Научная статья на тему 'Кризис и его последствие для сферы услуг (на примере бытового обслуживания)'

Кризис и его последствие для сферы услуг (на примере бытового обслуживания) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1578
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИЗИС / УСЛУГИ / РАЗВИТИЕ / КАЧЕСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ / БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / CRISIS / SERVICES / DEVELOPMENT / QUALITY / SAFETY / CONSUMER SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сюткин Г. Н.

В статье раскрываются основные проблемы предприятий сферы услуг в условиях финансово-экономического кризиса на примере бытового обслуживания. Дается анализ возможных вариантов развития отрасли в послекризисный период, обосновывается необходимость реализации государственного частного партнерства в процессе этой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сюткин Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crisis and its Implications for the Services Sector

The author discusses the main aspects of services industry during the financial and economic crisis on the example of the consumer services. The analysis shows options for development of the industry in the post-crisis period and focuses on the implementation of the public private partnership.

Текст научной работы на тему «Кризис и его последствие для сферы услуг (на примере бытового обслуживания)»

УДК 64.044

кризис и его последствие для сферы услуг (на примере бытового обслуживания)

Г.Н. Сюткин,

кандидат экономических наук, профессор, siutkin_gn@mail.ru,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The author discusses the main aspects of services industry during the financial and economic crisis on the example of the consumer services. The analysis shows options for development of the industry in the postcrisis period and focuses on the implementation of the public private partnership.

В статье раскрываются основные проблемы предприятий сферы услуг в условиях финансовоэкономического кризиса на примере бытового обслуживания. Дается анализ возможных вариантов развития отрасли в послекризисньш период, обосновывается необходимость реализации государственного частного партнерства в процессе этой работы.

Keywords: crisis, services, development, quality, safety, consumer services.

Ключевые слова: кризис, услуги, развитие, качество, безопасность, бытовое обслуживание.

Финансово-экономический кризис в России характеризуется тем, что значительная часть граждан чувствует неуверенность в завтрашнем дне из-за угрозы потери работы или существенного уменьшения заработной платы. Некоторые уже почувствовали на себе последствия кризисных явлений, лишившись возможности приобретать обычные для себя товары и услуги из-за существенного сокращения доходной части семейного бюджета.

Сфера бытовых услуг как и вся экономика также переживает кризис. За последние 20 лет это уже третий кризис для отрасли.

Первый период перехода к рыночным отношениям и активной приватизации. Тогда отрасль понесла самые большие потери. Почти исчез сельский сервис, разрушена система отраслевой специализации и кооперации. Из отрасли ушло около половины работников.

Второй кризис в 1998 году привел к существенному переделу собственности. Многие предприятия лишились своих производственных площадей, оборудования. Продолжился отток кадров. В последующем, в период повышения уровня жизни населения страны, многие предприятия получили второе дыхание. Началось их активное развитие, особенно услуг парикмахерских, ломбардов, фотолабораторий, ремонт бытовой техники.

Третий кризис в настоящее время также несет значительный разрушительный потенциал.

Доходы населения сокращаются. Многие организации сферы обслуживания повышают цены на свои услуги. Обоснование простое: тарифы на энергоресурсы (электроэнергия, газ), стоимость транспортных, коммунальных услуг в 2008 — 2009 годах существенно возросли.

По данным Федеральной службы государственной статистики [2] индексы потребительских цен в 2008 и 2009 годах ежемесячно составляли 112—115%, что на 4—5 пунктов выше «благополучного» 2007 года. Реально располагаемые денежные доходы населения в январе-июле 2009 года составили 99,1% к соответствующему периоду 2008 года, а в июле 2009 года составили 94,6% к июлю 2008 года.

Спрос на услуги сокращается пропорционально уменьшению доходов граждан. В среднем на каждые 10% уменьшения доходов, на 25— 30% падает спрос. Однако по отдельным видам услуг, прежде всего услугам, традиционным для определенной категории потребителей, спрос остается постоянным по объему услуг или количеству заказов. По другим услугам граждане переходят на самообслуживание: сами стирают белье, ремонтируют одежду, квартиру и т.д.

Индексы физического объема бытовых услуг населению РФ в 2008 году зафиксирова-

ли существенное снижение по ряду услуг, в том числе: ремонт радиоэлектронной аппаратуры и другой бытовой техники - на уровне 96,2%, химчистка и крашение - 91%, услуги прачечных - 88%, услуги бань и душевых - 99,9%, ритуальные услуги - 99,1% [1].

Снижение объемов бытовых услуг продолжается и в текущем году, в том числе в Москве. По данным Департамента потребительского рынка и услуг Москвы, уменьшение объемов в 2008 году составило по отрасли 83,6% к уровню 2007 года и за первое полугодие этого года -82,2% в сравнении с соответствующим периодом прошлого года. Существенный спад, как и по стране в целом, отмечен по услугам ремонта бытовой техники, химчистки, прачечных.

В период финансово-экономического кризиса перед сферой бытовых услуг и соответственно органами государственного и муниципального управления отраслью появляется ряд специфических для данного периода задач, которые должны решать сообща предприниматели и власть. В частности, предстоит:

1) не допускать возрастания социальной напряженности в регионе, которая может возрасти из-за необоснованного повышения цен и тарифов на услуги или отсутствия услуг первой необходимости;

2) сохранить сеть предприятий отрасли, каждый случай закрытия сервисной организации считать чрезвычайным и тщательно анализировать причины закрытия предприятия, рассматривать возможности оказания ему помощи предприятию, с тем чтобы восстановить его деятельность;

3) добиваться удовлетворения спроса на услуги, особенно услуги первой необходимости, на услуги невысокой стоимости, на услуги, которые могут быть наиболее востребованными в период кризиса, когда у значительной части населения доходы уменьшаются;

4) продолжить работу по повышению уровня безопасности и качества, предоставляемых отраслью услуг и одновременно осуществлять возможное снижение цен и тарифов на услуги;

5) обеспечить большую доступность предоставляемых предприятиями услуг, в том числе на те услуги, спрос на которые может возрасти. Главная задача для органов государственного управления с учетом высокой социальной значимости бытового обслуживания - не до-

пустить ошибок предыдущих кризисов 1991 и 1998 годов, в течение которых отрасль понесла весьма ощутимые потери и до настоящего времени не восстановилась в полном объеме.

В качестве основополагающей целевой функции следует считать решение трех взаимосвязанных задач:

1) сохранение предприятий отрасли;

2) сохранение кадрового персонала предприятий бытового обслуживания и обеспечение его дальнейшего развития;

3) сохранение производственных площадей, которые в настоящее время занимают предприятия отрасли.

Первостепенной задачей является сохранение хозяйствующих субъектов — предприятий и организаций сферы бытового обслуживания населения, а также их приемных пунктов, которые позволяют обеспечить территориальную доступность услуг. Кризис через 1—2 года завершится, и если будет допущено сокращение количества предприятий и их приемных пунктов, то формирование заново сети предприятий отрасли и ее инфраструктуры может в последующем занять несколько лет и потребует огромных финансовых ресурсов.

Второй, не менее важной, задачей является сохранение человеческого капитала, того золотого фонда рабочих и специалистов, которые непосредственно оказывают услуги. Целесообразно рекомендовать предпринимателям не проводить сокращение штатов, не увольнять работников, а использовать более щадящие меры оптимизации расходов по зарплате: сокращение рабочей недели, отпуск без сохранения содержания. Более того, даже в условиях кризиса по отдельным видам услуг возможно увеличение численности работающих в отрасли.

Решение третьей задачи — сохранение производственных площадей предприятий отрасли зависит от арендатора. В условиях финансовых трудностей администрации субъектов РФ и муниципальных образований могли бы принять решение: не применять санкции к тем предприятиям, которые задерживают оплату за аренду помещений и не взимать с них пени, одновременно отсрочить оплату арендных платежей за использование городских нежилых помещений на 1—2 года, а может и до 3 лет (в зависимости от темпов развития и завершения кризиса). Такую же норму от имени Правительства Москвы можно рекомендовать и частным арендодателям

[3]. Подобные меры будут являться реальной поддержкой предприятий отрасли и помогут им преодолеть кризис.

В период кризиса и в послекризисный период предстоит использовать старые, традиционные организационно-экономические инструменты влияния на развитие отрасли и некоторые новые, в том числе:

1) переместить центр тяжести работы по формированию и развитию отрасли на уровень муниципальных районов. В Москве это внутригородские муниципальные образования;

2) развивать принципы саморегулирования в отрасли, используя отраслевой и территориальный принципы формирования союзов, ассоциаций и других добровольных формирований предприятий;

3) расширить систему муниципальных заказов на предоставление бытовых услуг на льготной основе малообеспеченным гражданам;

4) содействовать формированию сети индивидуальных предпринимателей, в том числе на основе семейного бизнеса, по наиболее востребованным ремонтным видам услуг;

5) принять меры по формированию инфраструктуры отрасли, в частности, оказать содействие по созданию и развитию фирм, которые обеспечивают для предприятий отрасли снабжение оборудованием, материалами, инструментами, технической документацией, осуществляют ремонт и техническое обслуживание оборудования, консалтинг, обучение кадров;

6) развитие нетрадиционных систем кредитования предприятий, в том числе индивидуальных предпринимателей, отрасли с использованием различных форм. Взаимное кредитование предприятий на основе совместного формирования кредитных ресурсов. Такой опыт апробирован и широко используется в Волгоградской области. Предоставление начинающим предпринимателям в семейном бизнесе «микрокредитов» размером 20—25 тыс. руб. под залог незавершенного производства. Подобное кредитование осуществлялось в советский период и используется в настоящее время в некоторых азиатских странах.

Исходя из реально произошедшего снижения и возможного дальнейшего изменения спроса на услуги, а также с учетом общей обстановки в стране в период кризиса возможно осуществление следующих мер предприятиями сферы бытового обслуживания, органами государственного

и муниципального управления, которые могут смягчить негативные последствия кризиса.

Применительно к услугам ремонта одежды, обуви, головных уборов, радиоэлектронной и другой бытовой техники, спрос на которые по различным прогнозам может увеличиться в период кризиса (хотя статистика не дает точных данных — учет ведется по ремонту и изготовлению новых изделий единым блоком), возможны следующие действия:

1) снизить на 10—15% стоимость цен и тарифов на эти услуги и одновременно расширить сеть пунктов приема заказов на эти услуги, увеличить число приемщиков заказов предприятий отрасли по указанным выше видам услуг. Необходимо также изменить режим работы - увеличить период времени по приему заказов от населения ремонтными предприятиями, в том числе в субботу и воскресенье;

2) принять на работу дополнительное число специалистов по ремонту, имея в виду, что в настоящее время идет процесс высвобождения работников из других отраслей экономики;

3) целесообразно максимально стимулировать развитие такой организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, как образование новых «индивидуальных предпринимателей» в сфере услуг, в том числе семейного типа;

4) предполагаемое увеличение числа занятых в сфере услуг вызовет потребность в обучении граждан новым профессиям. Соответственно органы государственного и муниципального управления, представляющие службы занятости, должны уже сейчас организовать обучение граждан, желающих работать в этой сфере;

5) необходимо учесть, что быстрое увеличение производственных площадей для сервисных организаций осуществить не представится возможным, многие вновь созданные индивидуальные предприниматели не смогут быстро найти необходимые для работы производственные помещения. В связи с этим целесообразно стимулировать для выполнения ремонтных работ использование собственных жилых помещений работников сервисных организаций. Такой опыт надомной работы широко использовался в нашей стране во время Великой Отечественной войны и в послевоенный период восстановления экономики страны;

6) увеличить объем информации для населения о расширении спектра услуг ремонтных предприятий, об изменениях порядка и правил предоставления этих услуг, о снижении цен на ремонтные услуги, а также о стимулировании создания предприятий семейного типа - индивидуальных предпринимателей;

7) возможное уменьшение объема прибыли от реализации ремонтных услуг за счет снижения на них цен и тарифов вполне компенсируется за счет общего увеличения объема реализации этих услуг.

Рассмотрим, как кризис влияет на услуги ломбардов. По сообщениям многих предприятий, количество заказов и объем выдаваемых кредитов под залог ювелирных изделий возрастет. Увеличивается потребность в кредитах под залог одежды, головных уборов, техники. Одновременно растет объем невозвращен-ных кредитов и невыкупленных изделий, что создает ломбардам проблемы с их хранением и реализацией. Соответственно ломбарды для уменьшения риска существенно занижают стоимость получаемых в залог вещей и соответственно уменьшают размеры выдаваемых кредитов. В случае несвоевременного возврата кредита эти вещи реализуются по рыночной цене, а гражданин получает залоговую стоимость и навсегда теряет вещь.

Здесь очень важно не допускать социальной напряженности, с тем чтобы граждане не чувствовали себя обманутыми от потери тех или иных ценных для них изделий. Однако адекватный механизм защиты граждан применительно к ломбардам пока не отработан.

Кризис сказывается и на потреблении услуг предприятий химчистки и прачечных. Уровень их развития показывает возможности граждан соблюдать элементарные нормы санитарии и гигиены. Отрасль имеет и стратегическое значение для страны в целом, особенно на случай возникновения чрезвычайных ситуаций при необходимости проводить массовые мероприятия по обеззараживанию одежды.

В настоящее время у этой отрасли имеется целый ряд проблем, часть из которых можно решить или смягчить на уровне города или даже префектуры.

Снижение объемов реализации услуг неизменно скажется на финансовом положении предприятий, их возможностях оплачивать счета за воду, электроэнергию, за аренду помещений.

Очевидно, что это не должно служить поводом для отключения предприятий от воды, электроэнергии, изъятия у них «излишних» (в кавычках) производственных помещений. По крайней мере, с подобными санкциями надо повременить 1,5-2 года. По мере завершения кризисных явлений доход граждан возрастет, а соответственно увеличится и естественный спрос на услуги чистки.

Если сейчас пойти на поводу у «рыночных тенденций» и спокойно наблюдать, как предприятия будут погибать, а это может произойти, если им не помочь, то через 2—3 года потребуются огромные инвестиции, производственные помещения для восстановления отрасли.

Есть еще одна особенность: химчистка и стирка - это одна из немногих отраслей сферы бытовых услуг, в которой ощущается дефицит рабочих кадров. Этот дефицит невозможно заполнить гастарбайтерами, так как нужны квалифицированные ответственные работники, постоянно проживающие в Москве или в Московской области.

Соответственно необходимо в настоящее время сориентировать территориальные органы по трудоустройству на то, чтобы направляли потерявших работу москвичей на предприятия химчистки и стирки и одновременно организовывали их обучение. Такое обучение вполне возможно на самих предприятиях за счет средств городского бюджета, предусмотренных на эти цели.

Услуги химчистки и прачечных являются социально значимыми и входят в перечень услуг, которые должны предоставляться малоимущим гражданам, пенсионерам на льготных условиях с последующей компенсацией предприятиям отрасли за счет районных управ или префектур. Учитывая сложность положения, целесообразно расширить льготную категорию граждан, которые смогли бы воспользоваться услугами химчистки и стирки. Одновременно это будет и помощь предприятиям, которые получат гарантированные заказы.

Организации химчистки и прачечных, как правило, являются малыми предприятиями и во многом зависят от своевременных поставок им химических препаратов, моющих средств, своевременного сбора отходов производства — шлаков. В советский период было городское объединение «Чайка», которое решало эти проблемы централизованно. Для предприятий, входящих в систему холдинга

«Диана», такая практика сохранилась. Но большинство химчисток и прачечных являются самостоятельными и очень важно поддержать те фирмы, которые решают подобные вопросы. Именно поддержать, так как они тоже несут определенные потери в период кризиса.

В числе таких фирм можно назвать группу компаний «Универсал», которое поставляет предприятиям отрасли комплектно с доставкой непосредственно на предприятия все необходимые расходные материалы и одновременно забирает накопившиеся шламы, организует их обезвреживание и утилизацию.

Одна из форм поддержки таких фирм - это поощрение их деятельности, популяризация их деятельности.

По предприятиям, которые представляют услуги по изготовлению одежды, обуви, мебели и другим услугам, спрос на которые существенно сокращается, предлагается максимально возможно их поддержать, с тем чтобы:

• не допускать свертывания производства и уменьшения их производственных мощностей;

• не допускать изъятия у них «излишних» производственных площадей и одновременно стимулировать размещение на этих площадях по временной схеме более востребованных услуг ремонтного характера;

• реализовать также меры по финансовой поддержке этих предприятий, в том числе недорогими кредитами на 1—2 года, имея в виду, что уменьшение спроса на эти услуги носит временный характер. Поэтому дешевле оказать помощь предприятиям сейчас и сохранить их, чем через какое-то время изыскивать ресурсы, нежилые помещения, подбирать кадры специалистов для создания новых предприятий, имеющих социальную значимость.

Рассмотрим, как в условиях кризиса реализуются услуги ритуально-похоронных организаций.

В целях социальной защиты граждан от необоснованного завышения цен на изделия и услуги ритуально-похоронного назначения, необходимо установить для специализированных служб по вопросам похоронного дела единый по составу и цене минимальный набор услуг (ассортиментный минимум) изделий и услуг, необходимых для достойного осуществления захоронения умершего человека.

Такой минимальный набор по твердой государственной (или муниципальной) цене

каждая специализированная служба обязана иметь в наличии, информировать о нем граждан до оформления заказа на захоронение и беспрепятственно принимать заказ на указанные изделия и услуги. При этом за службой сохраняется право предоставлять гражданам по рыночной цене любые другие аналогичные ритуально-похоронные изделия и услуги.

Введение минимального набора не является государственным (муниципальными) регулированием цен. Его наличие расширит возможности населения в выборе изделий и услуг, необходимых для захоронения тела умершего человека. Гражданин может заказать весь минимальный набор по установленной цене, а может выбрать одно или несколько наименований изделий и услуг из указанного набора, а на остальные услуги и изделия сделать заказ в этой или другой организации по рыночной цене.

Пример. Гражданин заказал все изделия и услуги из минимального набора по государственной цене, а для перевозки тела умершего оформил заказ на легковой катафалк фирмы «Форд» по рыночной цене.

Состав и стоимость изделий и услуг в минимальном наборе определяется органом государственного (муниципального) управления по согласованию с общественными организациями (союзы, ассоциации) предприятий отрасли. При этом специализированные службы могут устанавливать более низкие цены на изделия и услуги в указанном наборе.

Определим возможный состав набора.

1. Оформление заказа на погребение.

2. Гроб.

3. Постель, в том числе подушка.

4. Катафалк — автобус типа ПАЗ или «Газель».

5. Услуги по перевозке тела умершего и сопровождающих лиц до места захоронения.

6. Рытье могилы и захоронение тела умершего или кремация.

7. Венок.

8. Информационная табличка на месте захоронения с указанием фамилии и инициалов умершего; даты рождения и даты смерти.

В тех регионах, где есть крематории, целесообразно установить также минимальный набор изделий и услуг, необходимых для осуществления кремации умершего человека и последующего захоронения урны с прахом в колумбарную стену на одном из кладбищ.

При этом общая стоимость набора изделий и услуг по кремации должна быть на 15—20% ниже стоимости аналогичного набора изделий и услуг по захоронению тела умершего на кладбище. Такая мера позволит любому гражданину даже с минимальным уровнем доходов получить возможность достойно захоронить близкого человека. Одновременно эти меры будут стимулировать увеличение числа заказов на кремацию.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что в условиях кризиса наиболее эффективно может быть реализовано государственно-частное партнерство в форме тесного взаимодействия органов власти и предпринимателей. Его цель одинаково важна для обеих сторон бизнеса и государства и направлена на достижение следующих задач:

• не ухудшать общее качество жизни наших граждан;

• предотвратить возможность появления социальной напряженности;

• сохранить рабочие места на предприятиях, в регионе, в отрасли;

• разрешить застарелые проблемы функционирование и развитие соответствующих подотраслей бытового обслуживания, в том числе обновление технологий, использование интеллектуальной собственности и т.д. Необходимо сообща решать проблему с обеспечением предприятий квалифицированным персоналом. Так, в Москве принята программа профессионального обучения безработных [4]. В соответствии с программой город готовит специалистов, предприятия создают рабочие места. В этой связи целесообразно вспомнить советский опыт. Для привлечения кадров из других регионов РФ или даже из других стран тогда на договорной основе приглашались рабочие и специалисты в крупные города из других регионов с избыточными трудовыми ресурсами. При этом работники обеспечивались местами в рабочих общежитиях, постоянной хорошей зарплатой за выполненную работу. По итогам 5—7 лет добросовестного труда на предприятии работник получал постоянную прописку и имел возможность встать на очередь на получение жилья.

Литература

1. Россия в цифрах — 2009: Краткий статистический сборник. М.: Росстат, 2009.

2. Интернет-ресурс. www.gks.ru. Федеральная служба государственной статистики. Краткосрочные экономические показатели.

3. Постановление Правительства Москвы от 29 августа 2006 года № 647-ПП «О городской целевой программе развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2007—2009 годы.

4. Постановление Правительства Москвы от 31 марта 2009 года № 244-ПП «Об утверждении Положения о порядке профессионального обучения безработных граждан в городе Москве».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.