Научная статья на тему '«Критическое мышление» в философской рефлексии Джона дьюи'

«Критическое мышление» в философской рефлексии Джона дьюи Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3655
490
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКИЙ МЕТОД / РЕФЛЕКСИЯ / МЫШЛЕНИЕ / ФИЛОСОФИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА / ДЖ. ДЬЮИ / CRITICAL METHOD / REFLECTION / THINKING / PHILOSOPHY / EDUCATION / SCHOOL / J. DEWEY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зайцев Александр Владимирович

В статье рассматривается новаторский метод критического мышления или, точнее, критической рефлексии в сфере образования, сформулированный американским философом и педагогом XX века Джоном Дьюи. Автор показывает, что разработка Дж. Дьюи данного метода прошла практическую апробацию в ряде американских школ, получила положительные отклики и была внедрена в педагогическую и образовательную практику. Теория «критического мышления» не утратила своей актуальности и в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Critical thinking» in John Dewey’s philosophical reflection

The article discusses the innovative method of critical thinking or, more precisely, critical reflection in the field of education, formulated by the American philosopher and twentieth-century educator John Dewey. The author shows that the development of J. Dewey of this method has passed practical approbation in a number of American schools, has received positive feedback and has been introduced into the pedagogical and educational practice. The theory of «critical thinking» has not lost its relevance in modern conditions.

Текст научной работы на тему ««Критическое мышление» в философской рефлексии Джона дьюи»

УДК 101.1.376

«Критическое мышление» в философской рефлексии Джона Дьюи

Зайцев Александр Владимирович, профессор кафедры философии, культурологии и социальных коммуникаций Костромского государственного университета, доктор политических наук, кандидат философских наук, доцент

[email protected]

Аннотация: В статье рассматривается новаторский метод критического мышления или, точнее, критической рефлексии в сфере образования, сформулированный американским философом и педагогом XX века Джоном Дьюи. Автор показывает, что разработка Дж. Дьюи данного метода прошла практическую апробацию в ряде американских школ, получила положительные отклики и была внедрена в педагогическую и образовательную практику. Теория «критического мышления» не утратила своей актуальности и в современных условиях. Ключевые слова: критический метод, рефлексия, мышление, философия, образование, школа, Дж. Дьюи.

Критическое мышление является широко принятой образовательной целью. Его определение регулярно переосмысливается и оспаривается, но конкурирующие между собой определения критического мышления могут трактоваться как различные вариации одного и того же базового понятия, сформулированного американским философом Джоном Дьюи еще в начале XX века: «активное,

настойчивое и тщательное рассмотрение любого убеждения или предполагаемой формы знания в свете оснований, которые его поддерживают, и дальнейших выводов, к которым оно стремится» [1, р. 6; 2, р. 9].

Дифференциация существующих концепций и определений «критического мышления» варьируется в зависимости от объема такого мышления, типа, целей, норм и кри-

UDC 101.1.376

«Critical thinking» in John Dewey's philosophical reflection

Zaytsev Aleksandr Vladimirovich, professor of the department of philosophy, cultural studies and social communications of Kostroma State University, doctor of sciences (policy), candidate of sciences (philosophy), associate professor

[email protected]

Annotation: The article discusses the innovative method of critical thinking or, more precisely, critical reflection in the field of education, formulated by the American philosopher and twentieth-century educator John Dewey. The author shows that the development of J. Dewey of this method has passed practical approbation in a number of American schools, has received positive feedback and has been introduced into the pedagogical and educational practice. The theory of «critical thinking» has not lost its relevance in modern conditions. Keywords: critical method, reflection, thinking, philosophy, education, school, J. Dewey.

териев, предъявляемых к «тщательности» такого мышления, а также от объектов, на которых оно сконцентрировано. Принятие «критического мышления» в качестве образовательной цели основывается на гуманизме и уважении к личности учащихся и студентов и предполагает их поступательную подготовку к реальной жизни и практической деятельности. Так, по мнению Дж. Дьюи, критическое мышление выступает конечной интеллектуальной целью образования, но, в

тоже самое время, отличал его от развития социального сотрудничества среди школьников, которое он считал главной моральной целью. Дж. Дьюи полагал, что формируемое в процессе школьного образования критическое мышление будет иметь неоспоримую ценность как для отдельной личности, так и для всего общества в целом.

Джон Дьюи, наряду с Чарльзом Сандерсом Пирсом и Уильямом Джеймсом, считается основателем философского направления,

Научно-практический журнал

называемого прагматизмом. Американский прагматизм был сформирован как философия опыта, основанная на практических последствиях эпистемологической концепции определения истины и достоверного знания. Этим прагматизм отличается от идеализма, рационализма и эмпиризма.

Дж. Дьюи поставил под сомнение дуалистическое предположение о рационализме и эмпиризме как способах достижения достоверного знания. Альтернативу им он обнаружил в экспериментальном методе исследования различных философских аспектов опыта: логического, этического, политического, эстетического, антропологического, религиозного и образовательного. Значительную часть своего обширного философского наследия Дж. Дьюи посвятил реконструкции экспериментального метода, который должен использоваться в философии в роли рефлексивного (критического) мышления.

В западной философии образования считается, что использование термина «критическое мышление» восходит именно к этому американскому философу-прагматику, то есть к Джону Дьюи, который его впервые использовал в 1910 году в книге под названием «Как мы мыслим» [1] (впервые изданную на русском языке уже в 1919 году под названием «Психология и педагогика мышления» [3]). В данной работе, а затем и в последующих научных трудах, Дж. Дьюи именовал «критическое мышление» в различных вариантах: то как «рефлексивное мышление», то как «рефлексивную мысль» или даже просто как «мысль», «мышление» и даже «рефлексию».

Однако равнозначность, а, по сути дела, синонимичность этих терминов официально признана многими современными западными философами, педагогами и психологами [4, 5].

Дж. Дьюи позиционирует свою книгу «Как мы мыслим» (How We Think) как научный труд, созданный для двух целей. Во-первых, оказать необходимое содействие людям в оценке родства детского любопытства, плодородного воображения и любви к экспериментальным исследованиям и научному подходу. Во-вторых, обратить внимание людей на то, как признание этого родства в сфере образовательной практике «будет способствовать индивидуальному счастью и сокращению социальных зол» [6, с. 4].

Многие из идей Дж. Дьюи были воплощены на практике некоторыми школами, которые участвовали в восьмилетнем исследовании в 1930-х годах, организованном Ассоциацией прогрессивного образования США. В отчете одной из экспериментальных школ (Университетской школы Университета штата Огайо) так была сформулирована цель улучшения мышления учащихся: «Критическое или рефлексивное мышление начинается с ощущения проблемы. Это качество мысли, направленное на то, чтобы решить проблему и сделать предварительный вывод, который подтверждается всеми доступными данными. Это действительно процесс решения проблем, требующий творческого понимания, интеллектуальной честности и здравого смысла. Это основа метода научного исследования. Успех демократии во многом зависит от на-

строения и способности граждан критически и рефлексивно думать о существующих проблемах, а улучшение качества их мышления является одной из основных целей образования» [7].

В 1933 году книга «Как мы мыслим» Дж. Дьюи была переиздана, выйдя в свет с подзаголовком «Переосмысление отношения рефлексивного мышления к образовательному процессу» [2]. В целом она сохранила прежнюю структуру и содержание оригинальной книги. Однако Дж. Дьюи внес в нее ряд существенных изменений. Так, к примеру, он переписал и упростил свой логический анализ процесса рефлексии, сделал свои идеи более ясными и определенными, заменил термины «индукция» и «дедукция» фразами «контроль данных и доказательств» и «контроль рассуждений и концепций», добавил больше иллюстраций, переставил главы и пересмотрел разделы об обучении для того, чтобы отразить изменения, произошедшие в школах за период времени с 1910 года [7].

Не объясняя причин, Дж. Дьюи исключил использование присутствовавших в предыдущем издании терминов «критический» и «некритический», тем самым твердо остановившись на «рефлексии» или «рефлексивном мышлении» в качестве предпочтительного термина для своего предмета исследования. В переизданной книге определение «критический» встречается всего лишь один раз, когда автор пишет, что «человек не может быть достаточно критичным по отношению к идеям, которые ему приходят» [2, р. 16].

Обильно цитируя Фрэнсиса Бэкона, Джо-

на Локка и Джона Стюарта Милля, Дж. Дьюи обращал внимание на то, что он был не первым философом, предложившим развитие научного мышления в качестве стратегической образовательной цели. В то же время он стремился перестроить философию, используя, с одной стороны, критику философской рефлексии, которая оставалась далекой от опыта, и, с другой стороны, предлагая экспериментальный метод рефлексивного мышления о проблемах опыта, являющегося как бы противоядием от дуалистического разделения теории и практики.

Главная цель философии, как пишет Дж. Дьюи, состоит в «критике убеждений, институтов, обычаев, политики в отношении их влияния на добро» [8, р. 408]. Для него философия это, прежде всего, критическая деятельность, способная рефлексировать критические методы: «философия как критический метод развития методов критики» [8, р. 408]. В этом смысле философия как критика устоявшихся верований и привычек, укоренившихся в культуре, предотвращает пассивную адаптацию и делает возможной эмансипацию как творческий процесс реконструкции опыта. Из этой аргументации мы можем сделать важный методологический вывод, что для Дж. Дьюи философия это, прежде всего, «дисциплина строго мышления» или критическая деятельность, способная развить критические методы: «философия как критический метод развития методов критики» [8, р. 408]. Основным объектом философских исследований Дж. Дьюи является непрерывное, взаимосвязанное и противоречивое поле

индивидуального и социального опыта. В этом смысле философия занимается логикой мышления и исследует нюансы этой логики, возникающие в результате критических рефлексивных размышлений об опыте [6, с. 3].

Понимание философии как деятельности и мышления позволило Дж. Дьюи осознать тесную связь между философией и образованием. В противоположность практике применения философий, то есть «предвзятых идей» к образованию, философия у него начинает выполнять свою роль, рассматривая образовательные проблемы как проблемы жизни. Поэтому для Дж. Дьюи философия «это только явная постановка проблем формирования правильных умственных и нравственных привычек в отношении трудностей современной общественной жизни. Самое глубокое определение философии, которое можно дать, состоит в том, что это теория образования в ее наиболее общих фазах» [9, р. 331].

Начиная с 1930-х годов многие школы в США, которые участвовали в восьмилетнем исследовании Ассоциации прогрессивного образования, приняли теорию критического мышления Дж. Дьюи в качестве образовательной цели, экспериментально продемонстрировав, как можно улучшить критическое мышление учащихся старших классов. «Анализ толкований критического мышления позволяет сделать вывод о том, что истоки педагогической новации находятся в философии образования Дж. Дьюи, — утверждает С. А. Терно. Именно его работы во многом определили направление педагогической мысли Америки в ХХ в.» [10].

Рефлексивное или критическое мышление, по мнению Дж. Дьюи, проходит несколько этапов. Первый начинается с затруднения (дилемма, альтернатива) на пути выработки мнения и приводит к установлению цели, потребности в решении сомнения, что является ведущим фактором в процессе рефлексии. Второй этап заключается в формулировке вопроса, на который следует предоставить ответ; он как бы образует конкретную цель, направляя поток мыслей по определенному каналу. На третьем этапе логически вытекающий вывод оценивается по отношению к регулирующей цели, а потребность решить затруднение контролирует процесс мышления [6, с. 14].

Рефлексия, с точки зрения теории критического мышления Дж. Дьюи, предполагает взвешивание, обдумывание и обсуждение. «Мыслить, — подчеркивает Дж. Дьюи, — это значит определенно связать вещи одну с другой» [6, с. 48]. Обязательным условием проявления критического мышления является установление взаимосвязи фактов, которые сами по себе изолированы и фрагментарны.

Исследователи творческого наследия Дж. Дьюи отмечают наличие тесной взаимосвязи между его жизнью и философской мыслью. В автобиографическом тексте, написанном в 1930 году и названном «От абсолютизма к экспериментализму» [9], он заявляет, что исторические обстоятельства оказали большое влияние на его жизнь и заставили задуматься о проблемах жизни, избегая таким образом того, чтобы мысль оставалась невосприимчивой к опыту. При этом Дж. Дьюи

разоблачает пресловутые, с его точки зрения, препятствия на пути самоопределения философа в процессе изменения жизни в нестабильном опыте, когда приходится испытывать различные влияния, некоторые даже несовместимые, изо всех сил пытаясь ассимилировать что-то от каждого фактора, чтобы дать логическую преемственность тому новому, что от этого узнал. Философ и педагог Джон Дьюи жил в период больших перемен в Америке и во всем мире, которые повлияли на развитие его философии и теорию критического (рефлексивного) мышления в контексте философии образования.

Примечания

1. Dewey J. How we think. Chicago: D. C Heath & Co Publishers, 1910.

2. Dewey J. How we think: a restatement of the relation of reflective thinking to the educative process. Boston: Houghton Mifflin, 1933.

3. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / пер. с англ. Н. М. Никольской, под ред. Н. Д. Виноградова. М.: Издание Товарищества «Мир», 1919. 202 с.

4. Darcisio N. M. The Critical philosophy and the education for John Dewey // American Journal of Educational Research. 2016. Vol. 4. N 17. URL: http://pubs.sciepub.com (дата обращения: 27.03.2019).

5. Moeketsi L., Davison Z. Thinking: Lessons from John Dewey's How we think // Academic

Notes

1. Dewey J. How we think. Chicago: D. C Heath & Co Publishers, 1910.

2. Dewey J. How we think: a restatement of the relation of reflective thinking to the educative process. Boston: Houghton Mifflin, 1933.

3. Dewey J. Psychology and pedagogy of thinking / translation by N. M. Nikol'skaya, ed. D. Vinogradov. Moscow: Izdanie Tovarishchestva «Mir», 1919, 202 p. (in Russ.).

4. Darcisio N. M. The Critical philosophy and the education for John Dewey. American Journal of Educational Research, 2016, vol. 4, no. 17. URL: http://pubs.sciepub.com (дата обращения: 27.03.2019).

5. Moeketsi L., Davison Z. Thinking: Lessons from John Dewey's How we think. Academic Jour-

Научно-практический журнал

Journal of Interdisciplinary Studies. 2013. Vol. 2. N 2. Pp. 51-60.

6. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим). М.: Лабиринт, 1999. 192 с.

7. Supplement to critical thinking. History. Stanford Encyclopedia of Philosophy. URL: https://pla-to.stanford.edu (дата обращения: 27.03.2019).

8. Dewey G. Experience and nature. New York: Dover Publications, Inc., 1958.

9. Dewey G. From absolutism to experimental-ism. In: Adams G.P., Montague W. P. Contemporary American philosophy. Vol. II. New York: The Mac-millan Co. 1930. Pp. 12-27.

10. Терно С. А. Эволюция идеи: рефлексивное мышление — критическое мышление — ме-такогнитивное развитие // Гуманитарные научные исследования. 2013. N 10. URL: http:// human.snauka.ru (дата обращения: 27.03.2019).

nal of Interdisciplinary Studies, 2013, vol. 2, no. 2, pp. 51-60.

6. Dewey J. Psychology and pedagogy of thinking (How we think). Moscow: Labirint, 1999, 192 p. (in Russ.).

7. Supplement to critical thinking. History. Stanford Encyclopedia of Philosophy. URL: https://pla-to.stanford.edu (date of application: 27.03.2019).

8. Dewey G. Experience and nature. New York: Dover Publications, Inc., 1958.

9. Dewey G. From absolutism to experimental-ism. In: Adams G.P., Montague W. P. Contemporary American philosophy, vol. II. New York: The Mac-millan Co., 1930, pp. 12-27.

10. Terno S. A. Gumanitarnye nauchnye issle-dovaniya, 2013, no. 10. URL: http://human.snau-ka.ru (date of application: 27.03.2019) (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.