Научная статья на тему 'КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В ОБЛАСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ'

КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В ОБЛАСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нормативно-правовые акты / выявление признаков экономической несостоятельности / финансовое оздоровление / регламент / «дорожная карта» / regulations / identification of signs of economic insolvency / financial recovery / regulations / «road map»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р.И. Каюмов, В.Ю. Галкин

Авторами, на основе анализа Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15 мая 2024 г. № 282, и с учетом современных реалий функционирования предприятий с государственным участием, рассматривается действенность положений указанного Постановления в выявлении признаков экономической несостоятельности таких предприятий, отмечаются имеющиеся проблемы в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITICAL ANALYSIS OF CHANGES MADE TO THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN IN THE FIELD OF IDENTIFYING SIGNS OF ECONOMIC INSOLVENCY OF ENTERPRISES WITH STATE PARTICIPATION

The authors, based on an analysis of the Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan dated May 15, 2024 N 282, and taking into account the modern realities of the functioning of enterprises with state participation, examine the effectiveness of the provisions of this Resolution in identifying signs of economic insolvency of such enterprises, and note existing problems in this area.

Текст научной работы на тему «КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В ОБЛАСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ»

КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В ОБЛАСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ

Р.И. Каюмов, канд. экон. наук, заведующий отделом В.Ю. Галкин, канд. экон. наук, старший научный сотрудник

Центр исследования проблем приватизации и управления государственными активами при Агентстве по управлению государственными активами РУз (Узбекистан, г. Ташкент)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-7-1-169-171

Аннотация. Авторами, на основе анализа Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15 мая 2024 г. № 282, и с учетом современых реалий функционирования предприятий с государственным участием, рассматривается действенность положений указанного Постановления в выявлении признаков экономической несостоятельности таких предприятий, отмечаются имеющиеся проблемы в этой области.

Ключевые слова: нормативно-правовые акты, выявление признаков экономической несостоятельности, финансовое оздоровление, регламент, «дорожная карта».

Изучение практики работы предприятий, имеющих долю государства в уставном капитале, показало, что зачастую эффективность их функционирования оставляет желать лучшего, а финансовые показатели находятся на недостаточном уровне по сравнению с аналогичными показателями частных предприятий. В связи с этим, одной из главных и актуальных проблем, которая требует безотлагательного решения, является проблема дальнейшего совершенствования системы финансового оздоровления предприятий с государственным участием.

В связи с этим, необходимо тщательно проанализировать действующие нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятий с государственным участием, для внесения в них изменений и дополнений, которые будут способствовать улучшению финансового состояния и повышению эффективности работы этих предприятий.

К числу основных документов, регулирующим рассматриваемую область, следует отнести Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы финансового оздоровления предприятий с государственным участием» от 14

декабря 2018 г. №1013, которым были утверждены «Регламент проведения анализа финансово-экономического состояния предприятий с государственным участием» и «Положение о порядке разработки, утверждения и мониторинга реализации программ - «дорожных карт» по финансовому оздоровлению предприятий с государственным участием» [1].

В последнее время в стране были предприняты определенные шаги в направлении совершенствования данных нормативных актов. Так, Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15 мая 2024 г. № 282 [2], были внесены изменения и дополнения в вышеуказанные документы.

Приводя общую характеристику сущности внесенных изменений и дополнений и выявленные недостатки в положениях документа можно сделать следующие основные выводы:

1. Суть изменений и дополнений в основном сводится к тому, что в Постановлении от 14 декабря 2018 г. №1013 и утвержденных им Положениях названия министерств и ведомств были приведены в соответствии с их названиями, применяемыми в настоящее время. Снизилось количество представляемой информации со

стороны соответствующих государственных органов, в частности информация, поступающая из статистических органов.

Также, в соответствии с принятым Законом Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием ЗРУ «О неплатежеспособности»» от 21.02.2024 года № 911, слово «банкротство» и словосочетание «признаки банкротства», были заменены соответственно на «платежеспособность» и «признаки неплатежеспособности».

2. Регламент проведения анализа финансово-экономического состояния предприятий с государственным участием (далее Регламент), за исключением вышеуказанных поправок, а также замены одного из критериев отнесения предприятий, не имеющим возможность восстановить свою платежеспособность - «наличия просроченной кредиторской задолженности в размере не менее пятисоткратного размера минимальной заработной платы» на формулировку - «имеющего признак постоянной неплатежеспособности», остался практически в неизмененном виде.

3. В «Положении о порядке разработки, утверждения и мониторинга реализации программ - «дорожных карт» по финансовому оздоровлению предприятий с государственным участием» изменились критерии применения данного положения, оно теперь в обязательном порядке применяется только к предприятиям с государственной долей в уставном фонде 50 и более процентов.

Причем Регламент распространяется на все предприятия с государственной долей, а нижеследующее Положение по «дорожным картам» на предприятия, где доля государства в уставном фонде составляет 50% и выше.

Также, в целях оперативного решения возникших на предприятиях финансовых проблем, упраздняются рабочие группы с участием ответственных работников Кабинета Министров, Агентства по управлению государственными активами (далее -Агентство госактивов) и других уполномоченных министерств и ведомств, а ана-

лиз финансово-экономического положения предприятий, включенных в перечень, и разработка «дорожных карт» осуществляется непосредственно предприятиями, министерствами и ведомствами, местными органами исполнительной власти, выступающими акционерами (участниками, учредителями) в отношении своей государственной доли, которые в течение двух недель разработают проекты «дорожных карт» - программ. Разработанные «дорожные карты» вносятся на рассмотрение Агентству госактивов и после одобрения, утверждаются участниками (учредителями).

4. Агентство по статистике при Президенте Республики Узбекистан исключено из числа органов, представляющих информацию Агентству госактивов. Вместе с тем, исключив орган статистики, разработчики документа не указали источник информации об использовании предприятием производственных мощностей. Значения данного показателя, рассчитанные по формуле, приведенной в Регламенте, представляются предприятиями в Агентство госактивов в составе отчетов по выполнению КПЭ и размещаются на его сайтах. Эти сайты можно было указать в качестве источника данных для расчета коэффициента использования производственных мощностей, как и для расчета других показателей Регламента, которые включены и в отчет по выполнению КПЭ.

Таким образом, анализ действенности положений документа при оценке финансово-экономического состояния предприятий с государственным участием показал, что большая часть предложений, ранее внесенных авторами [3], к сожалению, не были учтены при разработке нового документа. А внесенные изменения, в основном ограничились приведением в соответствие различных законодательных и нормативных документов, упростили организационный процесс анализа финансового состояния предприятия и разработки «дорожной карты» по его оздоровлению, но не решили ряда вопросов, которые, по нашему мнению, влияют на общую эффективность указанных нормативных актов, особенно в части предупреждения значи-

тельного ухудшения финансового положе- ной степени, снизило практическую знания предприятий. Что, в итоге, значитель- чимость принятого документа.

Библиографический список

1. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы финансового оздоровления предприятий с государственным участием» от 14 декабря 2018 года № 1013 // Национальный правовой информационный центр «Адолат»: сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lex.uz/docs/4106620.

2. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые документы правительства Республики Узбекистан, а также о признании некоторых из них утратившими силу в связи с совершенствованием сферы управления государственным имуществом» от 15 мая 2024 г. № 282.

3. Каюмов Р.И., Галкин В.Ю. Новые подходы к финансовому оздоровлению предприятий с государственным участием // Экономика и менеджмент: новые вызовы и возможности: сб. научных трудов II Междунар. науч.-практ. конф. (Ростов-на-Дону, 22 февраля 2024 г.) В 2-х ч. Ч. 1 / под общ. ред. К.А. Бармуты; Донской гос. техн. ун-т. -Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2024. - С. 347-352. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://donstu.ru/structure/science educatюn^konomika-i-menedzhment/menu/nauchno-issledovatelskaya deyatelnost/.

4. Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием ЗРУ «О неплатежеспособности»» от 21.02.2024 года № 911.

CRITICAL ANALYSIS OF CHANGES MADE TO THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN IN THE FIELD OF IDENTIFYING SIGNS OF ECONOMIC INSOLVENCY OF ENTERPRISES WITH STATE PARTICIPATION

R.I. Kayumov, Candidate of Economic Sciences, Head of the Department V.Yu. Galkin, Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher

Center for the Study of Problems of Privatization and Management of State Assets under the State Assets Management Agency of the Republic of Uzbekistan (Uzbekistan, Tashkent)

Abstract. The authors, based on an analysis of the Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan dated May 15, 2024 N 282, and taking into account the modern realities of the functioning of enterprises with state participation, examine the effectiveness of the provisions of this Resolution in identifying signs of economic insolvency of such enterprises, and note existing problems in this area.

Keywords: regulations, identification of signs of economic insolvency, financial recovery, regulations, «road map».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.