Научная статья на тему 'Начальные этапы системы спортивной подготовки юных бегунов на средние и длинные дистанции в условиях повышенной температурной среды'

Начальные этапы системы спортивной подготовки юных бегунов на средние и длинные дистанции в условиях повышенной температурной среды Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
163
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ / ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ТЕМПЕРАТУРНАЯ СРЕДА / УРОВЕНЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕТЕЛЕЙ ОРГАНИЗМА ЮНЫХ БЕГУНОВ / SPORTS TRAINING SYSTEM / AGE STAGES / MOTOR SKILLS / THERMAL ENVIRONMENT / THE LEVEL OF FUNCTIONAL INDICATORS OF THE ORGANISM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Юсупов И.Ю.

В статье обосновывается актуальность использования средств и методов тренировки для привлечения в массовом плане детей в возрасте 9-15 лет к занятиям спортом, повышения двигательной активности, улучшения физического развития на начальном этапе спортивной подготовки, а также возможности увеличения объема и интенсивности физической нагрузки по ОФП и СФП и сохранения здоровья, образа жизни, уровня нормы физиологических и функциональных показателей организма под влиянием физической нагрузки в различных плюсовых температурах воздуха. В процессе многолетних макроцикловых занятий нам удалось совершенствовать каждый период тренировки, чтобы повысить результативность в условиях повышенной температурной среды южных регионов России и Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Юсупов И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INITIAL STAGES OF SPORTS TRAINING SYSTEM OF YOUNG MIDIUM RANGE AND LONG DISTANCE RUNNERS IN CONDITIONS OF HIGH TEMPERATURE ENVIRONMENT

In the article the author proves the significance of means and methods of training in drawing children at age of 9-15 into sport activity massively, of physical activity increase, of physical development at the initial stage of physical preparation, and also the possibility of increasing the volume and intensity of physical activity on GPhP (General Physical Preparedness) and SPhP (Special Physical Preparedness) and health preservation, lifestyle, level of physiological normlogical and functional parameters of the organism under the influence of physical activity in different above zero air temperatures. In the course of many years of systematic lessons we managed to improve each period of training to increase the results in terms of high temperature environment of Russian and the Ukraine southern regions.

Текст научной работы на тему «Начальные этапы системы спортивной подготовки юных бегунов на средние и длинные дистанции в условиях повышенной температурной среды»

YAK 796.012.412.5 ББК 75. 711

И.Ю. ЮСУПОВ

I.Y. YUSUPOV

НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ И ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОЙ ТЕМПЕРАТУРНОЙ СРЕДЫ

INITIAL STAGES OF SPORTS TRAINING SYSTEM OF YOUNG MIDIUM RANGE AND LONG DISTANCE RUNNERS IN CONDITIONS OF HIGH TEMPERATURE ENVIRONMENT

В статье обосновывается актуальность использования средств и методов тренировки для привлечения в массовом плане детей в возрасте 9-15 лет к занятиям спортом, повышения двигательной активности, улучшения физического развития на начальном этапе спортивной подготовки, а также возможности увеличения объема и интенсивности физической нагрузки по ОФП и СФП и сохранения здоровья, образа жизни, уровня нормы физиологических и функциональных показателей организма под влиянием физической нагрузки в различных плюсовых температурах воздуха. В процессе многолетних макроцикловых занятий нам удалось совершенствовать каждый период тренировки, чтобы повысить результативность в условиях повышенной температурной среды южных регионов России и Украины.

In the article the author proves the significance of means and methods of training in drawing children at age of 9-15 into sport activity massively, of physical activity increase, of physical development at the initial stage of physical preparation, and also the possibility of increasing the volume and intensity of physical activity on GPhP (General Physical Preparedness) and SPhP (Special Physical Preparedness) and health preservation, lifestyle, level of physiological normlogical and functional parameters of the organism under the influence of physical activity in different above zero air temperatures. In the course of many years of systematic lessons we managed to improve each period of training to increase the results in terms of high temperature environment of Russian and the Ukraine southern regions.

Ключевые слова: система спортивной тренировки, возрастные этапы, двигательные качества, температурная среда, уровень функциональных показатетелей организма юных бегунов.

Key words: sports training system, age stages, motor skills, thermal environment, the level of functional indicators of the organism.

Исследованиями установлено, что дети, которые проживают в условиях повышенной температурной среды, имеют разные возможности проявления двигательной активности и тем самым неодинаковый уровень физической подготовленности [4]. Поэтому в современных условиях успех зависит не только от таланта и трудолюбия спортсмена, но и от многих других факторов: от специальной системы подготовки, использования разнообразных и эффективных средств и методов тренировки, - все это вместе взятое позволяет выполнять оптимальный объем физической нагрузки по возрастным категориям детям и подросткам в условиях повышенной температурной среды южных регионов России и Украины.

В многолетнем плане спортивной тренировки юных бегунов на средние и длинные дистанции существует ряд необходимых и взаимосвязанных этапов: во-первых, осуществить хороший отбор наиболее одаренных детей [3] и многоопытных тренеров, врачей и поиск регионов с благополучными метеорологическими условиями, что позволяет вести эффективные тренировки для развития двигательных качеств и формирования личности спортсмена,

который имеет большое желание заниматься спортом, показывая высокий спортивный результат, связанный преимущественно с проявлением выносливости; во-вторых, в плане многолетней системы спортивной подготовки юных бегунов необходимо учитывать зависимость от местных и региональных климатических условий, которые позволяют эффективно использовать выполняемые средства, методы, структуру, содержание, объем и интенсивность тренировки во взаимосвязи, что ведет к укреплению состояния здоровья, сохранению многолетней высокой работоспособности, повышению уровня двигательных качеств и совершенствованию спортивного мастерства [5; 8].

При планировании тренировочных объемов нагрузки в возрастном плане как на одном занятии, так и в микро- и мезоциклах целесообразно учитывать уровень физического и психологического состояния, а также подготовленность организма детей [6; 7], этапы адаптации организма к выполнению большого объема беговой нагрузки с высокой интенсивностью при условии повышенной температурной среды [3]. Однако, при отсутствии систематического врачебно-педагогического контроля структуры, системы и методики тренировки осуществляемого большого объема беговой нагрузки с высокой интенсивностью в условиях повышенной температурной среды, возможно отрицательное влияние на физиологические показатели, уровень физического развития организма и другие данные по периодам и по возрастным этапам при спортивной подготовке спортсменов и достижении ими результатов [1], а это, следовательно, может привести даже к отказу от занятий спортом.

Цель исследования заключается исследовании оптимального объема физической нагрузки по возрастным категориям детям и подросткам в условиях повышенной температурной среды южных регионов России и Украины на занятиях бегом на средние и длинные дистанции.

Задачи исследования: 1. Нахождение оптимального объема физической нагрузки, направленного на развитие двигательных качеств, укрепление состояния здоровья организма, сохранение здорового образа жизни в многолетнем цикле тренировок в условиях повышенной температурной среды южных регионов Украины и России. 2. Совершенствование системы спортивной подготовки юных бегунов на на средние и длинные дистанции в условиях повышенной температурной среды южных регионов Украины и России.

Методика исследования. Исследования проводились на базе Криворожского государственного педагогического университета, при котором была организована Детско-юношеская спортивная школа оздоровительной, общефизической и спортивной подготовки («ДЮСШОО и СП»). Эксперимент осуществлялся в общеобразовательных школах № 32 и № 112 в системе профессионального дополнительного образования детей по физической культуре и широкопрофильным видам спорта на курсе под названием «Олимпийские уроки», который был направлен на привлечение детей в массовом плане к занятиям спортом в целом и бегу на средние и длинные дистанциив в частности.

В экспериментальной группе в течение первых трех лет занималось 450 человек, из них 300 мальчиков и 150 девочек, в урочной и во внеурочных формах (тренировки) занятий в поточной системе по одной программе общеобразовательной школы. Однако с шестого класса, когда у детей в возрасте 12-13 лет произвели распределение по желанию, 275 мальчиков тренировались в беге не средние и длинные дистанции, и с ними проводили учебно-тренировочные занятия 10 специалистов. У каждого тренера занимались в группе дети до 27-28 человек.

В методику системы спортивной подготовки входили упражнения с распределением 25% выделенного времени на развитие скоростных способностей путем игр, скоростно-силовых качеств - с помощью разных видов прыжков, а также общей выносливости - путем кроссов и бега на длинные расстояния в равномерном и переменном темпе и специальной выносливости - при помощи беговых отрезков от 100 до 1500 м. В ходе исследования проводи-

лись тестирования для определения уровня физической подготовленности испытуемых детей экспериментальной и контрольной групп по бегу на 60 м, 100 м, 200 м, 2000 м и 3000 м. Также проводилось измерение функциональных показателей в покое и под воздействием физической нагрузки при различных температурных средах от плюс 10 до 30°С в подготовительном и соревновательном периодах по возрастным категориям. Полученные цифровые данные статистически обрабатывались.

Результаты и их обсуждение. Полученные данные (табл. 1) свидетельствуют о том, что в течение 5-летнего периода занятий отсев детей из экспериментальной группы по общим видам спорта составляет 6,67 % (р<0,05).

Научно-методический опыт исследования показал, что осуществлять практическую работу при температуре воздуха до плюс 20°С в подготовительном и соревновательном периодах из года в год - это одно, а при температуре воздуха плюс 30°С и выше - другое, т. е. необходимо изменить средства и содержание занятий, методы и структуру тренировки с целью улучшения системы подготовки. Следует отметить, что основные тенденции совершенствования системы спортивной подготовки связаны с выполняемыми новыми эффективными средствами: это выполнямые в большом объеме физические упражнения при систематических и многолетних циклах тренировки, что позволяет создать общий фундамент для повышения двигательных качеств, улучшения технического результата и других показателей.

Таблица 1

Число учащихся в возрасте 9-15 лет, занимающихся, выбывших и перемещающихся из одного вида спорта в другой в период с 2003 по 2008 гг. (г. Кривой Рог, Украина)

Экспериментальная группа

Учащиеся школ № 32 и 112, занимающиеся по системе обучения ОУ с последующей специализацией по видам спорта (мальчики)

Возраст Занимались (кол-во) Выбыли Специализация по видам спорта

Кол-во о4 Легкая атлетика Плавание Волейбол Баскетбол Гимнастика Футбол

9-10 450 10 2,2 По единым программам школы

10-11 440 5 1,1 По единым программам школы

11-12 435 2 0,4 По единым программам школы

12-13 433 7 1,6 275 54 25 24 - 55

13-14 426 6 1,4 260 42 26 32 4 62

14-15 420 30 6,3 240 46 28 34 6 66

На начальном этапе предварительная система подготовки спортсменов в возрастном плане делилась на три года. В первый год занятий сначала необходимо пробудить интерес к спорту, затем проверить навыки и физическую подготовку, чтобы в многолетнем плане и по годам тренировки, и в возрастном раскладе из общего годового времени дети были готовы к систематическим занятиям по спортивной подготовке и к выполнению соответствующих физических нагрузок по двигательным качествам в следующем оптимальном объеме: в подготовительном периоде в возрасте 9-10 лет объем ОФП сохранить до 70 % времени занятия (использовать в основном народные, подвижные игры, упражнения с тяжестями, тренажеры, плавание и т.д.), а также СФП - 30 % времени, чтобы выполнять объем легкоатлетического бега до 150 км путем различных видов эстафет, кроссов и беговых отрезков

от 100 до 2000 м с интенсивностью 40-45 % от максимальной скорости в равномерном и переменном темпе с повторным методом бега. Во второй и третий годы занятий в возрасте 10-11 и 11-12 лет в подготовительном периоде, естественно, объем ОФП сократился соответственно до 60-55 %, а по СФП увеличился до 40-45 %, при этом на развитие общей и специальной выносливости выполнялся объем бега до 250-300 км с интенсивностью 45-50% от максимальной скорости. Из этих объемов бег по специальной выносливости составляет 100 и 150 км. В соревновательном периоде для детей 9-10 лет объем нагрузки по ОФП составляет до 65 %; 10-11 лет - до 60 % и 11-12 лет - до 55 %, а по СФП повысился соответственно до 35; 40; 45 процентов, т. е. объем беговой нагрузки у каждого возраста доведен до 80; 100 и 120 км, интенсивность сохранилась от 55 до 65 % от максимальной скорости. Нужно отметить, что в возрасте 11-12 лет осуществлялся бег на развитие специальной выносливости на отрезках от 150 до 1500 м лишь до 5 % объемов бега.

Во втором возрастном этапе (12-15 лет) систему подготовки спортсменов разделили на две подгруппы. В первую подгруппу вошли дети в возрасте 12-13 лет, которые выполняли до 50 % времени в подготовительном периоде объем нагрузки, направленной на общую и разностороннюю физическую подготовку, а на развитие специальной выносливости - 50 % времени. Техническую подготовку выполняли путем бега до 200 км с интенсивностью до 55 % от максимальной скорости. Из этих объемов беговой нагрузки выделялось на развитие специальной выносливости 75 км, а на общую выносливость - 125 км. В соревновательном периоде объем по ОФП снизился до 45 %, а по СФП увеличился до 55 %, и объем бега при этом состоял до 300 км, а интенсивность сохранялась до 55 % от максимальной скорости. Во второй подгруппе в возрасте 14-15 лет в подготовительном периоде объем нагрузки по ОФП уменьшился до 40 %, а по СФП увеличился до 50 %, на техническую и тактическую подготовку отводилось 10 % общего времени занятия. В подготовительном периоде на развитие общей выносливости отводилось выполнение 250 км бега с интенсивностью 50 %, а по специальной выносливости - 150 км с интенсивностью 60 % от максимальной скорости. В соревновательном периоде в связи с повышением температуры воздуха до плюс 25°С и выше были организованы двухразовые в день тренировки, которые проводились утром с 7.30 до 9.30, а вечером - с 19.00 до 21.00. В связи с этим объём общей нагрузки по ОФП увеличивался до 55 %, а объем по СФП уменьшался до 35 %, а на технику и тактическую подготовку отводилось 10% общего времени. Несмотря на это, выполняемый объем бега по общей выносливости доводился до 300 км с интенсивностью до 50 %, а бег по специальной выносливости возрастал до 200 км с интенсивностью 65% от максимальной скорости. Выполненный общий объем бега за пять лет детьми экспериментальной группы составлял 1.750 км, т. е. средний бег по годам равен 350 км.

Из врачебно-педагогического контроля (табл. 2) видно, что существенно возрос уровень функциональных возможностей, связанных с выполнением оптимального объема физической нагрузки при интенсивности 60%; в подготовительном периоде при температуре воздуха плюс 20°С и в соревновательном периоде при температуре воздуха плюс 30°С как физическая нагрузка, так и различные температуры воздуха воздействовали неодинаково. Хотя организм детей хорошо адаптируется в условиях повышенной температурной среды южных регионов Украины и России, происходили оптимальные изменения функциональных показателей. Естественно, подобые данные вынудили нас к преждевременному уменьшению двигательной активности, снижению объема длительной работоспособности организма, особенно в циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости [8].

Таблица 2

Динамика показателей функционального состояния под воздействием физической нагрузки и температуры воздуха на организм юных бегунов на средние и длинные дистанции

Этапы и температуры воздуха Возраст Физические упражнения Экспериментальная группа

Начало Конец

ЧЧСС (к-во) Дых. (к-во) АД. мм рт.ст. ЧСС (к-во) Дых. (к-во) АД. мм рт.ст.

Подготовительный период и температура воздуха +20°С, интенсивность нагрузки 60% 13-14 лет Бег10х100 м Бег 5х60 м 554,0± 0,3 118,2± 1,1 110,2± 2,4 130± 1,7 442,2± 2,2 166,6± 2,4

Соревновательный период и температура воздуха +30°С, интенсивность нагрузки 60% 13-14 лет Бег 10x100 м Бег 5х60 м 661,5± 2,3 118,6± 1,6 112,3± 2,7 149,4± 3,6 554,6± 2,5 185,8± 4,2

Примечание. Все данные - это средние показания.

Из исследования видно, что на этапе начальной спортивной специализации повышение тренированности и адаптированность организма к таким факторам, как жара и физическая нагрузка, в значительной степени связывалось с неуклонным увеличением общего объема тренировочных нагрузок. Поэтому уровень физического развития, двигательных качеств и функциональных показателей улучшился оптимально, без отрицательного отклонения при температуре воздуха до 30°С. Хотя физическая нагрузка воздействовала неодинаково при различных температурах воздуха, однако организм детей быстро адаптировался в условиях повышенной температурной среды южных регионов Украины и России. Подобная форма и методика системы подготовки спортсменов на начальном этапе оказалась более приемлемой не только для развития аэробных и анаэробных способностей, но и в целом для роста силы, быстроты, скоростно-силовой и скоростной выносливости и выполнения запланированного большого объема физической нагрузки, благодаря чему стало возможным сохранение массовости занятий при переходе на многолетний план спортивной тренировки.

Выводы:

1. На начальном этапе системы спортивной подготовки необходимо осуществить отбор талантливых, одаренных и имеющих хорошую физическую подготовку детей в возрасте 9-12 лет, у которых наблюдается устойчивый интерес к занятиям спортом.

2. Для этого возраста в годовом цикле занятий следует отводить до 70 % времени на ОФП с использованием народных, подвижных игр, поднятий тяжестей, тренажеров, плавания и до 30 % времени на СФП с уклоном на легкоатлетические виды спорта, такие как тренировки для развития двигательных качеств, укрепления состояния здоровья организма и общей физической базы для последующих занятий спортом.

3. Для повышения общего объема физической нагрузки для детей и подростков в подготовительном и соревновательном периодах интенсивность нагрузки не следует превышать более чем на 60 % от максимальной скорости для специализирующихся в беге на средние и длинные дистанции в условиях повышенной температурной среды южных регионов Украины и России.

4. По данным врачебно-педагогического контроля установлено, что показатели функциональной системы при температуре до 20°С были оптимальны в процессе выполнения физической нагрузки в подготовительном пе-

риоде, а в соревновательном периоде при температуре воздуха плюс 30°С показатели функциональной системы организма человека увеличивались от 15 до 35 % по сравнению с низкой температурой воздуха.

Литература

1. Асатрян, К.А. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у спортсменов в условиях жаркого климата [Текст] / К.А. Асатрян // Спорт в современном обществе : Всемирный научный конгресс «Биология, биомеханика, медицина, физиология». - М., 1974. - 78 с.

2. Губа, В.Е. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта [Текст] / В.Е. Губа. - М., 2008. - 304 с.

3. Летунов, С.П. Оценки воздействия многолетних занятий спортом на состояние сердечно-сосудистой системы [Текст] / С.П. Летунов // Врачебные наблюдения за спортсменами в процессе тренировки. - М., 1966. - С. 35-38.

4. Мотылянская, Р.Е. Возрастные проблемы спортивной медицины [Текст] / Р.Е. Мотылянская // Теор. и практ. физ. культ. - 1979. - № 5. - С. 32-35.

5. Никитушкин, В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов [Текст] / В.Г. Никитушкин. - М., 2010. - 240 с.

6. Родионов, А.В. Психофизическая тренировка [Текст] / А.В. Родионов. - М. : ТООДар, 1995. - 64 с.

7. Филин, В.П. Спортивная подготовка как многолетний процесс [Текст] /

B.П. Филин // Современная система подготовки. - М. : СААМ, 1995. -

C. 351-389.

8. Фискалов, В.Д. Спорт и система подготовки спортсменов [Текст] / В.Д. Фискалов. - М., 2011. - 392 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.