Научная статья на тему 'Критерии оценки скоростной подготовленности'

Критерии оценки скоростной подготовленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕГ / СПОРТСМЕН / РЕЗУЛЬТАТ / БЫСТРОТА / СИЛА / МОДЕЛЬ / ЗАНЯТИЯ / БіГ / ШВИДКіСТЬ / ВПРАВИ / RACE / SPORTSMAN / RESULT / SPEED / STRENGTH / MODEL / TRADE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яренчук И. В., Белохвостов А. Н., Белохвостова Т. А., Вицько А. Н., Синенко Д. С.

В данной статье рассматривается процесс управления спортивной подготовкой, режимы рационального чередования физических нагрузок с отдыхом в занятиях по направленности в недельных циклах. От правильно подобранной методики зависит эффективность применения тренировочных программ. Это в конечном итоге отражается на результате. Методика может быть использована в практической работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яренчук И. В., Белохвостов А. Н., Белохвостова Т. А., Вицько А. Н., Синенко Д. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criterions appreciation speed readiness

In this article the process of sport trainings management is viewed, regimes of physical loads rational rotation including the rest in trainings on determination in week cyobes. Efficacy of application of training programs depends on correctly pick up procedure. It finally is reflected in result. The procedure can be used in practical work.

Текст научной работы на тему «Критерии оценки скоростной подготовленности»

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СКОРОСТНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Яренчук И.В., Белохвостов А.Н., Белохвостова Т.А.,

Вицько А.Н., Синенко Д. С.

Донбасская национальная академия строительства и архитектуры

Аннотация. В данной статье рассматривается процесс управления спортивной подготовкой режимы рационального чередования физических нагрузок с отдыхом в занятиях по направленности в недельных циклах. От правильно подобранной методики зависит эффективность применения тренировочных программ. Это в конечном итоге отражается на результате Методика может быть использована в практической работе.

Ключевые слова: бег, спортсмен, результат; быстрота, сила, модель, занятия.

Анотація. Яренчук І.В., Бєлохвостов О.М., Белохвостова Т.О., Віцько О.М., Синенко Д. С. Критерії оцінки швидкісної підготовленості У поданій статті розглядається процес керування спортивною підготовкою режими раціонального чергування фізичних навантажень з відпочинком у заняттях у напрямі в тижневих циклах. Від правильно підібраної методики залежить ефективність застосування тренувальних програм. Це в остаточному підсумку відбивається на результаті. Методика може бути використана в практичній роботі.

Ключові слова: біг, спортсмен, результат, швидкість, сила, модель, вправи.

Annotation. Yarenchuk I. V., Beloxvostov A. N., Beloxvostova T. A., Vitsco A. N., Sinenko D. S. Criterions appreciation speed readiness. In this article the process of sport trainings management is viewed, regimes of physical loads rational rotation including the rest in trainings on determination in week cyobes. Efficacy of application of training programs depends on correctly pick up procedure. It finally is reflected in result. The procedure can be used in practical work.

Key words: race, sportsman, result, speed, strength, model, trade.

Введение.

У правление спортивной подготовкой - это применение количественных характеристик тренировочного процесса, создание количественных моделей занятий разных по направленности моделей рабочих и предсоревновательных модельных циклов, моделей этапов, периодов круглогодичной тренировки с заранее известным их воздействием. Одной из важных сторон управления тренировочным процессом подготовки бегунов на короткие дистанции является вопрос о рациональном чередовании физических упражнений с отдыхом в занятиях разных по направленности и занятий в недельном цикле [1,5,6]

При построении моделей тренировочных занятий с задачей развития скорости бега и скоростной выносливости следует учитывать 5 факторов [2, 3, 4]:

1) условия (режим) чередования упражнений и отдыха в занятии;

2) характер упражнений (координационнаяструктура);

3) длительность выполняемых упражнений (м);

4) интенсивность;

5) количество повторяемых упражнений в занятии.

Работа выполнена по плану НИР Донбасской национальной академии строительства и архитектуры Формулирование целей работы.

Цель исследования - изучить критерии оценки скоростной подготовленностиспортсменоа Результаты исследо вашій.

В тренировочных занятиях, направленных на развитие скорости бега, сопутствующие упражнения выполняются в стадии сверхисходной мышечной работоспособности Эти условия соответствуют образованию новых условнорефлекторных связей, содействующих повышению скорости бега. По своему характеру (координационнойструктуре> упражнения для развития скорости бега - это повторное пробегание отрезков со старта, с хода, эстафетный бег на укороченных отрезках, специальные упражнения.

В модели тренировочного занятия, направленного на развитие скоростной выносливости, каждое последующее упражнение выполняют в стадии восстановления мышечной работоспособности т.е. повторные пробежки можно начинать при ЧСС 120-135 уд/мин. Для развития скоростной выносливости необходимо применять отрезки 150-300 м. Интенсивность пробегания отрезков зависит от уровня готовности спортсмена, периода, этапа подготовки

Неотъемлемым условием достижения высокого результата является правильно составленная программа силовой подготовки бегунов на короткие дистанции. Она включает в себя: развитие максимальной силы, развитие быстрой силы, развитие взрывной силы, развитие силовой выносливости. Далее, при построении тренировочного процесса необходимо исходить из основных закономерностей адаптации и учитывать следующие методические положение отрицательное совмещение локальных тренировочных программ в отдельном занятии, предусматривающее такой вид взаимосвязи между ними, когда одна программа дополняет другую Исследования показали, что совместимыми являются:

а) программы, направленные на развитие общей, беговой и силовой выносливости с программами силовой подготовки (метод повторных усилий, способствующий развитию общей силовой выносливости);

б) программы, направленные на развитие скорости бега с программами прыжковой подготовки («короткие) прыжки, скачки, метание ядра из различных исходных положений);

в) программы, направленные на развитие скорости бега с программами силовой подготовки (метод динамических усилий, способствующий развитию взрывной силы) и с программами, направленными на совершенствование техники

Спринтерский бег представляет собой, в плане разработки модельных характеристик некое исключение, не укладывающееся в рамки общепринятой классификации видов в легкой атлетике С точки зрения соревновательной деятельности, эти дисциплины относятся к циклическим видам спорта, а с точки зрения второго и третьего уровней модели - к скоростно-силовым видам. Результат в беге на 100 и 200 м складывается из следующих параметров:

а) время от выстрела до начала движения;

б) величина ускорения в стартовом беге;

в) максимальная скорость, которуюможет развивать спортсмен на отдельном участке;

г) скоростная выносливость, то есть способность поддерживать достигнутую скорость до конца дистанции.

Таким образом, от избранного пути зависит эффективность реализации тренировочного процесса и соревновательная подготовка

Для того, чтобы достигнуть результата в том или ином виде легкой атлетики, необходимо проводить регулярные тренировки на протяжении ряда лет. Это одно из определяющих условий эффективности подготовкилегкоатлетов достижения ими высокого спортивного мастерства.

Г одичная тренировка планируется и строится на основе определенной периодизации, деления на циклы, периоды и этапы, имеющие свои цели и задачи.

Все периоды и этапы составляются из малых циклов. Обычно один микроцикл повторяется столько раз, сколько потребуется для решения задач на данном этапе подготовки

Г одичный учебно-тренировочный план состоит из 3 периодов: подготовительный соревновательный, переходный! В зависимости от этого подбираются средства подготовки интенсивность выполнения упражнений, их объем.

При составлении учебно-тренировочной программы необходимо учитывать то, что разделы подготовки включают в себя:

1. ОФП (общая физическая подготовку

2. СФП (специальная физическая подготовка)

3. Техническую подготовку

4. Теоретическую подготовку, а также врачебно-педагогический контроль

Физическая подготовка - это та часть подготовки спортсмена, которая направлена на укрепление его органов и систем, развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) с одновременным улучшением способности координировать движения, проявлять волевые качества, совершенствовать технику выполнения различных упражнений.

Физическая подготовка разделяется на общую (ОФП) и специальную (СФП). ОФП способствует укреплению здоровья спортсмена и повышению его работоспособности А это в свою очередь способствует лучшему восприятию тренировочной нагрузки, более высокому уровню развития двигательных качеств. ОФП включает в себя упражнения со снарядами и без них, с отягощениями с собственным весом, с партнером и т.д. СФП направлена преимущественно на укрепление органов и систем, повышение их функциональных возможностей, развитие двигательных качеств строго применительно к требованиям избранного вида спорта.

Быстрота - это способность человека выполнять движения с максимальной скоростью в минимально короткое время без наступления утомления Время выполнения упражнения до 10 секунд. Далее необходимо отметить, что быстрота - качество генетически обусловленное и тренировке поддается плохо.

Быстрота как двигательное качество представляет собой совокупность относительно независимых компонентов:

1. латентного времени двигательной реакции

2. частоты одиночного движения

3. темпа движений.

Эти параметры между собой не связаны, что объясняется специфичностью их физиологических механизмов.

Поэтому, затрагивая тренировку в беге на короткие дистанции, предлагается термин «скоростные качества».

Мы, воздействуя тренировочными средствами на организм спортсмена, выводим его на определенный результат. В то же время необходимо учитывать исходные данные спортсмена. Чем они выше и чем выше прирост результата в процентном отношении, тем больше шансов показать высокий результат. Как известно из физиологии, наши мышцы состоят из белых (быстрых) и красных (медленных) мышечных волокон В зависимости от этого и определяется специализация спортсмена.

Если в мышцах преобладают белые волокна, значит ему рекомендуются упражнения скоростного и скоростно-силового характера; если красные - то упражнения, связанные с проявлением выносливости.

Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных усилий. Принято различать абсолютную и относительную силу. Первая характеризует максимальную силу человека, вторая - силу относительно веса.

Сила зависит от многих биологических факторов: физиологического поперечника мышц, степени возбуждения соответствующих нервных центров, сократительных свойств мышц и их химической активности.

Для развития силовых способностей используются в основном 3 метода:

• повторных усилий;

• динамических усилий;

• максимальных усилий.

Эти методы имеют свои разновидности, которые используются на различных этапах подготовки

Г ибкость - это способность выполнять упражнения с большой амплитудой! Г ибкость может быть общей и специальной.

Общая гибкость - это подвижность во всех суставах, позволяющая выполнять разнообразные движения с большой амплитудой.

Специальная гибкость - значительная или даже предельная подвижность в суставах, соответствующая требованиям избранного вида спорта.

Общая гибкость развивается в процессе выполнения многочисленных и разнохарактерных упражнений, направленных на всестороннее физическое развитие. Это различные наклоны, вращения, махи и т.д., выполняемые с допустимой амплитудой. Специальная гибкость приобретается в процессе выполнения специальных упражнений, улучшающих подвижность именно в тех суставах и в тех движениях, которые строго соответствуют специфике избранного вида спорта.

У пражнения для развития гибкости могут быть активными и пассивными, выполняемые самостоятельно, с помощью партнера, с отягощением

Выносливость - способность к длительному выполнению работы на определенном уровне интенсивности Различают выносливость общую и специальную

Общая выносливость позволяет спортсмену успешно справляться с любой продолжительной работой большой или умеренной мощности. Общая выносливость служит базой для развития специальной и других видов выносливости.

Выносливость обуславливается деятельностью коры головного мозга, определяющей и регулирующей состояние центральной нервной системы (ЦНС) и работоспособность всех других органов систем.

Примером проявления общей выносливости служат бег и плавание на длинные дистанции, лыжные и велосипедные гонки, гребля академическая. У спешная деятельность в этих видах спорта тесно связана со способностью организма потреблять и усваивать необходимое количество кислорода. Показателем аэробной производительности служит величина максимального потребления кислорода (МПК). Чем выше уровень МПК, тем выше уровень развития выносливости.

Для достижения спортивных результатов необходимо определить структуру годичного цикла подготовки, таблица 1.

Таблица 1

Структура годичного цикла подготовки

Осеннее-зимний цикл 22-24 недели

Весеннее-летний цикл 26 недель

Заключительный

Подготовительный период (18 недель)

Зимний соревновательный период (4-6 недель)

Подготовительный период (12 недель)

Летний соревновательный период (14 недель)

ь

л

ед

е

н

ый

ы

в

о

й

и

3

ю

О

(6

п

ат

л

в

и

в

йь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ил

О—- ^

Он

ь

л

ед

е

н

п

ат

л

е

п

и

(6

п

в

и

в

йь

ил

О—- ^

Он

ь

л

ед

е

н

п

ат

л

е

п

и

р

о

■е

й

о

н

в

вти

р

о

п

с

ти )

в )ь

рд

е

н

й

о

н

ь

л

те

а

в

о

н

в

е

р

о

с

й

е

с

ы

и

л

ед

е

н

Основными задачами подготовительногопериода (осенне-зимний цикл) являются:

1. Повышение уровня атлетической подготовки

2. Развитие функциональных возможностей

3. Развитие силовых качеств.

На одном этапе используют тренировочные упражнения общеразвивающего характера, кроссы, спортивные игры, преодоление отрезков 600, 800, 1500 м, большое количество прыжковых и силовых упражнений. Целесообразны также упражнения, направленные на развитие ловкости, гибкости, подвижности в суставах

Основные задачи общего (развивающего) этапа подготовки

1. Повышение уровня специальной физической и функциональной подготовленности

2. Развитие и совершенствование скоростно-силовых качеств

3. Формирование оптимальной техники

На специальном этапе решались следующие задачи:

1. Повышение уровня скоростных возможностей

2. Развитие специальной выносливости

3. Совершенствование техники бега со старта и по дистанции.

СтуденткаБобкова - Яренчук - специализация бег 400 м Исходные данные: 30 м со ст. - 4,3 сек

30 м с/х - 3,3 сек

100 м со ст. - 13,2 сек

400 м со ст. - 1,01,0 сек

дл. с/м - 2,30 м

Конечные данные: 30 м со ст. - 4,0 сек

30 м с/х - 3,0 сек

100 м со ст. - 11,97 сек

400 м со ст. - 55,0 сек

Результаты достигнуты после 5 лет целенаправленной тренировки. Неоднократная чемпионка Донецкой области в беге на 200 и 400 м, чемпионка У ниверсиады Украины Выводы

Таким образом, от правильно подобранной методики, зависит эффективность применения тренировочных программ, что в конечном итоге отражается на результате Методика может быть использована в дальнейшей работе.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении других проблем управления тренировочным процессом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Контроль за тренировочным процессом в группа спортивного совершенствования вузов. - Красноярск, 1986.

2. Максименко Г.Н., Табачник Б.И. Тренировка бегунов на короткие дистанции. - К.:Здоров’я,1985.

3. Суслов Ф.П., Максименко Г.Н., Никитушкин В.Г. Подготовка сильнейших бегунов мира.- К.:

Здоров’я,1990.

4. Бондарчук А.П. Построение системы физической подготовкив скоростно-силовых видах легкой атлетики - К.Здоров’я,1981.

5. Петровский В.В. Бег на короткие дистанции (спринт). - М.: Физкультураи спорт, 1978.

6. Кайтмазова Е.Н., Т еннов В.П. Легкая атлетика за рубежом на старте женщины - М. Физкультураи спорт, 1978.

Поступила в редакцию 10.04.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.