УДК 621.391
КРИТЕРИЙ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА, ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА, МОДЕЛЬ НАРУШИТЕЛЯ И АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Пивоваров А.Н., д.т.н., профессор, ФГБОУВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»
Сикарев А.А., д.т.н., профессор, ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» Балов А.В., д.т.н.,профессор, ОАО «РИРВ» Российского агентства по системам управления
Статья посвящена рассмотрению эффективности систем безопасности объектов водного транспорта, модели нарушителя в ассоциации с силами транспортной безопасности (СТБ). Анализируются основные параметры модели и состав СТБ, их влияние на эффективность системы безопасности, оценивается взаимосвязь между вероятностью пресечения акта незаконного вмешательства, вероятностью нейтрализации нарушителя с учетом действия охранного оборудования, его надежности и вероятности обнаружения нарушителя. Для портовых средств определяется время выдвижения сил на перехват нарушителя. В свете новых нормативных документов анализируются вопросы обучения и аттестации сил с использованием теоретико-множественного описания и алгоритмизации процессов построения систем безопасности, включая охранное оборудование. В рамках аттестации сил рассматриваются вопросы информационного обеспечения и подготовки сил в области транспортной безопасности.
Ключевые слова: транспортная безопасность, система безопасности, эффективность системы безопасности, нормативные документы, модель нарушителя, силы транспортной безопасности, состав сил, численность, оценка действия сил, время выдвижения, алгоритм построения системы.
CRITERION AND INDEXS OF SYSTEM SECURITY EFFECT FOR WATER TRANSPORT OBJECTS , PHYSICAL DEFENCE, MODEL OF TRANSGRESSOR AND ALGO-
RITM BUILDING SECURITY SYSTEM
Pivovarov A., Doctor of Technical Sciences, Professor, FSEI HE «Admiral Ushakov Maritime State University» Sikarev A., Doctor of Technical Sciences, Professor, FSEI HE «Admiral Ushakov Maritime State University» Balov A., Doctor of Technical Sciences, Professor, RIRV JSC, Russian Agency for Management Systems
The article is devoted to the consideration of the effectiveness of the security systems of water transport facilities, the violator model in association with the transport security forces (STB). The main parameters of the model and composition of the STB, their impact on the effectiveness of the security system, the relationship between the probability of suppression of the act of unlawful interference, the probability of neutralizing the offender with regard to the operation of security equipment, its reliability and the probability of detection of the offender are analyzed. For port facilities, the time for the extension offorces to intercept the intruder is determined. In the light of the new normative documents, the issues of training and attestation of forces are analyzed with the use of set-theoretic description and algorithmization of the processes of building security systems, including security equipment. The issues of information support and training of forces in the field of transport security are considered in the framework of the assessment offorces.
Keywords: Transport security, system of ,security, effect of security system, norm documents model of transgressor, force of transport security,composition of force, numbers, estimate of act force, time of promote, algoritm builde system.
Критерий и показатели эффективности системы безопасности
Социогенные угрозы преднамеренного характера - акты незаконного вмешательства (АНВ) в случае реализации на объектах транспорта приводят к тяжелым последствиям- убыткамв десятки и сотни миллионов рублей, гибели людей, причинению вреда здоровью, экологическим потерям. Противодействие этим угрозам является важнейшей задачей объектов транспорта в свете закона №16-ФЗ «О транспортной безопасности».
В формализованном виде задача защиты объекта формулируется следующим образом. Имеется нарушитель с характеристиками X={Xi}.i=1...n, перечень потенциальных угроз Y={ Yj}, j=1 ...m, необходимо сформулировать требования транспортной безопасности Т={Тк}, k=1...K, критерий Эсб эффективности СБс тем, чтобы адекватно реагировать на нарушителя - обнаружить его и нейтрализовать, для чего и создаетсясистема безопасности (СБ) объекта. Последняя состоит из 3-х составляющих: организационно-административной (ОАС), инженерно-технической(ИТС) и сил ТБ (СТБ). ОАС описывает технико-технологические характеристики объекта, включая систему охраны и безопасности и подробно анализирует соответствие объекта требованиям Т={Тк}. ИТС характеризует прежде всего технические средства охраны (ТСО) с позиций обнаружения нарушителя с вероятностью Робнар. СТБ описывает физическую защиту объекта с вероятностью нейтрализации Рнт.
В качестве критерия эффективностиЭсбСБ в макете оценки уязвимости ФАМРТ [ 1 ] предлагается вероятность Рпр пресечения акта незаконного вмешательства (АНВ), с чем можно согласиться, и который на основе проведенных агентством НИР представлен в виде таблицы 1.
Таблица 1. Значения критериев эффективности Рпр системы обеспечения ТБ объектов транспортной инфраструктуры и судов по категориям морских объектов
Категории 1 2 3 4
Р 0,9 0,8 0,7 0,6
А этот критерий определяет требования и к СТБ в части Рнт, и к параметрам охранного оборудования -Роб, Рботсо, а через эти показатели опосредованно и к ОАС.В общем виде Рпр выражается формулой (1),
Р =Р Р
1 пр 1 обКТСО нт (! )
Р
где °6К I СО_ верОЯТНОСТЬ обнаружения нарушителя комплексом ТСО с учетом безотказности оборудования за время АТ:
Pqo КТСО Роб ИЗВ^бо КТСО Т)
( 2 )
где обИЗВ _ вероятность обнаружения нарушителя датчиками-извещателями (ИЗВ) охранной сигнализации, либо телекамерами охранного телевидения или контроля и управления досту-
Р
пом; КТСО _ вероятность безотказной работы комплекса ТСО (всех элементов охранного оборудования), АТ - время безотказной работы.В увязке с надежностью охранного оборудования комплекса ТСО за время АТ выражение ( 1 ) будет иметь вид:
Рпр=Роб извРбо тсо (А)Рнт
( 3 )
Поскольку Рпр задано, для обеспечеиия требуемых значений Рпр следует варьировать Роб тсо и Рнт, учитывая, что оба этих параметра через Рпр также заданы в определенном диапазоне. В принципе для оценки Э системы безопасности возможны 2 подхода:
1-й подход — максимизация Робн при ограничении на стоимость С , тогда эффективность Эсистемы можно отобразить в виде
(4)
2-й подход—минимизация С б
_общ при ограничении на вероятность обнаружения Робн, выражение эффективности Э, в данном случае, примет следующий вид:
где
Э = min Собщ при Ро6н > р(
п
Собщ =ХС/Й'у с С с 1
7=1 чад V тах /
¡зад обн
(5)
- заданная (максималь-
С., dj
ная) стоимость; Сбщ — общая стоимость комплекса ТСО; 7 7 — стоимость и количество/'-х видов элементов. Поскольку Роб через Рпр задано, для Э =Эсб следует использовать выражение ( 5 ).
В соответствии с законом Пуассона, справедливым для радиоэлектронного оборудования, который для числа отказов, равных нулю (т.е. безотказная работа оборудования) вырождается в экспоненциальный, и ориентируясь на реальные значения вероятности безотказной работы элементов охранного оборудования, и пересчитав таковые в интенсивности отказов, можно определить требуемые
Р \Т
значения боКТСО для конкретных промежутков времени с
использованием табличных значений е: -ЛАГ
, ( 6 )
Р -е
1 боКТСО с
где - суммарнаяинтенсивность отказов, где i -
вид элемента ТСО (для охранной сигнализации, например, i=1,..4 извещатели, приемно-контрольные приборы, каналы связи, опове-щатели). Для реализации требуемых значений Рпр (табл. 1) расчеты показывают, что реальные значения Робтсо должны быть не менее 0,9-0,97, что обусловливает значения Рнт СТБ для 1-й категории 0,93-0,95, для 2-й категории Роб тсо - 0,85 - 0,97 обусловливает Рнт=0,82-0,94. Аналогичные расчеты могут быть произведены и для 3,4-ой категорий объектов с учетом выражений (1-6) при "Т.
Силы транспортной безопасности
Для нейтрализации нарушителя с приведенным выше уровнем необходимо детально исследовать СТД и учитывать ряд других факторов, которые отражаются в методике ФАМРТ: организация выявления запрещенных материалов и веществ, характеристики группы быстрого реагирования (ГБР), регламентация функционирования системы оповещения и взаимодействия СТБ с учетом состава, оснащенности, вооружения, обеспеченность СТБ помещениями, условия труда, управление СТБ, профессиональная подготовка, включая учения и тренировки; реализация внутриобъектового и пропускного режимов, посты и маршруты патрулирования, действия СТБ при тревоге, реакция СТБ на имитацию АНВ, определение соответствия СТБ требованиям постановления правительства № 678 и №16-ФЗ.
В состав СТБ для портовых средств (ПС) и транспортных средств ( ТС) входят лица, непосредственно отвечающие за ТБ в субъекте транспортной инфраструктуры (СТИ), на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ), транспортных средствах (ТС); персонал ОТИ и ТС, прошедший обучение и аттестацию и выполняющий функции по недопущению актов незаконного вмешательствам (АНВ), их выявлению и пресечению; подразделения ТБ ведомственной охраны министерства транспорта, иные подразделения, обеспечивающие защиту объектов на договорной основе при наличии лицензии.
В соответствии с нормативными документами [ 4 ] установлены 8 специальностей СТБ: лица, ответственные за обеспечение ТБ в СТИ, на ОТИ, работники СТИ или подразделения ТБ, руководящие работами, непосредственно связанными с обеспечением ТБ, сотрудники группы быстрого реагирования (ГБР); работники, вы-
полняющие досмотр,дополнительный и повторный досмотр; лица, осуществляющие наблюдение и собеседование; лица, управляющие техническими средствами обеспечения ТБ; иные лицаСТИ и подразделений ТБ, выполняющим работы непосредственно связанные с обеспечением ТБ при продолжительности курсов обучения от 20 до 80 час. В ходе оценки уязвимости [ 1 ]объекта в рамках СТБ анализируются более 10 показателей СТБ: организация выявления запрещенных материалов и веществ, характеристики ГБР, регламентация функционирования системы оповещения и взаимодействия СТБ с учетом состава, оснащенности, вооружения; сведения о персонале, обеспеченность СТБ помещениями, условия труда, управление СТБ, профессиональная подготовка, включая учения и тренировки, реализация внутриобъектового и пропускного режимов, посты и маршруты патрулирования, действия СТБ при тревоге, реакция СТБ на имитацию АНВ, определение соответствия СТБ требованиям постановления правительства № 678 [ 3 ].
Для судов, например, персонал СТБ включает в себя (круглосуточная вахта) одного сотрудника,ответственного за ТБ (специальность 2, длительность обучения 20час), 3-х штурманов (специальность 7-управление техническими средствами охраны (ТСО), длительность обучения 80 час), 3-х матросов (специальность7,все виды досмотра, длительность обучения 80 час). Создание группы быстрого реагирования (ГБР) на судах представляетсянереальным из-за малочисленностиэкипажей, ибо и без ГБР практически все, кроме машинной команды итак вовлечены в процессы обеспечения ТБ. Тематика обучения по ТБ для СТБ устанавливается рядом нор-мативныхдокументов: приказ федерального агентства морского и речного транспорта № 59 2016 г, приказами минтранса № 212 2014 г. и № 231 2014 г. Приэтом СТБ должныотвечать требованиям в части: знаний, умений и навыков по ТБ, обладать определенными психофизиологическими характеристиками и иметь достаточный уровень физической подготовки (только ГБР).
Подготовка сил транспортной безопасности и аттестация
Основное содержание подготовки СТБ в области ТБ - знания, умения и навыки-охватывает укрупненно следующие разделы: нормативно-правовая база,категорирование, оценка уязвимости, план ТБ, внедрение мероприятий плана, оснащение объектов инженерными и инженерно-техническими средствами обеспечения ТБ(включая досмотровое оборудование), реализация мероприятий плана в соответствии с требованиями постановления правительства № 678 и планами ТБ, причем до70-80% требований являютсяобщими по всем 8-ми специальностям. При этом учитываются 9 проектных угроз [5] -захват объекта, критического элемента (КЭ),взрыв, минирование, заражение опасными веществами, блокирование, хищение.
Уровень соответствия психофизиологических характеристик сотрудников СТБ определяется на основе применения научно -обоснованных методик и охватывает укрупненно в теоретико-множественном отображении К={К/}, где/= 1,.. .7 [ 4 ]
//-интеллектуальное мышление, логика суждений к самоконтролю,
/2-волевая регуляция поведения, выдержка, высокая работоспособность,
/3-эмоциональная устойчивость, , уравновешенность, самоконтроль,,
/^-внутренняя организованность, исполнительность, дисциплинированность, нравственность, честность, принципиальность,
/5-зрелость личности, ответственность, определение приоритетов достижения цели,
/6-адекватная самооценка, мотивация,
/7-поддержание оптимального уровня работоспособности в штатных и нештатных ситуациях, стрессоустойчивость.
Кроме того, выявляется несоответствие претендента в рамках закона №16-ФЗ (отсутствие судимости и учета в психоневрологическом и наркологическом диспансерах, признаки девиантного-общественно опасного поведенияв части оборота наркотиков, оружия, принадлежности к экстремистским организациям и т.д.
Для сотрудников ГБР уровень физической подготовки определяется отдельно по мужчинам и женщинам, причем установлены 8 возрастных категорий в диапазоне до 25 лет, до 55 лет и старше. Для каждой категории сформулированы показатели по силе, быстроте, выносливости.
Определение указанных выше качеств СТБ - требований к персоналу и их оценок возлагается на органы аттестации и аттестующие организации, которые разрабатывают перечень тестовых вопросов
ч
I
1П Ч О
ю
с
1П
М 1П 1П
§
1П 1П
£
ю о
По численности
Одиночный
Групповой
По зонам (точкам) доступа
Через ограждение
Через окна здания в составе периметра
Через двери здания в составе периметра
Через КПП
По среде проникновения
Воздушной
Водной
Земной поверхности
По способу преодоления ограждения
Через верх ограждения, полотна
Сквозь полотно ограждения
Подкопом
С применением воздушных средств движения
По категории нарушителя
Террористы, диверсанты Психически неуравновешенные люди
Телефонные террористы Лица в нетрезвом состоянии
Криминальные элементы Религиозные и иные фанаты
Экстремисты Прочие нарушители
Нарушитель
По наличию сообщников
Без сообщников
С сообщниками внутри объекта
С сообщниками вне объекта
По типу перемещения
Ходьба
Бег
Перекатывание
Ползком
Перепрыгивание
По уровню вооружения
С огнестрельным оружием
С холодным оружием
С огнестрельным и холодным оружием
Без оружия
По уровню подготовленности
Подготовленный
Неподготовленный
По воздействию на ТСО
С воздействием
Без воздействия
Рис. 1 Классификация нарушителя и способов преодоления зоны охраны
ю ю
По степени технического оснащения
Без инструментов
С инструментами
Со специальным инструментом
По наличию ферромагнитных материалов
С ферромагнитными материалами
Без ферромагнитных материалов
По степени разрушения
полотна отражения
С разрушением
Без разрушения
Ч £
Я о я о ч ч
Рис. 2 - Процедуры создания системы транспортной безопасности объекта водного транспорта
(около 50 по каждой специальности), 3 тематическихвопроса и 2 практические задачи.Аттестующие организации в открытом доступе предлагают перечень указанных тестовых вопросов с 3-4 -мя вариантами ответов, составленных на базе тематики вопросов, изложенных в приказе №59 ФАМРТ 2016 г.. За верный ответ начисляется 1 балл, за неверный- 0. За верный ответ по тематическому вопросу (в зависимости от полноты) начисляется 5 или10 баллов, за неверный -0, Выполнение практической задачи оценивается (в зависимости от полноты ответа) в 10, 20 баллов, неверный ответ-О.Аттестуемое лицо, набравшее менее 90 баллов считается не соответствующим требованиям ТБ в части знаний, умений и навыков.
Общий объем подлежащих освоению основных нормативно-правовых документов и материалов по ТБ достигает 300 стр формата А4 (порядка 20-ти наименований, включая №16-ФЗ, постановления правительства РФ, приказы минтранса,ФАМРТ и это не считая оценки уязвимости и плана ТБ конкретного объекта, а также макетов оценок уязвимости и планов ТБ на сайте ФАМРТ (еще 150-200 стр.), что свидетельствует о большой информационной нагрузке на сотрудников СТБ. Чтобы только прочитать эти материалы потребуется около 90-100 час, а чтение с уяснением и анализом потребует в 2-3 раза большего времени [ 6 ].
Модель нарушителя
Следует особо осветить вопрос о так называемой модели нарушителя в методике ФАМРТ. Это понятиенуждается вуточнении. В классическом понимании модель должна учитывать взаимодействие нарушителя с СТБ,тогда можно было бы на ее основе сформулировать критерий эффективности СБ и ввести определенные ограничения. Фактически в методике [ 1 ] анализируется не модель нарушителя, а дается классификация его параметров по 5 -ти градациям с 3-6 подвидами. В этом плане болееполная классификация предложена нами в работе [ 7 ], учитывающая 13 параметров (не считая подвидов), рис. 1 В этой модели нарушителя 13 градаций (не считая подвидов) и что особенно важно дополнительно учитывается - способ преодоления ограждения (препятствия), вид точки доступа, тип перемещения, чего в модели ФАМРТ вообще нет. А эти параметры нарушителя определяют вид и количество охранного оборудования. Кроме того, предложенная модель не может рассматриваться как некоторая обособленность, а должна интерпретироваться как классификация нарушителя и анализироваться лишь в сочетании с действиями СТБ. Только в этом случае можно определить вероятность пресечения АНВ. Чаще всего предлагается считать: если время прибытия ГБР меньше времени прибытия нарушителя к заданному элементу объектаТгбр < Т нар, то задача нейтрализации будет решена. Выполненные нами расчеты для реальных дистанций в портовых средствах до точек атаки нарушителем от 100 до 2000 м, скорости выдвижения ГБР пешим порядком 4-5 км/час, в ускоренном темпе6-8 км/час показали, что Тгбр- в пределах 1,5- 30мин мин в худшем случае и 0,75- 15 мин - в лучшем, а с использованием моторизованных средств Тгбр лежит в худшем случае пределах 0,6- 12 мин и 0,15 -3 мин - в лучшем. Представляется, что данный подход более всего ориентирован на криминальные угрозы, когда предполагается, что СТБ превосходят нарушителя по всем показателям. В более широком плане в части АНВ практически никаких данных по нарушителю нет, неизвестно и соотношение по количеству и вооружению нарушителя и СТБ. И если эти соотношения равны или еще того хуже - нарушитель имеет превосходство. то СБ свою задачу по нейтрализации не выполнит, не взирая на разработанные оценки уязвимости, планы ТБ, СТБ и их аттестацию. Данная задача - классический случай анализа СБ морского объекта в условиях полной неопределенности. Тем не менее несомненно полезным в методике ФАМРТ является рассмотрение модели нарушителя в сочетании с критическими элементами (КЭ) и экспертное определение возможных вариантов действий нарушителя в сочетании с известным методом попарных сравнений (Саати), что обеспечивает ранжировку по приоритету целей и вполне обосновано. В этом смысле определение количественных оценок с позиций науки по исследованию операций выглядит как отыскание определенных оценок, когда другие методы дают еще худшие результаты.
Алгоритм создания системы безопасности
Как было сказано ранее, СТБ должны рассматриваться в контексте с другими составляющими СБ, включая последовательность этапов и их взаимосвязи. В этом плане место СТБ в общем цикле работ по построению и функционированию СБ может быть представлено в виде алгоритма, рис. 2. Как видно из рис.2, общее количество блоков
достигает 26. Из них блоки 3 -6, 7, 14,15-17 отражают состояние СТБ в рамках оценки уязвимости и плана ТБ, блок 10 отражает вопросы обучения СТБ, а блоки 11 -13 - аттестацию СТБ, блоки 18-25 отражают ТСО в плане учета постановлений правительства №678 по реализации требований ТБ и постановления правительства № 969 - в части ТСО и характеризуют процессы создания комплекса ТСО. Блок 26 отражает функционирование СБ по всем направлениям в соответствии с блоками 4-6.Содержание работ по блокам алгоритма представлено таблицей 2.
Содержание работ по реализации алгоритма построения СБ Таблица 2.
№п/п Наименование нормативных материалов и литературных источников № блока
1 Исходные данные и категорирование на их основе, приказ минтранса № 105 2012 г.,№16-ФЗ 2007 г. 1, 2
2 Оценка уязвимости, приказ минтранса №87 2010 г., макеты оценки уязвимости на сайте ФАМРТ, №16-ФЗ 2007 г. 3-7, 8, 9
3 Разработка проекта, комплектация ТСО, строительно-монтажные и пусконаладочные работы, постановление правительства № 969 г. по функциональным и сертификационным испытаниям ТСО 2016 г. [8] 18-25
4 Корректировка пуска-ввода в эксплуатацию ТСО[7-11] 22-25
5 ,Обучение СТБ, приказ минтранса № 243 2014 г., №231 2014г., №212 2014 г. 10
6 Аттестация персонала СТБ, №15-ФЗ 2015 г., постановление правительства № 172 2015 г., приказ минтранса № 325 2015 г. 11-13
7 Утверждение отчета по уязвимости и доработка (при необходимости), постановление правительства № 678 2016 г. 8,9
8 Утверждение плана ТБ и доработка при необходимости, приказ минтранса № 34. 2010 г., макеты планов ТБ на сайте ФАМРТ, постановление правительства № 678 2016 г. 15-17
9 Ввод и эксплуатация СБ, № 16-ФЗ 2007 г., №15-ФЗ, постановление правительства № 678 2016 г.,приказ минтранса № 227 (правила досмотра) 2015 г, план ТБ. 26
Литература:
1. Методические рекомендации по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта. -М. -2010.
2. Ксенофонтов Ю. Г. К вопросу о проектировании периметральных охранных систем для морских объектов / Ю. Г. Ксенофонтов, А. Н. Пивоваров // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2016. - №1(35). - С. 29-35. Б01: 10.21821/2309-5180-2016-8-1-29-35
3. Постановление правительства РФ № 678, 2016.
4. Приказ минтранса № 231, 2014.
5. Приказ Минтранса РФ, ФСБ, МВД 05.03.10 № 52/112/134 «Об утверждении перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».
6. Пивоваров А.Н. Методы обеспечения достоверности информации в АСУ.- М.: Радио и связь 1982. -114 с.
7. Пивоваров А.Н. Транспортная безопасность объектов, средства укрепленности объектов и инженерно-технические системы охраны (учебное пособие) -СПб: ЗАО «Сивел», 2014.-261 с.
8. Постановление правительства РФ № 969, 2016.
9. Кириченко А.В., Латухов С.В., Никитин В.А. и др. Организационно-технические основы безопасности судов и портов средств.- СПб: ГУМРФ. 2014. -368 с.
10. Пивоваров А.Н. Подход к проверке охранного оборудования объектов транспорта на соответствие современным функциональным требованиям. //Речной транспорт (ХХ1 век), 2017. -№2. -С.38-40.
11. Магауенов Р.Г. Системы охранной сигнализации :новы теории и принципы построения (учебное пособие). - М: «Горячая линия».- Телеком. -2008. -496 с.