АРМЕНИЯ-ДИАСПОРА: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ
Гагик Арутюнян
Ключевые слова: Армения, Диаспора, изменение миропорядка, интеллектуальный потенциал
В связи со 100-летием Геноцида сегодня появилось множество публикаций и посланий, мероприятий и разного рода собраний. В их ряду особое место занимает послание Папы Римского и политические встречи на высшем уровне в Ереване. В целом, усилия организаторов оказались плодотворными и способствовали как международному резонансу вокруг этого вопроса, так и консолидации армянского общества.
Наряду со всем этим порой полезно переакцентировать сложившиеся традиции, попытавшись найти несколько иной подход к событиям вековой давности.
Первый постулат, который, на наш взгляд, необходимо принять, заключается в следующем: своя доля ответственности в вопросе Геноцида есть и у армянского общества в целом и особенно у нашей политической элиты: партий, интеллигенции и церкви. Они (за исключением отдельных лиц) не сумели разобраться в политических реалиях и процессах, предотвратить и помешать катастрофическому развитию событий. По стечению обстоятельств именно западноармянский сегмент элиты стал одной из первых жертв Геноцида 1915 года. Это свидетельствует о том, что у армянского общества, к сожалению, не было национальной стратегии, а также соответствующих средств и механизмов ее реализации. В свою очередь, культура стратегического мышления и политического прогнозирования формируется на основе интеллектуального потенциала общества и его организационных способностей, то есть нужно констатировать также неудовлетворительный уровень последних.
' Исполнительный директор НОФ «Нораванк».
5
Г. Арутюнян
21-й ВЕК», № 4 (37), 2015г.
Век спустя Армения и Диаспора оказались в ситуации, которая тоже нуждается в адекватном восприятии и оценке. Актуальность этого обусловлена тем, что происходит реструктуризация на глобальном уровне: однополярный миропорядок сменяется многополярным - со всеми обусловленными этим геополитическими, экономическими и ценностными изменениями. В результате во всем мире нарастает военно-политическая напряженность, а доходящие до конфронтации взаимоотношения между основными геополитическими акторами подчиняются правилам новой, уже «Третьей холодной войны» [1, 2]. Нынешний этап истории, скорее всего, может стать поворотным. Его в каком-то смысле можно сравнить как с перекройкой мира и революционным изменением миропорядка после Первой мировой войны, так и с процессом распада СССР и последующими процессами в недавнем прошлом. Несомненно, это явление системной реструктуризации нуждается в содержательном осмыслении и сценарном анализе, только с опорой на которые можно будет разработать стратегические программы, соответствующие интересам армянского общества.
Не обсуждая комплекс глобальных процессов, очень кратко коснемся процессов, разворачивающихся в географически более близких нам регионах. На подобной тактической плоскости самыми яркими проявлениями нынешней ситуации являются так называемые «гибридные» войны на Большом Ближнем Востоке (ББВ) и Украине. Попробуем вкратце рассмотреть процессы в этих регионах с точки зрения безопасности Армении (РА и НКР) и армянских общин Диаспоры.
Большой Ближний Восток
Война в Ираке (2003г.), «арабская весна» и самопровозглашение Исламского государства (ИГ) вызвали в регионе хаос, из-за которого пострадали, а порой даже необратимо распались, местные армянские общины. Между тем они не только непосредственные наследники западного армянства, но и носители и распространители западноармянской культуры. В этом плане события на ББВ можно воспринять как продолжение Геноцида. Очевидно, что ближневосточные процессы - прямая угроза для Диаспоры и всего армянства. Нужно также признать, что мы не были готовы к подобным вызовам и, к сожалению, у нас до сих пор нет программ и возможностей по комплексной реакции на них.
6
<21-й ВЕК», № 4 (37), 2015г.
Г.Арутюнян
В то же время ближневосточные процессы нуждаются в комментарии и в плане информационной политики. Как известно, на ББВ происходят массовые (счет идет на миллионы) убийства и депортации, обусловленные религиозными и национальными признаками населения, параллельно уничтожаются культурные ценности, принадлежащие всему человечеству. За эту ситуацию ответственны страны, военно-политическая деятельность которых создала условия для осуществления подобного геноцида [3]. Пожалуй, целесообразно, чтобы на это явление обратили внимание и наши геноцидологи, хотя бы потому, что в войне против Сирии и в вопросах распространения исламского радикализма непосредственную роль играет Турция, которая, тем самым, и сегодня продолжает свою геноцидогенную политику.
Вместе с тем процессы на ББВ угрожают безопасности не только Диаспоры, но и Армении (РА и НКР). Хаотичная ситуация диктует государствам региона необходимость проведения более самостоятельной, а порой и более агрессивной политики, разрывая круг действия прошлых соглашений и договоров. Это явление наиболее легко заметить на примере Израиля и Турции: в частности, во взаимоотношениях последней с США наблюдаются некоторые разногласия и охлаждение. Кроме того, между Ираном, Израилем и Турцией усиливается также конкуренция в вопросе лидерства в регионе. Пожалуй, именно в контексте этих факторов нужно рассматривать планы Турции по созданию атомного оружия [4]. Очевидно, что эту проблему нужно воспринимать как серьезнейший вызов Армении и Диаспоре. Отметим также, что и данная проблема оказалась вне ряда вопросов, обсуждаемых армянским обществом и имплементируемых в информационный оборот, между тем наличие такого рода оружия у геноцидогенной страны во много раз опаснее.
Примечательно, что Турция для большей независимости от Запада и повышения уровня своей автономии стремится установить стратегическое партнерство с Россией. В свою очередь, применяемые в отношении России западные санкции подталкивают РФ к укреплению отношений с Анкарой. Такая политическая логика в какой-то мере напоминает прецедент тесного сотрудничества Москвы и Анкары в 20-ые гг. прошлого века. Особое беспокойство вызывает тот факт, что сегодня экономические акценты во взаимоотношениях этих двух стран ставятся не только на вопрос транспортировки российского газа, но
7
Г. Арутюнян
21-й ВЕК», № 4 (37), 2015г.
и на сотрудничество в сфере атомной энергетики. В то же время, в отличие от ситуации, сложившейся в прошлом веке, сегодня Россия - гарант военной безопасности Армении и ее «ядерный щит» от Турции1. Вместе с тем нужно также учитывать, что если сегодня этот щит действует в условиях системы, сформированной харизматичным лидером РФ, то в долгосрочной перспективе эти гарантии не столь однозначны и определенны.
Однако негативный фактор ИГ не ограничивается только Турцией. Согласно некоторым сценариям, боевики ИГ могут переместить свою деятельность на Кавказ и Прикаспийский регион (что частично уже происходит1 2) и тем самым дестабилизировать и Южный Кавказ [5]. Подобное развитие событий также представляет непосредственную угрозу для Армении. Заметим, что по некоторым прогнозам исламские радикалы могут воспользоваться также процессами, развивающимися в Азербайджане в контексте «цветных революций». Как свидетельствует арабский и украинский опыт, создавшейся в результате таких революций ситуацией пользуются, прежде всего, экстремисты, у которых есть свои силовые структуры и четкие программы действий. Несомненно, подобный радикализованный Азербайджан во всех планах опаснее для Армении. Подобный сценарий, степень вероятности которого сегодня кажется не очень высокой, также нужно проанализировать и иметь в виду. К тому же, подобные развития возможны и в Турции, сравнительно «мягкая исламистская» власть которой может стать радикальной. Здесь, безусловно, нужно учитывать и то очевидное обстоятельство, что в лице Турции и Азербайджана мы имеем два тесно взаимосвязанных государства и народа.
Но усиление экстремизма происходит не только на ББВ.
Инспирированная внешними силами в 2004г. очередная цветная революция в этой стране произошла в контексте «Второй холодной войны» и направлена против России. Не углубляясь в эти процессы, мы попытаемся очень коротко
1 Гагик Арутюнян, «Наихудший сценарий - реализация Турцией своих амбиций по созданию ядерного оружия», http://www.golosarmenii.am/article/26167/naixudshij-scenarij-%E2%80%93-realizaciya-turciej-svoix-ambicij-po-sozdaniyu-yadernogo-oruzhiya---.
2 См., в частности, Станислав Иванов, «Россия в борьбе с исламистскими группировками», http://ru.journal-neo.org/2015/03/08/rus-rossiya-v-bor-be-s-islamistskimi-gruppirovkami/.
8
<21-й ВЕК», № 4 (37), 2015г.
Г.Арутюнян
рассмотреть их влияние на армянское государство и общество. Как известно, на Украине официально проживает около 100 тысяч армян1, и рост националистических настроений, углубляющийся кризис в сфере управления и экономики в этой стране резко негативно сказались на них. А та часть наших соотечественников, которая проживает на территории военных действий - в Донецкой и Луганской областях - оказалась в наиболее тяжелых условиях. Сегодня в РА оказались армяне-беженцы не только с Ближнего Востока, но и с Украины. В свою очередь, известные события в этой стране и последовавшие за ними западные санкции против России достаточно негативно сказались на российской экономике и, следовательно, на живущих в РФ 2 млн. армянах. В частности, в результате падения курса рубля в 2014г. на 10.7% уменьшились также трансферты из РФ в РА, которые составляют более 80% от общего объема частных денежных переводов. Заметим, что «русские трансферты» играют важную роль в экономике РА, и их доля в ВВП, например, в 2013г. составила 15.4% ($1,6 млрд.). Учитывая не самые передовые позиции экономики РА (по показателю ВВП на душу населения РА занимает 115 место в мире), значение этого фактора достаточно велико. То есть, исходя только из этого показателя, можно констатировать, что российско-украинский конфликт негативно сказался на армянской экономике.
В целом, украинский кризис и напряженные отношения РФ-НАТО негативно сказываются на безопасности Армении. В частности, именно этой напряженностью можно объяснить усилившуюся в последнее время военную активность Азербайджана. Но есть и некоторые положительные последствия. Присоединение Крыма к РФ, стремление Донбасской и Луганской областей к автономии - яркие проявления важного для нас права наций на самоопределение. Отметим также, что в геополитическом плане, учитывая членство РА в ОДКБ и ЕАЭС, присоединение Крыма существенно препятствует известным стремлениям Турции по превращению Черного моря во «внутренний бассейн», что было бы неминуемо, останься этот полуостров в составе Украины1 2.
1 Реальная численность армян, живущих в постсоветских республиках, как правило, на 10-20% выше официально зарегистрированной.
2 Гагик Арутюнян, «Возврата к прежнему статусу Крыма уже не будет», http://www.noravank.am/rus/articles/detail.php?ELEMENT_ID=12594.
9
Г. Арутюнян
21-й ВЕК», № 4 (37), 2015г.
Таким образом, можно констатировать, что значительная часть армянского общества вследствие тех или иных процессов на в той или иной степени сопредельных Армении территориях оказалась в довольно опасной ситуации, нуждающейся в глубоком осмыслении, анализе и оценке.
Подобная работа предполагает централизацию национальных интеллектуальных ресурсов, их соответствующее ориентирование и эффективное управление. Между тем в этом вопросе и у Армении, и у Диаспоры есть серьезные трудности.
Вследствие революционных изменений и «вульгарной либерализации» после распада СССР интеллектуальный потенциал РА существенно уменьшился. Закрылись сотни исследовательских институтов, конструкторских бюро и высокотехнологичные заводы. Нынешнее состояние экономики не позволяет полноценно финансировать науку и образование. Вызывает тревогу тот факт, что за последние двадцать лет уменьшилась не только численность населения Армении1, но и изменилась структура общества, в котором сегодня превалируют работники сферы обслуживания и торговли [6]. Достаточно отметить, что, согласно некоторым экспертным оценкам, численность качественной рабочей силы или занятых так называемой «сложной работой» (от высококвалифицированного рабочего до видного ученого) по самым оптимистическим прогнозам сократилась примерно в 10 раз. Согласно официальным данным численность научных работников сократилась минимум в пять раз, с 30 тысяч дойдя до 6 тысяч. О спаде научно-образовательной сферы свидетельствует также тот факт, что Ереванский государственный университет в рейтинговых списках занимает позиции ниже 1400 горизонтали.
Также не обнадеживает ситуация с интеллектуальным потенциалом в Диаспоре. В качестве самой большой потери последних лет можно отметить закрытие гимназии «Мелконян». Не блестяще обстоят дела и в арменоведче-ских центрах. По оценкам экспертов фонда «Нораванк», только 14 из действующих за рубежом 90 центров в той или иной степени (к сожалению, порой не на очень высоком уровне) занимаются актуальными вопросами, касающимися ар-
1 В 1989г. население Армении составляло 3.3 млн. человек, в 2020 и 2030гг. прогнозируется соответственно 2.5 млн. и 2.0 млн. человек. Заметим, что в эти же годы цифры, касающиеся населения Азербайджана, составляют соответственно 7.0, 10.0 и 10.5 млн.
10
<21-й ВЕК», № 4 (37), 2015г.
Г.Арутюнян
мянства [7]. Порой несколько примитивны (упрощенны) и подходы армянских СМИ Диаспоры к геополитическим реалиям [8]. Сложившееся положение, в частности, следствие той ситуации, когда так называемый «армянский капитал» (как за рубежом, так и на родине) не хорошо представляет нынешнее положение Армении и Диаспоры в так называемой глобальной системе «координат». Естественно, не осознается и важность развития интеллектуального потенциала. В результате совершаемые ими вне предпринимательства «патриотические» шаги зачастую проявляются в виде размещения очередного хачкара по соседству с той или иной структурой. Нужно также подчеркнуть, что в условиях нынешней военно-политической «турбулизации» происходит стремительное обесценивание международного права и его норм. То есть надежды той части армянского общества, что «доброжелательное отношение» международного сообщества к «Ай дату» приведет, например, к удовлетворению наших требований на основе Севрского договора, иллюзорны и тем самым опасны.
Между тем у наших конкурентов совершенно иная ситуация. В экономически развитой Турции (на 17-м месте в мире по ВВП на душу населения) действует 186 университетов, а дотации на образование составляют $24 млрд. Согласно рейтинговому списку вузов за 2013-2014гг. по версии The Times, в список 500 лучших университетов мира вошли 5 турецких вузов. А согласно показателю «Научно-исследовательской активности» Национального научного фонда США за 2014г. Турция занимаем 19-е место в мире. Примечательно, что эта страна лидирует также в плане издания и чтения книг: в 2012г. там было издано 42626 новых книг1 11.
Особого внимания заслуживает тот факт, что в этой стране сформировано примерно 100 «мозговых центров» (think-tank), значительная часть которых занята аналитической деятельностью и осуществляет стратегические разработки, нацеленные на развитие страны. Знаменательно, что некоторые из них заняты разработками специальных политических технологий по нейтрализации армянских инициатив по решению «Армянского вопроса», в основном уделяя
1 См. Печать в Республике Армения. Статистический сборник. – Ереван, РНБ, 2014, с. 8, http://book-chamber.am/pdf/statistika-mamul2013_new.pdf.
2012 Turkiye Kitap Pazari Raporu, ‘Turkiye Yayincilar Birligi -Resmi sitesi”, http://www.turkyaybir.org.tr/yayincilik-sektoru-verileri/2012-turkiye-kitap-pazari-raporu/475.
11
Г. Арутюнян
21-й ВЕК», № 4 (37), 2015г.
особое внимание Диаспоре [9]. Вдобавок ко всему довольно активизировались в прошлом не добившиеся особых успехов азербайджанские исследовательские структуры [10].
Некоторые выводы
Некий британский аналитик, углубившийся в изучение Арцахского конфликта, в одной из своих публикаций высказался в том духе, что армянская сторона выиграла войну, так как «технологически» (иначе говоря, по своим интеллектуальным ресурсам) превосходила противника. На нынешнем, тоже имеющем поворотное значение, историческом этапе это преимущество, к сожалению, существенно уменьшилось, и создавшуюся ситуацию нужно воспринимать как серьезнейший вызов, брошенный Армении и Диаспоре. В то же время несомненно, что наша креативная общественность, при наличии должного внимания и организации, может быстро восполнить это упущение. В частности, актуальной задачей нужно посчитать основание «мозговых центров» с привлечением ведущих аналитиков Армении и Диаспоры, которые должны будут проанализировать «армянские проблемы», разработать программы национальной стратегии и политико-экономические технологии их осуществления.
Март, 2015г.
Источники и литература
1. Гагик Арутюнян, О некоторых особенностях «Холодной войны-2», «21-й Век», # 2(31), с. 3, 2014.
2. Ричард Хаас, Разваливающийся миропорядок, «Россия в глобальной политике», #6(12), с. 22, 2014.
3. Gagik Harutyunyan, The Multipolar Realities, Middle East and News Ticker Genocide, «21-st Century», #2(14), p. 3, 2013.
4. Գազիկ Հարությունյան, Թուրքական միջուկային սպառնալիքը, «Նորավանք» ԳԿՀ, «Գլոբուս», #4 (25), 2012թ. (Гагик Арутюнян, Турецкая ядерная угроза, НОФ «Нора-ванк», «Глобус», #4 (25), 2012, на арм.яз.), Արա Մարջանյան, Միջուկային Թուրքիա, «Նորավանք» ԳԿՀ, «Գլոբուս», #4, 2012թ. (Ара Марджанян, Ядерная Турция, НОФ «Нораванк», «Глобус», #4 (25), 2012, на арм.яз.), Հայկ Գաբրիելյան, 2023 թվականը միջուկային երկրի կարգավիճակով դիմավորելու Թուրքիայի հավակնության շուրջ, «Գլոբուս» վերլուծական հանդես, #10, 2014 (Айк Габриелян, О стремлении Турции встретить 2023 год в статусе ядерной державы, НОФ «Нораванк», «Глобус», #10, 2014, на арм.яз.).
12
<21-й ВЕК», № 4 (37), 2015г.
Г.Арутюнян
5. С.Иванов, Радикальный ислам как угроза международной безопасности, «Зарубежное военное обозрение», с. 22, #1(814), 2015.
6. Գազիկ Հարությունյան, Ժողովրդագրություն, զարգացման ռազմավարություն և տեխնոլոգիաներ, «21-րդ ԴԱՐ», #1(58), էջ 5, 2015 (Гагик Арутюнян, Демография, стратегия развития и технологии, «21 ДАР», #1(58), с. 5, 2015, на арм.яз.).
7. Ա.Սիմավորյան, Վ.Հովյան, Տ.Ղանալանյան, Արտերկրի հայագիտական կենտրոնները. ներուժի գնահատում, Երևան, «Նորավանք» ԳԿՀ, 2014 (А.Симаворян, В.Овян, Т.Ганаланян, Зарубежные арменоведческие центры: оценка потенциала. — Ереван, НОФ «Нораванк», 2014, на арм.яз.).
8. ԱԺամակոյան, ԱՀՄանուսյան, Դ.Գալստյան, Լ. Հակոբյան, Սփյուռքի
դիրքորոշումները ՀՀ աշխարհաքաղաքական կողմնորոշումների շուրջ, Երևան, «Նորավանք» ԳԿՀ, 2014 (А.Жамакочян, А.Манусян, Д.Галстян, Л.Акопян, Позиции Диаспоры относительно геополитической ориентации РА. — Ереван, НОФ «Нораван», 2014, на арм.яз.).
9. Աբիստակես Սիմավորյան, «Թուրքիայի ուղեղային կենտրոնների զարգացման նախադրյալները. այժմեական խնդիրները», «21-րդ ԴԱՐ», #6, 2012, էջ 20 (Аристакес Симаворян, Предпосылки развития мозговых центров Турции: нынешние задачи, «21 ДАР», #6, с. 20, 2012, на арм.яз.).
10. Կարեն Վերանյան, Հարավային Կովկասի երկրների գիտահետազոտական գործունեությունը. վիճակագրական վերլուծություն, «21-րդ ԴԱՐ», #1(58), 2015 (Карен Веранян, Научно-исследовательская деятельность стран Южного Кавказа: статистический анализ, «21 ДАР», #1(58), 2015, на арм.яз.).
ՀԱՅԱՍՏԱՆ - ՍՓՅՈԻՌՔ.
ՆՈՐ ՄԱՐՏԱՀՐԱՎԵՐՆԵՐ
Գազիկ Հարությունյան
Ամփոփագիր
Ներկայացված համառոտ դիտարկումից հետևում է, որ արդի Սառը պատերազմի և աշխարհակարգի վերափոխման գործընթացների արդյունքում ձևավորված իրողությունները բացասական ազդեցություն են գործում Հայաստանի և Սփյուռքի վրա: Չի բացառվում նաև, որ գլոբալ հարթությունում ընթացող զարգացումները որոշակի փուլում անմիջական վտանգ հանդիսանան մեր ազգային անվտանգությանը: Սակայն հայկական հանրությունը և նրա ընտրանին, ինչպես և մեկ դար առաջ, բավարար ուշադրություն յեն հատկացնում ազգային ռազմավարական մշակումներին և կանխատեսումներին: Մասնավորապես, այդ ոլորտում կուտակված հիմնախնդիր-ների լուծման նպատակով, Հայաստանի և Սփյուռքի առաջատար մասնագետների մասնակցությամբ, անհրաժեշտ է հիմնել համապատասխան ուղղվածություն ունեցող «ուղեղային կենտրոններ»:
13
Г. Арутюнян
АРМЕНИЯ-ДИАСПОРА: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ
<21-й ВЕК», № 4 (37), 2015г.
Гагик Арутюнян
Резюме
Из представленного краткого анализа следует, что складывающиеся в результате нынешней «Холодной войны» и процесса изменения миропорядка реалии негативно влияют на Армению и Диаспору. Не исключено также, что развивающиеся в глобальной плоскости процессы на каком-то этапе станут представлять непосредственную угрозу нашей национальной безопасности. Однако армянское общество и его элита, как и век назад, не уделяют должного внимания национальным стратегическим разработкам и прогнозам. В частности, для решения накопившихся в этой сфере проблем необходимо при участии ведущих специалистов Армении и Диаспоры основать «мозговые центры» соответствующей направленности.
ARMENIA - DIASPORA:
NEW CHALLENGES
Gagik Harutyunyan
Resume
A brief overview suggests that the realities formed under the current “cold war” and changing world order negatively influence Armenia and Diaspora. It is also possible that at some point the global developments will start posing a direct threat to our national security. However, as it happened a century ago, the Armenian public and its elite tend to pay little attention to development of national strategies and forecasting. In order to start solving the problems accumulated in this area, it is necessary to establish think-tanks with relevant profile with participation of leading experts of Armenia and Diaspora.
14