Научная статья на тему 'КРИЗИС КАК ФАКТОР ВОСПРИЯТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЛИДЕРОВ (НА МАТЕРИАЛАХ МОСКВЫ, РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН И КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)'

КРИЗИС КАК ФАКТОР ВОСПРИЯТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЛИДЕРОВ (НА МАТЕРИАЛАХ МОСКВЫ, РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН И КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
48
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ОБРАЗЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЛИДЕРОВ / ФАКТОРЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ / ОБЪЕКТНЫЕ ФАКТОРЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ / КРИЗИС КАК ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рогач Николай Николаевич, Шаяхметов Арсен Маратович, Яковлева Елена Александровна

Статья описывает результаты качественного исследования восприятия региональных политических лидеров в контексте кризисных явлений, произошедших в 2020 г. Работа базируется на материалах исследовательского проекта кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Методология исследования включает в себя фокусированные интервью, а также метод фиксированных ассоциаций. Внимание авторов сосредоточено на влиянии контекста политического восприятия на процесс политической перцепции. Теоретические выводы авторов подкрепляются анализом конкретных случаев методом кейс-стади в Москве, Республике Башкортостан и Краснодарском крае. Проведенное исследование показало, что, преодолевая социально-политические кризисы, общество предъявляет достаточно жесткие требования к профессиональным и личностным характеристикам региональных политических лидеров. Несоответствие этим требованиям напрямую отражается не только на уровне электоральной поддержки глав субъектов Российской Федерации, но и повышает вероятность усиления протестных настроений в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Рогач Николай Николаевич, Шаяхметов Арсен Маратович, Яковлева Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERCEPTION OF THE REGIONAL POLITICAL LEADERS IN THE CONTEXT OF CRISIS: THE CASES OF MOSCOW, BASHKORTOSTAN AND KRASNODAR

The article provides the analysis of the results of a qualitative study of the perception of regional political leaders in the context of crisis in 2020. The study is based on the materials of a research project conducted by the Political Sociology and Psychology Programme of the Lomonosov Moscow State University. The research methodology includes in-depth interviews and ‘ xed associations’ methods, allowing the authors to focus on the in uence of an objective factor (political context) on the process of political perception. The empirical part of the work, supporting the suggested theoretical model, is based on three case-studies, namely citizens’ perception of the Moscow Mayor, the President of Bashkortostan Republic and the Governor of Krasnodar. The study shows that a society in the process of overcoming a socio-political crisis, has speci c and particular requirements concerning the professional and personal characteristics of regional political leaders. Non-compliance with these requirements directly a ects not only the level of electoral support for Russian regional leaders, but also increases the general protest potential.

Текст научной работы на тему «КРИЗИС КАК ФАКТОР ВОСПРИЯТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЛИДЕРОВ (НА МАТЕРИАЛАХ МОСКВЫ, РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН И КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2021. № 4

Николай Николаевич Рогач,

аспирант кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова (Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия), e-mail: [email protected]

Арсен Маратович Шаяхметов,

научный сотрудник Научно-исследовательского и информационного центра Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан (ул. Заки Валиди, д. 40, 450008, Уфа, Республика Башкортостан, Россия), e-mail: [email protected]

Елена Александровна Яковлева,

соискатель кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова (Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия), e-mail: [email protected]

КРИЗИС КАК ФАКТОР ВОСПРИЯТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЛИДЕРОВ (НА МАТЕРИАЛАХ МОСКВЫ, РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН И КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)1

Статья описывает результаты качественного исследования восприятия региональных политических лидеров в контексте кризисных явлений, произошедших в 2020 г. Работа базируется на материалах исследовательского проекта кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Методология исследования включает в себя фокусированные интервью, а также метод фиксированных ассоциаций. Внимание авторов сосредоточено на влиянии контекста политического восприятия на процесс политической перцепции. Теоретические выводы авторов подкрепляются анализом конкретных случаев методом кейс-стади в Москве, Республике Башкортостан и Краснодарском крае.

Проведенное исследование показало, что, преодолевая социально-политические кризисы, общество предъявляет достаточно жесткие требования к профессиональным и личностным характеристикам региональных политических лидеров. Несоответствие этим требованиям напрямую отражается

1 Данное исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта № 20-011-31369 опн «Образ идеального будущего: нормативные представления российских граждан о власти, политических институтах и лидерах».

не только на уровне электоральной поддержки глав субъектов Российской Федерации, но и повышает вероятность усиления протестных настроений в регионах.

Ключевые слова: политическое восприятие, образы региональных лидеров, факторы политического восприятия, объектные факторы политического восприятия, кризис как фактор политического восприятия.

Nikolay Nikolayevich Rogach,

Graduate Student, Political Sociology and Psychology Programme, Political Science Department, Lomonosov Moscow State University (Leninskie Gory 1, Moscow 119991, Russia), e-mail: [email protected]

Arsen Maratovich Shayakhmetov,

Research Associate, Research and Information Center, The Bashkir Academy of Public Administration and Management under Head of The Republic Bashkortostan (ul. Zaki Validi 40, Ufa 450008, Bashkortostan, Russia), e-mail: [email protected]

Elena Aleksandrovna Yakovleva,

Graduate Student, Political Sociology and Psychology Programme, Political Science Department, Lomonosov Moscow State University (Leninskie Gory 1, Moscow 119991, Russia), e-mail: [email protected]

PERCEPTION OF THE REGIONAL POLITICAL LEADERS IN THE CONTEXT OF CRISIS: THE CASES OF MOSCOW, BASHKORTOSTAN AND KRASNODAR

The article provides the analysis of the results of a qualitative study of the perception of regional political leaders in the context of crisis in 2020. The study is based on the materials of a research project conducted by the Political Sociology and Psychology Programme of the Lomonosov Moscow State University. The research methodology includes in-depth interviews and 'fixedassociations' methods, allowing the authors to focus on the influence of an objective factor (political context) on the process of political perception. The empirical part of the work, supporting the suggested theoretical model, is based on three case-studies, namely citizens' perception of the Moscow Mayor, the President of Bashkortostan Republic and the Governor of Krasnodar.

The study shows that a society in the process of overcoming a socio-political crisis, has specific and particular requirements concerning the professional and personal characteristics of regional political leaders. Non-compliance with these

requirements directly affects not only the level of electoral support for Russian regional leaders, but also increases the general protest potential.

Key words: Russian regions, political perception, images of the regional leaders, factors of political perception, political crisis as a factor of leaders' perception.

Восприятие политики и политиков подвержено влиянию различных факторов, одним из которых является событийный политический контекст и кризисный контекст в особенности2. Многочисленные социальные потрясения, через которые прошло российское общество за период становления современной России, наложили отпечаток на процесс восприятия власти и лидеров. Необычный спектр проблем 2020 г. стал фоном практически для всех сфер общественной жизни. Кризисы этого года имели различную природу. Первым был кризис, вызванный пандемией коронавируса, которая сказалась на всех без исключения регионах, но наибольшее воздействие на восприятие регионального лидера она оказала именно в Москве. Второй тип кризиса, связанный с электоральными процессами и проявивший себя в ряде областей и республик (Смоленск, Дальний Восток, Краснодар), повлиял, в частности, на формирование образа губернатора Краснодарского края. Третий тип кризиса наблюдался в Республике Башкортостан. Он был связан с экологическими протестами, которые нанесли удар по авторитету региональной власти. В качестве объектов исследования мы выбрали не только кризисы разного типа, но и отличающиеся друг от друга регионы: национальную республику, столичный регион и область.

Теоретические основания исследования

Теоретической основой изучения особенностей восприятия лидеров российских регионов стала политико-психологическая теория политического восприятия, политическая регионалистика и ряд других подходов. Данное исследование было проведено с опорой на факторную модель политического восприятия, разработанную под руководством профессора Е.Б. Шестопал коллективом кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Из числа разных факторов, предложенных в этой модели, мы выбрали объектный фактор и, в частности, кризисный контекст политического восприятия, который создает фон и оказывают влияние на формирование образов региональных

3

политических лидеров3.

2 Власть и лидеры в восприятии российских граждан. Четверть века наблюдений (1993-2018) / Отв. ред. Е.Б. Шестопал. М.: Весь Мир, 2019.

3 Подробнее см.: Там же. С. 44.

Влияние пандемии COVID-19 на процесс политической перцепции российских граждан пока фактически не исследовалось. В современной политической науке данный вопрос рассматривается чаще в контексте международных отношений4 и политического лидерства как такового5. Интерес для нас представили более ранние теоретические работы, трактующие поведенческие реакции населения и власти в ответ на угрозу распространения вирусов. Например, исследователи из Университета Британской Колумбии пришли к выводу, что потенциальная угроза заражения вирусом увеличивает конформистские настроения в обществе и усиливает поддержку более авторитарных режимов6.

Среди теоретических работ наибольшую ценность для нас представляли исследования Е.Б. Шестопал, В.И. Вагиной, П.С. Пасса7, Н.В. Смулькиной8, которые показали значимость ситуативного контекста в целом и электорального контекста в частности. О.С. Скоро-ходова отмечает, что избирательная кампания является своего рода триггером, высвобождающим истинное отношение политически активного населения к лидерам9.

Анализ теоретических оснований позволил нам высказать гипотезу о разных типах влияния кризисных явлений, произошедших в 2020 г., на восприятие региональных лидеров. При этом образы региональных лидеров трансформировались в ходе восприятия как на рациональном, так и на неосознаваемом уровне.

Методология и выборка

Эмпирической основой статьи являются данные, собранные в рамках реализации научного проекта кафедры социологии и психологии

4 Громыко А.А. Коронавирус как фактор мировой политики // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2020. № 2. С. 4-13.

5 Пареньков Д.А. Легитимность и политическое лидерство в новую эпоху. М.: Фонд развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай», 2020. URL: https://ru.valdaiclub.com/files/35030/

6 Murray D.R., Schaller M. Threat(s) and Conformity Deconstructed: Perceived Threat of Infectious Disease and Its Implications for Conformist Attitudes and Behavior // European Journal of Social Psychology. 2012. Vol. 42. No. 2. P. 180-188; Murray D.R., Schaller M., SuedfeldP. Pathogens and Politics: Further Evidence That Parasite Prevalence Predicts Authoritarianism // PLoS ONE. 2013. Vol. 8. No. 5. P. 1-8. URL: https://journals. plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0062275

7 Шестопал Е.Б., Вагина В.В., Пасс П.С. Новые тенденции в восприятии власти российскими гражданами // Полития. 2019. № 4. С. 67-86.

8 Смулькина Н.В. Факторы, влияющие на восприятие кандидатов в президенты в российской избирательной кампании // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2013. № 3. С. 30-36.

9 Скороходова О.С. Власть в России: взаимодействие с социумом в контексте выборов // Психология политической власти / Ред. В.М. Долгов и др. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2004. С. 264-269.

политики факультета политологии МГУ, целью которого являлось изучение нормативных представлений граждан о власти, политических институтах и акторах. Данное исследование проводилось летом — осенью 2020 г. в 17 регионах России.

Для решения нашей исследовательской задачи мы использовали ту часть данных, которые касались восприятия глав субъектов Российской Федерации. Чтобы проверить нашу гипотезу о влиянии кризисной ситуации на восприятие регионального политического лидера, мы исследовали данные из трех регионов России, в каждом из которых в период исследования общество находилось в состоянии социальной и политической нестабильности.

Первым из них стал город федерального подчинения Москва, в котором меры по борьбе с распространением COVID-19, принятые мэром города, вызывали серьезное недовольство горожан. Вторым — Республика Башкортостан, где вспыхнул крупный региональный конфликт между населением и промышленным гигантом, разрешением которого пришлось заняться лично главе республики. В качестве третьего кейса мы взяли Краснодарский край, где активная избирательная кампания губернатора, проходившая в условиях коронавируса, резко усилила внимание общества к его личным и профессиональным качествам.

В исследовании используются методы глубинного фокусированного интервью, а также метод фиксированных ассоциаций, разработанный профессором Е.Б. Шестопал10. Полученные данные не претендуют на репрезентативность для страны в целом, так как исследование образов региональных политических лидеров носило качественный характер. Выборка была сбалансирована по параметрам пола, возраста и образования. В общей сложности в статье анализируются данные 184 глубинных интервью.

Образ столичного мэра С.С. Собянина в контексте

введения в Москве мер по борьбе с коронавирусом

В 2020 г. исполнилось 10 лет с того момента, когда Сергей Семенович Собянин возглавил столичный регион. Стремительное развитие столицы в это десятилетие во многом считается его заслугой. Сегодня в сознании людей столица и ее руководитель неразрывно связаны друг с другом и часто воспринимаются именно в связке. Причем мэру столицы приписываются как положительные, так и негативные изменения в городе.

10 Шестопал Е.Б. Особенности использования психологических методов для изучения политического восприятия // Социальная психология и общество. 2018. № 9. С. 81-90.

Когда на Россию обрушилась пандемия, Москва оказалась на острие борьбы с болезнью. Будучи руководителем штаба по борьбе с коронавирусной инфекцией, Собянин получил карт-бланш на введение ограничительных мер в столице, которые были восприняты ее жителями неоднозначно: одни горожане посчитали действия власти недостаточно эффективными полумерами, а другие, напротив, обвинили штаб в «перегибах» и попытках установить тотальный контроль над населением под видом борьбы с вирусом.

Образ столичного градоначальника давно привлекает политических психологов11, однако если предыдущие замеры образа мэра проходили в относительно спокойные времена, то данное исследование проводилось в условиях кризиса, что дает нам возможность не просто проанализировать динамику изменений этого образа, но и определить степень влияния событийного контекста на восприятие Собянина.

Рациональный уровень восприятия. Собянин, как и следовало ожидать, имеет очень высокий уровень узнаваемости (более 96 %), большинство жителей столицы знакомо с его деятельностью и имеет собственную оценку этого политика: треть респондентов (33,6 %) полностью поддерживают его взгляды, тогда как против его политики выступает 14 % опрошенных москвичей. В основном гражданам нравятся качественные улучшения в столице: эффективная градостроительная политика, развитие транспортной системы, облагораживание городской среды и др. Среди причин неодобрения его деятельности на посту мэра оказались жесткие карантинные меры, введенные в городе весной 2020 г.: «В связи с пандемией начал творить весь этот бред»; «Одобряю все, кроме жесткой политики по коронавирусу».

Результаты исследования свидетельствуют об изменениях позиции граждан относительно мотивов, движущих мэром Москвы. По сравнению с предыдущими замерами12, в образе главы города превалируют мотивы власти ради собственных целей — власти как таковой, денег и личных амбиций (рис. 1).

Отчасти смена представлений граждан о мотивах обладания Собяниным властью связана с ситуацией вокруг благоустройства города. Практически каждый второй респондент говорил о том, что в Москве слишком часто перекладывают дорожное покрытие. При этом многие участники исследования подозревают действующего мэра в связях с фирмами, занимающимися этой работой.

11 См., например: Власть и лидеры в восприятии российских граждан. Четверть века наблюдений (1993-2018) / Отв. ред. Е.Б. Шестопал. М.: Весь Мир, 2019. С. 556-563.

12 Там же.

Ради власти Ради денег Ради амбиций Ради дела □ 2011 г. " 2013-2014 гг. " 2020 г.

Рис. 1. Мотивационный профиль образа С.С. Собянина, % ответов

Изменения в мотивационном профиле образа Собянина можно трактовать как отражение общественной реакции на его поведение в период кризисной ситуации, связанной с пандемией. Если раньше жители Москвы считали, что мэром в первую очередь движут альтруистические цели (ради дела), то сегодня они видят в действиях градоначальника его стремление усилить свои политические позиции на федеральном уровне за счет руководства штабом по борьбе с вирусом и банальную корысть (ради денег).

Привлекательность в образе московского мэра на рациональном уровне воспринимается неоднозначно. Оценивая деятельность С.С. Собянина по борьбе с коронавирусом, участники исследования разделились на два лагеря. Большая часть респондентов положительно относится к решительности и оперативности главы города и поддерживает его решения, которые были реализованы в столице в период кризиса: «Понравилось то, как только началась пандемия, вся эта история с коронавирусом, довольно быстро Москву закрыли на карантин. Я считаю, это было правильно и хорошо сделано». Также участники исследования положительно оценивают то, что во время пандемии московский мэр проявил политическую волю и не побоялся взять на себя ответственность за принимаемые меры.

Другая часть опрошенных, наоборот, активно критикует действия Собянина и усматривает в них проявления излишней властности, обусловленной авторитарными наклонностями градоначальника: «Слишком жесткие меры по коронавирусу, вот установка камер, распознающих лица в метро, например. Это уже немножко похоже на концлагерь».

Амбивалентная позиция жителей столицы относительно проводимой Собяниным политики отражается и на параметре силы в его образе на рациональном уровне. Московский мэр однозначно пред-

ставляется гражданам сильным, но при этом некоторые опрошенные считают его слишком жестким и авторитарным, а другие — напротив, поддерживают такую решительность и силу духа.

Параметр активности в образе С.С. Собянина на рациональном уровне также отличает некая двойственность: 50,5 % из числа опрошенных считают, что московский мэр ведет достаточно активную работу по улучшению города, однако треть участников исследования (35,6 %) недовольны тем, что эта работа сопровождается «лишними» действиями, связанными с благоустройством, о которых упоминалось выше.

Бессознательный уровень восприятия. Анализ ассоциаций показывает, что образ С.С. Собянина отличается высокой привлекательностью (57,9 %), но в отличие от рациональных оценок, ему не хватает активности (55,2 % пассивных ассоциаций). 23,4 % респондентов приписывают мэру эгоистические мотивы, что подкрепляет восприятие на рациональном уровне. Ассоциации, свидетельствующие о самостоятельности мэра, составляют 19,6 %. Между тем лидером его видят только 14 % респондентов, хотя каждый третий из опрошенных и признает масштабность его личности.

Параметр силы в образе Собянина на бессознательном уровне заметно вырос. Если в 2013-2014 гг. многие респонденты считали, что он не является самостоятельной фигурой13, то в 2020 г. ситуация изменилась. Сегодня москвичи видят в своем мэре человека, имеющего не только собственные политические амбиции, но и возможность их реализовывать. То, что глава города взял под контроль ситуацию в столице, возглавил штаб по борьбе с распространением вируса, а также стал своего рода примером для остальных глав субъектов России, позитивно отразилось на бессознательном уровне его восприятия. Тем не менее эффективная деятельность мэра Москвы не ассоциируется у участников исследования с ролью политического лидера — в сознании жителей он все еще является эффективным хозяйственником, в чьи задачи не входят политические баталии на федеральном уровне.

Анализ ассоциаций политика с запахами также подтвердил наше предположение об усилении его позиций в сознании москвичей. Если в исследовании 2013-2014 гг. ассоциации свидетельствовали о проявлении мягкости и податливости характера, то в 2020 г. более половины опрошенных отмечают мужественность и привлекательность его образа.

13 Там же. С. 556-563.

В целом образ московского мэра на бессознательном уровне также отличается высоким уровнем смысловой наполненности и содержит в себе характеристики, которые коррелируют с рациональными оценками граждан. Несмотря на недовольство его жесткой, а иногда и авторитарной линией в борьбе с вирусом, людям импонируют его профессиональные качества и эффективная работа, результаты которой все же делают его сильным и привлекательным в глазах москвичей.

Образ главы Республики Башкортостан Р.Ф. Хабирова в период обострения регионального кризиса вокруг шихана Куштау

Радий Фаритович Хабиров возглавляет Республику Башкортостан с 11 октября 2018 г., когда он был назначен временно исполняющим обязанности главы региона. Спустя год, 19 сентября 2019 г., он одержал победу на выборах и официально вступил в должность.

В конце лета 2020 г. в Республике Башкортостан разгорелся крупный региональный конфликт вокруг шихана Куштау. Башкирская содовая компания начала геологическую разведку месторождения известняка на этой горе, чем вызвала бурную реакцию экоактивистов и местных жителей, не согласных с уничтожением этого объекта. Стихийные акции протеста быстро переросли в столкновения между правоохранительными органами и гражданами, в результате чего в конфликт пришлось вмешаться лично главе республики Хабирову. Конфликт носил очень острый характер и по своему значению вышел за местные и региональные рамки.

Рациональный уровень восприятия. Результаты проведенного замера показали прежде всего кризис доверия к власти. 30 % высказали полное одобрение политических взглядов Радия Хабирова, частично одобрили — 17,5 %. Несогласие с политической позицией главы региона выразили 22,5 %. Примечательно, что существенная доля респондентов отметили незнание (12,5 %) или отсутствие у него собственных политических взглядов (7,5 %).

В республике сильны патриархальные установки, поэтому важно, что Р.Ф. Хабиров воспринимался как «свой». С первых дней возвращения в республику он все время ссылается на свой федеральный бэкграунд как на свое преимущество в привлечении инвестиций в регион. Однако в общественном сознании его поддержка крупных промышленных и строительных групп способствует распространению мнения о главе республики как о трансляторе воли Москвы: «В своей политической жизни чересчур опирается на одну из "башен

Кремля"»; «Своих политических взглядов у него быть не может. Он звено одной большой машины».

Рассматривая структуру привлекательных качеств, большая часть опрошенных отметили профессиональные, деловые, политические качества («быстро реагирует, старается исправить недостатки»; «хороший организатор и хозяйственник») — 45 %; психологические и моральные качества — 35 % и 22,5 % соответственно («харизма, четкость, строгость»; «целеустремленный человек, с достаточно четкой позицией, открытый к народу, стремится к развитию, идет в ногу со временем»). Все в этом политике нравится 15 % респондентов.

Ситуация вокруг Куштау сказалась на оценке силы и слабости главы региона в глазах общественности. Почти половина (42,5 %) респондентов сочли его сильным политиком, однако у 12,5 % из них это не вызывает симпатии; 17,5 % назвали его слабым политическим деятелем. Граждане считают, что Хабиров «наводит порядок в регионе», но «идет на поводу у бизнесменов», «слишком часто "переобувается" (меняет позицию)». Лейтмотивом проходит идея, что «окружение и подчиненные дискредитируют его как политика и главу республики». Таким образом, мы видим, что образ «строгого отца», вернувшегося на родную землю после продолжительной командировки, частично размывается сомнениями граждан под воздействием неоднозначных и непоследовательных решений в вопросе шихана Куштау.

Неоднозначное отношение респондентов проявляется и при оценке ими активности главы республики. Опрошенные отмечают его стремление «хоть что-то поменять», «сдвинуть с мертвой точки», но не присваивают этим интенциям позитивное или негативное качество. При этом важно отметить, что башкортостанцы разделились во мнении о мотивах, движущих политиком. Так, четверть респондентов считают, что он «хочет выстроить четкую рабочую систему в регионе», «навести порядок, улучшить жизнь», еще четверть думают, что власть ему нужна для «доступа к ресурсам», 22,5 % участников исследования отмечают его стремление «решить свои личные дела».

Неоднозначна позиция респондентов относительно политических амбиций Хабирова. Так, всего 5 % участников исследования считают, что главой республики движет желание усилить собственную авторитарную власть. При этом, несмотря на декларируемую позицию о сильной связи Хабирова с федеральным центром, граждане

все же не считают его зависимым от воли Кремля и воспринимают его как самостоятельного политика.

Бессознательный уровень восприятия. На бессознательном уровне мы обнаружили подтверждение рациональных оценок главы республики ее жителями. Образ Р.Ф. Хабирова в значительной мере является конгруэнтным. Анализ ассоциаций показывает, что респонденты считают его сильным (60 %) и привлекательным (55 %) политиком, настоящим хозяином своей территории. В представлениях участников исследования он предстает в качестве достаточно жесткого руководителя, тем не менее его строгость и решительность не переходят в агрессию и носят адекватный характер.

Глава республики воспринимается привлекательным (40 %), естественным (27,5 %) и маскулинным (37,5 %). Цветовые ассоциации показывают его близость к власти при некоторой пассивности и нерешительности, что объясняется именно воздействием ситуации вокруг шихана Куштау.

В целом представления граждан о Р.Ф. Хабирове на неосознаваемом уровне восприятия подтверждают рациональные патерналистские установки жителей республики и соответствуют патриархальной политической культуре Башкортостана, для правителя которой характерен образ «строгого, но заботливого отца».

Образ губернатора Краснодарского края В.И. Кондратьева

в период избирательной кампании 2020 г.

Политическая карьера Вениамина Ивановича Кондратьева началась в 1994 г. с работы в юридическом отделе управления делами администрации Краснодарского края. Когда в 2000 г. главой региона стал А.Н. Ткачев, Кондратьев остался работать в аппарате, став его заместителем. С 2014 по 2015 г. он работал в Москве, однако вскоре вернулся в родной край. 22 сентября 2015 г. он победил на выборах и возглавил регион.

В 2020 г., на фоне введенных мер по борьбе с распространением коронавируса в регионе, были объявлены очередные выборы губернатора Краснодарского края. Получив одобрение Президента Российской Федерации В.В. Путина, Кондратьев выдвинул свою кандидатуру на переизбрание.

Активная фаза избирательной кампании В.И. Кондратьева пришлась именно на тот момент, когда жители Краснодарского края оказались в новых, совершенно непривычных для них реалиях. Напряженное психологическое состояние общества, обусловленное карантинными мерами, только усилило внимание избирателей как

к политической программе основного кандидата, так и непосредственно к его поступкам и словам. В эти несколько месяцев Кондратьев запомнился жителям не столько в связи с ситуацией, связанной с пандемией, сколько своими яркими выступлениями на различных площадках. Эти события нашли отражение и в нашем исследовании.

Рациональный уровень восприятия. Одним из характерных отличий этого кейса от двух предыдущих стало очевидное нежелание респондентов участвовать в нашем опросе. Свой отказ граждане мотивировали как незнанием политической ситуации в регионе, так и опасениями давления со стороны администрации края. Тем не менее среди тех, кто все же не побоялся ответить на наши вопросы, Кондратьев имеет стопроцентную узнаваемость. Более того, некоторые опрошенные отметили, что знают его исключительно благодаря его выступлениям, растиражированным в сети Интернет: «Это ж наш губернатор Краснодара, перлы отмачивает регулярно»; «Да я в принципе о нем узнал, когда карантин начался и стали выкладывать видео с его смешными фразами, когда он заговаривался».

Привлекательность в образе краснодарского губернатора на рациональном уровне имеет неоднозначный характер — в сознании жителей есть и положительные характеристики, но в целом он воспринимается ими, скорее, негативно. Среди положительных профессиональных качеств Кондратьева отмечается его решительность и оперативность. Помимо этого, принципиальную важность для респондентов имеет тот факт, что слова губернатора не расходятся с его действиями: «В целом его действенность, он если говорит, то делает. Потому что во многом дела полезнее, чем декларирование. Хорошо, что делает».

Практически половине опрошенных (45,9 %) нравится подобная активность главы администрации края. Респондентам импонирует тот факт, что В.И. Кондратьев «держит под контролем очень большое количество проектов, направленных на улучшение жизни людей».

Среди моральных характеристик главы региона участникам исследования импонирует его простота и близость к народу: «Он не закрывается в себе, не опьянен властью. Он полностью обнародован и готов к общению с людьми».

Однако если общение с рядовыми гражданами является положительной характеристикой образа В.И. Кондратьева, то неумелое общение с подчиненными и прессой оказалось одной из наиболее обсуждаемых тем в ответах респондентов. Тот факт, что губернатор, имеющий филологическое образование, не умеет грамотно говорить,

вызывает целый спектр эмоций у жителей края — от легкой иронии до открытой критики: «Я думаю, это стало уже каким-то мемом. Это вызывает смех»; «Его оговорки. Из-за этого люди могут воспринимать его несерьезно»; «Он позволяет себе говорить очень глупые вещи».

Еще одной ярко выраженной отрицательной характеристикой образа В.И. Кондратьева в сознании участников исследования оказалась его непосредственная связь с партией «Единая Россия». Существенный процент респондентов (27 %) не одобряет деятельность и политические взгляды главы администрации Краснодарского края — во многом из-за его членства в правящей партии.

Партийная принадлежность главы региона отразилась и на его электоральной привлекательности. Так, некоторые участники нашего исследования выразили свое нежелание голосовать за действующего губернатора только из-за этого. О готовности отдать свой голос за В.И. Кондратьева высказались лишь 32,4 % респондентов, тогда как против него были готовы проголосовать практически % участников исследования. Тем не менее большинство опрошенных были уверены в победе Кондратьева на предстоящих выборах за счет использования им административного ресурса: «Все равно бесполезно голосовать. Он получил разрешение баллотироваться у президента. Как бы за него ни проголосовали, все равно будет он»; «То, что он выиграет — это 100 %, но лично я бы не стал за него голосовать».

Прогнозы участников исследования сбылись, и в сентябре 2020 г. В.И. Кондратьев уверенно победил на выборах, набрав более 80 % голосов14. Обнаруженное нежелание участвовать в опросе, убежденность респондентов в использовании административного ресурса могут быть вызваны страхом перед давлением со стороны администрации края. Такое состояние массового сознания может привести к усилению протестных настроений в регионе.

В целом на рациональном уровне восприятия Кондратьев представляется жителям края слабым политиком, не имеющим собственной воли и не способным на самостоятельные решения: «Этот человек не понимает, что он делает. Он делает это по чьей-то указке»; «Он такой аморфный, что ему сказали, то и делает. Никакой, ни инициативы, ничего нету».

14 Результаты выборов главы администрации (губернатора) Краснодарского края // Вестник избирательной комиссии Краснодарского края. 2020. 17 сентября. URL: http://ikkk.ru/event/rezultaty-vyborov-glavy-administratsii-gubernatora-krasnodarskogo-kraya/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мотивационный профиль главы Краснодарского края также выглядит противоречивым. Число тех, кто считает Кондратьева альтруистом (35,1 %), почти такое же, как число видящих в его образе корыстные интересы, связанные с личным обогащением (32,4 %).

Таким образом, на рациональном уровне образ В.И. Кондратьева выглядит разбалансированно. Несмотря на критику его деятельности на посту губернатора, гражданам импонирует его активность и желание что-то делать. При этом в условиях кризисной ситуации, в которой оказались жители Краснодарского края, на восприятие главы региона стали влиять не только привычные факторы, связанные с его деятельностью на посту или партийной принадлежностью, но и его личные и профессиональные качества.

Бессознательный уровень восприятия. На неосознаваемом уровне глава региона видится опрошенным более привлекательным, чем на уровне рациональном. На это указывают результаты анализа ассоциаций с животными, цветами и запахами. Так, на неосознаваемом уровне он видится людям более привлекательным (70,3 %), приятным и естественным, чем на рациональном уровне. Интересно, что неосознаваемые ассоциации коррелируют с рациональными оценками мотивов губернатора, которые респонденты приписывают ему: хитрость, эгоистичность, слабость и отсутствие собственной политической воли. Данные неосознаваемые особенности его образа могут свидетельствовать о не до конца сформированном образе губернатора в массовом сознании. Гражданам не хватает ясности в его мотивах власти, понимания, что за человек перед ними. Эти выводы подтверждаются оценками и замечаниями, которые респонденты давали при ответах на вопросы рационального блока.

Таким образом, мы видим, что оценки на рациональном и неосознаваемом уровнях восприятия резко отличаются друг от друга. Несмотря на активную критику губернатора, люди бессознательно поддерживают его, потому что чувствуют в нем определенный потенциал.

Заключение

Во всех трех рассмотренных кейсах мы обнаружили факты влияния контекста политического восприятия на формирование образов региональных лидеров. Несмотря на то что каждая ситуация обладает уникальными чертами, нашлись и общие тенденции изменения общественного сознания. Кризисные явления, будь то пандемия, электоральная кампания или региональный конфликт, действительно усиливают внимание людей как к профессиональным

действиям, так и к личному поведению региональных лидеров. При этом в ситуации политической нестабильности обостряются нерешенные проблемы и давно зревшие претензии граждан, что, в свою очередь, делает их политическое поведение более непредсказуемым и ситуативным.

Ситуация с введением жестких ограничительных мер в Москве показала, что общество готово мириться с усилением авторитарных наклонностей политических лидеров. Несмотря на расхождения в рациональных оценках деятельности С.С. Собянина, эффективные и решительные действия только усилили его позиции в глазах москвичей. Если на рациональном уровне восприятия многие граждане неоднозначно оценивали строгую политику Собянина, сетуя на чрезмерно жесткие ограничения, то на бессознательном уровне они все же относились к нему более благосклонно. По мнению участников исследования, тот факт, что московский градоначальник возглавил штаб по борьбе с вирусом и стал транслировать ограничительные практики на другие регионы страны, свидетельствует о его стремлении стать политиком федерального масштаба.

Кейс губернатора Краснодарского края показал, что серьезные социальные потрясения, которые испытывает общество накануне или во время избирательной кампании, не просто сами по себе оказывают влияние на электоральную привлекательность главы региона, но и обнажают иные точки общественной напряженности. Именно это случилось с образом главы Краснодарского края В.И. Кондратьевым, чей изначальный образ активного политика, стремящегося улучшить край, подорвали его невнимательность и недостаточная серьезность поведения. Замер общественного сознания в период предвыборной кампании выявил разрыв между реальным отношением жителей края к руководителю региона и результатами выборов. Многие люди отказались открыто выражать свое мнение о действующем губернаторе, боясь возможного давления со стороны администрации края, что свидетельствует о существующем дефиците доверия к региональной власти.

Влияние ситуативного контекста на уровень поддержки регионального лидера проявилось и в кейсе Республики Башкортостан. Проведенное исследование показало, что буквально за год в общественном сознании полностью изменилось отношение к Р.Ф. Хаби-рову. Несмотря на то что глава республики поддерживал имидж «строгого, но заботливого отца», который органично сочетался с патерналистскими представлениями граждан об идеальном региональном лидере, обострение социально-политических конфликтов в

регионе существенно снизило уровень его электоральной поддержки. Подобные изменения заставили его стремительно менять прежнюю политику, переосмысливать стиль своего руководства и восстанавливать политический капитал.

Результаты нашего исследования показали, что влияние кризисных явлений на восприятие политиков может носить серьезный характер и иметь долгосрочные перспективы. Решительность и эффективность действий региональных лидеров в период кризиса оказывают чрезвычайно положительное влияние на их образ в восприятии граждан, тогда как их неуверенность и проявление слабости могут не только отразиться на их электоральной привлекательности, но и стать катализатором для усиления протестных настроений в обществе.

ЛИТЕРАТУРА

Власть и лидеры в восприятии российских граждан. Четверть века наблюдений (1993-2018) / Отв. ред. Е.Б. Шестопал. М.: Весь Мир, 2019.

Громыко А.А. Коронавирус как фактор мировой политики // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2020. № 2. С. 4-13.

Пареньков Д.А. Легитимность и политическое лидерство в новую эпоху. М.: Фонд развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай», 2020. URL: https://ru.valdaiclub.com/files/35030/

Скороходова О.С. Власть в России: взаимодействие с социумом в контексте выборов // Психология политической власти / Ред. В.М. Долгов и др. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2004. С. 264-269.

Смулькина Н.В. Факторы, влияющие на восприятие кандидатов в президенты в российской избирательной кампании // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2013. № 3. С. 30-36.

Шестопал Е.Б. Особенности использования психологических методов для изучения политического восприятия // Социальная психология и общество. 2018. № 9. С. 81-90.

ШестопалЕ.Б., ВагинаВ.В., ПассП.С. Новые тенденции в восприятии власти российскими гражданами // Полития. 2019. № 4. С. 67-86.

Murray D.R., Schaller M. Threat(s) and Conformity Deconstructed: Perceived Threat of Infectious Disease and Its Implications for Conformist Attitudes and Behavior // European Journal of Social Psychology. 2012. Vol. 42. No. 2. P. 180-188.

Murray D.R., Schaller M, Suedfeld P. Pathogens and Politics: Further Evidence That Parasite Prevalence Predicts Authoritarianism // PLoS ONE. 2013. Vol. 8. No. 5. P. 1-8. URL: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0062275

REFERENCES

Gromyko, A. A. "Koronavirus kak faktor mirovoi politiki," Nauchno-analiticheskii vestnik Instituta Evropy RAN, No. 2, 2020, pp. 4-13.

Murray, D. R., and Schaller, M. "Threat(s) and Conformity Deconstructed: Perceived Threat of Infectious Disease and Its Implications for Conformist Attitudes and Behavior," European Journal of Social Psychology, Vol. 42, No. 2, 2012, pp. 180-188.

Murray, D. R., Schaller, M., and Suedfeld, P. "Pathogens and Politics: Further Evidence That Parasite Prevalence Predicts Authoritarianism," PLoS ONE, Vol. 8, No. 5, 2013, pp. 1-8. URL: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal. pone.0062275

Paren'kov, D. A. Legitimnost' ipoliticheskoe liderstvo v novuiu epokhu. Moscow: Fond razvitiia i podderzhki Mezhdunarodnogo diskussionnogo kluba «Valdai», 2020, URL: https://ru.valdaiclub.com/files/35030/

Shestopal, E. B. "Osobennosti ispol'zovaniia psikhologicheskikh metodov dlia izucheniia politicheskogo vospriiatiia," Sotsial'naia psikhologiia i obshchestvo, No. 9, 2018, pp. 81-90.

Shestopal, E. B. (ed.) Vlast' i lidery v vospriiatii rossiiskikh grazhdan. Chetvert' veka nabliudenii (1993-2018). Moscow: Ves' Mir, 2019.

Shestopal, E. B., Vagina, V. V., and Pass, P. S. "Novye tendentsii v vospriiatii vlasti rossiiskimi grazhdanami," Politiia, No. 4, 2019, pp. 67-86.

Skorokhodova, O. S. "Vlast' v Rossii: vzaimodeistvie s sotsiumom v kontekste vyborov," Psikhologiiapoliticheskoi vlasti, ed. V. M. Dolgov et al. Saratov: Izdatel'stvo Saratovskogo universiteta, 2004, pp. 264-269.

Smul'kina, N. V. "Faktory, vliiaiushchie na vospriiatie kandidatov v prezidenty v rossiiskoi izbiratel'noi kampanii," Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiia. Sotsiologiia. Politologiia, No. 3, 2013, pp. 30-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.