УДК 81'272:004.738.5
КРИТИЧЕСКИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ИДЕОЛОГИЯ
Гагик Арутюнян
Ключевые слова: критические инфраструктуры, идеология, информационная безопасность, «идеологическая триада», армянский социум
Проблемы безопасности в информационных войнах актуализировались параллельно с разработкой стратегии этих войн. Еще в 1996г. при президенте США была сформирована специальная комиссия, призванная заниматься вопросами защиты критических инфраструктур информационного сегмента. Результаты двухлетней работы комиссии позволили выявить уязвимые информационные структуры и стали основой для разработки соответствующей политики в этой сфере. Эта политика была подкреплена указом президента, согласно которому был создан ряд программ, нацеленных на повышение уровня информационной безопасности в области гражданского и военного управления, энерго- и водоснабжения, коммуникационно-информационной, финансовой, полицейскоспасательной и других сферах. В свою очередь, в указанных «критических» сферах были определены те «критические инфраструктуры», поражение или повреждение которых существенно помешало бы их функциям. Проблемы указанных сфер преимущественно касаются обеспечения бесперебойной работы соответствующих технических и электронно-компьютерных приборов.
В то же время, как следует из доктрин информационных войн «второго и третьего поколения», «цветных революций», «управляемого хаоса» и вообще тотальных гибридных конфликтов, инфогенные вызовы направлены не только против технических и технологических устройств, но и против личности, нации и духовности, интеллектуальности и психики общества. В этом плане логично, чтобы защитные механизмы разра-
՛ Директор НОФ «Нораванк».
батывались также для тех сфер и структур, которые обеспечивают безопасность деятельности людей и их нормальное духовно-интеллектуальное развитие. Здесь также нужно определить важнейшие сферы и структуры, которым нужно присвоить статус «критических». Это нелегкая задача, так как если технические системы подчиняются определенным законам или формулам, то в этом случае нужно учитывать национальноцивилизационную специфику как отдельных представителей общества, систему ценностей, менталитет и глубинные особенности, одновременно не сбрасывая со счетов общность с другими обществами. В этом контекст, пожалуй, не случайно, что американские эксперты считают основной задачей национальной безопасности сохранение американской системы ценностей. Другими словами, в «антропо-социальной» сфере не может быть универсальных рецептов: каждое общество само должно стремиться узнать и определить, каковы именно его критические инфраструктуры и как нужно обеспечить их защиту. Подобные подходы сегодня находят распространение: например, в военной доктрине Израиля в качестве критических инфраструктур безопасности признаны постройки, считающиеся национальными символами, - в частности, музей Холокоста Яд Вашем, синагоги и т.д.1
Заметим, что если необходимость уточнения упомянутых вопросов касается защитной системы общества, то войны предполагают и наступательные действия. В этом случае возникает необходимость в разносторонних знаниях и представлениях относительно критически важных показателей общества условного противника. Стоит вспомнить известный постулат китайского стратега Сунь Цзы: «Нужно знать как себя самого, так и своего врага».
В то же время важно, что в мультицентричных конфликтах современности информационные войны обрели перманентный характер, что ставит дополнительные задачи как перед обороняющимися, так и перед атакующими сторонами. В частности, для эффективного противостоянии обороняющейся стороне сегодня нужно проводить мобилизационную
1 Гриняев С, О взгляде на проблему безопасности критической инфраструктуры в государстве Израиль, http://www.csef.ru/index.php/ru/component/csef/project/-/-/-?id=3229.
политику информационно-общественного характера. В качестве средства такой политики некоторые исследователи рассматривают формирование в обществе компактной и одновременно современной и гибкой идеологической системы. В частности, за исходный пункт при решении этой задачи можно принять современную формулировку понятия «идеология», согласно которому это «комплекс инструкций, обеспечивающий наиболее эффективный режим функционирования и взаимосвязанности протекающих процессов»1 2. Эта очень динамичная, выступающая в роли алгоритма формулировка Вячеслава Янко, скорее всего, может использоваться и при рассмотрении вопросов национальной и, в частности, информационной безопасности. Для более ясного обсуждения упомянутых вопросов необходим краткий экскурс на тему роли идеологических постулатов в разных странах и их соотнесенность с задачами национальной безопасности этих обществ.
Формирование полиидеологии. Термин «идеология в начале 19-го века ввел в обращение член парижского элитарного научного центра -Института2 - Антуан Дестют де Трасси. Согласно классическим представлениям, идеология определяется как «система взглядов, характеризующая общество, личность и окружающий нас мир». Эту формулировку можно считать теоретической основой для вышеупомянутого алгоритма В.Янко, предполагающего определенные действия - «комплекс инструкций, обеспечивающий наиболее эффективный режим функционирования и взаимосвязанности протекающих процессов».
Принято считать, что существуют две универсальные идеологии -социалистическая (основной постулат - принципы социального равенства в обществе) и либеральная (в основе лежит приоритет свободы личности). Подобная классификация обусловлена тем, что содержание принципов, составляющих смысловую основу этих идеологий, в той или иной степени может использоваться практически всеми обществами, независи-
1 Янко В.А, http://yanko.lib.ru.
2 Термин институт возник в указанный период. Кстати, членом парижского Института был и Наполеон Бонапарт.
мо от их этических, религиозно-конфессиональных или, более общо, цивилизационных представлений. В отличие от двух упомянутых идеологий, идеологии национально-консервативного толка опираются на свойственную конкретному социуму национально-цивилизационную ценностную систему, представления об идентичности и традициях. Заметим, что возникают и так называемые «гибридные» идеологии, примером которых может служить немецкий национал-социализм, который можно счесть сплавом радикализированного национально-консервативного и социалистического подходов.
С течением времени идеологии, несмотря на относительную незыблемость их основных постулатов, подвергаются определенным изменениям. Иногда это приводит к положительным результатам, но случается и наоборот. Но наибольшие испытания начинаются тогда, когда какая-либо идеология обретает долгосрочную монополию и абсолютное доминирование. Как правило, это имеет тяжелые последствия для данной страны. Классические примеры этого явления - абсолютная доминация национал-социализма в Третьем рейхе или установление монопольнобюрократической модификации социализма в Советском Союзе. Между тем исторический опыт свидетельствует, что общества, способные в продуманных пропорциях совмещать либеральную, социалистическую и национально-консервативную идеологии, демонстрируют ощутимый прогресс и развитие. Подчиняющаяся этой закономерности «полиидеологическая» система получила название «идеологическая триада» [1]. Подобная триада увеличивает разные, прежде всего духовные и интеллектуальные, ресурсы общества, а политической системе придает большую гибкость как во внешних, так и во внутренних отношениях. Естественно, эти факторы повышают уровень национальной и информационной безопасности. Известно также, что претворение идей в политические идеологии практически невозможно без комплексных информационных действий. Идеологические постулаты, в свою очередь, существенно обусловливают контент информационного пространства социумов и, тем самым, их защищенность от внешних информационных вмешательств.
В контексте сказанного попытаемся вкратце сопоставить и оценить эффективность деятельности некоторых социумов в зависимости от характеристик их идеологическо-информационного пространства.
Англо-американские технологии. Классической моделью эффективной и конкурентотоспособной «полиидеологичной» системы является, которая в той или иной форме была имплементирована также в остальных англоязычных странах. Для обществ этих стран характерна идеологическая толерантность: носители консервативных и лейбористских (социалистической направленности) концептов разработали взаимодополняющие механизмы и совместно действуют на либеральном идеологическом поле, который близок к англосаксонскому менталитету. Этим фактором следует объяснять крупные стратегические достижения Британской империи (принято считать, что Соединенные Штаты - правопреемники Британской империи) и тот факт, что за последние несколько веков англосаксы сумели сохранить мировое лидерство.
Примечательно, что США, переняв политическую логику британцев, из-за своеобразия своего исторического развития проигнорировали важность политической силы социалистической ориентации. В результате, крайнее культивирование либерализма и потребительства в этой стране привело к тому, что эта держава стала утрачивать позиции мирового лидера. Наличие идеологических упущений, кажется, осознано американской элитой, и именно этим обусловливается, например, участие обладающего социалистическими взглядами Берни Сандерса в предварительном туре президентских выборов в США 2016г. Более того, создается впечатление, что победивший на этих выборах Дональд Трамп начал борьбу против радикализированных постулатов либерализма и в этом контексте слегка напоминает советского лидера Н.Хрущева, значительно реформировавшего принявшую тоталитарный характер коммунистическую систему.
Китайская модель. С точки зрения значения идеологии, особого внимания заслуживает «китайское чудо». Всего лишь три десятилетия назад моноидеологичный коммунистический Китай по всем параметрам
уступал передовым странам. Ситуация резко изменилась, когда Мао Цзе Дуна сменил Ден Сяопин, ставший фактическим президентом КНР и внедривший в монопартийную систему элементы либерализма и национального консерватизма (конфуцианства). Примечательно, что наряду со всем этим были сохранены все преимущества, обусловленные «руководящей» социалистической идеологией. Однако даже в этом универсальном учении использовались постулаты мыслителя и философа V в. до н.э. Мо -Цзы, считающегося основоположником китайского социализма.
Иными словами, социализм был адаптирован к китайским традициям и менталитету. В результате, Китай стал сверхдержавой и лидером как в экономической, военной сфере, так и в области технологий. Достижения КНР обусловлены еще и тем, что в административно-политической системы страны действуют принципы меритократии1, согласно которым руководящие должности должны занимать наиболее способные и подготовленные лица.
Ислам и либерализм. В исламском мире наблюдается тенденция развития идей религиозного консерватизма, крайней формой которой выступает Исламское государство. Примечательно, что те страны, которые сумели совместить религиозный традиционализм (содержащий в себе, в частности, и определенные представления о социальной справедливости) и либеральные, а также чисто национальные подходы, существенно улучшили свое положение в международном сообществе. Среди подобных государств особого внимания заслуживает Иран, где удалось в определенных пропорциях интегрировать фундаментальный ислам, иранские национально-цивилизационные традиции и элементы демократического либерализма. В результате эта страна превратилась в регионального лидера и выступает как одна из наиболее разносторонне развивающиеся стран на международной арене. Заметим, что причиной недостаточной конкурентоспособности некоторых исламских стран иногда считают некоторый недостаток интеллектуальных ресурсов. Между тем Иран осуществляет собственные космические и ядерные про-
1 Меритократия (лат. meritus - достойный) - власть достойных.
граммы, а в сфере нанотехнологий достиг и вовсе впечатляющих результатов. В этой стране также несколько своеобразно, но применяются принципы меритократии. В частности, в государственной системе важную роль играют Совет экспертов и Совет целесообразности. Подобная полиидеологическая система позволила Ирану противостоять десятилетиям западных санкций (немного смягчившимся только в 2015г.) и попыткам осуществить «цветную революцию».
Континентальная Европа. Здесь традиционно важны либеральные и социалистические партии. Численность последних превышает несколько десятков, и им удалось добиться впечатляющих результатов социального благополучия. В то же время в ЕС, по понятным причинам, пока незначительна роль панъевропейских национально-консервативных подходов. Более того, националистические партии европейских стран, особенно в условиях эмиграционного кризиса, зачастую выступают против интеграционных проектов ЕС. Этим обусловливается, что ЕС, обладая тем же экономическим потенциалом, что и США, значительно уступают Штатам по своей военно-политической мощи и геополитическому влиянию.
Идеологические революции в России. Наряду с националистическими и либеральными идеями менталитету значительной части российского общества близки социалистические идеи, основой которых принято считать традиционную структуру русской сельской общины. Известно, что в России мировоззренческие противоречия привели к революциям (в 1917г. - социалистической, а в 1991г. - либеральной), со всеми вытекающими из этого негативными последствиями и установлением доминации победившей идеологии. В результате, обладающая необходимыми предпосылками и амбициями на роль мирового лидера Россия в последнее столетие периодически оказывается в сложных ситуациях. Исходя из этих исторических уроков, нынешние российские власти пытаются как-то совмещать разные идеологические течения. В этой стране, помимо сохранившейся коммунистической партии, действует также просоциалистическая «Справедливая Россия», а партия «Единая Россия» считается консервативной.
В любом случае, следует констатировать, что неблагоприятная ситуация в идеологической сфере отрицательно повлияла на развитие российского и в этом контексте - всего славянского социума.
Израильский опыт. «Идеологическая триада» успешна не только в крупных государствах. Например, находящийся в ситуации перманентного конфликта Израиль, в политической системе которого «идеологическая триада» представлена в продуманной пропорции, с первых лет своего создания основал в приграничных областях примерно 200 кибуцев, действующих до сих пор. Это сельскохозяйственные коммуны, выполняющие также функции пограничных войск. В то же время в кибуцах общая собственность, плоды коллективного труда распределяются поровну, что напоминает советские колхозы. Кибуцы были созданы в результате своеобразного единства идеологий национально-консервативного (порой ортодоксального) и социалистического толка. Подобный симбиоз обеспечивает высокий патриотический дух защитников границ, которому немало способствует социалистический принцип общего равенства (в том числе материального), который, к тому же, содержит в себе и организационно-мобилизационный фактор.
Из приведенных примеров следует, что максимальная гармоничность и пропорциональность идеологического пространства предопределяют эффективность национальной стратегии общества. Это позволяет считать, что идеологическое пространство данной страны и его показатели в контексте национальной и информационной безопасности необходимо признать приоритетной критической сферой.
Однако, как известно, безопасность - не статичная оборона, но и предполагает осуществление стратегии конструктивных действий. Следовательно, если идеологическое пространство того или иного социума не соответствует требованиям безопасности и, таким образом, не стимулирует духовно-интеллектуальное и социально-экономическое развитие общества, то единственным путем, обеспечивающим его защищенность, является формирование полноценного идеологического пространства за счет информационно-социальных технологий.
Важно и то, что теоретические и практические концепты универсальных идеологий развиваются в широком пространстве международного социума, что позволяет пользоваться их плодами даже социумам, не имеющим соответствующих ресурсов. Между тем ситуация с национально-консервативной идеологией несколько иная, поскольку решение теоретических и прикладных задач в данном случае - задача, в основном, конкретного социума.
Как мы уже отмечали, идеология национально-консервативного толка (НКИ) опирается на свойственные конкретному социуму национально-цивилизационную, религиозную систему ценностей, представления о своей идентичности и исторические традиции. НКИ, как и другие идеологические направления, превращаются во влиятельный фактор, когда становятся компонентом общественного сознания, а это возможно осуществить лишь информационными средствами. Безусловно, в этом вопросе приоритетной задачей является разработка основных постулатов подобной идеологии. Однако это не значит, что формирование соответствующей системы должно осуществляться только после окончательного уточнения постулатов НКИ: формирование и развитие подобных постулатов предполагает постоянное совершенствование и испытание их эффективности на практике. При таком подходе основными задачами информационно-психологических операций во внутринациональном или внутристрановом пространстве могут быть:
• Внедрение отдельных постулатов НКИ в публичное информационное пространство.
• Сохранение постулатов НКИ от внешних и внутренних искажений.
• Распространение концептов НКИ во внешнем информационном пространстве в контексте национальных интересов.
В то же время НКИ, будучи компонентов «идеологической триады», являющейся критической сферой ИБ, в свою очередь должна восприниматься как «критическая инфраструктура», так как выполяет функции развития и сохранения национальной идентичности и системы ценностей.
Однако, как мы уже отмечали, ценностная система общества - это не статичная категория, она изменяется в зависимости от историковоеннополитических, а также эволюционных или революционных изменений в обществе. Сегодня на систему ценностей любого общества воздействуют как целенаправленные, так и хаотичные информационные потоки, которые заметно сказываются на формировании ментальности, духовности, а значит - и систему ценностей. Эти реалии присущи и армянскому социуму.
Идеологические проблемы в Армянском социуме. Очевидно, что наделенная уникальными цивилизационными чертами армянская система ценностей - одна из тех краеугольных камней, благодаря которым сохранилась наша национально-историческая преемственность. В то же время вследствие геополитических и революционных процессов последних двухсот лет Армянский социум несколько раз менял общественно-идеологическую среду своего обитания: достаточно упомянуть персидское владычество, Российскую империю, Первую, Вторую и, наконец, Третью республики.
В результате в системе ценностей общества произошли существенные, подчас противоречивые содержательные трансформации.
В то же время навязанные обществу Второй республики в 20-30-ые годы прошлого коммунистические постулаты заметно изменились и, насколько это возможно, совместились со свойственными национальной системе ценностей представлениями. Однако сегодня значительная их часть противоречит наблюдаемым сегодня постулатам вульгаризированной и примитивизированной либеральной идеологии.
Заметим, что изучение системы ценностей общества считается актуальной задачей. В этом контексте некоторые международные организации осуществляет масштабные исследования во всем мире. Например, согласно исследованиям, проведенным организацией Ценности мира (World Values Survey)1 в Армении, население РА находится в культурном пространстве Южной Азии и постсоветских стран, где превалируют тра-
1 См. worldvaluessurvey.org.
диционные ценности, нацеленные на выживание этноса. Тем не менее нужно констатировать, что представления о системе ценностей населения Армении и представителей Диаспоры носят несколько обобщенно эмоциональный характер и не всегда научно обоснованны.
Еще раз подчеркнем, что сближение связей между НКИ и политикой и их перенос в практическую плоскость невозможны без соответствующей информационной политики, и это касается не только вопросов, связанных с системой ценностей. В частности, если мы рассмотрим с точки зрения ИБ, как освещается в отечественном информационном пространстве советский период нашей истории, то убедимся, что здесь есть серьезные проблемы, непосредственно связанные с одним из столпов информационной безопасности - сохранением исторической памяти. Между тем, общества, теряющие свою историческую основу, наиболее подвержены информационно-психологическим влияниям, и в этом плане уместно вспомнить о том, что «забвение истории - предательство».
В информационном пространстве подходы относительно Второй республики в основном носят «трагический» или «ироничный» оттенок и напоминают большевистскую манеру, когда очернялось все, что было связано с Первой республикой. Пожалуй, прав был Кард Шмидт, утверждавший, что «философские парадигмы марксистского и либерального идеологического/экономического демонизма едины».
Между тем подобный подход в вопросе оценки Второй республики - это искажение объективной истории, так как, помимо трагических событий, в этот период была создана мощная научно-технологическая, промышленная система, а в условиях демографического роста сформировалось творческое общество, обладающее высоким образовательным и моральным цензом.
Нужно четко осознавать, история любой страны - это не только история ее политического режима, но, прежде всего, история общества и народа этой страны. В этом контексте мы обязаны констатировать, что армянское общество более чем достойно выдержало выпавшие на его долю военно-политические и революционные испытания. Видны дисси-
дент-интеллектуал советского периода Борис Кагарлицкий, который, кстати, прошел через жернова репрессий, довольно метко заметил, что недооценка советской истории - предательство прежде всего по отношению к жертвам советской системы [2].
Мы не нацелены на идеализацию нашего недавнего прошлого, точно так же, как нельзя иеализировать или демонизировать любой исторический период. В то же время нужно констатировать, что Первая республика - основа Второй республики, а Вторая, в свою очередь, Третьей, и эта преемственность должна комментироваться и освещаться соответствующим образом.
Апрель, 2017г.
Источники и литература
1. Арутюнян Г., Распад «системы» и формирование будущего. - Ер.: НОФ «Нораванк», 2011.
2. Кагарлицкий Б, Политология революции. - М.: Алгоритм, 2007.
ԿՐԻՏԻԿԱԿԱՆ ԵՆԹԱԿԱՈՈՒՑՎԱԾՔՆԵՐ ԵՎ ԳԱՂԱՓԱՐԱԽՈՍՈՒԹՅՈՒՆ
Գազիկ Հարությունյան
Ամփոփագիր
Հոդվածում հիմնավորվում է այն դրույթը, որ հանրության անվտանգությունն էապես պայմանավորված է տիրող գաղափարախոսական համակարգով, որն այդպիսով պետք է ընդունել որպես կրիտիկական ոլորտ, իսկ այդ համակարգի բաղկացուցիչ մասերը որպես կրիտիկական ենթակաոուցվածքներ: Տարբեր երկրների քաղաքական փորձի համեմատական համառոտ վերլուծությունից հետևում է, որ ռազմաքաղաքական և տնտեսական առումով մրցունակ են այն հանրությունները, որոնք կարողացել են ազատական, սոցիալիստական և ազգային-պահպանողական գաղափարախոսությունների մտածված համադրման միջոցով ձևավորել «գաղափարախոսական տրիադա»:
КРИТИЧЕСКИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ИДЕОЛОГИЯ Гагик Арутюнян
Резюме
В статье обосновывается постулат о том, что безопасность общества существенно обусловлена господствующей идеологической системой, которую, таким образом, нужно признать критической сферой, а компоненты этой системы — критическими инфраструктурами. Из краткого сопоставительного анализа политического опыта разных стран следует, что в военно-политическом и экономическом плане конкурентоспособны те общества, которые сумели с помощью продуманного сочетания либеральной, социалистической и национальноконсервативной идеологий сформировать «идеологическую триаду».
CRITICAL INFRASTRUCTURES AND IDEOLOGY Gagik Harutyunyan
Resume
The article corroborates the concept that public safety is significantly determined by the prevalent ideological system, which should be considered as a critical area, while its components as critical infrastructures. A brief comparative analysis of various countries’ experience shows that the military-political and economic competitiveness is achieved by the countries that are able to form an “ideological triad” through combination of liberal, socialist and national-conservative ideologies.