Научная статья на тему 'Кризис глобальной финансовой системы: угрозы и возможность его преодоления в России'

Кризис глобальной финансовой системы: угрозы и возможность его преодоления в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
725
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ / ЭМИССИЯ ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ / ДЕВАЛЬВАЦИЯ / ЦЕННЫЕ БУМАГИ / ЛИКВИДНОСТЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ / CRISIS FINANCIAL AND MONETARY SYSTEM / ISSUANCE OF DEBT / DEVALUATION / SECURITIES / LIQUIDITY OF THE BANKING SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глазьев Сергей Юрьевич

В статье анализируются причины возникновения кризиса глобальной валютно-финансовой системы, антикризисные меры, предпринимаемые американскими властями, даны предложения по выводу России из кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRISIS OF THE GLOBAL FINANCIAL SYSTEM: THREATS AND OPPORTUNITIES TO OVERCOME THEM IN RUSSIA

The article analyzes the causes of the crisis of global monetary and financial system, crisis measures taken by U.S. authorities, given the proposals for the withdrawal of Russia from the crisis.

Текст научной работы на тему «Кризис глобальной финансовой системы: угрозы и возможность его преодоления в России»

Кризис глобальной финансовой системы: угрозы и возможность его преодоления в России

С.Ю. Глазьев

академик Российской академии наук, руководитель Национального института развития (г. Москва)

Сергей Юрьевич Глазьев, glaziev-press@yandex.ru

Происходящий обвал мирового финансового рынка не является неожиданностью для специалистов. О неизбежном крахе глобальной финансовой пирамиды, построенной на безудержной эмиссии долговых обязательств США, много и давно писали известные экономисты и политики. В частности, на специальных парламентских слушаниях, проводившихся Комитетом Государственной Думы по экономической политике в 2001 году, был дан прогноз резкой девальвации доллара и обоснованы рекомендации по изменению структуры валютных резервов в целях избежания связанных с этим потерь. К сожалению, руководства Центрального банка и Министерства финансов Российской Федерации проигнорировали предупреждения экспертов, вследствие чего ущерб от сравнительного обесценения валютных резервов страны к настоящему времени оценивается в 30-40 миллиардов долларов. Перевод части валютных резервов из доллара в евро и фунт начался слишком поздно, когда доллар обесценился в полтора раза, а рост других валют прекратился. Потери средств Стабилизационного фонда вследствие обесценения ряда ценных бумаг США не поддаются оценке из-за отсутствия информации.

Во избежание дальнейших потерь российские денежные власти должны исходить из понимания объективного механизма развертывания кризиса глобальной финансовой системы и своевременно использовать открывающиеся в связи с этим возможности, заблаговременно предотвращая угрозы экономической безопасности России.

Причины кризиса глобальной валютно-финансовой системы

Современная архитектура глобальной валютно-финансовой системы характеризуется центральным положением доллара США, выполняющего функции мировой резервной валюты. Это положение стало следствием политического и экономического доминирования США в несоциалистическом мире в годы холодной войны, которое позволило Федеральной резервной системе (ФРС) США де-факто присвоить себе функцию монопольной эмиссии мировой валюты. Американский доллар приобрел этот статус в 1971 году после одностороннего отказа США от выполнения международных финансовых обязательств по обмену доллара на золото по официальному курсу. Вследствие этого «валютного дефолта» была разрушена действовавшая после войны Бреттон-Вудская валютно-финансовая система, предполагавшая привязку валют ведущих несоциалистических стран к золоту и их эквивалентный обмен.

С тех пор обмен перестал иметь эквивалентный характер, так как обменные курсы валют потеряли объективную меру и стали складываться исключительно под влиянием соотношения спроса и предложения. При этом центральное положение доллара США, фактически заместившего золото в качестве всеобщего эквивалента, поставило всю глобальную валютно-финансовую систему в зависимость от эмиссии этой валюты. Последняя ведется исходя из потребностей США без учета интересов других стран, что делает всю мировую систему зависимой от

американской денежной политики. Углубляющийся кризис глобальной валютно-финансовой системы является закономерным следствием действующего в США механизма денежной эмиссии.

Механизм эмиссии долговых обязательств США напоминает механизм, действовавший в России в период сооружения пирамиды ГКО. Ежегодно американское казначейство при составлении проекта бюджета определяет объем денег, необходимый для покрытия его дефицита и погашения ранее взятых долговых обязательств. Затем Комиссия по ценным бумагам принимает решение об эмиссии соответствующего количества государственных облигаций. После этого правление Федеральной резервной системы,

которое наполовину состоит из тех же принимающих решения лиц, определяет объем денежной эмиссии, необходимый для приобретения этих облигаций. Коммерческие банки под залог этих обязательств получают эмитируемые ФРС деньги под минимальный процент. Ключевым элементом этого механизма является процедура рефинансирования коммерческих банков под залог государственных ценных бумаг, которая и формирует основной канал эмиссии долларов. Таким образом, ФРС эмитирует деньги в целях финансирования государственного долга США. По этой технологии выпущено в обращение более 2/3 долларовой массы. Сегодня ее обеспеченность золотовалютными резервами не превышает 4 процентов (рис. 1).

США

Япония

□ бюджетные приоритеты (инструменты)

□ золотовалютные активы

□ прочее

Рис. 1. Формирование денежной базы центральными банками (март 2008 года)1

Описанный механизм эмиссии доллара США является разновидностью финансовой пирамиды. ФРС печатает деньги под долги американского правительства, которое, в свою очередь, занимает деньги для обслуживания и погашения ранее взятых долговых обязательств. Поскольку государственные расходы США растут быстрее доходов и бюджет сводится с хроническим дефицитом, объем долга увеличивается. Соответственно, нарастает и денежная эмиссия. Это процесс с ускорением, напоминающий движение снежной лавины. Он

начался в 1971 году, после того, как руководство США отказало Франции в обмене долларов на золото и тем самым разрушило действовавшую до того времени мировую систему валютно-финансовых отношений, основанную на золотом стандарте, ограничивавшем денежную эмиссию свободно конвертируемых валют ведущих капиталистических стран. С тех пор США навязали своим союзникам по НАТО использование доллара вместо золота в качестве резервной валюты и начали печатать деньги исходя из своих нужд по финансированию госу-

1 Рассчитано по данным Банка Японии и Федеральной резервной системы США.

дарственных расходов. Так они сделали все другие страны своими бесплатными кредиторами, получая сеньораж (эмиссионный доход) в глобальном масштабе. Учитывая, что более половины эмитируемых ФРС долларов обращается за пределами США, последние живут в долг у всей планеты.

Маховик эмиссии долларов раскручивается все быстрее под давлением нарастающего национального долга США. Для его обслуживания, по имеющимся данным, приходится печатать более 2 миллиардов долларов ежедневно. В отдельные периоды, которые случаются все чаще, эта величина увеличивается многократно. При этом в последние годы государственная финансовая система США регулярно оказывается в состоянии технического дефолта, и денежным властям приходится корректировать величину государственных займов и, соответственно, эмиссии долларов в сторону повышения. Таким образом, нарастает предложение долларов, объем которого определяется потребностями американского государства в новых займах для обслуживания и погашения ранее взятых долгов.

В свою очередь, спрос на доллары определяется потребностями мирового рынка в этой валюте, которая стала выполнять функции мировых денег. Этот спрос зависит от предпочтений инвесторов и объема операций, совершаемых в долларах. До недавнего времени он в основном определялся американскими банками и корпорациями, наводнявшими долларами мировую экономику. Но по мере экономического роста развивающихся стран и падения экономического веса США спрос на доллары все в меньшей степени зависит от деловой активности американских корпораций. Разрыв между нарастающим предложением долларов и ограниченным спросом на них все время увеличивается. Соответственно, падает курс американской валюты. Инвесторы, использующие долларовые инструменты, теряют свои накопления. Доверие к доллару снижается, и он вытесняется другими валютными инструментами. Естественно, сокращается спрос на доллары, и разрыв между спросом и предложением долларов еще более увеличивается. Это приводит

к дальнейшему падению курса доллара. С определенного момента инвесторы впадают в панику, и начинается «бегство от доллара». Падение доллара ускоряется, и п остроен ная амери канскими денежн ыми властями финансовая пирамида вступает в фазу саморазрушения.

Эмиссия долларов в целях финансирования дефицита бюджета - основной, но не единственный канал денежного предложения ФРС, которая печатает деньги и для поддержания ликвидности банковской системы, и для кредитования сезонных расходов, и для рефинансирования государственных кредитных институтов, включая ипотечные фонды. Последний канал денежной эмиссии играл исключительно важную роль в поддержании экономического роста в США в последнее десятилетие. Жилищное строительство, финансируемое ипотечными кредитными институтами, являлось локомотивом роста американской экономики, который вытащил ее после финансового краха новой экономики десятилетие назад. После банкротства ряда таких институтов, ставшего «спусковым крючком» нынешнего витка валютно-финансового кризиса, этот локомотив остановился. Оптимисты надеются, что появятся новые локомотивы экономического роста, способные вытащить американскую экономику из рецессии и стабилизировать за счет этого курс доллара.

Ограниченность антикризисных мер

Особенностью нынешней фазы кризиса является его распространение на ядро глобальной финансовой системы. До недавнего времени он разворачивался на ее периферии, затрагивая развивающиеся страны и маргинальные сегменты финансового рынка развитых стран. Реакция денежных властей США и международных финансовых организаций сводилась к принятию мер по расширению долларового пространства и, соответственно, к увеличению спроса на американскую валюту. Делалось это путем либерализации национальных валютных рынков кризисных стран и увеличения размеров предоставляемых им кредитов под обязательства по открытию их экономик для

международного капитала. Таким образом, для стабилизации глобальной валютно-финансовой системы были использованы экономики стран Латинской Америки, Африки, СНГ, Южной Кореи, значительная часть национального богатства которых обесценилась и перешла под контроль международного капитала. К настоящему времени возможности использования экономик развивающихся стран для демпфирования кризисных явлений почти исчерпаны. Страны, ставшие объектом «стабилизационных» программ Международного валютного фонда (МВФ) лишились значительной части национального богатства, и их развитие замедлилось. Успешно же развивающиеся страны, включая Китай и Индию, сохраняют суверенное регулирование своих финансовых систем, не открывая их для приема избыточного спекулятивного капитала. Перемещение кризиса в ядро глобального финансовой системы - государственный финансовый сектор США означает начало необратимого процесса ее саморазрушения.

Антикризисные меры, предпринимаемые американскими денежными властями, ограничены в основном поддержкой ликвидности банковской системы и дать должного эффекта не могут. Во всяком случае величина генерируемого ими импульса экономического роста многократно меньше мощности ипотечной кредитной системы, аккумулировавшей более двенадцати триллионов долларов инвестиций при поддержке государства. Осуществляемая сегодня кредитная накачка американской экономики компенсирует не более одной десятой этой величины. При этом дальнейшее увеличение денежного предложения чревато тяжелыми инфляционными последствиями, способными дезорганизовать американскую экономику. До сих пор инфляция затрагивала лишь наиболее монополизированные рынки, включая рынки нефти, газа, металлов, а также рынок недвижимости. Ее перетекание на потребительский рынок сдерживалось быстрым наращиванием предложения дешевых китайских товаров. Но сегодня демпфирующие возможности этих сегментов мирового рынка близки к исчерпанию, о чем свиде-

тельствует распространение инфляционной волны на продовольственный рынок.

Американские власти надеются на то, что девальвация доллара стимулирует подъем промышленного производства, ценовая конкурентоспособность которого увеличивается пропорционально падению курса доллара. Но в постиндустриальной Америке доля промышленности во внутреннем валовом продукте не превышает четверти, при этом значительная ее часть сосредоточена в высокотехнологичных отраслях, потенциал расширения которых невелик. Чтобы связать лавинообразно нарастающую эмиссию долларов в росте предложения американских товаров, их производство, по экспертным оценкам, должно увеличиваться не менее чем на 20-30 процентов в год, что нереально. Точнее, это реально для ключевых отраслей нового технологического уклада - микробиологической и медицинской промышленности, производства информационно-коммуникационного оборудования и микроэлектроники. Но в силу их ограниченности и высоких темпов движения по пути научно-технического прогресса совокупное влияние этих отраслей на спрос на деньги не может быть высоким. Под влиянием инновационных прорывов цена единицы полезного свойства наукоемких продуктов быстро снижается вместе с соответствующим снижением спроса на деньги.

Определенную стабилизирующую роль может сыграть приток иностранных инвестиций в целях скупки дешевеющих американских активов. Экономика США остается привлекательной для инвесторов, но им выгодно дождаться максимального падения доллара, глубину которого они не знают и поэтому выжидают. Именно так поступали американские кампании в ситуациях финансового кризиса в развивающихся странах, провоцируя обвал национальных финансовых рынков и затем скупая многократно подешевевшие активы. К примеру, в России в результате финансового краха 1998 года активы подешевели в тридцать раз. Едва ли частные иностранные инвесторы будут проводить срочные операции по спасению доллара. В их интересах дождаться его максимально глубокого падения и затем

приступить к скупке подешевевших американских активов.

Против доллара, в свою очередь, будут действовать факторы, обуславливающие снижение спроса на долларовые инструменты. Во-первых, глобальные финансовые спекулянты уже приступили к сбрасыванию долларовых активов. Во-вторых, все независимые от США страны снижают долю доллара в структуре своих валютных резервов. В-третьих, ряд крупных нефтедобывающих стран (Иран, Венесуэла) заявили о намерении отказаться от номинирования контрактов в долларах и перейти на расчеты в других валютах.

Таким образом, факторы, работающие на падение доллара, заметно перевешивают факторы, работающие на его укрепление. Со временем ситуация может измениться. Но едва ли это произойдет в ближайшие годы. Трудно представить, чтобы США перешли на профицитный бюджет и резко сократили внутреннее потребление импортируемых энергетических ресурсов. Для стабилизации ситуации им нужно сократить государственные расходы не менее, чем на треть, что невозможно в год президентских выборов и едва ли политически возможно в будущем. Из этого следует, что падение доллара будет продолжаться. В силу огромного размера долларовой пирамиды и высокой инерционности глобальной финансовой системы это падение не будет таким резким, как в России и ряде государств Юго-Восточной Азии на предыдущем этапе кризиса глобальной валютно-финансовой системы. В то же время обесценение американских долговых обязательств лишает доллар привлекательности в качестве мировой резервной валюты, что влечет резкое снижение спроса на доллар со стороны денежных властей независимых от США стран. Это может вызвать скачкообразное снижение курса доллара в ближайшие несколько лет.

Дезорганизация глобальной валютно-финансовой системы

Разумеется, страны ядра мировой экономической системы будут стремиться стаби-

лизировать валютно-финансовую систему, поддерживая доллар всеми доступными средствами. Европейский союз и Япония жестко привязаны к доллару своими валютными резервами и торгово-экономическими отношениями. Неконтролируемая девальвация доллара несет для них значительные экономические потери и тянет вниз их национальные валюты. В сложном положении находится Китай, вынуждено выполняющий функции главного кредитора США в обмен на массированный импорт ими китайских товаров. Так же как Япония и Европейский союз (ЕС), Китай не заинтересован в обвальном падении доллара и будет продолжать вкладывать свои экспортные доходы в его поддержку до тех пор, пока будет увеличиваться объем китайского экспорта в США.

Теоретически сложившаяся к настоящему времени валютно-финансовая система может существовать бесконечно долго. США, ЕС и Япония могут взаимно корректировать курсы своих национальных валют для поддержания ее в равновесном состоянии. Но это возможно лишь до тех пор, пока эти страны сохраняют доминирующее положение в мировом торгово-экономическом обмене. Однако такое положение «размывается» опережающим ростом веса развивающихся стран, а также восстановлением постсоциалистических экономик. Последние полтора десятилетия для удержания этих стран в долларовой зависимости США применяли жесткие меры политического и военного давления.

Шантажируя Россию экономическими санкциями за неуплату внешнего долга СССР, руками МВФ они навязали российскому руководству политику Вашингтонского консенсуса, стержневым элементом которой стала привязка российской денежной системы к поддержке доллара. До сих пор, несмотря на освобождение России от долговой зависимости, российские денежные власти жестко привязывают эмиссию рублей к приобретению долларов и связанных с ним евро и фунта. При этом значительная часть валютной выручки от экспорта российских энергоносителей в Европу направляется на приобретение долговых

обязательств США и стран ЕС, то есть на поддержку долларовой финансовой пирамиды. Так же вынуждены поступать арабские страны, экспортирующие нефть за доллары и накапливающие валютную выручку на счетах американских и европейских банков. Оккупация американцами Ирака стала для них наглядным уроком наказания за неподчинение этому правилу. По имеющимся данным, намерения руководства Саудовской Аравии диверсифицировать валютные резервы были жестко остановлены угрозами в отношении правящей семьи, приватизировавшей полуостров при покровительстве США.

Удерживая контроль над валютноденежной политикой России, арабских стран - экспортеров нефти, навязывая использование доллара в качестве резервной валюты своим союзникам по НАТО, а также Китаю и другим государствам ЮгоВосточной Азии, США имеют возможность наращивать долларовую эмиссию. Но эта возможность не безгранична. Если бы не распад СССР и обусловленная «шоковой терапией» долларизация постсоветского пространства с вывозом более триллиона долларов нашего национального дохода за рубеж, то долларовая финансовая пирамида едва ли просуществовала бы до конца прошлого столетия.

К настоящему времени возможности политического шантажа в отношении России исчерпаны. После американских военных авантюр в Югославии, Афганистане и Ираке исчерпан и потенциал силового давления на держателей долларовых активов. Усиление антиамериканских настроений в развивающихся странах помогает осознать их элитам свои национальные интересы и влечет дедолларизацию их экономик. Иран бросил вызов долларовой гегемонии в торговле нефтью, заявив о намерении перейти на торговлю нефтью в других валютах. Венесуэла и другие государства Латинской Америки открыто декларируют освобождение от диктатуры Вашингтона в экономической политике. Формируются независимые от США зоны регионального сотрудничества крупнейших латиноамериканских государств (Меркосур), постсо-

ветских государств (ЕвразЭС), государств Юго-Восточной Азии, элементом которых становится использование национальных валют во взаимных расчетах и в перспективе создание региональных валютно-финансовых систем. Важнейшее значение в этом процессе имеет пример ЕС, успешно реализовавшего введение единой валюты, несмотря на попытки США дестабилизировать европейскую экономико-политическую систему войной против Югославии.

Военно-политическая гегемония США во многом держится за счет эмиссии доллара в качестве мировой резервной валюты и присвоения глобального сеньоража, размер которого составляет около полутриллиона долларов в год и позволяет им легко финансировать военных расходы за счет остального мира. В той мере, в которой другие страны используют доллар и долларовые финансовые инструменты, они безвозмездно кредитуют американские государственные расходы. По своей экономической сути использование американской валюты какой-либо страной эквивалентно налогу в пользу США, величина которого пропорциональна ставке рефинансирования Национального центрального банка и обесценению доллара. К примеру, для России величина такого налога составляет от 15 до 30 миллиардов долларов в год, что означает соответствующие потери для национальной финансовой системы. Усиление антиамериканских настроений подталкивает властвующую элиту национальных государств к осознанию несправедливости такого добровольного налогообложения в пользу США и других стран - членов НАТО, а также Японии. Это создает дополнительный стимул к освобождению от долларовой зависимости и поиску путей конструирования альтернативных валютно-финансовых систем.

Возможности США привязывать другие государства к поддержке доллара военнополитическими методами близки к исчерпанию. Претензии США на мировое господство встречают нарастающее сопротивление, которое создает дополнительный стимул к отказу недовольных американской политикой стран от использования американской валюты в качестве резервной. Они все отчет-

ливее понимают, что именно это является основным источником финансирования американских военных авантюр. Китай, страны Латинской Америки, Иран ищут пути диверсификации валютных активов, пытаясь снять с себя избыточные валютные риски и освободиться от американской зависимости. Это ведет к прекращению роста спроса на доллар в развивающихся странах.

Негосударственные инвесторы уже несколько лет ориентируются на снижение доллара, избавляясь от долларовых активов. Глобальные финансовые спекулянты сбрасывают долларовые активы, о чем свидетельствуют неоднократные высказывания на этот счет Сороса. Рушатся последние несущие опоры долларовой финансовой пирамиды - прекращается рост долларовой торговли нефтью и недвижимостью. Зона и масштабы использования доллара начинают сужаться.

По наблюдаемым сегодня признакам долларовая финансовая пирамида вошла в фазу саморазрушения. В этой фазе процесс ее саморазрушения предотвратить уже невозможно, так как экономические агенты теряют тем больше денег, чем дольше они используют долларовые инструменты. Меньше проигрывает тот, кто быстрее выходит из падающей пирамиды. Частные игроки это уже поняли и бегут от доллара. Способные принимать самостоятельные решения руководители денежных властей все большего числа стран быстро снижают долю доллара в своих валютных резервах. Они начинают понимать, что чем дольше они будут держать резервы в долларах, тем больше будут потери. В долларовой зависимости пока еще остаются денежные власти зависимых от США стран, а также Россия, поддерживающая валютной выручкой от экспорта углеводородов в Европу падающий доллар и беря тем самым на себя изрядную долю финансирования американских военных расходов.

Что должны делать российские денежные власти

Позиция российских денежных властей, упорно продолжающих инвестировать до-

ходы от экспорта нефти и газа в обесценивающиеся долговые обязательства США и других стран НАТО, вызывает недоумение. Помимо прямых экономических потерь вследствие девальвации доллара, которые превысили за последнюю пятилетку 30 миллиардов долларов, эта политика влечет намного большую упущенную выгоду из-за замораживания национальных сбережений. Они могли бы инвестироваться в развитие российской экономики, остро нуждающейся в обновлении более чем наполовину изношенной материально-технологической базы. По имеющимся оценкам, российская экономика теряет более половины инвестиционного потенциала из-за вывоза капитала за рубеж, основную роль в котором играют денежные власти.

Политика привязки эмиссии рублей к приобретению долларов и связанных с ним евро и фунта, упорно продолжаемая российскими денежными властями, исключает создание полноценной национальной денежной системы и тем более превращение российского финансового рынка в один из ведущих центров глобальной финансовой системы. Вследствие этой политики более половины российской денежной массы сегодня формируется под приток иностранных кредитов и инвестиций. Иностранные игроки доминируют на российском рынке ценных бумаг. Крупнейшие российские предприятия кредитуются за рубежом (см. рис. 2). В результате развитие российской экономики направляется внешними интересами - развиваются лишь те виды деятельности, в которых заинтересованы зарубежные инвесторы и импортеры. Такой макроэкономической политикой, навязываемой США, ЕС и МВФ, Россия обрекается на роль сырьевой периферии ЕС и финансового донора США.

Чтобы российская финансовая система смогла играть роль одного из центров глобальной финансовой системы, необходимо для начала освободить рубль от привязки к доллару и связанных с ним валют. Эмиссия рублей должна направляться спросом на рубли со стороны российских экономических агентов, включая государство. Соответственно, основным каналом этой

эмиссии должно стать рефинансирование российских коммерческих банков под залог средне- и долгосрочных обязательств, как государства, так и платежеспособных предприятий, работающих в приоритетных направлениях развития национальной экономики. Вместе с переходом к экспорту российских углеводородов и других сырьевых товаров за рубли это откроет возможности быстрого роста российских кредитных и финансовых институтов, в том числе в глобальном масштабе.

13,3

14

12

10,1

1 1

корпоративным внешний долг

М2

Рис. 2. Корпоративный внешний долг и М2, в триллионах рублей2

Падение доллара и связанных с ним валют открывает уникальную возможность для превращения российской валюты в мировую, что позволяет многократно увеличить мощность российской финансовой системы и вернуть соответствующую часть глобального сеньоража. Но для этого нужно «отвязать» эмиссию российской валюты от приобретения иностранной и отказаться от замораживания государственных доходов в иностранных долговых обязательствах, так же как от волюнтаристского административного планирования денежной массы. Российская финансовая система может стать одним из глобальных центров только как самостоятельно функционирующая рублевая зона, а не как придаток американской ФРС или европейского рынка. И для этого сегодня есть все необходимые предпосылки: устойчивое высокое положительное сальдо платежного баланса, значитель-

ные, даже избыточные валютные резервы, нереализованный потенциал экономического роста в перспективных направлениях развития нового технологического уклада в глобальном масштабе.

Необходимо переходить на внешнеторговые расчеты, в том числе по экспорту углеводородов, в рублях и придать тем самым рублю функции международной валюты. Сейчас открылась уникальная возможность это сделать - с разрушением долларовой финансовой пирамиды появляется спрос на другие валюты, среди которых рубль является одной из наиболее конкурентоспособных. Вместе с китайским юанем и индийской рупией рубль мог бы взять на себя обслуживание значительной части евразийского финансового и торгового пространства и стать одной из резервных валют. Россия могла бы инициировать создание евразийской валютной системы, в основе которой лежало бы согласованное использование национальных валют ведущих евразийских стран (евро, юаня, йены, рупии и рубля) со своими региональными зонами доминирования.

К сожалению, мы упустили существовавшие ранее возможности для инициирования перехода к новой мировой валютно-финансовой системе. В период войны Вашингтона с Югославией Россия могла бы, квалифицировав эти действия как агрессию, отказаться от использования долларов в расчетах с ЕС и перейти на национальные валюты, включая оплату импорта российских энергоносителей рублями. В период американской агрессии против Ирака мы могли бы сделать то же самое, призвав арабские страны вывести свои активы из долларовых инструментов и перейти на расчеты за нефть в других валютах. Сейчас у нас снова появился шанс инициировать формирование новой архитектуры мировой валютно-финансовой системы, исключающей приватизацию функций мировой валюты в чьих-то частных или национальных интересах и предусматривающей прозрачное и справедливое распределение глобального сеньоража в интересах всех ее участников.

Данные Центрального банка Российской Федерации.

8

4

0

2

Этот шанс может оказаться последним, так как в ближайшее время саморазрушение долларовой финансовой пирамиды станет настолько очевидным, что за формирование новой мировой валютно-финансовой системы будут вынуждены взяться сами США с их союзниками по НАТО, предложив остальным странам поделить бремя санации американской финансовой системы путем списания ее долгов в том или ином виде.

В любом случае, для того чтобы прекратить нести неоправданные потери и избежать избыточных рисков, обусловленных саморазрушением долларовой финансовой пирамиды и связанной с ней глобальной валютно-финансовой системы, а также использования кризиса последней для превращения России в самостоятельный финансовый центр, необходимо предпринять следующие действия.

1. Изменить технологию денежного предложения, прекратив его привязку к приобретению долларов и связанных с ним евро и фунта. Эмиссию рублей следует вести не под покупку иностранной валюты, а под спрос на рубли со стороны российских хозяйствующих субъектов.

2. Перевести экспорт нефти, газа, других сырьевых товаров, а также военной техники на рубли. Последнее крайне важно для обеспечения национальной безопасности, так как все долларовые операция проходят через американские банки и легко контролируются спецслужбами США.

3. Заместить инвалютные займы государственных кампаний рублевыми кредитами через государственные коммерческие банки.

4. Выделить кредитные линии на формирование рублевых валютных резервов государствам СНГ.

5. Создать необходимые технические условия для ведения рублевых счетов

иностранными лицами, включая открытие корсчетов в рублях иностранными банками в российских коммерческих банках.

6. Сделать использование рубля более предпочтительным по отношению к инвалютным операциям, повысив резервные требования к российским банкам по инвалютным активам, которые должны быть выше, чем по рублевым.

7. Активизировать работу государственных институтов развития по кредитованию долгосрочных инвестиций в перспективных направлениях экономического роста.

8. Расширить число рублевых инструментов, принимаемых в залог под рефинансирование коммерческих банков, включив в них векселя платежеспособных предприятий, работающих в приоритетных направлениях формирования нового технологического уклада.

9. Форсировать завершение формирования Таможенного союза ЕвразЭС, дополнив его элементами платежного союза.

10. Перейти на расчеты в национальных валютах при совершении торговых операций с государствами СНГ, ЕС, Китаем, Индией и арабскими странами.

Предприняв эти действия, российское руководство могло бы выступить с инициативой перехода к новой архитектуре глобальных валютно-финансовых отношений, в которой определяющую роль должны играть валюты государств с положительным сальдо платежного баланса.

В результате этих действий мы не только перестали бы нести потери, обусловленные глобальным валютно-финансовым кризисом, но и выиграли бы от него стратегически. Многократно увеличили бы свои финансовые возможности, вернули бы значительную часть глобального сеньоража, усилили бы политическое влияние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.