Научная статья на тему 'Критика западных представлений о правах человека в советской юридической науке'

Критика западных представлений о правах человека в советской юридической науке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
457
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / МАРКСИЗМ / СОЦИАЛИЗМ / РАВЕНСТВО / ОБЯЗАННОСТЬ / RIGHTS / IDEOLOGY / MARXISM / SOCIALISM / EQUALITY / DUTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Давтян Ваграм Рафикович

Рассматриваются основные положения полемики между западными и советскими учеными по вопросам прав человека. Анализируется восприятие теории естественного права в советской юридической науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITICISM AT FOREIGN REPRESENTATIVES ABOUT HUMAN RIGHTS BY SOVIET JURISPRUDENCE

The article deals with main positions of discussion between foreign and soviet scientists about human rights. A theory of natural rights in soviet jurisprudence is analyzed.

Текст научной работы на тему «Критика западных представлений о правах человека в советской юридической науке»

щих экстремизм и терроризм, и 2) многоуровневую программу конкретных мер тактического характера по недопущению распространения терроризма, пресечению деятельности различного рода террористических организаций, налаживанию профилактической работы и локализации последствий терактов.

Необходимо добиться, чтобы антитеррористические действия не являлись реакцией на очередной выпад террористов, а носили опережающий, научно-обоснованный характер, блокируя их инициативу, предупреждая развитие террористической активности. Для успешной борьбы с терроризмом, необходимы соответствующие условия: политическая воля у власти;

взаимодействие и координация всех органов власти и управления, общественных и политических структур;

работоспособная система правоохранительных органов и спецслужб; самоотверженность и даже жертвенность значительного круга лиц во имя благополучия и безопасности народа в целом, а не отдельных его социальных групп.

Список литературы

1. Жаринов, К.В. Терроризм и террористы: исторический справочник. -Минск: Харвест, 1999.

2. Жовтун, Д.Т. Современная политическая социология. - М.: Изд-во РАГС, 2009.

© Алибеков М.Г., 2011 В.Р. Давтян

критика западных представлений о правах человека в советской юридической науке

ДАВТЯН Ваграм Рафикович - ассистент кафедры конституционного и муниципального права Волгоградского государственного университета (e-mail: davagram@yandex.ru)

Аннотация. Рассматриваются основные положения полемики между западными и советскими учеными по вопросам прав человека. Анализируется восприятие теории естественного права в советской юридической науке.

Ключевые слова: право, идеология, марксизм, социализм, равенство, обязанность.

После окончания Второй мировой войны в западной юридической науке происходят заметные идейные метаморфозы. В частности, падает авторитет юридического позитивизма и повсеместно возрастает влияние естественно-правовой идеологии1. Даже те представители теории и философии права, которые ранее критически относились к естественно-правовому учению (например, Г. Радбрух), в работах, опубликованных после войны, демонстрируют приверженность идее естественных прав: «Существуют также правовые принципы более авторитетные, чем любое юридическое предписание. В этом случае закон, противоречащий такому принципу, не действует. Подобного рода принципы называют естественным правом. Каждый из них в отдельности вызывал сомнение. Но в течение веков выкристаллизовалось их твердое содержание, и с общего согласия они были закреплены в так называемых декларациях основных и гражданских прав человека. Так что большинство из них сомнений не вызывает»2.

Обращение западных юристов к идеям естественного права вызвано прежде всего их поиском опоры в новых политических условиях, связанных с кризисом прежней картины мира. Практика небывалого по масштабам государственного насилия, легализованного в правовой системе нацистской Германии, побудила юристов к тому, чтобы аксиоматизировать права и свободы человека, придать им самодостаточный статус, не зависящий от законодательного регулирования.

Однако такая идейная ориентация была неприемлемой с точки зрения господствовавшего в СССР марксистско-ленинского учения, для которого естественно-правовая доктрина являлась образцом буржуазного идеализма.

В основе критики буржуазных концепций прав человека советскими юристами лежали следующие постулаты:

только Конституции и правовая система социалистических стран гарантируют предоставление возможностей для всестороннего, гармоничного развития человеческой личности, когда этот процесс охватывает собой не какую-то часть общества, людей, а всех ее членов;

положения Конституции СССР полностью соответствуют важнейшим международным документам и, прежде всего, Уставу и Всеобщей Декларации о правах человека ООН (в 1977 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежнев офици-

1 См.: Туманов, В.А. Буржуазная правовая идеология. К критике учений о праве. - М.: Наука, 1971. - С. 319 - 321.

2 Радбрух, Г. Философия права. - М.: Международные отношения, 2004. -С. 226.

ально подтвердит приверженность принципам и положениям этой Декларации)1;

конкретно-нормативное наполнение норм международного права является внутренним делом суверенных государств;

буржуазные конституции в части прав человека остаются пустыми декларациями, так как сам социально-экономический строй не позволяет осуществить равноправие граждан.

Основным тезисом западных критиков положения с правами человека в СССР был тезис о «тоталитарном государстве». Так, американский философ С. Хук пишет, например, что в СССР не могут быть защищены права человека, потому что там утвердилась «диктатура коммунистической партии над пролетариатом и всеми другими социальными группами»2.

Итак, анализ истории идеи прав человека показывает, что крен в абстрактно-гуманистическую риторику был отчасти обусловлен развернувшимся идеологическим противостоянием с западной философско-полито-логической и юридической мыслью, взявшей на вооружение универса-листско-гуманистическую риторику. Особенно массированной была эта риторика в США при Дж. Картере и Р. Рейгане, которые нажили политический капитал на риторике спасения всего человечества от «коммунистической угрозы правам человека».

Самыми распространенными обвинениями Запада в адрес Советского Союза в период 80-х гг. оставались обвинения в тоталитаризме и антигуманизме, т. е. в том, что СССР представляет собой общество, где царят единообразие и официальное единомыслие, противоречащие целому ряду норм Всеобщей декларации прав и свобод человека. Кроме того, советским юристам приходилось работать с западными теориями, в которых обосновывался тезис о том, что лучшую защиту прав человека и максимальную свободу личности обеспечивает капиталистическая система частного предпринимательства. Целью ученых была критика такого понимания правовых реалий.

Более конкретной задачей было опровержение идеи «вечной» и «неизменной» природы прав человека, на которой базируется концепция защиты прав и свобод человека консервативного крыла буржуазной идеологии. Считалось, что буржуазные юристы с помощью этой идеи переводят разговор о правах человека с реальной экономической основы в абстрактную сферу вневременного и внеклассового толкования, пытаясь таким образом уйти от главного вопроса - о невозможности в условиях классового антагонизма обеспечить даже элементарные права и свободы человека.

1 См.: Черниченко, С.В. Международно-правовые аспекты социалистической концепции прав человека // Правоведение. - 1979. - № 5. - С.14.

2 Hook, S. Revolution, Reform and Social Justice. - Oxford, 1975. - Р 88.

Авторы монографии «Проблема свободы и прав человека в современной идеологической борьбе» отмечают и то обстоятельство, что буржуазно-реформистские течения в связи с растущим давлением масс все более и более гибко реагируют на ситуацию, складывающуюся в современном буржуазном обществе в области прав человека. Они проводят через правящие круги идею расширения традиционного перечня прав и свобод. После начала освободительного движения колониальных народов они вынуждены включать в свою концепцию прав и свобод человека идею экономических и социальных прав (пусть и в урезанном виде). «Реформисты изображают такое расширение прав и свобод как огромное благо для всех членов общества, которое радикально улучшает их положение без изменения существующего строя. Позиция реформистских лидеров направлена на установление компромисса между всеми слоями общества, в том числе между рабочим классом и монополистическими слоями буржуазии. Однако реальная жизнь опровергает и теории «вечных» и «неизменных» прав, и попытки усовершенствовать капиталистический строй при помощи частичных и временных уступок, на которые буржуазия вынуждена идти под давлением трудящихся»1.

Надо отметить, что эти рассуждения представляют собой так называемый «симметричный ответ» критикам СССР. Эти критики обвиняли социалистические страны в утверждении приоритета экономических прав и недооценке политических и личных прав граждан, а на основании идеи о приоритете политических прав над экономическими правами позиционировали западную демократию как наиболее совершенную по сравнению с социалистической демократией.

В эти годы советские ученые уже не так упрощали картину поисков западной мыслью идейных основ для развития концепции прав человека. Они признавали, что далеко не все буржуазные ученые выступают против экономических и социальных прав, что признание их важности (в ограниченной буржуазно-реформистской интерпретации) сопровождается пессимистическими выводами о невозможности их реализации при существующих в капиталистическом обществе отношениях.

Таким образом, основное содержание критики западных подходов к правам человека со стороны советской юридической науки сводилось к следующему:

эксплуататорские господствующие классы преследуют цель обеспечения прав только для себя, используя для этого институт привилегий (в буржуазном государстве - это, прежде всего, экономические преимущества);

обязанности взваливаются на плечи трудящихся;

1 Проблема свободы и прав человека в современной идеологической борьбе. -М.: Политиздат, 1986. - С. 33.

буржуазная юридическая наука опирается на принцип неравной социальной ценности прав и обязанностей: право рассматривается как благо, за которое надо бороться, а обязанность - как тягостное и обременительное дело, благом является свобода от обязанностей;

в капиталистических странах на стадии монополистического капитала на самом деле существует фактическое неравенство обязанностей, и это делает фактически недействительным принцип равноправия, превращает его в идеологический миф;

советская юридическая наука базируется на принципе единства прав и обязанностей; помимо того, что его утверждение на практике обеспечивает свободу личности, он еще и опровергает неверные представления, будто в СССР государство заинтересовано в выполнении обязанностей гражданами больше, чем в реализации их прав; социалистическое же государство заинтересовано в равной мере в выполнении и прав и обязанностей, проявляя существенную черту всего социалистического строя - принцип фактического равноправия.

Список литературы

1. Керимов, Д.А. Философские проблемы права. - М.: Наука, 1972.

2. Сабо, И. Идеологическая борьба и права человека / отв. ред. В.Н.Кудрявцев. - М.: Юридическая литература, 1981.

3. Туманов, В.А. Буржуазная правовая идеология. К критике учений о праве. - М.: Наука, 1971.

4. Hook, S. Revolution, Reform and Social Justice. - Oxford, 1975.

© Давтян В.Р., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.