Научная статья на тему 'КРИЗИС COVID-19 И ИЗМЕНЕНИЕ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОНЛАЙН-ТЕХНОЛОГИЙ'

КРИЗИС COVID-19 И ИЗМЕНЕНИЕ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОНЛАЙН-ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессорско-преподавательский состав вуза / дистанционное обучение / онлайн-обучение / цифровизация / university teaching staff / distance learning / online learning / digitalization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юлия Юрьевна Финогенова, Галина Николаевна Селянская

Выявлены наиболее существенные аспекты развития онлайн-образования в России и за рубежом, определены направления временных, финансовых и нефинансовых затрат на разработку электронных курсов и мотивацию преподавателей, критерии оценки качества онлайн-курсов, а также сформирован перечень факторов, которые необходимо учитывать университетам в процессе развития онлайн-курсов. В статье изложены результаты проведенного авторами в конце 2020 года пилотного социологического опроса преподавателей ведущих российских вузов и анализа материалов открытых источников, посвященных проблемам и перспективам развития дистанционного обучения в период пандемии COVID-19, а также особенностей внедрения инструментов электронного обучения в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COVID-19 CRISIS AND CHANGING THE PARADIGM OF THE EDUCATIONAL PROCESS USING ONLINE TECHNOLOGIES

The most significant aspects of the development of online education in Russia and abroad are identified, the directions of time, financial and non-financial costs for the development of on-line and the motivation of teachers, criteria for evaluating the quality of online courses are determined, as well as a list of factors that universities need to assume in the process of developing online courses. The article presents the results of a pilot sociological survey leading Russian universities’ teachers conducted by the authors at the end of 2020 and an analysis of open source materials on the problems and prospects of distance learning development during the COVID-19 pandemics and the peculiarities of using e-learning tools in universities.

Текст научной работы на тему «КРИЗИС COVID-19 И ИЗМЕНЕНИЕ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОНЛАЙН-ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24412/2414-3995-2021-4-334-338

NIION: 2015-0066-4/21-065 MOSURED: 77/27-011-2021-04-264

© Финогенова Ю.Ю., Селянская Г.Н., 2021

Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

КРИЗИС COVID-19 И ИЗМЕНЕНИЕ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОНЛАЙН-ТЕХНОЛОГИЙ

Юлия Юрьевна Финогенова,

кафедра финансов и цен, доктор экономических наук, профессор Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (117997, Москва, Стремянный пер., д. 36)

E-mail: Finogenova.YY@rea.ru;

Галина Николаевна Селянская, кафедра теории менеджмента и бизнес-технологий, кандидат экономических наук, доцент Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (117997, Москва, Стремянный пер., д. 36)

E-mail: Selyanskaya.GN@rea.ru

Аннотация. Выявлены наиболее существенные аспекты развития онлайн-образования в России и за рубежом, определены направления временных, финансовых и нефинансовых затрат на разработку электронных курсов и мотивацию преподавателей, критерии оценки качества онлайн-курсов, а также сформирован перечень факторов, которые необходимо учитывать университетам в процессе развития онлайн-курсов.

В статье изложены результаты проведенного авторами в конце 2020 года пилотного социологического опроса преподавателей ведущих российских вузов и анализа материалов открытых источников, посвященных проблемам и перспективам развития дистанционного обучения в период пандемии COVID-19, а также особенностей внедрения инструментов электронного обучения в вузах.

Ключевые слова: профессорско-преподавательский состав вуза, дистанционное обучение, онлайн-обучение, цифровизация

COVID-19 CRISIS AND CHANGING THE PARADIGM OF THE EDUCATIONAL PROCESS USING ONLINE TECHNOLOGIES

Yulia Yu. Finogenova,

Department for the Finance and Pricing, Doctor of Economic Sciences, Professor Russian University of Economics G.V. Plekhanova (117997, Moscow, Stremyanny per., d. 36);

Galina N. Selyanskaya, Department for the Theory of Management and Business Technologies, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Russian University of Economics G.V. Plekhanova (117997, Moscow, Stremyanny per., d. 36)

Abstract. The most significant aspects of the development of online education in Russia and abroad are identified, the directions of time, financial and non-financial costs for the development of on-line and the motivation of teachers, criteria for evaluating the quality of online courses are determined, as well as a list of factors that universities need to assume in the process of developing online courses.

The article presents the results of a pilot sociological survey leading Russian universities' teachers conducted by the authors at the end of 2020 and an analysis of open source materials on the problems and prospects of distance learning development during the COVID-19 pandemics and the peculiarities of using e-learning tools in universities.

Keywords: university teaching staff, distance learning, online learning, digitalization

Для цитирования: Финогенова Ю.Ю., Селянская Г.Н. Кризис COVID-19 и изменение парадигмы образовательного процесса с использованием онлайн-технологий. Вестник экономической безопасности. 2021;(4):334-8.

Введение

Во время пандемии СОУГО-19 широкое распространение получили различные формы дистанционного обучения с использованием современных он-лайн-приложений. Дистанционное обучение стало, по сути, альтернативой очным учебным занятиям. Университеты начали активно использовать платформы дистанционного обучения и открыли удаленный доступ студентам к использованию имеющихся онлайн-ресурсов.

Трансформация обучения и внедрение информационных технологий потребовали изменений в образовательных методиках и подходах. Сегодняшняя реальность такова, что у каждого студента имеется смартфон, а в университетах доступны сети Wi-Fi, поэтому вся информация и данные доступны обучающимся в один клик. Поэтому в ответ на изменение внешней среды, изменяются и предложения университетов. Поскольку спрос на технологии продолжает расти, колледжи и университеты пере-

водят образовательные процессы и часть процессов аттестации в цифровую среду.

Образовательные учреждения в период пандемии начали широко использовать различные платформы и инструменты, чтобы сделать электронное обучение более интерактивным и удобным для студентов. И в первую очередь, создаются виртуальные классы с использованием различных 1Т-платформ, таких как Microsoft Teams, Zoom и т.д. Ниже приведены наиболее популярные инструменты и платформы организации онлайн-обучения за рубежом (табл. 1).

Дистанционное образование отнюдь не новое явление для высшей школы. Практика дистанционного обучения восходит к 1800 году и впервые была применена в США в заочных школах в 1900-х годах1. То, чем было, есть и может стать дистанционное обучение для вышей школы, - это продукт массовой доступности с использованием современных технологий, сбалансированных с традициями классического образования.

Для IT-компаний происходящие в образовательном пространстве преобразования - это новые возможности и новые рыночные ниши. Например, возможность создания хранилищ документов (таких как письменные лекции, задания, чтения и экзамены) и возможность создания дискуссионных площадок для взаимодействия студентов как в режиме реального времени (синхронно), так и в своем собственном темпе (асинхронно).

1 Harting, K., Erthal, M.J. History of distance learning. Information Technology, Learning, and Performance Journal. 23(1),

2005. p. 35-44.

Многие университеты используют онлайн-плат-формы в дополнение к традиционным курсам, размещая задания и материалы для чтения, которые обычно доступны в библиотечных фондах университета и читательских залах. Образовательные платформы предоставляют преподавателям возможность отправлять студентам задания через сервисы наподобие Dropbox или Google disk, оценивать их выполнение и постоянно мониторить успеваемость студентов.

Богатство контента развивалось по мере развития современных информационных и коммуникационных технологий. У преподавателей теперь имеется возможность передавать и записывать лекции (сначала в аудио-, а затем в видео-формате), предоставляя студентам возможность участвовать в образовательном процессе в реальном времени или смотреть записи в любом удобном для них темпе и из любого места.

Поскольку академический контент (в том числе лекция) могут быть записаны и принадлежать университету, возросло сопротивление преподавателей внедрению новых информационных технологий.

Опасения профессорско-преподавательского состава вузов оказались в значительной степени не обоснованными, преподаватели остаются сердцем и душой большинства учебных заведений, но принятие, расширение и совершенствование системы дистанционного обучения требуют понимания от всех участников учебного процесса его сильных сторон и ограничений.

Большинство студентов, которые сегодня обучаются на онлайн-курсах, практически не взаимоТаблица 1

Наиболее популярные платформы и инструменты электронного обучения, используемые зарубежными университетами

Инструмент Описание

Google Classroom Бесплатный веб-сервис, разработанный Google, который сочетает в себе различные функции, такие как Google Диск, документы Google, Календарь Google и Gmail, для упрощения создания, распространения и оценки заданий.

Microsoft Teams Платформа, где до 10 000 человек могут встретиться в одном месте, независимо от текущего местонахождения. Преподаватели со студентами могут обмениваться информацией в реальном времени, загружая файлы, чаты и видео-встречи.

One Note Microsoft позволяет как преподавателям, так и студентам обмениваться заданиями и материалами для чтения. Студенты могут хранить свои тексты, наброски и рукописные заметки на этой платформе. Преподаватели также могут создавать аудио-и видеоуроки для студентов, для повышения интерактивности.

Nearpod Образовательная система, интегрированная с инструментами Google, такими как классные комнаты, слайды и базы для хранения материалов, с целью создания интерактивной среды для преподавателей и студентов. Отчет о пост-сессиях может быть сгенерирован преподавателем для обратной связи.

Flipped Classroom Помогает студентам получить представление о предмете заранее, до посещения им очных занятий.

Источник: Составлено авторами

действуют с преподавателями за пределами дискуссионных площадок и имеют ограниченную обратную связь по присланным заданиям. Тем не менее, если говорить об элементах дистанционного обучения, которые были внедрены в период пандемии COVID-19, то большая часть занятий проводились в синхронном онлайн-режиме, среди однородных групп студентов. В то время как при организации онлайн-курсов вузы обычно избегают организовывать синхронные лекции или мероприятия (когда студенты выходят в онлайн-среду все сразу и участвуют удаленно), потому что в большинстве случаев студенты находятся в разных географических регионах страны (иногда даже в разных странах) или у них есть какие-либо обстоятельства, делающие встречу в одно и то же, определенное для всех время, неудобной или невозможной.

В начале 2000-х годов было положено начало новой практике в области онлайн-технологий - был открыт бесплатный онлайн-доступ к некоторым из самых лучших курсов, предлагаемых элитными университетами, такими как Гарвард, Стэнфорд, Принстон.

Массовые открытые онлайн-курсы (MOOC) и движение MOOC первоначально возникло в основном по экономическим причинам, но их появление ознаменовало изменение восприятия людьми дистанционного формата образования.

Технологические платформы быстро адаптировались к новым потребностям рынка образования и создали возможности адаптивного обучения, в которых содержание курса и оценки меняются в зависимости от способностей и стиля обучения учащегося. Этот процесс породил ряд вопросов об эффективности и качестве онлайн-образования, его истинной ценности как способа предоставления образовательных услуг, его способности снижать стоимость образования. Кроме того, активно обсуждается новая роль преподавателей и администраторов в эволюции системы высшего образования, поскольку традиционные принципы преподавания уступают место таким компетенциям, как тьютер-ство и координирование.

Эффективность и качество: работает ли он-лайн-образование?

В обществе наблюдается значительная доля скептицизма в отношении качества онлайн-дипло-мов по сравнению с традиционными. Молодые

люди в западных странах, где система онлайн-образования достаточно хорошо развита, так же скептически относятся к онлайн-образованию, как и пожилые. В США только 29% взрослого населения полагают, что онлайн-курсы равносильны по качеству традиционным. Работодатели также разделяют этот скептицизм, что ставит под сомнение для многих ценностное предложение онлайн-диплома1.

Тем не менее, онлайн-курсы могут быть даже более эффективными, чем традиционные курсы, но эта эффективность связана с изучаемым предметом и типом используемого подхода к обучению. Кроме того, наибольший эффект обычно достигается от внедрения обучения, сочетающего элементы онлайн-формата и очного формата проведения занятий, т.е. гибридной формы организации учебного процесса.

Например, стандартный курс для студентов, преподаваемый в больших лекционных аудиториях с ограниченным взаимодействием внутри группы, во многих отношениях сопоставим с онлайн-кур-сом. В обоих случаях, материалы представляются большой группе студентов, которые изучают материал и демонстрируют степень его усвоения и свое понимание предмета на экзамене.

Уровень взаимодействия один на один на самом деле может быть выше в онлайн-курсе, где преподаватели регулярно общаются со студентами в постах на дискуссионной доске и тщательно отслеживают индивидуальный прогресс каждого студента.

Качества или характеристики, присущие как онлайн-, так и оффлайн-студентам включают в себя высокую дисциплинированность, организованность, самомотивацию, владение информационными технологиями.

Структурирование курсов для привлечения, удержания и постоянного притока таких студентов имеет решающее значение и часто зависит от систем управления обучением (LMS). Аналитика обучения, встроенная в некоторые системы LMS, может помочь администраторам значительно увеличить удержание студентов, что является важным критерием при определении успешности онлайн-программы.

Бесспорно нет замены высококвалифицированному преподавателю, но при этом лучшие онлайн-

1 Parker, K., Lenhart, A., Moore, K. The Digital Revolution and Higher Education: College Presidents. Public Differ on Value of Online Learning. 2011. Pew Research Center: Pew Social and Demographic Trends.

программы значительно превосходят возможности отдельных преподавателей создавать учебный курс самостоятельно и, как правило, разрабатываются большими командами ученых-когнитивистов, инженеров-программистов, разработчиков учебных программ и экспертов по пользовательскому интерфейсу.

Перечислим основные принципы качественного онлайн-обучения:

- создание среды, в которой знания формируются, а не передаются;

- учащимся предоставляются учебные мероприятия, соответствующие их стилям обучения;

- чередуются индивидуальные и межличностные формы взаимодействия;

- выявляются пробелы в обучении и восполняются необходимыми знаниями;

- формируется принцип «спирального обучения», при котором происходит пересмотр и расширение (развитие) предыдущих занятий;

- есть тьютор, который может направлять процесс обучения.

Лучшее онлайн-обучение подразумевает наличие у студента индивидуальной образовательной траектории. Преподавателям необходимо выяснить предпочтения учащихся, интегрировать технологические инструменты, применять наиболее подходящие для каждого студента методы обучения.

Наряду с этим, необходимо помнить, что затраты на внедрение системы онлайн-образования могут быть значительными. Так, например, многие зарубежные учебные заведения используют на платной основе популярную систему управления образовательным процессом Blackboard. На этой платформе дополнительные расходы могут быть связаны с технической поддержкой студентов и преподавателей, а еще более высокая плата взимается за встроенную помощь в разработке курса.

Еще одно направление издержек - это затраты времени. Создание высококачественных онлайн-курсов требуют от преподавателя не менее 100 часов на один курс, а затем примерно столько же часов должно быть затрачено на совместную работу преподавателя и дизайнера курса. Процесс тестирования готового курса также может занять определенное время. В процессе тестирования учащиеся должны убедиться, что контент и ссылки функционируют должным образом. Существенным факто-

ром увеличения затрат является устранение ошибок в функционировании и содержании онлайн-курса. Для устранения ошибок и неполадок университеты вынуждены оплачивать дополнительные сервисные услуги. Некоторые университеты разрабатывают совместно со своим поставщиком LMS-ссылки на каждой странице курса для выявления проблем, которые отправляются непосредственно преподавателю или руководителю программы. В хорошо проработанной системе все пользователи становятся экспертами по обеспечению качества курса и поддерживают постоянную обратную связь с владельцем контента.

Онлайн-обучение в российских университетах

По результатам проведенного авторами исследования был сделан вывод, что основными проблемами, с которыми столкнулись преподаватели при экстренном переходе российских вузов на использование онлайн-технологий в 2020 году, стали:

- сложность адаптации лекционных материалов и практических заданий для использования в дистанционном формате и связанные с этим процессом значительные временные затраты;

- недостаточная мотивация и вовлеченность студентов в образовательный процесс, организованный с помощью онлайн-технологий.

Преподавателям необходима методическая помощь в изучении возможностей, предоставляемых различными цифровыми образовательными платформами и инструментами, а также овладении дидактическими приемами и способами мотивации и вовлечения студентов в активную познавательную деятельность, организованную в онлайн-формате.

Основываясь на результатах проведенного в конце 2020 г. пилотного социологического опроса преподавателей ряда российских вузов1, а также результатов анализа материалов, опубликованных в открытых источниках, дистанционный формат обучения наиболее удачно подходит для реализации

1 В пилотном исследовании приняли участие преподаватели Московского государственного университета, Московского физико-технического института, Московского авиационного института, Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, Национального исследовательского Томского политехнического университета, Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Саратовского государственного технического университета, Автономного Университета Барселоны (Universidad Autónoma de Barcelona), Языковой школы Барселоны (Escola Oficial d'Idiomes Barcelona-Drassanes).

магистерских программ и программ дополнительного образования. На эти программы поступают слушатели, имеющие опыт обучения на бакалаврских программах высшего образования и более мотивированные к самостоятельной работе.

Использование элементов дистанционного формата организации образовательного процесса позволяет более успешно сочетать обучение с практической работой слушателей - экономится время на дорогу в университет, часть материала можно освоить самостоятельно, можно выбрать подходящий конкретному слушателю темп освоения программы, что особенно важно в том случае, если обучающийся часто бывает в командировках или отстал от группы из-за болезни.

Кроме этого, онлайн-технологии позволяют легче и оперативнее включать в образовательный процесс практиков-представителей бизнес-сообщества, что существенно для повышения конкурентоспособности программ магистратуры и дополнительного образования.

Таким образом, кризис СОУГО-19 стал своеобразным триггером для развития и активного внедрения методов электронного обучения, позволяющих через онлайн-платформы изучать интересующие слушателей онлайн-программы или отдельные курсы.

Поскольку компании корпоративного сектора также внедряют собственные экосистемы, настало время для дальнейшего развития образования с учетом новых технологий и методов электронного обучения.

Будущее процесса обучения - образовательный процесс, включающий в качестве неотъемлемого компонента виртуальные классы. Следует признать, что информационно-коммуникационные технологии радикально изменили старую парадигму преподавания и обучения.

Высококачественное онлайн-образование является эффективным методом предоставления востребованного образовательного контента по отдельным дисциплинам. Быстро развивающиеся возможности образовательных платформ в условиях цифровиза-ции, а также растущее число поставщиков контента с качественным наполнением дают преподавателям и администраторам учебного процесса более четкое представление о ценности онлайн-образования и формируют дорожную карту для развития образования будущего.

Литература

1. Рощина Я.М., Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Спрос на массовые открытые онлайн-курсы (MOOC) опыт российского образования // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 174-199. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/spros-na-massovye-otkrytye-onlayn-kursy-mooc-opyt-rossiyskogo-obrazovaniya (дата обращения: 11.12.2020).

2. Цыгалов Ю.М. Эффекты и риски дистанционного образования в высшей школе // Управленческое консультирование. 2020. № 10. С. 61-73. URL: https://www.acjournal.ru/jour/article/ viewFile/1548/1314 (дата обращения: 11.12.2020).

3. Штыхно Д.А., Константинова Л.В., Гаги-ев Н.Н. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски // Открытое образование. 2020. № 5. С. 72-81. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perehod-vuzov-v-distantsionnyy-rezhim-v-period-pandemii-problemy-i-vozmozhnye-riski (дата обращения: 11.12.2020).

4. Harting, K., Erthal, M.J. History of distance learning. Information Technology, Learning, and Performance Journal. 23(1), 2005. p. 35-44. URL: https:// www.researchgate.net/publication/252188171_History_ of_Distance_Learning (дата обращения: 11.07.2021).

5. Qazi, Atika, et al. The Role of Information & Communication Technology in Elearning Environments: A Systematic Review 2021. URL: https://doi.org/10.1109/ACCESS.2021.3067042 (дата обращения: 10.07.2021).

6. Parker, K., Lenhart, A., Moore, K. The Digital Revolution and Higher Education: College Presidents. Public Differ on Value of Online Learning. 2011. Pew Research Center: Pew Social and Demographic Trends. URL: https:// www.researchgate.net/publication/234655211_The_ Digital_Revolution_and_Higher_Education_College_ Presidents_Public_Differ_on_Value_of_Online_Learning (дата обращения: 12.07.2021).

7. Rienties, B. Understanding academics' resistance towards (online) student evaluation. Assessment & Evaluation in Higher Education, 39(8), 2014. p. 987-1001. URL: https://doi.org/10.1080/02602 938.2014.880777 (дата обращения: 12.07.2021).

8. Tait, A. Open universities: The next phase. Asian Association of Open Universities Journal, 13(1), 2018. p. 13-23. URL: https://doi.org/10.1108/ AAOUJ-12-2017-0040 (дата обращения: 11.07.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.