УДК 378.4
Руднева М.М.
магистрант, факультет инновационных технологий Национальный исследовательский Томский государственный университет (г. Томск, Россия)
КРИТЕРИИ ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОНЛАЙН ПЛАТФОРМ ДЛЯ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: автором рассмотрены тенденции последнего времени в сфере развития онлайн платформ для программ дополнительного образования в Российской Федерации. Сделан анализ, выявлены специфичные критерии, влияющие на выбор онлайн платформ.
Ключевые слова: онлайн образование, онлайн платформы, дополнительное образование.
Рынок дополнительного образования в Российской Федерации стремительно развивается. Это и заочные курсы повышения квалификации, и онлайн программы по развитию и совершенствованию различных специфических навыков. Расширение рынка конечно ознаменован периодом пандемии Covid-19.
Проводя исследование рынка онлайн и оффлайн услуг по дополнительному образованию было выявлено, что всех обучающихся можно разделить на две группы. Первая группа обучаются с целью повысить квалификацию, вторая группа, те, кто учится ради удовольствия и расширения кругозора.
Самые популярные направления онлайн-образования — те, что касаются ИТ и маркетинга: их выбирают 14% всех студентов. Сюда относятся, например,
курсы SMM, пиара и продаж, программирования и анализа данных. На втором месте по популярности — профессии в сфере образования: 12%. Это, например, методическая работа, преподавание, кураторство. На третьем — спорт и здоровье: 10%. Сюда же исследователи включают все, что связано с диетами и здоровым питанием.
млн.учеников
Строительство, ремонт Искусство, дизайн Менеджмент, предпринимательство Иностранные языки Хобби, личное развитие Финансы, бухгалтери, право Красота, здоровье, спорт Образование ИТ и маркетинг
0,5 1 1,5 2 2,5
Рисунок 1. Какие курсы проходят россияне старше 18л. Статистика за 2021 г.
0
3
Также на рынке образовательных онлайн услуг последнее десятилетие происходит революция. Ниша образования десятилетиями была монополизирована государством. А всё, что монополизировано, как правило, со временем становится неэффективным. Появляется не только масса онлайн платформ для обучения и проведения онлайн занятий, появляется и множество частных школ. Вся эта масса образовательных учреждений в настоящий момент, в связи с наличием санкционного давления и уходом с Российского рынка зарубежных онлайн платформ активно изучает и использует российские ресурсы. Можно выделить пять основных критериев, используемых для подбора онлайн платформ:
1. Безопасность пользователей. Она включает не только безопасность персональных данных студентов, но возможность обеспечить конфиденциальность при обучении.
2. Возможность персонализации обучения. Индивидуальные рассылки, персональные подборки учебных материалов и т.д. В этом, кстати активно помогает искусственный интеллект.
3. Асинхронное обучение. Онлайн курсы позволяют обучаться студентам с разных часовых поясов, и в разные дни недели. В связи с этим доступ каждого ученика к учебного материалу в любое время является приоритетом в выборе онлайн платформы.
4. Сотрудничество с Вузами и крупными корпорациями. Такие онлайн платформы позволяют после обучения выдавать официальные документы о полученном образовании - сертификаты и удостоверения.
5. Наличие мобильной версии. Не секрет, что смартфон это теперь не просто устройство для звонков, но иногда и замена полноценного компьютера или планшета. Также возможность обучения с помощью мобильной версии позволяет получать информацию в любое время, и даже в дороге.
Онлайн обучение - это достаточно новое направление в образовании. С помощью таких программ кто-то меняет свою жизнь (получает новую профессию), а кто-то расширяет кругозор и находит новые хобби. В любом случаи без него мы ужен не можем представить свою жизнь, а поэтому создание качественных сопутствующих услуг, например создание современных онлайн платформ, становится вызовом в современных реалиях станционного давления и ухода с Российского рынка зарубежных продуктов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Чему россияне учатся на онлайн-курсах. - 2024. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://journal.tinkoff.ru/online-stat/
Rudneva M.M.
National Research Tomsk State University (Tomsk, Russia)
CRITERIA FOR SELECTING EDUCATIONAL ONLINE PLATFORMS FOR CONTINUING EDUCATION PROGRAMS
Abstract: the author examines recent trends in the development of online platforms for continuing education programs in the Russian Federation. An analysis was made, specific criteria influencing the choice of online platforms were identified.
Keywords: online education, online platforms, continuing education.