Научная статья на тему 'Критерии сформированности диагностических умений социального педагога'

Критерии сформированности диагностических умений социального педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
567
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / SOCIAL TEACHER / ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / DIAGNOSTIC SKILLS / КРИТЕРИИ / CRITERIA / ПОКАЗАТЕЛИ / INDICATORS / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ / LEVEL OF FORMATION / МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ / METHODS OF DIAGNOSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнят В. С.

В статье рассматривается проблема формирования диагностических умений у будущих социальных педагогов, представлена их структура. Охарактеризованы критерии оценки сформированности каждого из компонентов диагностических умений. Предложен перечень методов, которые помогут выявить уровень сформированности диагностических умений у социальных педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation criteria of diagnostic skills of social pedagogue

This article considers the problem of diagnostic skills formation of future social pedagogues; there is its structure. It characterizes the formation estimation criteria for every component of diagnostic skills. The list of methods is suggested, which can evaluate the level of these skills’ formation.

Текст научной работы на тему «Критерии сформированности диагностических умений социального педагога»

№ 10 (40) НОЯБРЬ 2013

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

В. С. Корнят, аспирант,

кафедра теории и истории педагогики,

Киевского университета им. Б. Гринченко,

г. Львов, Украина,

[email protected]

КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

В условиях реформирования педагогического образования в Украине особенного внимания требует проблема профессионального обучения студентов, будущих социальных педагогов. Профессия социального педагога — новая для Украины, поэтому перед высшими учебными заведениями стоит задача — подотовка качественного педагога, который для успешной реализации социально-педагогических задач должен владеть комплексом знаний и профессиональных умений. Очень важными умениями мы считаем диагностические, так как они служат основой для принятия решений в соответствии с тем как оказывать помощь нуждаю-щимуся человеку.

На основе анализа научной литературы автором определена структура диагностических умений социального педагога, ее схема представлена на рис. 1.

Раскроем содержание структурных компонентов диагностических умений социального педагога. Процессуально-технологические умения, по мнению автора, включают в себя: аналитико-синте- -

тические (к ним относятся умения анализировать, систематизировать, обобщать, классифицировать информацию, умения определить четко проблему и предмет диагностики, осуществлять интерпретацию полученных результатов, умения формулировать выводы); информационные (умение осуществлять поиск, отбор и анализ

В процессе формирования любых умений важным является понимание того, что они должны быть измерительными.

информации из разных источников); методологические (знание и умение осуществлять наблюдение, анкетирование, опрос, интервью, ранжирование, проводить экспертную оценку, знание проективных и других методик для осуществления диагностической деятельности, умения адекватно подобрать методики для проведения диагностики, умения разработать методическое обеспечение исследования и пути применения результатов на практике); аналитико-коррекционные (умения вносить адекватные изменения в программу работы в соответствии с собственными возможностями и способностями).

К личностно-рефлексивным относятся следующие умения: креативные (нестандартность, гибкость мышления, умения творчески применять знание в новых ситуациях); рефлексивные (умение осуществить рефлексию над осуществленной диагностической деятельностью); оценивающие (умение оценить собственные диагностические умения, осуществить самодиагностику уровня готовности к осуществлению диагностической деятельности, умения способствовать самоусовершенствованию).

В процессе формирования любых умений важным является понимание того, что они должны быть измерительными. В психолого-педагогической литературе акцентируется внимание на трудностях определения уровня сформированности умений специалиста, этот

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

процесс тормозится из-за трудностей измерения и подтверждения особенностей умений1.

Для определения результативности работы по формированию профессиональных умений социального педагога необходимы: целенаправленное длительное / постоянное наблюдение за характеристиками показателей изучаемого умения, проведение количественного и качественного анализа сформированности умений в конкретных действиях будущих специалистов, определение их изменений во времени; прогнозирования изменений целом. Результат профессиональной подготовки специалиста — это ожидаемые и измерительные конкретные достижения выпускников, которые определяют, что способен делать выпускник после завершения обучения. Соответственно возникают требования по разработке определенных критериев и показателей формирования профессиональных умений, выделения уровней их усвоения2.

При определении критериев сформи-рованности диагностических умений социального педагога автор придерживалась понимания того, что критерий — это стандарт, на основе которого можно оценить, сравнить реальное педагогическое явление, процесс или качество по стандарту. Понятие «критерий» рассматривается как «мерило для определения оценки предмета или явления; признак, взятый за основу классификации, ориентир, индикатор, на основе которого происходит оценка или классификация чего-либо, определяется значимость или незначительность в состоянии объекта»3.

Российские ученые А. Князев, Е. Зем-цова, С. Палецкая разработали следующие критерии определения уровня сформиро-

ванности умений: готовность, знания, опыт, регуляция и отношение. Критериями готовности выступают особые черты, моторика, познавательные способности, особенности восприятия и обработки информации. Критерии знания — наличие информации о явлении, наличие стереотипов, знаний, приоритеты познания, касающиеся компетентности. Критерии опыта — реализация определенных задач и операций в прошлом. Критерии отношения — отношение к себе и к окружающим при выполнении деятельности, связанной с компетентностью. Критерий регуляции — способность побуждения к действию, связанному с компетентностью, упорство, решительность, готовность к преодолению препятствий4. Предложенные учеными критерии послужили ориентиром для определения критериев сформи-рованности диагностических умений социальных педагогов.

В процессе определения критериев важно уточнить их показатели. Они являются компонентами критерия, конкретными, типичными проявлениями одной из существенных сторон объекта, по которым можно установить наличие качества и уровень его развития. В определении показателей ученые рекомендуют соблюдать следующие требования: четкость содержания показателей, возможность их измерить; системность показателей которая должна обеспечивать наиболее полную характеристику исследуемого процесса5. Итак, в нашем исследовании мы рассматриваем критерий как мерило для определения реального состояния сформи-рованности диагностических умений будущих социальных педагогов, тогда как показатель — оценка уровня развития конкретных

Рис. 1. Структура диагностических умений социального педагога

№ 10 (40) НОЯБРЬ 2013 ДИСКУССИЯ 4 журнал научных публикаций *

Таблица 1. Методики измерения сформированности диагностических умений

Компонент диагностических умений Психодиагностические методики

Процессуально-технологические

Аналитико-синтетические Исследование волевой организации личности; Измерение интеллектуальной лабильности; Методика Р. Кеттелла (16 PF — опросник)

Информационные Оценки за тестовые задания, модульные контрольные работы из предметов, например «Основы психодиагностики и психокоррекции»

Методологические Оценки, полученные будущими социальными педагогами в ходе педагогической практики

Аналитико-коррекционные Тест Р. Кеттелла (16 PF — опросник); Исследование настойчивости; Исследование коммуникативных та организаторских способностей (КОС - 2)

Личностно-рефлексионные

Креативные «Креативность»; Оценка профессиональной деятельности социального педагога (оценка творческого потенциала); Тест Р. Кеттелла (16 PF — опросник); Опросник личностной итувальник особистюно! склонности к творчеству за Г. Девисом (в редакции Б. Пашнева)

Рефлексионные Диагностика рефлексии (методика А. Карпова);

Оценочные Измерение уровня самооценки; Методика для исследования способности к саморазвитию Опросник профессиональной готовности (автор Л. Кабардова)

диагностических умений — это конкретный измеритель, который позволит провести оценку их уровня сформированности.

Исходя из содержания каждого из компонентов диагностических умений, нами определены следующие критерии их сфор-мированности.

Первая группа критериев — это критерии, которые определяют сформирован-ность процессуально-технологических умений, а именно:

1) критерии сформированности анали-тико-синтетических умений — уровень развития аналитичности мышления, интеллектуальные возможности социального педагога, умение обобщать, систематизировать, классифицировать;

2) критерии сформированности информационных умений: желание и умение эффективно использовать информацию в профессиональной деятельности, осознание значимости знаний для профессиональной деятельности, информации для осуществления диагностической деятельности, умение успешно работать с различными информационными источниками: словарями, учебниками, статьями в печатных изданиях, Интернет-ресурсами;

3) критерии сформированности методологических умений — это умение выполнять практические задания, искать пути решения проблемных ситуаций, осуществлять психодиагностисческие методики для изучения личности, анализировать полученные результаты, делать соответствующие выводы;

4) критерии сформированности анали-тико-коррекционных умений — это умение критически видеть ситуацию, ее анализировать, искать пути решения, вносить коррективы в собственную диагностическую деятельность в соответствии с обстоятельствами.

Вторая группа критериев — это критерии сформированности личностно-рефлек-сивных умений, а именно:

1) критерий сформированности креативных умений — умение творчески мыслить, генерировать идеи, оригинально решать поставленные задачи;

2) критерий сформированности рефлексивных умений — умение оценить и проанализировать свое психологическое состояние, индивидуально-психологические особенности, определить причины успеха или неудачи при осуществлении диагностических действий;

т

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

3) критерий сформированности оценочных умений — умение оценить свои профессиональные способности, уровень развития диагностических умений, способность социального педагога к самообразованию и самосовершенствованию.

Обосновывая структуру диагностических умений социального педагога, мы отмечаем, что они обязательно базируются на теоретических и методологических знаниях специалиста о сущности диагностической деятельности, видах диагностических методов и пр. Поэтому мы выделяем отдельно третью группу критериев, а именно когнитивный критерий. Основными его показателями являются: прочность, глубина и полнота теоретических и методологических знаний дисциплин психолого-педагогического цикла, знание о сущности, структуре диагностических умений, их место в профессиональной деятельности социального педагога, знание различных диагностических методов.

Для измерения уровня сформирован-ности диагностических умений у будущих социальных педагогов можно использовать психодиагностические методики. Их список представлен в таблице 1.

Предлагаемые методы диагностики уровня сформированности каждого из составляющих диагностических умений подбирался нами на основе следующих критериев:

комплексность (например, тест Р. Кетелла (16 PF — опросник) позволяет выявить и охарактеризовать личностные черты с 16 факторами, которые можно использовать для анализа креативных, коррекционно-аналитических, аналитико-синтетических умений);

целевое направление (например, методики для диагностики волевой организации личности, интеллектуальной лабильности, настойчивости, которые позволяют выявить уровень проявления таких показателей, как: умение анализировать, обобщать, быстро искать пути выхода из ситуации и т. д.);

оперативность проведения (все предлагаемые методики можно провести за сравнительно короткое время и получить максимум информации для анализа);

доступность и легкость в проведении (в психологической литературе можно найти

ряд других методик для диагностики, например, самооценки, креативности личности, но мы считаем, что предлагаемые методики легки в проведении и интерпретации полученных данных, они могут использоваться как начинающими специалистами, так и работниками с опытом);

индивидуальный подход (для исследования, например, методологических, информационных умений исследователь самостоятельно подбирает задания, учитывая особенности конкретного исследуемого или группы, способствует индивидуальному и творческому подходу в проведении диагностической работы).

Таким образом, успешная профессиональная деятельность будет осуществляться социальным педагогом только при наличии у него необходимых профессиональных знаний и умений. Использование представленных в таблице 1 психодиагностических методик позволяет комплексно оценить их уровень сформированности.

И в заключение хотелось быть подчеркнуть: данная статья является попыткой помочь преподавателям высшей школы при подготовке кадров, руководителям учебным заведений при аттестации социальных педагогов выявить уровень сформированности диагностических умений как важной составляющей их профессионализма. Однако она не исчерпывает всех проблем исследования. К перспективным направлениям исследования можно отнести разработку содержания, форм и методов работы со студентами, будущими социальными педагогами, в условиях учебного заведения, с социальными педагогами в ходе обучения при повышении квалификации с целью усовер-шеиствоваиия их профессиональных умений. I'

1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности / Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Минск : БГУ, 1978. 182 с.

2. Там же.

3. Психологу для роботи. Дiагностичнi методики — Ужгород: Видавництво Олександри Гаркуш^ 2012. С 32-36.

4. Там же. С. 130-132.

5. Там же. С. 217-221.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.