Научная статья на тему 'КРИЗИС "БУМАЖНЫХ" МЕДИА И ИХ НОВЫЕ PR-ВОЗМОЖНОСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

КРИЗИС "БУМАЖНЫХ" МЕДИА И ИХ НОВЫЕ PR-ВОЗМОЖНОСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / КРИЗИС / ИНТЕРНЕТ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / РЕКЛАМОДАТЕЛЬ / АУДИТОРИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гундарин М.В.

Статья посвящена описанию новых возможностей взаимодействия печатных СМИ с рекламодателем и аудиторией в условиях кризиса. Рассмотрен региональный материал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRISIS OF "PAPER" MEDIA AND THEIR NEW PR OPPORTUNITIES: REGIONAL ASPECT

The article is devoted to the description of new opportunities for interaction of print mass-media with the advertiser and the audience in the situation of crisis. The regional material is considered

Текст научной работы на тему «КРИЗИС "БУМАЖНЫХ" МЕДИА И ИХ НОВЫЕ PR-ВОЗМОЖНОСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

Abstract

The article presents the methodology and results of quantitative content analysis of media publications and Internet resources of the EAEU member countries conducted by the authors at the end of 2016. The frequency of occurrence of selected key words is analyzed to point to some aspects of functioning of the information society and electronic governance in Armenia, Belarus, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Russia, which entered the Eurasian Economic Union created in 2015. A special software product was created for the research, and 2,639 materials were analyzed. The peculiarities of the countries in aspect of e-governance are revealed, the prospects of further research are outlined.

Key words: information society, electronic governance, electronic democracy, Eurasian Economic Union, content analysis.

М.В. Гундарин

Алтайский государственный университет ргази@Ьк. ги

КРИЗИС «БУМАЖНЫХ» МЕДИА И ИХ НОВЫЕ РЯ-ВОЗМОЖНОСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация

Статья посвящена описанию новых возможностей взаимодействия печатных СМИ с рекламодателем и аудиторией в условиях кризиса. Рассмотрен региональный материал.

Ключевые слова: средства массовой информации, кризис, Интернет, специальные мероприятия, рекламодатель, аудитория.

Под кризисом медиа мы будем понимать резкое сокращение аудитории и/или доходов СМИ - как в рамках целой страты (например, кризис печатных СМИ), так и в рамках существования отдельных изданий, телекомпаний и т.п. Региональные медиа - те, что издаются, выходят в эфир за пределами столиц и предназначены для провинциальной аудитории.

Основным «носителем» кризисных явлений вот уже в течение 10 лет являются печатные СМИ. К аудиторной проблеме (уход публики в

Интернет, отказ молодежи от чтения вообще и т.п.), в последние 3 года в России прибавилось влияние экономического кризиса. А именно: обвала рубля (технологии, бумага, зачастую и печать закупались и закупаются за рубежом), снижение платежеспособности населения, а также общего падения рынка рекламы в России (на 1520% начиная с 2014 года - и это минимальные оценки).

В регионах страны все эти факторы присутствуют вполне, но к ним добавляется и ряд специфических моментов, связанных с узостью рынка и действиями властей, не слишком церемонящихся с медиа и журналистами.

Проиллюстрируем сказанное несколькими примерами. Бумажные издания в России прекращают свое существование: еженедельные журналы «Коммерсантъ-Власть» и «Коммерсантъ-Деньги» больше не будут выпускаться в печатном виде. Причина (объявленная) — падение доходов от рекламы. С 2017 года с рынка полностью ушли Allure и Conde Nast Traveller. В 2016 году с прилавков исчезла «Афиша», до этого — «Афиша-Мир» и «Афиша-Еда». Перестали выходить и некоторые региональные издания. Среди них ежедневная областная газета «Самарские известия» и старейшая еженедельная общественно-политическая газета «Челябинский рабочий», которая издавалась с 1908 года. Причины те же — экономический кризис и конкуренция с цифровыми источниками информации.

Последнее обстоятельство некоторые издания пробуют использовать в свою пользу, то есть уходят в онлайн, отказываясь от печатной версии (на время или навсегда). Так в 2016 году поступили «Новые известия» и «Московская правда». Журнал The N ew Times оставил бумажную версию только подписчикам, а остальным читателям — электронную.

Даже те издательские группы, которые сохраняют издания в бумаге, «поворачиваются лицом» к работе в цифровых форматах.

Например, медиагруппа ACMG, среди активов которого Forbes, L'Officiel, OK! и другие. Для этой крупного издательского дома 2016- й был удачным: в частности, в начале года они стали выпускать журналы GEO, «^ЕОленок» и «GALA Биография». «В этом году мы уделили огромное внимание digital. Это принесло свои плоды, и мы довольны результатами. Сегодня у нас работает более 200 мобильных приложений. Однако ставим планку на следующий год еще выше. В

конце декабря мы запустили сайт forbes.ru на новой платформе», заявляет Александр Федотов, президент ACMG [3].

По данным Ассоциации распространителей печатной продукции (АРИИ), в 2015 году тиражи традиционных СМИ упали на 15%, в 2016 году — еще на 14%.

Падение тиражей связано также с усилением мер экономического давления на СМИ со стороны властей (так это характеризуют, например, в общественных организациях, связанных с медиа) - скорее же, можно говорить об уменьшении господдержки медиа, особенно бумажных. Так, руководитель АРИИ Д. Мартынов заявил, что в последние годы власть не просто не помогает отрасли, не слышит призывов к её поддержке, а своими действиями подрывает и без того ослабленный под влиянием экономического кризиса рынок печатных СМИ. По мнению Мартынова, разрушительными для индустрии инициативами государства стали запрет рекламы алкоголя в СМИ, табачных изделий и БАДов, ограничение присутствия иностранного капитала на рынке, запрет продажи в торговых объектах прессы табака, отмена субсидий на доставку подписных изданий для ФГУП «Почта России» [6].

Очевидна односторонность такого взгляда, тем не менее он хорошо выражает озабоченность профессионального сообщества. Можно однако возразить, что как раз в целях борьбы с кризисом осенью прошлого года Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект, который увеличивает допустимый объем рекламы в печатных СМИ, не специализирующихся на сообщениях рекламного характера, с 40 до 45% объема одного номера издания [2]. В регионах (не исключая и Алтайский край) власть активно использует прямые и косвенные способы «подкормки» медиа. Отказывающихся от такой меры - нет (обязательства, которые накладывают на себя медиа в этом случае, оставим за скобками). То есть власть о тяжелой ситуации бумажных СМИ не забывает, но их спасение - дело все же их рук.

«Путей спасения» для бумажных СМИ, особенно в регионах, пока только два. Во-первых, освоение пространства Глобальной Сети. Газеты должны использовать свой наработанный потенциал как источника уникальной информации. В эпоху непроверенной информации, вала перепечаток, откровенно «фейковых» новостей, как раз уникальность информации, ее «проверенность» аудиторией ценится осо-

бенно. Здесь положительным примером на Алтае может стать ИД «Алтапресс», который фактически отказался от выхода бумажных версий своих изданий, и все усилия сосредоточил на сайте. Это принесло свои плоды: сайт altapress.ru является в настоящее время самым цитируемым в Алйтайском крае по версии «Медиалогии». Помимо этого данный сайт сохраняет дидерство по посещаемости - то есть, держит абсолютное первенство среди региональных интернет -ресурсов информационного порядка [4].

Однако это не единственный опыт в крае. Самая старая в Бийске газета «Бийский рабочий» пошла по тому же пути, и ее сайт занимает почетное третье место на Алтае по уровню цитирования. Опросы, проводимые нами в Бийске в связи с созданием нового Интернет -ресрса (он вышел под названием «Я в Бийске»), показали, что жители города вполне удовлетворены сайтом газеты и не хотят иного источника новостей (сайт газеты - http://biwork.ru).

Здесь сразу же открываются возможности работы с Интернет -коммуникациями, причем не столько в части прямой рекламы, сколько в части создание образа организации-заказчика. Например, через нативную рекламу, игры, конкурсы и т.п. Особое внимание стоит обратить на такой интересный и вполне «газетный» (то есть, информационно насыщенный) инструмент как лонг-риды. Пока «Алтапресс» пользуется этим инструментарием активнее всех среди «уходящих в сеть» изданий Алтайского края.

То есть газета, ранее ограниченная своим печатным форматом, получает все богатство возможностей Интернета. Конечно, остро встает вопрос подготовки специалистов для осуществления таких коммуникаций, для сбора заказов и т.п. В каждом конкретном случае решается - способен ли пройти переобучение газетный рекламный отдел, или следует работать с людьми, имеющими в этой сфере опыт.

Второй путь - это организация прямой работы со своей аудиторией. Клубы для читателей, организация спецпроектов, вовлекающих читателей в некие социальные действия и т.п. В Алтайском крае планомерность в такой работе демонстрирует журнал «Автограф» (кстати, активно работающий и в социальных сетях, и через свой сайт, где постоянно рассказывается о таких мероприятиях ). Соответственно, появляется множество возможностей для организации презентаций, специальных мероприятий, семинаров и т.п. Вот пример: « 24 ноября

в музыкальном ресторане Britannia состоялась первая встреча в «Бизнес-гостиной». На этот раз партнеры и друзья издания собрались вместе, чтобы провести вечер не только приятно, но и с пользой для дела. Основной темой мероприятия стали инвестиции. Директор алтайского филиала «БКС Премьер» Дмитрий Быстревский представил публике московского эксперта по финансам Ивана Воронина. Он рассказал, как можно использовать существующие экономические тенденции, чтобы получить доход в личный бюджет. Основатель интернет-агентства MITRA, генеральный директор компании Freematiq Денис Газукин поделился мыслями об инвестировании в IT-сферу и самообразование» [5].

Самым масштабным из аналогичных в Алтайском крае стал проект «Большая сцена». Его участники (предприниматели, журналисты и т.п.) платили определенный взнос за право участовать в настоящем спектакле на сцене настоящего театра. Были привлечены и спонсоры. На итоговм представлении зал был полон. А участников проекта «Автограф» собирает и после его окончания, получая тем самым лояльную аудиторию для себя и возможных заказчиков. Как пишет сайт журнала, «участники проекта театра музыкальной комедии и журнала «Автограф» вновь собрались вместе, чтобы вспомнить свое выступление на сцене! Участники и режиссеры проекта не просто делились впечатлениями от прошедшего спектакля. В уютной атмосфере они смотрели фрагменты видеозаписи своих выступлений, рассказывали о том, оправдались ли их ожидания от проекта, делились своими историями о подготовке к главному дню «Большой сцены» и рассказывали о том, что чувствовали, глядя в зрительный зал» [1].

Таким образом, с точки зрения рекламы и связей с общественностью, бумажным изданиям необходимо изменить свою модель поиска и взаимодействия с заказчиками. То есть продавать не свою площадь (к чему в итоге сводятся рекламные и PR-усилия печатных СМИ), но свою аудиторию, возможности выйти на нее во множестве различных форматов. Для регионов это тем более важно, что печатные СМИ их жителям хорошо знакомы и все еще не растеряли кредит доверия -который в условиях кризиса правильно будет применить к новым формам и методам.

Литература

1. Встреча участников «Большой сцены». Жизнь после проекта // Автограф. 19.05.2017. Электронный ресурс. URL: http://avtograf22.ru/vstrecha-uchastnikov-bolshoj-sceny-zhizn-posle-proekta/#sthashJDpVcono. dpuf

2. Дума приняла закон об увеличении объема рекламы в печатных СМИ // РИА Новости. 16.12.2016. Электронный ресурс. URL: https ://r ia.ru/s ociety/20161116/1481504995.html

3. Итоги-2016 на издательском рынке России // PlanetaSMI.ru. Электронный ресурс. URL: http://planetasmi.ru/izdatelskij-biznes/49057-itogi-2016-na-izdatelskom-rynke-rossii (дата обращения: 14.05.2017).

4. Компания «Медиалогия» подготовила рейтинг медиаресурсов Алтайского края за I квартал 2017 года // Медиалогия. Электронный ресурс. URL: http://www.mlg.ru/ratings/media/regional/4799/

5. О деле — с удовольствием! Бизнес-гостиная журнала «Автограф» (фотоотчет) // Автограф. 28.11.2016. Электронный ресурс. URL: http://avtograf22.ru/o-dele-s-udovolstviem-biznes-gostinaya-zhurnala-avtograf-fotootchet/

6. Стартовали Всероссийские общественные слушания о положении на рынке российской прессы и журналистики. Электронный рес урс. URL: http://mediaguide.ru/?p=news&id=591e001b&page=&screen=(дата обращения: 14.05.2017).

Gundarin Mikhael V.

Altai State University

Crisis of "Paper" Media and their new PR opportunities: regional aspect

Abstract

The article is devoted to the description of new opportunities for interaction of print mass-media with the advertiser and the audience in the situation of crisis. The regional material is considered

Key words: mass media, crisis, Internet, special events, advertiser, audience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.