Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество образовательной деятельности / высшие образовательные учреждения / маркетинговая деятельность / эффективность / результативность / оценка эффективности и результативности / критерии оценки / цифровая трансформация / quality of educational activities / higher educational institutions / marketing activities / efficiency / effectiveness / evaluation of efficiency and effectiveness / evaluation criteria / digital transformation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виктор Павлович Семенов, Маргарита Владимировна Медведева, Михаил Геннадьевич Подлевских

В статье представлены результаты теоретического исследования вопроса оценки эффективности и результативности высших образовательных учреждений. Проведен анализ статистических данных современного состояния высшего образования в России. Выявлена необходимость оценки эффективности и результативности в системе высшего образования, рассмотрены основные подходы к оценке эффективности и результативности маркетинговой деятельности учреждений высшего образования Разработан на основе существующих исследований перечень критериев и показателей результативности и эффективности высшего образовательного учреждения в условиях цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виктор Павлович Семенов, Маргарита Владимировна Медведева, Михаил Геннадьевич Подлевских

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR ASSESSING THE EFFECTIVENESS AND EFFICIENCY OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION

The article presents the results of a theoretical study in order to assess the effectiveness and efficiency of a higher educational institution. The analysis of the statistics of the current state of higher education in Russia is carried out. The results of evaluating the effectiveness and efficiency in higher education are analyzed, and the main approaches to evaluating the effectiveness and efficiency of marketing activities of higher education institutions are considered.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

Петербургский экономический журнал. 2022. № 1-2. С. 140-149. St. Petersburg Economic Journal. 2022. № 1-2. Р 140-149.

Научная статья УДК 338.1

DOI: 10.24412/2307-5368-2022-1-2-140-149

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

CRITERIA FOR ASSESSING THE EFFECTIVENESS

AND EFFICIENCY OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION

Виктор Павлович СЕМЕНОВ

профессор кафедры менеджмента и систем качества института ИМПРОТЕХ Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета («ЛЭТИ»), доктор экономических наук, профессор, vps@etu.ru

Viktor P. SEMENOV

Professor of the Department of Management and Quality Systems of the Institute IMPROTEKH of St. Petersburg State Electrotechnical University («LETI»), Doctor of Economics, Professor, vps@etu.ru

Маргарита Владимировна МЕДВЕДЕВА

аспирант кафедры менеджмента и систем качества института ИМПРОТЕХ Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета («ЛЭТИ»), margosh_ik@mail.ru

Margarita V. MEDVEDEVA

Post-graduate student of the Department of Management and Quality Systems of the Institute IMPROTEH, St. Petersburg State Electrotechnical University («LETI»), margosh_ik@mail.ru

Михаил Геннадьевич ПОДЛЕВСКИХ

аспирант кафедры прикладной экономики института ИМПРОТЕХ Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета («ЛЭТИ»), 9213977915@mail.ru

Mikhail G. PODLEVSKY

Post-graduate student, Department of Applied Economics, IMPROTECH Institute, St. Petersburg State Electrotechnical University («LETI»), 9213977915@mail.ru

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического исследования вопроса оценки эффективности и результативности высших образовательных учреждений. Проведен анализ статистических данных современного состояния высшего образования в России. Вывлена необходимость оценки эффективности и результативности в системе высшего

© Семенов В. П., Медведева М. В., Подлевских М. Г., 2022. 1 ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 1-2 • 2022

образования, рассмотрены основные подходы к оценке эффективности и результативности маркетинговой деятельности учреждений высшего образования Разработан на основе существующих исследований перечень критериев и показателей результативности и эффективности высшего образовательного учреждения в условиях цифровизации.

Ключевые слова: качество образовательной деятельности, высшие образовательные учреждения, маркетинговая деятельность, эффективность, результативность, оценка эффективности и результативности, критерии оценки, цифровая трансформация

Abstract. The article presents the results of a theoretical study in order to assess the effectiveness and efficiency of a higher educational institution. The analysis of the statistics of the current state of higher education in Russia is carried out. The results of evaluating the effectiveness and efficiency in higher education are analyzed, and the main approaches to evaluating the effectiveness and efficiency of marketing activities of higher education institutions are considered.

Key words: quality of educational activities, higher educational institutions, marketing activities, efficiency, effectiveness, evaluation of efficiency and effectiveness, evaluation criteria, digital transformation

Введение. Конституцией и Законом Российской Федерации «об образовании» установлена приоритетность высшего образования и учет интереса личности. Основополагающая задача высшего образования является систематическое воспроизводство личности как носителя, пользователя, потребителя и творца национального интеллектуального потенциала.

Переход в России от плановой к рыночной экономике обусловил необходимость переориентации производства с целью удовлетворения нужд и потребностей клиентов. Данная тенденция характерна не только для материального производства, но и для сферы услуг, в частности в сфере высшего образования. Модернизация системы высшего образования, происходящая на протяжении достаточно длительного времени и характеризующаяся ее интеграцией в международное пространство, сокращением бюджетного финансирования, предоставлением университетам большей автономии, определила развитие рынка образовательных услуг и формирование внутри

него конкурентной среды. В этой связи остро встает проблема поиска подходов к управлению вузами, обеспечивающих их финансовую устойчивость, развитие инновационно-предпринимательской среды, повышение конкурентоспособности и положения в российских и международных рейтингах.

Образовательные учреждения в целях максимального удовлетворения спроса на образовательные услуги должны быть способны выдерживать высокую конкуренцию на рынке. В целях повышения конкурентоспособности образовательным учреждениям следует прибегать к применению маркетингового подхода управления образовательной организацией, формированию долгосрочной маркетинговой стратегии, применению на практике маркетинговых инструментов и создание специального структурного подразделения в составе образовательного учреждения.

Актуальность и значимость маркетинга, необходимость более полного использования его функций в управлении требует адаптации существующих методов оценки результативно-

сти и эффективности маркетинга к образовательным организациям высшего образования.

Именно поэтому, целью данной статьи является изучение понятий эффективности и результативности системы образовательной деятельности в учреждениях высшего образования, а также анализ подходов к процессу отбора критериев оценки эффективности и результативности высшего образовательного учреждения и их адаптация к условиям цифровой трансформации в современном мире.

Основа и методы исследования. При написании статьи были использованы основные методы теоретического исследования: теоретический анализ, сравнение, синтез, формализация, индукция и моделирование. Литературной базой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области оценки деятельности организаций высшего образовани. В российской науке проблемам развития маркетингового управления посвящены работы В. М. Ананишнева[1], О. В. Вандриковой [2], И. В. Захаровой [3], Н. С. Мушкетовой [4], В. А. Осовцева [5], Р. И. Сердюк, А. П. Панкрухина [6], С. Н. Фурсик [7], Д. А. Шевченко [8], Н. К. Шеметовой [9] и др. В данном исследовании авторами также изучены теоретико-методологические аспекты оценки уровня развития и эффективности маркетинговой деятельности организаций, изложенные в трудах О.А. Скуматовой [11], Г.А. Яшевоой [12], M. Solcansky, I. Simberova

[13], Е. Д. Липкиной [10], Е. В. Маркеловой

[14], В. С. Просаловой и Е. Н. Смольянино-вой[15] и зарубежных исследователей, таких как Maceli K., Horner S., Baack D. [16], Kenny J. [17], M. M. Kosor [18], D'Elia V., Ferro G. [19], Nazarko J., Saparauskas J. [20] и др.

Следует отметить ограниченность публикаций и научных работ в данной предметной области как у отечественных ученых, так и у зарубежных авторов. Связано это, в первую очередь со сложностью и неоднозначностью процесса оценки эффективности и результативности деятельности высших образовательных учреждений.

Статистика высшего образования в России и в мире. По статистическим данным, предоставленным Министерством науки и

высшего образования Российской Федерации, в нашей стране (по состоянию на 2021 г.) зарегистрировано 1239 учреждения высшего образования, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, из которых 1097 учреждений имеют свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности [21]. Сравнивая данный показатель, с аналогичным по миру (согласно сведениям, предоставленным сервисом международной статистики [22]), Россия занимает 6 место по количеству университетов в странах по всему миру. Важно также отметить, что модернизация системы образования в нашей стране повлекла за собой процесс сокращения количества выдаваемых лицензий и свидетельств аккредитации. По статистике, с 2017 по 2021 г., в России количество организаций с лицензией на образовательную деятельность снизилось на 146 (10,5%) учреждений [21]. Согласно международному исследованию индекса уровня образования (на основе измерения грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся) Институтом статистики ЮНЕСКО, по данным на 2020 г., Россия занимает 39 место из 189 [23]. По аналогичному рейтингу эффективности национального образования (составленному британской компании Pearson) Россия занимает 34 место из 50 (общий индекс эффективности, включающий уровень образования и оценку когнитивных навыков выпускников составил 49,1 из 100) [24]. Результаты международных исследований, данные статистики, ужесточение требований к организациям образовательной деятельности и тщательный контроль за данной сферой лишь подтверждает тот факт, что большое количество университетов в стране, к сожалению, не гарантирует качества предоставляемых услуг. Именно поэтому вопрос объективной оценки результативности и эффективности учреждений высшего образования в настоящее время является актуальной проблемой, не только государственных структур, но и, непосредственно, организаций высшей образовательной деятельности, как возможность внутреннего контроля деятельности и обеспечения конкурентоспособности в современных условиях функционирования.

Определение эффективности и результативности в системе высшего образования.

Достижение эффективности и результативности является ключевыми вопросами современной бизнес-среды. К сожалению, многие организации воспринимают данные термины как взаимозаменяемые и ограничиваются исключительно расчетом ключевых показателей деятельности. Необходимость использования маркетинга в деятельности образовательных организаций требует обоснования эффективности его применения и развития.

Согласно ведущему иностранному онлайн словарю (Dictionary.com), результативность представляет собой результат, достаточный для достижения поставленной цели, другими словами: факт получения запланированного и ожидаемого результата деятельности [25].

Эффективность в данном словаре описывается, как: состояние деятельности (процесса), реализованной или функционирующей наилучшим образом с наименьшими потерями времени и усилий [26]. Тогда, как результативность больше относится к достижению конкретных показателей, то эффективность можно обозначить как «качество» процесса достижения этих показателей. На рисунке 1 представлен краткий обзор различий между эффективностью и результативностью.

Отличие коммерческих организаций от учреждений образовательной деятельности в первую очередь связано с расстановкой приоритетов результатов деятельности. Общепри-

нятым является нацеленность коммерческих предприятий на получение прибыли, как основополагающего результата деятельности, с учетом технологических результатов, экологических, социальных и т. д. В учреждениях образовательной деятельности, также как и в других организациях некоммерческой основы, приоритет не всегда ставится на достижение прибыли, преобладающим фактором деятельности является социальный эффект от полученных результатов (доля образованного населения на территории страны, востребованность дипломированных специалистов в стране и в мире и т. д.). Именно поэтому, для измерения результативности и эффективности деятельности высших образовательных учреждений требуется совершенно другой набор критериев и показателей оценки.[16, с.38] Достижение эффективности и результативности в образовательной деятельности зависит от того, как органы государственной власти создают правильную основу, в которой могут работать высшие учебные заведения. Среди прочих факторов это характеризуется адекватным финансированием и эффективной политикой обеспечения качества, формированием системы большей автономности учебных заведений с подотчетностью перед заинтересованными сторонами. [29]

Маркетинговая деятельность образовательных организаций: оценка результативности и эффективности. По мнению большинства авторов, Е. Д. Липкиной, О. А. Скуматовой,

Результативность

* Работа должна быть выполнена точно

■ Целвуст рем ленность {на илучиий бозможн ый pi зул ьтат, независимо от исполняемых ре су рсоэ}

•Лкцент на средства и щели реализации

- УлучшаЕТ качест SD работы (оривнтаци ч на будущее)

• & первучючередь огабочен внешними результатами (конкурентное положение на рынке)

-Формулировка стратегии ориентация "а фактические результаты]

j а

Эффективность

■ Работа должна быть выполнена правильно

* Ориентир аинность на процесс [наилучшие возможные методы с наименьшими утратами ресурсов)

■ Акцент на входы и выпады процесса

' Улучшает текущий рабочий процесс (ориентирован на настоящее!

■ Е первую очередь касается внутренних механизмов (исп&л ыоым ие минимальных рссу рсоь компании для максимальной отдачи]

■ Реализации стратег ин(ориентация на процессы)

Рисунок 1 - Основные аспекты результативности и эффективности Figure 1 - Main aspects of effectiveness and efficiency Примечание. Составлено авторами по [27; 28].

Г. А. Яшевой и др., комплексная оценка эффективности и результативности маркетинговой деятельности все еще остается наименее разработанной областью как в теоретических, так и в прикладных аспектах исследований. Более того, специалистами до сих пор не выработаны доступные для практического использования в аналитической работе образовательных организаций методические основы оценки уровня развития и эффективности маркетинга.

Проблема оценки маркетинговой деятельности организаций высшего образования рассматривается исследователями с самих разнообразных сторон и контекстов от экономического до социального.

Как отмечает Е. В. Маркелова, «эффективность и результативность маркетинга может быть измерена разными методиками». Одни методики могут носить чисто экономический характер, другие же позволяют провести лишь экспертную оценку эффективности, результативности» [14]. При этом комплексная оценка эффективности и результативности маркетинговой деятельности все еще остается наименее разработанной областью как в теоретических, так и в прикладных аспектах исследований. Более того, специалистами до сих пор не выработаны доступные для практического использования в аналитической работе образовательных организаций методические основы оценки уровня развития и эффективности маркетинга [13].

Исследования международных подходов к оценке эффективности и результативности образовательных организаций в основном базируется на соотношении запланированных результатов заранее отобранных критериев с фактическими значениями (достижение результативности), и соотношении данных результатов с экономическими затратами (экономический подход к оценке эффективности) и социальными результатами (расчет социальных индексов уровня образовательной деятельности посредством сведений международных статистических данных) [19; 20; 17].

Также, наиболее популярными методами оценки эффективности образовательных организаций,используемыми в иностранных исследованиях, являются методы БЕЛи ББЛ,

построенные на определении эффективности, как совокупности двух факторов: технологических и социо-экономических. Данные методы достаточно удобны и универсальны, поскольку позволяют учитывать любые критерии и показатели эффективности, распределяя их перед оценкой на технологические и социально-экономические [18; 21].

Критерии оценки результативности и эффективности высшего образовательного учреждения.

Поскольку оценка эффективности непосредственно связана с процессом реализации деятельности высшего образовательного учреждения, выбор критериев оценки должен быть обусловлен входами и выходами процесса деятельности, представленными на рисунке 2.

Подбор показателей и критериев измерения процесса деятельности учреждения высшего образования можно сопоставить с рассматриваемыми Е. Д. Липкиной маркетинговыми метриками оценки, включающие в себя: финансовые показатели деятельности (рентабельность, издержки, объем продаж); показатели эффективности взаимодействия с клиентами (динамику клиентской базы, показатели удовлетворенности и лояльности); показатели рыночной эффективности (конкурентоспособность, рыночная доля, темпы роста рынка) [10]. Контекстуальные показатели, представленные на рисунок 2, а также выходы процесса формируют основу оценки эффективности процесса деятельности высшего образовательного учреждения. Их необходимо сопоставить с существующими видами оценки эффективности (технологическая, правовая, социальная, экономическая, политическая), а также с сформированными критериями результативности для формирования общей эффективности процесса.

Таким образом, критерии и показатели оценки результативности образовательной организации Высшего образования представлены в таблица 1.

В соответствии с сформированными критериями оценки результативности, в таблице 2 представлены критерии для оценки эффективности.

Вход процесса

Выход процесса

Контекстуальные показатели (социальные условия, организационная инфраструктура, требования государственных структур, условия системы образовательной деятельности)

Рисунок 2 - Описание измерения процесса деятельности учреждения высшего образования Figure 2 - Description of the measurement of the process of activity of a higher education institution Примечание. Составлено авторами по [16; 31].

Таблица 1 - Критерии и показатели оценки результативности учреждения высшего образования Table 1 - Criteria and indicators for evaluating the effectiveness of higher education institutions

Критерии оценки Показатели результативности

Учебная деятельность Средний балл ЕГЭ абитуриентов, поступающих в университеты по программам бакалавриата и специалитета на место, финансируемые за счет бюджетных средств

Численность студентов, являющихся победителями всероссийских олимпиад, принятых на очную форму обучения по программам бакалавриата или специалитета по направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады

Удельный вес численности студентов, обучающихся по программам магистратуры, в общей численности приведенного контингента обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета и магистратуры

Удельный вес численности студентов, имеющих диплом бакалавра, специалиста или магистра других организаций, принятых на первый курс на обучение по программам магистратуры образовательной организации, в общей численности студентов, принятых на первый курс по программам магистратуры на очную форму обучения

Численность аспирантов образовательной организации в расчете на 100 студентов

Научно-исследовательская деятельность Количество цитирований публикаций, изданных за последние 5 лет, индексируемых в системе научного цитирования Web of Science Core Collection в расчете на 100 НПР

Количество цитирований публикаций, изданных за последние 5 лет, индексируемых в Российском индексе научного цитирования (далее - РИНЦ) в расчете на 100 НПР

Количество лицензионных соглашений

Количество полученных грантов за отчетный год в расчете на 100 НПР

Окончание табл. 1

Критерии оценки Показатели результативности

Число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Scopus, в расчете на 100 НПР

Международная деятельность Удельный вес численности иностранных студентов (кроме стран Содружества Независимых Государств (далее - СНГ)), проходящих обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов

Удельный вес численности иностранных студентов из СНГ, проходящих обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов

Численность зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей, осуществляющих трудовую деятельность в образовательной организации не менее 1 семестра

Удельный вес численности иностранных граждан (кроме стран СНГ) из числа аспирантов образовательной организации в общей численности аспирантов

Финансово- экономическая деятельность Доходы образовательной организации из средств от приносящей доход деятельности в расчете на одного НПР

Доля доходов из средств от приносящей доход деятельности в доходах по всем видам финансового обеспечения (деятельности) образовательной организации

Отношение средней заработной платы НПР в образовательной организации (из всех источников) к средней заработной плате по региону

Доходы образовательной организации из всех источников в расчете на численность студентов

Кадровый состав Удельный вес профессорско-преподавательского состава (далее по тексту -1II 1С), имеющих ученую степень кандидата наук, в общей численности ППС

Удельный вес ППС имеющих ученую степень доктора наук, в общей численности ППС

Число ППС, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, в расчете на 100 студентов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доля штатных работников ППС в общей численности ППС

Таблица 2 - Критерии оценки эффективности учреждения высшего образования Table 2 - Criteria for evaluating the effectiveness of higher education institutions

Критерий оценки Процесс оценки

Экономическая эффективность Сопоставление фактических результатов деятельности с доходами и расходами по каждому индикатору процесса. Соотношение полученных результатов деятельности к затраченным ресурсам.

Социальная эффективность Сопоставление результатов деятельности по критериям результативности с аналогичными результатами по стране. Определение индекса уровня образования (измерения грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся) и оценка когнитивных навыков учащихся. Определение степени удовлетворенности студентов процессом предоставления услуги.Определение степени удовлетворенности сотрудников работой в учреждении.

Окончание табл. 2

Критерий оценки Процесс оценки

Технологическая эффективность Сопоставление доли технической оснащенностиуниверситета с количеством учащихся. Определение доли технического оборудования и программного обеспечения, подходящего для осуществления современных методов реализации образовательной деятельности.

Правовая эффективность Соответствие требованиям государственных структур к реализации образовательной деятельности

Политическая эффективность Сопоставление результатов международной деятельности с аналогичными результатамипо стране. Определение степени удовлетворенности иностранных студентов процессом обучения.

Общая эффективность Совокупность результатов оценки всех критериев эффективности процесса деятельности образовательного учреждения.

Таким образом, процесс осуществления оценки результативности и эффективности деятельности высшего образовательного учреждения можно разбить на два этапа: первым этапом является оценка результативности процесса деятельности по выделенным критериям и показателям оценки результативности, второй этап включает в себя сопоставление полученных результатов с аналогичными показателями по стране (по возможности, желательно использование методов бенчмаркинга) и проведение оценки эффективности деятельности высшего образовательного учреждения по представленным критериям с получением вывода об общей эффективности деятельности учреждения.

Заключение

В рыночной экономике необходимость контроля удовлетворенности конечного потребителя и определения степени эффекта от полученных результатов является основой формирования конкурентоспособности и выживаемости любой организационной структуры.

На сегодняшний день статистика, результаты опросов и мнения ученых отражают снижение уровня качества уровня высшего образования, неэффективность существующей образовательной системы в стране и степени удовлетворенности заинтересованных сторон. Возможным способом решения существующей проблемы, является процесс разработки эффективной маркетинговой стратегии и, соответственно, методики оценки эффективности и результативности учреждений высшей образовательной деятельности.

Авторами статьи предложен набор критериев оценки результативности и эффективности образовательных учреждений высшего образования, охватывающие основные аспекты ее деятельности и оказывающие непосредственное влияние на качество образовательного процесса. В последующих работах будет разработана методика оценки эффективности и результативности деятельности университетов, представляющей собой пособием к действию для руководителей образовательных организаций.

Список источников

1. Ананишнев В. М. Маркетинг образовательных услуг: монография М.: ООО НИЦ «Инженер», 2015. Т. 8. 348 с.

2. Вандрикова О. В. Маркетинг образовательных услуг высшего образования // Вестник Академии знаний. 2017. № 4 (23). С. 65-70.

• 3. Захарова И. В. Маркетинг образовательных организаций: учебное пособие. Улья: новск: УИПК ПРО, 2014. 232 с.

: 4. Мушкетова Н. С. Стратегическая адаптация российских вузов в динамичной

• среде // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 27 (312). : С. 12-22.

• 5. Осовцев В. А., Радина О. И., Сердюк Р. И. Развитие национальных моделей вузов-I ского маркетинга отношений: монография. М.: РУСАЙНС, 2017. 160 с.

: 6. Панкрухин А. П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и высшем образо-

• вании: учебное пособие. М.: Интерпракс, 1995. 240 с.

I 7. Фурсик С. Н. Образовательный маркетинг как условия повышения эффектив-

• ности управления вузом // Ученые записки эффективности ИУО РАО. 2016. № 59. I С. 169-172.

: 8. Шевченко Д. А. Маркетинговое образование в России: учебник для студентов вузов. I М.: Юнити-Дана, 2017. 447 с.

; 9. Шеметова Н. К. Маркетинг в сфере высшего профессионального образования (на

• высоте Свердловской области): 08.00.05. Екатеринбург, 2013. 180 с.

• 10. Липкина Е. Д. Оценка эффективности эффективности вуза. Приволжский на: учный вестник. 2013. № 10 (26). С. 57-60.

• 11. Скуматова О. А. Совершенствование управления маркетинговой деятельностью предприятия по разработке системы достижения комплексной оценки ее эффектив-

: ности. Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические

• и юридические науки. 2010. № 4. С. 50-53.

I 12. Яшева Г. А. Эффективность маркетинга: методика, оценка и результат. Практический маркетинг. 2003. № 8. С. 8-15. | 13. Солчанский М., Симберова И. Измерение эффективности маркетинга // Эконо-: мика и управление. 2010. Т. 15. С. 755-759.

• 14. Маркелова Е. В. Проблематика исследования исследовательской политики вуза и оценка эффективности исследовательской деятельности // Инновационные

: технологии и экономика в машиностроении: сборник трудов V международной

• научно-практической конференции. Национальный исследовательский Томский : политехнический университет. Томск, 2014. С. 50-53.

: 15. Просалова В. С., Смольянинова Е. Н. Содержание исследования политики вузов и измерения ее оценки // Азимут научных исследований: педагогика и психология. : 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 163-166.

• 16. Масели К., Хорнер С., Баак Д. Эффективность и результативность в высшем об: разовании: взгляд заинтересованных сторон // Журнал бизнеса и экономики: ис-

• следования и перспективы. Т. 10. № 1. 2019. С. 35-53. (На англ.)

I 17. Кенни Дж. Эффективность и результативность высшего образования, Обзор австралийских университетов. Т. 50. № 1. 2008. С. 11-19. (На англ.)

• 18. Косор М. М. Измерение эффективности в большом образовании: концепция, ме-: тоды и перспективы / Procedía - Social and Behavioral Sciences 106. 2013. Р. 1031-1038.

(На англ.)

• 19. Ванеса ДЭлия и Густаво Ферро, 2019 г. «Эмпирическое измерение эффективно: сти в высшем образовании: обзор», Рабочие документы CEMA: Serie Documentos de

• Trabajo. 708, Университет дель СЕМА. (На англ.)

: 20. Йоаничуш Назарко и Йонас Шапараускас. Применение метода DEA в оценке

• эффективности государственных вузов // Технологическое и экономическое I развитие экономики. № 20:1. 2014. С. 25-44. DOI: 10.3846/20294913.2014.837116

(На англ.)

• 21. Применение методов DEA и SFA для количественной оценки аналитических и \ социо-экономических факторов на эффективность сельскохозяйственных предпри-

• ятий / С. В. Лобова, Е. В. Понькина, С. А. Межин, Д. В. Курочкин // Вестник алтайской I науки. 2014. № 1(19). С. 258-267.

: 22. Статистические данные МИНОБР России. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/

: stat/highed/ (дата обращения: 15.05.2022).

j 23. Образование в мире - статистика и факты. URL: https://www.statista.com/

: topics/7785/education-worldwide/#dossierKeyfigures (дата обращения: 15.05.2022).

• 24. Индекс уровня образования (международный рейтинг) . URL: https://gtmarket. : ru/ratings/education-index(дата обращения: 15.05.2022).

• 25. Эффективность национальной системы образования (международный рейтинг). I URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-index-of-cognitive-skills-and-educational-

• attainment (дата обращения: 15.05.2022).

• 26. Международный словарь терминов. Понятие результативности. URL: https://www. i dictionary.com/browse/efficientness(дата обращения: 17.05.2022).

• 27. Международный словарь терминов. Понятие эффективности. URL: https://www. I dictionary.com/browse/efficiency(дата обращения: 17.05.2022).

• 28. Эффективность vs. Эффективность: в чем разница? (международный электрон-j ный журнал), 2021. URL: https://www.zippia.com/advice/efficiency-vs-efficientness/(дата : обращения: 17.05.2022).

• 29. Различия между эффективностью и результативностью (международный элек-: тронный бизнес-журнал), 2018. URL: https://keydifferences.com/difference-between-

• efficiency-and-efficientness.html (дата обращения: 17.05.2022).

• 30. Эффективное и результативное высшее образование. Европейское образовательное пространство, 2020 г. URL: https://education.ec.europa.eu/education-levels/

• higher-education/higher-education-initiatives/quality-and-relevance/efficientness-and-: efficiency(дата обращения: 25.05.2022).

• 31. Куприянова В., Беннетот Пруво Э., Эстерманн Т. (2020). Автономия, эффективность и действенность - возможности для высшего образования: эксперименталь-

• ное исследование. В: Curaj, A., Deca, L., Pricopie, R. (ред.) Европейское пространство

• высшего образования: вызовы нового десятилетия. Спрингер, Чам. https://doi. : org/10.1007/978-3-030-56316-5_27 (На англ.)

Статья поступила в редакцию 26.05.2022; одобрена после рецензирования 05.06.2022; принята к публикации 30.06.2022.

The article was submitted 26.05.2022; approved after reviewing 05.06.2022; accepted for publication 30.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.