Научная статья на тему 'КРИЗИС ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ В ГЛОБАЛЬНУЮ ЭПОХУ'

КРИЗИС ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ В ГЛОБАЛЬНУЮ ЭПОХУ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
864
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ПРОТЕСТАНТИЗМ / ХРИСТИАНСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КРИЗИС / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ДУХОВНАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Добреньков Владимир Иванович

В настоящее время в связи с обострившимся кризисом традиционной христианской религии в условиях сложных мировых глобализационных процессов я решил обратиться к анализу и переосмыслению сущности богоискательских концепций современных протестантских радикальных модернистов. Время позволило мне по-новому взглянуть и оценить попытку протестантских модернистов спасти традиционное христианство и их усилия в поисках так называемого подлинного Бога, позволило мне увидеть много положительного в их усилиях создать новую религиозную веру и в очень глубокой и точной критике традиционной христианской теологии и церкви. Мне захотелось подробнее и точнее определить место протестантского теологического модернизма и его общественное значение в контексте истории протестантского либерализма, определить судьбу и будущее христианской религии и теологии.Пропасть между традиционной христианской религией и современным секулярным миром стала настолько очевидной, что уже не замечать этого стало невозможно. Церковные христианские догмы стали бессмысленными для людей XXI века, а традиционная форма христианства, заваренная на высших сверхъестественных чудесах, средневековых мифах и легендах, необратимо скатывается в прошлое. В ходе широкого обсуждения темы «смерти Бога» теологи, пытаясь спасти «Бога» и веру в него, обосновывают идею о том, что умирает лишь теистическая форма его выражения, а не Бог как таковой и сами предлагают решительно отказаться от такого определения Бога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRISIS OF THE CHRISTIAN RELIGION IN A GLOBAL ERA

At present, in connection with the aggravated crisis of the traditional Christian religion in the context of complex world globalization processes, I decided to turn to the analysis and rethinking of the essence of the God-seeking concepts of modern Protestant radical modernists. Time allowed me to take a fresh look and appreciate the attempt of Protestant modernists to save traditional Christianity and their efforts in search of the so-called true God, allowed me to see much positive in their efforts to create a new religious faith and in a very deep and accurate criticism of traditional Christian theology and the church. I wanted to determine in more detail and more precisely the place of Protestant theological modernism and its social significance in the context of the history of Protestant liberalism, to determine the fate and future of the Christian religion and theology.The gulf between the traditional Christian religion and the modern secular world has become so obvious that it has become impossible not to notice it. Church Christian dogmas have become meaningless for the people of the 21st century, and the traditional form of Christianity, brewed on the highest supernatural miracles, medieval myths and legends, is irreversibly slipping into the past. In the course of a wide discussion of the topic of “the death of God”, theologians, trying to save “God” and belief in him, substantiate the idea that only the theistic form of its expression dies, and not God as such, and they themselves propose to resolutely abandon such a definition of God.

Текст научной работы на тему «КРИЗИС ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ В ГЛОБАЛЬНУЮ ЭПОХУ»

Социология №2 2022

Кризис христианской религии в глобальную эпоху

Добреньков Владимир Иванович,

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории и теории социологии, МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: Vladimiro040239@mail.ru

В настоящее время в связи с обострившимся кризисом традиционной христианской религии в условиях сложных мировых глоба-лизационных процессов я решил обратиться к анализу и переосмыслению сущности богоискательских концепций современных протестантских радикальных модернистов. Время позволило мне по-новому взглянуть и оценить попытку протестантских модернистов спасти традиционное христианство и их усилия в поисках так называемого подлинного Бога, позволило мне увидеть много положительного в их усилиях создать новую религиозную веру и в очень глубокой и точной критике традиционной христианской теологии и церкви. Мне захотелось подробнее и точнее определить место протестантского теологического модернизма и его общественное значение в контексте истории протестантского либерализма, определить судьбу и будущее христианской религии и теологии.

Пропасть между традиционной христианской религией и современным секулярным миром стала настолько очевидной, что уже не замечать этого стало невозможно. Церковные христианские догмы стали бессмысленными для людей XXI века, а традиционная форма христианства, заваренная на высших сверхъестественных чудесах, средневековых мифах и легендах, необратимо скатывается в прошлое. В ходе широкого обсуждения темы «смерти Бога» теологи, пытаясь спасти «Бога» и веру в него, обосновывают идею о том, что умирает лишь теистическая форма его выражения, а не Бог как таковой и сами предлагают решительно отказаться от такого определения Бога.

Ключевые слова: религия, протестантизм, христианство, глобализация, кризис, социально-экономические отношения, духовная сфера.

Человечество сейчас находится в состоянии невиданного до сих пор в его истории по своей глубине и масштабу величайшего глобального кризиса, который охватывает все стороны жизнедеятельности современного общества - экономику, политику и духовно-нравственную сферу и касается всех стран, государств и народов, населяющих нашу планету. Наступают тревожные времена, человечество на грани всеобщей катастрофы.

Глобализация на современном этапе развития общества впервые так ярко обнажила и обострила до всех возможных пределов как внутренние, так и внешние противоречия сложившейся к настоящему времени всей капиталистической мир-системы, поставила вопрос о ее существовании.

В настоящее время внутри самого капитализма резко обостряются противоречия между различными странами в их борьбе за ресурсы и новые рынки сбыта производимой продукции, углубляются социально-экономические противоречия, терпит крах вся система международных отношений, что ведет к невозможности решения и обеспечения безопасности в масштабе всего мира. Наблюдается вовлечение огромных масс людей в активную общественно-политическую деятельность, рост про-тестных настроений и увеличение количества людей, недовольных властью и существующими порядками в обществе. Бурное развитие научных знаний, рост просвещения и образования, ускорение внедрения в практическую жизнь новых технологий, успешное развитие процессов информатизации, цифрови-зации, освоения и использования технологий искусственного интеллекта -вот те объективные факторы, которые оказывают все более и более огромное влияние на миллионы людей, повышают их идейную и политическую зрелось, вызывают подлинный переворот в их сознании, ломают старые отжившие представления и понятия. Под влияни-

14

ем этих решающих социальных факторов и системных изменений традиционная христианская религия оказалась в настоящее время в состоянии глубочайшего кризиса. Во всем мире наблюдается прогрессирующее падение христианской веры, престижа традиционного христианства, его общественного авторитета, рост религиозного индифферентизма, общее снижение уровня религиозности, утраты доверия и отказ верующих от церкви [1].

Суть кризиса религии сводится к тому, что в настоящее время возникло резкое противоречие между традиционными ортодоксальными религиозными представлениями о мире, человеке и новыми идеями, концепциями, рожденными современной социально-исторической практикой. Фактически все традиционные идеологические и политические доктрины христианской религии оказались неадекватными современной эпохе, пришли в явное противоречие с ее требованиями.

Со времени возникновения и в продолжение всей истории своего существования религия не раз переживала кризисы, связанные с крупными социальными сдвигами и изменениями в духовной и социально-экономической основе общества. Уже не раз религиозные концепции вступали в резкое противоречие с изменившимися социальными условиями жизни и с уровнем развития самосознания человека.

Так, в условиях распада римской рабовладельческой империи национальные религии, отличавшиеся этнической ограниченностью, не могли удовлетворять все разноплеменное население империи, а принудительно насаждавшийся государством культ греко-римских богов и императоров встречал сопротивление народных масс. Поэтому в первые века нашей эры национальные религии переживали своеобразный кризис. Он был преодолен с возникновением новой мировой религии - христианства, которое более соответствовало требованиям времени.

В XVI в. очень глубоким был кризис католической религии, отразивший

важнейший социальный процесс того времени - переход от феодализма к капитализму. Реформация существенно модернизировала средневековое христианство, приспособив его к потребностям нарождающегося капитализма, породив протестантизм - новую, специфически буржуазную разновидность христианства.

Эти кризисы религии каждый раз преодолевались путем модернизации, модификации религии, путем ее приспособления к изменившейся социально-исторической ситуации, к новому уровню социального и духовного развития общества. Испытанным средством преодоления кризиса религии всегда оказывалась перестройка религиозного сознания соответственно изменившемуся миру.

В результате кризиса религии на смену изжившей себя формы религии приходила новая, более соответствовавшая изменениям, происшедшим в обществе. Религия успешно приспосабливалась к изменяющейся социально-исторической действительности, поскольку эти изменения не затрагивали существа социальных оснований, которые порождают и поддерживают религию, - стихийности общественного развития и классового гнета, свойственных любому эксплуататорскому обществу.

Сущность приспособления религии и церкви к тем социально-экономическим и духовным изменениям, которые происходили при переходе от одной классово антагонистической формации к другой, сводилась к организационной и идейной перестройке, к использованию различных средств для укрепления и освящения господства нового эксплуататорского класса, его институтов и социальных порядков.

Принципиально новой особенностью современного кризиса религии является то, что он затрагивает все без исключения религиозные конфессии, имеет глобальный всеохватывающий характер и касается всех сторон религиозного комплекса. Это самый острый и серьезный кризис из всех, которые

15

когда-либо переживали христианская религия и церковь за всю свою историю, ибо он ставит под вопрос существование христианства. Современный кризис религии выражает исторически необратимый процесс разложения христианской религии и неизбежность ее гибели.

Другая отличительная черта современного кризиса христианской религии заключается в том, что впервые за всю тысячелетнюю историю христианские теологи оказались в такой ситуации, когда они, несмотря на многочисленные попытки, не могут найти подходящие, эффективные способы преодоления этого поистине тотального по своей сущности кризиса. Любые стремления трансформировать старую систему традиционного христианского учения только убеждают теологов в том, что сохранить эту систему ни при каких обстоятельствах просто невозможно. Кризис кризису рознь, когда кризис коснулся христианской религии как системы, потенциал которой для дальнейшего развития исчерпан, то это означает конец, крах этой устаревшей системы, всей церковной христианской традиции.

Современный кризис религии происходит на фоне глобального кризиса человеческой цивилизации. Перед человечеством более, чем когда-либо за его многотысячелетнюю историю встали судьбоносные вопросы: куда идет человечество? Что ждет его впереди, в ближайшем и отдаленном будущем? Выживет ли оно? На что и на кого надеяться? Каковы будут последствия глобализации мира?

Человечество утратило исторический смысл своего существования и не может определить цель и стратегию своего развития. Христианская религия и христианская церковь не могут и не способны ответить на эти вопросы - такова реальность.

В настоящее время в мире сложилась очень тревожная ситуация, которая не оставляет равнодушным и волнует каждого человека. Положение во всех сферах человеческой жизнедеятельности давно уже стало критическим. Над

планетой реально возникла опасность самоуничтожения человечества в результате ядерной войны, миру, как никогда ранее, угрожают все более обостряющиеся экономические проблемы поистине планетарного значения. Мир сейчас стоит на краю очень вероятной экологической катастрофы всемирного масштаба. В связи с перенаселением нашей планеты возникает реальная угроза невозможности прокормить многомиллиардную массу людей. Уже сейчас сотни тысяч людей умирают от голода и нехватки воды. Человечество столкнулось сейчас с такими глобальными проблемами, которые кажутся человеку неразрешимыми и непреодолимыми -экологическая безопасность, пандемия, социальное неравенство, бедность, нищета и богатство, распространение голода во многих странах мира, насилие в различных формах, терроризм, организованная преступность, коррупция на всех уровнях общества и в структурах власти, неспособность обеспечить контроль и управление международными процессами. Всему человечеству угрожают: бездуховность, падение нравственности, деморализация, дегуманизация человека, господство и культ гиперпотребления.

Глобализация во всех сферах духовной жизни современного общества выхолостила культуру, обезбожила ее, вызвала прогрессирующий процесс духовной деградации общества. Зависть, непомерная гордыня, эгоизм, равнодушие, отупение - люди перестают понимать друг друга, люди не доверяют друг другу, люди ненавидят друг друга. У подавляющего большинства полностью утрачена способность уметь слушать друг друга, критически оценивать свое поведение. На всех уровнях общества, в низах и в верхах, царит безумие, переходящее в откровенную паранойю.

В мире царит хаос, грубое насилие, рекой льется кровь в региональных войнах по всему миру, в бессмысленных бунтах, протестных демонстрациях и цветных революциях. Человечество живет сейчас в состоянии перманентной войны.

16

В политической сфере давно господствуют двойные стандарты, политические лидеры не доверяют друг другу, культивируют ложь, обман, шантаж. Агрессивность и беспринципность на государственном уровне становятся доминирующей тенденцией мировой политики США и их западных союзников.

Человечество живет сейчас в условиях патологического несоответствия между материальными и духовными запросами, при котором первые вытесняют и постепенно все больше подменяют вторые. Глобализированное общество становится быстрорастущим потребительским рынком. Безудержное потребление опустошает душу человека, ведет его к духовной гибели. Духовный кризис, который охватил все сферы человеческой деятельности, является главной, фундаментальной причиной всех человеческих бед, в том числе и кризиса христианской веры [1].

Все проблемы, с которыми столкнулось современное общество, являются следствием духовной опустошенности, утраты веры человека в высшие традиционные морально-этические ценности. Никакие проекты модернизации общества, нового порядка и мироустройства не способны изменить существующее положение вещей к лучшему. Болезни современного общества настолько запущены, а причины их настолько глубоки, что сейчас надеяться на быстрое избавление от них не приходится.

Современный экзистенциальный кризис человечества непосредственно связан с глобальным процессом заката и гибели капитализма как мировой системы. Капитализм в своем развитии достиг предела, зашел в тупик. Он исчерпал свой созидательный потенциал и близится к своему закату. Мы не знаем, когда прозвучит реквием на его похоронах. Очень не хотелось бы, чтобы этот реквием обратился в реквием по всеобщей катастрофе человечества.

В истории человечества не раз возникали времена, когда люди предчувствовали и предсказывали «конец света». Но то, что происходит сейчас в на-

шем мире, действительно дает нам основание говорить о приближающейся величайшей катастрофе и гибели мира.

Трудно избавиться от этого тревожащего ощущения безнадежности. И каждый человек в страхе переживает сейчас наступление этого безотрадного будущего.

Развитые державы Запада во главе с США, опираясь на свою экономическую и политическую мощь, узурпировали, монополизировали процесс глобализации, загнали его в прокрустово ложе вестернизации и американизации. Запад фактически «приватизировал» глобализацию, подчинил ее своим интересам и выгоде для себя. США в новом миропорядке отводится роль главного мироустроителя и гегемона. В этом суть так называемой либеральной глобализации в ее современной проамериканской, прозападной форме. Либеральная глобализация - это амбициозный политический проект США по стратегии утверждения своей гегемонии над всем миром на длительную историческую перспективу, это заявка на установление глобальной американской империи.

Проект либеральной глобализации, задуманный и осуществленный США, представляет очень большую опасность. Гегемонистские планы США на создание нужного им мирового порядка с использованием силы и военной агрессии неизбежно приведут человечество к глобальной катастрофе -межцивилизационному противостоянию, не исключая военного конфликта между Западом и Востоком.

Человечество начинает осознавать, какую трагическую по своим последствиям угрозу для него представляет возникновение военного конфликта между США и теми странами, которые отвергают претензии США на мировое господство и не хотят подчиняться США, ориентируются на сохранение своего суверенитета и независимости.

Угроза возникновения термоядерной войны в настоящее время ощущается всеми здравомыслящими людьми, и они с содроганием и страхом ожида-

17

ют приближения трагической развязки - самоуничтожения всего человечества. Все проявления глобального кризиса человечества свидетельствуют о том, что у огромного большинства людей планеты растут настроения отчаяния, пессимизма, бессилия, которые пронизывают жизнь каждого человека. Футурологи-философы, социологи, экономисты, психологи констатируют, что мир сошел с ума, что он на грани величайшей катастрофы - Апокалипсиса. Подавляющее большинство из них рисуют различные картины будущего человечества, и, как правило, все они выдержаны в мрачных тонах: всемирная война, медленная гибель от истощения ресурсов, духовное одичание, распад мира на множество независимых государственных образований и перманентно враждующих друг с другом.

Человечество утратило способность управлять и контролировать развитие мировых процессов, оно в полной растерянности. Отсюда полная неопределенность и непредсказуемость развития мировых событий.

«Мир лежит во зле». XXI век знаменует собой наступление эпохи всеобщего безумия и социальной шизофрении. Современное капиталистическое общество является глубоко больным, патологичным по своей сути. Трудно уже представить и вообразить, что может произойти с человечеством в самом ближайшем обозримом будущем.

В условиях сложившейся обстановки в мире люди перестают верить в традиционного христианского бога, в возможность получения помощи от него, потому что он где-то там на небесах, в потустороннем мире, он очень далек от жизненных проблем земного человека. Растет скептическое настроение в отношении к христианской церкви, которая всегда претендовала на роль посредника между богом и человеком. Что-то бог не слышит голоса церкви или не хочет слышать, он просто молчит. Все, что делает сейчас христианская церковь, сводится к проповедям утешения и морализаторству, которые вряд ли помогут человеку решить

те проблемы, которые волнуют каждого. Все больше и больше человек начинает осознавать, что только он сам может помочь себе. Надеяться надо только на себя и свои внутренние силы.

Одной из важных причин, которая углубляет и обостряет современный глобальный кризис человечества, является развязанная США и их западными союзниками информационно-психологическая война против всего человечества. Ее цель - полностью подчинить весь мир диктату Запада во главе с США, любой ценой сохранить удержать мировое лидерство.

С полным основанием, вопреки всем сомневающимся, можно утверждать, что в современном мире уже идет полным ходом третья мировая война, которая является военно-политической составляющей проекта либеральной глобализации мира.

Америка объявила весь мир зоной своих национальных интересов. Любая страна, которая не подчиняется диктату США, препятствует их интересам, объявляется врагом и изгоем, и каждой из таких стран объявляется война. Ведется она по трем направлениям в «холодной» и «горячей» формах: первое - мощная информационно-психологическая пропагандистская обработка общественного сознания населения тех стран, которые выбираются в качестве объекта экспансии; второе - создание специальной агентуры влияния, «пятой колонны» в этих странах, оказание этой агентуре всевозможной помощи, главным образом финансовой, для внедрения, проталкивания и поддержки «своих» людей в экономические, политические и государственные структуры власти, захват этими агентами влияния всех средств массовой информации для манипулирования сознанием людей прямо изнутри этих стран, финансовая поддержка любых общественных организаций, политических объединений и тех партий, деятельность которых способствует расшатыванию государственных устоев, созданию беспорядков и политической нестабильности в стране; третье - открытая вооружен-

18

ная агрессия против стран с целью замены власти и создания в них марионеточных проамериканских правительств. Только слепой может не видеть этого.

Эта война в преддверии угрозы развязывания большой ядерной мировой войны, которая охватит весь мир, очень негативно влияет на духовную обстановку в обществе и омрачает жизнь современного человека, мешает ему жить раскрепощенно, свободно и счастливо.

Еще одной из причин глобального кризиса человечества, может быть, самой важной и определяющей, является углубляющийся кризис всей капиталистической системы, приближающий ее крах. Сбывается пророчество К. Маркса о том, что капитализм не имеет будущего, что он обречен на гибель. Недавние события в США в связи с выборами нового президента - демонстрации, бунты, грабежи, вандализм, захват участниками протестных демонстраций Капитолия, несомненно, являются проявлением глубинных процессов распада всей капиталистической системы, государства США. Они продемонстрировали, что внутри самого американского общества существуют реальные силы, которые не согласны и не принимают реальность существующих порядков в США. Американское общество разваливается. Оно разделено, расколото. Власть бессильна что-либо изменить, она не способна овладеть, контролировать и управлять сложившейся ситуацией внутри страны. Все это свидетельствует о параличе власти, о глубоком политическом кризисе власти и еще раз убеждает нас в том, что Америкой управляют глупые и больные люди.

Политические события, происходившие в 2020-2021 годах не только в США, но и во Франции, Великобритании, Германии, Испании, Польше, Бельгии, свидетельствуют о том, что огромные массы людей часто в варварской форме выражали свое несогласие с той системой порядков и властями, которые существуют в этих странах.

Конечно, вряд ли власти в западных странах признают факт кризиса систе-

мы капитализма. Но те события, которые имеют место в этих странах, должны заставить задуматься, с одной стороны, власть имущих, с другой, пробудить на активные, более организованные действия массы трудящихся.

В настоящее время обострение внутренних противоречий в самих США и наличие нерешенных и не решаемых властями социальных проблем в США становятся все более очевидными и несомненными - проблема бедных и богатых, проблема дискриминации граждан по расовым признакам, проблема иммиграции, проблема насилия и незащищенности людей, проблема роста организованной преступности, проблема существования коррупции, проблема борьбы с пандемией и множество других проблем. Все это свидетельствует о глубоком внутреннем политическом и экономическом кризисе США, который диктует необходимость серьезных перемен и изменений всей политической системы в США.

США скатываются в пропасть, и это признают многие американские эксперты, политики, ученые. Американский политолог Анатоль Ливен в статье «Находящаяся в упадке Америка должна отказаться от имперских амбиций» пишет: «Глобальное лидерство Соединенных Штатов Америки в том виде, как его понимает большинство американского истеблишмента, сохранить невозможно» [2]. Бывший заместитель главы национального совета ЦРУ по разведке Г. Фуллер в статье «Закат американского лидерства» написал: «Неоконсервативный план постоянной и неуклонной экспансии американского могущества и мировой гегемонии США провалился» [3].

Мир становится иным, и правда выходит наружу. Вот что писал о возможном развитии человечества в ХХ веке социолог Дж. Арриги: «В этих обстоятельствах перспективы всякого глобального правления в ближайшем будущем выглядят весьма мрачно. Наиболее вероятный сценарий и все более серьезный и, по-видимому, необратимый распад системы и системный хаос» [4].

19

Множество подобных высказываний со стороны самих американцев о крахе мировой гегемонии США, о невозможности удержания мирового лидерства в современном, быстро меняющемся мире находит свое наглядное подтверждение в недавних событиях в августе 2021 года, связанных с выводом американских войск из Афганистана, которые еще и еще раз подтвердили неспособность американских властей управлять и контролировать сложившуюся ситуацию в Афганистане. Весь мир убедился в том, что так называемая эвакуация американских солдат больше походила на их спешное бегство и ярко свидетельствовала о полном провале американской антитеррористической операции в Афганистане. Рухнули планы США загнать силой оружия целую страну, весь афганский народ в демократический рай Американской империи.

С треском разваливается и рушится Американская империя, и этот процесс уже не остановить. Интеллектуальное убожество американской политической элиты не позволяет ей признать полное поражение своей миссии в Афганистане - победить, уничтожить терроризм и установить в Афганистане демократию американского образца. Вопреки реальности происшедших событий в Афганистане - победу афганского народа и приход талибов к власти американский истеблишмент в лице президента Соединенных Штатов Америки Д. Байдена в открытую на экранах телевидения откровенно лжет на весь мир, что США добились всего того, что они хотели, что двадцатилетняя оккупация в Афганистане завершилась успешно. Ложь и лицемерие всегда были инструментами того политического прагматизма, который лежал в основе внешней политики США.

На весь мир политическая элита США демонстрирует свой кретинизм и цинизм, беспомощность и глупость всех своих политических действий. Весь мир стал свидетелем сокрушительного позора стратегии американского гегемонизма, установления безраздельного господства над всем ми-

ром и создания всемирной американской империи.

Все вышеописанные события в самое ближайшее время будут определять содержание мировых процессов. Очевидно, что сейчас все более и более будет обостряться и углубляться всеобщий кризис капиталистической системы и влиять на политическую обстановку в мире, на духовное состояние и общественное настроение современного человека.

На этом современном историческом фоне кризиса капиталистической системы разворачивается невиданный по глубине и масштабам проявления кризис христианской религии и церкви, которые всегда были духовной опорой и фундаментом капиталистической системы. Исходя из этого можно предположить, что вместе с крушением капитализма как миросистемы постепенно будет уходить из жизни и ортодоксальное традиционное христианство.

В условиях сложившейся обстановки в мире люди перестают верить в традиционного христианского бога, в возможность получения помощи от него, потому что он где-то там на небесах, в потустороннем мире, он очень далек от жизненных проблем земного человека. Растет скептическое настроение в отношении к христианской церкви, которая всегда претендовала на роль посредника между богом и человеком. Что-то бог не слышит голоса церкви или не хочет слышать его. Все, что делает сейчас христианская церковь, сводится к проповедям утешения и морализаторству, которые вряд ли помогут человеку решить те проблемы, которые волнуют каждого. Все больше и больше человек начинает осознавать, что только он сам может помочь себе. Что надеяться надо только на себя и свои внутренние силы.

Характерной формой выражения современного кризиса религии является процесс секуляризации общества - освобождение всех сфер общественной жизни из-под влияния религии и церкви. Политика, право, мораль, наука, искусство все более освобождаются из-под религиозного контроля, усиливает-

20

ся эмансипация от религии жизни и быта людей, их сознания и поведения.

В условиях современных глобальных процессов, охвативших весь мир, процесс секуляризации становится всеобщим, универсальным явлением и в исторической перспективе неизбежно ведет христианскую религию к гибели, к ее отмиранию.

Для нашего времени характерна прогрессирующая «инфляция» религиозной веры. Отрицание бога выходит за рамки чисто теоретической сферы и становится достоянием повседневной жизни широких слоев населения. Это касается даже тех, кто субъективно продолжает себя считать христианином. Многие верующие начинают не только осознавать бессмысленность традиционных обрядов, но и сомневаться в бесспорности христианских догматов Библии как источника божественного откровения, в необходимости церкви как особого института, в самом существовании бога. Отсутствие потребности веры в бога не всегда выражается в форме открытого отрицания или бунта против бога. Кризис веры в бога чаще всего происходит незаметно, люди просто не находят в своей жизни ничего такого, что давало бы им основание говорить о существовании бога, хотя не всегда хотят признаться даже себе, что они уже более не верят. Многие христиане лишь по привычке продолжают считать себя верующими. Наиболее типичной формой выражения неверия среди христиан является безразличие к религии и церкви. Такого рода неверие медленно, но все шире распространяется среди верующих, которые начинают осознавать, что в жизни своей они вполне могут обходиться без христианской религии и собственными усилиями влиять на социальные процессы и обрести счастье в земном мире.

Именно неверие среди огромных масс верующих становится одним из самых характерных признаков кризиса христианской религии нашего времени и наиболее ярко отражает секуляризацию сознания простых верующих и их поведения в отношении к церкви.

Однако следует заметить, что секуляризация является чрезвычайно сложным процессом, особенности которого всецело определяются соответствующими социальными условиями, в которых он протекает. Если в условиях социалистического общества процесс секуляризации осуществлялся наиболее последовательно и полно, то в капиталистическом обществе ему свойственна определенная противоречивость и непоследовательность.

В Советском Союзе в условиях социалистического общества освобождение сознания человека из-под влияния религии не сводилось только к отрицанию им истинности и необходимости религиозных ценностей и норм, которые перестают выступать для него в роли регуляторов «поведения, но сопровождалось одновременно сознательным принятием иных, нерелигиозных ценностей и норм, почерпнутых из общественной практики, материалистической философии, науки. В социалистическом обществе освобождение сознания людей из-под влияния религии происходило вместе с усвоением ими научно-материалистического мировоззрения, что с необходимостью вело к развитию и расцвету научного атеизма и в конечном счете к полной секуляризации общества. Такая особенность секуляризации в социалистическом обществе объясняется тем, что в нем полностью были подорваны социальные корни религии, что в нем нет классов и социальных групп, которые были бы заинтересованы в насаждении и поддержании религиозных иллюзий. Для социалистического общества характерна закономерная тенденция к полной секуляризации, к освобождению всех сфер общественной жизни человека из-под влияния религии. Из самой природы социализма вытекала необходимость последовательной и всеохватывающей секуляризации общества, ибо только в этом случае наиболее полно реализуются все его потенциальные возможности.

Что касается капиталистического общества, то процесс секуляризации протекает в нем чрезвычайно противо-

21

речиво и непоследовательно. Современному капиталистическому обществу присуща борьба между объективно складывающимися и существующими внутри него противоречивыми тенденциями, которые олицетворяют, с одной стороны, все отсталое, отжившее, с другой - все передовое, прогрессивное. Это непримиримая борьба между двумя классами - буржуазией и пролетариатом. В капиталистическом обществе наряду с объективными факторами, которые подрывают религию, имеются и те, которые продолжают ее питать и поддерживать, что накладывает глубокий отпечаток и на процесс секуляризации. Лишь сравнительно небольшая часть людей, и прежде всего наиболее сознательная, образованная часть населения капиталистических стран способна подняться до уровня подлинно атеистических представлений.

В основном же для капиталистического общества более типична другого рода секуляризация, которая выражается в форме нигилистического или безразличного отношения к любой религии - неучастия в культовых церемониях, неверия в традиционные религиозные догматы и т.п. Ограниченность подобной секуляризации состоит в том, что она не приводит к принятию нерелигиозных ценностей и переходу на последовательно атеистические антирелигиозные позиции, чаще всего такого рода нигилизм на деле оказывается нигилизмом не столько по отношению к религии вообще, сколько по отношению к распространенным в капиталистическом обществе традиционным типам религий. Отрицательное или равнодушное отношение человека современного капиталистического общества к традиционным религиям иногда выливается в то, что он стремится отыскать какие-то другие, более приемлемые для него формы религии.

Природа капиталистического общества обусловливает именно такой характер секуляризации. Само существование объективной тенденции к секуляризации в капиталистическом об-

ществе вызвано тем, что в его недрах зреют социальные, экономические и духовные предпосылки общества, идущего ему на смену. А непоследовательность, ограниченность процесса секуляризации объясняется тем, что капитализм препятствует и тормозит этот процесс, по природе своей являясь обществом, которое постоянно воспроизводит религию, ибо нуждается в ней. Поскольку в капиталистическом обществе существует зависимость человека от стихийных и управляемых им социальных сил, которые навязывают ему условия его жизни и деятельности, постольку существуют и социальные корни религии. «В современном буржуазном обществе, - писал Ф. Энгельс, -над людьми господствуют, как какая-то чуждая сила, ими же самими созданные экономические отношения, ими же самими произведенные средства производства. Фактическая основа религиозного отражения действительности продолжает, следовательно, существовать, а вместе с этой основой продолжает существовать и ее отражение в религии» [5]. В капиталистическом обществе в принципе невозможна полная секуляризация, ибо это противоречит его сущности.

Таким образом, в капиталистическом обществе имеются, с одной стороны, социальные факторы, которые с необходимостью порождают тенденцию к секуляризации, к отходу человека от религии, и с другой - факторы, препятствующие секуляризации. Порождая тенденцию к секуляризации, капитализм в то же время порождает и другие процессы, которые действуют в обратном направлении и направлены на то, чтобы затормозить освобождение сознания человека от религии и противодействовать объективной закономерности отмирания традиционной христианской религии. Капитализм стихийно формирует у верующих, разочаровавшихся в традиционных религиях, потребность в отыскании новых форм религии, что приводит к возникновению различного рода нетрадиционных, «внецерковных» индивидуализирован-

22

ных и рафинированных форм религиозных верований. К тому же религиозные идеологи сознательно стремятся приспособить религию к изменившимся социальным условиям и вывести ее из кризисного состояния, в котором она находится. В той мере, в какой капитализм изживает себя исторически, растет и сопротивление господствующих классов, пытающихся противодействовать неодолимому процессу его внутреннего разложения, растет их потребность в религиозном оправдании его существования.

То, что в настоящее время под влиянием экономических, политических и социальных факторов растет и усиливается процесс секуляризации всех сфер общественной жизни и сознания человека, вызывает у высших церковных деятелей и религиозных идеологов крайнюю тревогу за грядущие судьбы религии и церкви. Они с горечью вынуждены признать наличие глубокого кризиса, который переживает религия в современном мире. Их пугает и приводит в замешательство тот факт, что «отрицание бога из области теоретической переходит в сферу практических действий». Кризис религии, являющийся следствием социально-экономических, политических, идеологических процессов, происходящих в современном мире, заставляет церковных деятелей и религиозных идеологов сосредоточить усилия на том, чтобы сохранить свои позиции, упрочить положение религии и церкви в сложных и противоречивых условиях настоящей действительности. Беспокойство, которое переживают религиозные идеологи в связи с прогрессирующим процессом секуляризации, является беспокойством не только за судьбы религии, но и за само существование капиталистических общественных отношений.

Можно выделить в основном три главных направления, по которым идут церковные деятели и религиозные идеологи в поисках преодоления существующего противоречия между закостенелыми религиозными традициями, догматами, представлениями и требова-

ниями современной жизни. Во-первых, изменение социально-политической деятельности церкви, переоценка ее позиций по важнейшим социальным и политическим проблемам современности, пересмотр ее отношения к религиозным и нерелигиозным организациям, увеличение внерелигиозной деятельности вообще. Во-вторых, трансформация внешней и внутренней организационной структуры церкви. И, в-третьих, модернизация религиозной идеологии.

Для приспособления религии и церкви к изменившейся исторической действительности церковные деятели и религиозные идеологи, признающие необходимость для церкви встать на путь «диалога» с современным миром, готовы идти на существенные теологические преобразования, радикальную трансформацию структур, доктрин, методов, форм, всех видов и проявлений деятельности церквей. И это понятно - ведь речь идет о судьбе религии и церкви в современном мире. Несмотря на то, что перед всеми религиозными конфессиями стоит одна и та же задача приспособления религии к современной действительности, решается она в зависимости от сложившихся ранее в том или ином направлении христианства институциональных и теологических традиций. Католицизм и православие проявляют большую сдержанность в пересмотре своих теологических концепций. Что же касается протестантизма, то в нем наиболее ярко выражены самые радикальные модернистские тенденции, направленные на. решительную переоценку основных догматов и понятий традиционного христианства.

Протестантские теологи смелее вторгаются в сферу религиозной идеологии, проявляют большую свободу модификации ее содержания и приспособления к изменяющейся социально-исторической действительности. Модернизм протестантской теологии не только более радикален в своих претензиях по сравнению с модернизмом католической и православной теоло-гий, но и разнообразен в формах про-

23

явления. Это объясняется тем, что протестантизм с самого начала не имел церкви, а представлял децентрализованное религиозное движение, которое включало в себя большое количество различных направлений. Протестантизм всегда был более гибкой формой христианства по сравнению, скажем, с католицизмом, более соответствовал условиям капиталистической действительности и, будучи жестко связан институциональными и теологическими традициями, обладал потенциально гораздо большей способностью быстро перестраиваться и приспосабливаться к изменениям в обществе.

Говоря о религиозном модернизме вообще, следует сказать, что он представляет собой объективно обусловленное явление, которое постоянно сопутствовало религии на всех этапах ее исторической эволюции. Религиозный модернизм в любых исторических проявлениях не что иное, как вынужденное приспособление, своеобразная мимикрия религии к исторической действительности. Религиозный модернизм, в каких бы формах он ни выражался, всегда является социально обусловленным явлением. Термином «религиозный модернизм» можно обозначить довольно широкий круг явлений, относящихся как к сфере теологической мысли, так и к сфере религиозной практики. В данном исследовании ставится цель проанализировать только тот круг явлений протестантского религиозного модернизма, который связан с теологической мыслью. В принципе любые изменения в религиозной идеологии, организационной структуре церкви, направлениях и формах внецерковной деятельности, которые происходили под влиянием изменений исторической действительности, для своего времени могут квалифицироваться как модернистские. Характер этих изменений, специфика модернизации религии всецело определялись ее соотношением с объективными социальными условиями. Многовековая история христианства показывает, как менялся облик религиозного модернизма в зависимости от вполне

определенных конкретных социально-исторических условий, которые вызвали его появление.

Современный религиозный модернизм существенным образом отличается от всех предшествующих ему типов и: способов обновления и приспособления религии к реальной действительности. Главной его особенностью является ярко выраженный радикализм в попытках модернизировать традиционную христианскую религию и теологию с целью их приспособления к современному миру, стилю и образу мышления современного человека.

В контексте исторической эволюции христианства можно утверждать, что модернизм (демифологизация христианства, философская реинтерпретация всей христианской догматики) это объективный исторический процесс, который сейчас достиг такого предела, когда сущность христианской религии разрушается изнутри самими теологами. Этот внутренний процесс секуляризации самого учения христианства неизбежно ведет его к саморазрушению, и он гораздо опаснее по своим последствиям для него, ибо в таком случае фактически происходит десакра-лизация самой сущности христианской религии, с нее снимается ореол священной тайны. Протестантские теологи, ставя перед собой апологетические цели спасти «христианское наследие» и не сдать его в архив истории вместе с тем показывают неспособность самой теологии осуществить это с помощью философских рациональных методов герменевтики. Они тем самым демонстрируют и исчерпанность самой теологии как предмета исследования религиозных истин. Они растворяют теологию в философских рассуждениях.

Религиозный модернизм, как признают сами теологи, в его «жестких» формах - это специфическое явление XX и особенно XXI веков, которое свидетельствует о глубочайшем кризисе традиционного христианства, о наступлении постхристианской эры. Все споры, дискуссии внутри христианской теологии в современном мире уже не мо-

24

гут ограничиваться кругом только самих теологов, они становятся массовым явлением, которое охватывает всех людей - верующих и неверующих.

Впервые в истории человечества христианская религия стала ощутимо терять свой авторитет и социальную почву во всемирном масштабе. Религиозный модернизм может рассматриваться и как форма выражения современного тотального кризиса христианской религии, и как определенная попытка его разрешения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ярчайшим примером современного радикального религиозного модернизма, который воплотил его характерные черты и особенности, является теологический модернизм в современном протестантизме. Протестантский теологический модернизм, затрагивающий основное в религиозной идеологии, сориентированный на весьма радикальные изменения религиозной идеологии, наиболее полно и наглядно отражает сущность современного кризиса религиозного сознания, всю глубину и неразрешимость противоречия между религией и современным миром. Протестантская теология всегда несколько опережала в своей эволюции другие типы христианской идеологии как по гибкости реакции на постоянно развивающуюся историческую действительность, так и по радикальности осуществляемых в ее рамках теоретических экспериментов. Как показывает история, протестантизм с самого начала своего возникновения всегда прокладывал пути религиозному модернизму в целом. В силу этого протестантский модернизм в его самых последних, новейших проявлениях может служить своеобразным индикатором, раскрывающим сущность тех процессов, которые происходят в современном религиозном сознании. Современный протестантский теологический модернизм во многом определяет подход представителей других религиозных направлений к проблеме модернизации религии, к поискам путей спасения религии и вывода ее из кризисного положения.

Наиболее ярко радикальный теологический модернизм выражен в концепциях современных протестантских теологов в США.

США являются такой страной, для которой в условиях углубляющегося кризиса традиционных форм религиозных верований характерно возникновение огромного количества различных по содержанию и необычных по форме модернистских религиозных концепций, типичных не только для США, но и для европейских стран, например, таких как ФРГ, Англия. Современный протестантский теологический модернизм в США полно и ярко выражает сущность неразрешимых в своей основе внутренних противоречий, которые характерны в настоящее время для христианской теологии в целом.

Научный анализ сущности, специфических особенностей и тенденций развития современного протестантского теологического модернизма позволит нам, во-первых, показать бесперспективность спасения христианской религии с помощью тех методов, которыми пользуются теологи, и во-вторых, точно оценить характер и значение тех изменений, которые происходят сейчас внутри христианства, и дать научно обоснованный ответ на вопрос об исторических перспективах и судьбах христианской религии, теологии в эпоху глобального кризиса человеческой цивилизации и социального крушения капиталистической мир-системы.

Литература

1. Добреньков В.И. Глобализация духовности. М.: Академический проект, 2019.

2. Ливен А. Находящаяся в упадке Америка должна отказаться от имперских амбиций // The Financial Times/ 2005. November 29 // URL: http//inosmi.ru/ print/2523956.html

3. Фуллер Г. Закат американского могущества // La Vanguardia. 2005. Dectmber // URL: http//inosmi.ru/ translation (224156/html)

4. Арриги Дж. Глобальное правление, гегемония в современной ми-

25

росистеме // Прогнозис. 2008. № 3. Осень.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1955. Т. 20. С. 329.

THE CRISIS OF THE CHRISTIAN RELIGION IN A GLOBAL ERA

Dobrenkov V.I.

Lomonosov Moscow State University

At present, in connection with the aggravated crisis of the traditional Christian religion in the context of complex world globalization processes, I decided to turn to the analysis and rethinking of the essence of the God-seeking concepts of modern Protestant radical modernists. Time allowed me to take a fresh look and appreciate the attempt of Protestant modernists to save traditional Christianity and their efforts in search of the so-called true God, allowed me to see much positive in their efforts to create a new religious faith and in a very deep and accurate criticism of traditional Christian theology and the church. I wanted to determine in more detail and more precisely the place of Protestant theological modernism and its social significance in the context of the history of Protestant liberalism, to determine the fate and future of the Christian religion and theology.

The gulf between the traditional Christian religion and the modern secular world has become so obvious that it has become impossible

not to notice it. Church Christian dogmas have become meaningless for the people of the 21st century, and the traditional form of Christianity, brewed on the highest supernatural miracles, medieval myths and legends, is irreversibly slipping into the past. In the course of a wide discussion of the topic of "the death of God", theologians, trying to save "God" and belief in him, substantiate the idea that only the theistic form of its expression dies, and not God as such, and they themselves propose to resolutely abandon such a definition of God.

Keywords: religion, Protestantism, Christianity, globalization, crisis, socio-economic relations, spiritual sphere.

References

1. Dobrenkov V.I. Globalization of spirituality. M.: Academic project, 2019.

2. Lieven A. A declining America must abandon imperial ambitions // The Financial Times/ 2005. November 29 // URL: http//in-osmi.ru/print/2523956.html

3. Fuller G. The decline of American power // La Vanguardia. 2005. Dectmber // URL: http//inosmi.ru/translation (224156/html)

4. Arrighi J. Global governance, hegemony in the modern world system // Forecasts. 2008. No. 3. Autumn.

5. Marx K., Engels F. Op. M., 1955. T. 20. S. 329.

26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.