МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 2410-700Х
включения в различные виды деятельности (и прежде всего в профессиональную деятельность, систему межличностных отношений, социальную и социально-политическую жизнь страны пребывания, нахождение условий для реализации потребностей в самоуважении и самореализации личности)» [1].
Н. С. Палагина считает, что в процессе социально-психологической адаптации вынужденных мигрантов происходят значительные изменения личностного плана, выражающиеся в снижении самооценки и уровня притязаний, деформации ценностных ориентаций и социальных установок [4].
Таким образом, можно утверждать, что процесс адаптации к условиям жизни на новом месте у вынужденных мигрантов протекает гораздо сложнее, чем у добровольных, затрагивая самые глубокие слои личности, наиболее важным из которых является ее идентичность.
В современном мире, когда процессы миграции приобретают глобальные масштабы, социально-психологическая адаптация мигрантов представляется одной из наиболее важных и сложных проблем, требующих быстрого и корректного решения. Список использованной литературы:
1. Клыгина Е. А. Психологические условия адаптации вынужденных мигрантов в новой социально-экономической среде (на примере Белгородской области): дис. ... канд. психол. наук. - Тамбов, 2004.
2. Константинов В. В. Зависимость успешности социально-психологической адаптации вынужденных мигрантов к новым условиям жизни от типа проживания: дис. ... канд. психол. наук. - Самара, 2004.
3. Нейхц Н. П. Роль религии в процессе социально-психологической адаптации мигрантов (на примере православия в период колонизации Сибири): дис. ... канд. филос. наук. - М., 2006.
4. Палагина Н. С. Особенности социально-психологической адаптации мигрантов в преодолении жизненного кризиса: дис. ... канд. психол. наук. - Таганрог, 2007.
5. Стефаненко Т. Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации. - М.: Наука, 1999.
© Грамотунова Н.К., 2017
УДК 336
Н.К. Грамотунова
Студент
Медико-психолого-социальный институт Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
г. Абакан, Российской Федерации
КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ, КАК ВАЖНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
СТУДЕНТОВ - МИГРАНТОВ
Аннотация
В статье рассматривается проблема кризиса идентичности, как важнейшая психологическая проблема студентов - мигрантов.
Ключевые слова
Кризис идентичности, психологический кризис, студенты - мигранты, дезадаптация.
Кризис идентичности обычно определяется, как потеря чувства самого себя, как невозможность приспособиться в изменившемся обществе, как разрыв между требованиями, предъявляемыми новой ситуацией, и прежними установками, и взглядами. (Хёсле, 1994). Э. Эриксон рассматривал психосоциальный кризис, как неизбежный этап на пути развития личности к обретению новой, более зрелой идентичности. Он
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х_
также подчеркивал, что кризис идентичности может проявиться у определенных групп людей, классов и в некоторые периоды истории, становясь чем-то вроде «второго рождения» (Эриксон, 2000). Подобное «второе рождение» приходится пережить и подавляющему большинству студентов-мигрантов, оказавшихся в новой социокультурной среде.
Студенты-мигранты это особая возрастная и социальная категория населения, характеризующаяся целым спектром специфических проблем. Изменение социального окружения, вхождение в новую этнокультурную среду, личная материальная неустроенность, повышенная по сравнению с другими возрастными периодами значимость тесных эмоциональных контактов с одновременным страхом отвержения, кризис идентичности - это далеко не весь перечень проблем [1].
Через кризис идентичности проходят практически все студенты-мигранты. В силу объективных причин у одних он выражен более, у других менее. Кризис идентичности может повлечь за собой такие изменения личности, что человек теряет целостность, идентичность, рассыпается на кусочки. Кто я ? Какой я? Что я могу? Ответить на эти вопросы студентам - мигрантам становится чрезвычайно трудно. «Кто я такой?» - главный вопрос, стоящий перед личностью, покинувшей родные места так надолго и, может быть, впервые.
Обучение в вузе студентов-мигрантов предъявляет новые требования к организации не только учебной, но и воспитательной работы, потому что такие студенты могут быть отнесены к «группе-риска». В силу возрастных, социальных и психологических особенностей студенты-мигранты в наиболее полной мере подвержены эмоциональному переживанию ситуации социальной нестабильности и испытывают психологический кризис. Одним из проявлений этого кризиса является дезадаптация, потеря ценностных ориентиров, лежащих в основе построения сценариев жизни, выбора стратегий профессиональной и личностной самореализации [2].
Таким образом, необходимость адаптации, возникающая в связи с кардинальной сменой деятельности и социального окружения, наслаивающаяся на прохождение нормативного кризиса в юношеском возрасте, связанного с профессиональным и личностным самоопределением, у студентов-мигрантов затрудняется неразрешенностью социальных и психологических проблем, низкой материальной обеспеченностью, отсутствием столь нужной в этот период поддержки со стороны родителей и окружающих.
В гуманистической психологии задаются направления психологической помощи, которые наиболее подходят для работы со студентами-мигрантами. Это особенно важно для преодоления кризиса идентичности - важнейшей психологической проблемы мигранта. Предоставить молодому человеку возможность задуматься над тем, кто он такой, кем он был раньше и кем он может стать в будущем, что соответствует его природе, желаниям, потребностям, - значит помочь ему обрести путь к этическим и ценностным решениям. Представление о себе уже никогда не будет прежним, но важно добиться его определенности и целостности. Молодые люди должны осознать происходящие с ними изменения. Осознание изменений может стать первым шагом на пути воссоздания идентичности, возрождения личности, обретения самого себя [3].
Залогом успешной адаптации для молодежи из числа мигрантов является установление дружеских связей, доброжелательных связей, доброжелательных отношений с окружающими людьми.
Таким образом, учебная миграция - одна из главных для нашей страны вид миграций, способствующая оказывать воздействие на жизнь городов и регионов. Для некоторых городов миграция является важным составляющим миграционного движения населения. Учебная миграция может быть использована для развития современного потенциала регионов России.
Список использованной литературы:
1. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Загоруйко Е.Н. Идентичность. Развитие. Перенасыщенность. Бегство. Новосибирск: НГПУ, 2007, 472с.
2. Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационна структура личности в русской культуре // Психологический журнал. 2001, Т. 22, №3.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х
3. Морогин В.Г. Психологическая концепция идентичности. Сибирский педагогический журнал. № 11. Новосибирск, 2011.
© Грамотунова Н.К., 2017
УДК 377.4
Дьяченко Татьяна Евгеньевна
Магистрант, ХГУ им. Н.Ф. Катанова
г.Абакан, РФ E-mail: aleksentanya@yandex.ru
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Аннотация
В статье рассматривается понятие о научно-методическом сопровождении, как в целом, так и отдельно в сфере социального обслуживания населения. Представлены основные задачи, цели и направления научно-методической деятельности в сфере социального обслуживания населения. Затрагиваются нормативные аспекты научно-методической деятельности в сфере социального обслуживания.
Ключевые слова
Научно-методическое сопровождение, научно-методическая деятельность, социальное обслуживание, социальная сфера, социальная работа.
За последнее десятилетие сложилась стойкая система оказания социальной помощи населению через социальные службы. Одной из основных задач учреждений социального обслуживания в современных условиях является обеспечение комплексного подхода к организации деятельности с различными категориями населения.
В условиях динамики и обновления процессов в сфере социального обслуживания, продвижение в практику учреждений инновационных социальных технологий приобретает особую значимость. Для этого должна быть сформирована действенная и эффективная структура научно-методического сопровождения в учреждении.
Научно-методическое сопровождение в учреждениях социального обслуживания - это целостная, основанная на достижениях науки и передового опыта, система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого социального работника и коллектива в целом. Она ориентирована на повышение, прежде всего, творческого потенциала трудового коллектива в целом, а в конечном итоге - на повышение качества и эффективности социальных услуг. [1]
Научно-методическая работа - это научное исследование, целью которого является получение собственных, т.е. авторских выводов и результатов теоретического и практического характера; или изучение готовых научных методик, их применение и описание работы по результатам освоения в практике социальной деятельности в рамках конкретного социального учреждения.
Главной целью научно-методического сопровождения является: повышение профессионального мастерства и научно-методического уровня, а также обеспечение социального процесса научно-обоснованными средствами (планами, учебными пособиями, методическими разработками, средствами наглядности, компьютерными программами и т.д.).
Содержание научно-методической деятельности определяется современной ситуацией социального обслуживания, в соответствии с целями и задачами развития системы социального обслуживания населения.