Научная статья на тему 'Критерий подобия проектных решений требованиям технического задания в авионике'

Критерий подобия проектных решений требованиям технического задания в авионике Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
198
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОРТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / КРИТЕРИЙ ПОДОБИЯ / CRITERION OF SIMILARITY / МЕРА БЛИЗОСТИ / MEASURE OF AFFINITY / AVIONIC EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Сабо Ю.И., Жаринов И.О.

Рассматриваются методологические основы направленного проектирования авиационной техники с целью обеспечения практического подобия объектов разработки требованиям тактико-технического задания на примере разработки комплексов бортового оборудования, выполненных в соответствии с основными положениями концепции интегрированной модульной авионики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Сабо Ю.И., Жаринов И.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMILARITY CRITERION OF DESIGN DECISIONS TO REQUIREMENTS OF THE TECHNICAL PROJECT IN AVIONICS

Methodological bases of the directed aviation equipment design for practical similarity maintenance of objects to requirements of the technical project on an example of the onboard equipment complexes development, executed according to substantive provisions of the integrated modular avionics concept are considered in the work.

Текст научной работы на тему «Критерий подобия проектных решений требованиям технического задания в авионике»

5

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ

ВАВИОНИКЕ

(к 30-летию базовой кафедры машинного проектирования

УДК 681.324

КРИТЕРИЙ ПОДОБИЯ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ ТРЕБОВАНИЯМ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ В АВИОНИКЕ

Ю.И. Сабо, И.О. Жаринов

Рассматриваются методологические основы направленного проектирования авиационной техники с целью обеспечения практического подобия объектов разработки требованиям тактико-технического задания на примере разработки комплексов бортового оборудования, выполненных в соответствии с основными положениями концепции интегрированной модульной авионики. Ключевые слова: бортовое оборудование, критерий подобия, мера близости.

Введение

Синтез бортовой радиоэлектронной аппаратуры (БРЭО) представляет собой проектную процедуру, целью которой является соединение различных элементов, свойств, сторон объекта проектирования в единое целое - комплекс. В результате синтеза создаются проектные решения, обладающие новым качеством относительно своих элементов [1]. Среди всех подходов к решению задачи синтеза наибольшее распространение получили различные методы, принадлежащие к классу комбинаторно-логических. В основе этого подхода лежит организованный перебор в массиве проектных решений, которые между собой являются аналогами. Если четко ограничить требованиями Е* тактико-технического задания (ТТЗ) характеристики S объекта проектирования, то множество проектов данной направленности разработки образует класс, который на структурном уровне описания можно рассматривать как обобщенную структуру в общем маршруте проектирования, показанном на рис. 1. Обобщенная структура представляет собой «комбинаторное пространство», в котором находятся различные сочетания элементов, образующих множество структур с тем или иным уровнем подобия требованиям ТТЗ.

Задача синтеза БРЭО формулируется как оптимизационная задача достижения практического подобия, требующая разработки критерия А_(е - Е*), системы ограничений ^е Е,£* е E*,Ve{<,<, =,>,>} и метода решения с целью обеспечения As (е - Е*) min .

Релевантные параметры объекта проектирования

Процедура проектирования БРЭО начинается с высшего уровня - уровня главного конструктора. Главный конструктор оперирует относительно небольшим числом существенно значимых параметров (критериев) проекта ^ 2,..., ^, поэтому на каждом

иерархическом уровне проектирования множество всех параметров ¥ = ,у2,..., для составляющих объекта проектирования рассматривается [2] как совокупность ¥ = {¥, ¥} множества существенных параметров ¥ = ,у2,..., у-} и множества второстепенных параметров ¥ = ,Уу+2,...,}, таких, что всегда найдется некоторая

малая скалярная величина s (мера вклада), для которой §i (Р) = §i ("Р,8Р) или, при

8 ^ 0, §( ("Р) = §( ((, 8Р) - §( (Р, 0Р) - §( (Р) .

Замысел

Рис. 1. Маршрут системного проектирования БРЭО

В итоге в модель проекта включаются только те компоненты • • •, ^ е 2, ко-

торые являются существенными (релевантными) по отношению к цели проектирования. Рабочая функция проектирования БРЭО в этом случае определяется как

F ((О) 2 .....(*,0)) F (Ф 2 (Ф ).....(* ^ •

Если воспользоваться геометрическими аналогиями (рис. 2), то задача синтеза представляется как задача поиска в Z -мерном действительном пространстве параметров такой точки (набора из Z значений параметров ^ 2,..., ^), для которой либо просто выполняются требования ТТЗ, либо выполняются наилучшим образом.

□ - годограф вектора параметров, соответствующий текущему проектному решению

проектного решения желаемому (заданному по ТТЗ) в векторном пространстве

В первом случае требуется, чтобы решение задачи синтеза принадлежало некоторой замкнутой и ограниченной области пространства параметров. Во втором случае решение представляет собой точку пространства, наилучшую по критерию оптимальности Дн^-даш, который формализует понятие наилучшего выполнения соответствия объекта проектирования требованиям ТТЗ. Если разработана математическая модель объекта проектирования, то по постановке и методам решения задача синтеза в первом случае сводится, а во втором случае является задачей оптимизации, обеспечивающей выполнение условия

(()-F* (е* )|< Дн (Е - Е*) ,

где Дн - неотрицательно определенная мера близости функционального обеспечения выбранного у'-го варианта БРЭО по отношению к наилучшему Е* (заданному по ТТЗ).

Критерий подобия проектных решений

Идея оптимизации [3, 4] состоит в том, чтобы, начав с любой проектной альтернативы, приближаться к ((,■■■,£*) по некоторой спиралевидной траектории в пространстве параметров Е = АТ, где А - матрица линейного преобразования параметров, что достигается введением числовой меры близости. Евклидова метрика оценки близости текущей проектной точки с координатами (^(Т), £2(Ф), • ••, к «идеальной точке» ((,■■■,£*), являющейся решением задачи синтеза, определяется как

А.(Е-Е*) = ./£ (,(¥)-К,)(,(¥)-С-) ,

V i=1,j=1

где у = [ Yj ] — положительно определенная матрица. В частном случае, если у = yiJ ] - матрица единичного вида, вводится метрика

А. (Е - Е* ) = Jt (((¥ )- £ )2

либо

А. (Е - Е*) = min {p ( (¥) - £ )} + Pz+1£P ( (¥) - £ ) ,

i=i

при этом считается, что £i (¥) > ; p?+1 определяет цель проектирования - уменьшать

оценку близости к желаемым значениям любого из частных показателей или суммарную близость всех критериев к их целевым значениям.

Если часть требований ТТЗ ограничивает критерии снизу, £ (¥)> £*, i=1, 2, ...,

m1, часть - сверху, £i (¥) < £*, i= m1 + 1, m1+2, ..., m2, а часть задает требования ТТЗ жестко, £i (¥) = £*, i=m2+1, m2+2, ..., Z, метрика А. (е -Е*) приводится к виду

А. (е - Е*) = min {L (,)} + £ L () ,

L ()

Pi (( (¥)-£),1 < i < щ,

Pi ( - £( (¥)) +1 < i < m2,

Pi min {( (¥) - ) ( - £ (¥ ))}, m +1 < i < Z

Выражения для Д_ (н - Н*) определяют систему зависимостей для критерия подобия, отражающих цели проектирования по методу целенаправленного выбора и связывающих релевантные для данной цели параметры объекта проектирования и требования ТТЗ на него. Наибольшее распространение на практике получила [5] квадратичная мера:

д5 (н - н* )=£ ((т)-г )2.

г=1

Задача проектировщика сводится в данном случае к назначению допустимых границ используемых показателей и собственно организации процесса проектирования.

В общем случае (см. рис. 2) векторы Т и Н являются функциями времени Т (^),

Н (^) и определяют развивающуюся модель объекта проектирования. При изменении 0 ^ I ^ да конец вектора Н () в пространстве релевантных параметров формирует годограф, форма которого определяется Н (^). Расстояние между годографами параметров модели объекта проектирования Н (I) и их желаемых значений Н* на бесконечном,

А"(Е - Е*) = |(е (t)-Е*).

или конечном,

Д к - В- ) = /(в (т)-В-),

0

интервале определяет степень соответствия релевантных параметров БРЭО и требований ТТЗ на его разработку в качестве критерия подобия.

Задача минимизации критерия подобия Д_ при квадратичной мере Д_ (в - В*)

сводится к минимизации суммы квадратов отклонений

z 2

(Ф)- (* ) - min ,

i=1

или

Дн (Fk (,(,,...,(,.)-F* (С,(2,..,(*)) =

= ( (Ф (Sk ))-С ) = £& fi (Sk )-(*] - min ,

i=1 i=1 V j=1 у

где - элемент вектора концепций по параметру ( БРЭО; ^ - значение векторного параметра, определяющее соответствующий технико-экономический показатель частной аппаратуры Sk, входящей в БРЭО; а, - элемент матрицы линейного преобразования В = АФ ; ( - заданное в ТТЗ значение (желаемое) параметра ( БРЭО, состоящего из s подсистем. В соответствии с [6] задача Дн (Fk ((1 ,(2,...,(z)-F* ((1 ,(2,...,(*)) — min

поиска экстремума квадратичного критерия подобия Д_ (в - В*) сводится к задаче, в которой минимизируется сумма квадратов отклонений

ДН (B) = i f (* - ii '] = (В* - AB) (В* - AB) - min,

i=1 V j=1 У

имеющей решение по методу наименьших квадратов с использованием неопределенных множителей Лагранжа [6]. Минимум Д_ (B) достигается при дифференцировании

Дн (B) по В:

5Д-(B) T * T —^- = -2 AT В* + 2 AT AB = 0. dB

Если матрица (ATA) не вырождена, то, умножив уравнение 2ATВ* - 2AAB = О слева на матрицу (AT A) , получим вектор наилучших оценок в виде

BMHK = (A A) A В .

Таким образом, задача проектирования в этом случае решается отысканием автоматизированным способом комбинации элементов В = AФ , в совокупности удовлетворяющих требованиям ТТЗ и наиболее близко соответствующих критерию Д_ (в - В*) -— min оптимальности проекта.

Заключение

Предложенный критерий подобия проектных решений требованиям ТТЗ был апробирован на практике при разработке изделий авиационной промышленности в ФГУП СПб ОКБ «Электроавтоматика» имени П. А. Ефимова в классах: - пультов управления и индикации ПУИ,

- многофункциональных цветных индикаторов МФЦИ,

- бортовых вычислительных машин БЦВМ.

Критерий подобия, ед.

БЦВМ

0,8

0,6

3.4

0.2

Е ЦВМ9 0-601

БЦВ1 ^190-61 БЦ1 3 ЗМ90-6 04

11 16 21 26 31 36 41 46

Номер проектного решения, ед.

Критерий подобия, ед.

ПУП

ПУ] 1-74Ц ПУН -80С П1 >>-96

3.6

3.4

0.2

11 16 21 26 31 36 41 46

Номер проектного решения, ед.

Критерий подобия, ед.

МФЦИ

А / А А А

/ь \л А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МФЩ 1-0310

о М ФЩ1-0 332М ь 1ФЩ1- озззм

0.8

3.6

3.4

0,2

11 16 21 26 31 36 41 46

Номер проектного решения, ед.

Рис. 3. Результаты моделирования при выборе проектного решения

бортового оборудования

Результаты математического моделирования и выбора проектных решений представлены на рис. 3. Как следует из рис. 3, массив проектных решений может быть составлен в кортеж по предпочтениям, в котором определяются наиболее близкие требованиям ТТЗ варианты проектных альтернатив по критерию подобия. В частности, отмечены номера проектных решений изделий класса БЦВМ (бортовых цифровых вычислительных машин), получивших внедрение в промышленную эксплуатацию: БЦВМ90-613, БЦВМ90-604, БЦВМ90-601. Аналогично производился выбор при проектировании в классе изделий ПУИ (пульты управления и индикации) - проектные решения: ПУИ-74Ц, ПУИ-80, ПВ96, и в классе многофункциональных цветных индикаторов МФЦИ - проектные решения: МФЦИ-03332М, МФЦИ-0333М, МФЦИ-0310.

Литература

1. Божко А.Н., Толпаров А.Ч. Структурный синтез на элементах с ограниченной сочетаемостью. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.techno.edu.ru:16001/db/msg/13845.html, свободный, язык русский, дата обращения 10.01.2010.

2. Моисеев Н.Н. Математические задачи системного анализа. - М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1981. - 488 с.

3. Губанов В.С. Обобщенный метод наименьших квадратов. Теория и применение в астронометрии. - СПб: Наука, 1997. - 318 с.

4. Перегудов Ф. И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ: Учеб. для вузов. -М.: Высшая школа, 1989. - 367 с.

5. Курочкин С.А. Методология проектирования информационно-измерительных систем тренажеров подвижных наземных объектов / Автореферат диссертации ... доктора техн. наук по спец. 05.11.16. - Тула, 2007. - 40 с.

6. Чебраков Ю.В. Теория оценивания параметров в измерительных экспериментах. -СПб: СПб ГУ (институт химии), 1997. - 300 с. (серия: Физика, химия и технология материалов. Вып. №1).

Сабо Юрий Иванович - СПб ОКБ «Электроавтоматика» им. П. А. Ефимова», главный

конструктор, доктор технических наук, профессор, postmaster@elavt.spb.ru

Жаринов Игорь Олегович - СПб ОКБ «Электроавтоматика» им. П.А. Ефимова», главный

специалист, кандидат технических наук, доцент, igor_rabota@pisem. net

УДК 681.324

МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРЕТО-ОПТИМАЛЬНЫХ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ В АВИОНИКЕ

Ю.А. Гатчин, П.П. Парамонов

Рассматриваются методологические основы формирования на множестве проектных решений в авионике подмножества эффективных по Парето решений и выбора наиболее эффективного проектного решения в векторном пространстве частных критериев качества.

Ключевые слова: бортовое оборудование, многопараметрическая оптимизация, множество Парето.

Введение

В работе [1] сформулирована задача параметрического синтеза бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) по множеству частных показателей качества ..., е S, задаваемых в тактико-техническом задании (ТТЗ) на его разработку и составляющих вектор S параметров проекта для каждой проектной альтернативы St.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.