ВЫЗОВЫ АРМЕНИИ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ
Гагик Арутюнян
Согласно классической формулировке Арнольда Тойнби, жизнестойкость цивилизаций обусловлена их способностью адекватно отвечать на вызовы, и в этом плане нужно констатировать, что Армении тысячелетиями удавалось (с той или иной степенью эффективности) противостоять брошенным ей вызовам. И еще одно наблюдение: глобализация сопутствует человечеству еще с древних времен и в свое время принимала, например, форму так называемой «локальной глобализа-ции/гомогенизации» имперских территорий [1, с. 80]. Однако мы затронем последнюю волну глобализации, в результате которой, в числе прочего, развалился СССР. Это явление, безусловно, было геополитической, цивилизационной, гуманитарной и экономической катастрофой, и в этом плане - серьезнейшим вызовом, брошенным Армении. Однако, будучи самой состоявшейся страной региона (что было обусловлено прежде всего нашими цивилизационно-государственными традициями и созданным во Второй республике духовным, интеллектуальным, научно-техническим потенциалом), мы адекватно отреагировали на все угрозы, одержали победу над Азербайджаном и освободили Арцах.
Исполнительный директор научно-образовательного фонда «Нораванк».
5
Г. Арутюнян
21-й ВЕК», № 1 (26), 2013г.
Армения—наиболее состоявшееся государство региона
Прошли годы, и Армения (РА и НКР) продолжает сохранять статус наиболее состоявшегося государства региона. Это не просто слова. Как известно, авторитетный журнал «Международные отношения» (Foreign Policy) и Фонд мира (Fund for Peace) ежегодно публикуют рейтинги несостоявшихся/недееспособных государств (Failed States Index). Они составляются по специальной методике, в основе которой – оценка ситуации в странах, получаемая при помощи арсенала оценки конфликтов, которые и отражаются в 12 характеристиках (см. Таблицу 1). Согласно этой методике, чем больше состоялось то или иное государство, тем меньше очков оно набирает, то есть последнее место в рейтинге занимает наиболее состоявшееся государство. Результаты Failed States
Характеристики Failed States Index-а
Таблица1
Социальные параметры
1. Демографическое давление
2. Массовый исход беженцев и наличие внутренних перемещенных лиц
3. Фактор недовольных масс
4. Постоянный и устойчивый отток человеческого ресурса
Экономические параметры
5. уровень экономического неравенства между разными слоями общества
6. Резкий и/или глубокий экономический упадок
Политические параметры
7. Криминализация и/или делегитимизация государства
8. Постоянно снижающийся уровень предоставляемых государством общественных услуг
9. Повсеместное нарушение прав человека
10. Усиление структур сферы безопасности, их превращение в государство в государстве
11. Увеличение влияние клановых элит
12. Вмешательство иностранных государство или внешних факторов
6
■<21-й ВЕК», № 1 (26), 2013г.
ГАрутюнян
Index за 2012г. представлены в Таблице 2 (столбики с цифрами соответствуют параметрам Таблицы 1). Как видим, набрав значительно меньше очков, чем ее соседи, Армения с большим отрывом лидирует в регионе, то есть это самое состоявшееся государство, и такое лидерство уже стало традиционным в этой авторитетной рейтинговой системе.
Failed States Index - 2012
Таблица 2
Страна Место Очки Показатели
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Иран 34 89.6 5.8 7.6 8.6 6.4 6.7 6.4 8.8 5.3 8.9 8.3 9.3 7.4
Грузия 51 84.8 5.5 7.2 8.3 5.2 6.6 6.3 8.5 5.7 6.7 7.6 9.1 8.2
Азербайджан 68 79.8 5.6 7.6 7.2 5.1 6.6 5.2 8.0 5.4 7.3 6.7 7.8 7.2
Турция 85 76.6 6.5 6.5 8.6 4.2 7.1 5.6 6.2 6.0 5.3 7.7 7.5 5.9
Армения 102 72.2 6.8 6.8 5.7 6.3 5.9 5.6 6.8 4.7 6.8 5.2 7.0 6.1
Особого внимания заслуживает невысокий показатель по 8 параметру (снижающийся уровень предоставляемых государством общественных услуг), что свидетельствует о более развитой – по сравнению с соседями – системе госуправления.
В то же время, как следует из Таблицы 2, у Армении есть довольно серьезные проблемы в социально-демографической сфере (характеристики 1-4), и мы еще вернемся к ним, когда будем говорить о внутренних вызовах, стоящих перед Арменией. Заметим также, что в состоявшихся, дееспособных государствах каждая специализированная подгруппа должна стремиться выполнять свойственные ей функции, и в этом плане одна из приоритетных задач аналитического сообщества -предугадать ожидаемые вызовы и попытаться указать возможности адекватного реагирования на них. 1
1 http://www.foreignpoHcy.com/failed_states_index_2012_interactive.
7
Г. Арутюнян
21-й ВЕК», № 1 (26), 2013г.
Возможное нарушение регионального военно-политического балланса
В свете вышесказанного чрезвычайно актуализируется рассмотрение того известного явления, что вследствие развитий вокруг ядерной программы Ирана, сирийской войны и процессов в контексте «арабской весны» Большой Ближний Восток оказался в так называемой «турбулентной», нестабильной ситуации. Эта новая ситуация в регионе является вызовом не только армянским общинам, само существование которых сегодня оказалось под большой угрозой и чье возможное расформирование может существенно изменить облик и контент армянской диаспоры. Эта нестабильность непосредственно угрожает безопасности Армении, так как по некоторым сценариям ослабление Ирана1 может нарушить установившийся в регионе военно-политический баланс и привести к усилению Турции, превратив ее в главенствующую силу в регионе [2, էջ 3]. Заслуживает внимания и низкий показатель этой страны по 12-ой характеристике Таблицы 2, свидетельствующий о зависимости Турции от зарубежных стран и отражающий ее стремление действовать самостоятельно, не особо считаясь со старшими партнерами по НАТО. Увлеченная идеологией неоосманизма нынешняя политическая элита Турции более чем амбициозна и стремится создать:
• «Исламское НАТО» и «Исламские миротворческие силы» (тем самым реанимируя программы идейного отца Эрдогана, экспремьера и радикального исламиста Эрбакана),
• Ядерное оружие,
• Экономическую зону турецкой лиры. 1
1 Отдельного обсуждения заслуживают сценарии возможной ядерной войны Израиль-Иран (см. [1, с. 178]).
8
«21-й ВЕК», № 1 (26), 2013г.
Г.Арутюнян
Формирование Турции с подобными военными и экономическими поползновениями является серьезнейшим вызовом для Армении. Нет никаких сомнений в том, что усиление занимающей неуступчивую позицию (в этом вопросе некоторые аналитики довольно обоснованно считают Турцию стороной конфликта) и осуществляющей блокаду наших границ Турции неизбежно приведет к ужесточению ее позиции по Армении. Особого внимания заслуживает и ядерная программа этой страны, реализация которой - вызов прежде всего для Армении, Израиля и Греции [1, с. 247, 3-5].
В то же время сценарные наблюдения предполагают комплексный подход, и в этом контексте нужно учитывать также сценарий «Ослабление и распад Турции» [1, с.179]. Не случайно, что сегодня аналитическое сообщество активно обсуждает «плохое» будущее не только Саудовской Аравии и Катара, но и Турции. Это более чем обоснованно, так как в этой стране происходит брожение, урегулирование которого еще даже не обозначено: актуализировался и обрел международное звучание «курдский вопрос»1, а в обществе углубляется так называемый «кризис идентичности», с вытекающим отсюда обострением этно-конфессиональных противоречий. Плюс ко всему резко обострились идейно-политические противоречия между сторонниками нынешней исламской и доминирующей ранее секулярной моделями развития этой страны. Некоторые аналитики обоснованно отмечают, что опирающаяся на неоосманизм премьер-министра Эрдогана нынешняя агрессивная внешняя политика также содержит в себе значительные риски (см., например, [5, 6]). Однако нужно учитывать, что даже подобные, кажущиеся желательными, развития - тоже своеобразные вызовы для Армении, для адекватного реагирования на которые необходимо подготовиться заранее.
1 См., например, Курдский лабиринт Турции, http://www.rodon.org/polit-121130105832.
9
Г. Арутюнян
21-й ВЕК», № 1 (26), 2013г.
Армения как «пограничная страна» и сценарии «глобального управления»
В любом случае нужно констатировать, что нынешние ближневосточные процессы в определенной степени интегрируют Исламский мир, отделяя его от Западного, европейского мира. Это является проблемой для сопредельной с этим миром Армении не только в случае, если в этом мире начнет доминировать Турция, но и если она начнет сдавать свои позиции. Падение светских режимов в исламских обществах и религиозная радикализация превращают Ближний Восток в нестабильный и, следовательно, непредсказуемый в военно-политическом плане регион.
Примечательно, что о возможности подобных развитий говорилось еще в 2010г. в докладе «Глобальное управление 2025», подготовленном Национальным разведывательным советом (NIC) США, Института безопасности ЕС (EUISS), а также экспертами России, Китая и Индии1. Согласно этому докладу, в числе прочих развитий достойны внимания и следующие сценарии:
• Фрагментация.
• Возвращение «Европейского концерта».
Пессимистический сценарий «Фрагментация», согласно авторам доклада, предполагает, что в мире начинают превалировать тенденции «цивилизационной фрагментации», которые и приводят к разнообразным конфликтам. В частности, Азия выстраивает свой особый цивилизационный порядок (непосредственно напоминающий ситуацию, создавшуюся на Ближнем Востоке вследствие «Арабской весны»), а Европа изолируется и «углубляется в собственные проблемы». Более опти-
1 Global Governance 2025: At a Critical Juncture. National Intelligense Council, Europian Union Institute for Security Studies, September 2010,
http://www.iss.europa.eu/uploads/media/Global_Governance_2025.pdf.
10
<21-й ВЕК», № 1 (26), 2013г.
Г. Арутюнян
мистичен второй сценарий, который предполагает восстановление системы Венского, или так называемого «Европейского концерта»1 11 (разумеется, в совершенно новой редакции). Другими словами, создается мощная, объединенная Европа.
Составившие доклад эксперты (2010г.) рассматривали эти два сценария изолированно друг от друга, между тем, исходя из нынешних тенденций, складывается впечатление, что глобальные развития могут разворачиваться параллельно. Об этом свидетельствуют:
• Процессы интеграции экономических и политических систем стран - членов Евросоюза, в результате которых ЕС может состояться как единая и полноценная геополитическая структура [7],
• Принятое президентами России, Казахстана и Беларуси решение о создании Евразийского союза (ЕАС) в 2013г.,
• Складывающееся в политических и аналитических сообществах передовых европейских и постсоветских стран мнение о том, что цивилизационно близкие страны ЕС и ЕАС должны консолидироваться, чтобы суметь вместе противостоять вызовам «фрагментирующегося» мира (более масштабное ответвление сценария «Европейского концерта», предполагающее «Большую Европу» от Лиссабона до Владивостока (ЕС+ЕАС)).
В контексте всего сказанного еще раз нужно констатировать, что Армения сопредельна с Исламским миром, что актуализирует задачу формирования военно-политических формул, соответствующих нашим цивилизационным и геополитическим ориентациям. Этот политический императив диктует Армении принимать более активное участие в европейских и евразийских интеграционных процессах, что су-
1 Эта система была сформирована на основе договоренностей, достигнутых представителями Великобритании, России, Австрии и других европейских стран на Венском конгрессе 1815г. (после окончания Наполеоновских войн). Она довольно эффективно обеспечила то, что можно назвать «коллективной безопасностью» европейских стран вплоть до Крымской войны (1853г.).
11
Г. Арутюнян
21-й ВЕК», № 1 (26), 2013г.
щественно повысит уровень безопасности Армении. Однако необходимо отметить, что в армянском аналитическом сообществе порой можно натолкнуться на мнения о том, что формат Восточного партнерства ЕС и задача членства ЕАС - противоположные процессы. Очевидно, что подобные подходы несвоевременны и отражают характерные для первых постсоветских лет стремления «убежать из Российской империи». Примечательно, что в политических кругах Армении (где реалистичнее подходят к проблемам) начал превалировать подход, согласно которому интеграционные процессы в европейском и евразийском форматах взаимодополняют друг друга, а не наоборот.
Вместе с тем задача «интеграции» актуально и в региональной плоскости, и здесь нужно подчеркнуть, что вместе с Арменией на кромке геополитического и цивилизационного «разлома» стоит и Грузия, которая также, в несколько более благоприятной редакции, является «пограничной страной». Возможная координация усилий этих двух региональных сопредельных стран только способствует интеграции в «Европейский концерт» на более выигрышных позициях. Не исключено также, учитывая происходящие в этой стране изменения, что подобное партнерство с Грузией может сделать возможным существование некого цивилизационного региона, простирающегося от Сухуми до Степанакерта.
Внутренние вызовы безопасности Армении
Как известно, основным стержнем национальной безопасности прежде всего являются внутренние ресурсы, и в этом плане, пожалуй, уместно процитировать слова китайского стратега Сунь Цзы: «Источник поражения во враге, а победы - в нас».
Известно, что в результате развала СССР Армения столкнулась с множеством экономических и социальных проблем, последствия кото-
12
«21-й ВЕК», № 1 (26), 2013г.
Г.Арутюнян
рых все еще не преодолены. В частности, сегодня армянскую общественность чрезвычайно заботят демографические проблемы. Ситуация в этой сфере отражена в показателях первой, второй и четвертой граф Таблицы 2. демографическое давление, массовая миграция беженцев и внутренних перемещенных лиц постоянный и устойчивый отток человеческого ресурса. Как следует из этих данных, их соответствующие показатели выражаются в довольно высоких значениях, что свидетельствует о неблагополучной ситуации в этой сфере. Тревогу вызывает не только факт эмиграции населения из РА, но и то обстоятельство, что резко сократилась (по некоторым сведениям - вплоть до 10 раз) численность тех, кто занимается «сложным трудом» (то есть высокопрофессиональных специалистов в самых разных отраслях). В этом плане также примечательно, что в Третьей республике на науку и технологии затрачивается в десятки раз меньше средств, чем во Второй.
Создавшаяся ситуация непосредственно связана с совокупной мощью государства. Для количественной характеристики этого понятия существуют разные методы (см., например, [8]), но наиболее употребительна формула аналитика ЦРУ США Рей Клайна [9, 10], куда мы, учитывая армянские реалии, добавили от себя фактор D, учитывающий возможность Диаспоры.
P=(C+E+M+D)(S+W) где P – мощь государства,
C– население и территория страны,
E – экономические возможности страны,
M– военная мощь страны,
D– совокупные ресурсы Диаспоры,
S– коэффициент национальной стратегии,
W– воля к достижению целей национальной стратегии.
13
Г. Арутюнян
21-й ВЕК», № 1 (26), 2013г.
Из этой формулы следует, что мощь страны зависит не только от величины населения страны (С), но и от его интеллектуальных и духовных ресурсов (S, V), так как без них невозможно разработать эффективную национальную стратегию и тем более достичь целей этой стратегии. Решение подобных задач, пожалуй, невозможно без консолидации соответствующих ресурсов Армении и Диаспоры. Заметим также, что до сих пор наши представления и знания о духовном и интеллектуальном потенциале Диаспоры (а порой и Армении) далеки от целостности. В этой связи вновь уместно вспомнить об ответственности специализированных групп в сфере национальной безопасности. Думается, что одной из приоритетных задач нашего экспертно-аналитического сообщества является учет духовно-интеллектуальных ресурсов Армении и Диаспоры и организация консолидированной работы этих ресурсов, направленной на разработку стратегических национальных программ. В частности, необходимо разработать программы по приостановлению процесса эмиграции из Армении и существенному наращиванию духовноинтеллектуальных человеческих ресурсов.
В то же время организация подобной работы также является нелегким делом. Нужно констатировать, что научно-исследовательская система Армении недостаточно дееспособна и сегодня отсутствует те инструментарий и методология, которые позволили бы экспертам Армении и Диаспоры эффективно работать. Для осуществления этих целей в высшей степени целесообразно создать Сетевой Институт исследований (СИИ - Reaserch Network Institute), находящегося под патронажем правительственных и диаспоральных структур.
Ноябрь, 2012г.
14
«21-й ВЕК», № 1 (26), 2013г.
Г.Арутюнян
Источники и литература
1. Арутюнян Гагик, Распад системы и формирование будущего. — Ереван, 2011.
2. Հարությունյան Գագիկ, Սիրիական պատերազմ. հնարավոր սցենարներ, Գլոբուս #11, էջ.5, 2012; Арутюнян Гагик, Сирийская война: возможные сценарии. Глобус №11, с. 5, 2012, на арм.яз.).
3. Հարությունյան Գագիկ, Թուրքական միջուկային սպառնալիքը, Գլոբուս # 4, էջ 5, 2012 (Арутюнян Гагик, Турецкая ядерная угроза. Глобус №4, с. 5, 2012, на арм.яз.). http://noravank.am/arm/articles/detail.php?ELEMENT_ID=649, http://www.noravank.am/rus/articles/detail.php?ELEMENT_ID=6451&s phrase_id=19499.
4. Մարջանյան Արա, Միջուկային Թուրքիա, Գլոբուս #4, էջ 9.3, 2012 (Марджа-нян А., Ядерная Турция, Глобус №4, с. 93, 2012, на арм.яз.), http://noravank.am/arm/articles/detail.php?ELEMENT_ID=6470, http://www.noravank.am/rus/articles/detail.php?ELEMENT_ID=6472&s phrase_id=19502
6. Տեր-Հարությունյան Արտաշես, Թուրքիայի միջուկային նկրտումների վերաբերյալ, Գլոբուս #4, էջ 17, 2012 (Тер-Арутюнян Арташес, О ядерных поползновения Турции. Глобус №4, с. 17, 2012, на арм.яз.), http://www.noravank.am/ arm/articles/detail.php?ELEMENT_ID=6383&sphrase_id=19497.
7. Миразян Геворг, Имам не сдержал азарта. Эксперт, #30-31 (813), с. 69, 2012.
8. Власова Ольга, Миразян Геворг, Большая ошибка Турции. Эксперт, #42 (824), с. 18, 2012.
9. Հարությունյան Գագիկ, Եվրամիություն. նոր միտումներ, Գլոբուս, #6, էջ 3, 2012 (Арутюня Гагик, Евросюз: новые тенденции. Глобус №6, с. 3, 2012, на арм.яз.), http://noravank.am/arm/articles/detail.php?ELEMENT_ID=6580.
10. Глобальный рейтинг интегральной мощи 100 ведущих стран мира (под научной редакцией проф. А.И. Агеева (Россия), проф. Г. Менца (Германия), проф. Р. Метьюза (Великобритания)). – М.: Международная Академия исследований будущего, 2008.
11. Cline, Ray S, World Power Assessment: A Calculus of Strategic Drift. Boulder, Colo.: WestviewPress. 1975,
12. Балахонцев Н, Кондратьев А., Зарубежные методы оценки потенциала стран. Зарубежное военное обозрение, #11(764), с.101, 2010.
15
Г. Арутюнян
21-й ВЕК», № 1 (26), 2013г.
CHALLENGES TO ARMENIA IN THE GLOBALIZING WORLD
Gagik Harntyunyan
Resume
The processes occurring in the context of “Arab Spring”, developments around Iran’s nuclear program and the war in Syria have destabilized the Middle East region. Some scenarios point to possible disruption of the existing military and political balance in the region and strengthening of Turkey. Given Turkey’s position vis-a-vis Armenia (blockade of borders, unrelenting statements on the NKR problem, etc.), the ambitious plans of the Turkish neo-Ottoman elite (establishing an “Islamic NATO”, building nuclear weapons, and so on) turn such scenario into a serious challenge to Armenia. The adequate response to this must be the renewed efforts of Armenia in global integration processes directed by the civilizational factor -in the projects of the European and Eurasian Unions.
Another challenge that Armenia faces is the demographic situation and diminishing intellectual/spiritual potential of the society. Addressing these problems is possible with a coordinated effort directed towards development of national strategic projects. It is worth establishing a Research Network Institute as an instrument for attaining these objectives.
16