Научная статья на тему 'Критический анализ инновационного развития Республики Татарстан'

Критический анализ инновационного развития Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
362
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION / INVESTMENT POTENTIAL OF THE REGION / INNOVATION PROCESS / INNOVATION ACTIVITY / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайнуллина Диляра Рамилевна

В задачи государства входит создание условий, благоприятствующих развитию инновационной деятельности в промышленном секторе Республики Татарстан. Важную роль в финансовом обеспечении республиканской науки играет обеспечение роста внутренних расходов на НИОКР, а также способствование планомерному увеличению объемов финансирования фундаментальной и прикладной науки. Республика является самым привлекательным регионом для иностранных инвесторов среди субъектов Поволжского федерального округа, поэтому обладает всеми предпосылками активизации инновационного процесса. В настоящей статье автором были проанализированы предпосылки инновационного развития Республики Татарстан, в том числе по ключевым отраслям региональной экономики. Автором также были сделаны выводы об условиях, необходимых для окончательного формирования региональной инновационной экономики. Статья может быть интересна представителям регионального бизнеса, в частности наукоемких предприятий, а также представителям научного сообщества, интересующимся данной тематикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зайнуллина Диляра Рамилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Critical analysis of innovative development of the Republic of Tatarstan

The tasks of the state include the creation of conditions conducive to the development of innovation activity in the industrial sector of the Republic of Tatarstan. An important role in the financial support of the republican science is to ensure the growth of domestic spending on R&D, as well as to promote a systematic increase in the funding of fundamental and applied science. The Republic is the most attractive region for foreign investors among the subjects of the Volga Federal district, so it has all the prerequisites for activating the innovation process. In this article the author analyzed the prerequisites of innovative development of the Republic of Tatarstan, including the key sectors of the regional economy. The author also drew conclusions about the conditions necessary for the final formation of the regional innovation economy. The article may be of interest to representatives of regional business, in particular high-tech enterprises, as well as representatives of the scientific community interested in this topic.

Текст научной работы на тему «Критический анализ инновационного развития Республики Татарстан»

вопросы инновдционнои экономики

Том 9 • Номер 3 • Июль-сентябрь 2019 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

> Первое

экономическое издательство

критический анализ инновационного развития республики татарстан

Зайнуллина Д.Р. 1

1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казань, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В задачи государства входит создание условий, благоприятствующих развитию инновационной деятельности в промышленном секторе Республики Татарстан. Важную роль в финансовом обеспечении республиканской науки играет обеспечение роста внутренних расходов на НИОКР, а также способствование планомерному увеличению объемов финансирования фундаментальной и прикладной науки. Республика является самым привлекательным регионом для иностранных инвесторов среди субъектов Поволжского федерального округа, поэтому обладает всеми предпосылками активизации инновационного процесса. В настоящей статье автором были проанализированы предпосылки инновационного развития Республики Татарстан, в том числе по ключевым отраслям региональной экономики. Автором также были сделаны выводы об условиях, необходимых для окончательного формирования региональной инновационной экономики. Статья может быть интересна представителям регионального бизнеса, в частности наукоемких предприятий, а также представителям научного сообщества, интересующимся данной тематикой.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновационное развитие региона, инвестиционный потенциал региона, инновационный процесс, инновационная деятельность, экономический рост.

critical analysis of innovative development of the Republic of Tatarstan

Zaynullina D.R. 1

1 Kazan State University of Architecture and Engineering, Russia

введение

Инновационная состоятельность предприятия, внедряющего инновационные проекты, находится в сильной зависимости от инновационного развития региона и существующего там инвестиционного климата.

Как известно, факторами инвестиционного климата являются инвестиционный риск, инвестиционный потенциал и законодательные условия. В свою очередь, инвестиционный потенциал, помимо ресурсно-сырьевой обеспеченности региона, характеризуется покупательной способностью населения, наличием трудовых ресурсов, состоянием инновационной сферы, инфраструктурной обеспеченностью, а также степенью участия государства в экономике.

В свою очередь, инвестиционный риск оценивается уровнем коррупции и преступности в регионе, а также деловой репутацией партнеров.

Целью настоящей статьи является анализ регионального инновационного потенциала Татарстана, анализ условий формирования региональной инновационной экономики и поддержания инновационной активности предприятий.

Теоретической базой исследования послужили современные труды отечественных ученых в области экономики инноваций, а также современные экономические исследования, посвященные проблемам экономики инноваций, регионального развития, статистические базы и др.

Научной новизной статьи является определение условий инновационного развития Республики Татарстан.

Предпосылки инновационного развития Республики Татарстан

Республика Татарстан является одним из наиболее экономически развитых субъектов Российской Федерации, ключевым нефтедобывающим субъектом Поволжского федерального округа.

По показателю патентной активности Республика Татарстан занимает одну из лидирующих позиций, но ее результативность, зависящая от уровня интенсификации производства, к сожалению, недостаточно высока. По ключевым позициям респуб-

ABSTRACT:

The tasks of the state include the creation of conditions conducive to the development of innovation activity in the industrial sector of the Republic of Tatarstan. An important role in the financial support of the republican science is to ensure the growth of domestic spending on R&D, as well as to promote a systematic increase in the funding of fundamental and applied science. The Republic is the most attractive region for foreign investors among the subjects of the Volga Federal district, so it has all the prerequisites for activating the innovation process. In this article the author analyzed the prerequisites of innovative development of the Republic of Tatarstan, including the key sectors of the regional economy. The author also drew conclusions about the conditions necessary for the final formation of the regional innovation economy. The article may be of interest to representatives of regional business, in particular high-tech enterprises, as well as representatives of the scientific community interested in this topic. KEYWORDS: innovative development of the region, investment potential of the region, innovation process, innovation activity, economic growth

JEL Classification: 032, 033, R11, R12, R19 Received: 03.12.2018 / Published: 30.09.2019

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers For correspondence: Zaynullina D.R. (zaynullina0kgasu.ru)

CITATION:

Zaynullina D.R. (2019) Kriticheskiy analiz innovatsionnogo razvitiya Respubliki Tatarstan [Critical analysis of innovative development of the Republic of Tatarstan]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 9. (3). - 823-832. doi: 10.18334/vinec.9.3.41066

лика занимает двойственное положение: удельный вес инновационно-активных предприятий превышает средний по России уровень более чем в два раза, однако их вклад в промышленное развитие пока незначителен [2] (Abdukhanova, 2015).

В задачи государства входит создание условий, благоприятствующих развитию инновационной деятельности в промышленном секторе Республики Татарстан. Важную роль в финансовом обеспечении республиканской науки играет обеспечение роста внутренних расходов на НИОКР, а также способствование планомерному увеличению объемов финансирования фундаментальной и прикладной науки.

В регионе имеются все предпосылки активизации инновационного процесса (в том числе: значительный производственный потенциал, активная работа национальных исследовательских университетов и т.д.). Однако отсутствие целевого расходования бюджетных средств на внедрение инновационных проектов приводит к разобщенности в работе указанных структур. В результате цепочка инновационного процесса, которая должна быть непрерывной, разрывается [3] (Belay, 2015).

Отсюда следует, что нужно объединять усилия и ресурсы, которыми располагает республика, для достижения основной цели - устойчивого экономического роста в регионе, что представляется, с одной стороны, при укреплении связи между фундаментальной и прикладной наукой, и завоеванием рынка - с другой.

инновационное развитие ключевых отраслей экономики республики татарстан

В основном инновационные процессы в Татарстане характерны для предприятий промышленности, которые составляют ежегодно от 87 до 96% от всех инновационно-активных предприятий.

В последние годы наиболее активными с этой точки зрения являются предприятия пищевых производств, топливной промышленности, химии, нефтехимии и машиностроения. Это обусловлено высокими темпами прироста производства продукции и прибыли, позволяющими концентрировать крупные суммы на модернизации производственных фондов, приобретении высокотехнологичного оборудования и запуск новых видов продукции в производство.

Согласно структуре затрат производственных предприятий на инновации, наибольшая их часть направлена на приобретение оборудования и машин для технологических инноваций (50,2%). В сумме с расходами на технологическую подготовку и

ОБ АВТОРЕ:_

Зайнуллина Диляра Рамилевна, старший преподаватель кафедры экспертизы и управления недвижимостью, кандидат экономических наук (zaynullinaBkgasu.rul

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Зайнуллина Д.Р. Критический анализ инновационного развития Республики Татарстан // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - Том 9. - № 3. - С. 823-832. doi: 10.18334/vinec.9.3.41066

■ Обрабатывающие производства Добыча полезных ископаемых

■ Производство электроэнергии, газа и воды

Рисунок 1. Объем отгруженных товаров в отношении приоритетных видов экономической

деятельности для РТ

Источник: составлено автором по даннымФедеральной службы государственной статистики РФ.

Здравоохранение-Образование-' Прс Государственное

чие услуги С/х

управление

Недвиоимостъ

Фииансовая деятельность

Транспорт и связь

Рыболнвство

Торговл- и ремонт

Добыта полезнытх ископаемых

Строительство производство электроэнергии, газа и воды

Обрабатывающ ие производства

Рисунок 2. Структура ВРП Республики Татарстан в 2013 г. Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики РФ.

производственное проектирование это составляет от 60 до 72% - непосредственные затраты предп]оиятио на внедроние новых технологических: процессов [1].

В то же время расходы на исследование и разработку нооых видов продукции в структуре инновационных затрат составляют лишь 12%. Затраты на маркетинговые

исследования составляют лишь 0,4%, затраты на подготовку и обучение персонала, связанные с инновациями, - 0,45%.

Инвестиционная политика в отношении приоритетных для региона отраслей представлена на рисунке 1.

При формировании региональной инновационной политики Татарстана особое внимание необходимо уделить:

• решению финансовых и законодательных проблем, совершенствованию методов и способов внедрения инноваций;

• дальнейшему развитию системы бизнес-инкубаторов и технопарков;

• развитию венчурного финансирования;

• обеспечению государственной финансовой поддержки со стороны республики;

• поддержке взаимодействия крупного и малого бизнеса в сфере инноваций.

Структура валового регионального продукта Республики Татарстан по состоянию

на 2017 год представлена на рисунке 2.

Инновационно-технологическое переоснащение всех сфер экономики - есть основа формирования и реализации стратегии инновационного прорыва, без которого не может быть цивилизованного конкурентоспособного государства. Быстрота и успешность формирования инновационной среды зависят от проводимой инвестиционной политики, создающей условия для инновационного развития.

приоритетные задачи инновационного развития республики татарстан

Доля инновационной составляющей в экономический рост российской экономики, в целом, находится на минимальном уровне. В последние годы научно-технические процессы почти не направлены на усовершенствование и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции. Доля инновационных товаров, услуг и работ в общем числе отгруженных товаров, оказанных услуг и выполненных работ для различных видов экономической деятельности по состоянию на2017 год представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Удельный вес инновационной продукции а) для отраслей промышленности в 2017 году; б) для отраслей сферы услуг в 2017 году Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики РФ

Известно, что без выбора эффективных методов инвестирования и решения вопросов в области эффективного использования ресурсной базы построение инновационной экономики не возможно.

В связи с развитием в республике трансферта технологий приоритетными задачами являются:

• обучение инновационному менеджменту кадров предприятий, реализация соб -ственных инновационных продуктов и технологий на территории других субъектов Российской Федерации, а также стран ближнего и дальнего зарубежья;

• организация информационной базы инноваций, предназначенной для облегчения поиска технологий и объектов производства и для обеспечения инновационного процесса;

• формирование и дальнейшее развитие рынка промышленной и интеллектуальной собственности [5].

Для дальнейшего становления эффективно функционирующей инновационной системы необходимо реализовать ряд мероприятий по следующим направлениям:

• поддержание инновационного развития наукоемких отраслей республиканской экономики за счет создания и развития технико-технологической базы по отраслям для разработки и реализации наукоемкой продукции в производство в форме технопарков, технополисов и т.д.;

• объединение организационных структур и ресурсов, имеющихся в республике, и их концентрирование на приоритетных для республики направлениях инновационного развития;

• повышение спроса на инновации и привлечение средств частного бизнеса к внедрению значимых инновационных проектов по перевооружению различных отраслей региональной экономики;

• организация условий для перехода к прогрессивному технологическому укладу и для повышения привлекательности инновационного пространства Татарстана за счет осуществления институциональной, ресурсно-кредитной, тарифной, таможенной и налогово-бюджетной политики на федеральном уровне, а также создания инновационной инфраструктуры;

• использование инновационного потенциала региона в процессе внедрения инноваций;

• минимизация транзакционных издержек инновационных процессов в Татарстане, в том числе путем снижения рисков в процессе внедрения инновационных проектов, благодаря привлечению механизмов страховой защиты.

Региональная инновационная политика

как фактор инновационного развития Республики Татарстан

Экономика Республики Татарстан находится на индикативном управлении, что говорит о ведении осторожной экономики. Существующие показатели, статистика

и динамика достигнутых результатов характеризуют эффективное управление [6] (Dubrova, 2018). Оценка достигнутых результатов осуществляется с помощью следующих показателей:

• экологические показатели - состояние окружающей среды, исследование причин изменения состояния экологии;

• социальные показатели - здоровье населения, продолжительность жизни, приобщение населения к регулярным занятиям спортом;

• экономические - предотвращение экономических ущербов и потерь в производственной и непроизводственной сфере, повышение уровня жизни населения и другие.

Развитие региона, обеспечение высоких показателей ВВП, ВРП, уровня и качества жизни населения, ежегодного прироста процента жилищного строительства и других показателей являются первоочередными задачами правительства любого региона [7] (Ilyina, 2018). Благодаря правильно спланированной, рассредоточенной и целенаправленной деятельности правительства данные показатели будут расти и позволят наблюдать экономическое развитие региона и повышение благосостояния страны в целом.

Итак, для инвестиционной деятельности Республики Татарстан характерны:

• увеличение инвестиционных вложений в основной капитал республики;

• направление весомых объемов инвестиций, в основном, на строительство;

• использование привлеченных средств как основного источника финансирования;

• увеличение объема государственных вложений;

• значительный рост совместной российской и иностранной формы собственности.

Улучшение инвестиционной привлекательности региона ведет к повышению

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

уровня инновационного развития, и наоборот, для привлечения инвестиций в инновации необходимо создать инвестиционно-привлекательный климат в регионе для инвесторов. Повысить инвестиционную привлекательность призван отчасти Закон «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации». В соответствии с ним государство будет оказывать поддержку субъектам, которые отвечают требованиям законопроекта об инновационной деятельности. Вложение инвестиций в инновационные проекты является основным фактором финансирования процесса исследования, освоения и получения результатов [8] (Makarova, 2017).

Эффективность реализации государственных инвестиционных программ зачастую невелика, это объясняется тем, что они направлены больше на получение социального эффекта, нежели экономического. Коммерческие инвесторы вкладывают свои денежные средства только в объекты, которые имеют высокую инвестиционную привлекательность и оправдывают вложенные денежные средства инвестора. Еще сложнее обстоит дело с инвестированием инновационных (венчурных, априори высокорисковых) проектов. Инновации влияют на качественные параметры роста и траекторию развития, а инвестиции - на количество.

Заключение

Таким образом, не вызывает сомнений необходимость становления на инновационный путь развития для российской экономики в целом и Республики Татарстан в частности. Однако недостаточные условия для коммерциализации инноваций являются одним из сдерживающих факторов на пути инновационного развития.

Для успешного экономического развития и конкурентоспособности Республики Татарстан важно сформировать цивилизованную региональную инновационную экономику.

Для поддержания собственной инновационной состоятельности предприятиям необходимо критически анализировать изменения внешней среды, в том числе инновационную политику и инвестиционный климат региона.

Для формирования регионального инновационного потенциала необходимо в том числе создавать подходящие условия для коммерциализации инноваций, из чего следует эффективное управление инновационными проектами, которое предполагает, в свою очередь, совершенствование существующих методов оценки эффективности инновационных проектов.

ИСТОЧНИКИ:

1. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по

Республике Татарстан. [Электронный ресурс]. ИКЬ: http://tatstat.gks.ru/.

2. Абдуханова Н.Г. Государственно-частное партнерство - путь к инновационному

развитию жилищно-коммунального комплекса // Российское предпринимательство. - 2015. - № 19. - С. 3217-3224.

3. Белай О.С. Стратегии коммерциализации инноваций и проблемы выведения ин-

новационных продуктов на рынок // Российское предпринимательство. - 2015. -№ 19. - С. 3209-3216.

4. Бондаренко В.В. Роль региональных институтов развития в повышении инноваци-

онного потенциала субъектов Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. - 2018. - № 1. - С. 83-100.

5. Глазунова Е.З. Сравнительный анализ инвестиционной привлекательности регио-

нов приволжского федерального округа.

6. Дуброва М.В. Инструменты финансового стимулирования инновационной деятель-

ности региона // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2018. - № 1. -С. 41-46.

7. Ильина Е.В. Анализ деятельности и роль исполнительного комитета (на примере

Нурлатского муниципального района Республики Татарстан) // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2018. - № 2. - С. 25.

8. Макарова Е.С. Оценка инновационного развития Республики Татарстан // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2017. - № 3. - С. 47-50.

9. Сайфуллина Ф.М. Моделирование и практические обобщения в области инноваци-

онного развития инвестиционно-строительного комплекса // Российское предпринимательство. - 2016. - № 21. - С. 2865-2874.

10. Устинова Л.Н. Алгоритм прогнозирования стратегии инновационной деятельности предприятий // Экономический анализ: теория и практика. - 2017. - № 11. -С. 2111-2122.

11. Шакирова И.С. Анализ тенденций социально-экономического и инновационного развития Республики Татарстан // Горизонты экономики. - 2015. - № 2. - С. 101103.

12. Павлова А.В., Парфилова Р.Р. Анализ институтов и факторов развития регионального инновационного потенциала на примере Республики Татарстан // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12-4. - С. 804-811.

13. Гусаров Д.Н. Региональный опыт инвестиционного и инновационного развития (на примере Республики Татарстан) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - № 18. - С. 36-43.

14. Артамонычева А.Р. Перспективы инновационного развития экономики региона (на примере Республики Татарстан) // Креативная экономика. - 2013. - № 2. -С. 30-35.

15. Здунов А.А., Бабаев А.А. Исследование основных тенденций инновационного развития Республики Татарстан через реализацию стратегических приоритетов и их роль в инфраструктурном развитии региона // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 11-1. - С. 32-35.

REFERENCES:

Abdukhanova N.G. (2015). Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo - put k innovatsi-onnomu razvitiyu zhilischno-kommunalnogo kompleksa [State and private partnership as the way to the innovative development of the housing and utility complex]. Russian Journal of Entrepreneurship. (19). 3217-3224. (in Russian). Artamonycheva A.R. (2013). Perspektivy innovatsionnogo razvitiya ekonomiki regio-na (na primere Respubliki Tatarstan) [Perspectives of Innovative Development of Regional Economy (using the Republic of Tatarstan)]. Creative economy. (2). 30-35. (in Russian).

Belay O.S. (2015). Strategii kommertsializatsii innovatsiy i problemy vyvedeniya in-novatsionnyh produktov na rynok [Innovations'' commercialization strategies and issues of innovative products rollout]. Russian Journal of Entrepreneurship. (19). 3209-3216. (in Russian). Bondarenko V.V. (2018). Rol regionalnyh institutov razvitiya v povyshenii innovatsionnogo potentsiala subektov rossiyskoy federatsii [The role of regional development institutions in improving the innovative potential of subjects of the Russian Federation]. Regional Economics: Theory and Pactice. (1). 83-100. (in Russian).

Dubrova M.V. (2018). Instrumenty finansovogo stimulirovaniya innovatsionnoy dey-atelnosti regiona [The financial tools of stimulation of innovative activity of the region]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). (1). 41-46. (in Russian).

Gusarov D.N. (2013). Regionalnyy opyt investitsionnogo i innovatsionnogo razvitiya (na primere Respubliki Tatarstan) [Regional experience in the investment and innovative development (on example of Tatarstan Republic)]. National interests:priorities and security. (18). 36-43. (in Russian).

Ilyina E.V. (2018). Analiz deyatelnosti i rol ispolnitelnogo komiteta (na primere Nurlatskogo munitsipalnogo rayona Respubliki Tatarstan) [Analysis of the activities and role of the Executive Committee (on the example of the Nurlatsky municipal district of the Republic of Tatarstan)]. Management of economic systems: scientific electronic journal. (2). 25. (in Russian).

Makarova E.S. (2017). Otsenka innovatsionnogo razvitiya Respubliki Tatarstan [The assessment of innovative development of the Republic of Tatarstan]. Fundamental and applied research of cooperative sector of the economy. (3). 47-50. (in Russian).

Pavlova A.V., Parfilova R.R. (2014). Analiz institutov i faktorov razvitiya regionalnogo innovatsionnogo potentsiala na primere Respubliki Tatarstan [Analysis of institutions and the factors of development of regional innovation potential on the example of the republic of tatarstan]. Fundamental research. (12-4). 804-811. (in Russian).

Sayfullina F.M. (2016). Modelirovanie i prakticheskie obobscheniya v oblasti innovatsionnogo razvitiya investitsionno-stroitelnogo kompleksa [Modelling and practical generalizations in the field of the innovational development of the investment-construction complex]. Russian Journal of Entrepreneurship. (21). 2865-2874. (in Russian).

Shakirova I.S. (2015). Analiz tendentsiy sotsialno-ekonomicheskogo i innovatsionnogo razvitiya Respubliki Tatarstan [Analysis of socio-economic and innovative development tendencies in tatarstan republic]. Horizons of the economy (Gorizonty eko-nomiki). (2). 101-103. (in Russian).

Ustinova L.N. (2017). Algoritm prognozirovaniya strategii innovatsionnoy deyatelnosti predpriyatiy [An algorithm to forecast a strategy of innovative activities of enterprises]. Economic analysis: theory and practice. (11). 2111-2122. (in Russian).

Zdunov A.A., Babaev A.A. (2016). Issledovanie osnovnyh tendentsiy innovatsionnogo razvitiya Respubliki Tatarstan cherez realizatsiyu strategicheskikh prioritetov i ikh rol v infrastrukturnom razvitii regiona [Study of the main trends of innovation development of the republic of tatarstan through the implementation of strategic priorities and their role in the infrastructure development of the region]. International Research Journal. (11-1). 32-35. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.