УДК 7АД36
Дерябина С.Р.
Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
КРИТИКА ИДЕЙ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Последние десятилетия 20-го века отмечены распространением де-факто идей мульти-культурализма в развитых странах Запада. Это явление было вызвано необходимостью решения вопросов интеграции иммигрантских общин в принимающее их общество. В настоящее время наблюдается разочарование в модели построения многокультурного общества. В статье анализируются основные причины роста негативистских оценок мультикультурного варианта общественного развития.
Ключевые слова: мультикультурализм, политкорректность, культурная война, иммигранты, идентичность.
Два последних десятилетия прошлого столетия были отмечены в развитых странах Запада принципиальной сменой парадигмы процессов урегулирования межэтнического, межкультурного взаимодействия, когда ассимиляционные стратегии начали постепенно вытесняться идеологиями культурного плюрализма, мультикультурализма. Главным компонентом этих идеологий явилось требование толерантности к другим культурам, этнокультурным идентичностям. Мультикультурализм зародился и распространялся как концепт в странах, которые принято называть «эмигрантскими» -Канаде, США, Австралии, Новой Зеландии. В каждой из них он претерпевал изменения и своеобразно «подгонялся» под конкретные социальные и политические условия.
Концепция мультикультурализма в последние два десятилетия получила распространение в странах ЕС, которые стремились учитывать реальность их обществ с радикально изменившимся социокультурным ландшафтом и с большой скоростью распространения иных культурных моделей социального поведения.
Реальное применение мультикультурных концепций на практике утвердило две основных его конструкции: эгалитарную и доминантную. Эгалитарная модель нацелена на равноправие автохтонных и аллохтонных групп этносов, она основана на либеральном, целостном представлении об одинаковости всех людей. Доминантная модель мультикультурализма предполагает, что в принимающем обществе всегда будет существовать большинство, которое определяет правила иммиграции, а также условия, права, рынок труда, школьного образования, возможности политического участия для «новеньких».
Однако обольщение возможностями новой политики длилось недолго. Уже с конца 90-х гг. в выступлениях ученых - представителей обществоведческих наук - социологов, политологов, демографов культурологов, а также представителей христианских церквей и педагогической общественности все громче звучали голоса активных и последовательных противников мультикультурализма. Главный их аргумент - мультикультурная политика не только не решает, но и усугубляет противоречия между принимающим населением и иммигрантскими общинами. Инструменты внедрения мультикультурализма в массы - толерантность и политкорректность - уже стали на Западе «притчей во языцех» и темой для анекдотов. Мультикультурализм катализирует повсеместную сдачу позиций именно традиционной европейской культурой, вместо того, чтобы приспосабливать к ней иммигрантов. Он провоцирует этнические меньшинства на создание собственных анклавов проживания, не подконтрольных в значительной степени правовой системе стран-реципиентов. Территории развитых в экономическом отношении государств становятся не местом встречи и мирного развития культур, а местом борьбы за социальные блага. Мульти-культурализм не только не создает, но и разрушает условия адаптации мигрантов в принимающем сообществе, поскольку можно жить в стране и пользоваться ее социальными благами не зная языка, обитая в этническом пригороде или квартале.
Этот негативистский дискурс характерен как для «иммигрантских» стран, так и для европейских, до недавнего прошлого остававшимися «национальными» государствами. Остановимся на наиболее критикуемых последстви-
ях мультикультурализма, которые позволяют его противникам говорить о кризисе самой идеи.
Мультикультурализм не справился с ролью механизма социальной интеграции новых членов общества ввиду отсутствия эффективного культурного диалога между различными секторами социума в старейших демократиях мира.
Антизападные ценности оказались для «арабских улиц» стран Запада более привлекательными, чем традиционные демократические.
Причины волн общественного протеста: практика выделения граждан «второго сорта»; создание «национальных кварталов», криминализированных и де-факто экстерриториальных; проблема нелегального статуса; исключение из социальных программ (переквалификация, повышение образовательного уровня); отсутствие равной конкуренции и условий труда; закрытость лифтов социальной мобильности; «тихий» западный национализм.
Среди иммигрантов нет активного стремления стать гражданами принимающих стран, тем более, если при этом придется отказаться от прежнего гражданства. Как правило, они предпочитают двойное гражданство. Законы, разрешающие такое гражданство, уже приняли Бельгия, Швейцария, Нидерланды. Характерна географическая концентрация иммигрантских общин в пригородах европейских столиц и крупных городов. Типичные примеры таких социокультурных гетто - район Кройцберг в Берлине и пригороды Парижа - Сен-Дени и Клиши-су-Буа. Здесь не только невозможно говорить о какой либо ассимиляции, но и успехи такой ассимиляции в социокультурное европейское пространство равны нулю. Об этом ярче всего свидетельствуют «парижские пожары» 2005-2006гг.
Толерантность и политкорректность, с точки зрения критиков мультикультурализма, разлагают западные демократии, обезоруживают его перед новыми вызовами общественного развития. Толерантность в понимании английского мыслителя и публициста Г.К.Честертона -это «добродетель людей, которые ни во что не верят». Это понятие совершенно неопределенное, и все употребляющие его люди используют эту неопределенность в своих интересах. «Толерантно приемлемый» человек вместо того, чтобы общаться, т.е. свободно проявлять или
принимать сочувствие окружающих, погружается в холодное болото отстраненной безличной учтивости. Периодическую бойню в американских школах следует считать последствием избытка толерантности, а не ее недостатка. Сошедшие с ума школьники разом выплескивает наружу всю ту агрессию, которую им запрещено было выражать в более мягкой форме.
Многие рядовые носители и пропагандисты толерантности не столько защищают малые религиозные, национальные и сексуальные группы, сколько используют их в качестве живого щита и, одновременно, в качестве клина, раскалывающего традиционные, недружественные глобализации общества. Равнодушное отношение к маргинальным меньшинствам поощряет и провоцирует их экстремизм.
Таким же нападкам критиков мультикуль-турализма подвергается и политкорректность, которая, будучи доведенной до абсурда, представляет собой перевернутый с ног на голову расизм. Она признает белую расу виновной за все межэтнические проблемы и конфликты. Поскольку в русле политкорректности называть вещи своими именами запрещено, то и обсуждать открыто существующие разногласия не получается. Это понимают и наиболее продвинутые и дальновидные представители этнических меньшинств, на которых и направлена политкорректность. Например, британские СМИ опубликовали заявление главы независимой Комиссии по равенству чернокожего политика Тревора Филипса о том, что распространенная в стране практика корректности по отношению к этническим меньшинствам является по сути тем же расизмом и поэтому неприемлема. Он призвал британцев отказаться от мультикультурализма, поскольку он лишь обостряет противоречия в обществе и неизбежно приводит к конфликтам. «Значение имеет то, что вы являетесь гражданином Великобритании, и если вы избрали для себя жизнь в этой стране, то вы должны стремиться быть прежде всего британцем. В поддержку своей позиции Филипс приводит массу примеров из жизни. Неправильной с эго точки зрения является практика открытия специальных школ для этнических меньшинств. Это изолирует детей от обшества и впоследствии не дает им возможности успешно интегрироваться. [1] .
После 1997г. когда к власти пришли лейбористы, было сделано очень много шагов, направ-
ленных на укрепление идей мультикультурализма: открывалось большое количество школ по религиозному признаку, премьер-министр Блэр не раз принимал участие в церемониях открытия мечетей, буддийских храмов и т.д. Но это не удержало экстремистов - выражаясь политкорректно- инокультурных граждан Великобритании - от проведения терактов в Лондоне.
Против утраты европейцами европейской культуры в последнее время резко выступают представители христианских церквей. Джордж Вайгель католический теолог, из Вашингтона, настаивает на том, что в Европе происходят две культурные войны [2].
Культурная война А - война сил постмодерна и защитников традиционной морали. Культурная война В - борьба за определение природы гражданского общества, смысла толерантности и и осознания границ мультикуль-турности в дряхлеющей Европе. В культурной войне А агрессорами являются секуляристы-радикалы, они стремятся оставить наследие иудео-христианского мира за порогом постхристианского Европейского союза. В культурной войне В агрессором являются радикальные джихадисты-мусульмане, стремящиеся наложить исламистские табу на европейские свободы. Автор тезиса о 2-х культурных войнах задается вопросом: не создали ли агрессоры в культурной войне А такую ситуацию, при которой силам истинной толерантности и подлинной корректности будет исключительно трудно победить в культурной войне В? В качестве печального подтверждения он приводит конкретные примеры. Правительство Сапатеро в Испании легализовало брак между партнерами одного пола, усыновление ими детей, объявило, что слова «отец» и «мать» не должны больше указываться в испанских свидетельствах о рождении. Вместо них будет указываться «Ро-дитель1» и «Родитель2». Голландский комитет по орфографии издал в 2006г. указ, по которому слово «Христос» должно писаться с маленькой буквы. Европейский парламент в январе 2006г. принял резолюцию, осуждающую как «гомо-фобские» те страны, которые не признают однополых браков и называющей религиозную свободу «источником дискриминации». Во Франции пришлось провести сегрегацию общественных бассейнов по половому признаку по требованию мусульман. С витрин английс-
ких магазинов исчезли изображения поросят после жалоб мусульман, что это их оскорбляет. Последствия мультикультурализма, по мнению теолога, приводят к обесцениванию традиционных западных истин с одной стороны, и с другой - к почтительному отношению к не-или антизападным истинам. Итогом этих войн может быт создание «Еврабии», на территории которой остракизму будут подвергнуты культурные ценности исключительно белого европеоида. Ему вторит епископ Рочестера Майкл Назир-Али_(пакистанец по происхождению) [3]. Он утверждает, что кризис христианских ценностей ведет к увеличению молодых радикальных мусульман не только в Англии, но и на всем континенте. В 2008г. епископ выступил с резкой критикой требования мусульман создать в Великобритании ряд специальных закрытых зон, куда доступ немусульманам был бы запрещен. Он также неоднократно призывал правительство страны «публично подчеркивать христианские корни Англии».
Мультикультурализм подвергается резкой критике в тех странах, где он распропагандирован как единственно возможный вариант общественного развития и принят де-юре и де-факто на государственном уровне.
Американский журналист и писатель Ирвинг Кристол подвергает резкой критике мультикультурализм в сфере образования США. Мультикультурализм , считает он, безусловно обреченная на провал стратегия отчаяния, призванная бороться с недостатком образованности и сопутствующими социальными патологиями среди молодых чернокожих. «Ребенок может прийти с уроков из начальной школы, узнав больше о Гарриет Табмен, чем об Аврааме Линкольне». [4] У студентов, принадлежащих к этническим меньшинствам, формируется «сознание Третьего мира», что заставляет их быть враждебными к Америке и западной цивилизации в целом, которая представляется старой системой притеснения, колониализма и эксплуатации.
Сегодня все более распространенным становится тот факт, что в американских образовательных учреждениях большое количество молодых чернокожих изучает историю, в которой «западная цивилизация», изобретенная черными египтянами, была злонамеренно экспроприирована греками и в которой черная
Африка была мирным, технологически развитым континентом, пока белые европейцы ее не опустошили. Мультикультурализм, утверждает автор, «является техникой, способствующей «росту самосознания», с помощью преднамеренного лелеянья паранойи».
Мультикультурная конструкция дала сбой и в Австралии, всегда служившей фирменной обложкой успешной модели либерального мультикультурализма Протесты белых австралийцев, вызванные избиением двух белых спасателей на сиднейском пляже выходцами с Ближнего Востока, превратились в массовые уличные столкновения на этнической почве, быстро принявшие характер хорошо организованной акции гражданского сопротивления белого населения против тех, кто стал испытывать на прочность их образ жизни систему ценностей. После этих событий желающих жить по законам шариата мусульман в 2006г. предложили покинуть Австралию. Джон Говард, премьер-министр Австралии открыто заявил, что «...иммигранты, а не австралийцы должны приспособиться. Примите этот факт или оставьте нас. Я устал от людей, возмущающихся тем, что мы оскорбляем кого-то или чью-то культуру. Он признал, что идея австралийского мультикультурализма начала работать « на растворение нашего суверенитета и нашей национальной идентичности». Весьма нетолерантно и неполиткорректо прозвучали его слова: «Если вы желаете стать частью нашего общества - учите английский язык. Если наш Бог оскорбляет вас, то я предлагаю вам выбрать в качестве дома другую страну. Мы счастливы нашей культурой и не имеем ни малейшего желания меняться. Поддерживайте вашу культуру. Но не вынуждайте к этому других. Если вы начинаете выражать недовольство нашим флагом, нашей верой или нашим образом жизни, я в высшей степени настаиваю на том, чтобы вы воспользовались одной из основных австралийских гражданских свобод - правом уехать.»[5].
В начале 2000-х гг. кризис политики муль-тикультурализма вылился в «электоральный бунт» - в Австрии, Бельгии, Дании, Франции и Нидерландах большое количество избирателей голосовало за крайне правых, выражая свой протест. В Голландии убийство лидера правых П.Фонтейна и режиссера Тео Ван Гога привело
к тому, что ведущие партии фактически заимствовали часть программы Фонтейна, направленную на ужесточения миграционной политики. Голландцы особенно возмущались тем, что на их деньги финансировались мечети, а убийца Ван Гога жил на пособие по безработице. Конец 2009г. отмечен новыми проявлениями кризиса толерантности и политкорректности, а, значит, и мультикультурализма. В Швейцарии по результатам референдума принято решение о запрещении строительства минаретов на территории страны. В Ноттингеме (Великобритания) состоялся марш протеста, организованный праворадикальной Лигой английской обороны под лозунгом «Верните нам нашу страну!», 10 октября этого года антиисламская манифестация произошла в Манчестере. Так носители традиционной европейской культуры отвечают на вопрос, поставленный перед ними Марчелло Пера, итальянским ученым и политиком, бывшим главой Сената Италии: « Поняли ли европейцы, что на карту поставлено само их существование, что под прицелом находится их цивилизация, что их культура подвергается смертельной угрозе? Понимают ли они, что то, что они призваны защитить, есть их собственная идентичность?» [6].
К России этот антимультикультурный дискурс также имеет непосредственное отношение. История России - история мультикультурализма в смешанных моделях осуществления. Политика интернационализма при всех издержках привела к включению десятков народов в широкий диапазон возможностей социокультурного развития, в процесс формирования и становления этносоциальных общностей, интегрированных в рамки индустриального общества. В этом и поныне проявляется эгалитарный тип мультикультурализма, применитель-ный к народам, населяющим РФ. В отношении иммигрантских меньшинств российское принимающее общество, по мнению большинства экспертов, будет отдавать приоритет доминантной модели мультикультурализма.
Во избежание судьбы мультикультурных обществ Европы Россия должна, несомненно, сохранять черты традиционного общества, государства и морали, не опасаясь и не прислушиваясь к обвинениям в «недостаточной цивилизованности».
3.06.2011
Список литературы:
1.РИА Новости. [Электронный ресурс] Глава британской комиссии по расовому равенству призывает отказаться от создания «мультикультурного общества» Режим доступа: http:// www.ria.ru/society/20040403/560679.html.
2.Перспективы. Фонд исторической перспективы. [Электронный ресурс] Джордж Вайгель. Две культурные войны в Европе. Режим доступа: http://www.perspektivy.info/misl/cenn/dve_kulturnyje_vojny_v_jevrope_2007-01-31.htm
3.Newsru.com. [Электронный ресурс] Религия. Кризис христианских ценностей стимулирует радикальный ислам, считает англиканский епископ. Режим доступа: http://www.newsru.com/religy/02jun2008
4.KM.Ru. Спецпроекты. [Электронный ресурс] Ирвинг Кристол Трагедия мультикультурализма. Режим доступа: http:// www.km.ru/spetsproekty/2011/08/12/mezhdunarodnye-otnosheniya/tragediya-multikulturalizma
5.Информационное агентство Regnum. [Электронный ресурс] Власти Австралии предложили мусульманам покинуть страну. Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/713774.html
6.Христианский мегапортал In victory. [ Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.invictory.org/news/story-18917
Сведения об авторе: Дерябина Светлана Римовна, доцент кафедры всеобщей истории Оренбургского государственного педагогического университета, кандидат исторических наук г. Оренбург, Советская, 19, (3532) 776929, е-mail: [email protected]
UDK 7АД36 Deryabina S.R.
The Orenburg state pedagogical university; [email protected] CRITICISM OF IDEAS OF MULTICULTURALISM IN THE MODERN WORLD
The last decades of the 20th century marked the spread of de-facto ideas of multiculturalism in the developed countries of the West. This phenomenon was caused by the necessity to address the integration of immigrant communities in the host society. Currently there is a disappointment in the model of a multicultural society. The article analyses the main reasons for the growth of negative assessments of multicultural variant of social development.
Keywords: multiculturalism, political correctness, cultural war, immigrants, identity. Bibliography:
1. RIA Novosti news agency. [An electronic resource] the Head of the British commission of racial equality urges to refuse creation of «a multicultural society» an access Mode: http:// www.ria.ru/society/20040403/560679.html.
2. Prospects. Fund of historical prospect. [An electronic resource] George Vajgel. Two cultural wars in Europe. An access mode: http://www.perspektivy.info/misl/cenn/dve_kulturnyje_vojny_v_jevrope_2007-01-31.htm
3.Newsru.com. [An electronic resource] Religion. Crisis of Christian values stimulates radical Islam, the Anglican bishop considers. An access mode: http://www.newsru.com/religy/02jun2008
4. ^.Ru. [The Electronic resource] Irving Kristol Tragedija of multiculturalism. An access mode: http://www.km.ru/ spetsproekty/2011/08/12/mezhdunarodnye-otnosheniya/tragediya-multikulturalizma
5. News agency Regnum. [The Electronic resource] the Authorities of Australia have suggested Moslems to leave the country. An access mode: http://www.regnum.ru/news/713774.html
6. Christian megaportal In victory. [The Electronic resource] an access Mode: http://www.invictory.org/news/story-18917