Научная статья на тему 'Критерии отбора англоязычных эстрадных песен для профессионально-личностного развития студентов языкового вуза'

Критерии отбора англоязычных эстрадных песен для профессионально-личностного развития студентов языкового вуза Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
227
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / АНГЛОЯЗЫЧНЫЕ ЭСТРАДНЫЕ ПЕСНИ / КРИТЕРИИ ОТБОРА АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ПЕСЕН

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Серебренникова О.Л.

Статья предлагает критерии отбора англоязычных эстрадных песен для профессионально-личностного развития студентов языкового вуза. Англоязычная эстрадная песня рассматривается как средство и цель обучения. В качестве цели обучения англоязычные песни являются фактом, «зеркалом» культуры. Рассмотрены следующие критерии отбора англоязычных песен: аутентичность, вариативность, актуальность, тематическое соответствие, значимость песни в контексте англоязычных и мировой культур, культурологическая насыщенность, проблемность, функциональность, разнообразие типов и форм речи, эмоциональная заряженность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Серебренникова О.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии отбора англоязычных эстрадных песен для профессионально-личностного развития студентов языкового вуза»

Критерии отбора англоязычных эстрадных песен для профессионально-личностного развития студентов языкового вуза

Серебренникова Оксана Леонидовна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации, Забайкальский государственный университет, silverchita@mail.ru

Статья предлагает критерии отбора англоязычных эстрадных песен для профессионально-личностного развития студентов языкового вуза. Англоязычная эстрадная песня рассматривается как средство и цель обучения. В качестве цели обучения англоязычные песни являются фактом, «зеркалом» культуры. Рассмотрены следующие критерии отбора англоязычных песен: аутентичность, вариативность, актуальность, тематическое соответствие, значимость песни в контексте англоязычных и мировой культур, культурологическая насыщенность, проблем-ность, функциональность, разнообразие типов и форм речи, эмоциональная заряженность.

Ключевые слова: обучение иностранному языку, англоязычные эстрадные песни, критерии отбора англоязычных песен, содержание обучения иностранному языку, профессионально-личностное развитие студентов языкового вуза.

о

Е

£

СП

0

м

01 г

Цель настоящей статьи - представить критерии отбора англоязычных эстрадных песен для их использования как средства профессионально-личностного развития студентов языкового вуза.

Адресатом предполагаемой методики является студент языкового вуза. При этом мы не делаем акцента на конкретной специализации: педагогической, переводческой или прикладной, поэтому предлагаемая методика может найти применение в процессе подготовки по любому профилю.

Содержание обучения иностранному языку понимается по-разному различными авторами, но ключевыми на сегодняшний день являются компоненты, связанные с языком, речью и культурой. Г. В. Рогова включает в содержание обучения иностранному языку три составляющих: лингвистическую, психологическую и методологическую [Рогова, 1998]. Н. Д. Гальскова и Н. И. Гез в книге «Теория обучения иностранным языкам. Лингводидак-тика и методика» [Гальскова Н.Д., Гез Н.И., 2008, с. 123-139] выделяют два аспекта содержания обучения ИЯ: предметный и процессуальный. К предметному аспекту они относят следующие компоненты: сферы и ситуации общения, тематическое содержание и собственно тексты различного вида и значения, коммуникативные цели и задачи, страноведческий и лингвострановедческий материал, языковые знания. К компонентам процессуального аспекта вышеназванные авторы относят навыки и умения общения на иностранном языке: навыки использования языковой информации, умения в чтении, говорении, аудировании, письме, переводе, компенсационные умения, общеучебные навыки и умения.

Сама по себе аутентичная эстрадная песня представляет собой текст и относится в классификации Н. Д. Гальсковой и Н. И. Гез к предметному аспекту содержания.

Текст в контексте обучения ИЯ является важнейшим компонентом содержания [Гальскова, 2008; Соловова, 2010, Бим, 2007]. Тексты реализуют следующие функции: коммуникативную, прагматическую, познавательную (когнитивную) и эпистемическую [Гальскова Н.Д., Гез Н.И., 2008, с 129-130]. Коммуникативная функция предполагает выполнение задач общения. Прагматическая состоит в том, что на собеседников в процессе продукции/рецепции текста его составляющие оказывают определенное психологическое или социаль-

ное воздействие с целью изменения мнения или отношения, выработки ценностей и норм, формирования вкусов и интересов. Познавательная, или когнитивная функция позволяет получать разного рода информацию, новые знания из текстов. И, наконец, эпистемическая функция означает отображение и воспроизведение в текстах особенностей окружающего мира и самих людей с их интересами, понятиями, отношениями, взглядами, т. е. тексты имеют свойство накопления и хранения информации и опыта. Именно это делает тексты «зеркалом культуры», поскольку в тексте, таким образом, оказываются представленными социокультурные, страноведческие, лингвострановедче-ские факторы.

Из рассмотренных функций текстов для англоязычной эстрадной песни наиболее значимой будет именно последняя - эпистемическая функция, ведь англоязычная эстрадная песня, с одной стороны, сама по себе является фактом культуры, а с другой - насыщена страноведческой информацией, фактами культуры.

Например, в качестве важного факта культуры, компонента фоновых знаний носителей англоязычных культур, несомненно, можно рассматривать такие общеизвестные в англоязычном (и не только) мире песни, как "Imagine" Джона Леннона, "Let It Be" Битлз, "We are the Champions" Квин, "New York, New York" Фрэнка Синатры, которые невозможно не знать, живя в англоязычном мире или изучая английский язык.

Рассматривая песню как «зеркало культуры» стран изучаемого (английского) языка, нужно учитывать, что песня может быть посвящена какому-либо историческому событию. Это, например, песня "Sunday Bloody Sunday" группы U2 трагическом событии 1972 года в истории Великобритании, когда британские власти убили 26 невооруженных человек в городе Дерри, Северная Ирландия, протестующих в борьбе за права человека и случайных свидетелей или песня "Buffalo Soldier" Боба Марли об особом роде войск в США, сформированным в 1866 из насильно привезенных африканцев и использующихся для подавления коренных американских племен. Также в песне могут упоминаться реалии культуры стран изучаемого языка (например, песня "Viva Las Vegas" Элвиса Пресли о заманчивом, блестящем и опасном мире казино, песни "Blackbird" Битлз и "Ebony and Ivory" Пола Маккартни совместно со Стиви Вандером о расовых проблемах). Наконец, песня может отражать ценности или идеалы, свойственные культуре стран изучаемого языка, например песня "American Life" Мадонны о переоценке и «фальшивости» американской мечты, песня "Allentown" Билли Джоу-эла о трудной судьбе рабочих закрывающихся заводов, "Wessex Boy" Фрэнка Тернера о любви к своему родному городу, "New York, New York" Фрэнка Сина-тры о манящем знаменитом городе.

Для обучения иностранному языку и осуществления профессионально-личностного развития студентов языкового вуза мы разработали четкие и конкретные критерии отбора англоязычных эст-

радных песен. Исходя из особенностей англоязычных эстрадных песен, целей и задач обучения, мы предлагаем следующие критерии:

1) аутентичность,

2) вариативность,

3) актуальность,

4) тематическое соответствие,

5) значимость песни в контексте англоязычных и мировой культур,

6) культурологическая насыщенность,

7) проблемность,

8) функциональность,

9) разнообразие типов и форм речи,

10) эмоциональная заряженность.

Аутентичность как критерий отбора предполагает, что мы отбираем только песни, созданные носителями языка (в основном стран внутреннего круга вариантов английского), а также некоторые песни из внешнего и расширяющегося кругов, чтобы продемонстрировать различные варианты мирового английского языка. Например, "Across the Universe" by the Beatles, "Strangers in the Night" by Frank Sinatra представляют песни внутреннего круга, "No Woman, No Cry" by Bob Marley - песня внешнего круга, "Dancing Queen" by ABBA, "Goodbye My Love, Goodbye" by Demis Roussos - представляют авторов расширяющегося круга английского языка.

Вариативность означает, что отбираемые песни должны представлять различные жанры популярной эстрадной англоязычной песни (поп, соул, хип-хоп, кантри, танцевальный, регги, блюз, рэп, рок, рок-н-ролл, спиричуэлс (христианские афроамери-канские песнопения), R&B, фолк), а также возможность постоянного обновления песен в соответствии с меняющимися тенденциями и предпочтениями поколений студентов. Например, "Buffalo Soldier" by Bob Marley - это регги (reggae), "Black or White" by Michael Jackson - поп-рок (r&B, pop rock), "A Little Less Conversation" - рок (rock), "Hotel California" by Eagles - блюз-рок (soft rock), "Go Down Moses" by Louis Armstrong - спиричуэл (spiritual), "Walk This Way" by Aerosmith - хард-рок (hard rock, funk rock), "Rolling in the Deep" by Adele -соул, блюз (soul, blues), "Smells Like Teen Spirit" by Nirvana - гранж (grunge), "Love Shack" by B52 -дэнс-рок (dance-rock, new wave), "Radioactive" by Imagine Dragons - альтернативный рок, электроник-рок (electronic rock, alternative rock).

Актуальность понимается как соответствие интересам и возрастным особенностям студентов. К примеру, для молодежи всегда интересны песни о сложных межличностных отношениях, неудовлетворенности отношениями ("Rolling in the Deep" by Adele, "Sacrifice" by Elton John, "Cool Kids" by Echosmith, "Attention" by Charlie Puth), о романтических отношениях ("Unchained Melody" by Righteous Brothers, "My Heart Will Go On" by Celine Dion, "Sorry" by Justin Bieber, "Unconditionally" by Katy Perry), о проявлении себя несмотря на обстоятельства, о борьбе и преодолении ("Firework", "Roar" by Katy Perry, "Radioactive", "Thunder" by Imagine Dragons).

o о и n m S m

О m n m

й А

s £ m О X О

m О

Dl

n

А

w

о

и А

X

s m

0

сч

м

01 Z

Тематическое соответствие - это прежде всего соответствие программе курса и/или специализации студентов и уровню владения языком. Например, песни по теме Travelling - "Born to Run" by Bruce Springsteen, "Leaving on a Jet Plane" by John Denver, "Two of Us" by The Beatles, "No Roots" by Alice Merton, "Like a Rolling Stone" by Bob Dylan; по теме Education - "ABC" by Jackson 5, "Another Brick in the Wall" by Pink Floyd, "Fifteen" by Taylor Swift; по теме Money - "Money" by Pink Floyd, "Money" by Michael Jackson, "Money for Nothing" by Dire Straits, "Money, Money, Money" by ABBA, по теме Nature -"Mother Nature's Son" by The Beatles, "Earth Song' by Michael Jackson, "Every Time It Rains" by Ace of Base.

Значимость песни в контексте англоязычной и мировой культуры предполагает, что мы отбираем, в частности, такие культурно значимые, широко известные не только в англоязычных странах песни, как "Imagine" by John Lennon, "Yesterday", "Hey, Jude" by The Beatles, "Bohemian Rhapsody" by Queen, "Blowing in the Wind" by Bob Dylan, "With or Without You" by U2, "Fields of Gold" by Sting.

Культурологическая насыщенность - это представленность в песне фактов, явлений, ценностей изучаемой культуры. К культурологически насыщенным песням можно отнести, например, песню об особенностях поведения англичан и американцев, а также о необходимости оставаться самим собой "Englishman in New York" by Sting, песню об истреблении коренных американцев во время колонизации Северной Америки "Don't Drink the Water" by Dave Mathews, песню о Мартине Лютере Кинге "Pride (In the Name of Love)" by U2.

Проблемность, т.е. возможность рассматривать и обсуждать через песню социальные, социокультурные, межкультурные, политические, экономические проблемы, является необходимым условием достижения поставленных целей работы с песней. Песни, содержание которых отличается ярко выраженной проблемностью, позволяют создать естественные ситуации для дискуссий, обмена мнениями, способствуя развитию иноязычных речевых умений. В качестве примера «проблемно заряженных» песен можно привести "Take Me to Church" by Hozier, "Another Day in Paradise" by Phil Collins, "Chained to the Rhythm" by Katy Perry (социальная проблематика), "Give Peace a Chance" by John Lennon, "They Don't Care About Us" by Michael Jackson (политические проблемы), "Black or White" by Michael Jackson, "Ebony and Ivory" by Paul McCartney and Stevie Wonder, "Half-Breed" by Cher (расовые проблемы)...

Функциональность - возможность использования песни для совершенствования речевых навыков и умений, создания на ее основе разного рода упражнений: клоуз-тестов (с пропусками слов), переводных, закрытых и открытых тестов на понимание прослушанного, заданий по смысловой и лингвистической интерпретации песни, на поиск и тренировку определенных лексических и грамматических структур, заданий по созданию собственного продукта на основе песни (сочинение, эссе, диа-

лог, презентация, исполнение, инсценировка, пародия, классификация, выбор и анализ подобных произведений). Для соответствия данному критерию песня должна содержать актуальную для освоения лексику (например, в песнях "The Times They Are A-Changing", "Blowing in the Wind", "You're a Big Girl Now" by Bob Dylan встречается много сравнений, синонимов, антонимов, слов и выражений по социальной проблематике) или грамматику (например, для отработки времени Past Continuous можно взять песни "Cryin'" by Aerosmith, "Jealous Guy" by John Lennon; для тренировки условных предложений 2 типа (2nd Conditionals) - "Tears in Heaven" by Eric Clapton, "If I Fell" by The Beatles, "If I were a Boy" by Beyonce).

Разнообразие форм и типов речи понимается как представленность в песне различных форм устной речи (монолог, диалог) и типов высказываний (описание, повествование, рассуждение). Например, "The Fool on the Hill", "Penny Lane" by The Beatles, "Hotel California" by The Eagles можно рассматривать как песни-описания; песня-история (повествование) представлена такими произведениями, как "Yellow Submarine" by The Beatles (the 1st verse), "Another Day in Paradise" by Phil Collins, "Half-Breed" by Cher; песня-рассуждение - "Chained to the Rhythm" by Katy Perry, "They Don't Care About Us" by Michael Jackson; песня-диалог - "Somebody That I Used to Know" by Gotye ft. Kimbra, "We Don't Talk Any More" by Charlie Puth feat. Selena Gomez, "Umbrella" by Rihanna feat. Jay-Z.

Эмоциональная заряженность - это способность вызвать ответный эмоциональный отклик. Эмоциональная заряженность является результатом взаимодействия разных аспектов и компонентов песенной музыки: музыкального, текстового, вокального и исполнительского мастерства. Это свойство является необходимым условием создания эмоциональной вовлеченности студентов в учебный процесс, создания мотивации.

Литература

1. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. - М.: Просвещение, 1998. - 232 с.

2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 336с.

3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - 2-е изд. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 272 с.

4. Бим И. Л. Содержание обучения иностранным языка // Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А. А. Миролюбова, 2007. - С. 46 - 50.

The criteria for the selection of English popular songs for the professional and personal development of language university students

Serebrennikova O.L.

Zabaikalsky State University

The article proposes the criteria for the selection of English popular songs for the professional and personal development of language University students. English popular songs are considered as the means and purpose of teaching. As a purpose of teaching the songs are facts, "a mirror" of culture. The article reviews the following criteria for the selection of English popular songs: authenticity, variability, relevance, thematic correspondence, significance of the song in English speaking and world cultures, cultural content, problem discussion, functionality, types and forms discourse diversity, emotionality.

Keywords: FL teaching, English popular songs, criteria for the selection of English popular songs, FL teaching content, professional and personal development of language university students.

References

1. Rogova G. V., Vereshchagina I. N. Methods of teaching English

at the initial stage in educational institutions. - M .: Enlightenment, 1998. - 232 p.

2. Galskov N.D., Gez N.I. Theory of learning foreign languages.

Lingvodidactics and methods: studies. allowance for stud. ling. un-s and com. in lang higher ped. studies. institutions / N.D. Galskova, N.I. Gez. - 5th ed., Sr. - M .: Publishing Center "Academy", 2008. - 336s.

3. Solovova E.N. Methods of teaching foreign languages: advanced

course: a manual for students ped. universities and teachers / E.N. Solovova. - 2nd ed. - M .: AST: Astrel, 2010. - 272 p.

4. Bim I. L. The content of teaching foreign languages // Methodology of teaching foreign languages: traditions and modernity / Ed. A. A. Mirolyubova, 2007. - p. 46 - 50.

o

o

00

■o

m

S

m

X

X

o

m

n

m

b

A

O

S

£

m

O

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

O

m

O

Ol

■o

A

u

o

00

A

X

s

m

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.