Научная статья на тему 'КРИЗИС КОММУНИКАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ'

КРИЗИС КОММУНИКАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ / КРИЗИС КОММУНИКАЦИЙ / КРИЗИС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горинова Светлана Владимировна, Тихановская Людмила Борисовна

В статье представлены результаты анализа влияния глобальной цифровизации и пандемических ограничений на коммуникации в образовательной среде высших учебных заведений. Отмечаются такие особенности коммуникации в образовательной среде как прагматичность конечных целей, экономико-центричность образовательной политики, формализация построения образовательных программ, индивидуализация учебных процессов, процедур и операций, вытеснение духовной составляющей коммуникации. Выделены позитивные и негативные последствия экстренного перехода на дистанционные образовательные технологии. Коммуникации представлены как системообразующий элемент образовательной среды учебного заведения и как особый стратегический ресурс, требующий постоянного развития. Предложены условия успешной адаптации образовательной среды к условиям кризиса коммуникаций. Проведенная работа ориентирована на повышение эффективности образовательных процессов в учебных заведениях МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горинова Светлана Владимировна, Тихановская Людмила Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRISIS OF COMMUNICATIONS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article presents the results of the analysis of the impact of global digitalization and pandemic restrictions on communication in the educational environment of higher education institutions. Such features of communication in the educational environment as the pragmatism of the final goals, the economic-centricity of educational policy, the formalization of the construction of educational programs, the individualization of educational processes, procedures and operations, the displacement of the spiritual component of communication are noted. The positive and negative consequences of the emergency transition to distance learning technologies are highlighted. Communications are presented as a system-forming element of the educational environment of an educational institution and as a special strategic resource that requires constant development. The conditions of successful adaptation of the educational environment to the conditions of the crisis of communications are proposed. The work carried out is focused on improving the efficiency of educational processes in educational institutions of the Ministry of Emergency Situations of Russia.

Текст научной работы на тему «КРИЗИС КОММУНИКАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ»

УДК 378.146:65.012.74

КРИЗИС КОММУНИКАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

С. В.ГОРИНОВА, Л. Б.ТИХАНОВСКАЯ

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново Е-mail: s.v.gorinova@mail.ru, ludmila.tihanovskaya@yandex.ru

В статье представлены результаты анализа влияния глобальной цифровизации и пандемических ограничений на коммуникации в образовательной среде высших учебных заведений. Отмечаются такие особенности коммуникации в образовательной среде как прагматичность конечных целей, экономико-центричность образовательной политики, формализация построения образовательных программ, индивидуализация учебных процессов, процедур и операций, вытеснение духовной составляющей коммуникации. Выделены позитивные и негативные последствия экстренного перехода на дистанционные образовательные технологии. Коммуникации представлены как системообразующий элемент образовательной среды учебного заведения и как особый стратегический ресурс, требующий постоянного развития. Предложены условия успешной адаптации образовательной среды к условиям кризиса коммуникаций. Проведенная работа ориентирована на повышение эффективности образовательных процессов в учебных заведениях МЧС России.

Ключевые слова: образовательная среда вуза, управление учебным процессом, кризис коммуникаций, кризис образовательного процесса, информатизация, дистанционные образовательные технологии

CRISIS OF COMMUNICATIONS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

S. V. GORINOVA, L. B. TIHANOVSKAYA

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education

«Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo Е-mail: s.v.gorinova@mail.ru, ludmila.tihanovskaya@yandex.ru

The article presents the results of the analysis of the impact of global digitalization and pandemic restrictions on communication in the educational environment of higher education institutions. Such features of communication in the educational environment as the pragmatism of the final goals, the economic-centricity of educational policy, the formalization of the construction of educational programs, the individualization of educational processes, procedures and operations, the displacement of the spiritual component of communication are noted. The positive and negative consequences of the emergency transition to distance learning technologies are highlighted. Communications are presented as a system-forming element of the educational environment of an educational institution and as a special strategic resource that requires constant development. The conditions of successful adaptation of the educational environment to the conditions of the crisis of communications are proposed. The work carried out is focused on improving the efficiency of educational processes in educational institutions of the Ministry of Emergency Situations of Russia.

Key words: university educational environment, educational process management, communication crisis, educational process crisis, informatization, distance learning technologies

Развитие образовательной среды, как особого социокультурного пространства, происходит в нашей стране под воздействием системного кризиса, связанного с изменением

традиционной системы ценностей. Этот кризис трансформировал всю образовательную систему, поставив ее на коммерческую основу и изменив практически все коммуникационные процессы. Кроме того, широкое распространение цифровых технологий во всех сферах че-

© Горинова С. В., Тихановская Л. Б., 2021

ловеческой деятельности инициировало компьютеризацию образовательной среды, которая была ускорена переходом на дистанционные технологии обучения из-за пандемии COVID-19. В условиях продолжающейся реформы образования и отмеченных кризисных явлений возникает множество проблем, требующих исследования.

Научно-педагогическое сообщество отмечает, что в последние годы общий уровень подготовки выпускников снижается. Установка на быстрый успех способствует поверхностному отношению к трудоемкой учебной работе и формальному отношению к обучению. У подрастающего поколения снижается культурный кругозор, и, как результат - низкий уровень знаний в целом [1]. Отчасти это состояние усугубляется компьютеризацией отношений в образовательной среде - заметно изменился характер коммуникации в ней, появились новые формы общения, новые каналы, новые технические устройства и поддерживающие инструменты. Все больше учебных занятий проводится на основе дистанционного, сетевого обучения, что усилило процесс вытеснения из педагогики личностного воздействия преподавателя на обучаемого. Тотальный характер усиления опосредованно-дистанцирующей роли компьютерных технологий воздействует на такие коммуникативные уровни образовательного пространства как «личность - личность»; «личность - коллектив»; «личность - среда»; «личность - регламент» [2].

В качестве объекта исследования принята образовательная среда профессиональной подготовки специалистов пожарно-технического профиля. В качестве предмета -процесс организации управления коммуникацией как сложной системой обеспечения информационного единства образовательной среды учебного заведения. Анализ образовательной среды имел целью выявить суть процессов, происходящих в информационном обществе на этапе бурного развития глобальной сетевой коммуникации и оценить их воздействие на сферу профессионального образования. В связи с высокой скоростью формирования новой цифровой культуры система управления теряет свою устойчивость, а выбор упреждающей реакции на изменения и вызовы цифровизации должен быть связан с восприятием коммуникации как особого информационного стратегического ресурса для развития образовательной среды [3].

Одним из основных вызовов современного развития коммуникаций в образовательной системе в целом явился экстренный перенос обучения из традиционного в дистанционный формат. Результатом такого революцион-

ного развития, так называемого, онлайн-обучения в условиях пандемии имеет множество негативных последствий. Образовательные учреждения, вынужденные коммунициро-вать с обучающимися дистанционно для снижения риска распространения COVID-19 стали применять уже опробованные дистанционные образовательные технологии (ДОТ). Привлечение для образовательных целей электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) позволило преподавателям применять доступные инструменты коммуникаций для доставки электронного контента. Около 80 % высших учебных заведений России к марту 2020 года полностью перешли на дистанционный формат работы со студентами, а из подведомственных Минобрнауки вузов - все 100 %1. Опыт такого резкого перехода вряд ли можно признать позитивным. Ни обучающиеся, ни преподаватели, ни система обеспечения учебного процесса не в состоянии практически мгновенно переключиться на новые коммуникации. Обеспечить полную готовность к этой вынужденной мере можно было бы при условии высокой развитости инфраструктуры коммуникаций, обеспеченности электронной образовательной среды всеми ресурсами и готовности цифровых платформ к использованию преподавателями и обучающимися из мест самоизоляции. Следуя методическим рекомендация Министерства науки и высшего образования РФ, вузы использовали приемлемые на их уровне развития IT-инфраструктуры, на доступных внешних ресурсах, существующих сценариях реализации дистанционного обучения, на форматах учебного процесса. Поэтому у каждого учебного заведения применяется свой набор методик и инструментов организации учебы в онлайн-среде2.

Отметим, что внедрение современных информационных технологий в образовательную среду позволяет повысить эффективность объяснительно-иллюстративной работы преподавателя за счет систем Мультимедиа и представлять на экране любую аудиовизуальную информацию (видеофильм, графика, анимация, музыка и т.д.), обеспечивая интерактивный диалог [4]. При этом появляется возможность выбора действий по результатам анализа, определения нужной линии развития ситуации, что разгружают труд преподавателя от рутины.

1

По материалам Брифинга министра науки и высшего образования Валерия Фалькова от 25.03.2020

2 Дистанционное обучение в экстремальных условиях https://academia.interfax.ru/ru/analytics/ research/4491/]

Развитие коммуникаций качественно меняет сам характер образовательных отношений, перестраивает его содержание, технологию, режим, ритм и философию. Открывается перспектива передачи части обучающих функций к информационным технологиям. Высвобождающийся при этом человеческий ресурс должен быть направлен на усиление воспитательной роли преподавателя. Развитие образовательных коммуникаций с применением новейших информационных технологий должен обеспечить переход к индивидуальной траектории обучения.

Однако в сложившейся ситуации экстренного перехода на онлайн-обучение, когда все происходит в сжатые сроки, адаптация невозможна без предварительно созданных условий перехода на организационном уровне управления. Если цифровые платформы и сервисы активно применяются в образовательном процессе, то коммуникационный кризис переживается образовательным учреждениями легче. Так в Ивановской пожарно-спасательной академии вынужденные меры по переходу на тотальное дистанционное обучение при высоком уровне обеспеченности дисциплин электронными версиями учебного материала и наличии платформы удаленного контроля знаний Firetest позволили осуществить перестройку учебного процесса с незначительными потерями. Немаловажную роль при этом сыграло освоение преподавателями информационных технологий на многочисленных курсах повышения квалификации и опыт их участия в конференциях и вебинанарах удаленного доступа. А вот коммуникационные проблемы стали проявляться острее.

Опасливое отношение родителей обучающихся и профессорско-преподавательского состава к онлайн-обучению и другим дистанционным образовательным технологиям связано с наличием неопределенностей на таких коммуникативных уровнях образовательного пространства как «личность - личность», «личность - коллектив», «личность - среда» и «личность - регламент». Если индивидуальные коммуникации уровня «личность - личность» в малых группах с применением новых возможностей информационных технологий осуществляются более эффективно, то в традиционных группах численностью 20-30 человек или на потоке численностью 60-90 человек коммуникация становится односторонней.

Уровень «личность - регламент» страдает более всего. Именно на этом уровне осуществляется передача умений и навыков практической деятельности. Несмотря на наличие в Ивановской пожарно-спасательной академии

развитой системы приращения практической составляющей профессиональной компетентности, использование тренажерных комплексов, полигона и практическая работа в учебной пожарно-спасательной части в удаленном режиме невозможны, поэтому были отложены до окончания дистанцирования. При реструктуризации учебного процесса произошел вынужденный временной отрыв этого вида учебной деятельности от основной части. Для устранения возможных последствий некоторые занятия были продублированы в очном режиме после выхода обучающихся из самоизоляции. Наибольшие проблемы ощущались на выпускных курсах, у которых не было возможности в полной мере отработать практические навыки. Понятно, что сейчас невозможно оценить удаленные результаты завершения 2020-2021 учебного года, но некоторые выводы будут полезны для дальнейшего развития адаптивной системы подготовки специалистов пожарно-технического профиля.

Сложившаяся кризисная ситуация, связанная с экстренным переходом обучающихся на дистанционное обучение в середине весеннего семестра 2020 года без предварительной реорганизации учебного процесса и должного сопровождения, не только выявила коммуникационные проблемы компьютеризации образовательной среды, но и показала наличие множества перспектив применения новых каналов, средств и инструментов коммуникации для приобретения образовательным учреждением преимуществ на рынке образовательных услуг.

Ранее нами анализировались интересы таких участников процесса накопления профессиональных компетенций как личность, общественные институты (семья, общественные организации/движения, религиозные организации, клубы по интересам и др.), образовательная среда учреждений профессионального образования, виртуальная образовательная среда (сетевые образовательные ресурсы) [5]. С позиции участия перечисленных субъектов можно дополнить предложенную классификацию, выделив следующих интересантов: учредителей, администрацию учебного заведения, преподавателей, обучающихся. Учредители (соответствующие юридические лица, министерства и ведомства) акцентируют внимание на качестве образования, обеспеченности кадровыми ресурсами, на надежности коммуникационной инфраструктуры, на высокой конкурентоспособности Российского образования, на достижении высоких показателей образовательных проектов. Для администрации вуза важными являются «аккредитационные показатели», удовлетворенность работодателей качеством профессиональной подготовки в соответствии с образова-

тельными и профессиональными стандартами. Преподаватель заинтересован в действительных результатах освоения знаний, навыков и умений в соответствии с программой преподаваемой дисциплины. Интерес обучаемого связан с приобретением необходимых для дальнейшей трудовой деятельности компетенций, получение преимущества в трудоустройстве. Как видим, несмотря на различие интересов, антагонистических противоречий между ними нет. Объединяющий интерес состоит в образо-вывании квалифицированного специалиста для выполнения профессиональных задач. Заметим, что интересы участников процесса в кризисной ситуации практически не изменились, но при этом взаимодействия стали технически и организационно сложнее и перешли на иной уровень.

Понимая под коммуникацией сложную систему обеспечения информационного единства и прагматичности образовательной среды организации, отметим, что в последнее время изменился характер и структура коммуникативных отношений. Это связано как с компьютеризацией образовательных процессов, так и с инновационными технологиями взаимодействия всех его участников. Кроме того, профессионально ориентированный подход, предъявляющий компетентностные требования к овладению обучающимися набором качеств для профессиональной деятельности, предполагает оценивание и самооценивание приращения де-ятельностных навыков, что повышает роль различных методов развития потенциала личности. Но замеченные изменения коммуникативного уровня взаимодействия преподавателей и обучающихся нивелируют личностную составляющую этих взаимоотношений.

Для более подробного анализа отмеченных изменений рассмотрим основные характеристики коммуникаций: информационные потоки, каналы, формы, средства и инструменты передачи информации.

Информационные потоки, в зависимости от направления перемещения, как известно, бывают вертикальными, горизонтальными и латеральными. Вертикальные потоки определяются регламентами и подчиненностью, установленными в процессе формирования и развития системы управления. Коммуникации по нисходящей и восходящей реализуют функцию координации всех видов деятельности вуза. Скорость продвижения информации в этих потоках определяется характеристиками документооборота. В настоящее время происходит переход от бумажного к электронному документообороту. Переходный процесс несколько замедляет перемещение информационных потоков в системе электронного документооборота

(СЭД), но при этом уже отмечаются его преимущества в части мгновенной передачи данных и снижения потребления бумаги и расходных материалов для офисной техники. Горизонтальные информационные потоки выстраивают связи как между подразделениями высшего учебного заведения, так и между отдельными сотрудниками, которые на данный момент имеют общий уровень подготовки, принятия и реализации управленческих решений. Предназначение латеральных (или диагональных) информационных потоков состоит в обеспечении информационного обмена между сотрудниками разных подразделений (кафедр, факультетов, отделов, центров), находящихся на разных уровнях управления. Латеральные коммуникационные потоки реализуют и связи между обучающимися и преподавателями, между функциональными руководителями и не подчиненными им сотрудниками иных подразделений, задействованных в решении актуальной задачи. Отметим, что в кризисных условиях количество латеральных информационных потоков значительно возросло в связи с ростом неопределенности и попытками найти лучшее решение поставленной задачи.

Каналы передачи информации изменяются с введением новой формы документооборота - электронной. Переходный период внедрения СЭД создает определенные трудности, обусловленные задержкой процесса обучения разработчиков и подписантов документов к новой форме и условиям создания, переработки и передачи информации, но имеет существенное значение в совершенствовании информационного пространства в целом. В электронной образовательной среде вуза тоже формируются каналы передачи массива внутренней информации. Немаловажную роль в образовательной среде занимает электронная библиотечная система. Среди информационных каналов можно отметить возможности социальных сетей, по которым, зачастую, происходит перемещение горизонтальных и латеральных потоков. Помимо этого продолжают развиваться и традиционные контактные (регулярные собрания, совещания, заседания членов различных органов управления и контроля) и бесконтактные (внутренняя етаП-рассылка по ресурсам вуза на активные электронные ящики сотрудников; корпоративная пресса, непериодические печатные издания, информационные стенды, расположенные в холлах или рекреациях; которые могут быть расположены в холлах, а также рекреативных помещениях вуза) каналы передачи информации.

На основе наблюдения были отмечены такие особенности коммуникации в образовательной среде как прагматичность конечных це-

лей профессионального образования, экономи-коцентричность образовательной политики на всех уровнях, формализация построения основных профессиональных образовательных программ и контрольных процедур, индивидуализация процессов, процедур и операций по передаче и освоению знаний, постепенное вытеснение духовной составляющей коммуникации.

С позиции взаимодействия основных субъектов образовательного процесса, следует отметить три уровня реализации коммуникативного пространства вуза: организационный, дисциплинарный и образовательный. Организационное коммуникативное пространство - это система деловых и межличностных, социальных и профессиональных коммуникаций, обеспечивающих взаимоотношения между тремя главными субъектами образовательного процесса - обучающимися, преподавателями и администрацией. Это строго регламентированные взаимодействия, обусловленные порядком отношений в рамках выполняемых социальных ролей («студент», «курсант», «преподаватель», «начальник курса», «начальник кафедры», «начальник факультета» и т.д.). Дисциплинарное коммуникативное пространство назначаете психологическую дистанцию отношений между субъектами в соответствии с целями коммуникации. В образовательной среде происходит информационный обмен между представителями разных поколений -старшего (преподаватель) и младшего (курсант, студент). Целью дисциплинарной коммуникации является передача знания и опыта предыдущих поколений настоящему поколению. Сущностью такой коммуникации поколений является согласование новых знаний с собственным опытом, но не навязывание существующего мировоззрения как абсолюта.

Сущность коммуникативных технологий в образовательной среде состоит в превентивном проектировании такого процесса учебного взаимодействия, который обеспечит воспроизведение его в изменяющихся условиях реализации образовательных целей. Постановка целей коммуникации должна предусматривать возможность объективного контроля как самого процесса, так и качества образовательных результатов. Структурная и содержа-

тельная целостность коммуникации в образовательной среде вуза должна основываться на оптимальных методах и средствах создания и поддержания педагогически целесообразных взаимоотношений. Как и любой другой коммуникативный процесс, он должен оперативно обеспечивать обратные связи, позволяющие своевременно корректировать процедуры и итоги взаимодействия.

В экстремальных условиях реорганизации учебного процесса, когда внутренние и внешние ресурсы ограничены, совершенно по-другому оценивается результативность адаптации образовательной среды. Условиями успешной адаптации следует считать: совершенствование механизма управления всей системой профессионального образования с использованием автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, методических материалов, коммуникационных сетей; совершенствование стратегии выбора методов и организационных форм обучения в условиях информатизации общества; создание особых методических систем, ориентированных на реализацию потенциала обучаемого, на мотивирование самостоятельного приобретения знания, координировать самостоятельную деятельность по поиску и обработке информации; создание и развитие компьютерных диагностирующих и контролирующих систем.

В целях преодоления кризиса коммуникаций в образовательной среде учебного заведения, на основании анализа практики реализации информационных технологий, сущности коммуникационных процессов могут быть предложены следующие действия: развитие сетевых информационных сообществ в образовательных целях, применение коллективных форм работы с информацией, размещенной в образовательной среде, реструктуризация учебного процесса в период удаленного доступа на основе научно-обоснованных норм управляемости, организация межличностных коммуникаций с использованием виртуального пространства, обеспечение устойчивой связи с разработчиками информационно-

коммуникационных технологий, создание имитационной образовательной среды для виртуальной отработки профессиональных навыков.

Список литературы

1. Маркова О. Ю. Коммуникативное пространство вуза: субъекты, роли, отношения // Коммуникация и образование. Сборник статей. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. С.345-364.

2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С. А. Смирнов, И. Б. Ко-това, Е. Н. Шиянов [и др.]; под ред. С. А. Смирнова. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 512 с.

3. Самойлов И. П., Чеботарева А. М. Управление внутренней коммуникативной средой и коммуникационными потоками вуза: тео-

ретические аспекты // Молодой ученый. 2020. № 17 (307). С. 394-397. URL: https://moluch.ru/ archive/307/69106/ (дата обращения: 22.11.2021).

4. Маркарян Э. С. О реформировании научно-образовательной системы в контексте кризиса мировой культуры и необходимости создания идеологии гуманизма XXI века // Образование и культура. 2018. № 9. С. 51-57.

5. Горинова С. В. Управление приращением профессиональных компетенций специалистов пожарно-технического профиля // Пожарная и аварийная безопасность. 2020. № 4. С. 35.

References

1. Markova O. Yu. Kommunikativnoye prostranstvo vuza: sub"yekty, roli, otnosheniya // [The communicative space of the university: subjects, roles, relationships]. Kommunikatsiya i obrazovaniye. Sbornik statey. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskoye filosofskoye obshchestvo, 2004, pp. 345-364.

2. Pedagogika: pedagogicheskiye teorii, sistemy, tekhnologii [Pedagogy: pedagogical theories, systems, technologies]. S. A. Smirnov, I. B. Kotova, E. N. Shiyanov [et al.]; Edited by

S. A. Smirnov. M.: Izd. tsentr «Akademiya», 2001. 512 p.

3. Samoilov I. P., Chebotareva A. M. Up-ravleniye vnutrenney kommunikativnoy sre-doy i kommunikatsionnymi potokami vuza: teo-reticheskiye aspekty [Management of the internal communicative environment and communication flows of the university: theoretical aspects] Mo-lodoy uchenyy, 2020, vol. 17 (307), pp. 394-397. URL: https://moluch.ru/archive/307/69106/ (accessed: 11/22/2021).

4. Markarian E. S. O reformirovanii nauch-no-obrazovatel'noy sistemy v kontekste krizisa mi-rovoy kul'tury i neobkhodimosti sozdaniya ideologii gumanizma XXI veka [On reforming the scientific and educational system in the context of the crisis of world culture and the need to create an ideology of humanism of the XXI century]. Obrazovaniye i kultura, 2018, issue 9, pp. 51-57.

5. Gorinova S. V. Upravleniye prirash-cheniyem professional'nykh kompetentsiy spetsi-alistov pozharno-tekhnicheskogo profilya [Management of the increment of professional competencies of specialists in the fire-technical profile]. Pozharnaya i avariynaya bezopasnost', issue 4, 2020, p. 35.

Горинова Светлана Владимировна

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры основ экономики функционирования РСЧС E-mail: s.v.gorinova@mail.ru Gorinova Swetlana Vladimirovna

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo

doctor of economic sciences, Professor, professor at the department of fundamentals of economics of functioning prevention and response system E-mail: s.v.gorinova@mail.ru

Тихановская Людмила Борисовна

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры основ экономики функционирования РСЧС E-mail: ludmila.tihanovskaya@yandex.ru Tihanovskaya Lyudmila Borisovna

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo

candidate of technics sciences, assistant professor, associate professor at the department of fundamentals of economics of functioning prevention and response system. E-mail: ludmila.tihanovskaya@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.