронный ресурс] / П. Анненков. - Режим доступа: http://az.lib. ru/a/annenkow_p_w/text_0142.shtml

2. Балакин, А. Ю., Гродецкая, А. Г., Туниманов, В. А. Примечания к очерку «Иван Савич Поджабрин» [Электронный ресурс] / А.Ю. Балакин и др. // Гончаров И. А. Полн. собр. соч.: В 20 т. - СПб.: «Наука», 1997. - Т. 1. - С. 657-673. - Режим доступа: http://www.rulit.me/books/polnoe-sobranie-sochinenij-i-pisem-v-dvadcati-tomah-tom-i-read-95883-76.html#section_17

3. Балакин, А.Ю. Коллективные коммерческие сборники середины XIX века как источник текста (к издательской истории очерка И.А. Гончарова «Иван Савич Поджабрин») / А. Балакин // Русская литература. - 2008. - №2. - С. 114-121.

4. Васильева, Г.М. О гётевской реминисценции в очерке И.А. Гончарова «Иван Савич Поджабрин» / Г.М. Васильева // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - Серия: Филология, история, востоковедение. - 2009. - С. 195-196. -Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/o-gyotevskoy-reministsentsii-v-ocherke-i-a-goncharova-ivan-savich-podzhabrin

5. Гончаров, И.А. Собрание сочинений в восьми томах [Электронный ресурс] / И.А. Гончаров. - Т. 1. - М., Гослитиздат, 1952. -Режим доступа: http://ruslit.traumlibrary.net/book/goncharov-ss8-01/goncharov-ss8-01.html

6. Гончаров, И. А. Иван Савич Поджабрин [Электронный ресурс] / И.А. Гончаров // Гончаров, И. А. Полное собрание сочинений и писем в двадцати томах. - Т. 1. - СПб.: Наука, 1997. - С. 103-171. - Режим доступа: http://www.goncharov.spb.ru/podg

7. Гончаров, И.А. Мильон терзаний [Электронный ресурс] / И.А. Гончаров // Электронная библиотека М. Машкова. - Режим доступа: http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0040.shtml

8. Григорьев, A.A. И.С. Тургенев и его деятельность. По поводу романа «Дворянское гнездо». Письма к Г. Г. А. К. Б. [Электронный ресурс] / А.А. Григорьев // Григорьев A.A. Апология почвенничества / Составление и комментарии А.В. Белова. М.: Институт русской цивилизации, 2008. - Режим доступа: http://az.lib.ru/g/grigorxew_a_a/text_0620.shtml

9. Гродецкая, А.Г. «Пафос середины»: ирония и автоирония у Гончарова [Электронный ресурс] / А.Г. Гродецкая // Гончаров: живая перспектива прозы: Научные статьи о творчестве И.А. Гончарова. Szombathely, 2013. С. 38-49 (BIBLIOTHECA SLAVICA SAVARIENSIS. Tomus XIII). - Режим доступа: 2010-0018_kotet_018_bibliotheca_slavatica_goncsarov%20.pdf

10. Демиховская, О.А. Традиции Гоголя в творчестве И. А. Гончарова 1840-х годов: (Очерк «Иван Савич Поджабрин») / О.А. Демиховская // Ученые записки Пермского ун-та. - 1960. -Т. XIII. - Вып. 4. - С. 86-92.

11. Евстратов, Н.Г. Гончаров на путях к роману: (К характеристике раннего творчества) / Н.Г. Евстратова // Ученые записки Уральского педагогического ин-та. - 1955. - Т. 11. - Вып. 6. - С. 201-203.

12. Краснощекова, Е. Мир творчества. Глава первая [Электронный ресурс] / Е. Краснощекова // Официальный сайт Группы по подготовке Академического полного собрания сочинений и писем И.А. Гончарова Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук. - Режим доступа: http://www.goncharov.spb.ru/kras_mir_1/

13. Мельник, В.И. П.В. Анненков - критик И.А. Гончарова [Электронный ресурс] / В.И. Мельник// Язык. Словесность. Культура. - №1. - С. 127-136. - Режим доступа: http://publishing-vak.ru/file/archive-philology-2011-1/10-melnik.pdf

14. Николаев, Н.И. К вопросу об уточнении понятия «литературный герой» / Н.И. Николаев // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - №3. - С. 100-104.

15. Николаев, Н.И., Швецова, Т.В. Русский литературный герой 30-40-хгодов XIX века и проблема поступка / Н.И. Николаев, Т.В. Швецова // Фундаментальные исследования. - 2014. - №3-1. - С. 201-204.

16. Николаев, Н.И., Швецова, Т.В. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина и проблема кризиса поступка героя / Н.И. Николаев, Т.В. Швецова // Литературное общество «Арзамас»: история и современность: Сборник научных статей / Отв. ред. С.Н. Пяткин. - Арзамас, 2015. - С. 298-306.

17. Николаев, Н.И., Швецова, Т.В. К вопросу о точности перевода («Они любили друг друга...» М.Ю. Лермонтова) / Н.И. Николаев, Т.В. Швецова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. - Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. - №4. - С. 87-92.

18. Отрадин, М.В. Проза И.А. Гончарова в литературном контексте [Электронный ресурс] / М.В. Отрадин. - СПб.: Изд-во С.Петербург. ун-та, 1994. - 168 с. - Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/058/30058/files/spbu046.pdf

19. Ранчин, А. Иван Гончаров на государственной службе: преодолевая обломовщину [Электронный ресурс] / А. Ранчин // Государственная служба. - 2014. - №5 (91). - Режим доступа: http://pa-journal.ranepa.ru/articles/r64/1784/

20. Рецов, В.В. Иван Аянов в роли «несравненного Лепорелло» (К вопросу о теме Дон Жуана в романе И.А. Гончарова «Обрыв») [Электронный ресурс] / В.В. Рецов // Известия Южного федерального университета. - Филологические науки. - 2015. - №1. -С. 38-46 - Режим доступа: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=17&ved=0ahUKEwi63oKCu9TU AhUnQZoKHcDzBFs4ChAWCEAwBg&url=http%3A%2F%2Fphilol-journal.sfedu.ru%2Findex.php%2Fsfuphilol%2Farticle%2Fd ownload%2F777%2F781&usg=AFQjCNGlIp00LXtHD7kj6BXB4WlANeQehQ

21. Рецов, В.В. Особенности индивидуальной мифологии И.А. Гончарова в очерках «Иван Савич Поджабрин» [Электронный ресурс] / В.В. Рецов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017. - №5(71): в 3-х ч. - Ч. 3. - C. 37-42. - Режим доступа: issn_1997-2911_2017_5-3_09.pdf

22. Мертен, С. Механизмы литературного психологизирования («Бедные люди» Достоевского и «Кто виноват?» Герцена) [Электронный ресурс] / С. Мартен // Русская литература и медицина: Тело, предписания, социальная практика: Сборник статей / Под ред. К. Богданова, Ю. Мурашова, Р. Николози. - М. Новое издательство, 2006. - 394 с. (Новые материалы и исследования по истории русской культуры. Вып. 1). - Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=fMTto2hL9z0C&pg =PT187&lpg=PT187&dq=поступок+в+литературном+дискурсе&source=bl&ots=hlksDKS1RM&sig=951nft9YbXly0j4o4rGZz cVsqz0&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjm_KmR5aHUAhUDLZoKHbeZAjcQ6AEIQDAH#v=onepage&q=%D0%BF%D0%BE% D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%BA%20%D0%B2%20%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80% D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1% 80%D1%81%D0%B5&f=false

23. Сахаров, Вс. Если бы молодость знала... (О первом романе И.А. Гончарова) [Электронный ресурс] / Вс. Сахаров. - Режим доступа: https://ostrovok.de/old/prose/saharov/essay003.htm

24. Сахаров, Вс. Масонство как источник и составная часть идеологии русской интеллигенции [Электронный ресурс] / Вс. Сахаров // Res Cogitans: Теоретический альманах. - 2009. - №6/3. - Режим доступа: http://www.intelros.ru/pdfRES_C0GITANS/2009_6/3. pdf

25. Фаустов, А.А. «Иван Савич Поджабрин» в кругу гончаровских очерков / А.А. Фаустов // И.А. Гончаров: материалы Международной конференции, посвященной 185-летию со дня рождения И. А. Гончарова. - Ульяновск, 1998. - С. 276-288.

26. Шевырев, С.И. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова [Электронный ресурс] С.И. Шевырев // Москвитянин. 1841. - N 2. - С. 515-538. - Режим доступа: http://dugward.ru/library/lermont/shevyrev_geroy.html

27. Balashova Y. Teaching the course «history of Russian Literature» to journalism students: Theory and poetics // Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015. - Pp. 277-282.

28. Bekmetov R. Comparative studies of literature in Russia: Exploration of new paradigms // Journal of Language and Literature, 2015. - Pp. 141-145.

29. Boden D. The perception of Russian popular literature in literary and cultural studies // Fabula, 2012. - Pp. 267-279.

30. Dobrenko E. Socialist realism // The Cambridge Companion to Twentieth-Century Russian Literature, 2011. - Pp. 97-114.

31. Ehre, M. Oblomov and his creator: Life and art of Ivan Goncharov [book] // Ehre, M. Oblomov and his creator: Life and art of Ivan Goncharov. 2015.january. - P. 1-295.

32. Frischmuth, A. Being silent, doing nothing: Silence as a symbol of peace in Ivan Goncharov's Oblomov and Ha Jin's waiting // Partial Answers. 2017. Volum 15. Issue 1. - Pp. 99-115.

33. Govoruhina J. Russian Literary Criticism at the Turn of the Twenty-First Century // Russian Literature, 2015. - Pp. 337-366.

34. Grubel R. «Between All Chairs». Andrei Platonov's Place in the History of Russian Literature and World Culture in the Twentieth Century // Russian Literature, 2012. - Pp.201-222.

35. lyenko S. Petersburg-Petrograd-Leningrad in Russian literary text as a reflection of the city's historic being // The Questions of Cognitive Linguistics, 2014. - Pp. 35-43.

36. Zhatkin D., Milotaeva O. Min's creative work in the history of the Russian literary translation of the XIXth century // Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015. - Pp. 383-390.

37. Zubkov, K.Y. I.A. Goncharov's the precipice and the "anti-esthetics" of the 1860s // Russian literature. 2015. N 2. - Pp. 155-171.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторе:

Швецова Татьяна Васильевна, доцент кафедры литературы и русского языка Северного (Арктический) федерального университета имени М.В. Ломоносова,

кандидат филологических наук, доцент 164501, г Северодвинск, ул. Капитана Воронина, 6, e-mail: t.shvetsova@narfu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.