Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕРРИТОРИИ С ЦЕЛЬЮ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ НА УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ. ПРОБЛЕМАТИКА'

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕРРИТОРИИ С ЦЕЛЬЮ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ НА УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ. ПРОБЛЕМАТИКА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

339
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРБАНИЗАЦИЯ / РЕНОВАЦИЯ / КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ / АНАЛИЗ / КОМПЛЕКСАНЯ ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Шадрина Е.Г., Красильникова Э.Э., Журавлева И.В.

Цель статьи - проанализировать систему формирования требований, на основании которых субъекты градостроительной деятельности принимают решения о инвестировании в строительсво, в развитие урбанизированных территорий. Изучены материалы по реализации программ реновации, выделены критерии, влияющие на проблематику застройки города. Проанализированно действующее законодательство Российской Федерации, обеспечивающее комплексное развитие территории, с позиции необходимости выполнения профессионального анализа ресурсных возможностей территории, выполнения всесторонней оценки, подготовки архитектурно - планировочных вариантов по развитию территории. В регулирующей системе градостроительного законодательства выделены документы: мастер - план, обоснование инвестиций. Объем и характеристика исходных данных для подготовки этих документов с использованием методов междисциплинарного анализа помогают выполнить оценочные исследования, которые должны стать основанием для принятия решения о застройки территории. Критерием, учитывающимся при такой оценке, является соответствие, разрабатываемой на всех этапах, документации требованиям градостроительного законодательства. Метод комплексной оценки, основанный на настоящем критерии, можно классифицировать как нормативный, он опирается на нормы, декларируемые градостроительным законодательством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Шадрина Е.Г., Красильникова Э.Э., Журавлева И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR ASSESSING THE TERRITORY IN ORDER TO MAKE DECISIONS ON CONSTRUCTION IN URBANIZED AREAS. GENERAL PROBLEMS

The purpose of the article is to analyze the system of formation of requirements, on the basis of which the subjects of urban planning activities make decisions on investing in construction, in the development of urbanized territories. Materials on the implementation of renovation programs have been studied, criteria that affect the problems of city development have been identified. The current legislation of the Russian Federation, which ensures the integrated development of the territory, is analyzed from the standpoint of the need to perform a professional analysis of the resource potential of the territory, perform a comprehensive assessment, and prepare architectural and planning options for the development of the territory. In the regulatory system of urban planning legislation, documents are distinguished: master plan, investment justification. The volume and characteristics of the initial data for the preparation of these documents using the methods of interdisciplinary analysis help to carry out evaluation studies, which should become the basis for making a decision on the development of the territory. The criterion taken into account in such an assessment is the compliance of the documentation developed at all stages with the requirements of urban planning legislation. The integrated assessment method based on this criterion can be classified as normative, it is based on the norms declared by the urban planning legislation.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕРРИТОРИИ С ЦЕЛЬЮ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ НА УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ. ПРОБЛЕМАТИКА»

Критерии оценки территории с целью принятия решений о строительстве на урбанизированных территориях. Проблематика_

Шадрина Елена Геннадьевна,

доцент кафедры «Архитектура и дизайн», Севастопольский государственный университет, egshadrina@sevsu.ru,

Красильникова Элина Эдуардовна,

кандидат архитектуры, профессор, профессор кафедры «Архитектура и дизайн», Севастопольский государственный университет, eekrasilnikova@sevsu.ru

Журавлева Инна Валерьевна

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Архитектура и дизайн», Севастопольский государственный университет, IVZhuravleva@sevsu.ru

Цель статьи - проанализировать систему формирования требований, на основании которых субъекты градостроительной деятельности принимают решения о инвестировании в строительсво, в развитие урбанизированных территорий. Изучены материалы по реализации программ реновации, выделены критерии, влияющие на проблематику застройки города. Проанализированно действующее законодательство Российской Федерации, обеспечивающее комплексное развитие территории, с позиции необходимости выполнения профессионального анализа ресурсных возможностей территории, выполнения всесторонней оценки, подготовки архитектурно - планировочных вариантов по развитию территории. В регулирующей системе градостроительного законодательства выделены документы: мастер - план, обоснование инвестиций. Объем и характеристика исходных данных для подготовки этих документов с использованием методов междисциплинарного анализа помогают выполнить оценочные исследования, которые должны стать основанием для принятия решения о застройки территории. Критерием, учитывающимся при такой оценке, является соответствие, разрабатываемой на всех этапах, документации требованиям градостроительного законодательства. Метод комплексной оценки, основанный на настоящем критерии, можно классифицировать как нормативный, он опирается на нормы, декларируемые градостроительным законодательством.

Ключевые слова: урбанизация, реновация, комплексное развитие территории, анализ, комплексаня оценка.

1. Введение

Урбанизация - процесс понятен и неизбежен. Города все более и более «поглощают» население. Мы ощущаем это по плотному людскому и транспортному потоку на улицах городов, по, всё более стремящейся в небо, высотной жилой застройке, это же подтверждает бесстрастная статистика. Уже в 2021 году в России жители городов - это 75% населения [1].

УРБАНИЗАЦИЯ

(франц. игЬагЙБаЦоп, от лат. игЬапш городской, игЬэ - город)— исторически процесс повышения роли Городов в развити общества, который охватывает социальт профессиональную, демофафи ческу

структуру населения, его Образ жизн: культуру» размещение производит, си. расселение и т.д.

Рисунок 1. Термин «урбанизация» [2]

Миграцию населения, развитие, строительство в городах невозможно остановить. А значит то, где появятся новые здания, дороги, парки и т.д. необходимо решать. Решать так, чтобы тем людям, которые сейчас живут в городе, и тем, кто поселится в новой застройке было бы жить комфортно.

Стратегический документ РФ о пространственном развитии отмечая тенденцию увеличения населения городов, дает предложения, как, какими путями можно сбалансировать жизнь в городе (рис. 2, 3, 4) [3].

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года

(утв. Распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р)

Предлагается повысить устойчивость системы расселения, за счет социально-экономического развития городов, в том числе, путем:

обеспечения повышения качества и комфортности городской среды за счет капитального ремонта жилого фонда, расселения из ветхого и аварийного жилья, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, развития и благоустройства общественных (публичных)

Рисунок 2. Предложения Стратегии с целью обеспечения устойчивости системы расселения Источник: разработано авторами

Стратегия пространственного развитая Российской Федерации на период до 2025 года

Оте. Распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019М 207-р) Предлагается обеспечить совершенствование территориальной организации оказания услуг отраслей социальной сферы (здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания), в том числе, путем: развития транспорта '-г-общего пользования, в Ъ^ф том числе линий

скоростных внсуличных "^Й^Н^жЩ видов транспорта, пригородного сообщения, т и оптимизации

маршрутной сети;

обеспечения оптимальной доступности для населения услуг отраслей социальной сферы;

обеспечения сбалансированного развития городских территорий, в том числе путем освоения заброшенных и неэффективно используемых территорий, согласованного и комплексного развития застроенных и планируемых к застройке территорий;

Рисунок 3. Предложения Стратегии с целью обеспечения устойчивости системы расселения Источник: разработано авторами

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года

(утв. Распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р) Предлагается обеспечить благоприятную среду жизни, деятельности человека, в том числе, путем: улучшения состояния окружающей среды, сохранения и развития зеленого фонда городов и пригородных территорий,-

стимулирования внедрения инновационных и экологически чистых технологий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду, расширения использования экологически безопасного транспорта для обслуживания населения и отраслей экономики, реализации мер по защите от шумового загрязнения, -

развития системы эффективного обращения с отходами производства и потребления, включая развитие индустрии обработки и утилизации отходов. -

Рисунок 4. Предложения Стратегии с целью обеспечения устойчивости системы расселения Источник: разработано авторами

Как видим, предложения Стратегии называют мероприятия, которые планируется осуществить на территориях с уже сложившейся структурой расселения, изменяя существующую «ткань города», уплотняя застройку.

Что значит «уплотнение застройки» мы не найдем в каком-либо официальном документе. Но знаем из СМИ о весьма непопулярной оценке этого понятия в понимании населения. Часто в практике городской жизни конфликт интересов горожан мы получаем при осуществлении строительства без проведения обосновывающих решение исследований.

Хотя при этом, можно сказать, что «уплотнение застройки» - неизбежное решение. Развитие городов требует дополнительных территорий для того, чтобы в жизни горожан появились: - новые дороги;

- качественное жилье, детские соды и школы, больницы современного уровня, эффективное, технологическое производство и т.п.

Все это новое строительство, новые земельные участки и они должны быть рядом с людьми, образуя комплекс. Такое комплексное проектирование может дать весь объем благоприятных условий жизни, деятельности человека.

Главный документ в градостроительстве, ГрК РФ, говорит нам, что такое «комплексное развитие территории» или КРТ, так часто появляющаяся в СМИ аббревиатура. Этот термин заменит «уплотнение застройки», так как отражает главную суть планируемых изменений территории - комплексность.

Стратегические решения Правительства страны в области пространственного развития были приняты к осуществлению, в частности в программах реновации Москвы. Изучение того, как реализовались пилотные программы реновации, позволяет понять возникающие проблемы в процессе строительства на урбанизированных территориях.

2. Анализ последних исследований и публикаций

Существующая в настоящий момент проблематика застройки урбанистических территорий отражается в критериях оценки территории (рис. 5). Указанные критерии являются итогом исследования опыта проектов реновации, показывают важность показателей, характеризующих то, как меняется жизнь людей на территориях [4].

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕРРИТОРИИ, отражающие существующую проблематику застройки урбанизированных территории

Л

КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ

Точечное новое строительство п.™ модернизация в жилой 5¡ктропки вызывает, часто, негативное отношение у граждан. Это учитывается ири общественных слушаниях, обсуждении*, общественной экологической эксперта !е. Субъективность этого фактора применить в качестве критерия не представляется возможным, не смотря на его важность.

ЭКОНОМИЧЕСКИМ

НОРМАТИВЫ РАЗМЕЩЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫ*ОБЪЕКТОВ НА ЕДИНИЦУ ПЛОЩАДИ ЗАСТРОЙКИ

Методика разработки нормативов градостроительного проектировании не учитывают экологические последствия от концентрированной застройки и опосредованное влияние объектов строительства на окружающую среду.

ЭКОЛОГИЧЕСКИМ

I

Экономика и экология - эго два антагониста. Метод измерения экономическими показателями результата плотной застройки совершенно не отвечает современным требованиям экологической безопасности.

Рисунок 5. Критерии оценки территории, отражающие существующую проблематику застройки урбанизированных территорий. Источник: подготовлено авторами.

Каждый объект строительства имеет широкий спектр различных воздействий поэтому, применение экологического критерия связано со сложностью прогнозирования экологических

последствий от объекта строительства.

Рассмотренная выше проблематика показывает, что выбрать один из критериев при применении для оценки территории нельзя, один критерий не дает полного представления о том, как повлияет застройка на территорию.

Понятно, что внедрение в существующую жилую территорию любого объекта, может в несколько раз увеличивает плотность застройки, количество проживающих людей, количество индивидуального транспорта. А это требует развития инженерного, транспортного, социального обеспечения. Насколько застраиваемая террито-

рия сможет принять такую увеличивающуюся антропогенную нагрузку без ущерба к комфортности среды, безопасности, сохранения окружающей среды? Как узнать возможности территории?

Ответить на эти вопросы поможет комплексная оценка территории, основанная на системе действующего законодательства. Определить или рассчитать оптимальную плотность застройки территории необходимо для улучшения условий проживания. Применение методик исследований, которые позволили бы субъектам градостроительной деятельности принять решения, обеспечивающие создание комфортной среды на урбанизированных территориях, является мерилом успеха в развитии города. Исследователи градостроительства и архитектуры, экономисты, социологи предлагают различные варианты изучения вопросов анализа территорий.

А.С. Морева предлагает к рассмотрению эстетический аспект, как фактор фор-мировнаия комофртной среды [5]. Однако, автор обращает внимание на то, что повышение эстетической привликательности городской среды можно достичь с применением градостроительных приемов, согласующихся с интересами человека. Следовательно, эстетика городской среды - это результат градостроительных решений.

С.Р. Хуснутдинова, проведя широкий обзор проблем устойчивого развития городов, говорит о необходимости исследования возможностей, объема ресурсов территории, как экономической, экологической, социальной, природной среды [6].

Такой подход к принятию градостроительных управленческих решений принимают большинство исследователей.

3. Научные исследования как основа принятия управленческих решений

Решения принимают все руководители, специалисты в процессе осуществления профессиональной деятельности. Принятие решения основа любого управления, в том числе, управления развитием территории, управления процесса проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации. Разработка и приятие управленческого решений в градостроительстве осуществляется по общим законам, теориям принятия решений.

Процесс формирования управленческих решений по теории принятия решений (рис. 6) [7].

Рисунок 6. Процесс формирования управленческих решений Источник: разработано авторами

Как видим, терминология, методы, этапы, указанные в теории принятия решений, применимы при осуществлении архитектурной и градостроительной деятельности. На основании указанной теории рассмотрим по этапам принятие решений: строить или нет? выгодно это всем или нет?

Этап предпроектного анализа (информационный этап) проводится на самой ранней стадии проектирования, является методом научного исследования, сопоставления данных об ожидаемых характеристик архитектурного объекта, пространства, территории, среды. Предпроектный анализ носит междисциплинарный характер исследования, направлен на повышение объективности разрабатываемых проектных решений, дает возможность найти баланс между оптимальными параметрами объекта проектирования.

Выполняя эти работы, специалисты:

- рассчитывают общую стоимость объекта, комплекса застройки,

- рассматривают, сравнивают с аналогичными, данные социальных, демографических исследований,

- рассматривают утвержденную градостроительную документацию на территорию и т.п.

Предпроектный анализ направлен на изучение, понимание основных проблем состояния, в котором территория находится в настоящий момент, и определения возможности инвестиционного потенциала территории, предполагаемой к застройке. (рис. 7).

Рисунок 7. Предпроектный анализ Источник: разработано авторами

На следующем этапе работы по принятию управленческого решения на основании профессионального анализа формируются варианты предложений по решению конкретных задач проектирования.

4. Комплексное развитие территории

Органы власти участвуют в управление развитием территорий, в том числе, через принятие законов, подзаконных актов [8], [9], касающихся комплексного развития, КРТ. В Градостроительной кодексе описывается понятие КРТ (рис. 8).

Рисунок 8. Термин «комплексное развитие территории» [10]

Как видим, из термина, документом, который определит, как и какие будут созданы условия жизни на вновь застраиваемой территории является документация по планировке территории, далее ДПТ. (рис. 9).

Комплексное развитие У территории

г

Документация по

планировке территории (ДПТ)

Документы, на основании которых разрабатывается

дпт I;

I ша

>/| документы территориального планирования, документы градостроительного зонировании, V лесохозяйственный регламент, V, 'положения об особо охраняемых природных территориях, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры,

программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативы градостроительного проектирования, ■ •, ф комплексные схемы организации дорожного движения, требования по обеспечению эффективности организации дорожного движения, (Щ^ 0

'требования технических регламентов, О

'своды правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий,

границы территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границы территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Рисунок 9. Схема документов, обеспечивающих проектирование комплексного развития территории Источник: разработано авторами

Все перечисленные документы подготовлены, утверждены в системе градостроительного законодательства и создают комплекс требований, характеристик территории, которые необходимо соблюдать при подготовке ДПТ.

В этих документах есть информация о том, где надо построить объекты, которые финансирует государство, местное самоуправление (объекты социальной, инженерной, транспортной инфраструктур), где находится то, что надо сберечь и ради чего появляются ограничения (объекты культурного наследия, природоохранные, водоохранные, лесоохранные и иные охранные территории), как обеспечить без-

опасность, санитарные и иные требования, которые нужно соблюдать, что бы интересы людей максимально обеспечить.

В результате, комплекс этих документов, определяет, какой будет застройка, как будет организована жизнь людей. Все необходимые критерии оценки территории для определения ее пригодности к наиболее благоприятной эксплуатации человеком содержатся в этой документации и на их основе принимаются решений о комплексном развитии территории.

Термин, обозначающий, описывающий мастер-план, в российском законодательстве в настоящий момент отсутствует. Однако обсуждение включение данного документа в общую систему градостроительной документации идет уже не один год [11].

Одним из вариантов статуса мастер-плана является документ, содержащий комплексный градостроительный анализ территории, комплексное развитие которой планируется. Такая позиция принята органами местного самоуправления ряда муниципальных образований, субъектов РФ, например, Правительством Нижегородской области [12], Правительством Севастополя [13].

Так, мастер-план площадки КРТ территории, выполненный в соответствии с Постановлением Нижегородской области [14] содержит необходимый для понимания ценности территории перечень разделов, в которые включены:

- информация о социальном, транспортном, инженерно-техническом обеспечении, о экономических, градостроительных характеристиках, о проблемных вопросах территории, требующих урегулирования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- варианты проектных предложений с технико-экономическими показателями;

- информация о необходимом финансовом обеспечении планируемого строительства.

Мастер-план содержит два этапа принятия управленческого решения по застройки территории: анализ, подготовка и оценка вариантов освоения территории. Пред-проектный анализ в проектировании получает статус определяющего в выборе концептуального предложения. Разработка аналитического материала в составе мастер-плана - способ создания ситуации освоения творческого метода профессионала.

Третий этап - это выбор приоритетного варианта застройки.

5. Подготовка документации обосновывающей инвестиции строительства объектов, финансируемых из бюджетной системы Российской Федерации

Бюджетное финансирование в целях обеспечения полномочий государства, субъектов РФ, муниципальных образований в области развития территорий является крупнейшими инвестициями в осуществлении капитальных вложений.

Безусловно процесс такого инвестирования должен быть эффективным, контролироваться государством. Контроль осуществляется через систему документов [15], [16], которыми предусмотрен порядок оценки предпроектных решений - обоснование инвестиций объектов бюджетного финансирования.

Обоснование инвестиций - документация, которая содержит краткое описание инвестиционного проекта, исходные данные, варианты проектных, технологических решений, технико-экономические показатели, обоснование размеров земельного участка, инженерного-технического обеспечения объектов, и другие разделы, материалы. Обоснование инвестиций будет предшествовать разработке проектной до-

кументации. Таким образом, процесс реализации инвестиционного проекта будет включать следующие основные этапы изображенных на рисунке 10.

Рисунок 10. Процесс реализации инвестиционного проекта Источник: разработано авторами

Главным, основным регулятором системы градостроительных и архитектурно-планировочных характеристик и ограничений развития любой территории и застройки в Российской Федерации является градостроительное законодательство

В каждом из документов, приведенных на Схеме градостроительных и архитектурно-планировочных характеристик и ограничений развития территорий и застройки (рис.11), присутствуют требования, которые формируют ограничения к развитию территории. Обеспечение учета этих ограничения является основным критерием оценки застройки территории. Такой метод оценки можно классифицировать как нормативный, он опирается на нормы, декларируемые градостроительным законодательством.

СХЕМА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ И АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И ОГРАНИЧЕНИЙ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ И ЗАСТРОЙКИ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ и Схемы террториального планирования РФ, субъектов РФ, муниципальных районов, генеральные планы поселений, городских округов {установление функциональных зон, определение планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения), нормативы градостроительного проектирования

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ Правила землепользования и застройки муниципальных образований (определение территориальных зон и установление градостроительных регламентов), нормативы градостроительного проектирования

ПЛАНИРОВКА ТЕРРИТОРИИ Проекты планировки терртории, проекты межевания территории (выделение элементов планировочной структуры, установление границ земельных участков, установление границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства), нормативы градостроительного проектирования

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ Проектная, рабочая документация, задание заказчика, технического заказчика, результата инженерных изысканий, градостроительный план земельного участка или документация по планировке территории, технические регламенты, технические условия подключения (технологическое присоединение), разрешения на отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства

Рисунок 11. Схема градостроительных и архитектурно-планировочных характеристик и ограничений развития территорий и застройки Источник: разработано авторами

6. Заключение

Управление территории города невозможно без подготовки и реализации градостроительной документации. Градостроительная документация дает территориальную привязку основным вопросам местного значения (территориальная характеристика планирования).

Управление развитие территорий всех уровней от территории РФ, субъекта РФ, местного самоуправления возможно в законодательной, нормативной, информационной, проектной взаимосвязи с соблюдением принципа иерархичности через:

- разработку, утверждение, введение в действие документов территориального планирования, градостроительного зонирования, нормативов градостроительного проектирования, документации по планировке территории, проектной документации;

- строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, благоустройство территорий.

Критериями, учитывающимися при принятии управленческих решений в области градостроительства, является соответствие, разрабатываемой на всех этапах, документации требованиям градостроительного законодательства.

Литература

1. Федеральная служба государственной статистики. Демография. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/12781, свободный - (дата обращения: 03.07.2022).

2. Большая советская энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gufo.me/dюt/bse/%D0%A3%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%B80/oD00/o B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F, свободный - (дата обращения: 01.07.2022).

3. Стратегия пространственного развития Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 г. № 207-р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/35733/, свободный. - (дата обращения: 03.07.2022).

4. Л.В. Большеротова, А.Л. Большеротова. Реновация: критерии оценки территории застройки // Природообустройство. - 2018. - № 4. - С. 2. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/renovatsiya-kriterii-otsenki-territorii-zastroyki/viewer, свободный. - (дата обращения: 03.07.2022).

5. Морева А.С. Эстетический аспект как фактор формирования комфортной городской среды. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: / wp-content/uploads/2015/08/2021_Sovremennye-problemy-zemelno-imushhestvennyh-otnoshenij-urbanizatsii_Sbornik-materialov-Tom-2.pdf, свободный. - (дата обращения: 03.07.2022).

6. С.Р. Хуснутдинова. Устойчивое развитие современных городов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ustoychivoe-razvitie-sovremennyh-gorodov/viewer, -свободный. - (дата обращения: 03.07.2022).

7. А.С. Болдарев. Основные понятия теории принятия решения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2013. - № 1 (57). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-ponyatiya-teorii-prinyatiya-resheniy/viewer, -свободный. - (дата обращения: 03.07.2022).

8. Федеральный закон от 30.12.2020 № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012300039, свободный. - (дата обращения 03.07.2022).

9. Правила принятия Правительством Российской Федерации решения о комплексном развитии территории и согласования такого решения с субъектом Российской Федерации, в границах которого расположена территория, подлежащая комплексному развитию, и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации: утв. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 г. № 1184 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/all/135641/, свободный. - (дата обращения 01.07.2022).

10. Градостроительный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ef7f37a43741b89c0d5fc101a4 df835833548c5e/, свободный. - (дата обращения 03.07.2022).

11. В.С. Тузовский. Становление понятия «мастер-план» в отечественной градостроительной теории и практике // Урбанистика. НОЭМА. - 2019. - № 3-5 (3). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-ponyatiya-master-plan-v-otechestvennoy-gradostroitelnoy-teorii-i-praktike/viewer, свободный. - (дата обращения 03.072022).

12. Постановление Правительства Нижегородской области от 13.07.2021 г. № 601 «Об особенностях комплексного развития территорий в Нижегородской области». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5200202107150003?index=0&rangeSize= 1, свободный. - (дата обращения 03.072022).

13. Постановление Правительства Севастополя от 25.11.2021 № 590-ПП «О порядке комплексного развития территории в городе Севастополе». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sev.gov.ru/docs/253/162115/?, свободный. - (дата обращения 03.072022).

14. Мастер - план площадки КРТ территории квартала в границах ул. Правда, ул. Чонгарская, ул. Менделеева. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://depgrad.government-nnov.ru/?id=288081, свободный. - (дата обращения 03.07.2022).

15. Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/all/96639/, свободный. - (дата обращения 03.072022).

16. Постановления Правительства РФ от 12.05.2017 N 563 «О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/27668/, свободный. - (дата обращения 03.072022).

Criteria for assessing the territory in order to make decisions on construction in urbanized areas. General problems Shadrina E.G., Krasilnikova E.E., Zhuravleva I.V.

Sevastopol State University

The purpose of the article is to analyze the system of formation of requirements, on the basis of which the subjects of urban

planning activities make decisions on investing in construction, in the development of urbanized territories. Materials on the

implementation of renovation programs have been studied, criteria that affect the problems of city development have been

identified. The current legislation of the Russian Federation, which ensures the integrated development of the territory, is

analyzed from the standpoint of the need to perform a professional analysis of the resource potential of the territory, perform a comprehensive assessment, and prepare architectural and planning options for the development of the territory. In the regulatory system of urban planning legislation, documents are distinguished: master plan, investment justification. The volume and characteristics of the initial data for the preparation of these documents using the methods of interdisciplinary analysis help to carry out evaluation studies, which should become the basis for making a decision on the development of the territory. The criterion taken into account in such an assessment is the compliance of the documentation developed at all stages with the requirements of urban planning legislation. The integrated assessment method based on this criterion can be classified as normative, it is based on the norms declared by the urban planning legislation. Keywords: urbanization, renovation, integrated development of the territory, analysis, comprehensive assessment. References

1. Federal State Statistics Service. Demographics. [electronic resource]. - Access mode: https://rosstat.gov.ru/folder/12781, free -

(accessed: 03.07.2022).

2. The Great Soviet Encyclopedia. [electronic resource]. - Access mode: https://gufo.me/dict/bse/%D0%A3%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D 1%8F, free - (accessed: 01.07.2022).

3. Explanatory dictionary of Dahl. [electronic resource]. - Access mode: http://orfo.info/daly.php, free. - (date of application:

03.07.2022).

4. The Strategy of spatial development of the Russian Federation, approved by the Decree of the Government of the Russian

Federation dated 13.02.2019 No. 207-R. [Electronic resource]. - Access mode: http://government.ru/docs/35733 /, free. -(date of address: 03.07.2022).

5. L.V. Bolsherotova, A.L. Bolsherotova. Renovation: criteria for assessing the territory of development // Nature management.

2018. No. 4. P. 2. [electronic resource]. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/renovatsiya-kriterii-otsenki-territorii-zastroyki/viewer, free. - (date of application: 03.07.2022).

6. Moreva A.S. Aesthetic aspect as a factor in the formation of a comfortable urban environment. [electronic resource]. - Access

mode: wp-content/uploads/2015/08/2021_Sovremennye-problemy-zemelno-imushhestvennyh-otnoshenij-

urbanizatsii_Sbornik-materialov-Tom-2.pdf, free. - (date of reference: 03.07.2022).

7. S.R. Khusnutdinova. Sustainable development of modern cities. p.3 [electronic resource]. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/ustoychivoe-razvitie-sovremennyh-gorodov/viewer, -free. - (date of application: 03.07.2022).

8. A.S. Boldarev. Basic concepts of the theory of decision-making // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of

Internal Affairs of Russia. 2013. No. 1 (57). [electronic resource]. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-ponyatiya-teorii-prinyatiya-resheniy/viewer, -free. - (date of application: 03.07.2022).

9. Federal Law No. 494-FZ of December 30, 2020 «On Amendments to the Urban Planning Code of the Russian Federation and

Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Order to Ensure the Integrated Development of Territories». [electronic resource]. - Access mode: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012300039, free. - (accessed 03.07.2022).

10. Rules for the adoption by the Government of the Russian Federation of a decision on the integrated development of the territory and coordination of such a decision with the subject of the Russian Federation, within whose borders the territory subject to integrated development is located, and on Amendments to the Regulations on the Government Commission for Regional Development in the Russian Federation: approved. Resolution of the Government of the Russian Federation of 14.07.2021 No. 1184. [electronic resource]. - Access mode: http://government.ru/docs/all/135641/, free. - (accessed 01.07.2022).

11. Urban Planning Code of the Russian Federation. [electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ef7f37a43741b89c0d5fc101a4df835833548c5e /, free. -(accessed 03.07.2022).

12. V.S. Tuzovsky. The formation of the concept of «master plan» in Russian urban planning theory and practice // Urbanistics. NOEMA. 2019. No. 3-5 (3) [electronic resource]. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-ponyatiya-master-plan-v-otechestvennoy-gradostroitelnoy-teorii-i-praktike/viewer, free. - (accessed 03.072022).

13. Resolution of the Government of the Nizhny Novgorod region dated 13.07.2021 No. 601 «On the features of the integrated development of territories in the Nizhny Novgorod region». [electronic resource]. - Access mode: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5200202107150003?index=0&rangeSize=1, free. - (date of appeal 03.072022).

14. Resolution of the Government of Sevastopol dated 25.11.2021 No. 590-PP «On the procedure for the integrated development of the territory in the city of Sevastopol». [electronic resource]. - Access mode: https://sev.gov.ru/docs/253/162115/?, free. - (accessed 03.072022).

15. Master plan of the KRT site of the quarter territory within the boundaries of Pravda St., Chongarskaya St., Mendeleev St. [electronic resource]. - Access mode: https://depgrad.government-nnov.ru/?id=288081, free. - (accessed 03.07.2022).

16. Federal Law No. 39-FZ of February 25, 1999 «On Investment Activities in the Russian Federation carried Out in the Form of capital investments». [electronic resource]. - Access mode: http://government.ru/docs/all/96639/, free. - (accessed 03.072022).

17. Resolutions of the Government of the Russian Federation dated 12.05.2017 N 563 «On the procedure and grounds for concluding contracts, the subject of which is simultaneously the execution of works on the design, construction and commissioning of capital construction facilities, and on amendments to certain acts of the Government of the Russian Federation». [electronic resource]. - Access mode: http://government.ru/docs/27668/, free. - (accessed 03.07.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.