Научная статья на тему 'Критерии выявления уровней сформированности естественнонаучной грамотности студентов педвуза (здоровьесберегающий аспект)'

Критерии выявления уровней сформированности естественнонаучной грамотности студентов педвуза (здоровьесберегающий аспект) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванченкова Екатерина Николаевна

Статья посвящена исследованию формирования естественнонаучной грамотности студентов педвуза в рамках здоровьесберегающего аспекта и выявлению эффективности данного процесса посредством определенных критериев. Адекватная оценка уровня естественнонаучной грамотности является одним из основных параметров прогноза успешности дальнейшего обучения и профессионально-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванченкова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии выявления уровней сформированности естественнонаучной грамотности студентов педвуза (здоровьесберегающий аспект)»

Е.Н. Иванченкова

КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА (здоровьесберегающий аспект)

Статья посвящена исследованию формирования естественнонаучной грамотности студентов педвуза в рамках здоровьесберегающего аспекта и выявлению эффективности данного процесса посредством определенных критериев. Адекватная оценка уровня естественнонаучной грамотности является одним из основных параметров прогноза успешности дальнейшего обучения и профессионально-педагогической деятельности.

Г1убокие социоприродные потрясения, происходящие в современном мире, ухудшили состояние здоровья большей части населения планеты, в том числе состояние здоровья детей и подростков. В этой ситуации появилась необходимость в грамотных специалис-тах-педагогах, способных на основе специальнопедагогической естественнонаучной подготовки профессионально и квалифицированно сохранять и укреплять здоровье подрастающего поколения.

В ходе опытно-экспериментальной работы по формированию естественнонаучной грамотности будущих учителей нас интересовал уровень сформированности грамотности данного вида и его изменение под влиянием введенных новаций. Под «уровнем» мы понимаем отношение, каких либо высших и низших ступеней развития структур, определенных объектов или процессов.

Уровень подготовки студентов педвуза может быть проанализирован как в совокупности составляющих его количественных и качественных показателей, так и поэлементно, то есть по отдельным, наиболее существенным, из этих показателей [1, с. 59], к которым можно отнести когнитивный, праксиологический и личностный компоненты естественнонаучной грамотности.

Для определения эффективности и качества процесса формирования естественнонаучной грамотности студентов необходимо дать характеристику меры сформированности компонентов указанного вида естественнонаучной грамотности, так как от них зависят реальные возможности по организации и осуществлению специально-педагогической естественнонаучной подготовки студентов педвуза. Это позволяет перейти к вопросу о критериях сформированности здоровьесберегающего аспекта естественнонаучной грамотности студентов педвуза.

В справочной литературе критерий (от греч. -средство для суждения) отличительный признак,

на основании которого производится оценка чего-либо; мерило; условно принятая мера, позволяющая произвести измерение предмета и на основании этого дать ему оценку [4, с. 397].

Общие требования к выделению и обоснованию критериев сводятся к тому, что они, во-первых, должны отражать основные закономерности развития личности, во-вторых, с помощью критериев должны устанавливаться связи между всеми компонентами исследуемой системы, в-третьих, критерии должны раскрываться через ряд признаков (показателей), по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности данного критерия, в-четвертых, качественные показатели должны выступать в единстве с количественными, в-пятых, критерии должны отражать динамику измеряемого качества во времени и педагогическом пространстве.

Целью создания системы критериев является придание более четкой направленности процессу формирования естественнонаучной грамотности студентов педвуза.

Показатель, являясь компонентом критерия, в данном случае является типичным и конкретным проявлением одной из существенных сторон данного компонента естественнонаучной грамотности, по которому можно судить об уровне его сформированности.

При определении уровня специально-педагогических естественнонаучных знаний (когнитивный компонент естественнонаучной грамотности) будущих учителей мы использовали критерии, выделенные на основе анализа психологопедагогической литературы по данной проблеме. При этом мы опирались на работы исследователей в области профессионально-педагогической подготовки О.А. Абдуллиной, Ю.К. Бабанского, А. Коссаковски, И.Я. Лернера, А.К. Марковой, В.И. Орлова, Я.Н. Пономарева, М.Н. Скатки-на, Р.А. Шапоринского, Н.М. Яковлевой и др.,

350

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

© Е.Н. Иванченкова, 2009

а также в области специально-педагогической естественнонаучной подготовки И.Ю. Алексашиной, О.Н. Голубевой, Л.А. Коробейниковой,

О.П. Мелеховой, Н.И. Орещеню, С.В. Слинкина и др.

А.К. Маркова, ссылаясь на И.Я. Лернера, выделяет следующие группы знаний и их качества: а) научность, системность и систематичность, обобщенность, осознанность, свернутость и развернутость; б) гибкость, мобильность и оперативность; в) действенность, направленность на практическое использование; г) полнота, прочность, объем.

Показателями оценки уровня теоретических знаний в исследованиях О.А. Абдуллиной являются: объем (полнота, глубина, прочность), осознанность (самостоятельность суждений, доказательность положений, постановка проблемных вопросов), интерес к педагогической теории (чтение педагогической литературы, участие в методической и научно-исследовательской деятельности) [1, с. 59].

Л.А. Коробейникова в числе возможных качественных характеристик знаний студентов по предметам естественнонаучного цикла признает: на содержательно-воспроизводящем уровне -полноту в познании объекта, обобщенность в познании его сущности, системность в познании его связей и отношений; на деятельностно-преобразующем уровне - прочность, мобильность и действенность знаний; на деятельностноличностном - глубину знаний [3, с. 10].

С учетом данных и других исследований для характеристики специально-педагогических естественнонаучных знаний мы определили такие критерии как полнота, обобщенность, систематичность, прочность, системность.

Составной частью формирования естественнонаучной грамотности будущих учителей является формирование праксиологического компонента грамотности, то есть специально-педагогических естественнонаучных умений, опыта (навыков) успешного осуществления теоретических и практических действий по сохранению единства и целостности организма детей и подростков в условиях возможного риска на базе имеющихся знаний.

Проблема качественных и количественных характеристик умений как необходимого компонента профессионально-педагогической подготовки разрабатывается во многих исследованиях педагогов и психологов (О.А. Абдуллиной,

Н.Ф. Белокур, Г.А. Засобиной, Н.В. Кузьминой, ГС. Селевко, Л.Ф. Спирина, Н.М. Яковлевой и др.

Например, Л.Ф. Спирин подчеркивает, что степень сформированности умений зависит от функционального единства структурированных знаний (как информационного фона), навыков и эвристических действий в составе умений. В качестве основных показателей автор использует идейную и нравственную направленность, профессиональную (научную компетентность, целесообразность и целеустремленность, оригинальность и усвоенность [6].

Н.Ф. Белокур выделяет качественные характеристики познавательных действий, которые выражаются через систему показателей, включающую: уровни овладения системой значений, глубиной смысла.

Основными показателями сформированности умений Г.В. Гнездилов считает: устойчивость, быстроту, безошибочность, и качество выполнения действия, результативность [2].

А.В. Усова предлагает выбрать для характеристики естественнонаучных умений такие показатели как полнота операций, рациональность, последовательность их выполнения, осознанность действия, обобщенность умения и степени сложности мыслительных операций [7, с. 45-48].

С учетом вышеизложенного, в качестве основных показателей, определяющих уровень сформи-рованности праксикологического компонента естественнонаучной грамотности студентов педвуза мы выделяем степень осознанности умений (степень опоры на теоретические знания), степень переноса, уровень овладения системой значений (возможность отнесения объекта познания к определенному классу, группе явлений и т.д.).

Естественнонаучная грамотность состоит не только в знаниях, умениях и навыках, хотя и предполагает их, но и в оценочно-смысловом отношении к миру, к деятельности. До тех пор, пока человек только осведомлен о естественнонаучной идее, правильно использует ее для объяснения каких-либо явлений действительности, но не убежден в истинности идеи и, следовательно, эта идея не вызывает в нем оценочного отношения, до тех пор идея не стала частью его мировоззрения. Последнее предполагает положительную направленность на процесс создания условий по сохранению и укреплению организма детей и подростков, исключающий нанесение ему ущерба, ухудшения или разрушения, а также ценностно-смысловые

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

351

представления (отношения) к содержанию и результату здоровьесберегающей деятельности.

По структуре направленности К.К. Платонов выделяет следующие характеристики: широту, интенсивность, устойчивость, действенность.

В.А. Сластенин указывает на: уровень зрелости направленности (степень общественной значимости, основных устремлений личности); интенсивность направленности (силу устремлений личности по реализации поставленных целей); иерархию видов направленности (выделение в системе видов направленности ведущего, главного, доминантного); широту направленности (диапазон сфер проявлений, устремлений личности; может быть узкой или широкой) [5, с. 76].

Важным показателем развития и формирования ценностно-смысловых отношений студентов, в том числе и в ходе специально-педагогической естественнонаучной подготовки, является постановка ими определенных целей в процессе своей учебно-профессиональной деятельности по созданию условий для обеспечения единства и целостности организма детей и подростков, выработка целеустремленности. Развивающиеся мотивы побуждают студентов к постановке все более значимых целей, через их достижение удовлетворяются их духовные потребности.

В данном процессе Б.И. Додонов выделяет четыре компонента: удовольствие от самой деятельности, значимость для личности непосредственного ее результата, мотивирующей силы (вознаграждения за деятельность), принуждающего давления на личность.

Таким образом, в виде основных критериев направленности студентов педвуза на процесс создания условий для обеспечения единства и целостности организма детей и подростков мы предлагаем использовать модальность (положительные и отрицательные основания ее составляющих); ценностно-смысловые представления (отношения) к содержанию и результату здоровьесберегающей деятельности будем определять через устойчивость и удовлетворение, приносимое деятельностью данного рода.

Итак, выявление эффективности процесса формирования естественнонаучной грамотнос-

ти становится возможным на основе определенных критериев как полнота, обобщенность, системность, систематичность и прочность специально-педагогических естественнонаучных знаний; степень переноса, осознанность, овладение системой значений специально-педагогических естественнонаучных умений; модальность, устойчивость и удовлетворенность процессом и результатами здоровьесберегающей деятельности. Использование уровневого подхода позволило нам выделить уровни эффективности процесса формирования естественнонаучной грамотности: низкий, средний, высокий. Определение критериев и уровней сформированности естественнонаучной грамотности студентов дает возможность научно-обоснованно осуществлять данную деятельность, что в свою очередь способствует повышению эффективности образовательного процесса в целом.

Библиографический список

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М.: Просвещение, 1990. - 141 с.

2. Гнездилов Г.В. Теоретико-методологические аспекты использования концепции поэтапного формирования умственных действий в условиях образовательного процесса // Инновации в образовании. - 2001. - №4. - С. 93-107.

3. Коробейникова Л.А. Организация проблемного обучения в пединституте // Проблемное обучение в пединституте: методические рекомендации. - Вологда: Изд-во ВГПУ 1983. - С. 4-13.

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: АЗЪ, 1996. - 928 с.

5. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сла-стенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. -М.: Школа-пресс, 1998. - 512 с.

6. Спирин Л. Ф. Формирование общепедагогических умений учителя: Дис. ... д-ра пед. наук. -М., 1981. - 435 с.

7. УсоваА.В. О критериях и уровнях сформи-рованности умений учащихся // Педагогика. -1980. - №12. - С. 45-48.

352

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.