Научная статья на тему 'КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НОВЕЛЛ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ'

КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НОВЕЛЛ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛИНЕЙНЫЕ ОБЪЕКТЫ / СООРУЖЕНИЕ / БЕСХОЗЯЙНЫЕ ВЕЩИ / РАЗДЕЛ ЛИНЕЙНОГО ОБЪЕКТА / ПРАВОВАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Муравьева Марина Сергеевна

В настоящей статьей автор анализирует последние изменения гражданского законодательства в части правового регулирования линейных объектов, отраженные в Федеральном законе от 21.12.2021 № 430-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гоажданского кодекса Российской Федерации". Изменения затронули три вопроса: правовая квалификация линейных сооружений; раздел линейных объектов; порядок приобретения прав на бесхозяйные линейные объекты. Автор указывает на недостатки правового регулирования рассматриваемых отношений и делает вывод о необходимости их дальнейшего совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Муравьева Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITICAL ANALYSIS OF NOVELS OF LEGAL REGULATION OF LINEAR OBJECTS

In this article, the author analyzes the latest changes in civil legislation in terms of the legal regulation of linear facilities, reflected in the Federal Law of December 21, 2021 No. 430-FZ "On Amendments to Part One of the Civil Code of the Russian Federation". The changes affected three issues: legal qualification of linear structures; section of linear objects; the procedure for acquiring rights to ownerless linear facilities. The author points out the shortcomings of the legal regulation of the relations under consideration and concludes that they need to be further improved.

Текст научной работы на тему «КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НОВЕЛЛ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_5_55

КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НОВЕЛЛ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ CRITICAL ANALYSIS OF SHORT NOVELS OF LEGAL REGULATION OF LINEAR OBJECTS

МУРАВЬЕВА Марина Сергеевна, аспирант кафедры земельного и экологического права, Российский государственный университет правосудия. 117418, Россия, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, 69. E-mail: marina.muraviyeva@gmail.com MURAVYEVA Marina Sergeevna,

postgraduate student of Land and environmental law sub-faculty, the Russian State University of Justice. 69 Novocheremushkinskaya str., Moscow, 117418, Russia. E-mail: marina.muraviyeva@gmail.com

Краткая аннотация: в настоящей статьей автор анализирует последние изменения гражданского законодательства в части правового регулирования линейных объектов, отраженные в Федеральном законе от 21.12.2021 № 430-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гоажданского кодекса Российской Федерации". Изменения затронули три вопроса: правовая квалификация линейных сооружений; раздел линейных объектов; порядок приобретения прав на бесхозяйные линейные объекты. Автор указывает на недостатки правового регулирования рассматриваемых отношений и делает вывод о необходимости их дальнейшего совершенствования.

Abstract: in this article, the author analyzes the latest changes in civil legislation in terms of the legal regulation of linear facilities, reflected in the Federal Law of December 21, 2021 No. 430-FZ "On Amendments to Part One of the Civil Code of the Russian Federation". The changes affected three issues: legal qualification of linear structures; section of linear objects; the procedure for acquiring rights to ownerless linear facilities. The author points out the shortcomings of the legal regulation of the relations under consideration and concludes that they need to be further improved.

Ключевые слова: линейные объекты, сооружение, бесхозяйные вещи, раздел линейного объекта, правовая квалификация.

Keywords: linear objects, construction, ownerless things, section of a linear object, legal qualification.

Для цитирования: Муравьева М.С. Критический анализ новелл правового регулирования линейных объектов//Аграрное и земельное право. 2022. № 5(209). С. 55-59. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_5_55.

For citation: Muravyeva M.S. Critical analysis of short novels of legal regulation of linear objects // Agrarian and Land Law. 2022. No. 5(209). pp. 55-59. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_5_55.

Статья поступила в редакцию: 24.04.2022

21 декабря 2021 года принят Федеральный закон от 21.12.2021 № 430-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации"[1] (далее - Закон). Закон является результатом последовательного рассмотрения Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации частей первоначального проекта федерального закона № 47538-6/5 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации"[2], разработанного Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, в том числе в целях реформирования вещного права[3].

Закон вступит в силу с 1 марта 2023 года, за исключением пункта 2 статьи 1 Закона, который вступил в силу со дня официального опубликования и изменил статью 225 Гражданского кодекса Российской Федерации[4] (далее - Гражданский кодекс) "Бесхозяйные вещи".

Следует отметить, что Закон внес существенные изменения в правовое регулирование линейных объек-

тов, значение которых в развитии городов, отдельных территорий и отраслей экономики не вызывает сомнений.

Изменения, связанные с правовым регулированием линейных объектов, затронули три следующих вопроса:

1) правовая квалификация[5] линейных объектов, являющихся сооружениями;

2) раздел линейных объектов;

3) порядок приобретения прав на бесхозяйные линейные объекты.

Остановимся подробно на этих изменениях.

Согласно п. 1 ст. 141.3 Гражданского кодекса (в редакции Закона) здания и сооружения являются недвижимыми вещами (статья 130) и создаются в результате строительства.

В настоящее время отсутствует легальное определение линейных объектов, содержащее существенные признаки таких объектов.

В то же время в ряде федеральных законов[6] предприняты попытки дать нормативное понимание линейных объектов путем указания их неисчерпывающего перечня.

По результатам рассмотрения определений линейных объектов и их отдельных видов можно сделать вывод, что линейный объект является сооружением[7] либо совокупностью технологически связанных вещей (например, магистральный трубопровод1'.

На сегодняшний день вопрос об отнесении линейных объектов к движимым или недвижимым вещам решается судами по-разному и зависит от обстоятельств создания и конкретных характеристик объектов, а также представленных сторонами спора доказательств.

Таким образом, после вступления в силу указанной нормы в вопросе о принадлежности линейных объектов, являющихся сооружениями, к недвижимым вещам, с высокой долей вероятности будет поставлена точка.

Полагаем, что причисление законодателем всех сооружений к недвижимым вещам не соответствует фактически сложившимся отношениям.

Существование сооружений, не являющихся капитальными, подтверждается действующим законодательством, в котором встречаются такие понятия как «некапитальные сооружения» (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации[8]), «мобильное (инвентарное) сооружение»[9].

Кроме того, у линейных объектов, предназначенных для эксплуатации или подключения к системам энергоснабжения объектов капитального строительства, может отсутствовать прочная связь с землей[10].

Следовательно, с момента вступления в силу Закона любые линейные сооружения, в том числе не имеющие прочной связи с землей, будут квалифицироваться в качестве недвижимого имущества. Учитывая, что Закон не имеет обратной силы, в обороте будут находиться объекты с одинаковыми параметрами, но имеющими разный правовой режим, что не будет способствовать единообразию правоприменительной практики.

В соответствии с п. 3 ст. 141.5 Гражданского кодекса (в редакции Закона) при разделе линейного объекта, в том числе при осуществлении которого не производится его реконструкция, могут быть образованы один или несколько линейных объектов, включая линейный объект, раздел которого осуществлен, с измененными параметрами.

1 Пункт 2 Правил подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2009 № 1039 «О порядке подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации», закрепляет, что магистральный трубопровод - совокупность технологически взаимосвязанных объектов, обеспечивающих транспортировку нефти или нефтепродуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, от мест приема до мест сдачи или перевалки на другие виды транспорта.

По итогам рассмотрения данной нормы возникает вопрос: любой ли линейный объект можно разделить?

С учетом статьи 135 Гражданского кодекса полагаем, что речь идет о разделе не всех линейных объектах, а только таких линейных объектах, которые являются делимыми вещами, раздел которых не приводит к утрате первоначального назначения. Так, возможность существования неделимых линейных объектов следует из статьи 133.1 Гражданского кодекса "Единый недвижимый комплекс". Как пишет Е.А. Суханов, при разделе таких комплексов они утрачивают свое первоначальное хозяйственное назначение и не могут использоваться для достижения тех целей, для которых они были созданы[11].

До принятия Закона вопрос раздела линейных объектов законодательно урегулирован не был, что приводило к судебным спорам о признании незаконным решения органа кадастрового учета об отказе в постановке на государственный учет линейного объекта капитального строительства

В постановлении Арбитражного суда Московского округа от 09.08.2021 № Ф05-17834/2021 по делу № А40-244818/2020 об оспаривании решения регистрирующего органа, отказавшего в осуществлении учетно-регистрационных действий в отношении линейного объекта, суд удовлетворил требования заявителя, так как для осуществления регистрационных действий при разделе автомобильной дороги, не связанном с ее реконструкцией, в результате которого образуется несколько автомобильных дорог, соответствующий технический план может быть подготовлен на основании декларации, составленной и заверенной собственником автомобильной дороги, раздел которой осуществлен.

В постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.06.2020 № Ф08-3351/2020 по делу № А32-28723/2019 о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на сооружения, образованные в результате раздела единого линейного сооружения, суд в удовлетворении требования отказал, поскольку спорный объект является сложной вещью и не подлежит разделу.

В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015 № 09АП-42070/2015 по делу № А40-16393/15 суд отказал в удовлетворении заявления о признании незаконным решения органа кадастрового учета об отказе в постановке на государственный учет объекта капитального строительства, поскольку раздел магистрального линейного сооружения может сделать невозможной его последующую эксплуатацию в соответствии с исходным назначением.

В разъяснении Министерства экономического развития России, подготовленном до внесения рассматриваемых изменений в Гражданский кодекс, указывалось на то, что раздел автомобильной дороги допускается только в том случае, если такая дорога является делимой вещью. При этом в результате раздела автомобильной дороги могут быть образованы только автомобильные дороги[12].

Таким образом, правоприменительная практика подтверждает вывод, что раздел линейного объекта возможен в случае, если такой объект является делимой вещью.

С 21 декабря 2021 года Законом уточнены нормы о приобретении в собственность бесхозяйных линейных объектов:

- закреплено право уполномоченного органа обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности в отношении линейных объектов через три месяца (а не через один год, как было раньше) со дня постановки бесхозяйного линейного объекта на учет;

- предусмотрено право лиц, обязанных в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию бесхозяйных линейных объектов: 1) обратиться с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов (наряду с муниципальными органами), 2) обратиться в суд с требованием о признании права собственности на бесхозяйные линейные объекты по истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет.

В частности, лица, обязанные осуществлять эксплуатацию бесхозяйных линейных объектов, предусмотрены Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении)[13], Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"[14].

До принятия рассматриваемых изменений указанные лица могли обратиться с требованием о признании права собственности на бесхозяйные линейные объекты в силу приобретательной давности[15].

По нашему мнению, упрощение порядка и сокращение сроков приобретения в собственность бесхозяйных линейных объектов свидетельствует о наличии публичных интересов в обеспечении их безопасной эксплуатации со стороны законного владельца.

Указанные изменения породили немалое количество вопросов.

Так, согласно пунктам 6.4, 6.5 ст. 15 Закона о теплоснабжении обязанность осуществлять эксплуатацию бесхозяйных линейных объектов теплоснабжения возникает у определенных в законе лиц после вступления в силу решения об определении организации по содержанию и обслуживанию, изданию которого предшествует обязательное принятие на учет органом регистрации прав бесхозяйного объекта теплоснабжения.

В этой связи возникает вопрос, может ли указанное лицо обратиться с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов до издания решения уполномоченного органа об определении обслуживающей организации. Учитывая отсутствие необходимости обращаться с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов после издания указанного решения, полагаем, что ответ на данный вопрос должен быть положительным. Указанную неопределенность целесообразно устранить в рамках правового или индивидуального (судебного) регулирования рассматриваемых отношений[16].

Важно отметить, что согласно п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России 10.12.2015 № 931 [17], заявление о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей подают уполномоченные органы. Отсутствие соответствующих изменений приказа не препятствует, по нашему мнению, реализации предусмотренного законом права указанных выше лиц.

Кроме того, в Законе не разрешены вопросы одновременного обращения в суд с требованиями о признании права собственности как уполномоченного органа, так и указанных лиц, а также реализации предусмотренных Законом прав в случае, если бесхозяйные линейные объекты были выявлены до вступления в силу Закона.

Рассмотренные в настоящей статье изменения правового регулирования линейных объектов не лишены недостатков, а наметившиеся вопросы применения новелл требуют более глубокого осмысления, детальных научных разработок и дальнейшего совершенствования в рамках правового и индивидуального (судебного) регулирования общественных отношений.

Библиография:

1. Федеральный закон от 21.12.2021 № 430-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 21.12.2021.

2. Справка о результатах деятельности рабочей группы Совета по приведению проекта федерального закона № 47538-6/5 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» (во втором чтении) в актуальное состояние // https://privlaw.ru/wp-content/uploads/2020/05/СПРАВКА-В.В.Витрянского.docx.

3. Экспертное заключение по проекту федерального закона № 47538-6/5.1 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" (принято на заседании Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 21.10.2021 № 212-1/2021) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 29.03.2021).

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51 -ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

5. Valerii N. Vlasenko Legal Qualification as a Logical Method of Cognition // Journal of Siberian Federal University. Humanities & social sciences. 2016. 9(1). С. 210-217.

6. Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЭ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 29.10.2001. № 44. Ст. 4148; Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» // СЗ РФ. 27.12.2004. № 52 (часть 1). Ст. 5276; др.

7. Лужина А.Н. Недвижимое имущество: понятие и отдельные виды: Учебное пособие. - М.: РГУП, 2017. С. 65-66.

8. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1. Ст. 16.

9. ГОСТ Р 58759-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения мобильные (инвентарные). Классификация. Термины и определения (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2019 № 1389-ст) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 01.03.2022).

10. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.06.2020 № Ф05-4507/2020 по делу № А40-248817/2018 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 01.03.2022).

11. Суханов Е.А. Вещное право: Научно-познавательный очерк. - М.: Статут, 2017. С. 210.

12. Письмо Минэкономразвития России от 06.07.2017 № Д23и-3986 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 01.03.2022).

13. Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" // СЗ РФ. 02.08.2010. № 31. Ст. 4159.

14. Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" // СЗ РФ. 12.12.2011. № 50. Ст. 7358.

15. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.12.2020 по делу № А29-10115/2020 // https://kad.arbitr.ru/Card/1fe018a9-e205-4878-ba8b-38462700a539.

16. Ершов В.В. Правовое и индивидуальное регулирование общественных отношений: Монография. - М.: РГУП, 2018.

17. Приказ Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26.04.2016.

References:

1. Federal Law No. 430-FZ of 12/21/2021 "On Amendments to Part One of the Civil Code of the Russian Federation" // Official Internet Portal of Legal Information http://pravo.gov.ru , 12/21/2021.

2. Information on the results of the Council's working group on bringing the draft Federal Law No. 47538-6/5 "On Amendments to Part the first of the Civil Code of the Russian Federation" (in the second reading) to the current state // https://privlaw.ru/wp-content/uploads/2020/05/СПРАВКА-В.В.Витрянского.docx .

3. Expert opinion on the draft Federal Law No. 47538-6/5.1 "On Amendments to Part One of the Civil Code of the Russian Federation" (adopted at the meeting of the Council under the President of the Russian Federation on Codification and Improvement of Civil Legislation on 21.10.2021 No. 212-1/2021) // Access from help.-the legal system "ConsultantPlus" (accessed 29.03.2021).

4. The Civil Code of the Russian Federation (part one) of 30.11.1994 No. 51-FZ // SZ RF. 1994. No. 32. St. 3301.

5. Valerii N. Vlasenko Legal Qualification as a Logical Method of Cognition // Journal of Siberian Federal University. Humanities & social sciences. 2016. 9(1). pp. 210-217.

6. Federal Law No. 137-FZ of 25.10.2001 "On the Entry into Force of the Land Code of the Russian Federation" // SZ RF. 29.10.2001. No. 44. St. 4148; Federal Law No. 172-FZ of 21.12.2004 "On the transfer of lands or land plots from one category to another" // SZ RF. 27.12.2004. No. 52 (part 1). Article 5276; etc.

7. Luzhina A.N. Real estate: the concept and individual types: A textbook. - M.: RGUP, 2017. pp. 65-66.

8. Town-planning Code of the Russian Federation No. 190-FZ dated 29.12.2004 // SZ RF. 2005. No. 1. St. 16.

9. GOST R 58759-2019. National Standard of the Russian Federation. Buildings and structures are mobile (inventory). Classification. Terms and definitions (approved and put into effect by Rosstandart Order No. 1389-st dated 12.12.2019) // Access from help.-legal system "ConsultantPlus" (accessed 01.03.2022).

10. Resolution of the Arbitration Court of the Moscow District of 04.06.2020 No. F05-4507/2020 in case No. A40-248817/2018 // Access from help.-legal system "ConsultantPlus" (accessed 01.03.2022).

11. Sukhanov E.A. Property law: A scientific and educational essay. - M.: Statute, 2017. p. 210.

12. Letter of the Ministry of Economic Development of Russia dated 06.07.2017 No. D23i-3986 // Access from the reference.-legal system "ConsultantPlus" (accessed 01.03.2022).

13. Federal Law No. 190-FZ of 27.07.2010 "On heat supply" // SZ RF. 02.08.2010. No. 31. St. 4159.

14. Federal Law No. 416-FZ of 07.12.2011 "On water supply and sanitation" // SZ RF. 12.12.2011. No. 50. St. 7358.

15. Decision of the Arbitration Court of the Komi Republic dated 10.12.2020 in case No. A29-10115/2020 // https://kad.arbitr.ru/Card/1fe018a9-e205-4878-ba8b-38462700a539 .

16. Ershov V.V. Legal and individual regulation of public relations: Monograph. - M.: RSUP, 2018.

17. Order of the Ministry of Economic Development of Russia dated 10.12.2015 No. 931 "On establishing the Procedure for taking into account ownerless immovable things" // Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru , 26.04.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.