Научная статья на тему 'Идеология и информационная безопасность'

Идеология и информационная безопасность Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1451
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
21-й век

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гагик Арутюнян

В статье показано, что вследствие нынешнего системного кризиса либеральныеконцепции теряют свои монопольные позиции. В свою очередь конкурентоспо-собность обществ и уровень национальной безопасности обусловливаются ихспособностью создать полииделогическую систему, в которой пропорциональнопредставлены универсальные и национально-консервативные идеологии. Со-гласно представленной точке зрения, национально-консервативную идеологиюможно отождествить с понятием информационной безопасности данного общест-ва. В этом контексте особую значимость должно обрести учреждение и сохране-ние критических инфраструктур идеологического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideology And Information Security

The comparative analysis shows that those societies – presenting different civilizations– are the most competitive which have the resources to form polyideological systemsin which both universal (liberal and socialist) and national-conservative concepts arepresented. It seems that such a polyideological system in its content coincides with theconcept of the national security (NS). At the same time one of the most important constituentparts of the NS – the content segment of the information security (IS), its essenceis adequate to the national-conservative ideas of the given society. This circumstanceshows that it is necessary to distinguish in the system of the IS those “criticalinfrastructures” which determine the security of the system in tote.

Текст научной работы на тему «Идеология и информационная безопасность»

ИДЕОЛОГИЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Гагик Арутюнян

В статье показано, что вследствие нынешнего системного кризиса либеральные концепции теряют свои монопольные позиции. В свою очередь конкурентоспособность обществ и уровень национальной безопасности обусловливаются их способностью создать полииделогическую систему, в которой пропорционально представлены универсальные и национально-консервативные идеологии. Согласно представленной точке зрения, национально-консервативную идеологию можно отождествить с понятием информационной безопасности данного общества. В этом контексте особую значимость должно обрести учреждение и сохранение критических инфраструктур идеологического характера.

Нынешний кризис порой представляется как следствие ошибок, допущенных исключительно в финансовой сфере. Однако такая упрощенная трактовка неубедительна, ведь экономические проблемы — всего лишь часть причинно-следственного комплекса. В частности, становление многополярного мира свидетельствует об окончании американской монополии не только в политической и экономической сферах. Обретшая тоталитарные тенденции либеральная идеология, на которую опирается система ценностей потребительского общества, сегодня так же теряет свои доминирующие позиции (см, например, [1]). Это значит, что изменения происходят прежде всего в общественном сознании и психологии, т.е. в идеологической сфере также устанавливаются новые, своеобразные — многополярные — подходы. Подобные концептуальные изменения отражаются на ранее общепринятых понятиях национальной безопасности и идеологии.

1. Формирование полиидеологии

Как известно, сегодня характерные для западного (особенно американского) общества постулаты либерализма и составляющие с ними единое целое формы хозяйствования уступают свои монопольные позиции. Частично об этом свидетельствует значительное усиление роли и вмешательства государства в вопросы 3

3

Г.Арутюнян

«21-й ВЕК», № 4 (12), 2009г.

регулирования рынка, проявлением чего стала национализация крупнейших обанкротившихся корпораций, предоставление крупных государственных субсидий частным компаниям и т.д. Примечательно, что экономическое сообщество сегодня стало перечитывать казалось бы забытый «Капитал» Карла Маркса, который был переиздан в ряде стран беспрецедентно большими тиражами. Есть все основания утверждать, что логика нынешних развитий легитимизирует социалистические идеи в традиционно считающихся либеральными обществах.

Вместе с тем, создавшаяся ситуация отличается от того, что происходило в 90-ые годы прошлого века, когда идеологический кризис, как доминирующий фактор, привел к распаду советской системы. В те годы была предпринята попытка объявить «вне закона» социалистическо-коммунистические идеи, между тем как нынешние идеологические переоценки не предполагают забвения классиков либерализма. Сегодня для решения возникших проблем применяются любые идеолого-экономическая модели или методы, только бы они были эффективными. Иными словами, действует известный принцип: «Для решения проблем хороши все средства, кроме плохих».

В результате формируются полиидеологические общества [2], где в определенной пропорции функционируют как универсальные — социалистические и либеральные1, так и национальные — цивилизационные и консервативные представления. Заметим также, что универсальные идеологии также пережили определенную эволюцию и утратили прежнюю однозначность, безапелляционность своих позиций1 2 * 4 (что было особенно характерно, например, для тоталитарно-коммунистической или вульгарно-либеральной концепций). Вдобавок, с 90-х годов, в контексте так называемого постмодернизма, происходит своеобразное перекрещивание разных идеологий. Например, в Великобритании «неолейбористы» представляют «либерально-социалистическое» направление [3]. В администрации Джорджа Буша-младшего важную роль получили «неоконсерваторы», в идеологических истоках которых, по мнению некоторых исследователей, проступали «трацкистские» подходы, и т.д. Как следствие, возрастает совместимость разных мировосприятий, формируется многокомпонентное, но стремящееся к некой общности идеологическое пространство. Подобный идеологический формат увеличивает и, главное, делает многосторонними концептуальные ресурсы данного общества, что позволяет наиболее адекватно реагировать на вызовы и во

1 Несомненно, предполагается, что эти считающиеся универсальными направления включают в себя характерные для данного общества национально-цивилизационные особенности.

2 Термину «идеология», введенному в европейскую традицию Антуаном Дестьютом дэ Трасси («Элементы

идеологии», 1801), по сей день давались многочисленные, зачастую взаимодополняющие определения. Такая ситуация в условиях сложных и эволюционирующих понятий - естественно, и в этой статье, в зависимости от контекста, будут использоваться те или иные определения этого понятия.

4

<21-й ВЕК», № 4 (12), 2009г.

Г. Арутюнян

благо использовать неблагоприятные ситуации. Очевидно, что общество, применяющее подобные технологии самоорганизации, существенно повышает свои возможности в геополитической, геоэкономической и других сферах.

2. Идеология и национальная безопасность

Попытаемся вкратце и схематично сравнить и оценить эффективность системы национальной безопасности (НБ) некоторых обществ, в зависимости от типа идеологической формации этих обществ.

Англо-американские технологии. В контексте вышесказанного наиболее эффективным, пожалуй, нужно считать опыт Великобритании, имплементированный также в остальных англоязычных странах. Обществам этих стран присуща идеологическая толерантность: носители консервативных (национальноконсервативных) и лейбористских (социалистической направленности) идей разработали взаимодополняющие механизмы и совместно действуют на либеральном идеологическом поле (последнее, как известно, также близко англо-саксонскому менталитету). Этим фактором нужно обусловливать крупные стратегические достижения Британской империи1 и тот факт, что за последние несколько сот лет эта цивилизация сумела сохранить свой статус мирового лидера.

Примечательно, что США, переняв политическую логику британцев, из-за своеобразия своего исторического развития проигнорировали важность политической силы левой ориентации. В результате крайняя культивация либерализма и потребительства в Соединенных Штатах привела к возникновению серьезных проблем, вследствие которых эта держава стала уступать свои позиции мирового лидера. Наличие идеологических упущений, кажется, понято американской элитой, и именно этим обусловливается легитимизация социалистических постулатов и возникновение механизмов общего сдерживания в американском обществе (см, например, [4]).

Континентальная Европа. Примечательно, что англо-американские идеологические тенденции существенно отличаются от реалий в европейских странах. В континентальной Европе традиционны развитые универсальные (либеральные и левые) направления (см, например, [5], однако пока, по понятным причинам, отсутствуют общеевропейские национально-консервативные подходы. Более того: националистические партии европейских стран зачастую выступают против интеграционных проектов ЕС. Этим обусловлено, что ЕС, обладая практически тем же экономическим потенциалом, что и США, в плане военной мощи и геополитического влияния неадекватен этому своему потенциалу. * 5

1 Принято считать, что Соединенные Штаты — преемники и наследники Британской империи.

5

Г. Арутюнян

<21-й ВЕК», № 4 (12), 2009г.

Реформы по Ден Сяопину. С идеологической точки зрения особого внимания заслуживает «китайское чудо». Всего лишь два десятилетия назад Китай находился под грузом многочисленных и разнообразных проблем. Такая же ситуация была в моноидеологическом СССР, который не сумел адекватно отреагировать на вызовы и распался. Ситуация в Китае резко изменилась в конце прошлого века, когда благодаря реформам Ден Сяопина сформировалось полиидеологическое поле, где действовали не только социалистические1, но и национально-консервативные (конфуцианские) и либеральные концепты. Сегодня КНР обоснованно претендует на роль глобального лидера, а пример его стремительного усиления свидетельствует об эффективности идеологических технологий.

Идеологические революции в России. Наряду с носителями националистических и либеральных идей менталитету значительной части российского общества близки социалистические идеи (национально-идеологической основой последних принято считать традиционную структуру русской сельской общины). Известно, что в российской действительности идеологические противоречия привели к революциям (в 1917г. — социалистической, а в 1991г. — либеральной), со всеми вытекающими из этого отрицательными последствиями и искусственной доминацией какой-либо одной из точек зрения. В результате обладающая необходимыми предпосылками и амбициями на роль мирового лидера Россия в последнее столетие периодически оказывалась в трудных ситуациях. Исходя из этого, нынешние российские власти пытаются как-то совмещать разные идеологические течения. В любом случае следует констатировать, что неблагоприятная ситуация в идеологической сфере существенно повлияли на развитие российско-славянского мира.

Ислам и либерализм. Нынешняя общая ситуация в исламском мире в значительной степени обусловлена доминированием религиозного консерватизма в идеологической сфере. Примечательно, что те страны, которые сумели совместить религиозный традиционализм (который содержит в себе, в частности, и определенные представления о социальной справедливости) и либеральные, а также чисто национальные подходы, существенно улучшили свое положение в международном сообществе. Среди подобных государств, наряду с Мьянмой и Индонезией, особого внимания заслуживает Иран, где, кажется, удалось в

1 Отметим, что основы социалистической идеологии в Китае сформировались не в 19-20 веках (как это произошло в Западной Европе и России), а уже в 5 в. до н.э. Основателем этого учения был философ и мыслитель Мо-цзи (см., например, [6]).

6

21-й ВЕК», № 4 (12), 2009г.

Г. Арутюнян

достаточной степени интегрировать радикальный ислам, иранские национально-цивилизационные традиции и элементы демократического либерализма. В результате Иран превратился в регионального лидера и выступает как одна из наиболее динамично и разносторонне развивающихся стран на международной арене. Заметим, что причиной недостаточной конкурентоспособности исламских стран иногда считают некоторый недостаток интеллектуальных ресурсов. Примечательно, что Иран с помощью ракеты собственного изготовления запустил в космос спутник, а в области нанотехнологий иранские ученые занимают 25 место в мире по цитируемости (Иран единственная исламская страна, занимающая позиции в этой области (см, например, [7])).

3 Национальная идеология и информационная безопасность

Из сказанного следует, что многокомпонентность идеологического поля предопределяет эффективность национальной стратегии общества. Не случайно, что, согласно современным обществоведческим представлениям, идеология определяется как «комплекс инструкций, обеспечивающий наиболее эффективный режим функционирования и взаимосвязанности процессов»1. Эта содержащая в себе динамизм формулировка Вячеслава Янко определяет также и национальную безопасность. То есть, в современных условиях цели и задачи сформированной государством и обществом обобщенной идеологии и НБ, методы достижения этих целей и решения этих проблем фактически слиты воедино.

Как в сфере идеологии, так и в сфере НБ эффективность системы предполагает взаимосвязанность практически всех сфер человеческой жизнедеятельности. В этом контексте примечательно, что являющаяся важнейшим компонентом НБ информационная безопасность (ИБ), включающая в себя функции и процессы, протекающие в интеллектуальной и духовной сфере, непосредственно касается национально-консервативной идеологии, являющейся частью обобщенной идеологии общества.

Единство информационной безопасности и национально-консервативной идеологии. Согласно классической формулировке, охватывающая сферу интеллектуально-духовных процессов и представлений национально-консервативная идеология — это та система воззрений и национальных ценностей, в которой осмысляется и оценивается отношение людей друг к другу и к действительности. В свою очередь, идеологию можно считать реальным фактором только в том случае, когда она становится компонентом общественного сознания, а этого можно добиться только благодаря информационным технологиям (широко ин-

1 Янко В.А., http://yanko.lib.ru

7

Г.Арутюнян

21-й ВЕК», № 4 (12), 2009г.

терпретируя этот термин и не понимая под ним лишь примитивную пропаганду). Иными словами, национальная идеология, в случае осознания ее необходимости, должна выступать как приоритетный и основной компонент информационного поля. Отсюда следует, что основными задачами информационнопсихологической (не технической) безопасности являются:

• Имплементация национально-консервативной идеологии на внутреннем информационном поле;

• Защита основных постулатов этой идеологии от внешних и внутренних искажений;

• Распространение во внешнем информационном пространстве идеологических концептов в контексте национальных интересов.

Таким образом, если обобщенная идеология общества и обобщенные постулаты НБ совпадают, то национально-консервативный компонент идеологии в свою очередь непосредственно связан с вопросами ИБ, и функции этих двух понятий совпадают. То есть, эти понятия в совокупности можно определить как комплекс инструкций, обеспечивающий наиболее эффективный режим и взаимосвязь информационных процессов (при широком толковании этого термина).

Наличие «критических инфраструктур» в контентном сегменте ИБ и необходимость их защиты. В некоторых передовых государствах (особенно - в Соединенных Штатах) первоочередной задачей технического сегмента информационной сферы считается обеспечение безопасности информационных систем так называемых критических инфраструктур: управленческих, коммуникационно-информационных, энерго- и водоснабжения, полицейско-спасательных, финансовых и других систем. Думается, подобные «критические инфраструктуры» характерны и очень важны также для контентного, то есть национальноконсервативного сегмента идеологии: не случайно американские эксперты считают основной задачей НБ защиту национальных ценностей. На практике это означает, что в национальной системе ценностей должны быть отобраны и сделаны предметом особой защиты те постулаты, искажение которых может привести к национальной деморализации и коллапсу.

Одновременно из всего сказанного следует, что формирование полноценной системы ИБ невозможно без наличия соответствующих идеологических постулатов. Однако это не значит, что формирование системы ИБ должно осуществляться только после уточнения этих постулатов. Как отмечалось выше, информационная безопасность фактически отождествляется с национально-

8

<21-й ВЕК», № 4 (12), 2009г.

Г. Арутюнян

консервативной идеологией и концептуальные разработки ИБ должны способствовать формированию комплексных идеологических подходов. В частности, из концептов той же ИБ нужно определить и отделить постулаты, имеющие критически важное значение.

Июль, 2009г.

Источники и литература

1. Вахинский О. Homo economicus должен умереть, Эксперт, #17-18, с. 56,2009.

2. Гагик Тер-Арутюнян, http://www.noravank.am/ru/?page=analitics&nid=1852

3. Громыко А. Конец идеологии или контуры новой «большой идеи»? http:// www.ieras.ru/gromyko_ar5.htm; Громыко А. «Третий путь» - что дальше? Современная Европа, выпуск 2, 2006, с. 62; Носов М.Г. Глобальные аспекты трансатлантических отношений, Современная Европа, выпуск2, 2006,с. 31.

4. Фримен Ч. Быть скромнее, Россия в глобальной политике, т.7,#2, с. 60,2009.

5. Кагарлицкий Б. Политология революции, Москва, Алгоритм, 2007.

6. Титаренко М.П. Древнекитайский философ Мо-Ди, его школа и учение. Изд-во «Наука», М., 1985.

7. Шварц Е. Иранский парадокс. Станет ли Исламская Республика сильным игроком XXI века? Политический класс, #52, 2009.

IDEOLOGY AND INFORMATION SECURITY

Gagik Harntyunyan

Resume

The comparative analysis shows that those societies - presenting different civilizations - are the most competitive which have the resources to form polyideological systems in which both universal (liberal and socialist) and national-conservative concepts are presented. It seems that such a polyideological system in its content coincides with the concept of the national security (NS). At the same time one of the most important constituent parts of the NS - the content segment of the information security (IS), its essence is adequate to the national-conservative ideas of the given society. This circumstance shows that it is necessary to distinguish in the system of the IS those “critical infrastructures” which determine the security of the system in tote.

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.