Научная статья на тему 'Поэма "Машенька" А. Н. Майкова в контексте проблемы героя в русской литературе 40-х годов xix века'

Поэма "Машенька" А. Н. Майкова в контексте проблемы героя в русской литературе 40-х годов xix века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
570
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА / NINETEENTH-CENTURY RUSSIAN LITERATURE / А.Н. МАЙКОВ / ПОЭМА "МАШЕНЬКА" / A POEM "MASHENKA" / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ / LITERARY CHARACTER / ПОСТУПОК / A.N. MAYKOV / AN ACTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Швецова Т.В.

Актуальность заявленной в статье темы обусловлена тем, что вопрос о литературном герое это один из тех вопросов, о которых в современной науке спорят больше всего. От его решения зависит то, каким образом в дальнейшем будут определяться закономерности в развитии русского литературного процесса. Также немаловажно проанализировать поэму А.Н. Майкова «Машенька» в контексте проблемы «героя времени» образа, искомого русскими писателями. Цель статьи заключается в анализе художественного произведения 40-х годов XIX столетия, включенного в «Петербургский сборник» Н.А. Некрасова. Авторы сборника передают общее ощущение системного кризиса в современной им социальной действительности, в частности «кризиса поступка» литературного героя. Ведущий метод, заложенный в основу решения проблемы, метод интерпретации фактов, присутствующих в художественном произведении. Результаты работы могут применяться в исследованиях, посвященных анализу содержания и сущности понятия «поступок» литературного героя. Полученные выводы могут послужить основой для дальнейших исследований проблематики поступка героя в художественной литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A. MAIKOV’S POEM “MASHENKA” IN CONTEXT OF THE HERO’S PROBLEM IN RUSSIAN LITERATURE OF THE YEARS 40s OF THE XIXth CENTURY

The relevance of the topic of the article is determined by the fact that the question of a literary character is one of the most controversial questions in modern science. Upon the resolution of this question depends how the regularities in the development of the Russian literary process will be determined in the future. It is also important to analyze the A. Maykov`s poem «Mashenka» in the context of the issue of «the hero of time» the character sought by Russian writers. The purpose of the article is to analyze the literary work of the 1840s, included in the Petersburg Collection by N. Nekrasov. The authors of the collection convey the general sense of a systemic crisis in the contemporary social reality, in particular «the crisis of action» of a literary character. The leading method underlying the solution of the problem is the method of interpreting the factual information that is present in the literary work. The work results can be used in theoretical studies devoted to the analysis of the content and essence of the concept of “action” of a literary character. The findings can serve as a basis for further research on the problem of the action of the fictional character.

Текст научной работы на тему «Поэма "Машенька" А. Н. Майкова в контексте проблемы героя в русской литературе 40-х годов xix века»

УДК: 83.3(2=411.2)

ББК: 83

Швецова Т.В.

ПОЭМА «МАШЕНЬКА» А.Н. МАЙКОВА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕРОЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 40-Х ГОДОВ XIX ВЕКА

Shvetsova T.V.

A. MAIKOV'S POEM "MASHENKA" IN CONTEXT OF THE HERO'S PROBLEM IN RUSSIAN LITERATURE OF THE YEARS 40s OF THE XlXth CENTURY

Ключевые слова: русская литература XIX века, А.Н. Майков, поэма «Машенька», литературный герой, поступок.

Keywords: nineteenth-century Russian literature, A.N. Maykov, a poem «Mashenka», a literary character, an action.

Аннотация: актуальность заявленной в статье темы обусловлена тем, что вопрос о литературном герое - это один из тех вопросов, о которых в современной науке спорят больше всего. От его решения зависит то, каким образом в дальнейшем будут определяться закономерности в развитии русского литературного процесса. Также немаловажно проанализировать поэму А.Н. Майкова «Машенька» в контексте проблемы «героя времени» - образа, искомого русскими писателями.

Цель статьи заключается в анализе художественного произведения 40-х годов XIX столетия, включенного в «Петербургский сборник» Н.А. Некрасова. Авторы сборника передают общее ощущение системного кризиса в современной им социальной действительности, в частности «кризиса поступка» литературного героя.

Ведущий метод, заложенный в основу решения проблемы, — метод интерпретации фактов, присутствующих в художественном произведении.

Результаты работы могут применяться в исследованиях, посвященных анализу содержания и сущности понятия «поступок» литературного героя. Полученные выводы могут послужить основой для дальнейших исследований проблематики поступка героя в художественной литературе.

Abstract: the relevance of the topic of the article is determined by the fact that the question of a literary character is one of the most controversial questions in modern science. Upon the resolution of this question depends how the regularities in the development of the Russian literary process will be determined in thefuture. It is also important to analyze the A. Maykov s poem «Mashenka» in the context of the issue of «the hero of time» - the character sought by Russian writers.

The purpose of the article is to analyze the literary work of the 1840s, included in the Petersburg Collection by N. Nekrasov. The authors of the collection convey the general sense of a systemic crisis in the contemporary social reality, in particular «the crisis of action» of a literary character.

The leading method underlying the solution of the problem is the method of interpreting the factual information that is present in the literary work.

The work results can be used in theoretical studies devoted to the analysis of the content and essence of the concept of "action" of a literary character. The findings can serve as a basis forfurther research on the problem of the action of thefictional character.

Современные литературоведы посвятили вопросу о литературном герое XIX века достаточно много научных публикаций и монографий1 . Проанализировано большинство

1 Фесенко Э.Я. Русская литература XIX века в поисках героя. М.: Академический проект, 2013; Ни-

колаев Н.И. К вопросу об уточнении понятия «литературный герой» // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 3. С. 100-104; Красильни-ков Р.Г. К проблеме героического в теории и истории литературы // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2010. № 2. С. 70-80; Недзвецкий

романов того времени - от А.С. Пушкина до А. Белого. Тем не менее один сборник до сих пор исследован недостаточно; речь идет о разножанровом «Петербургском сборнике», составленном Н.А. Некрасовым в 1846 году (туда вошел в т.ч. первый роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди»). Отсутствие интереса у современных литературоведов к этому изданию, на наш взгляд, может иметь два объяснения. Во-первых, литературоведы традиционно рассматривают прежде всего первоначальный сборник «натуральной школы» - «Физиология Петербурга»1. Во-вторых, «Петербургский сборник» чаще привлекает внимание специалистов в издательском деле2, нежели литературоведов.

Одно из произведений, которое вошло в сборник и также незаслуженно осталось незамеченным, — это поэма А.Н. Майкова «Машенька». Сам автор её в собрание своих сочинений не включил (как и поэму «Две судьбы»). «Машенька» была написана после знакомства с кружком Белинского; этим объясняется её настроение, которое сам Майков описывает так: «[Поэма] вышла фальшива, ибо поневоле я подражал в направлении и во взглядах, в сущности не понимая их и полагая, что иначе и нельзя, так должно быть»3. Эта предполагаемая вто-

В.А. И.С. Тургенев: логика творчества и менталитет героя. М. - Стерлитамак, 2008; Фаустов А.А., Савинков С.В. Очерки по характерологии русской литературы: Середина XIX века. Воронеж, 1998; Лесскис Г.А. Национальный русский тип (От Онегина до Живаго): Литературно-критический очерк. М.: Радуга, 1997; Строганов М.В. Человек в русской литературе первой половины XIX века. Тверь, 1996 и др.

1 Володина Н.В. Петербург в аспекте художественной антропологии (книга очерков «Физиология Петербурга») // Печать и слово Санкт-Петербурга. СПБ., СПГУТД, 2014. С. 108-117; Красушкина А.В. Художественное единство «человек -вещь» в сборнике «Физиология Петербурга»: становление поэтики натуральной школы: диссер. ... к. филол. н. Череповец, 2008; Проскурина Ю.М. Натуральная школа в свете эволюции и типологии классического реализма. Екатеринбург, 2001 и др.

2 Балашова Ю.Б. Эволюция и поэтика литературного альманаха как издания переходного типа. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. 363 с.; Федотов А. «Эти мнимые книги»: цензурный проект А.В. Никитенко 1841 г. и журнал «Репертуар и Пантеон» // Текстология и историко-литературный процесс. Сборник статей. Вып. I. М., 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://tekstologia.jimdo.com/сборни»/тилп-вып-i/

3 цит. по: Златковский М.Л. Аполлон Нико-

ричность заставила поэта считать «Машеньку» вовсе несостоявшимся произведением: «Уединясь наконец от всего тогдашнего движения литературы, которое погубило т<аким> обр<азом> у меня несколько трудов — «Две судьбы», «Машенька» и пр., я занялся моими мрачными «Тремя смертями», - писал он М.П. Заблоцкому в 1855 г.4 К 1856 году относится другая запись Майкова, в которой он также отзывается о поэме критически, но анализирует её уже с другой точки зрения: «...мотивы взяты из жизни, но неопределенна, не сознана общая мысль поэмы; в герое - несколько общих черт, рассуждения о любви, отношения к свету, - все заученное, ходившее тогда в литературе с легкой руки Ж. Занда»5.

При жизни Майкова поэма не переиздавалась. Впервые текст был полностью опубликован в 1976 году.

Критики-современники оценили «Машеньку» весьма противоречиво. В.Г. Белинский, будучи первым рецензентом «Петербургского сборника», охарактеризовал поэму как «прекрасную», «замечательную». «Машенька», — писал он, — отличается красотами необыкновенными»6.

Другие критики — в частности, те, кто высоко ценил творчество Майкова в целом, поэмой были разочарованы. Так, С.П. Шевы-рев пишет: «Машенька», новая поэма г. Майкова, к сожалению, не оправдывает тех надежд, которые подавал этот замечательный стихотворец. Содержание поэмы напоминает «Бедную Лизу» и старинную драму «Юлия, или Следствие гордости и обольщения»7. Схожая точка зрения у К.С. Аксакова: «С неприятным и грустным чувством прочли мы

лаевич Майков. 1821-1897. Биогр. очерк. СПБ.: тип.

П.П. Сойкина, 1898. С. 31.

4 Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1975 год. Л., 1977. С. 84.

5 Ежегодник, 1975, с. 85.

6 Белинский ВГ. Петербургский сборник, изданный Н.А. Некрасовым // Белинский В.Г. Собрание сочинений в трех томах / под общ. ред. Ф.М. Головенченко. М.: ОГИЗ, ГИХЛ, 1948. Том III. Статьи и рецензии 18431848 / Ред. В.И. Кулешов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_0090. shtml

7 Шевырев С.П. «Петербургский сборник», изданный Н. Некрасовым [Электронный ресурс] // Литература и жизнь. - Режим доступа: http://dugward.ru/ library/shevyrev/shevyrev_pb_sbomhtml

поэму г. Майкова, — пишет он в рецензии. — Не того мы ожидали от него, прочитавши в прошлом году вышедшую поэму его под названием «Две судьбы» <.. .> Далеко не оправдал г. Майков надежд, которые мы на него полагали: его поэма в «Петерб<ургском> сборнике» представляет не более как вялый, избитый стих и такое же содержание. <.> скучно и вяло»1.

Были и другие негативные высказывания, уже вне контекста высокого художественного потенциала. «Машенька, поэма А. Майкова, написана прекрасными звучными стихами. Поэма эта, несмотря на свои достоинства, невольно наводит читателя на грустные размышления о таланте г. Майкова», — резюмирует Ап. Григорьев2.

Весьма резко высказался Л. Брант в «Северной пчеле»: «<...> далее вам угрожает объемная поэма: «Машенька», Г-на А. Майкова. Надобно иметь большой запас терпения, чтобы прочитать ее от начала до конца: можем похвалиться таким терпением, но по тому самому не можем похвалить поэмы. Монотонно, водяными виршами рассказывается история обольщения каким-то кавалеристом дочери бедного чиновни-

3

ка» .

Некоторые критики, например А.В. Ни-китенко, затруднялись дать достаточно верное определение поэмы А.Н. Майкова.

Отечественные литературоведы ХХ века оценили это сочинение достаточно высоко: «Машенька» имела огромное художественное значение для рождения реалистической поэмы послепушкинского периода4. Т. Сморо-динская отмечает новаторский подход автора: «В те годы Майков разделял взгляды Белинского и активно участвовал в попытках поэтов «натуральной школы» создать свою новую поэму. «Машенька» — наиболее удач-

ный опыт Майкова»5.

Однако помимо художественной ценности, произведение также имело ценность как некий «социальный документ»: в «Машеньке» видели протест, развитие гражданских мотивов, обличительное начало: «Остро социально-обличительная тема звучит в «Машеньке», - пишет Н.Л. Степанов. В «Машеньке» Майков пришел к «защите простого, «маленького человека», от несправедливости и жестокости социального строя»6.

Н.Л. Степанов также отмечает правдивость произведения, отсутствие «нагнетания», которое могло бы подорвать доверие читателя:

«В своей поэме с защитой скромных тружеников, как выразитель демократических взглядов на жизнь, горячо восставая против несправедливости общественных отношений, обрекающих простого человека на бедственную и горькую судьбу. Он показывал, что глубокое, человеческое чувство присуще старому чиновнику, прощающему свою дочь и помогающему ей залечить тяжелую душевную рану. Стихотворная повесть Майкова примыкает к тем произведениям писателей реалистической школы 40-х годов, которые, следуя за Пушкиным и Гоголем, подымали голос в защиту «маленького человека», правдиво изображали жизнь городских тружеников. Этим объясняется и сочувственное отношение к этой поэме передовых людей того

7

времени» .

Конечно, восприятие поэмы в таком ключе вполне понятно и небезосновательно; тем не менее, когда речь идёт об изначальной идее автора, такой подход к толкованию не совсем корректен. В одном из выпусков серии «Вечные спутники» Д.С. Мережковский назвал А. Майкова «баловнем судьбы», человеком «со счастливой долей», способного

1 Аксаков К.С. Три критические статьи г-на Им-рек [Электронный ресурс] // Литература и жизнь. - Режим доступа: http://dugwaid.ru/library/aksakDvy/ kaksakov_imrek.html

2 Григорьев Ап. Петербургский сборник // Финский вестник. 1846. Т. IX. Отд. V. С. 33.

3 Петербургский сборник, изданный Н. Некрасовым (сост. Я. Я. Я.) // Северная пчела. 1846. № 026 (31 янв). С. 103.

4 Асоян АА. Поэмы 1840-1860 гг. Аполлона Ни-

колаевича Майкова: автореф. дис. ... канд. филол. наук.

Л., 1978. С. 9.

Смородинская Т. Проза Пушкина в поэтическом пересказе поэтов второй половины XIX века [Электронный ресурс] // Журнальный зал: Континент. 1999. № 102. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/continent/ 1999/102/ sm25.html

6 Степанов Н.Л. Ап. Майков // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941-1956. Т. VIII. Литература шестидесятых годов. Ч. 2. 1956. С. 286 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы:ф:/ЛеЬ-web ^^/^10^82/182-2842^

7

Степанов Н.Л. Там же. С. 289.

наслаждаться «рыбалкой и мирными семейными радостями»: «Жизнь Майкова — светлая и тихая жизнь артиста, как будто не наших времен»1. И далее: «Ни борьбы, ни страстей, ни врагов, ни гонений»2. Далее читаем у Мережковского: «Он - певец природы, идеальной любви, тихих радостей, наслаждения искусством и красотою. В этом неподражаемость его поэзии. Он довел форму до последней степени внешнего совершенства» . Произведения, созданные им в 40-е годы, когда автор сблизился с кружком «петрашевцев», с писателями «натуральной школы», несут отпечаток другого стиля. Вероятно, становятся результатом мировоззренческой и художественной ломки писателя, то есть показателями кризиса.

А.А. Асоян4, описывая жанровую природу майковской «Машеньки», устанавливает связи с физиологическим очерком. Однако жанровая неопределённость поэмы вызывала и вполне конкретные ассоциации, в т.ч. с текстами непосредственно «натуральной школы» (откуда происходит и сам физиологический очерк). Так, Г.Г. Рамазано-ва5, определяя поэтические реминисценции произведения, соотносит текст с повестью А. С. Пушкина «Станционный смотритель», поэмой «Бахчисарайский фонтан», эпикурейскими описаниями К. Батюшкова, лирикой Н.А. Некрасова. Думаем, что исследовательница совершенно права относительно того, что Майков в собственном тексте использует стереотипные сюжетные схемы. Это общая примета русской литературы 40-х годов, инвазия «чужого» слова в них велика. Каждый раз, прибегая к определенному литературному штампу, писатели задавали собственные целевые установки. Зачем Майкову чужой содержательный корпус? Если бы это был просто дубль, то произведение потеряло бы всякую ценность.

1 Мережковский Д.С. Майков [Электронный ресурс] // Литература и жизнь. - Режим доступа: http://dugward.ru/library/merejkovskiy/merejkovskiy_m aykov.html

2 Мережковский Д.С. Там же.

3 Мережковский Д.С. Там же.

4 Асоян А.А. Там же.

5 Рамазанова Г.Г. Поэтические реминисценции в поэме А. Майкова «Машенька» // Русское литературоведение на современном этапе. М., 2006. Т. 1.

С. 149-153.

Т. Смородинская также пишет о том, что события «Станционного смотрителя» стали сюжетной основой поэмы А. Майкова «Машенька». «Майков полностью реализовал сюжет о блудном сыне, изображенном на картинках в доме Самсона Вырина. Для осуществления задач натуральной школы сюжет «Станционного смотрителя» подходил как нельзя лучше. И Майков переписывает его пушкинскими стихами»6, — делает вывод исследовательница.

Все приведенные нейтральные и маловыразительные итоговые замечания по поводу майковского сочинения часто лишены концептуальной новизны.

Недостаточный исследовательский опыт свидетельствует о том, что «Машенька» как текст так и не был до конца понят ни критиками, ни читателями или ему просто не придали значения, как и всему «Петербургскому сборнику».

Несмотря на то, что в приведённых положительных отзывах упоминается новаторский подход автора, сравнения с «Бедной Лизой» и «Станционным смотрителем» всё же косвенно указывают на то, что многие, напротив, считали поэму вторичной — пусть даже в рамках этого новаторства. Попытаемся выявить сходство поэмы со «Станционным смотрителем» и принципиальные различия двух текстов.

Ап. Григорьев назвал «Станционного смотрителя» «зерном натуральной школы» . Автор «Станционного смотрителя» воплотил в своем цикле «Повести Белкина» новую систему мировоззренческих координат, новое представление о том, как устроен мир.

Майков изменил название поэмы, сделав акцент на образе и судьбе дочери. Очевидны различия во внешности девушек. В портрете Дуни есть запоминающаяся деталь: большие голубые глаза. Героиня Майкова запоминающихся черт не имеет; более того — описывая её внешность, автор ниче-

6 Смородинская Т. Там же.

7 Григорьев Ап. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина. Статья первая. Пушкин. — Грибоедов. — Гоголь. — Лермонтов // Григорьев A.A. Апология почвенничества / Составление и комментарии А.В. Белова. М.: Институт русской цивилизации, 2008 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://az.lib. ru/g/grigorxew_a_a/te xt_0510. shtml

го не говорит о том, какие у нее глаза (так называемое «значимое отсутствие» описания):

В ее чертах особенности нет,

Хотя черты так тонки и прекрасны,

Заманчив щек прозрачный, смуглый

цвет,

Коса густая, взор живой и ясный...

Но не люблю я дев ее поры:

Они — алмаз без грани, без игры;

И я, смотря на деву молодую,

Прекрасную, как мраморный антик,

Твержу — ах, если б жизни луч проник

И осветил чудесную статую!1

Дочка станционного смотрителя хорошо знает, что ее внешность производит впечатление: «Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею на меня; она потупила большие голубые глаза; я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет»2.

Дуня достаточно доступна, не отказывает желанию постояльца поцеловать ее: «В сенях я остановился и просил у ней позволения ее поцеловать; Дуня согласилась. »3.

Красота девушки — возможность обеспечить материальное благополучие ее обладательнице. Можно сказать, что она ищет удобный момент, чтобы сбежать с постоялого двора и поменять свой статус. Минский для нее становится таким спасителем.

У Майкова ситуация противоположная: Маше неприятен военный, который вызывает чувство восторга у подруги из Морской улицы, ведь он завидный жених:

« - Противный! Как он был всегда смешон!

Я презираю!»4

И второй раз образ кавалериста не вы-

зывает у нее симпатии:

«А этот что? Быть может, проиграл! Ведь эти гадкие мужчины, право, Бог знает, как живут!.. Противный

он!»5

Маша долго сопротивлялась напору кавалериста, но вскоре смирилась, привыкла, он стал ее немного занимать.

У Пушкина Дуня сознательно выстраивает для себя путь к высшему обществу, участвует в инсценировке болезни Минского, побег для нее — способ выйти на другой уровень.

У Майкова Машенька выстраивает свой жизненный образ, мечтая о поэте, которого она сама взрастит:

Ему была б я вдохновеньем, Он миру бы слова небес вещал, И целый мир ему б рукоплескал. Как я б была горда своим твореньем! 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В образе Машеньки совмещаются несколько архетипических компонентов: она — «чудесная статуя» (Галатея) и она — Пигмалион.

Изменено время и место действия, условия происходящих событий. Изменен финал истории Дуни и ее отца.

Пушкин в своей повести травестиро-вал известный сюжет о блудном сыне. У Майкова развивается история о блудной дочери. Однако подтекст у двух произведений разный. В повести Пушкина отсутствует сцена искушения. У Майкова сцена искушения воссоздается со всеми присущими константами: сад, девушка и соблазнитель. В тексте Майкова во всем объеме работает схема, разработанная мифологом Г. Слок-

7

ховером , состоящая из четырех четко выделяемых структурных элементов:

1 Майков А.Н. Машенька // Петербургский сборник, изданный Н.А. Некрасовым. Санкт-Петербург: Типография Эдуарда Праца, 1846. С. 402.

2 Пушкин А. С. Станционный смотритель // Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 т. / Под общ. ред.: Д.Д. Благого, С.М. Бонди, В.В. Виноградова, Ю.Г. Оксмана. Т. 5: Романы. Повести. М.: ГИХЛ, 1960. С. 89.

3 Пушкин А.С. Указ. соч. С. 89.

4 Майков А.Н. Указ. соч. С. 406.

5 Майков А.Н. Указ. соч. С. 407.

6 Майков А.Н. Указ. соч. С. 406.

7 Литературоведческие школы: История и методология: https://s1udwood.ru/1194636/ Hteratu-ra/tretya_literaturэvedcheskie_shkoly_istoriya_metodologiya

Изучаемые объекты Аннотации

1 Эдем Литературовед устанавливает в жизни героя или группы персонажей их «земной рай», счастливое начало начал. Эдем олицетворяет человеческое детство

2 Грехопадение Нравственное испытание: искушение ложными ценностями; герой переступил границу дозволенного

3 Изгнание из Рая и путешествие Блудный сын/дочь может добровольно оставить Рай, однако в каноническом варианте грешники изгоняются

4 Возвращение блудного сына/дочери или его/ее смерть Финальная история героя должна стать примером высокой нравственности, образцом покаяния грешника и милосердия со стороны «родителей»

Машенька уезжает с гусаром, обманув отца, без его благословения. Оставляет тот сад, над благоустройством которого трудился чиновник, как садовник. Совершая побег из дома, девушка оказывается вне системы христианских ценностей, вступает на путь греха. Отец мечтал выдать ее замуж, но его надежды не оправдались. Маша грешит — и Майков это подчеркивает. Согласно христианскому миропониманию, она совершает серьезную ошибку. В христианской системе координат родительское благословение на брак является необходимым условием для последующего счастья молодых.

Проблема родительского благословения осложняется тем обстоятельством, что Клавдий, очевидно, и не собирается жениться на Маше. Она совершает еще больший грех - вступает в связь с мужчиной, не состоя с ним в браке, т.е. совершает блуд, блудодеяние, ибо по христианским канонам именно блудом именуется интимная связь вне или до брака, и этот грех входит в число семи смертных грехов.

Имя героя-обольстителя девушки вызывает ассоциацию с Шекспиром. В пьесе английского драматурга Клавдий — соблазнитель матери Гамлета, убийца родного брата, кровосмеситель, занявший место отца. Так и в поэме Майкова Клавдий занимает место отца, вытесняет его фигуру с устойчивых позиций.

Далее следует эпизод — жизнь Машеньки в доме Клавдия. Отец не приезжает за дочерью в дом к гусару, хотя она и предала его. Василий Тихоныч не предпринимает решительных действий для того, чтобы восстановить свой собственный пошатнувшийся мир, в отличие от Самсона Вырина. Крупа заболел, однако смог пережить гре-

хопадение дочери и то, что она исключила его из своей жизни. Друг отца почти насильно выводит его на прогулку на одну из улиц Петербурга. Во время прогулки отец замечает коляску с Машенькой и проклинает свою дочь. Проклятие — это нарушение мировой гармонии. Таким образом, бедный чиновник своим присутствием нарушает равновесие в этом мире.

Заключительный эпизод в сюжете о блудном сыне описывает, как тот возвращается к отцу, и добрый старик выбегает к нему навстречу. Этот эпизод соответствует возвращению Машеньки к отцу, который принимает и прощает ее. Она, как и блудный сын, возвращается к отцу в рубище, вернуться в дом отца ее заставили обстоятельства физического происхождения: Что ж думала она?

Какая мысль в душе свинцом лежала? Что из груди разбитой исторгало То стон, то плач, то хохот, то порой В очах сияло тихою слезой? Одно: «Он разлюбил.» В ней сердце, разум,

Вся жизнь ее, казалось, были разом Убиты этим словом роковым. «О, если б хоть увидеться мне с ним! Вот деньги. О, палач без состраданья!

Он выкуп дал позора моего! Ах, где он сам, где низкое созданье? Я б бросила ему в лицо его Червонцами. Одно, одно осталось!» И будто светлой мыслию чело Вдруг просияло: точно отлегло От сердца. Что-то страшное, казалось, Она задумала 1.

1 Майков А.Н. Указ. соч. С. 442.

В приведенной цитате звучат мотивы Карамзина и частично Пушкина: гусар расплатился с девушкой за любовь и оставил ее, уехав в полк. Убитая этим известием, она задумала нечто страшное. Однако сработал эффект обманутого ожидания: Машенька не бросилась в пруд, предварительно передав деньги отцу. Она приняла решение вернуться к папеньке. Эпизод возвращения Машеньки совсем не похож на то, как он описан в «Станционном смотрителе». У Пушкина Дуня приехала в дом отца, когда тот уже ушел из этого мира, и приехала она, как богатая барыня: «Прекрасная барыня <...> ехала она в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською»1. Дуня приходит в дом отца, движимая духовным посылом, материального благосостояния она уже достигла. Золотухина обратила внимание на то, что в финале «Станционного смотрителя» происходит пасхальное чудо — духовное обновление молодой женщины, осознавшей, какую жертву она принесла во имя своего земного материального счастья2. С Машенькой ничего подобного не происходит.

Дуня в «Станционном смотрителе» переменила свою судьбу, изменила свое положение и мир вокруг себя. По замечанию Э. Вацуро , мир, составивший счастье дочери, убил отца. Маша в поэме «Машенька» вернулась к тому, от чего ушла, никаких перемен в ее жизни не случилось.

Обе девушки прошли через грехопадение. Сущность грехопадения связана с представлениями о нарушении установленных правил и норм, чьей-то воли4. В таком

1 Пушкин А.С. Указ. соч. С. 96.

2 Золотухина О.Ю. Основные функции мета-сюжета о блудном сыне в произведении А.С. Пушкина «Станционный смотритель» // Язык и социальная динамика. 2013. № 13-1. С. 218. С. 210-222.

3 Вацуро Э. Повести покойного Ивана Петровича Белкина // Вацуро В.Э. Записки комментатора. СПб.: Академический проект, 1994. С. 34.

4 Волковинский А.С. Мифологема грехопаде-

ния в художественной интерпретации И.А. Гончаро-

ва: офитская составляющая // Материалы V международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения И.А. Гончарова. Сборник статей русских и зарубежных авторов. Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2012. С. 57.

ключе Маша переступает запрет отца (впускать чужого в сад) и общественную мораль (незамужняя девушка оказывается наедине с мужчиной в саду).

В поэме А.Н. Майкова не нарушен канон библейской притчи: покаяние состоялось, оно не подменено фарсом. Но чуда преображения — работы над собой, как у героини А.С. Пушкина, нет.

Автор «Машеньки» разворачивает ветхозаветный эпизод с участием травести-рованных персонажей. Змий в книге Бытия представлен умнейшим из зверей [Бытие, кн. 3]. Клавдий — искуситель Машеньки: человек необразованный, по всей видимости, собственным словом не наделенный, заимствующий любовный язык из романтических стихов. Самой Машеньке автор отказывает в уме не один раз: ум в ней спит. Она смешна, недальновидна, склонна к сомнению, но не к рефлексии. Ветхозаветная сцена обольщения помещена Майковым в сниженный контекст бегства из дома и выбора жениха. Смысл метафоры грехопадения сводится у Майкова к физиологической проблематике.

Представители «натуральной школы» усвоили пушкинскую иронию и другие технические завоевания гения; ирония присутствует и в произведении Майкова. Поэма «Машенька» — один из образцов травестии, распространенной в русской литературе 3040-х годов XIX века. Н.И. Николаев определил литературную травестию так: «жанр комический, характерный для переходных литературных эпох, выступающий как одна из форм осуществления этого перехода и использующий в целях художественного осмысления оценки жизненного материала какой-либо авторитетный литературный «источник»» 5. М.М. Бахтин отнес траве-стию к пародии, которая «сочетает стилизуемый мир с миром современного сознания, ставит стилизуемый язык. в невозможные для него самого ситуации»6. Траве-стия выворачивает наизнанку свой предмет,

5 Николаев Н.И. Русская литературная траве-стия: вторая половина XVIII - первая половина XIX века. Архангельск: Поморский гос. университет, 2000. С. 109.

6 Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. С. 174175.

перелицовывает образы и темы высокого стиля в материально-телесные образы, разрушает картину миру, созданную предшествующей культурой.

«Изменение хотя бы одного элемента в системе стиля влечет за собой сдвиг всей художественной конструкции. Но, как правило, перелицовка осуществляется не только в сфере поэтической речи, но и на других структурных уровнях произведения. Формы времени, сюжетные мотивы, композиция, образ автора и образ героя — все претерпевает изменения. В результате грандиозные исторические события оборачиваются абсурдным фарсом, эпические или трагические герои предстают в облике современных мещан, преследующих низменные эгоистические цели, боговдохновенный поэт уступает место скептику или цинику в шутовском колпаке»1. Так и в поэме Майкова грандиозное историческое событие, повлекшее за собой страшные последствия — обольщение и грехопадение рода человеческого, — представлено комической ситуацией выбора жениха и обольщения девушки.

Герои трагедии Шекспира уступают место шутовским героям в сочинении Майкова. В ироническом контексте возникает гамлетовская фраза «Быть или не быть?..» (Впустить или не надо). Следует обратить внимание: шекспировское слово маркирует текст «Машеньки»:

1) присутствует прецедентное имя Клавдий —

Хоть летопись боярской их родни Давно хранила имена одни Прокофия, Егора и Ивана, Но вследствие какого-то романа Обычая порядок изменен И Клавдий — Клавдием был наречен 2. Имя выделяет его носителя из ряда. Автор подчеркивает, что такое именование молодого человека в семье изменяет привычный порядок, обычай. Люди вносят дисбаланс в течение времени сознательно. Имя Клавдий провоцирует возникновение дополнительных смыслов: искушения, преда-

1 Полковникова Е.Р. Бурлеск и травестия в литературе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ь«рз :/^сЬооЬс1епсе.ги/0317/10/28738

2 Майков А.Н. Указ. соч. С. 416.

тельства, обмана, незаконного смещения власти и т.д. В буквальном переводе имя Клавдий толкуется как «хромой». В русской народной традиции хромота вызывает ассоциации с нечистым духом. То есть Клавдий выступает приспешником злых сил по сюжету Майкова;

2) есть в тексте намек на попытку самоубийства, но девушка избегает такой ошибки;

3) в гамлетовском вопросе «быть или не быть», пришедшем на ум Машеньке, эксплицируется ведущее качество носителя — сомнение. Это главное качество основного героя пьесы английского драматурга проецируется на Машеньку. У девушки есть страстное желание быть кому-то полезной и быть любимой. Травестированные сомнения гамлетовского свойства заполняют пространство волнений Машеньки: какой муж лучше — вдохновенный, бедный поэт или военный в блестящей каске?

Финал поэмы не дает просветления. Возвращение, соединение и взаимное прощение дочери и отца не разрешает конфликта, не создает ощущения завершенности, исчерпанности.

Стяженные в пределах одного текста разновременные по происхождению ветхозаветный, шекспировский, пушкинский контексты превращают поэму А.Н. Майкова в провокацию, вызов. Автор играет всеми привычными для читателя смыслами. Ше к-спировский герой обретает женскую сущность. Место эпического героя в трагедии заме щается героиней, что не было редким явлением в русской литературе 40- х годов XIX века (И.И. Панаев «Дочь чиновного человека», 1839; И.С. Тургенев «Параша», 1843; главки о Варваре Карповне в «Кто виноват?» А.И. Герцена, 1846; Ап. Григорьев «Отпетая», 1847). Эти обстоятельства приводят к выводу, что русская литература обозначенного исторического периода интуитивно ищет своего героя.

В русском литературном дискурсе 40-х годов к шекспировскому Гамлету относятся с недоверием. Гамлет Шекспира недеятелен, поскольку все происходящее совершается помимо его воли. Русские Гамлеты, как правило, деятельны, но их поступки не приносят положительного ре-

зультата. Деятельность героини гамлетовского типа в поэме «Машенька» бессмысленна.

Для А.Н. Майкова, как и для многих других русских писателей 40-х годов XIX века, фигура Гамлета и гамлетизм как явление связывались с безверием: «Для целого поколения русских литераторов Гамлет, помимо характеризующего его бездействия, несет в себе потрясенную, порушенную веру, после того как мир предстал перед ним в своем несовершенстве. И в некотором смысле критика его (Гамлета) бессилия и бездействия коренится в его безверии»1. В 30-40-е годы, когда писалась и поэма «Машенька», эти смысловые связи еще не были достаточно четкими. У автора «Машеньки» как глубоко религиозного человека герой (героиня), подобные Гамлету, не вызывали уважения, а значит, подвергались осмеянию. Неверие было продолжением неправильного состояния мира, мира, в котором никто не берёт на себя ответственность за происходящее.

Создание поэмы «Машенька» совпало с тем временем в русском литературном процессе, когда с особой очевидностью встала проблема героя. В канун 40-х годов, когда едва обозначила себя «натуральная школа», стал актуальным вопрос о новом поколении эпического героя. Его поиск — одна из наиболее характерных примет времени. Напряжение, которое ощущается в этой связи в русской литературе в 40-е годы XIX века, мы условно обозначили как «ожидание героя»2.

Таким образом, «Машенька» А.Н. Майкова со всей очевидностью иллюстрирует движение русской литературы на пути обретения собственного национального лица и определения параметров литературного героя.

Сочинение А.Н. Майкова, вошедшее в «Петербургский сборник», и будет тем самым переходом к новой картине мира, в которой пока не найден герой и которая, как следствие, отмечена кризисом поступка.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аксаков, К.С. Три критические статьи г-на Имрек // Литература и жизнь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dugward.ru/library/aksakovy/kaksakov_imrek.html

2. Асоян, А.А. Поэмы 1840-1860 гг. Аполлона Николаевича Майкова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Л., 1978. - 18 с.

3. Балашова, Ю.Б. Эволюция и поэтика литературного альманаха как издания переходного типа / Ю.Б. Балашова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. - 362 с.

4. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1975. - С. 174-175.

5. Белинский, В.Г. Петербургский сборник, изданный Н.А. Некрасовым // Белинский

B.Г. Собрание сочинений в трех томах / под общ. ред. Ф.М. Головенченко. - М.: ОГИЗ, ГИХЛ, 1948. Том Ш. Статьи и рецензии 1843-1848 / ред. В.И. Кулешов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://az.l1b.rU/b/bel1nskij_w_g/text_0090.shtml

6. Вацуро, В.Э. Повести покойного Ивана Петровича Белкина // Вацуро, В.Э. Записки комментатора. - СПб.: Академический проект, 1994. - С. 29-48.

7. Волковинский, А.С. Мифологема грехопадения в художественной интерпретации И.А. Гончарова: офитская составляющая: материалы V международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения И.А. Гончарова: сборник статей русских и зарубежных авторов. - Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2012. - С. 49-57.

8. Володина, Н.В. Петербург в аспекте художественной антропологии (книга очерков «Физиология Петербурга») // Печать и слово Санкт-Петербурга. - СПб.: СПГУТД, 2014. -

C. 108-117.

--2 Николаев Н.И., Швецова Т.В. Русская литера-

1 Швецова Т.В. «Гамлет» в контексте творчества тура 30-40-х гг. XIX в. «Ожидание героя» // Вестник

И.С. Тургенева: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Томского государственного университета. Филология.

Архангельск, 2002. С. 51. 2014. № 3 (29). С. 125-142.

9. Григорьев, Ап. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина. Статья первая. Пушкин. - Грибоедов. - Гоголь. - Лермонтов // Григорьев, A.A. Апология почвенничества / Составление и комментарии А. В. Белова. - М.: Институт русской цивилизации, 2008 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://az.lib.ru/g/grigorxew_a_a/text_0510. shtml

10. Григорьев, Ап. Петербургский сборник // Финский вестник. - 1846. - Т. IX. Отд. V. - С. 33.

11. Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1975 год. - Л., 1977. - С. 84.

12. Златковский, М.Л. Аполлон Николаевич Майков. 1821-1897: биогр. очерк / М Л. Златковский. - СПб.: Тип. П.П. Сойкина, 1898. - 122 с.

13. Золотухина, О.Ю. Основные функции метасюжета о блудном сыне в произведении

A.С. Пушкина «Станционный смотритель» // Язык и социальная динамика. - 2013. - № 13-1. -С. 210-222.

14. Красильников, Р.Г. К проблеме героического в теории и истории литературы // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. - 2010. - № 2. - С. 70-80.

15. Красушкина, А.В. Художественное единство «человек-вещь» в сборнике «Физиология Петербурга»: становление поэтики натуральной школы: дис. ... канд. филол. наук. -Череповец, 2008. - 208 с.

16. Лесскис, Г.А. Национальный русский тип (От Онегина до Живаго): Литературно -критический очерк / Г.А. Лесскис. - М. : Радуга, 1997. - 95 с.

17. Литературоведческие школы: История и методология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studwood.ru/1194636/literatura/tretya_literaturovedcheskie_shkoly_istoriya_ metodologiya

18. Майков, А.Н. Машенька // Петербургский сборник, изданный Н.А. Некрасовым. -СПб.: Типография Эдуарда Праца, 1846. - С. 395-443.

19. Мережковский, Д.С. Майков // Литература и жизнь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dugward.ru/library/merejkovskiy/merejkovskiy_maykov.html

20. Недзвецкий, В.А. И.С. Тургенев: логика творчества и менталитет героя /

B.А. Недзвецкий. - М.-Стерлитамак, 2008. - 205 с.

21. Николаев, Н. И. К вопросу об уточнении понятия «литературный герой» // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - № 3. - С. 100-104.

22. Николаев, Н.И. Русская литературная травестия: вторая половина XVIII - первая половина XIX века / Н.И. Николаев. - Архангельск: Поморский гос. университет, 2000. - 116 с.

23. Николаев Н.И., Швецова Т.В. Русская литература 30-40-х гг. XIX в. «Ожидание героя» // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2014. - № 3 (29). -

C. 125-142.

24. Петербургский сборник, изданный Н. Некрасовым (сост. Я. Я. Я.) // Северная пчела. - 1846. - № 026 (31 янв).

25. Полковникова, Е.Р. Бурлеск и травестия в литературе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://school-science.ru/0317/10/28738

26. Проскурина, Ю.М. Натуральная школа в свете эволюции и типологии классического реализма / Ю.М. Проскурина. - Екатеринбург, 2001. - 73 с.

27. Пушкин, АС. Станционный смотритель // Пушкин, А.С. Собрание сочинений: в 10 т. / под общ. ред. Д.Д. Благого, С.М. Бонди, В.В. Виноградова, Ю.Г. Оксмана. Т. 5: Романы. Повести. - М.: ГИХЛ, 1960.

28. Рамазанова, Г.Г. Поэтические реминисценции в поэме А. Майкова «Машенька» // Русское литературоведение на современном этапе. - М., 2006. - Т. 1. - С. 149-153.

29. Смородинская, Т. Проза Пушкина в поэтическом пересказе поэтов второй половины XIX века // Журнальный зал: Континент. 1999. № 102 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://magazines. russ.ru/continent/1999/102/sm25. html

30. Степанов, Н.Л. Ап. Майков // История русской литературы: в 10 т. / АН СССР. Инт рус. лит. (Пушкин. дом). - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941-1956. Т. VIII. Литература шестидесятых годов. Ч. 2. 1956 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://feb-web.ru/feb/irl/il0/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i82/I82-2842.htm

31. Строганов, М.В. Человек в русской литературе первой половины XIX века / М.В. Строганов. - Тверь: Твер. гос. ун - т 1996. - 170 с.

32. Фаустов, А.А., Савинков, С.В. Очерки по характерологии русской литературы: Середина XIX века / А.А. Фаустов, С.В. Савинков. - Воронеж, 1998. - 156 с.

33. Федотов, А. «Эти мнимые книги»: цензурный проект А.В. Никитенко 1841 г. и журнал «Репертуар и Пантеон» // Текстология и историко-литературный процесс: сборник статей. Вып. I. - М., 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //tekstologia.j imdo. сот/сборник/тилп-вып-i/

34. Фесенко, Э.Я. Русская литература XIX века в поисках героя. - М.: Академический проект, 2013. - 653 с.

35. Швецова, Т.В. «Гамлет» в контексте творчества И.С. Тургенева: дис. ... канд. филол. наук. - Архангельск, 2002. - 197 с.

36. Шевырев, С.П. «Петербургский сборник», изданный Н. Некрасовым // Литература и жизнь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dugward.ru/library/shevyrev/ shevyrev_pb_sborn. html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.