УДК 159.9; ББК 88.4 NIION: 2018-0077-3/21-007
DOI 10.24412/2658-63 8Х-2021 -3 -49-53 MOSURED: 77/27-024-2021-03-206
© Мальцева Т.В., 2021
Научная специальность: 19.00.06 - Юридическая психология
«КРИЗИС ПЕРЕХОДА К ЗРЕЛОСТИ» РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИХ СУБЪЕКТИВНОЙ ВИТАЛЬНОСТИ
Татьяна Вячеславна Мальцева,
профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, доцент, кандидат психологических наук 125993, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8
E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья рассматривает влияние возраста на особенности субъективной витальности руководителей органов внутренних дел Российской Федерации. Акцент ставится на кризис перехода к зрелости. В ракурсе рассмотрения условий развития субъективной витальности руководителей ОВД анализируются психологические особенности взрослого возраста, его кризисе, особенностях его прохождения, которые так или иначе сказываются на уровне субъективной витальности личности. Возраст руководителей органов внутренних дел, особенности протекания «кризиса перехода к зрелости» может выступать как условие развития их субъективной витальности.
Ключевые слова: взрослый возраст, возрастной кризис, субъективная витальность, руководитель органов внутренних дел.
«THE CRISIS OF TRANSITION TO MATURITY» OF THE HEADS OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF THEIR SUBJECTIVE VITALITY
Tatyana V. Maltseva,
Professor of the Department of Psychology, Pedagogy and Organization of Work with Personnel of the Academy of Management of the MIA of Russia, Associate Professor, Candidate of Psychological Sciences
8, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., Moscow, 125993
E-mail: [email protected]
Abstract. The article considers the influence of age on the features of the subjective vitality of the heads of the internal affairs bodies of the Russian Federation. The emphasis is placed on the crisis of transition to maturity. In the perspective of considering the conditions for the development of subjective vitality of the heads of the Department of Internal Affairs, the psychological characteristics of adulthood, its crisis, the features of its passage, which somehow affect the level of subjective vitality of the individual, are analyzed. The age of the heads of the internal affairs bodies, the peculiarities of the "crisis of transition to maturity" can act as a condition for the development of their subjective vitality.
Keywords: adult age, age crisis, subjective vitality, head of internal affairs bodies.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Мальцева Т.В. Кризис перехода к зрелости» руководителей органов внутренних дел Российской Федерации как условие развития их субъективной витальности. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2021. С. 49-53.
В научной литературе выделяют факторы, определяющие эффективность руководства [21, 24, 25]. Одним из них является хронологический возраст. В зарубежных исследованиях можно найти интересные выводы о том, что возраст индивида оказывает влияние на его эмоциональное
функционирование и аффективное состояние [23], возраст может оказывать решающее влияние на ключевые аспекты лидерства, такие как стиль и методы управления [20].
Рассмотрим влияние возраста руководителей органов внутренних дел Российской Федерации
(далее руководители ОВД) на особенности субъективной витальности их личности.
В контексте данной статьи под субъективной витальностью у руководителей ОВД будем понимать как отношение личности к генезису внутренних сил, соотнесенных с масштабом и возможностями реализации намеченных планов в профессиональной и иных сферах жизнедеятельности. При этом увеличение или уменьшение уровня субъективной витальности зависит от того, каким
В ракурсе рассмотрения условий развития субъективной витальности руководителей ОВД немаловажным будет анализ психологических особенностей взрослого возраста. Говоря об этом возрасте, нельзя не сказать о его кризисе, особенности его прохождения так или иначе будут сказываться на уровне субъективной витальности личности.
В работах зарубежных и отечественных авторов, рассматривающих типологии кризиса взрослого человека, указывают на минимум три кризиса периода взрослости. Так, проводя теоретический анализ типологических исследований кризисов взрослости можно найти несколько типологий, так у О.В. Хухлаевой находим «кризис молодости» (30 лет), «кризис середины жизни» (40 лет), «пенсионный кризис» (55-60 лет) [19], Е.Л. Солдатова выделяет «кризиса перехода к взрослости», «кризиса перехода к средней взрослости», кризиса перехода к зрелости»[17], В.К. Гвоздецкая определяет -«первый кризис взрослости», «кризис тридцати лет», «кризис середины жизни» [2].
образом субъект труда контролирует и как использует источники (телесные, душевные, духовные) подкрепления жизненной энергии [7].
Характеризуя руководящее звено структурных подразделений в составе территориальных органов МВД России, следует отметить, что в течение шести лет возраст большинства из них приходится на период от 41 до 55 лет (рис. 1.), что должно соответствовать психологической зрелости личности.
Основным маркером кризиса во взрослом возрасте следует считать то, что люди не могут осуществлять регуляцию жизнедеятельности, теряют жизненные перспективы, происходит трансформация взглядов, мировоззрения, изменение убеждений и установок, возникаю изменения ценностно-смысловых ориентаций.
Признаки кризисов взрослости весьма разнообразны, к ним можно отнести: беспокойство в отношении личного будущего, ухудшающегося здоровья; обесценивание внутрисемейных и родственных отношений, пройденного карьерного пути, текущей профессиональной деятельности; девальвация ранее значимых близких отношений, жизненных целей и ценностей; появление тенденции к духовным исканиям, поиску иных смыслов жизни; страх перед уходом престарелых родителей, усиливающий тревожность, и др.
Е.Л. Солдатова в своем диссертационном исследовании определяет новообразования и критерии окончания рассматриваемых ею кризисов, а именно: кризис перехода к взрослости - дости-
Рис. 1. Возрастная характеристика личного состава руководящего звена структурных подразделений территориальных органов МВД России [11-15]
жение эмоциональной зрелости; кризиса перехода к средней взрослости - принятие себя, осознание ценности «быть собой», гибкость в выборе направлений саморазвития; кризис перехода к зрелости - самодостаточность или сила эго, определяющая независимость личности в реализации жизненных целей, собственной жизни, в сфере отношений [17].
Таким образом, для исследования развития субъективной витальности руководителей органов внутренних дел по хронологическим рамкам и содержанию новообразования, представляет интерес «кризис середины жизни» или «кризис перехода к зрелости».
Считается, что этот кризис, как и подростковый, достаточно глубок и может быть разрушительным для личности, проходить со значительными психологическими травмами и потерями. В бытовом плане часто кризис взрослого возраста называют - «кризис среднего возраста» или «кризис середины жизни».
Психологическое содержание данного кризиса не так глубоко проработано в психологической науке, как например кризис трех лет или подростковый кризис [1, 4, 5, 6, 8, 10, 17, 18 и др.]. Тем не менее, его связывают с упорядочиванием и переоценкой накопленного жизненного опыта, возрастными изменениями гормонального баланса, возрастными психофизиологическими изменениями, ухудшением здоровья, сменой социальных ролей, трансформацией жизненных целей, переоценкой степени самореализации и успешности в жизни, с уровнем развитости рефлексии. Хронологически нельзя точно обозначить время его возникновения, но считается, обычно он разворачивается от 30 до 45 лет, в зависимости от «индивидуальных вариантов развития, выстраивающихся на протяжении почти трех четвертей жизни, которые занимает взрослость, делает почти уникальным как сроки наступления кризиса, так и его продолжительность»[9, С. 24]. Кризис считается нормативным, продолжительность может варьироваться от нескольких месяцев до нескольких лет. Кризис взрослости может быть ранний и поздний. Первый свидетельствует о неразрешенности проблем на предыдущих возрастных периодах, второй более носит более экзистенциальный характер.
В целом кризис протекает весьма индивидуально, кто-то проходит его без болезненных следов и тягостных последствий, для кого-то следы тянутся в следующий возрастной период и возникают неблагоприятные последствия (алкоголизм, экзистенциальные вакуумы, суицидальные попытки и т. д.)
Преодоление кризиса может происходить по двум сценариям: во-первых, кризис становится стимулом к дальнейшему развитию и способом прорыва к новым формам самореализации; во-вторых, кризис заставляет личность перейти к спокойно созерцательному принятию жизни, смирению и насыщению смыслом того, что уже есть, что достигнуто.
Е.Е. Сапогова считает, что для анализа кризиса взрослого возраста недостаточно известных направлений осмысления кризисных периодов жизни, а именно: как закономерных возрастных явлений, нормативных социально психологических явлений, как неспособностью личности к решению жизненных задач, закономерно встающих перед ней на каждом возрастном этапе; как попытки индивидуального преодоления проблемной ситуации; как ситуативного явления [10, С. 366-372]. При анализе данного кризиса, с точки зрения исследователя, требует принципиально иная методология, а именно экзистенциальная психология, помещающая кризис в целостный контекст жизни человека [9, С. 26]. Для нас представляет интерес то, что выделенные автором характеристики кризиса среднего возраста, свидетельствуют об обостренности решения обозначенных выше основных экзистенциальных вопросов в данный возрастной период.
Автор предполагает, что данный кризис выступает как закономерно возникающая фаза жизни, обусловленная необходимым и обязательным вхождением развивающегося человека в зазор между первичной и вторичной социализацией, т.е. уровень желанных жизненных достижений свидетельствует о том, что ресурс первичной социализации (ее стратегии, прецеденты, образцы и пр.) личностью исчерпан и необходимо создавать новые основания себя - теперь уже самостоятельно, опираясь на нажитый опыт [9, С. 26-29]. Под первичной социализацией автор понимает идентификацию взрослеющего человека с этнокультурными (ценности, смыслы и пр.) и с социально нормативными характеристиками (роли, нормы, правила и т. д.) опыта, накопленного обществом, в котором он родился. Под вторичной социализацией - «самобытную индивидуацию и обогащение общесоциального опыта результатами своей жизнедеятельности и жизнепостижения, носит возможностно вероятностный и креативный (жизнетворческий) характер, в ней заключена свобода личности» [9, С. 26-29]. Главной особенностью вторичной социализации является то, что она должна быть инициирована, «запущена» самой личностью. В результате преодоления кризиса и «запуска» вторичной социализации появляется зрелость.
Интересно то, что автор дает характеристики зрелости, совпадающие с характаристиками человека с развитой субъективной витальностью, а именно: «осознание себя, переживание свободы, автономии, это принятие себя, лежащее в основе личностного благополучия, это осознанная целенаправленность собственной жизни и жизни тех, за кого человек несет ответственность (дети, престарелые родители), наконец, это осознаваемая как необходимость устремленность к личностному росту, позитивным изменениям, социальное принятие, чувство востребованности теми сообществами, в которые человек включен (профессиональными, общественными, политическими, гендерными, этническими, культурными и др.), возможность инвестировать значимые ресурсы собственной жизни и личности в других людей, в их развитие и благополучие»[9, С. 30].
Таким образом, возраст руководителей органов внутренних дел, особенности протекания «кризиса перехода к зрелости» может выступать как условие развития их субъективной витальности.
Библиографический список
1. Брюдаль, Л. Ф. Психические кризисы в новой перспективе / Л. Ф. Брюдаль. СПб. : Европейский дом, 1998;
2. Гвоздецкая, В. К. Психологические особенности мужчин и женщин в ситуациях нормативных жизненных кризисов в период взрослости : автореф. ...канд. психол. наук / В. К. Гвоздецкая. Ростов н/Д., 2017. С. 3-4.
3. Ендовицкий, Д. А. Влияние личности вузовского лидера на эффективность деятельности университета / Д. А. Ендовицкий, Ю. А. Бубнов, К. М. Гайдар // Высшее образование в России. 2017. № 11. С. 79-88.
4. Малкина-Пых, И. Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. М. : Эксмо, 2005;
5. Манукян, В. Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода : дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / В. Р. Манукян. СПб. : СПбГУ, 2003.
6. Пергаменщик, Л. А. Кризисная психология / Л. А. Пергаменщик. Минск: Вышэйшая школа, 2004.
7. Поздняков, В. М. Особенности субъективной витальности сотрудников МВД России, имеющих разный должностной статус / В. М. Поздняков, Т. В. Мальцева, А. О. Бурцев // Психология и право. 2020. Том 10. № 4. С. 33-50. doi:10.17759^у^.2020100403.
8. Поливанова, К. Н. Психология возрастных
кризисов / К. Н. Поливанова. М. : ИЦ «Академия», 2000. 184 с.
9. Сапогова, Е. Е. Территория взрослости: горизонты саморазвития во взрослом возрасте / Е. Е. Сапогова // Генезис. М., 2017.
10. Сапогова, Е. Е. Экзистенциальная психология взрослости / Е. Е. Сапогова. М. : Смысл, 2013.
11. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2016 год: Сборник аналитических и информационных материалов. М. : ДГСК МВД России, 2016. 72 с.
12. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2017 год : Сборник аналитических и информационных материалов. М. : ДГСК МВД России, 2018. 72 с.
13. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2018 год : Сборник аналитических и информационных материалов. М. : ДГСК МВД России, 2019. 68 с.
14. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2019 год : Сборник аналитических и информационных материалов. М. : ДГСК МВД России, 2020. 72 с.
15. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2020 год : Сборник аналитических и информационных материалов. М. : ДГСК МВД России, 2021. 72 с.
16. Семиков, В. Л. Критический возраст руководителя / В. Л. Семиков // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2009. № 3. С. 89-92.
17. Солдатова, Е. Л. Нормативные кризисы развития личности взрослого человека : автореф. ... докт. психол. наук: 19.00.01 / Е. Л. Солдатова. Екатеринбург : УрГУ им. А.М. Горького, 2007.
18. Худоян, С. С. Проблема возрастных кризисов развития личности : автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / С. С. Худоян. Ереван : Армянский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна, 2010.
19. Хухлаева, О. В. Кризисы взрослой жизни / О.В. Хухлаева. М., 2009. 317 с.
20. Ashkanasy, N. M., &Tse, B. (2000). Transformational leadership as management of emotion: A conceptual review. In N. M. Ashkanasy, C. E. J. Härtel, & W. J. Zerbe (Eds.), Emotions in the workplace (pp. 221-235).
21. Bass, B. M. (1990). Bass &Stogdill's handbook of leadership: Theory, research;
22. George, J. M. (2000). Emotions and leadership: The role of emotional intelligence. Human Relations, 53: 1027-1055.
23. Scheibe, S., &Zacher, H. (2013). A lifespan perspective on emotion regulation, stress, and
well-being in the workplace. In P. L. Perrewe, J. Halbesleben, & C. C. Rosen (Eds.), Research in occupational stress and wellbeing,11: 167— 197 Bingley, UK: Emerald.
24. Stogdill, R. M. (1948). Personal factors associated with leadership; a survey of the literature. Journal of Psychology: Interdisciplinary and Applied, 25: 35-71.
25. Zacher, H. &Frese, M. (2009). Remaining time and opportunities at work: Relationships between age, work characteristics, and occupational future time perspective. PsychologyandAging, 24(2): 487-493.
Bibliographic list
1. Bryudal L. F. Mental crises in a new perspective. St. Petersburg: European House, 1998;
2. Gvozdetskaya V. K. Psychological characteristics of men and women in situations of normative life crises during adulthood: abstract. ... cand. psychological sciences. Rostov-on-Don. 2017. pp. 3-4.
3. Endovitsky D. A., Bubnov Yu. A., Gaidar K. M. The influence of the personality of the university leader on the effectiveness of the university // Higher education in Russia. 2017. No. 11. pp. 79-88.
4. Malkina Pykh I. G. Age crises: Handbook of a practical psychologist. Moscow: Eksmo, 2005;
5. Manukyan V. R. Subjective picture of the life path and crises of the adult period: Dis. ... cand. Psychological Sciences: 19.00.13. St. Petersburg: St. Petersburg State University, 2003;
6. Pergamenshchik L. A. Crisis psychology. Minsk: Higher School, 2004;
7. Pozdnyakov V. M., Maltseva T. V., Burtsev A. O. Features of subjective vitality of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia who have different official status [Electronic resource] / / Psychology and law. 2020. Volume 10. No. 4. pp. 33-50. doi: 10.17759 / psylaw.2020100403.
8. Polivanova K. N. Psychology of age-related crises. M.: IC "Academy", 2000. 184 p.
9. Sapogova E. E. The territory of adulthood: horizons of self-development in adulthood": Genesis; Moscow; 2017.
10. Sapogova E. E. Existential psychology of adulthood. M.: Sense, 2013;
11. Information on the state of work with the personnel of the internal affairs bodies of the Russian Federation for 2016: A collection of analytical and informational materials. Moscow: DGC of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2016. 72 p.
1 2. Information on the state of work with the personnel of the internal affairs bodies of the Russian Federation for 2017: A collection of analytical and in-
formational materials. Moscow: DGC of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018. 72 p.
13. Information on the state of work with the personnel of the internal affairs bodies of the Russian Federation for 2018: A collection of analytical and informational materials. Moscow: DGC of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019. 68 p.
14. Information on the state of work with the personnel of the internal affairs bodies of the Russian Federation for 2019: A collection of analytical and informational materials. Moscow: DGC of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020. 72 p.
15. Information on the state of work with the personnel of the internal affairs bodies of the Russian Federation for 2020: A collection of analytical and informational materials. Moscow: DGC of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021. 72 p.
16. Semikov V. L. Critical age of the head // Fires and emergencies: prevention, elimination. 2009. No. 3. pp. 89-92.
17. Soldatova E. L. Normative crises of adult personality development: abstract. ... Doctor of Psychological Sciences: 19.00.01. Yekaterinburg: Gorky USU, 2007.
18. Khudoyan S. S. The problem of age-related crises of personality development. Abstract ... dissertation of the Candidate of Psychology: 19.00.01. Yerevan: Armenian State Pedagogical University named after H. Abovyan, 2010.
19. Khukhlaeva O. V. Crises of adult life. Moscow, 2009.317 p.
20. Ashkanasy, N. M., and Tse, B. (2000). Transformational leadership as emotion management: a conceptual review. In N. M. Ashkanasi, C. E. J. Har-tel and W. J. Zerbe (eds.), Emotions in the workplace (pp. 221-235).
21. Bass, B. M. (1990). Bass and Stogdill's Guide to Leadership: Theory, research;
22. George, J. M. (2000). Emotions and leadership: the role of emotional intelligence. Human Relations, 53: 1027-1055.
23. Scheibe, S., & Sacher, H. (2013). A lifelong view on the regulation of emotions, stress and well-being in the workplace. In P. L. Perrewe, J. Halbesleben, and C. C. Rosen (eds.), Occupational Stress and Well-being Research, 11: 167-197 Bingley, UK: Emerald.
24. Stogdill, R. M. (1948). Personal factors related to leadership; literature review. Journal of Psychology: Interdisciplinary and Applied, 25: 35-71.
25. Sacher, H. and Freze, M. (2009). Remaining time and opportunities at work: the relationship between age, work characteristics and the prospect of a professional future. Psychology and Education, 24(2): P. 487-493.