Е.Н. Иванченкова
КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА (здоровьесберегающий аспект)
Статья посвящена исследованию формирования естественнонаучной грамотности студентов педвуза в рамках здоровьесберегающего аспекта и выявлению эффективности данного процесса посредством определенных критериев. Адекватная оценка уровня естественнонаучной грамотности является одним из основных параметров прогноза успешности дальнейшего обучения и профессионально-педагогической деятельности.
Г1убокие социоприродные потрясения, происходящие в современном мире, ухудшили состояние здоровья большей части населения планеты, в том числе состояние здоровья детей и подростков. В этой ситуации появилась необходимость в грамотных специалис-тах-педагогах, способных на основе специальнопедагогической естественнонаучной подготовки профессионально и квалифицированно сохранять и укреплять здоровье подрастающего поколения.
В ходе опытно-экспериментальной работы по формированию естественнонаучной грамотности будущих учителей нас интересовал уровень сформированности грамотности данного вида и его изменение под влиянием введенных новаций. Под «уровнем» мы понимаем отношение, каких либо высших и низших ступеней развития структур, определенных объектов или процессов.
Уровень подготовки студентов педвуза может быть проанализирован как в совокупности составляющих его количественных и качественных показателей, так и поэлементно, то есть по отдельным, наиболее существенным, из этих показателей [1, с. 59], к которым можно отнести когнитивный, праксиологический и личностный компоненты естественнонаучной грамотности.
Для определения эффективности и качества процесса формирования естественнонаучной грамотности студентов необходимо дать характеристику меры сформированности компонентов указанного вида естественнонаучной грамотности, так как от них зависят реальные возможности по организации и осуществлению специально-педагогической естественнонаучной подготовки студентов педвуза. Это позволяет перейти к вопросу о критериях сформированности здоровьесберегающего аспекта естественнонаучной грамотности студентов педвуза.
В справочной литературе критерий (от греч. -средство для суждения) отличительный признак,
на основании которого производится оценка чего-либо; мерило; условно принятая мера, позволяющая произвести измерение предмета и на основании этого дать ему оценку [4, с. 397].
Общие требования к выделению и обоснованию критериев сводятся к тому, что они, во-первых, должны отражать основные закономерности развития личности, во-вторых, с помощью критериев должны устанавливаться связи между всеми компонентами исследуемой системы, в-третьих, критерии должны раскрываться через ряд признаков (показателей), по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности данного критерия, в-четвертых, качественные показатели должны выступать в единстве с количественными, в-пятых, критерии должны отражать динамику измеряемого качества во времени и педагогическом пространстве.
Целью создания системы критериев является придание более четкой направленности процессу формирования естественнонаучной грамотности студентов педвуза.
Показатель, являясь компонентом критерия, в данном случае является типичным и конкретным проявлением одной из существенных сторон данного компонента естественнонаучной грамотности, по которому можно судить об уровне его сформированности.
При определении уровня специально-педагогических естественнонаучных знаний (когнитивный компонент естественнонаучной грамотности) будущих учителей мы использовали критерии, выделенные на основе анализа психологопедагогической литературы по данной проблеме. При этом мы опирались на работы исследователей в области профессионально-педагогической подготовки О.А. Абдуллиной, Ю.К. Бабанского, А. Коссаковски, И.Я. Лернера, А.К. Марковой, В.И. Орлова, Я.Н. Пономарева, М.Н. Скатки-на, Р.А. Шапоринского, Н.М. Яковлевой и др.,
350
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009
© Е.Н. Иванченкова, 2009
а также в области специально-педагогической естественнонаучной подготовки И.Ю. Алексашиной, О.Н. Голубевой, Л.А. Коробейниковой,
О.П. Мелеховой, Н.И. Орещеню, С.В. Слинкина и др.
А.К. Маркова, ссылаясь на И.Я. Лернера, выделяет следующие группы знаний и их качества: а) научность, системность и систематичность, обобщенность, осознанность, свернутость и развернутость; б) гибкость, мобильность и оперативность; в) действенность, направленность на практическое использование; г) полнота, прочность, объем.
Показателями оценки уровня теоретических знаний в исследованиях О.А. Абдуллиной являются: объем (полнота, глубина, прочность), осознанность (самостоятельность суждений, доказательность положений, постановка проблемных вопросов), интерес к педагогической теории (чтение педагогической литературы, участие в методической и научно-исследовательской деятельности) [1, с. 59].
Л.А. Коробейникова в числе возможных качественных характеристик знаний студентов по предметам естественнонаучного цикла признает: на содержательно-воспроизводящем уровне -полноту в познании объекта, обобщенность в познании его сущности, системность в познании его связей и отношений; на деятельностно-преобразующем уровне - прочность, мобильность и действенность знаний; на деятельностноличностном - глубину знаний [3, с. 10].
С учетом данных и других исследований для характеристики специально-педагогических естественнонаучных знаний мы определили такие критерии как полнота, обобщенность, систематичность, прочность, системность.
Составной частью формирования естественнонаучной грамотности будущих учителей является формирование праксиологического компонента грамотности, то есть специально-педагогических естественнонаучных умений, опыта (навыков) успешного осуществления теоретических и практических действий по сохранению единства и целостности организма детей и подростков в условиях возможного риска на базе имеющихся знаний.
Проблема качественных и количественных характеристик умений как необходимого компонента профессионально-педагогической подготовки разрабатывается во многих исследованиях педагогов и психологов (О.А. Абдуллиной,
Н.Ф. Белокур, Г.А. Засобиной, Н.В. Кузьминой, ГС. Селевко, Л.Ф. Спирина, Н.М. Яковлевой и др.
Например, Л.Ф. Спирин подчеркивает, что степень сформированности умений зависит от функционального единства структурированных знаний (как информационного фона), навыков и эвристических действий в составе умений. В качестве основных показателей автор использует идейную и нравственную направленность, профессиональную (научную компетентность, целесообразность и целеустремленность, оригинальность и усвоенность [6].
Н.Ф. Белокур выделяет качественные характеристики познавательных действий, которые выражаются через систему показателей, включающую: уровни овладения системой значений, глубиной смысла.
Основными показателями сформированности умений Г.В. Гнездилов считает: устойчивость, быстроту, безошибочность, и качество выполнения действия, результативность [2].
А.В. Усова предлагает выбрать для характеристики естественнонаучных умений такие показатели как полнота операций, рациональность, последовательность их выполнения, осознанность действия, обобщенность умения и степени сложности мыслительных операций [7, с. 45-48].
С учетом вышеизложенного, в качестве основных показателей, определяющих уровень сформи-рованности праксикологического компонента естественнонаучной грамотности студентов педвуза мы выделяем степень осознанности умений (степень опоры на теоретические знания), степень переноса, уровень овладения системой значений (возможность отнесения объекта познания к определенному классу, группе явлений и т.д.).
Естественнонаучная грамотность состоит не только в знаниях, умениях и навыках, хотя и предполагает их, но и в оценочно-смысловом отношении к миру, к деятельности. До тех пор, пока человек только осведомлен о естественнонаучной идее, правильно использует ее для объяснения каких-либо явлений действительности, но не убежден в истинности идеи и, следовательно, эта идея не вызывает в нем оценочного отношения, до тех пор идея не стала частью его мировоззрения. Последнее предполагает положительную направленность на процесс создания условий по сохранению и укреплению организма детей и подростков, исключающий нанесение ему ущерба, ухудшения или разрушения, а также ценностно-смысловые
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009
351
представления (отношения) к содержанию и результату здоровьесберегающей деятельности.
По структуре направленности К.К. Платонов выделяет следующие характеристики: широту, интенсивность, устойчивость, действенность.
В.А. Сластенин указывает на: уровень зрелости направленности (степень общественной значимости, основных устремлений личности); интенсивность направленности (силу устремлений личности по реализации поставленных целей); иерархию видов направленности (выделение в системе видов направленности ведущего, главного, доминантного); широту направленности (диапазон сфер проявлений, устремлений личности; может быть узкой или широкой) [5, с. 76].
Важным показателем развития и формирования ценностно-смысловых отношений студентов, в том числе и в ходе специально-педагогической естественнонаучной подготовки, является постановка ими определенных целей в процессе своей учебно-профессиональной деятельности по созданию условий для обеспечения единства и целостности организма детей и подростков, выработка целеустремленности. Развивающиеся мотивы побуждают студентов к постановке все более значимых целей, через их достижение удовлетворяются их духовные потребности.
В данном процессе Б.И. Додонов выделяет четыре компонента: удовольствие от самой деятельности, значимость для личности непосредственного ее результата, мотивирующей силы (вознаграждения за деятельность), принуждающего давления на личность.
Таким образом, в виде основных критериев направленности студентов педвуза на процесс создания условий для обеспечения единства и целостности организма детей и подростков мы предлагаем использовать модальность (положительные и отрицательные основания ее составляющих); ценностно-смысловые представления (отношения) к содержанию и результату здоровьесберегающей деятельности будем определять через устойчивость и удовлетворение, приносимое деятельностью данного рода.
Итак, выявление эффективности процесса формирования естественнонаучной грамотнос-
ти становится возможным на основе определенных критериев как полнота, обобщенность, системность, систематичность и прочность специально-педагогических естественнонаучных знаний; степень переноса, осознанность, овладение системой значений специально-педагогических естественнонаучных умений; модальность, устойчивость и удовлетворенность процессом и результатами здоровьесберегающей деятельности. Использование уровневого подхода позволило нам выделить уровни эффективности процесса формирования естественнонаучной грамотности: низкий, средний, высокий. Определение критериев и уровней сформированности естественнонаучной грамотности студентов дает возможность научно-обоснованно осуществлять данную деятельность, что в свою очередь способствует повышению эффективности образовательного процесса в целом.
Библиографический список
1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М.: Просвещение, 1990. - 141 с.
2. Гнездилов Г.В. Теоретико-методологические аспекты использования концепции поэтапного формирования умственных действий в условиях образовательного процесса // Инновации в образовании. - 2001. - №4. - С. 93-107.
3. Коробейникова Л.А. Организация проблемного обучения в пединституте // Проблемное обучение в пединституте: методические рекомендации. - Вологда: Изд-во ВГПУ 1983. - С. 4-13.
4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: АЗЪ, 1996. - 928 с.
5. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сла-стенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. -М.: Школа-пресс, 1998. - 512 с.
6. Спирин Л. Ф. Формирование общепедагогических умений учителя: Дис. ... д-ра пед. наук. -М., 1981. - 435 с.
7. УсоваА.В. О критериях и уровнях сформи-рованности умений учащихся // Педагогика. -1980. - №12. - С. 45-48.
352
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009