Научная статья на тему 'Общее формализованное описание процесса функционирования системы охраны периметра морских объектов'

Общее формализованное описание процесса функционирования системы охраны периметра морских объектов Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
389
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОХРАНЫ / ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ УКРЕПЛЕННОСТЬ / ПЕРИМЕТР / МОРСКОЙ ОБЪЕКТ / ФОРМАЛИЗОВАННОЕ ОПИСАНИЕ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / TECHNICAL MEANS OF PROTECTION / TECHNICAL PROTECTION / PERIMETER / THE SEA OBJECT / FORMALIZED DESCRIPTION / ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF FUNCTIONING / TRANSPORT SAFETY

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Ксенофонтов Ю. Г.

Одно из главных условий устойчивого и эффективного функционирования морского транспорта это обеспечение транспортной безопасности (ТБ) на морских объектах. Форпостом в обеспечении безопасности таких объектов, в частности их берегового сегмента, являются периметральные охранные системы (ПОС). В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с функционированием ПОС, представлена модель формализованного описания процесса функционирования, а также детализация возможных угроз объектам морского транспорта. Предложена система вероятностных показателей для оценки эффективности функционирования ПОС, а также перечислены основные нормативно-правовые документы в области ТБ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Ксенофонтов Ю. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the main conditions for sustainable and efficient operation of maritime transport is to ensure transport safety (TS) at maritime objects. Voorpost in ensuring the safety of such objects, in particular, their coast segment are perimeter security system (PSS). This article discusses issues related to the operation of the PSS, a model of a formalized description of the process of functioning, as well as detailing potential threats to maritime transport objects. The system of indicators to assess the probability of efficiency of functioning of the PSS, and are the main legal documents in the field of TS.

Текст научной работы на тему «Общее формализованное описание процесса функционирования системы охраны периметра морских объектов»

СУДОВОЖДЕНИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

УДК 681.51:629.12 Ю. Г. Ксенофонтов,

старший преподаватель, ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова

ОБЩЕЕ ФОРМАЛИЗОВАННОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ПЕРИМЕТРА МОРСКИХ ОБЪЕКТОВ

THE GENERAL FORMALIZED DESCRIPTION OF PROCESS OF FUNCTIONING OF SECURITY SYSTEM OF PERIMETER OF SEA OBJECTS

Одно из главных условий устойчивого и эффективного функционирования морского транспорта — это обеспечение транспортной безопасности (ТБ) на морских объектах. Форпостом в обеспечении безопасности таких объектов, в частности их берегового сегмента, являются периметральные охранные системы (ПОС). В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с функционированием ПОС, представлена модель формализованного описания процесса функционирования, а также детализация возможных угроз объектам морского транспорта. Предложена система вероятностных показателей для оценки эффективности функционирования ПОС, а также перечислены основные нормативно-правовые документы в области ТБ.

One of the main conditions for sustainable and efficient operation of maritime transport— is to ensure transport safety (TS) at maritime objects. Voorpost in ensuring the safety of such objects, in particular, their coast segment are perimeter security system (PSS). This article discusses issues related to the operation of the PSS, a model of a formalized description of the process offunctioning, as well as detailing potential threats to maritime transport objects. The system of indicators to assess the probability of efficiency offunctioning of the PSS, and are the main legal documents in the field ofTS.

Ключевые слова: технические средства охраны, инженерно-техническая укрепленность, периметр, морской объект, формализованное описание, оценка эффективности функционирования, транспортная безопасность.

Key words: technical means of protection, technical protection, perimeter, the sea object, the formalized description, assessment of efficiency offunctioning, transport safety.

ОССИЯ традиционно относится к числу ведущих морских держав, играющих активную роль в изучении, освоении и эксплуатации Мирового океана. Для экономического и социального развития России морские пространства играют первостепенную роль. Это обусловлено протяженностью российской морской границы, которая составляет примерно 38,8 тыс. км. В связи с этим активность России в прибрежных морских пространствах может существенно повлиять на конкурентоспособность страны в финансовой, коммерческой, научной и социальной сферах, на создание условий, обеспечивающих реализацию национальных и геополитических интересов государства. Как следствие, обеспечение морской безопасности — одно из главных условий устойчивого и эффективного функционирования морских объектов.

В условиях роста угроз международного терроризма экстремистских организаций проблема морской безопасности выходит за рамки профессиональных интересов морского сообщества, становится в один ряд с другими общенациональными проблемами, требующими особого внимания как представителей силовых структур, так и науки.

Выпуск 5

Выпуск 5

ВЕСТНИК

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА

Террористические угрозы морским объектам заставляют принимать адекватные меры по их предупреждению и блокированию. Форпостом в обеспечении безопасности таких объектов, их берегового сегмента являются периметральные охранные системы (ПОС). Особенность указанных систем заключатся в том, что последние имеют большую протяженность в сотни метров и километров и устанавливаются на местности с различным рельефом, сложными климатическими условиями, соприкасаются с акваториями морских портов. Будучи форпостом систем безопасности, ПОС являются наиболее важным рубежом охраны, ибо формируют самый ранний сигнал тревоги о нарушении границы объекта, обусловливая запас времени для сил реагирования по блокированию нарушителей.

Одно из главных условий устойчивого и эффективного функционирования морского транспорта — это обеспечение транспортной безопасности (ТБ) на морских объектах. В ходе выполнения операций цепи поставок могут возникать различные угрозы (социогенные, техногенные и природно-естественного характера), воздействующие на элементы морской инфраструктуры и суда, приводящие к дестабилизации транспортно-технологических процессов, нарушению сроков поставок, ущербу, необходимости восстановления нарушенной структуры, потребности в мероприятиях по ликвидации последствий реализации угроз. Отдельно необходимо выделять такие угрозы, как морской терроризм и пиратство, характеризующиеся все более возрастающими масштабами.

Детализация возможных угроз, которые может реализовать нарушитель на территории морского объекта, представлена в виде блок-схемы на рис. 1.

К международным документам в области ТБ для морского транспорта можно отнести главу 11-2 Конвенции СОЛАС-74, Кодекс по охране судов и портовых средств (ОСПС), международные стандарты ИСО 20858 (суда и морские технологии) и ИСО 28000/2007 (Системы управления безопасностью цепи поставок. Технические условия). Наряду с международными нормативно-правовыми документами в РФ приняты национальные документы: закон «О транспортной безопасности» (№ 16-ФЗ), Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте (Указ Президента РФ № 403), а также закон «О безопасности» № 390-ФЗ. Они практически полностью формулируют задачи и пути обеспечения ТБ.

Для всех портов и портовых средств РФ существует общая проблема создания типовой эффективной ПОС, базирующейся на единых принципах, подходах, формализованных процедурах проектирования, функционирования и алгоритмах.

Формализованное описание и алгоритм построения ПОС детально изложены в [1, с. 15-20].

Для морских объектов основными сегментами защиты являются: периметр, территория, здания, сооружения, акватория (подводная и надводная среды). В рамках этих сегментов необходимо обеспечить безопасность персонала, пассажиров, грузов, транспортных средств, объектов инфраструктуры. С этой целью проводится оценка уязвимости то есть идентификация угроз, формулирование сценариев возможных угроз, определение ущерба и риска, анализируются мероприятия организационного и инженерно-технического характера, а также в рамках сил транспортной безопасности изучается документация объекта защиты, проводится обследование элементов объекта с учетом всех факторов: технологического процесса, используемого оборудования, персонала, грузов, процедур пропускного и внутриобъектового режимов, состояния ограждений периметров, используемых технических средств охраны (ТСО).

ПОС включает следующие составляющие [2]:

— персонал — силы транспортной безопасности (включая и внешние организации — ФСБ, МВД и др.);

— административно-организационную часть;

— инженерные средства укрепленности (ограждения, козырьки и т. д.);

— собственно ТСО.

Для описания процесса функционирования комплекса ПОС можно принять три вида мно-

жеств:

— множество угроз U = {U.}, где i = 1, т — номер вида угрозы;

— множество участков периметра О = {ОД, где j = 1, п — номер участка периметра;

— множество средств обнаружения М= {Мк}, где к = 1, г — номер ТСО.

Рис. 1. Детализацияугроз

Выпуск 5

|Выпуск 5

и, (РМ

О-

(X,)

о

.1

------О

(х2)

Рис. 2. Граф «угроза — участок периметра объекта»

Элементы множеств U и О находятся между собой в определенном отношении «угроза — участок периметра объекта», определяемом графом G(X), гдеХ— множество вершин графа

X = {X}, где i = 1, т , j = 1, п (рис. 2). Дуга <U., О > существует только тогда, когда U. является средством получения доступа на объект через участок О..

Общая постановка задачи формулируется в следующем виде: множество средств защиты М обеспечивает прикрытие множества участков периметра О от множества угроз U. В идеальном случае каждое ТСО множества М должно предотвращать любую попытку несанкционированного проникновения на объект. В действительности эти средства выполняют функцию извещения о нарушении периметра, не обеспечивая сопротивление нарушителю. Вероятность обнаружения Ра5н — основная характеристика, присущая всем элементам множествам. Соответствующий граф представлен на рис. 3. Вероятность реализации 7-й угрозы на объекте зависит от ее обнаружения КТСО и успешного выполнения группой быстрого реагирования (ГБР) задачи по нейтрализации нарушителя. На рис. 4 представлен граф событий.

Вероятность пресечения угрозы Ругр

1 1 J 1 пресеч

можно выразить как:

ругр = ругр р р реаг пресеч i обн усп

Таким образом, применяя формализованное описание с подстановкой численных значений вероятностей, можно получить определенную оценку эффективности функционирования ПОС.

Показатель выполнения задач ПОС определяется, как правило, через вероятность успешной нейтрализации Т’нейтр нарушителя, охватывая все действия и составляющие ПОС, и прежде всего комплекс технических средств охраны (КТСО), обеспечивающий обнаружение нарушителя (с вероятностью Т’обн), средства инженерно-технической укрепленности (ПТУ), группы

быстрого реагирования (ГБР).

Если говорить об эффективности сил охраны, то она определяется исходя из следующих критериев [3, с. 85-89]:

Рис. 3. Граф «угроза— средство обнаружения — участок периметра объекта»

t

приб

t

р

1,

р

угр

р УГР

реал

Р

р

обн

реаг

вероятность возникновения /-и угрозы; вероятность реализации /-й угрозы; — вероятность обнаружения ТСО;

вероятность успешной локализации /-й угрозы силами реагирования;

Рреаг ч_/

вероятность неуспешной локализации

неусп l j

/-й угрозы силами реагирования

где Тприб — время прибытия ГБР к месту точки проникновения;

tсов — время, необходимое нарушителю для совершения противоправных действий на территории объекта;

Р „ — вероятность своев-

неитр *

ременного успешного выполнения нейтрализации нарушителя ГБР.

В период эксплуатации эффективность ПОС можно представить в виде вероятностной функции

ЭЭКСПЛ

СБ от следующих показателей:

Г-.ЭКСПЛ

где Эпос

Э^=f(P,,P ,Р „ ),

ДОС J 4 дф’ перс’ неитр7’

эффективность функционирования ПОС в период эксплуатации;

Рдф — достоверность правильного функционирования ТСО;

РПерс — вероятность своевременного выполнения соответствующих задач персоналом. Предложенная система показателей позволит наиболее качественно оценить эффективность функционирования ПОС морских объектов в период эксплуатации, что даст возможность наиболее рационально определять ее элементный состав.

Список литературы

1. Пивоваров А. Н. Охранное оборудование и ограждения в периметральных системах охраны портовых средств / А. Н. Пивоваров, Ю. Г. Ксенофонтов // Эксплуатация морского транспорта. — СПб.: Изд-во ГМА имени адмирала С. О. Макарова, 2013. — № 1 (71).

2. Пивоваров А. Н. Периметральные охранные системы береговых и морских объектов в рамках кодекса ОСПС: учеб, пособие / А. Н. Пивоваров, С. А. Левчук, А. В. Мещеряков. — СПб.: Изд-во Политех, ун-та, 2008. — 148 с.

3. Ксенофонтов Ю. Г. Вопросы функционирования систем безопасности морских объектов / Ю. Г. Ксенофонтов // Вопросы оборонной техники. Сер. 16. — М.: Изд-во науч.-техн. центра «Информтехника», 2013. — Вып. 11-12 (66).

4. Гарсия М. Проектирование и оценка систем физической защиты / М. Гарсия; под ред. Р. Г. Магауенова. — М.: Мир, 2002. — 322 с.

5. Магауенов Р. Г. Системы охранной сигнализации: основы теории и принципы построения / Р. Г. Магауенов. — М.: Горячая линия — Телеком, 2004. — 367 с.

6. Арасланов Ш. Ф. Теория графов. Лекции и практические занятия: учеб. Пособие / Ш. Ф. Арасланов. — Казань: Изд-во Казанск. гос. архитект.-строит. ун-та, 2013. — 86 с.

Выпуск 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.