Научная статья на тему 'Критерии социально-экономической адаптированности детей-сирот'

Критерии социально-экономической адаптированности детей-сирот Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
760
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ / ORPHANS / SOCIAL AND ECONOMIC ADAPTATION / CRITERIA FOR SOCIAL AND ECONOMIC ADAPTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фитерман Роман Александрович

Проблемы социально-экономической адаптации детей-сирот на современном этапе развития российского общества приобретают все большую актуальность. Рассмотрены критерии социально-экономической адаптированности детей-сирот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Фитерман Роман Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria for social and economic adaptation for orphans

The questions of social and economic adaptation for orphans are getting more and more important at the modern stage of Russian society development. There are considered the criteria for social and economic adaptation for orphans

Текст научной работы на тему «Критерии социально-экономической адаптированности детей-сирот»

воспитание и дополнительное образование

Р.А. ФИТЕРМАН (Астрахань)

критерии социальноэкономической адаптированности детей-сирот

Проблемы социально-экономической адаптации детей-сирот на современном этапе развития российского общества приобретают все большую актуальность. Рассмотрены критерии социально-экономической адаптированности детей-сирот.

Ключевые слова: дети-сироты, социальноэкономическая адаптация, критерии социальноэкономической адаптированности.

Актуальность проблемы экономической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловлена государственной политикой россии в области образования и воспитания детей данной категории. осуществляемая в стране целевая программа «Дети россии» ориентирует на защиту детства и создание условий для полноценного вхождения детей-сирот в социум.

Дети-сироты - это лица, у которых нет в живых обоих родителей. К категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, родители которых лишены родительских прав или по каким-либо причинам не занимаются воспитанием детей (находятся в заключении, признаны недееспособными и т.д.) во всех этих случаях дети помещаются в дома-интернаты, детские дома, приюты, дома ребенка. Сегодня в рФ таких детей насчитывается более 270 тыс. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к группе риска. Большинство детей, поступающих в детские дома, агрессивны, имеют различные психологические нарушения, социально и педагогически запущены. Эта категория лишена широкого социального общения, их поведение ежедневно, ежечасно контролируется воспитателями. Про-

живание детей без родителей, помещение ребенка в детский дом часто приводят к тяжелым последствиям, прежде всего - к дезадаптации в обществе. в связи с этим одной из приоритетных задач при работе с такими детьми является их социальноэкономическая адаптация.

в связи с этим представляется необходимым определить термин «социальноэкономическая адаптация», который не только отражает процесс адаптации (приспособления) детей-сирот к рынку труда, но и включает в себя хозяйственный (экономический) аспект. Мы рассматриваем социально-экономическую адаптацию детей-сирот в современных условиях как процесс приспособления к экономической ситуации, предполагающий развитие и самоизменение человека при усвоении и воспроизводстве экономической культуры, взаимодействии со стихийными или целенаправленно создаваемыми условиями жизни. Социально-экономическая адаптация детей-сирот происходит при усвоении и воспроизводстве экономической культуры (экономическое мышление, нормы в сфере экономики и экономическая деятельность), что обеспечивает их социально-экономическое развитие и самоизменение, которое приводит к формированию экономически значимых качеств личности, приспособлению детей-сирот к экономической ситуации, т.е. к их социально-экономической адаптации.

изменения в среде способны создать элемент новизны, являющийся источником ориентировочных потребностей, под воздействием которых осуществляется мотивация поведения детей-сирот. в их сознании формируются цель и программа адаптивного поведения, в нашем случае -социально-экономической адаптационной деятельности, включающей в себя изучение и анализ информации об изменениях окружающей социально-экономической сферы, расширение коммуникативных контактов, соотнесение личных интересов с экономическими ценностями общества.

основным признакоми эффективной социально-экономической адаптированно-

© Фитерман р.А., 2009

сти детей-сирот является адаптированность в сфере «внеличностной» активности, где они приобретают экономическую культуру, в сфере личностных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально окрашенные связи с другими людьми, которые требуют проявления чувствительности, знания мотивов человеческого поведения, способности к тонкому и точному пониманию изменений взаимоотношений.

В работах С.И. Архангельского, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьминой и др. рассмотрены вопросы измерения педагогических объектов и разработаны общие требования к выделению и обоснованию критериев: критерии должны отражать основные закономерности какого-либо явления; с помощью критериев устанавливаются связи между всеми компонентами исследуемой системы; качественные показатели должны выступать в единстве с количественными. С учетом названных требований следует рассмотреть вопрос о механизмах успешной и неуспешной (низкой) социально-экономической адаптации детей-сирот.

Успешная социально-экономическая адаптация предполагает высокий экономический статус индивида в данной среде, удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для субъекта элементами, выражающуюся в конечном итоге экономической культурой личности. Социальные структуры в длительном процессе взаимодействия с личностью предусматривают определенные отношения и формируют у нее представления о рынке труда и профессий, экономически важных качествах и других аспектах социальноэкономической сферы.

Показателями низкой адаптации или дезадаптации являются отклоняющееся поведение, проявляющееся в конфликтности и маргинальности (делинквентное поведение, агрессивность, отсутствие мотивации к учебе, труду, работе, к активной жизненной позиции и т.п.). Таким образом, полная адаптация наступает тогда, когда происходят изменения в социально-экономической жизни и деятельности детей-сирот.

Конфликтные ситуации, которые приходится разрешать детям-сиротам, не всегда разрешаются позитивно. Неспособность влиться в новые экономические условия и невозможность вернуться к прошлым, привычным вовлекают их в процессы маргинализации. Термин «маргинальность» образован от лат. marginalis - пограничный,

периферийный. Впервые он был употреблен в 1928 г. американским социологом Р.Э. Парком [1] в определении «маргинальный человек» (индивид, находящийся на границе двух различных культур). идея р. Парка была развита Э. Стоунквистом в работе «Маргинальный человек» [2].

Э. Стоунквист «маргинального человека» определяет как индивида, который участвует в культурном конфликте и находится на обочине культур, но не принадлежит ни одной из них. Маргинализация детей-сирот обусловлена, во-первых, статусной неопределенностью, поиском работы, трудностями ее освоения. Во-вторых, дополнительные проблемы возникают в психологическом плане. В процессе маргинализации у детей-сирот формируется особая маргинальная культура, которая включает в себя систему ценностей и установок, состояний сознания, отражающих восприятие и осмысление себя как некоего промежуточного явления, в социальноэкономической структуре общества.

Процесс маргинализации как негативной формы адаптации детей-сирот является следствием их выхода из стен детского дома, когда они, вырванные из привычных условий, оказываются неспособными вступить в новые для них социальноэкономические формы. Наличие такого особого поведения, которое не вписывается в стандартные рамки, свидетельствует о маргинальности. По сути речь идет об утрате прежней предсказуемой и безопасной жизни, в которой были жилье, пища, привычный круг общения, защита.

Адаптируясь к новой социальноэкономической ситуации, дети-сироты сживаются с новыми для них ценностями и символами, приспосабливая их под себя и приспосабливаясь к ним. Если же приспособительные механизмы не срабатывают, происходит обратный процесс - отторжение общепринятых норм, идеалов, ценностей, образа жизни. Если человек не находит себе места в обществе, он оказывается (даже не выбирает) поневоле в пограничных сферах социальной структуры общества. Этот мир пограничного бытия и есть маргинальное. Поэтому анализ процессов маргинализации важен для понимания различных кризисных явлений социально-экономической адаптации в том числе детей-сирот.

Ежедневно преодолевая повседневные проблемы, дети-сироты стремятся к осу-

ществлению более высоких ценностей (истины, справедливости, порядка, красоты, богатства и т.д.), отделяя то, что не отвечает их устремлениям. Ценностные ориентации могут привести детей-сирот или к противоречию с интересами принимающей среды, или заставить не обращать внимания на отрицательные моменты. Нередко потеря связи со своей социальной группой, неопределенность положения, чувство отчужденности и необустроенности в новой среде вызывают саморазрушительное или отклоняющееся поведение (пьянство, наркомания, преступность). Если при изменении жизни детей-сирот и смене экономических ценностей их внутренняя экономическая культура остается неизменной, то налицо факт внутреннего разлада с самим собой.

Таким образом, анализ показателей социально-экономической адаптации детей-сирот показал, что ее последствия выражаются в таких аспектах, как удовлетворенность экономическим статусом, экономическая культура, экономическое поведение. В связи с этим в качестве критериев эффективности адаптации можно выделить социально-экономическое самочувствие, экономическое мышление, экономические действия. Такой критерий, как экономическое мышление включает следующие показатели: экономические знания (экономические категории, законы экономического развития; базовые экономические понятия; трудовое законодательство), экономические ценности и качества личности.

Социально-экономическая жизнедеятельность в детском доме или интернате не отличается большим разнообразием. В условиях государственного учреждения сироты избавлены от необходимости приобретать продукты питания, предметы первой необходимости и одежду, соответственно, не вырабатывается бережное отношение к ним. Иждивенчество и после выхода из интерната кажется многим вполне естественным и нормальным. Кроме того, бывшие воспитанники сиротских учреждений отличаются неспособностью планировать и распределять свой бюджет, разумно осуществлять необходимые покупки, они не знают, как организовать свой быт и питание. Поэтому необходимо обратить внимание на сформированность в сознании детей-сирот образа достойной жизни на основе общечеловеческих ценностей.

Дети-сироты должны оценивать блага и добродетели всесторонне - с экономической, эстетической, этической сторон. Ценности усваиваются и становятся личностно значимыми в процессе воспитания, составляя основу целей воспитания. Необходимо воспитывать в детях-сиротах способность к восприятию и пониманию экономических ценностей, что осуществляется через их переживание, осмысление, выработку определенного отношения.

Мы выделяем следующие группы экономически значимых качеств детей-сирот для их социально-экономической адаптации:

- выражающие отношение к работе -трудолюбие, внимательность, ответственность, творческий подход;

- характеризующие общий стиль поведения и деятельности - исполнительность, самостоятельность, активность и энергичность, гибкость;

- характеризующие отношение к себе - требовательность, уверенность, стремление к самосовершенствованию.

Критерий социально-экономического самочувствия содержит в качестве показателей экономические мотивы, потребности и интересы личности. В основе мотивации деятельности лежат потребности человека, которые представляют собой пирамиду, включающую все виды: от органических до высших - в самоактуализации и реализации своего внутреннего потенциала. Это ценности творчества, переживания, отношения. Стремление к поиску и реализации смысла жизни -это мотивационная врожденная тенденция, присущая каждому человеку. Она является основным двигателем поведения и определяет характер деятельности человека.

Вслед за Н.М. Загвязинской [3] мы выделяем следующие потребности, важные с точки зрения формирования экономической культуры:

- мировоззренческие - стремление понять свою роль и место в экономике и в соответствии с этим построить свою экономическую деятельность;

- познавательные - познание законов функционирования экономики с целью повышения эффективности своей экономической деятельности;

- нравственно-этические - потребности в духовном общении с людьми, заботе о других;

- потребности безопасности - в сохранении и обеспечении благосостояния, благоприятных условий для существования

общества, сохранении своей жизни, здоровья, ответственное отношение к своей деятельности.

Критерий экономического действия включает такие показатели, как экономическое поведение, трудовые навыки и экономический опыт. К экономическим относят умения воспроизводить и поддерживать достигнутый уровень экономических отношений в конкретной области деятельности; пользоваться вычислительной техникой и справочной литературой; принимать экономические и организационные решения и предвидеть возможные положительные и отрицательные социальные последствия принимаемых решений.

Экономическая культура детей-сирот предполагает наличие у них определенных навыков, умений, опыта, которые формируются и реализуются в процессе экономической деятельности. По мнению в.Д. Попова, «навыки - действия человека, которые в результате частых повторений выполняются быстро, безошибочно, автоматически» [4]. Следовательно, экономические навыки развиваются, если личность активно включается в экономическую деятельность. С навыками тесно связаны экономические умения, поскольку именно они (умения) реализуют способность человека выполнять экономическую деятельность на основе навыков. Но эти умения, как и экономические знания, могут стать мертвым капиталом, если не вовлечь детей-сирот в организованную деятельность, для накопления определенного экономического опыта.

Адаптация детей-сирот в новой для них социально-экономической ситуации, сложный процесс совмещения разных ценностей приводят к альтернативным результатам: принятие новых экономических условий или же противостояние им. Первое возможно лишь при готовности к изменению, гибкости и толерантности, второе - и источник, и результат конфликтности. в зависимости от этих результативных альтернатив адаптационные процессы проходят либо безболезненно, либо порождают формы противостояния.

Совокупность охарактеризованных критериев и показателей дает возможность оценить уровень сформированности социальноэкономической адаптированности детей-сирот.

литература

1. Баньковская С.П. Парк Роберт Эзра // Современная западная социология: словарь. М., 1990. С.256 - 257.

2. Стоунквист Э. «Маргинальный человек»: Человек и общество. (Культурология): словарь-справочник. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. С. 113.

3. Загвязинская Н.М. Формирование экономической культуры учащихся сельских школ: дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2000. 174 с.

4. Попов В.Д. Новый тип экономического мышления: некоторые вопросы его формирования у молодежи. М.: Знание, 1985. 40 с.

Criteria for social and economic adaptation for orphans

The questions of social and economic adaptation for orphans are getting more and more important at the modern stage of Russian society development. There are considered the criteria for social and economic adaptation for orphans.

Key words: orphans, social and economic adaptation, criteria for social and economic adaptation.

Н.И. КАШИНА (Екатеринбург)

реализация гендерного подхода на уроках музыки в кадетских учебных заведениях

Описывается введение гендерного подхода в учебно-воспитательный процесс уроков музыки в кадетских учебных заведениях. Раскрываются теоретические положения данного подхода, но и даются конкретные практические рекомендации преподавания музыки в раздельных классах для девочек и для мальчиков.

Ключевые слова: музыкальное образование, кадеты, гендерный подход, урок музыки, раздельное обучение.

Актуальность введения в учебный процесс гендерного подхода определяется не только Конвенцией ооН о правах ребенка, ратифицированной Россией в 1990 г., где указывается, что государства-участники

© Кашина Н.И., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.