Научная статья на тему 'Критерии, принципы построения и формы организации урока иностранного языка в начальной школе'

Критерии, принципы построения и формы организации урока иностранного языка в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

1214
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
начальная школа / обучение иностранному языку / методические рекомендации / построение урока / primary school / teaching a foreign language / methodical recommendation / lesson building

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.Д. Литовченко, Т.И. Сосновцева

Настоящая статья посвящена рассмотрению критериев, принципов и форм по- строения урока иностранного языка в начальной школе с опорой на ФГОС НОО и осно- вополагающие работы теоретиков и методистов в области методики преподавания ино- странного языка. Результаты исследования могут быть использованы учителями началь- ных классов в их практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.Д. Литовченко, Т.И. Сосновцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA, ORGANISATION PRINCIPLES AND FORMS OF A PRIMARY SCHOOL CLASS

The article deals with the consideration of criteria, principles and forms of organization of a foreign language lesson in a primary school based on the Federal State Educational Stand- ard of Primary General Education and on the fundamental work of theorists and methodologists in the field of foreign language teaching methods. The results of research can be used by young teachers as well as primary school teachers in their practical activity.

Текст научной работы на тему «Критерии, принципы построения и формы организации урока иностранного языка в начальной школе»

Информативная функция картин, фотографий и рисунков играет важную роль особенно для страноведения. Страноведческое содержание могут содержать различные виды наглядности. Но фотографии особенно подходят, так как они носят документальный характер. При обучении немецкому языку мы используем на занятиях перечисленные виды наглядности, которые берутся из учебных пособий, дополнительных материалов и которые были сделаны самими студентами. Необходимость их использования при обучении иностранному языку можно объяснить тем, что они рассматриваются как средство получения информации, которая довольно легко воспринимается и может хорошо использоваться для формирования коммуникативной компетенции.

Список использованной литературы

1. Dominique Macaire, Wolfram Hosch (1996) Bilder in der Landeskunde.- Berlin: Langenscheidt, 1996. 192с.

2. Кольцова О.В., Кучерова Т.Н. Использование мультимедийных средств при обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Мультимедийные средства в преподавании филологических дисциплин: материалы секции XLIII Международной филологической конференции 11-16 марта 2014 г., Санкт-Петербург / СПбГУ, филол. ф-т; отв. ред. И.В. Панасюк. СПб., 2014.

Е.Д. Литовченко, Т.И. Сосновцева

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

УДК 372.881.111.1

КРИТЕРИИ, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Настоящая статья посвящена рассмотрению критериев, принципов и форм построения урока иностранного языка в начальной школе с опорой на ФГОС НОО и основополагающие работы теоретиков и методистов в области методики преподавания иностранного языка. Результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов в их практической деятельности.

Ключевые слова: начальная школа, обучение иностранному языку, методические рекомендации, построение урока

CRITERIA, ORGANISATION PRINCIPLES AND FORMS OF A PRIMARY SCHOOL CLASS

The article deals with the consideration of criteria, principles and forms of organization of a foreign language lesson in a primary school based on the Federal State Educational Standard of Primary General Education and on the fundamental work of theorists and methodologists in the field of foreign language teaching methods. The results of research can be used by young teachers as well as primary school teachers in their practical activity.

Keywords: primary school, teaching a foreign language, methodical recommendation, lesson building

В связи с новыми требованиями, прописанными в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), перед учителем возникает целый ряд вопросов, касающихся организации уроков иностранного языка. Например, как правильно строить урок английского языка в соответствии с ФГОС? Какие особенности младших школьников следует учитывать для правильной организации урока? Чем современный урок английского языка в начальной школе должен отличаться от уроков, построенных в соответствии со старыми образовательными стандартами и т.д. Эти вопросы актуальны, поскольку в новом стандарте не содержится четких инструкций по построению урока, что может вызвать затруднение y молодых преподавателей, только начинающих работать, применяя требования ФГОС на своих занятиях.

В настоящей работе предпринята попытка освещения данных вопросов, а также рассмотрения критериев, принципов построения и форм организации уроков английского языка в начальной школе, ставя задачами, во-первых, составление характеристики младшего школьного возраста с психолого-педагогической точки зрения; во-вторых, раскрытие специфики начальной ступени обучения иностранному языку; и в-третьих, анализ методических аспектов обучения иностранному языку в начальной школе.

Итак, к младшему школьному возрасту относится возрастной промежуток, соответствующий обучению в начальной школе: 7-10 лет (по некоторым данным - 6-12 лет). Данный период ознаменован рядом важных преобразований, значительная доля которых связана с началом нового этапа в жизни младших школьников. Детей младшего школьного возраста можно считать самым стартом социального бытия человека в качестве субъекта деятельности [1, с. 116]. Ведущая деятельность меняется с игровой на учебную, следовательно, меняются интересы и приоритеты. В период обучения в начальной школе происходит психологическая перестройка, которая требует от детей значительной физической выносливости и большого умственного напряжения. Все эти особенности необходимо учитывать при планировании и проведении урока в начальной школе, в том числе - урока иностранного языка.

Младшие школьники овладевают элементарными коммуникативными знаниями и навыками в диалогической речи, которые предполагают умение приветствовать и прощаться со взрослыми и детьми в соответствии с речевым этикетом страны изучаемого языка, умение адекватно реагировать на вопросы во время беседы с учителем, со сверстниками. Также они учатся монологической речи, которая на данном этапе обучения включает в себя, прежде всего, умение рассказывать на элементарном уровне о себе, о своих членах семьи, описывать игрушки, любимых животных, мебель в детской комнате и т. д. [2, с. 14].

Обучение иностранному языку является трудоемким и ответственным занятием для учителя и особого внимания заслуживают ученики, находящиеся на начальной ступени изучения языка, а именно ученики младшей школы. Представляется чрезвычайно важным научить детей основам владения иностранным языком, которыми ученики будут пользоваться на протяжении всего периода обучения языку и использования его в дальнейшем. Для достижения этих целей учителю необходимо знать и учитывать при разработке уроков методические аспекты обучения иностранному языку в начальной школе, которые можно условно разбить на два раздела. Первым из них является знание общих программных требований, предъявляемых к уроку.

Известно, что урок иностранного языка состоит из структурных и содержательных элементов. К структурным элементам относятся: начало урока, центральная часть и завершение.

Такой структурный элемент, как начало должен включать в себя организационный момент, постановку цели урока и его темы, а также речевую разминку в формате скороговорок, игр, песен, небольших опросов и т. д. Начало урока длится от 10 до 15 минут.

В центральной части занятия обучающимся следует выполнять действия по достижению цели урока, а учителю - лишь контролировать выполнение данных действий. Этот этап урока длится 20-25 минут. В это время происходит выполнение упражнений с опорой на тексты учебника, учебные речевые ситуации, технические средства обучения. Это может быть ознакомление с соответствующей лексикой по теме урока; тренировка использования языкового и речевого материала; организация чтения обучающимися текста вслух, про себя и т. д.

Последний структурный элемент урока - его завершение - должен содержать подведение итогов урока обучающимися, рефлексию достигнутых результатов на уроке, оценивание, информацию о домашнем задании и его объяснение.

Содержание урока должно быть увлекательным и интересным для обучающихся, так как только учебные действия, совершаемые с мотивацией, успешны и имеют результат.

Для того, чтобы построить урок в рамках ФГОС, нужно знать и понимать, какими должны быть критерии результативности урока [3, с. 20]. Новый стандарт вводит такое понятие как «учебная ситуация», подразумевающее такой вид деятельности, когда дети с учителем обозначают предмет

своего занятия, исследуют его, совершая различного рода учебные действия, после чего предлагается его описание и запоминание.

Представляется важным рассмотреть требования, предъявляемые к современному уроку иностранного языка:

1. Правильно организованный урок должен проходить в оборудованном кабинете и иметь грамотное начало и конец.

2. Учитель должен иметь детально продуманный конспект урока, где четко прописаны цель, тема и задачи урока. Кроме того, учитель должен тщательно продумать деятельность как свою, так и учащихся на уроке.

3. Урок должен содержать проблемную тематику и быть развивающим, т.е. учитель должен нацелить своих учеников на сотрудничество с ним и одноклассниками.

4. Учащиеся сами должны прийти к выводу [4, с. 24].

Кроме того, необходимо учитывать принципы построения урока английского языка, которые можно разделить на две категории: общедидактические и специфические. Под «принципами» в данном случае понимают основные требования к организации процесса обучения, которыми руководствуется педагог. Принципы определяют стратегию и тактику обучения иностранному языку и должны быть использованы при разработке занятий.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов, в которую входят принципы деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества. Суть этих принципов состоит в том, что в педагогической практике они выполняют роль ориентиров, направляющих деятельность педагогов на достижение целей воспитания и обучения учащихся.

К специфическим принципам обучения английскому языку, т.е. тем, которые относятся к конкретному предмету, отражая его суть и отличая от других предметов, относятся принципы коммуникативной направленности, дифференциации и интеграции обучения иностранному языку и учета родного языка.

Виды или формы уроков различают по особенностям их организации, по доминирующим методам и приемам обучения.

Урок определенного типа может принимать разные формы. Например, урок изучения нового материала может проходить в форме виртуальной экскурсии. При этом на комбинированном уроке будет использоваться комбинация различных форм. Ни одна форма не лучше и не хуже других, но каждая из них будет оптимально подходить для определенных задач урока. Мастерство учителя состоит именно в том, чтобы правильно выбрать наиболее эффективную форму. Этот выбор определяется спецификой темы, ее местом в общей структуре обучения, задачами обучения, развития и воспитания, возможностями класса и учителя, материально-техническими возможностями и т.д.

В перечне форм выделяют также традиционные и нетрадиционные уроки. Существует два основных подхода к их выделению. Первый подход

236

понятие «традиционного урока» трактует очень широко, подразумевая все некомбинированные уроки (т.е. содержащие только одну педагогическую задачу). При таком подходе различные уроки-лекции, семинары, дискуссии, зачеты будут относиться к нетрадиционным. Второй подход под «нетрадиционными уроками» признает только те, которые появились в последнее время и еще не имеют широкого распространения — это уроки-круглые столы, тренинги, аукционы, пресс-конференции, дебаты и т.д. Главным признаком таких уроков будет интерактивность [5, с. 41].

Поскольку вторая классификация еще недостаточно определена, предпочтительно пользоваться первой, так как, например, неясно, к какой группе отнести урок-сказку, на которой ученики выступают в роли сказочных персонажей, изучая при этом материалы урока, подготовленные учителем; или же урок-путешествие, где учитель тщательно продумывает маршрут путешествия, готовит нужный раздаточный материал, акцентирует внимание детей на особо важных этапах путешествия, а ход путешествия фиксируется в тетрадях или контурных картах.

Авторы учебника «Английский для младших школьников» организовали материал, предлагаемый для изучения, с учетом психологических особенностей учащихся младших классов и специфики их обучения [6]. Так, например, при изучении темы «Seasons» во втором классе средней общеобразовательной школы работа проводилась с опорой на этот учебник. Урок обычно начинался с речевой или фонетической зарядки. Учащимся предлагалось прочитать вслух за учителем, а затем и выучить короткое стихотворение, содержащее активную лексику урока. Rain, rain, go away, Come again another day, Little Johnny wants to play.

Rain, rain, go to Spain, Never show your face again. После этого проходила проверка выученной на предыдущем уроке лексики по изучаемой теме с использованием тематических картинок. При проверке домашнего задания учащиеся вспоминают значение слов «apple tree», времена года и то, что яблоня в разное время года выглядит по-разному. Дома обучающиеся должны были на листочках нарисовать яблоню и подписать время года.

Введение новой лексики проводилось с использованием игрушек или отрывков из мультфильмов. Например: Warm. It is warm. It is summer. Wet. It is wet. It is autumn. ^ld. It is cold. It is winter.

В работе с учащимися младших классов целесообразно использовать языковые игры. Использование игр разнообразит ход урока, снимет напряжение. Так, для повторения и закрепления лексики проводилась следующая игра. Учитель пишет на доске первую букву пройденных ранее слов на тему «Seasons» и просит назвать английское слово на данную букву. Ученик,

237

первым назвавший слово правильно, выходит к доске и пишет первую букву задуманного им любого другого слова по теме, а остальные учащиеся угадывают это слово. Игра продолжается до того момента, пока не будут опрошены все ученики.

Для активизации конструкции «What is your favourite season?» «My favourite season is...» учащимся предлагается составить микро-диалоги. Они должны задать друг другу этот вопрос и получить на него ответ. Далее предлагается дополнить ответ, указав причину: «My favourite season is summer because it is warm». Слова, которые будут необходимы детям для ответа, предварительно записываются на доске. Затем данная конструкция закрепляется в следующем виде: «What is his/her/(Pete's/Ann's) favourite season?»

Известно, что учащиеся младших классов обладают хорошей памятью и легко запоминают рифмовки и короткие стихи, поэтому весьма эффективно их использование для закрепления лексики и простых грамматических конструкций. Следующие рифмовки были довольно успешно использованы при изучении темы «Seasons».

Oh, wind, why do you never rest?

Wandering, whistling to and fro?

Bringing rain out of the west,

From the dim north bringing snow?

In winter I get up at night And dress by yellow candle-light. In summer quite the other way, I have to go to bed by day.

Down, down, down

Red, yellow, brown

Autumn leaves crumble down.

В заключение представляется необходимым отметить, что при раннем начале обучения иностранному языку, учитель может опираться на хорошую лексическую память детей и их склонность к подражанию. При обучении учащихся младших классов целесообразно принять систему, основанную на устных видах работы. С самого начала обучения английскому языку необходимо учить детей высказываться на иностранном языке по поводу того, что они видят вокруг себя, чем занимаются, что делают их сверстники. Не менее важно научить их понимать речь на иностранном языке, построенную на самом простом языковом материале. Вся работа учителя на данном этапе обучения должна быть направлена на достижение этой цели.

Список использованной литературы

1. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М, 2004.

2. Леонтьев А. А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком // Иностранный язык в школе. 1999. №5. С. 14

3. Давыдов В. В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. М, 1999.

4. Онищук В. А. Урок в современной школе: пособие для учителя. М, 1998.

5. Закирова В. Г. Традиционные и нетрадиционные формы обучения и воспитания: учебное пособие - Казань, 2018.

6. Шишкова, И. А., Вербовская М. Е. Английский для младших школьников. - М,

2008.

Л.А. Лялина, Е.А. Калинина

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

УДК 81-13

СОВРЕМЕННОЕ ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЕ

В статье рассмотрен основной подход в обучении иностранному языку и вопрос преподавания английского языка в лингвистическом центре Китая для детей дошкольного и школьного возраста. Статья также посвящена особенностям организации учебной деятельности.

Ключевые слова: коммуникативный подход, коммуникативная компетенция, методика преподавания, английский язык, межкультурное общение, невербальные средства общения.

CONTEMPORARY ESL TRENDS IN CHINA

This article describes the main approach to teaching a foreign language and the issue of teaching English in the linguistic center of China for children of the preschool and school age. The article is also devoted to the features of the organization of educational activities.

Keywords: communicative approach, communicative competence, teaching methods, the English language, intercultural communication, non-verbal communication.

Английский язык является международным языком общения. Поэтому на сегодняшний день люди во всем мире учат английский язык, и население Китая не является исключением. По официальной информации (введено с 2001 года) в Китае школьники начинают обучаться английскому языку с 3 класса. Но программы, по которым в школах работают преподаватели английского языка, очень сильно различаются, так как нет единой программы. Есть частные школы, где английский язык преподается каждый день по 2 урока, что дает положительные результаты. Учащиеся уже к 7 классу свободно владеют английским языком. Для поддержания положительного образа Китая на мировой арене формируются государственные проекты по изучению английского языка.

Стоит подчеркнуть, что английский язык в Китае распространяется неравномерно. Пока незначительная часть населения больших прибрежных городов (Гуанчжоу, Шеньчжэнь, Шанхай и др.) говорит бегло на английском языке, а в маленьких городах и деревнях небольшой процент владеет подобными знаниями [1, с. 702-705]. Однако на данный момент владеуени английским языком признается престижным, поэтому родители приводят своих детей в лингвистические центры для получения дополнительного

239

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.