Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЙ РЫНОК ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И КЛЮЧЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ'

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И КЛЮЧЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
870
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ОНЛАЙН ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосов А.Ю., Мнацаканян О.Л., Елисеева Д.Ю., Елисеева А.А.

В статье представлен обзор научных и методических публикаций исследователей-практиков, в которых рассматривается процесс внедрения элементов дистанционных образовательных технологий в практику онлайн-обучения иностранным языкам. Авторами произведен краткий анализ современного состояния и актуальных тенденций в развитии рынка онлайн-образования по изучению иностранных языков, приведены результаты анализа рынка онлайн-образования по изучению иностранных языков в Российской Федерации: выявлены основные участники рынка, дана краткая характеристика объёма рынка и перспективы его развития, дана характеристика основных (лидирующих) игроков рынка дополнительного образования и дополнительного профессионального образования. Рассмотрены результаты актуальных статистических исследований по данной проблематике и дана характеристика существующих образовательных продуктов, электронных образовательных ресурсов и образовательных платформ по изучению иностранных языков с точки зрения их функций и возможностей для пользователей, а также взаимодействия обучающихся, тьюторов и преподавателей. Выявлены основные особенности и перспективы дальнейшего развития рынка онлайн-образования, лидирующими направлениями которого становятся не только обучение специальностям в области информационных технологий, но также и обучения иностранным языкам и обучение в сфере творчества и хобби.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федосов А.Ю., Мнацаканян О.Л., Елисеева Д.Ю., Елисеева А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RUSSIAN MARKET OF ONLINE EDUCATION FOR LEARNING FOREIGN LANGUAGES: ANALYSIS OF THE CURRENT STATE AND KEY DEVELOPMENT TRENDS

The article presents an overview of scientific and methodological publications of practitioners, which discuss the process of introducing elements of distance learning technologies into the practice of online teaching foreign languages. The authors made a brief analysis of the current state and current trends in the development of the online education market for learning foreign languages, presented the results of an analysis of the online education market for learning foreign languages in the Russian Federation: the main market participants were identified, a brief description of the market volume and prospects for its development was given, the characteristics of the main (leading) players in the market of additional education and additional professional education are given. The results of relevant statistical studies on this issue are considered and the characteristics of existing educational products, electronic educational resources and educational platforms for learning foreign languages are given in terms of their functions and capabilities for users, as well as the interaction of students, tutors and teachers. The main features and prospects for the further development of the online education market are identified, the leading areas of which are not only teaching specialties in the field of information technology, but also teaching foreign languages and teaching in the field of creativity and hobbies.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЙ РЫНОК ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И КЛЮЧЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

Российский рынок онлайн-образования по изучению иностранных языков: анализ современного состояния и ключевые тенденции развития

А.Ю. Федосов, О.Л. Мнацаканян, Д.Ю. Елисеева, А.А. Елисеева

Аннотация—В статье представлен обзор научных и методических публикаций исследователей-практиков, в которых рассматривается процесс внедрения элементов дистанционных образовательных технологий в практику онлайн-обучения иностранным языкам. Авторами произведен краткий анализ современного состояния и актуальных тенденций в развитии рынка онлайн-образования по изучению иностранных языков, приведены результаты анализа рынка онлайн-образования по изучению иностранных языков в Российской Федерации: выявлены основные участники рынка, дана краткая характеристика объёма рынка и перспективы его развития, дана характеристика основных (лидирующих) игроков рынка дополнительного образования и дополнительного профессионального образования. Рассмотрены результаты актуальных статистических исследований по данной проблематике и дана характеристика существующих образовательных продуктов, электронных образовательных ресурсов и образовательных платформ по изучению иностранных языков с точки зрения их функций и возможностей для пользователей, а также взаимодействия обучающихся, тьюторов и преподавателей. Выявлены основные особенности и перспективы дальнейшего развития рынка онлайн-образования, лидирующими направлениями которого становятся не только обучение специальностям в области информационных технологий, но также и обучения иностранным языкам и обучение в сфере творчества и хобби.

Ключевые слова— онлайн образование, обучение иностранному языку, электронный образовательный ресурс, онлайн школа, образовательная платформа.

Статья получена

А.Ю. Федосов, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, профессор кафедры информационных технологий, искусственного интеллекта и общественно-социальных технологий информационного общества; (email: alex_fedosov@mail.ru).

О.Л. Мнацаканян, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, доцент кафедры информационных технологий, искусственного интеллекта и общественно-социальных технологий информационного общества; (email: mnaolga@yandex.ru).

Д.Ю. Елисеева, Российский государственный социальный университет, старший преподаватель кафедры информационных технологий, искусственного интеллекта и общественно-социальных технологий информационного общества; (e-mail: eliseeva.dy@mail.ru).

А.А. Елисеева, Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, студент магистратуры; (e-mail: forever.minni@mail.ru).

I. Введение

Последние годы характеризуются стремительным развитием онлайн-школ, онлайн-академий и онлайн-университетов, существенным образом растет их количество, они захватывают все более значительную долю образовательного рынка. Российский рынок онлайн-образования активно развивается в русле общемировых тенденций, хотя существуют и особые причины его интенсивного развития, в частности большие расстояния и концентрация существенного количества образовательных и культурных организаций в городах-миллионниках.

Данное исследование посвящено анализу сегмента российского рынка онлайн-образования по изучению иностранных языков.

Владение иностранными языками сегодня играет значительную роль в личностной и профессиональной реализации человека, а английский язык имеет статус важнейшего, глобального инструмента общения, его в той или иной степени знают или изучают подавляющее большинство людей в мире. Именно поэтому различные образовательные продукты и электронные образовательные ресурсы по его изучению являются одними из самых востребованных на рынке как традиционного, так онлайн-образования.

В публикациях последних лет ряд исследователей-практиков рассматривает процесс внедрения элементов дистанционных образовательных технологий в практику онлайн обучения иностранным языкам. В работе [1] описывается сегмент онлайн-образования в России на современном этапе его развития на примере обучения иностранным языкам. Рассматривается ситуация, связанная с необходимостью к переходу на онлайн-формат обучения в период пандемии, а также указывается ряд противоречий и проблем современного образования в сфере электронного обучения. В работе [2] рассмотрены несколько школ иностранных языков, осуществляющих свою деятельность на московском образовательном рынке (English First, Alibra School, Divelang) с точки зрения их конкурентных преимуществ, проведен их маркетинговый анализ, а также SWOT-анализ, выделены основные преимущества и недостатки данного сегмента рынка. Также подробно рассмотрены особенности рынка онлайн-образования в сфере изучения иностранных языков. Анализ преимуществ изучения иностранных языков с использованием возможностей информационных

технологий в онлайн-формате приводится в работе [3]. Проведено сравнение эффективности изучения иностранного языка на онлайн курсах и в реальной языковой школе, приводятся некоторые онлайн-ресурсы по обучению иностранным языкам, особое внимание уделено методикам обучения, применяемым на данных ресурсах. Преимущества онлайн-обучения

иностранному языку рассматриваются в статье [4]. Дается обзор методических материалов и программных сред для организации онлайн-занятий, описываются некоторые методические приемы работы преподавателя на онлайн-занятии. Автором отмечается, что «важным аспектом преподавания в режиме онлайн является соблюдение безопасности и конфиденциальности, когда речь идет о выкладывании в сеть работ, материалов, адресов, изображений обучаемых» [4, с.142]. Так же в статье приведены полезные ресурсы для самостоятельной работы онлайн-обучающихся, показаны возможности самостоятельной отработки произношения с помощью интерактивных приложений, электронных словарей и обучающих курсов. Автор выделяет особенности деятельности преподавателя, занимающегося онлайн-обучением иностранному языку, отмечая необходимость постоянного самонаблюдения и рефлексии для повышения эффективности своей деятельности.

В исследовании [5] рассматриваются вопросы, связанные с осуществлением дистанционного обучения иностранному языку в образовательном учреждении для реализации требований ФГОС, проводится анализ факторов, сопутствующих внедрению онлайн-обучения в средней школе и вузе. Авторами обоснован тезис об эффективности применения средств информационных и коммуникационных технологий в условиях обновления языкового образования. В статье изложен примерный алгоритм планирования онлайн-занятия, который позволит избежать ряда методических трудностей при проведении таких занятий по иностранному языку. Актуальность применения информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам также подчёркивается в работе [6]. Автор на примере изучения французского языка в условиях онлайн-обучения выявляет особенности практической реализации средств ИКТ в обучении французскому языку как иностранному, рассматривает возможности, предоставляемые ИКТ, для реализации практико-ориентированного преподавания

французского языка как иностранного. Так же в статье приведены примеры цифровых ресурсов для обучения французскому языку, разработанных в конкретных образовательных целях. В статье [7] представлены результаты исследования особенностей адаптации студентов нелингвистических специальностей к цифровому формату обучения иностранному языку в одном из региональных вузов России. Анализ результатов показал, что при переходе к онлайн-обучению иностранному языку большинство обучающихся сэкономили время на дорогу, смогли выстроить индивидуальный режим работы, воспользоваться возможностью более строгого контроля за выполнением работ со стороны преподавателя, повысить уровень самомотивации, самоорганизации, навыков тайм менеджмента.

II. Обзор образовательных платформ по онлайн

ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКОВ

Рассмотрим и проанализируем некоторые образовательные платформы по указанной проблематике - онлайн-школу английского Skyeng, онлайн-школу Skyford, онлайн-школу Englex, онлайн-школу Tetrika, центр иностранных языков YES, Puzzle English, центр образовательных технологий Advance.

Skyeng - это российская онлайн-школа для изучения английского языка. Обучение производит на учебной платформе Vimbox, а также при помощи мобильного приложения, расширений для браузера и обучающих рассылок. Данная организация ведет свою деятельность с 2012 года. Она была основана выпускниками МФТИ и МГТУ им. Н.Э. Баумана Георгием Соловьевым, Харитоном Матвеевым, Денисом Сметнёвым и Андреем Яунзем. С тех пор компания постоянно развивается, в том числе за счет регулярных крупных инвестиций. Например, одна из последних инвестиций в проект от фондов Baring Vostok составила примерно 100 млн. долларов, что стало рекордом для данного рынка в России. В настоящее время компания осуществляет обучение не только взрослых, но детей, для чего существует специальная платформа ScyEng Junior, а также занимается вопросами корпоративного обучения английскому языку. В августе 2019 года Skyeng занял первое место в рейтинге EdTech-компаний России, составленном журналом РБК. Весной 2017 года совместно с компанией «Ростелеком» Scyeng провела олимпиаду по английскому языку среди школьников, а уже в 2018 году эта олимпиада попала в официальный перечень Минобрнауки, что дает возможность победителям в ней получить 100 баллов на ЕГЭ по английскому языку или поступить в вуз без вступительных испытаний. К преимуществам данной школы можно отнести достаточно большое количество изучаемых языков. Так, в Skyford можно освоить: английский, немецкий, французский, испанский, итальянский, португальский, китайский, румынский и русский (для иностранцев) языки.

Онлайн-школа Englex начала свою работу в 2011 году, а сама компания появилась в 2009 году и начинала с ведения блога об английском языке Engblog.ru. По данным, размещенным компанией на своем сайте, школа выпустила уже более 20 тыс. учеников. Важная особенность - все курсы рассчитаны на индивидуальное обучение. Как можно было понять из названия, школа специализируется на обучении именно английскому языку, но имеется целый ряд курсов для решения различных образовательных задач: общий разговорный курс; английский для школьников, бизнесменов и путешественников; экспресс-курсы, в том числе, для быстрой подготовки к важному событию (собеседование); подготовка к экзаменам; постановка произношения; практическая грамматика; английский для специалистов IT-области. Занятия проходят на собственной платформе компании и с применением возможностей Skype.

Онлайн-школа Tetrika. Данная онлайн-платформа рассчитана на изучение не только английского языка, но и на освоение ряда других школьных предметов, а также на подготовке к экзаменам. Кроме этого, существует отдельный раздел доп. образования, в который входят кружки и курсы, однако большая часть таких кружков и

курсов рассчитана на детскую аудиторию. Для взрослых обучение представлено лишь в рамках изучения английского языка на общем и корпоративном уровнях. Важным плюсом компании можно считать организацию индивидуального образования или обучения в малых группах на базе собственной онлайн-платформы школы. В отличии от многих других школ, данная компания специализируется на предоставлении услуг репетиторов, поэтому цена занятий напрямую зависит от выбранного педагога, но минимальная стоимость будет начинаться от 600 рублей. Важно также отметить, что обучение английскому языку во многом направлено также на аудиторию школьников.

Центр иностранных языков YES. Изначально эта школа создавалась для проведения очных занятий, но впоследствии было создано и подразделения для онлайн-обучения для клиентов из России и зарубежья. Занятия проходят с использованием возможностей программы Skype. Обучение рассчитано как на детей, так и на взрослую аудиторию. Языковая школа YES предлагает на выбор сразу несколько программ корпоративного обучения, которые позволяют учить деловой английский, немецкий, китайский и многие другие языки сразу всем коллективом. Школа проводит обучение следующим иностранным языкам: английский, французский, немецкий, итальянский, испанский, китайский, японский, корейский. Также есть ряд отдельных курсов, в большей степени для изучения английского языка, в зависимости от конкретных потребностей обучающихся, от цели обучения.

Puzzle English. Платформа с бесплатными виртуальными классами. Онлайн-обучение английскому языку на данной платформе проходит за счет различных интерактивных заданий и игр, которые позволяют учить новые слова. В день для посетителя, решившего заниматься самостоятельно, доступны: несколько десятков фраз для тренировки грамматики, письма и восприятия на слух, 5 минут подкастов, игра и фрагмент книги. Также за дополнительную плату можно избавиться от ограничений. Кроме этого, есть возможность записаться на онлайн-занятия с преподавателем. Однако само занятие длится недолго, а именно 25 минут, поэтому рассчитано только на отработку навыков разговорной речи. Приобретая Премиум-пакет, учащийся получает неограниченный доступ ко всем продуктам. Результаты прошедших онлайн-курс оцениваются, исходя из качества выполнения ими итоговых заданий (транслейты, видеопазлы, тренажеры). Предлагаются программы игрового формата для детей, курсы для начинающих, самоучители, диалоги, словари, ссылки на англоязычные сайты. Есть опция «Личный план», в течение недели ей можно пользоваться без оплаты.

Центр образовательных технологий Advance. Данный центр функционирует уже на протяжении 13 лет. Данная платформа так же, как и многие другие из представленного списка, рассчитаны на освоение только английского языка. Образовательный центр предоставляет бесплатный доступ к ряду онлайн-занятий, расписание которых есть на сайте. Имеются курсы для детей и для взрослых. Также реализован формат индивидуального обучения. В Advance есть курсы по фонетике, грамматике, лексике, а также комплексные программы, рассчитанные на достижение

следующего уровня знания английского языка. Стоимость обучения на этой платформе рассчитывается сразу на весь курс, а не на одно занятие.

III. Анализ отечественного рынка онлайн

ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Далее рассмотрим статистические данные по рынку онлайн-образования за 2020-2022 год в целом и в сегменте изучения иностранных языков. В связи с этим, проанализируем такие показатели как: траты на образовательные услуги потребителей образовательного контента (характеризует объем рынка в целом); востребованные направления онлайн-обучения; основные форматы обучения и развивающиеся образовательные организации; потенциал развития спроса на онлайн-образование [8].

Как можно заметить, основываясь на статистике за 2021 год [9], доля трат на онлайн-обучения не только сравнялась с долей трат на традиционное офлайн-обучение, но и стала превосходить ее. На онлайн-обучение приходится 226 млрд. рублей, в то время как на офлайн только 213,7 млрд. Иными словами, современное онлайн образование стало настолько популярно, что может служить равнозначной альтернативой традиционному обучению и даже заменять его в некоторых аспектах.

В рамках онлайн-образования в России самым популярным стало направление IT-подготовки (обучаются 2,5 млн. человек), в связи с чем и объем трат на онлайн-образования больше всего составил именно в этой области. Еще одним популярным направлением является маркетинг. Также большие траты были в следующих областях: различные экономические профессии и направления в образовании, право, профессиональное педагогическое образование.

Согласно все той же статистике несмотря на то, что объем онлайн-аудитории больше, чем аудитории в рамках офлайн-обучения, траты на офлайн-обучения выше, что может говорить о более высокой стоимости офлайн-курсов. Основываясь на анализе аудитории онлайн-образования, можно сказать, что после обучения в сфере информационных технологий и маркетинга, которое составляет самую большую долю рынка, наибольший объем составляет обучение в сфере образование, а именно 12 процентов от всей онлайн-аудитории. По 10 процентов у таких направлений, как: финансы и экономика; красота, спорт и ЗОЖ; различные хобби, творчество и личностное развитие. По 6 процентов аудитории относятся к: иностранным языкам; менеджменту и профессиям в сфере предпринимательства. По 5 процентов аудитории приходится на профессиональное искусство и творческие профессии, а также на сферу строительства, производства и ремонта. Примерно в тех же пропорциях оценивается и объем трат на каждое из направлений.

Самым востребованным видом образовательной организации, реализующей формат онлайн-обучения, стала онлайн-школа. Больше половины, а именно 57,7% аудитории обучались именно в таких школах. Также востребованным является обучение у медийных личностей (блогеров, интернет-экспертов). Процент аудитории обучающихся у этих людей составил 29,4. Объем трат при этом на разные типы курсов

распределился примерно поровну между специализированными онлайн-школами, чья доля самая большая, универсальными онлайн-школами, курсами блогеров и другими видами курсов.

Также можно отдельно отметить и цели обучения по различным направлениям. Например, с целью приобретения профессиональных навыков,

профессиональной подготовки и переподготовки обучались больше всего респондентов в области педагогического образования, а именно до 93% всех обучающихся. В 1Т-сфере этот показатель составил 75%. Также с целью профессионального развития больше всего обучались респонденты по таким направлениям, как: строительство и ремонт, финансовая сфера и право. Учились «для себя» больше всего на направлениях: иностранные языки, красота и ЗОЖ. Однако можно все же отметить, что большая часть аудитории онлайн-курсов преследует цель именно профессионального развития независимо от направления обучения.

Чаще всего онлайн обучаются люди от 25 до 45 лет, что во многом объясняет востребованность именно профессионального образования, а также профессиональной переподготовки. Больше всего людей, обучающихся онлайн, имеют высшее или неоконченное высшее образование.

Лидерами языкового обучения (в большинстве своем английскому языку) являются (см. табл. 1).

Таблица 2. Лидирующие компании на рынке российского онлайн-образования в сегменте обучения иностранным языкам (в большинстве своем английскому)

Компания Доля рынка, %

8куе^ -20

(онлайн-школа английского языка,

образовательная платформа)

Пп^а1ео 4,5-4,9

(образовательная платформа)

3

(образовательная платформа)

школах (63,2%), у блоггеров (9%) и бесплатное самообучение (18,3%).

Если рассматривать ситуацию с инвестициями в EdTech в России, то можно отметить значительный рост именно в развитие направления обучения иностранным языкам, в частности, вложения в сервисы для изучения иностранных языков показывают прирост за год на 479%. Инвесторы чаще всего инвестируют в контентные проекты по подписке или продаже курсов. Венчурные инвестиции по моделям монетизации в направлении «Иностранные языки» в 2020-2021 годах выросли на 91%.

Стоит отметить, что модель подписки (абонентской платы за услуги на определённый период) чаще всего используется именно в сегменте «Изучение иностранных языков». Также это наиболее распространённая модель у стартапов, привлекших инвестиции, в сфере дошкольного и школьного образования (более 70% от общего объёма инвестиций в каждом сегменте). В качестве примера успешного стартапа в [9] рассматривается приложение для изучения английского языка для детей от 4 до 10 лет MyBuddy.ai (https://buddy.ai/ru/). При работе с ним с помощью виртуального персонажа дети учатся воспринимать иностранную речь на слух, развивают произношение и расширяют словарный запас. Встроенные элементы искусственного интеллекта обеспечивают понимание детской речи и дают возможность приложению подстраиваться под темп и успехи каждого ребёнка. В апреле 2020 г. данный стартап привлёк $1 млн. от Leta Capital.

Еще один тренд - ориентированность на практическую сторону применения полученных знаний. Анализ методического обеспечения языковых онлайн-школ показывает, что современные школы привлекают аудиторию тем, что строят обучение с использованием большого объема диалогов на изучаемом языке, отработкой конкретных навыков, в том числе разговорных. Ориентированность на практическое применение полученных знаний отражает следующая статистика, представленная на диаграмме (см. рис.1).

Какие форматы вы чаще всего используете

В онлайн-курсах? Множественный выбор

Объем аудитории онлайн и оффлайн образования по образовательным программам изучения иностранных языков в 2021 году почти сравнялся (920 и 1040 тыс.чел соответственно), траты на онлайн-образование составили 13,9 млрд.руб (6% рынка), из них на долю профессионального обучения - 8,07 млрд., курсы от блоггеров и экспертов по обучению иностранным языкам составили 10,6% от общего объема рынка онлайн-образования.

Изучение языков занимает второе место по популярности в такой категории, как обучение с целью расширения кругозора - 48,1%, уступая лишь изучению хобби-специальностей и личностному развитию (59%) и опережая программы в сфере красоты, спорта и здоровья (37,2%). Выстраивая планы на дальнейшее обучение в онлайн-формате, потребители именно направление иностранных языков ставят на первое место (28,9%), при этом выбирая обучение в онлайн-

видеолекции

вебниары/ прямые эфиры

тестовые задания

тренажеры

наста вничество

мастермаи нды

менторинг

и,б%

Рис. 1. Предпочтительные форматы взаимодействия слушателей на платформах изучения иностранным языкам.

По различным оценкам, ближайшие 5 лет особо стремительно будет развиваться сфера детского и взрослого дополнительного образования, включая направление обучения иностранным языкам, а также сфера обучения онлайн-бизнесу, сфера обучения 1Т-разработке.

Опережающий рост российского рынка ЕЭТесЬ в условиях удаленного обучения прослеживается во всех сегментах - дошкольном, дополнительном, высшем образовании. Особенно высокие показатели демонстрирует дополнительное профессиональное, школьное образование и дополнительное образование детей и подростков (см. рис.4) [10].

Лидеры по сегментам: детское образование (школьное и дополнительное)

Рост на 84,7%

1 SkySmart

2 Учи.ру

3 Фсжсфорд

'Оценка SnvMi Rank Источник: Smart Ra

Выручке * 3 ка 2021 г oil. i

Лидеры по сегментам: допоят профессиональное образо!

виру-«« t3 >:• 2021 «

1 Skülbox

2 Gcekbrflms

3 Яндекс. Практикум А Антион Университет 5 Не тол ос ия

"Ouewu Smnrt ftwking

Рис. 2. Лидеры рынка EdTech в сегментах

дополнительного профессионального и детского образования в России

IV. Заключение

В итоге, если говорить о перспективах развития рынка онлайн-образования, то их можно назвать позитивными. Так, многие из тех, кто уже проходил онлайн-курсы, собираются продолжать обучение онлайн и дальше, что говорит о наличии постоянной, стабильной аудитории. В данном случае, интересен факт, что лидирующими направлениями для продолжения обучения становятся не только IT-специальности, но также и сфера иностранных языков и обучение в сфере творчества и хобби.

Подводя итоги проведенного анализа рынка онлайн-образования в сфере обучения иностранным языкам в России, можно выделить следующие основные особенности и перспективы дальнейшего развития:

- сфера образования проходит через эксперимент по дистанционному обучению и перейдет на следующий этап своего развития с более глубоким пониманием возможностей EdTech;

- значительные инвестиции стоит ожидать в области реализации стартапов, ориентированных на создание онлайн-школ, разработки приложений с элементами искусственного

интеллекта и визуальных технологий, подготовки педагогов;

- потребители все более ориентированы на выбор именно языковых онлайн-школ как перспективной формы удовлетворения своих образовательных потребностей, будет расти спрос не только на профессиональную подготовку, но и на изучение иностранного языка как своего рода хобби;

- сохранится тенденция к росту рынка онлайн-образования в области обучения иностранным языкам в школьном дополнительном образовании (в том числе репетиторство и подготовка к ОГЭ/ЕГЭ).

Библиография

[1] Куратченко М.А., Безгачева К.В. E-learning в обучении иностранным языкам: вынужденная мера или новая реальность // Развитие территорий. - 2020. - № 4(22). - С. 80-84.

[2] Барташевич Д.А. Исследование рынка школ иностранных языков в столичном мегаполисе: тенденции развития // Научные записки молодых исследователей. - 2019. - Т. 7. - № 1. - С. 24-30.

[3] Борисова Л.Е., Сахарцева А.В. Онлайн курс как перспективная технология изучения иностранных языков // Актуальные вопросы лингвистики и лингводидактики в контексте межкультурной коммуникации: Материалы I Всероссийской научно-практической онлайн-конференции, Орел, 25 марта 2021 года / Под редакцией О.Ю. Ивановой. - Орел: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2021. - С. 599-605.

[4] Игнатенко И.И. Некоторые особенности онлайн-обучения иностранному языку // Наука и школа. - 2019. - № 2. - С. 140144.

[5] Орехова Ю.М., Бетретдинова И.К. О специфике реализации онлайн-обучения иностранному языку // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. - 2021. - № 1(37).

- С. 175-189.

[6] Тупик А.В. Применение информационно-коммуникационных технологий как инструмента онлайн-обучения иностранным языкам // Романия: языковое и культурное наследие - 2021 : Материалы II Международной научно-практической конференции, Минск, 06 мая 2021 года / Редколлегия: О.В. Лапунова (гл. ред.) [и др.]. - Минск: Белорусский государственный университет, 2021. - С. 187-190.

[7] Абрамова И.Е., Шишмолина Е.П. Адаптация студентов нелингвистических специальностей к онлайн-обучению иностранным языкам // Перспективы науки и образования. -2021. - № 3(51). - С. 188-198.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[8] Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий [Электронный ресурс]. URL: https://estars.hse.ru/mirror/pubs/share/211448255/ (дата обращения 01.05.2023)

[9] Исследование российского рынка онлайн-образования 2021 и тренды 2022 от лидеров области [Электронный ресурс]. URL: https://netology.ru/edtech_research_2022 (дата обращения 01.05.2023)

[10] РБК. Тренды. Кто возглавил российский EdTech-рынок в III квартале 2021 года. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/61a73ab09a79475ae2f74581 (дата обращения 01.05.2023)

The Russian market of online education for learning foreign languages: analysis of the current state and key development trends

A.Yu. Fedosov, O.L. Mnatsakanyan, D.Yu. Eliseeva, A.A. Eliseeva

Abstract—The article presents an overview of scientific and methodological publications of practitioners, which discuss the process of introducing elements of distance learning technologies into the practice of online teaching foreign languages. The authors made a brief analysis of the current state and current trends in the development of the online education market for learning foreign languages, presented the results of an analysis of the online education market for learning foreign languages in the Russian Federation: the main market participants were identified, a brief description of the market volume and prospects for its development was given, the characteristics of the main (leading) players in the market of additional education and additional professional education are given. The results of relevant statistical studies on this issue are considered and the characteristics of existing educational products, electronic educational resources and educational platforms for learning foreign languages are given in terms of their functions and capabilities for users, as well as the interaction of students, tutors and teachers. The main features and prospects for the further development of the online education market are identified, the leading areas of which are not only teaching specialties in the field of information technology, but also teaching foreign languages and teaching in the field of creativity and hobbies.

Keywords: online education, foreign language

teaching, electronic educational resource, online school,

educational platform

References

[1] Kuratchenko M.A., Bezgacheva K.V. E-learning v obuchenii inostrannym yazykam: vynuzhdennaya mera ili novaya real'nost' // Razvitie territory. - 2020. - № 4(22). - S. 80-84.

[2] Bartashevich D.A. Issledovanie rynka shkol inostrannyh yazykov v stolichnom megapolise: tendencii razvitiya // Nauchnye zapiski molodyh issledovatelej. - 2019. - T. 7. - № 1. - S. 24-30.

[3] Borisova L.E., Saharceva A.V. Onlajn kurs kak perspektivnaya tekhnologiya izucheniya inostrannyh yazykov // Aktual'nye voprosy lingvistiki i lingvodidaktiki v kontekste mezhkul'turnoj kommunikacii: Materialy I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj onlajn-konferencii, Orel, 25 marta 2021 goda / Pod redakciej O.YU. Ivanovoj. - Orel: Orlovskij gosudarstvennyj universitet imeni I.S. Turgeneva, 2021. - S. 599-605.

[4] Ignatenko I.I. Nekotorye osobennosti onlajn-obucheniya inostrannomu yazyku // Nauka i shkola. - 2019. - № 2. - S. 140-144.

[5] Orekhova YU.M., Betretdinova I.K. O specifike realizacii onlajn-obucheniya inostrannomu yazyku // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Elektronnyj nauchnyj zhurnal. - 2021. - № 1(37). - S. 175-189.

[6] Tupik A.V. Primenenie informacionno-kommunikacionnyh tekhnologij kak instrumenta onlajn-obucheniya inostrannym yazykam // Romaniya: yazykovoe i kul'turnoe nasledie - 2021 : Materialy II

Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Minsk, 06 maya

2021 goda / Redkollegiya: O.V. Lapunova (gl. red.) [i dr.]. - Minsk: Belorusskij gosudarstvennyj universitet, 2021. - S. 187-190.

[7] Abramova I.E., SHishmolina E.P. Adaptaciya studentov nelingvisticheskih special'nostej k onlajn-obucheniyu inostrannym yazykam // Perspektivy nauki i obrazovaniya. - 2021. - № 3(51). - S. 188-198.

[8] Issledovanie rossijskogo rynka onlajn-obrazovaniya i obrazovatel'nyh tekhnologij [Elektronnyj resurs]. URL: https://estars.hse.ru/mirror/pubs/share/211448255/ (data obrashcheniya 01.05.2023)

[9] Issledovanie rossijskogo rynka onlajn-obrazovaniya 2021 i trendy

2022 ot liderov oblasti [Elektronnyj resurs]. URL: https://netology.ru/edtech_research_2022 (data obrashcheniya 01.05.2023)

[10] RBK. Trendy. Kto vozglavil rossijskij EdTech-rynok v III kvartale 2021 goda. [Elektronnyj resurs]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/61a73ab09a79475ae2f74581 (data obrashcheniya 01.05.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.