Научная статья на тему 'Кризис глобального управления ООН: проблемы функционирования и возможные противоречия при проведении реформ'

Кризис глобального управления ООН: проблемы функционирования и возможные противоречия при проведении реформ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Организация Объединенных Наций / ООН / проблемы / реформирование / право вето / Совет Безопасности / СБ ООН / постоянные члены / United Nations / UN / problems / reform / veto power / Security Council / UN Security Council / permanent members

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Рыбальченко К.А., Тен К.И.

Наличие большого количества государств в составе ООН, имеющих неравные возможности для разрешения ключевых вопросов мирового значения в рамках организации, использование права вето, которое ограничивает принятие своевременных решений на современном этапе развития, создают для Организации Объединенных наций ряд сложностей в обеспечении ее эффективного функционирования. В данной статье будут рассмотрены причины необходимости реформирования ООН, а также наиболее актуальные проблемы, проистекающие из этих причин, и возможные решения к каждому из вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The crisis of UN global governance: problems of functioning and possible contradictions during reforms

The presence of a large number of states within the UN, which have unequal opportunities to resolve key issues of global importance within the organization, and the use of the veto power, which limits the adoption of timely decisions at the present stage of development, create a number of difficulties for the United Nations in ensuring its effective functioning. This article will examine the reasons for the need to reform the UN, as well as the most pressing problems arising from these reasons, and possible solutions to each of the issues.

Текст научной работы на тему «Кризис глобального управления ООН: проблемы функционирования и возможные противоречия при проведении реформ»

Рыбальченко К.А.

Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), Россия, Владивосток.

Тен К.И.

Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), Россия, Владивосток.

Кризис глобального управления ООН: проблемы функционирования и возможные противоречия при проведении реформ

Организация Объединенных Наций (ООН) представляет собой международную организацию объединения наций в целях обсуждения общих проблем, поиска совместных решений и предотвращения международных конфликтов. Сформированная после Второй мировой войны с целью предотвращения повторения трагических событий, характерных для двадцатого века, ООН существует уже более 70 лет без существенных изменений. Однако в настоящее время ООН сталкивается с рядом вызовов и затруднений, которые ограничивают ее эффективную работу. Данные ограничения обусловлены следующим рядом причин, которые препятствуют значительному реформированию международной организации.

1. Неизменность структуры, Устава и основных положений организации.

В ООН существуют структуры, утратившие своё прежнее значение, однако продолжающие существовать на бумаге. Например, Совет по опеке, занимавшийся ранее колониальными вопросами, до сих пор существует по документам, однако не функционирует, начиная с 1994 года после того, как последняя подопечная территория ООН (Палау) обрела независимость 1 октября 1994 года.

Кроме того, Военно-штабной комитет Совета Безопасности, который согласно ст. 47 Устава ООН уполномочен «давать советы и помощь СБ по вопросам, касающимся поддержания мира и безопасности», также не является действующим органом [1]. Попытки РФ в 2001 году активизировать деятельность Комитета, в частности, с целью привлечения данного органа к работе непостоянных членов Совета безопасности и поставщиков миротворческих контингентов, что помогло бы сформировать

механизм, который мог бы на постоянной основе осуществлять анализ военного компонента обстановки в конфликтных зонах и подготовку рекомендаций для Совета Безопасности, также не увенчались успехом. Данный пример демонстрирует, что сегодня Военно-штабной комитет Совета Безопасности ООН не ведет активной деятельности по предотвращению конфликтов в международном сообществе.

Кроме этого, не претерпевал изменений и Устав ООН, сформулированный после окончания Второй мировой войны. Например, в Уставе ООН отсутствует формальное определение понятия «терроризм», которое является главной угрозой безопасности для любого государства в XXI веке. С одной стороны, частью политических объединений терроризм может рассматриваться как способ обретения независимости и создания собственного государства, а с другой - как международное преступление против человечества. Такое двойственное понимание терроризма приводит к обострению отношений между странами, в том числе, к вооруженным конфликтам. Сегодняшние отношения между РФ и Украиной, особенно после начала СВО в 2022 году, служат примером такого обострения. ООН, в свою очередь, не в состоянии разрешить конфликт из-за того, что каждая из этих стран стремится защитить свою территориальную целостность, что воспринимается другой стороной как террористические действия.

Хотелось бы отметить также, что в Уставе ООН не предусмотрены конфликты внутри государства или формы конфликтов более низкого уровня, которые могут возникнуть на этнонациональной, религиозной и региональной почве, что демонстрирует проблему, стоящую перед ООН - обеспечения мира, в других формах военных конфликтов [2]. Так, ООН не смогла быстро и эффективно разрешить этнонациональный конфликт, возникший в Югославии в 1990-е годы, в результате чего была проведена операция США «Обдуманная сила» в обход согласия СБ ООН, ставшая причиной бомбардировки НАТО боснийских сербов и большого количества мирного населения бывшей Югославии [3].

2. Нежелание реформирования организации из-за страха утраты политического влияния странами Совбеза ООН.

Многие страны, не являющиеся постоянными членами СБ ООН, привержены идее расширения участников Совета Безопасности, чтобы также иметь влияние на разрешение мировых проблем. Например, Германия и Япония, а также Бразилия и Индия высказываются активно за расширение состава СБ до 25 членов (как постоянных, так и непостоянных). При

этом право вето должно автоматически распространяться на новых постоянных членов. Однако данные страны стремятся к реформированию не только ради того, чтобы иметь влияние на глобальном уровне, но и ради ослабления доминирования уже существующих постоянных членов в международных делах. Великие державы понимают опасность подрыва влияния «пятерки» в условиях нарастания кризиса международной системы и не стремятся к активному проведению реформ СБ [4].

3. Политическая нестабильность в мире как результат отсутствия консенсуса среди ведущих мировых держав.

Достижение консенсуса между державами является главной проблемой возникновения нестабильности в мире. Мировые державы часто имеют разные взгляды на методы и способы разрешения мировых проблем, конфликтов. По этой причине невозможно предотвратить своевременно эскалацию международных событий. Примером может послужить военный конфликт между Израилем и сектором Газа, который обострился до использования вооруженных сил странами в конце 2023 года. В результате расхождения взглядов между членами СБ ООН по способам разрешения конфликта между двумя странами Ближнего Востока США заблокировали поправку России к резолюции СБ ООН, направленной на приостановление военных действий между Израилем и сектором Газа и организацию безопасного и беспрепятственного гуманитарного доступа. Данный пример явно демонстрирует, что разное видение постоянными членами СБ ООН разрешения противоречий между странами тормозит процесс принятия мер по скорейшему урегулированию вооруженных конфликтов, создающих напряженность и угрозу в регионе.

Таким образом, вышеперечисленные причины демонстрируют неспособность и неэффективность ООН избежать нестабильности и конфликтов на мировой арене, что может быть достигнуто после создания новой системы международных отношений.

Существующие проблемы и возможные решения

Как уже было сказано выше, перечисленные причины привели к появлению проблем в структуре, функционировании и значимости организации как регулятора международных отношений в XXI веке. Вопрос проведения реформ ООН с каждым годом становится все более актуальным и необходимым. Однако стремление сохранить существующий мировой порядок и не допустить нового витка милитаризации сталкивается с противоречиями между членами Совета Безопасности ООН и другими странами, желающими получить равные политические права и голос в

организации. Ниже будут рассмотрены наиболее актуальные и обсуждаемые в мировом сообществе проблемы ООН.

1. Существование и использование права вето.

Правом вето обладают только 5 стран, являющихся постоянными членами Совета Безопасности - Великобритания, Китай, Россия, США и Франция, что вызывает серьезные споры. Основные вопросы касаются возможности использования права вето исключительно в корыстных целях (злоупотребление данным правом при продвижении собственных интересов в ущерб безопасности всего мира; попытки «подкупа» одной из стран, обладающих правом вето, с целью заблокировать невыгодное конкретной стране решение), а также с целью сохранения политического влияния в регионе или недопущения усиления других государств, что приводит к блокированию решений, касающихся региональных или мировых вопросов, или принятие тех, что устраивают лишь малую часть стран.

Необходимыми действиями для изменения принципа принятия решений могут послужить следующие меры:

1). Отмена права вето.

Данная мера не позволяла бы блокировать решения СБ ООН для того, чтобы скорейшим образом урегулировать различные конфликты на международной арене. Например, в связи с продолжающимся конфликтом между Израилем и сектор Газа в 2024 году отмена права вето не позволила бы США заблокировать проект резолюции Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) в СБ ООН по сектору Газа, который предполагал немедленное прекращение огня и освобождение всех заложников.

2). Ограничения на использование права вето при обсуждении определенных тем (геноцид, терроризм и т.д.).

Вопросы, касающиеся геноцида и терроризма, требуют безотлагательного решения. Именно поэтому такие темы требуют отмены права вето, для того чтобы предотвратить угрозу существования любого населения страны. Так, правом вето воспользовались Россия и Китай в 2012 году, которые выступили против резолюции по Сирии, направленной по мнению других стран на избежание насилия в Сирии и роста числа жертв среди гражданского населения. Такая ситуация демонстрирует, что, из-за разных взглядов в положениях резолюции, не всегда странам удается единогласно принять меры по предотвращению своевременной гибели людей, находящихся в странах с высоким уровнем напряженности.

3). Временное ограничение права вето для нарушителя действующих резолюций Совета Безопасности при следующих 2-3 голосованиях.

Данное правило может быть использовано против государств, которые не соблюдают текущие резолюции, а также действия которых подрывают стабильность и порядок на международной арене. Примером несоблюдения резолюции ООН могут послужить действия США и Великобритании в Красном море, которые нанесли удары по территории Йемена, нарушив принятую СБ ООН 10 января 2024 года резолюцию, содержащую призыв уважать международные права на судоходство и осуждение атак йеменских хуситов на коммерческие суда. Таким образом, ограничение на использование права вето при следующих 2-3 голосованиях значительно поспособствует приверженности стран к уважению принципов международного права, в том числе предотвратит использование военных сил, как рычага разрешения противоречий между странами.

4). Изменение механизма использования права вето.

Обязательное использование права вето двумя странами (не одной,

как это делается сейчас), чтобы отклонить то или иное решение, может повлиять благоприятным образом на разрешение международных проблем. Приверженность значительной части постоянных членов СБ ООН одному и тому же решению может стать причиной нахождения более правильного и эффективного метода по разрешению кризисных ситуаций в мире.

5). Вынесение части вопросов, входящих в компетенцию СБ ООН, на рассмотрение Генеральной Ассамблеей.

Данное решение в своей основе несет частичный отказ от права вето в пользу принятия решения большинством. Это позволит ослабить позиции стран, которые обладают правом вето, лишив дальнейшую дискуссию на тему ограничения права вето в СБ ООН, поскольку все вопросы, представляющие угрозу миру и безопасности международной системе, будут решаться на Генеральной Ассамблее, большинством членов ООН. Однако подобного рода решение лишит смысла существования Совета Безопасности ООН как явления в целом и приведет к его постепенному угасанию.

2. Расширение состава Совета Безопасности ООН

В данной проблеме существует два основных направления: вопрос расширения состава СБ ООН и определение конкретных кандидатов, которые устроили бы каждую из стран, входящих в нынешний постоянный состав, а также были бы справедливы с точки зрения распределения по региональному признаку. Для успешного разрешения данной проблемы существуют следующие варианты реформ:

1). Увеличение числа стран, входящих в СБ ООН.

Данное решение может происходить в трех направлениях:

- расширение перечня стран, являющихся постоянными членами СБ ООН (без права вето);

- создание новой категории членов Совета Безопасности ООН - полупостоянных членов, избираемых на более длительный срок, но с возможностью немедленного переизбрания;

- увеличение количества стран, являющихся непостоянными членами ООН.

Данное решение позволит увеличить количество стран, имеющих возможность участвовать в принятии важнейших решений, касающихся общемировых проблем. Однако расширение СБ ООН не приведет к повышению его эффективности, а, наоборот, усилит разногласия из-за увеличившегося количества мнений и точек зрения, а также увеличит бюрократическую нагрузку.

Кроме этого, выбор конкретных стран, которые в дальнейшем станут частью Совета Безопасности ООН, также является весьма спорным и неоднозначным вопросом. Потенциальных кандидатов на роль будущих членов СБ ООН немного - Япония, Германия, Индия и Бразилия. Однако, с точки зрения регионального равенства и предоставления возможности странам Африки, Латинской Америки и Азии участвовать в решении вопросов мирового масштаба, данный список значительно расширяется, добавляя к вышеперечисленным странам Саудовскую Аравию, Иран, ЮАР, Аргентину, Турцию, Пакистан, Индонезию и др.

Однако найти консенсус и выбрать государства, которые устроили бы большинство стран СБ ООН, не вынудив использовать право вето одним из постоянных членов, невероятно сложно. Так, против включения Германии и Японии выступает Россия, полагая, что это усилит прозападный блок в СБ ООН. Против Индии и Японии активно выступает КНР, поскольку это значительно ослабит роль Китая в АТР, поскольку данная страна перестанет быть единственным азиатским государством, способным оказать влияние на принятие решений в СБ ООН.

В дополнение к вышесказанному, приглашение в Совет Безопасности ООН менее развитых стран (например, из стран Африки и Латинской Америки) не гарантирует более справедливое принятие решений, поскольку в данном случае возрастет вероятность «покупки» голосов в пользу определенного предложения с целью привлечения дополнительных инвестиций в экономику такого рода стран.

2). Заменить членство государств в СБ ООН региональными международными организациями.

Суть идеи заключается в том, чтобы заменить постоянных членов Совета Безопасности ООН на представителей от крупнейших региональных организаций. Данное решение решило бы все существующие разногласия в рамках ООН, поскольку нынешние проблемы перестали бы иметь какое-либо значение. Однако против такого рода реформирования выступит большая часть состава СБ ООН, которая не захочет терять имеющиеся преференции и возможности ради того, чтобы сделать более справедливое принятие решений при участии стран со всех континентов и субрегионов.

3). Сохранить прежний состав СБ ООН, ограничив использование права вето и разработав процедуру исключения или приостановления членства в Совете Безопасности в связи с грубыми нарушениями положений Устава ООН или принципов международного права.

Данное решение может привести к еще большей конфронтации внутри органа, а также усилению политизации решений СБ ООН.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что изменение состава и возможностей государств-членов СБ ООН — это сложный процесс нахождения компромиссов между большинством стран мирового сообщества. Любая реформа Совета Безопасности требует согласия не менее двух третей государств, являющихся членами ООН, и единогласное решение всех постоянных членов совета, что значительно усложняет процесс принятия решений о реформировании органа.

Заключение

ООН является международной организацией, чьи цели направлены на обеспечения мира, порядка и безопасности на международной арене. Эта организация обладает значительным влиянием, что позволяет ей предотвращать международные конфликты и бороться с глобальными вызовами. Однако данная организация претерпевает кризис на современном этапе своего развития, который выражается в необходимости проведения реформ для обеспечения большей эффективности функционирования организации.

Наиболее вероятными способами по реформированию организации могут послужить меры, связанные с ограничением использования права вето: внедрение временного ограничения права вето для нарушителя действующих резолюций СБ ООН при следующих 2-3 голосованиях, а

также разработка процедур исключения или приостановки членства в СБ ООН в связи с грубыми нарушениями положений Устава ООН или принципов международного права.

Анализируя сегодняшние проблемы, с которыми сталкивается ООН, можно прийти к выводу, что реформирование организации является необходимой мерой для международного сообщества. При этом реформирование системы ООН должно быть произведено в соответствии с учетом интересов всех государств-членов. Только при этих условиях ООН сможет сохранить за собой позицию ведущей международной организации, способной справиться с различными международными вызовами.

Список литературы:

1. Неженец О.В., Петренко Е.Г. ООН как посредник в урегулировании международных конфликтов // Эпомен. 2020. № 35. С. 230-235.

2. Фурман Ф.П. Стоит ли реформировать ООН? // ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: экономика, право, политика. 2022. №. 4 (42). С. 82-88.

3. Лукьянов В.Ю. ООН в современном мире—проблемы, тенденции, перспективы // Общество. Коммуникация. Образование. 2015. № 2 (220). С. 35-44.

4. Щербак И.Н. О деятельности Совета Безопасности ООН на современном этапе // Вестник МГИМО Университета. 2013. №. 6 (33). С. 9-14.

5. Администрация Байдена предлагает свой вариант реформы Совбеза ООН // Официальный сайт Ведомости // URL: https:// www.vedomosti.ru/politics/articles/2023/06/13/979873-administratsiya-baidena-predlagaet-svoi-variant-reformi-sovbeza-oon

6. Давитадзе М.Д. Поддержание международного мира и безопасности как основная цель ООН и проблемы ее реализации // Вестник экономической безопасности. 2022. №. 6. С. 66-68.

7. Литвинова А.С. О возможных последствиях реформы ООН для Китая. // Официальный сайт Синология.Ру // https://www. synologia.ru/a/%D0%9E_%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BF%D0%BE% D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F%D1%85_%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D 1%80%D0%BC%D1%8B_%D0%9E%D0%9E%D0%9D_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8F

8. Россия и Китай применили право вето при голосовании в Совете Безопасности проекта резолюции по Сирии // Официальный сайт Новости ООН // URL: https://news.un.org/ru/story/2012/02/1196241

9.Небензя обвинил США в нарушении резолюции СБ ООН по Красному морю. // Официальный сайт РБК // URL: https://www. rbc.ru/rbcfreenews/65a1ad9f9a7947a4acbdd91b

Bibliography

1. Nezhenets O.V., Petrenko E.G. The UN as a mediator in resolving international conflicts // Epomen. 2020. № 35. P. 230-235.

2. Furman F.P. Should the UN be reformed? // EURASIAN INTEGRATION: economics, law, politics. 2022. № 4 (42). P. 82-88.

3. Lukyanov V.Yu. UN in the modern world—problems, trends, prospects // Society. Communication. Education. 2015. № 2 (220). P. 35-44.

4. Shcherbak I.N. On the activities of the UN Security Council at the present stage // Bulletin of MGIMO University. 2013. № 6 (33). P. 9-14.

5. The Biden administration proposes its own version of the reform of the UN Security Council // Official website of Vedomosti // URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2023/06/13/979873-administratsiya-baidena-predlagaet-svoi-variant -reformi-sovbeza-oon

6. Davitadze M.D. Maintaining international peace and security as the main goal of the UN and problems of its implementation // Bulletin of Economic Security. 2022. № 6. P. 66-68.

7. Litvinova A.S. On the possible consequences of UN reform for China. // Official website of Sinology.Ru // https://www.synologia. ru/a/%D0%9E_%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%B6% D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BF%D0%BE%D1%81 %D0%BB%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0% B8%D1%8F%D1%85_%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80 %D0%BC%D1%8B_%D0%9E%D0%9E%D0%9D_% D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8F

8. Russia and China used the right of veto when voting in the Security Council on a draft resolution on Syria // Official website UN News // URL: https://news.un.org/ru/story/2012/02/1196241

9. Nebenzya accused the United States of violating the UN Security Council resolution on the Red Sea. // Official website of RBC // URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/65a1ad9f9a7947a4acbdd91b

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.