УДК 37.0
В. В. Юдин
Критерии сформированности различных форм образовательного результата
В статье рассмотрена взаимосвязь деятельности обучающегося и результата образовательного процесса как в традиционной форме, так и в форме личностных результатов, востребованных ФГОС. Критерии образовательного результата приводятся с учетом уровней сформированности и степени обобщенности.
Ключевые слова: образовательный процесс, образовательный результат, критерии образовательного результата, содержание образования, уровни сформированности, степень обобщенности.
V. V. Judin
Criteria of Formation of Various Forms of the Educational Result
In the article is considered interrelation of the pupil's activity and result of the educational process as in a traditional form, and in the form of the personal results demanded by the Federal State Educational Standard. Criteria of the educational result are given taking into account levels of formation and the degree of generalization.
Key words: an educational result, criteria of the educational result, content of education, levels of formation, a degree of generalization.
Результат образовательного процесса в той или иной степени представлен знаниями, умениями, навыками, компетенциями и самой личностью, однако, соотношение между этими трактуется в литературе неоднозначно. Уточнение понимания образовательного результата и его компонентов важно для построения технологий, которые по определению призваны гарантировать результат и особо важно сейчас, когда стандартом II поколения «востребованы новые образовательные результаты» и осуществляется переход на «новые технологии».
Образовательный результат как важнейший элемент технологии и составляющей модели педагогического процесса не может быть представлен без рассмотрения современного социального заказа к сфере образования. Признанными ориентирами в целях российской системы образования являются формирование у выпускника творческого мышления, развитие коммуникабельности, толерантности, готовности к постоянному повышению профессиональной квалификации, а также способности к сознательному и ответственному выбору. Речь идет не просто о новых актуальных качествах личности, а о качественно новой личности, личности другого уровня.
При несомненной важности поиска адекватного содержания образования большую проблему представляет вопрос о структуре образова-
тельного результата. Появление несомненно прогрессивного компетентностного подхода (И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. А. Петровская), нацеленного на фиксацию и обеспечение более полного, личностного и социально интегрированного результата, как альтернатива ЗУН-овскому, пока не решает проблему. Теория дидактики требует общую структурную модель образовательного результата, в которой нашли бы отражение запросы практиков, востре-бующие новые грани личности, и не потерялись бы старые. Требуется шкала, по которой можно было бы различить традиционный и новый образовательные результаты. Все это должно войти в целостную модель образовательного результата.
Другой стороной проблемы является разработка действенных рекомендаций по достижению «современного образовательного результата» с его обобщенными характеристиками, не привязанными к конкретному предметному содержанию. Здесь внимание педагогов обращено на технологии.
Следует отметить, что современная педагогика приблизилась к возможности проектировать педагогический процесс с высокой степенью гарантии достижения прогнозируемого образовательного результата, создан достаточный арсенал необходимых для этого средств, то есть реализа-
© Юдин В. В., 2012
ция технологического подхода в образовании реальна.
Фундаментальные исследования в области структуры содержания образования В. В. Краев-ского, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина [5, 9] определили понимание образовательного результата как социального опыта. Социальный опыт понимается как совокупность деятельностей, каждая
из которых предполагает наличие цели, средств, способов и результата. «Главная социальная функция образования - передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей. ...Он представляет собой деятельность, воплощенную в знаниях, умениях, творчестве и отношении к миру» [5, с. 101].
Рис. 1. Метамодель педагогического процесса
Результат образования [Р] по природе своей является совокупностью освоенных способов деятельности (Де):
Содержание образования
Социальный опыт = 2 способов Де = [Р]
Миссия школы состоит в передаче накопленного человеческого опыта как в плане предметной широты, так и в плане формирования людей, способных его воспринять и развить. Мы говорим не о содержательно-предметном наполнении образованности, а о составе, строении любого опыта.
Поскольку образовательный результат структурно может быть представлен как деятельность, мы можем применить известную классификацию деятельности учения по степени активности ученика Т. И. Шамовой для систематизации проявлений образовательного результата. Его возможные уровни соотнесены с известными уровнями активности познавательной деятельности: нейтральная, воспроизводящая, интерпретирующая, творческая.
Мыслительные умения нейтрального уровня активности познавательной деятельности, например восприятие, выводят на знания-знакомства; умение составить общее представление и запомнить информацию, операции сравнения (воспроизводящая активность) обеспечивают формальные знания; умение выявить смысл, понять суть, установить взаимосвязь, операции обобщения, классификации, конкретизации (интерпретирующая активность) позволяют сформировать сущностные знания; умение творчески обдумывать учебное содержание (анализ, синтез) рождают творческий результат. Таким образом, налицо связь структурных компонентов содержания образования.
Здесь необходимо вспомнить, что уровень освоения содержания является показателем типа педагогического процесса (М. Н. Скаткин), под которым понимается совокупность разнообразных сторон педагогического процесса, представляющих единое целое, обеспечивающих в соответствии с закономерностями образовательного процесса качественно своеобразный результат. Сущностным основанием классификации типов педагогического процесса (1111) может быть принят уровень познавательной деятельности ученика [17].
Содержание образования определенного уровня освоения, представляя собой единый целостный опыт, для обозначения которого принято использовать термин «компетенция». Опыт че-тырехкомпонентен и может характеризоваться своими ключевыми элементами, по которым можно контролировать уровень освоения учебного материала (в табл. 1 выделены фоном).
С другой стороны, образовательный результат является частью или проекцией социального опыта, выраженного в виде содержания образования, с которым мы идем к ученику. Нельзя не увидеть уровней его обобщения. Учебное содержание - конкретное содержание образования представляет собой педагогически отобранный и адаптированный социальный опыт, являющийся, в свою очередь, формализованным слепком культуры общества.
Таблица 1
Характеристика элементов содержания образования и их уровней
Уровень освоения содержания образования Знания о мире, способах деятельности Опыт деятельности Опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности (мотивы)
Материализованный Интеллектуальный
I. Ознакомительный Знания-знакомства Несформированная деятельность, неуверенные действия Ассоциации (ассоциативное мышление) Бытовые потребности
II. Формальный Репродукция, знания-копии Действия по образцу Формальное мышление Получение одобрения, послушность
III. Сущностный Сущностные знания (знания - умения) Умения Самостоятельное мышление Личная убежденность в целесообразности деятельности
IV. Творческий Знания-трансформации (творческие) Деятельность по собственной программе Творческое мышление Возможность развития своих способностей
V. Субъектный Личностные смыслы содержания Деятельность по собственной программе с авторским почерком Когитальное мышление Личностная позиция, возможность самореализации
В ходе образовательной деятельности учащегося формируется образовательный результат, проявляющийся в сформированных знаниях, умениях, навыках, развитости мыслительных умений, личностных качествах, объединенных в компетентности, по природе своей являющихся деятельностью, а в совокупности - освоенным опытом. Так, повторяясь в изучении разного материала, уровень его освоения закрепляется как устойчивый опыт ученика. Представляя собой единое целое, элементы содержания образования дают целостную характеристику и своему обладателю - ученику, в личности которого также можно найти отличительные особенности соответствующего уровня.
Интегрально опыт проявляется в образованности человека. Наглядно соотношение понятий представлено на рисунке 2.
Повторяясь, определенный уровень отношений личности к познавательной деятельности (и деятельности вообще) закрепляется в соответствующем опыте эмоционально-ценностного отношения личности к действительности, преобразуется в ценности личности, мотивы ее деятельности, цели конкретных ее действий.
В качестве критерия уровня сформированности социального опыта мы предлагаем использовать освоенный способ деятельности, под которым понимается совокупность типичных особенностей деятельности определенного уровня, включающая мотивы вхождения в деятельность, устойчивый опыт осуществления основных ее этапов (целепо-лагание, поиск информации, переработка инфор-
мации, планирование, контроль хода и результатов деятельности и оценивание). Термин «способ деятельности» введен, хотя и без четкого определения, И. Я. Лернером и В. В. Давыдовым для обозначения абстрагированной от конкретного предметного содержания деятельности.
Доминирующий у человека способ деятельности говорит об уровне его образованности как наиболее полном проявлении образовательного результата. Здесь нами использовано представление О. Е. Лебедева об образованности личности как результате образования. Под образованностью понимается способность личности определенным образом решать проблемы на основе использования социального опыта при одновременном расширении круга значимых проблем (Н. В. Рыбалки-на).
Показателем уровня образованности выпускника в ее деятельностном проявлении нами предложено рассматривать позицию личности в близком к термину «социальный статус» в понимании В. С. Мерлина [11]. Мы используем здесь позиции формального исполнителя, грамотного специалиста, творца и субъекта собственной деятельности как интегральную характеристику человека, который, по В. И. Слободчикову, является «целью, содержанием и основным критерием эффективности образования» [13]. Таким образом, способ деятельности в силу переносимости его мотивационной составляющей на различные сферы становится базовым способом жизни. Критерий образованности как обобщенной характеристики личности - ее ти-
пичное отношение к собственной деятельности (позиции).
Рис. 2. Формы осваиваемого содержания и соответствующее отражение их в сознании учащегося
Мы попытались интегрально представить результат разных типов педагогического процесса в виде целостной характеристики человека. По В. И. Слободчикову человек - это пять неразделимых проявлений [13], из которых образование «ответственно» за два: «человек - носитель предметно-практической деятельности» и «индивидуальность как уникальная самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности». В рамках нашего подхода к субъект-но-ориентированному типу педагогического процесса указанные проявления человека приобретают образ творца, профессионала, активно меняющего традиционные методики. Для человека, поднявшегося до субъектного уровня опыта, характерным является то, что он - субъект
собственной деятельности, в творческой деятельности реализует свою познавательную потребность и амбиции на уникальность.
Таким образом, в ходе образовательной деятельности (в частности, одной из ее форм -учебной) происходит формирование целостного образовательного результата (компетентностей или опыта определенной деятельности), который соответственно проявляется в определенном стиле деятельности и культуре личности. Уровень (глубина) конкретного результата определяет и соответствующий уровень личности. Можно выделить среди характеристик образовательного результата показатели и критерии определенного уровня сформированности (см. табл. 2).
Таблица 2
Критерии сформированности различных форм образовательного результата
Ступени содержания образования Соответствующий образовательный результат Показатель уровня результата (для разной степени его обобщенности) Критерий сформированности результата (для разных уровней педагогического процесса)
ФР СР Пр СО
Программное содержание (учебный материал) Компетентность Ключевой элемент содержания образования Знания Умения Творческое мышление Отношение к делу
Социальный опыт Опыт учащегося Способ деятельности Формальный Сущно-стно-репродуктивный Продуктивный Субъектный
Культура Образованность (деятельностный аспект) Позиция личности по отношению к деятельности Формальный исполни- Грамотный исполнитель Творец Субъект своей деятельности
Примечание: типы педагогических процессов: ФР - формально-репродуктивный, СР - сущностно-репродуктивный, Пр -продуктивный, СО - субъектно-ориентированный.
Сформулируем некоторые выводы:
1. Образовательный результат по своей природе является освоенным социальным опытом, имеющим структуру деятельности, и следующие элементы: знания о мире и способах деятельности; опыт осуществления способов деятельности с двумя его подэлементами (освоенными приемами материализованной и мыслительной деятельности); опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности.
2. Освоение элементов содержания образования возможно на одном из пяти уровней (догматическом, формальном, сущностном, творческом, личностном), основанием для выделения которых является характер познавательной деятельности обучающихся (уровень активности учения). На каждом из уровней наблюдается объединение элементов содержания образования в единое целое - целостный опыт, например, опыт творческой деятельности индивида как специфический уровень развития опыта личности.
3. Поскольку содержание образования, предъявляемое ученику, имеет несколько степеней обобщенности: конкретный учебный материал, социальный опыт и культура, то и образовательный результат имеет соответствующие формы проявления. Ими являются:
- компетентность как результат изучения (освоения) конкретного учебного материала, представляющая собой деятельность определенного уровня;
- опыт субъекта или освоенная человеком часть социального опыта, обладающая индивидуальными особенностями;
- образованность как результат овладения человеком культуры общества - целостная характеристика человека, носителя культуры в единстве знаниевой, деятельностной и аксиологической подструктур.
Критерием сформированности образовательного результата определенного уровня являются:
- для компетенций - наличие у ученика ключевого для данного уровня элемента содержания образования (знаний, умений, творческого мышления, устойчивой позиции личности в осуществляемой деятельности);
- для опыта ученика - соответствующий способ деятельности, определяющий подходы субъекта к осуществлению какой-либо деятельности и решению жизненных задач (догматический, формальный, сущностный, творческий, личностный);
- для образованности - соответствующая позиция человека: исполнитель, грамотный специалист, творец, субъект собственной деятельности как мотивационной составляющей способа деятельности.
Систематизация элементов содержания образования имеет своей конечной целью создание четкой основы для технологического проектирования процесса обучения, в котором выбор методов ведется в зависимости от необходимого уровня сформированности учебного материала и заданной деятельностной характеристики личности как более обобщенного проявления образовательного результата.
Библиографический список:
1. Беспалько, В. П. Программированное обучение. Дидактические основы [Текст] / В. П. Беспалько. - М. : Высшая школа, 1970. - 300 с.
2. Гузеев, В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология [Текст] / В. В. Гузеев. - М. : Народное образование, 2000. - 240 с.
3. Гуманитарное образование в школах-гимназиях Санкт-Петербурга [Текст] / под ред. О. Е. Лебедева. -СПб., 1999.
4. Дзуцев, Э. С. О педагогическом содержании категории «деятельность» [Текст] / Э. С. Дзуцев // Советская педагогика. - 1987. - № 8. - С. 84-86.
5. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики [Текст] : учеб. пособ. для слушателей ФПК, директоров школ и студ. пед. ин-тов
/ под ред. М. Н. Скаткина. - М. : Просвещение, 1982. -319 с.
6. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rsuh.ru/article.html ?1а=50758.
7. Зимняя, И. А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель) [Текст] / И. А. Зимняя // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
8. Ковалева, Т. Н. Теоретические основы становления инновационной школы [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / Т. Н. Ковалева. - М., 2000. - 238 с.
9. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И. Я. Лернер. - М. : Педагогика, 1981. - 139 с.
10. Лернер, И. Я. Человеческий фактор и функции содержания образования [Текст] / И. Я. Лернер // Педагогика. - 1987. - № 11. - С. 60-65.
11. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности [Текст] / В. С. Мерлин. - М., 1986.
12. Рыбалкина, Н. В. Идея тьюторства как идея работы с индивидуальной образовательной траекторией. Индивидуально-ориентированная педагогика [Текст] / Н. В. Рыбалкина // сб. научн. трудов по материалам 2-й научной тьюторской конференции (6-8 февраля 1997 г.) и региональных семинаров / Отв. ред.
A. О. Зоткин, И. Д. Проскуровская. - Москва : Томск, 1997. - С. 29.
13. Слободчиков, В. И., Исаев, Е. И. Психология развития человека [Текст] / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М. : Школа-пресс, 2000. - 360 с.
14. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников [Текст] / Т. И. Шамова. - М. : Педагогика, 1982. -209 с.
15. Шапоринский, С. А. Вопросы теории производственного обучения: Профпедагогика [Текст] / С. А. Шапоринский. - М. : Высшая школа, 1981.
16. Юдин, В. В. Элементы содержания образования как единое целое [Текст] / В. В. Юдин // Теоретико-методологические проблемы учебно-воспитательного процесса в школе и педвузе // тез. докл. Все-союз. науч. конф. - Волгоград : ВГПИ, 1986.
17. Юдин, В. В. Технологическое проектирование педагогического процесса [Текст] : монография /
B. В. Юдин. - М. : Университетская книга, 2008. - 302 с.