Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН О НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН О НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ / ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА / ДОЛЖНИКИ / КРЕДИТОРЫ / СОБСТВЕННИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галкин В.Ю.

Статья посвящена анализу эффективности действующего законодательства Узбекистана в области финансового оздоровления экономически несостоятельных предприятий и процедур их банкротства. Подчеркивается важность данного раздела законодательства, регулирующего рыночные отношения. Отмечается прогрессивность прихода на смену Закону «О банкротстве» от 5 мая 1994 года Закона «О неплатежеспособности» от 12 апреля 2022 года, направленного на более глубокую интеграцию экономики республики в международную экономическую систему. Рассматривается передовая зарубежная практика и возможность применения некоторых предложений ученых-экономистов в законодательстве Узбекистана. А также даются рекомендации по внесению изменений в законодательство страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Галкин В.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF IMPROVEMENT OF THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN ON INSOLVENCY

The article is devoted to the analysis of the effectiveness of the current legislation of Uzbekistan in the field of financial recovery of economically insolvent enterprises and their bankruptcy procedures. The importance of this section of the legislation governing market relations is emphasized. The progressiveness of the coming to replace the Law "On Bankruptcy" of May 5, 1994, the Law "On Insolvency" of April 12, 2022, aimed at a deeper integration of the republic's economy into the international economic system, is noted. The advanced foreign practice and the possibility of applying some proposals of scientists-economists in the legislation of Uzbekistan are considered. It also provides recommendations on how to amend the country's legislation.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН О НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ»

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН О НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ

В.Ю. Галкин, канд. экон. наук, старший научный сотрудник

Центр исследования проблем приватизации и управления государственными активами при Агентстве по управлению государственными активами Республики Узбекистан

(Узбекистан, г. Ташкент)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-2-2-147-151

Аннотация. Статья посвящена анализу эффективности действующего законодательства Узбекистана в области финансового оздоровления экономически несостоятельных предприятий и процедур их банкротства. Подчеркивается важность данного раздела законодательства, регулирующего рыночные отношения. Отмечается прогрессивность прихода на смену Закону «О банкротстве» от 5 мая 1994 года Закона «О неплатежеспособности» от 12 апреля 2022 года, направленного на более глубокую интеграцию экономики республики в международную экономическую систему. Рассматривается передовая зарубежная практика и возможность применения некоторых предложений ученых-экономистов в законодательстве Узбекистана. А также даются рекомендации по внесению изменений в законодательство страны.

Ключевые слова: неплатежеспособность, финансовое оздоровление, процедуры банкротства, должники, кредиторы, собственники.

Закон о неплатежеспособности, наряду с другими разделами законодательства, регулирующими механизм функционирования рыночной экономики, занимает одно из центральных мест в системе взаимоотношений субъектов предпринимательской деятельности. Важность данного правового акта заключается в том, что в отличие от других законов он, в большей степени, должен найти и соблюсти баланс интересов сторон, которые носят диаметрально противоположный характер, а именно должника и кредиторов. Кроме того, этот законодательный акт должен учитывать и интересы всей национальной экономики и общества, поскольку от его эффективности во многом будет зависеть сохранение пропорций на макроэкономическом уровне, обеспечение экономической безопасности, обороноспособности страны и рациональное использование природных ресурсов.

В результате развития системы регулирования отношений должников и кредиторов в странах с развитой рыночной экономикой к настоящему времени сформировался институт банкротства, обладающий следующими характеристиками:

- приоритет интересов общества перед интересами должника или отдельных кредиторов;

- сбалансированность защиты интересов кредиторов, должника, работников и иных заинтересованных лиц;

- ориентация на предоставление компании возможности дальнейшего осуществления деятельности в целях сохранения рабочих мест и защиты инвестиций, а не на ее ликвидацию;

- защита и обеспечение повышения стоимости активов должника;

- использование института банкротства в отношении как юридических лиц, к которым применяются процедуры реорганизации и ликвидации, так и физических лиц, которые после реструктуризации задолженности освобождаются от долгов [1].

В Узбекистане Закон «О неплатежеспособности» от 12 апреля 2022 года пришел на замену ранее действовавшему Закону «О банкротстве» от 5 мая 1994 года, необходимость принятия нового законодательного акта была вызвана дальнейшим развитием рыночных отношений и выходом экономики республики за последние шесть

лет на качественно иной уровень.

Закон регулирует отношения в сфере неплатежеспособности юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей и его основной целью является обеспечение защиты интересов субъектов, находящихся в данном правовом поле, путем проведения необходимых процедур по их финансовому оздоровлению, либо их ликвидации в случае отсутствия такой возможности.

В отличие от ранее действующего законодательства новый закон усиливает действие мер по поддержке добропорядочных юридических и физических лиц, испытывающих финансовые затруднения, в целях улучшения их финансового состояния и ужесточает ответственность за преднамеренную неплатежеспособность.

Вводятся понятия временной и постоянной неплатежеспособности для предупреждения банкротства и повышения оперативности принятия решения по применению комплекса мер, направленных на восстановление возможности предприятия выполнять свои финансовые обязательства или ускорению процедуры его банкротства в целях осуществления расчетов с кредиторами.

В рамках возбуждения дела о неплатежеспособности предприятию предоставляется возможность продолжения выполнения ранее заключенных договоров и продолжения своей деятельности, а договорные обязательства, приводящие к ухудшению его финансового состояния, признаются судом недействительными.

Для получения возможности полного расчета с кредиторами предприятие-должник освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость и подоходного налога в части средств, направляемых на погашение кредиторской задолженности.

Начиная с 2023 года, закон вводит институт неплатежеспособности физического лица, при этом к нему применяется процедура реструктуризации и предоставляется возможность погашать свой долг по графику погашения в течение трех лет, а в случае признания его судом банкротом он освобождается от уплаты непокрытой задолженности вследствие недостаточности

имущества. Введение данной законодательной нормы свидетельствует о тенденции сближения законодательства республики с применяемыми нормами развитых зарубежных стран и усилении защиты граждан.

Краткий обзор, приведенный выше, позволяет сделать вывод, что в нашей стране, с принятием Закона «О неплатежеспособности» был осуществлен переход от «прокредиторской» системы, применяемой ранее в большей степени, к «продолжни-ковской», что в полной мере соответствует общемировым тенденциям в данной сфере правоотношений, способствует оздоровлению экономики и улучшению инвестиционного климата.

Однако, несмотря на достижение значительного прогресса в этой области, есть ряд проблемных вопросов, решение которых, по нашему мнению, могло бы в определенной степени облегчить практическую реализацию законодательных норм, с одновременным их уточнением и дополнением.

Так, прежде всего, следует остановиться на понятиях, применяемых в Законе и, в частности, на понятиях, определяющих критерии, по которым должно производиться дело о неплатежеспособности и, соответственно, процедурах, применяемых к должникам.

В законодательстве республики, как отмечалось выше, предусматриваются два признака неплатежеспособности: временная неплатежеспособность и постоянная неплатежеспособность.

Временная неплатежеспособность состоит в неспособности должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить свои обязанности по налогам и сборам на дату обращения в суд, если должником соответствующие обязательства не выполнены в течение трех месяцев с даты наступления, а градообразующим предприятием и приравненными к нему предприятиями - не выполнены в течение шести месяцев.

Постоянная же неплатежеспособность предполагает наличие обстоятельств, при которых обязательства должника превы-

шают стоимость его активов на дату подачи заявления в суд и в отчетном периоде на начало года, в котором подано заявление, и в отчетном периоде на начало предшествующего года, если заявление подано должником в первом квартале года.

Однако признаки, установленные законодателем, по нашему мнению, не в полной мере раскрывают степень сложности финансового положения предприятия и, соответственно, его неплатежеспособности, что совершенно необходимо для своевременного предупреждения банкротства и определения возможности его финансового оздоровления.

Здесь, несомненно, заслуживают внимания предложения зарубежных авторов, предлагающих привязать признаки неплатежеспособности к возможному сроку погашения обязательств, который, в свою очередь, находится в прямой зависимости от степени тяжести финансового состояния предприятия, переходящей с ухудшением из одного вида в другой.

Авторами предлагается выделить пять ступеней неплатежеспособности: зарождающуюся, прогрессирующую, устойчивую, хроническую и абсолютную и определить их временные рамки, исходя из сроков процедур, применяемых к предприятию-должнику, предусмотренных Федеральным Законом Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ:

- интервал продолжительностью три месяца - срок, по истечении которого в отношении предприятия, не исполняющего свои обязательства, может быть возбуждено дело о банкротстве - (зарождающаяся неплатежеспособность может быть устранена в течение трех месяцев и носит, как правило, технический характер);

- длительность процедуры наблюдения - семь месяцев (прогрессирующая неплатежеспособность, причины в основном, как и у зарождающейся неплатежеспособности - завышенные нормативы оборотных средств, низкая оборачиваемость дебиторской задолженности, низкая платежная дисциплина предприятий-

должников и т.д., которая может быть устранена в течение десяти месяцев (продолжительность каждой последующей ступени включает длительность предыдущей);

- период реабилитационных процедур -два года (устойчивая неплатежеспособность, характеризующаяся кризисным состоянием предприятия, которая может быть устранена в течение двух лет и десяти месяцев);

- срок мирового соглашения, продолжительность которого может варьироваться в широком диапазоне от трех - пяти до двадцати - двадцати пяти лет (хроническая неплатежеспособность, когда предприятие можно назвать несостоятельным, которая может быть устранена в течение периода действия мирового соглашения).

Абсолютная неплатежеспособность -завершающая стадия неплатежеспособности, дает старт проведению конкурсного производства [2].

Приведенные выше предложения, целесообразно рассмотреть на предмет их практического применения и в нашей стране, в увязке с процедурами, предусмотренными в Законе Республике Узбекистан «О неплатежеспособности», что позволило бы обеспечить своевременность и эффективность проведения реабилитационных мероприятий и, с более высокой степенью точности определить «точку невозврата», когда целесообразно приступать к процедуре банкротства.

Также, на наш взгляд, нуждаются в корректировке отдельные статьи Закона, в частности, в статье 86 «Анализ финансового состояния должника», исходя из основной цели данного анализа, на первое место следует поставить определение возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника и лишь затем определять его финансовую

способность оплаты технических процедур.

Как показало практическое изучение, основные проблемы предприятий, испытывающих финансовые сложности, связаны с наличием значительной просроченной дебиторской задолженности, выпуском продукции невостребованной рынком,

высокой себестоимостью производства и реализации продукции, неполной загрузкой производственных мощностей, отсутствием ритмичности производства, имеющимися непрофильными активами и рядом других факторов. В связи с чем, предусмотренный статьей 125 Закона Республики Узбекистан «О неплатежеспособности» перечень мер по восстановлению платежеспособности должника можно расширить, дополнить и конкретизировать с учетом их первоочередности, доступности и эффективности, в частности, включив такие как:

- мобилизация внутренних резервов (в том числе снижение размеров дебиторской задолженности, сокращение оборачиваемости оборотных средств и т.д.);

- проведение маркетинговых работ и разработка маркетинговой стратегии (прекращение выпуска продукции, не пользующейся спросом, снижение объемов выпуска продукции до их востребованного объема, переход на выпуск продукции, имеющей гарантированный сбыт);

- снижение себестоимости производимой продукции (в том числе за счет оптимизации процесса производства, снижения постоянных издержек и т.п.);

- обеспечение бесперебойной производственной деятельности (в том числе решение вопросов обеспеченности сырьем, а также рассмотрение возможности введения второй и третьей рабочей смены);

- оптимизация непрофильных активов и неиспользуемых производственных площадей (путем их реализации, сдачи в аренду) эффективное использование имеющихся активов;

- финансовая реструктуризация и финансовая поддержка предприятия (решение вопросов отсрочки погашения кредиторской задолженности и получение кредитов на льготных условиях);

- капитальный и текущий ремонт про-

- модернизация и техническое перевооружение производства, внедрение инновационных идей и технологий.

Рассматривая вопросы очередности удовлетворения требований кредиторов (статья 150), исходя из принципа социальной справедливости, удовлетворение требований: по платежным (исполнительным) документам, предусматривающим выдачу денежных средств на выплату заработной платы, по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств с единого счета должника для удовлетворения требований о взыскании алиментов, по выплате вознаграждений по авторским договорам, обеспечивающие равную степень выполнения обязательств должника по платежам и требованиям, вытекающим из трудовых и приравненных к ним правоотношений, а также требования граждан по возмещению ущерба, причиненного их имуществу преступлением или административным правонарушением, следует из разряда «первоочередных» перенести во «внеочередные».

Необходимо отметить и то важное обстоятельство, что все статьи Закона имеют характер прямого практического применения. Однако, наличие многочисленных отсылок к статьям, а также к их частям, приводит к усложнению понимания содержания Закона и создает затруднения для пользователя. Данную проблему предлагается разрешить путем обозначения этих частей соответствующими литерами.

В целом же, новый Закон, несомненно, можно рассматривать как значительный шаг в направлении совершенствования отечественного законодательства, применительно к условиям поступательного движения экономики нашей страны к более зрелой стадии развития рыночных отношений и одно из непременных условий ее интеграции в мировую экономическую систему.

изводственных мощностей;

Библиографический список

1. Зубарев И.С. Финансовый анализ в условиях банкротства: учебное пособие. - Пермь: ПГАТУ, 2020. - 118 с.

2. Попова Н.С., Рябцева Л.В., Степанов И.Г. К вопросу об определении и сущности понятий несостоятельности и банкротства // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 71. - С. 171-174.

3. Закон Республики Узбекистан «О неплатежеспособности» от 12 апреля 2022 года.

4. Закону Республики Узбекистан «О банкротстве» от 5 мая 1994 года.

SOME ISSUES OF IMPROVEMENT OF THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF

UZBEKISTAN ON INSOLVENCY

V.Yu. Galkin, Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher

Center for Research of Problems in Privatization and State Assets Management under the State Assets Management Agency of the Republic of Uzbekistan (Uzbekistan, Tashkent)

Abstract. The article is devoted to the analysis of the effectiveness of the current legislation of Uzbekistan in the field of financial recovery of economically insolvent enterprises and their bankruptcy procedures. The importance of this section of the legislation governing market relations is emphasized. The progressiveness of the coming to replace the Law "On Bankruptcy" of May 5, 1994, the Law "On Insolvency" of April 12, 2022, aimed at a deeper integration of the republic's economy into the international economic system, is noted. The advanced foreign practice and the possibility of applying some proposals of scientists-economists in the legislation of Uzbekistan are considered. It also provides recommendations on how to amend the country's legislation.

Keywords: insolvency, financial recovery, bankruptcy proceedings, debtors, creditors, owners.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.