Научная статья на тему 'КРИТИЧНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ'

КРИТИЧНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРИТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА / СТРУКТУРА КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / THINKING CRITICALITY / PROFESSIONAL ACTIVITY / REFLECTIVE AND EVALUATIVE ACTIVITY / CRITICAL ATTITUDE / CRITICAL THINKING STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалак О. М.

Рассматриваются вопросы, затрагивающие проблему развития критичности мышления студентов как важнейшей характеристики научного мышления. Человек с таким стилем мышления готов к постоянному развитию производства и приветствует любую возможность для разрешения более сложных интеллектуальных проблем. Анализируются различные подходы в определении критического стиля мышления. Раскрывается сущность технологии развития критического мышления. Критическое мышление рассматривается в качестве системообразующего компонента структуры личности специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шалак О. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITICAL THINKING AS A FACTOR OF SUCCESSFUL MASTERING A FOREIGN LANGUAGE

This article deals with questions of developing students' critical thinking as the most important characteristics of scientific thinking. The author analyzes various approaches to the definition of critical thinking. It is paid attention to the technology of development of critical thinking. Attention is paid to the role of the teacher in foreign language classes, working within the technology of critical thinking.

Текст научной работы на тему «КРИТИЧНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ»

2019

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия E

УДК 378.03(143.3)

КРИТИЧНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ

О.М. ШАЛАК (Полоцкий государственный университет)

Рассматриваются вопросы, затрагивающие проблему развития критичности мышления студентов как важнейшей характеристики научного мышления. Человек с таким стилем мышления готов к постоянному развитию производства и приветствует любую возможность для разрешения более сложных интеллектуальных проблем. Анализируются различные подходы в определении критического стиля мышления. Раскрывается сущность технологии развития критического мышления. Критическое мышление рассматривается в качестве системообразующего компонента структуры личности специалиста.

Ключевые слова: критичность мышления, профессиональная деятельность, рефлексивно-оценочная деятельность, критическая установка, структура критического мышления.

Введение. На современном этапе развития общества возникла объективная необходимость повышения качества профессионального образования студентов технических специальностей в контексте приобретения направлений модернизации высшей школы, поиска путей и средств подготовки функционально грамотных, профессионально компетентных, конкурентоспособных и мобильных специалистов, умеющих быстро адаптироваться к динамично изменяющейся социально-технологической и профессионально-производственной среде, постоянно повышать свой профессиональный уровень и моделировать процессы и результаты своей производственной деятельности. Поэтому образование призвано формировать «социально устойчивую и одновременно социально мобильную, инициативную и конкурентоспособную личность, обладающую определенными качествами мышления» [1, с. 21]. Свобода мышления подразумевает ее критическую направленность, ориентированную на творческую и конструктивную деятельность, а критичность является ее качественной характеристикой.

Иными словами, будущий специалист должен самостоятельно критически мыслить, уметь видеть проблему и искать пути ее решения, используя современные технологии, а также генерировать новые идеи, мыслить творчески.

Одной из инновационных технологий, представляющих огромные возможности для решения поставленных задач, является технология развития критического мышления, которая предполагает развитие способностей и умений собирать информацию, обрабатывать, оценивать и применять ее в своей деятельности.

Основная часть. Анализ проведенных в последние годы исследований по выявлению эффективных путей развития критического мышления студентов показывает, что, несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость современных методик обучения, они недостаточно отражают аспекты проблемы.

Исходным пунктом исследования проблемы развития критического мышления является определение понятия «критичность», вне анализа которой нельзя понять особенности критического мышления личности. Критичность - качество врожденное и воспитанное в той среде, где социализировалась личность. Она является интеллектуальным свойством личности, которое оказывает определенное влияние на все сферы жизни и деятельности человека и крайне необходима во всех звеньях процесса проблемного обучения, поскольку всюду требуются анализ, сравнение, обобщение и отрицание, т.к. без критической оценки задачи невозможно выдвижение гипотез. Здесь есть место для сравнений, а следовательно, и для критического подхода.

Анализ дидактической концепции В.А. Попкова и A.B. Коржуева позволяет нам зафиксировать категорию «критический стиль мышления», частично совпадающую с критическим мышлением. «Критический стиль» мышления определен как рефлексивно-оценочная деятельность [2].

Соглашаясь с авторами в том, что рефлексивно-оценочная деятельность выступает как критическая, мы считаем, что критический стиль мышления рассматривается ими как психологическая характеристика личности, предрасположенность к критической деятельности.

По мнению Р. Пола, «...чтобы человеческое мышление приобрело свойства критичности, оно должно столкнуться с публичными критериями и стандартами и, попасть в пространство коммуникации...» [3, с. 7]. Он разграничивал критическое мышление в «слабом» и «сильном» смысле. Использование анализа и аргументации с целью критики или развенчания чьей-либо позиции или точки зрения является примером критического мышления в «слабом» смысле. Человек, критически мыслящий в «сильном» смысле, исходит из необходимости подвергать свои идеи и представления наиболее сильным возражениям, какие только могут быть выдвинуты против них [1].

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ. Методика

№ 7

Британский исследователь К. Поппер, ставя знак равенства между критической и рациональной установками, писал: «Не обладание знанием делает человека ученым, а его постоянное и отважное стремление к истине. Какое бы решение мы ни предполагали, мы сразу же самым серьезным образом должны стараться опровергнуть это решение, а не защищать его. Образные и смелые предположения должны тщательно контролироваться и проверяться» [4]. Нам представляется значимым суждение К. Поппера, который считал, что в основе критического мышления лежит критическая установка, для которой характерна готовность изменять, проверять, опровергать. Критическая установка принимает некоторую схему ожидания, однако готова модифицировать, исправлять, отбрасывать их, а критичность является важнейшей характеристикой научного мышления.

На основе корректировки и синтеза подходов к проблеме критического мышления в исследованиях мы определили свое понимание критического мышления. Критическое мышление рассматривается нами как многостороннее явление, имеющее не только учебное, но и личностное значение; представлю-щее целенаправленное мышление, целью которого является доказательство, объяснение и поиск путей решения проблемы, которое проявляется в качествах личности, и включающего умения интерпретации, анализа, оценки, заключения, объяснения и саморегуляции. Независимо от представлений преподавателя о критическом мышлении, логике обучения, у студентов как бы стихийно формируются определенные умения и навыки критического мышления. Критическое мышление в педагогике - это не только обучение познавательным умениям, но и формирование правильных межличностных и общечеловеческих отношений, а также формирование таких качеств личности как духовность, самокритичность, оценка чужого и самооценка своего поведения и свойств характера познавательного действия, результата деятельности. Критическое мышление рассматривается нами как система, имеющая свою структуру. Выделим следующие ее компоненты: мотивационный, познавательный, деятельностный и рефлексивный.

Мотивационный компонент является одним из базовых в структуре критического мышления, поскольку установлено, что успех в любой деятельности невозможен без соответствующих интересов, потребностей, мотивов и направленности личности. Мотивационный компонент прогнозирует в определенной ситуации развитость других компонентов, т.к. осознание студентами критического мышления, их роли в развитии личности способно дать положительный импульс для его эффективного формирования. Мотивационный компонент предполагает умения активизировать свой положительный интенциональ-ный опыт (предпочтения, убеждения, умонастроения), видеть жизненный смысл в выполняемой работе, поддерживать высокий уровень мотивации на всех этапах работы, использовать приемы стимулирования и настройки работы собственного интеллекта.

Познавательный компонент также является одним из основополагающих, так как включает в свою структуру: знания человека о себе в этом мире как неповторимой уникальной личности, знания о феномене критичности, критического мышления, его механизмов, сущности критической деятельности и роли воображения, интуиции в творческом процессе, осознания себя как суверенного источника творчества.

Деятельностный компонент представляет собой умение эффективного включения в различные виды деятельности на творческом уровне и умение конструктивного взаимодействия с окружающими людьми. Содержание данного компонента вытекает из необходимости развития у студентов качеств, помогающих им реализовать себя и как творческую личность, и как неповторимую индивидуальность. Следовательно, деятельностный компонент предполагает умение заключения и объяснения.

Рефлексивный компонент предполагает наличие умения определять границы известного и неизвестного с целью получения недостающей информации, критичность к действиям и умениям, способность соотнесения знаний о своих возможностях и возможных преобразованиях в предметном мире и самом себе с требованиями деятельности и решаемым при этом задачами; способность оценивать качество как конечного продукта, так и отдельных этапов работы, умение выбрать адекватные формы и методы оценки.

Успешная реализация задачи развития критического мышления студентов, будущих инженеров, в процессе иноязычной подготовки к профессиональной деятельности станет возможной, если обеспечить взаимосвязь всех четырех компонентов в целостном образовательном процессе. Это обусловливает необходимость применения новых форм развивающих занятий, обеспечивающих совместное решение со студентами кейсов, свободного выбора вида коммуникации, предоставление студентам свободы действий - работать стоя, в мини группе или одной общей группой и т.д. Совершенствование педагогической системы связано с организацией преподавателем такой деятельности, в которую органично вписываются дидактические задачи и развивающее взаимодействие студентов, с организацией на каждом занятии педагогического пространства, чтобы студенты могли провести рефлексию собственных действий и результатов их совместной работы. Это позволит решить проблему разгрузки обучающихся не за счет механического сокращения содержания, а за счет индивидуализации (прописывания индивидуальных траекторий), переноса внимания к способам работы с информацией, групповому распределению нагрузок и изменения мотивации.

Наиболее перспективным направлением развития навыков критического мышления студентов в процессе иноязычной подготовки является увеличение количества активных форм обучения

2019

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия Е

и способов работы на иностранном языке: дискуссии, ролевые и деловые игры, «мозговой штурм», анализ ситуаций (кейсовая методика), проектная деятельность, технология РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо), а также таких приемов, как написание эссе, пометки на полях, составление таблицы «ЗУХ» (знаю, узнал новое, хочу знать подробнее), «ТиТ» (толстые и тонкие вопросы), вопрос-проблема, схематизация и др., обеспечивающих своеобразный переход от обучения к самообучению или учению, от организации к самоорганизации, от управления к самоуправлению [5, с. 158]. Важное значение приобретает создание особой атмосферы в совместной деятельности преподавателя и студентов. Важным компонентом создания такой атмосферы является организация преподавателем ситуаций успеха. Ситуация успеха - это разновидность педагогической ситуации, формирующая у обучающихся субъективное желание включиться в деятельность на уровне своих возможностей, обеспечивающая необходимые условия для этого. Ситуация успеха развивает нестандартное мышление, стремление к самопроявлению, формирует у личности позицию активного участника процесса деятельности, субъекта деятельности [6].

Для достижения вышесказанного, необходимо: выстраивание определенного алгоритма работы; систематичность работы путем активизации игровых приемов и рефлексивных техник, вызывающих интерес студентов к учебным занятиям; организация продуктивной групповой работы студентов; использование активных методов развития критического мышления студентов и вариативность применения образовательных методик и учебных пособий, стимулирующих интеллектуальное развитие студентов; использование наглядности, а также реализация информационных технологий.

Важнейшие условия для поддержания интереса и работоспособности студентов - это своевременная смена видов деятельности и разнообразие выполняемых заданий и упражнений. Использование наглядности, а также алгоритма в обучении, когда алгоритм выстраивается при условии активного участия самих студентов как условие четкого решения какой-либо практической задачи. Умение действовать последовательно осваивается студентами при решении кейса, т.е. решая поставленную в кейсе задачу, рассматривать при этом различные пути ее решения при условии критического осмысления. Для успешного освоения алгоритма необходимо: совершенствование умений обозначать проблемы и задачи с использованием определенных систем, моделей и технологий в своей деятельности; соблюдение последовательности при выполнении игровых и учебных действий; развитие у студентов умения выявлять закономерность в последовательности действий, умения выделять и учитывать при этом существенные свойства того или иного явления; создание условий для самостоятельного составления студентами своих алгоритмов в разных видах деятельности для достижения ими необходимого результата.

При соблюдении последовательности в выполнении игровых и учебных действий студенты принимают активное участие в решении поставленных! задач. В этих условиях присутствует дух соревнования (кто быстрее, кто правильнее, кто больше знает и умеет и др.). В результате студенты учатся быстро и логично рассуждать, выделять единичное из общего, составлять общую картину из разрозненных фактов (т.е. использовать индуктивный и дедуктивный методы), познавать не только общие свойства отдельных предметов и явлений, но и взаимосвязь между ними, прибегая к использованию навыков именно критического мышления.

Студенты, являясь равноправными участниками происходящего, воспринимают обучение как обмен опытом между ними и преподавателем. Отношения, складывающиеся между педагогом и студентом, «освобождают педагога от роли всезнайки, но заставляют принять не менее трудную роль организатора процесса познания» [7]. Происходит переосмысление позиций педагога, который становится в большей степени «координатором», чем непосредственным источником знаний и информации. Традиционная парадигма «преподаватель - студент», т.е. передача знаний и опыта с учетом индивидуальных качеств обучаемого, не способна сама по себе завести внутренний «мотор» человека. Изменение профессиональной позиции педагога приводит к тому, что студент выступает как «партнер» в процессе обучения, имеющий определенный жизненный опыт.

Студенты и преподаватель сталкиваются с тем фактом, что они постоянно учатся на опыте - своем и чужом. Это обязывает их все время следить за ходом своей мысли, вести анализ собственной деятельности, опираться на научные рекомендации педагогической науки, сопоставлять свой опыт работы с опытом работы других людей, критически оценивать свои успехи и неудачи. В ходе обучения иностранному языку вся работа строится на творческом сотрудничестве преподавателя и студента, на развитии у студентов аналитического подхода к любому материалу, происходит взаимодействие, в частности, студент - преподаватель, преподаватель - студент, студент - студент через познавательную деятельность.

В связи с этим наибольший интерес представляет новая педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», разработанная Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Курт Мередит, Джинни Стил, Чарльз Темпл [8]. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы, и выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Она позволяет

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ. Методика

№ 7

добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно

и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Технология представляет систему образовательных стратегий, объединяющих приемы и методы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания. Образовательные стратегии задают логику занятия, последовательность, различное сочетание приемов. Студент изучает не только предмет, но и методику работы с предметом через развитие чтения и письма. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» универсальна для всех возрастов и предметов, в т.ч. и в обучении иностранным языкам, в формировании навыков аудирования, чтения, устной и письменной речи.

Заключение. Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что критический стиль мышления при изучении иностранного языка, как важнейшая стратегия и необходимое условие успешного социального и профессионального функционирования выпускника вуза, является неотъемлемой составляющей подготовки студента неязыковой специальности. Для успешного обучения необходим высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, а также владение определенным кругом логических операций.

Специалисты технического профиля чаще обращаются к предметному и конкретному миру вещей, поэтому непременное условие критичности мышления - знание правил логики, и для студента технического профиля мыслить критически означает следовать этим правилам.

Умение мыслить критически является точкой опоры, естественным способом взаимодействия с идеями и информацией. На занятиях по иностранному языку привлекается информация, при которой студент осознает, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными преподавателем приемами и средствами обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Загвязинский, В.М. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования / В.М. Загвязинский // Alma Mater. Вестник высшей школы. - 2004. - № 9. - С. 34-39.

2. Попков, В.А. Дидактика вышей школы / В.А. Попков, А.В. Коржуев. - М. : Академия, 2001. - 136 с.

3. Paul, R.W. Critical Thinking. Foundation for Critical Thinking / R.W. Paul. - Santa Rosa CA, 1993. - P. 4-14.

4. Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. - М. : Прогресс, 1983. - 605 с.

5. Загашев, И.О. Критическое мышление. Технология развития / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. - СПб. : Дельта, 2003. - 284 с.

6. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Буханкина. - М., 2007. - 342 с.

7. Фомин, М.М. Обучение иностранному языку в условиях многоязычия (двуязычия) / М.М. Фомин. - М. : Мир книги, 1998. - 215 с.

8. Темпл, Ч. Чтение, письмо и обсуждение для любого учебного предмета : пособие III / Ч. Темпл, Дж. Стил, К. Мередит. - М. : ИОО, 1997. - 267 с.

Поступила 12.03.2019

CRITICAL THINKING AS A FACTOR OF SUCCESSFUL MASTERING A FOREIGN LANGUAGE

O. SHALAK

This article deals with questions of developing students' critical thinking as the most important characteristics of scientific thinking. The author analyzes various approaches to the definition of critical thinking. It is paid attention to the technology of development of critical thinking. Attention is paid to the role of the teacher in foreign language classes, working within the technology of critical thinking.

Keywords: thinking criticality, professional activity, reflective and evaluative activity, critical attitude, critical thinking structure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.