Научная статья на тему 'Критерии оптимизации информационного пространства рынка образовательных услуг'

Критерии оптимизации информационного пространства рынка образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЫНОК / ОБРАЗОВАНИЕ / УСЛУГА / КРИТЕРИЙ / INFORMATION SPACE / MARKET / EDUCATION / SERVICE / CRITERIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Елена Викторовна

Исследуются проблемы выделения критериев оптимизации информационного пространства рынка образовательных услуг. Приводится описание критериев оптимизации, сгруппированных по блокам: информационные ресурсы, информационные технологии, включая ИКТ-инфраструктуру, потребители информации и оргструктуры, формирующие информационное пространство рынка образовательных услуг. Приводятся результаты сравнения фактических и оптимальных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of identifi cation of optimization criteria of education market information space of education market. Optimization criteria are grouped in following classes: information resources, IT including ICT infrastructure, user of information and organizations which form information space of education market. The results of comparison of actual and optimal indicators are given.

Текст научной работы на тему «Критерии оптимизации информационного пространства рынка образовательных услуг»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 36 (251).

Экономика. Вып. 35. С. 52-57.

Е. В. Попова

КРИТЕРИИ ОПТИМИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Исследуются проблемы выделения критериев оптимизации информационного пространства рынка образовательных услуг. Приводится описание критериев оптимизации, сгруппированных по блокам: информационные ресурсы, информационные технологии, включая ИКТ-инфраструктуру, потребители информации и оргструктуры, формирующие информационное пространство рынка образовательных услуг. Приводятся результаты сравнения фактических и оптимальных показателей.

Ключевые слова: информационное пространство, рынок, образование, услуга, критерий.

В настоящее время Российская Федерация находится в состоянии глобального социально-экономического и культурного переустройства, обусловленного не столько многократным увеличением объёма доступной информации, сколько усилением роли знаний и возникновением особого рода пространства, в котором коммуникация становится системообразующим элементом экономики. В результате трансформации информационного пространства образуется новая система ценностей, новые познавательные и практические приоритеты, причём их роль в общественном устройстве определена тем непосредственным влиянием, которое они в состоянии оказывать на развитие экономической и политической системы.

Функционирование образовательных учреждений в новых социально-экономических условиях привело к формированию информационного пространства рынка образовательных услуг, в котором сосредоточен весь информационно-образовательный потенциал общества. Вполне объяснимо, что в этих обстоятельствах становится насущно необходимым изучение как социокультурной, так и технологической изменчивости — взаимозависимых в аспекте исследования факторов — для предсказуемого и оптимального формирования информационного пространства рынка образовательных услуг Российской Федерации.

Для постановки задачи оптимизации необходимо выполнить ряд шагов: 1) определить объект, его измеряемые признаки (другими словами, выделить переменные и установить границы их изменения) и цель оптимизации, которая подразумевает требование экстремального значения лишь одной величины (критерия оптимизации); 2) определить ресурсы оптимизации, под которыми понимают возможность выбора значений некоторых параметров оптимизируемого объ-

екта (выбрать внутрисистемные переменные, используемые для определения характеристик и идентификации вариантов); 3) построить модель объекта оптимизации, отражающую связи между переменными. Каждый выделенный признак оптимизируемого объекта может выступать в качестве потенциального критерия оптимизации, но при постановке задачи важно выделить только один, а остальные задействовать при формализации ограничений.

Исследователи отмечают, что наиболее сложен первый этап — формализация объекта, в рамках которого необходимо выявить показатели процесса, разработать, апробировать и откорректировать методики их измерения и определить взаимосвязи между ними.

Исходя из того, что информационное пространство — комплексное явление, в равной степени сочетающее в себе идеальное и материальное, информационный, социальный, технологический аспекты в их взаимосвязи и взаимодействии, задача выделения критериев его оптимизации превращается в нетривиальную задачу, требующую детального изучения самого явления. Результаты наших исследований [1; 3-4] показали, что сейчас принято подразделять информационное пространство по видам деятельности людей. Это оправданно, поскольку любое взаимодействие экономических агентов подразумевает наличие информации, информационных процессов и инфраструктуры для их осуществления. Обобщая существующие точки зрения и учитывая институциональную природу рынка образовательных услуг, мы предложили концептуальную модель информационного пространства рынка образовательных услуг и показали, что все параметры информационного пространства рынка образовательных услуг можно разделить на две группы: описывающие готовность и интенсивность использования ИКТ

образовательными учреждениями, а также наличие нормативно-правовой базы [2]. Таким образом, критерии оптимизации информационного пространства рынка образовательных услуг в соответствии с его концептуальными компонентами были разбиты на четыре группы: информационные ресурсы, информационные технологии, включая ИКТ-инфраструктуру, потребители информации и оргструктуры, формирующие информационное пространство рынка образовательных услуг.

Одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на формирование информационного пространства рынка образовательных услуг, является наличие грамотных потребителей информации. Исследование, посвящённое определению индекса готовности регионов России к информационному обществу, показало, что из всех показателей человеческого капитала наибольшую корреляцию с использованием ИКТ в регионах России (и, в частности, с долей пользователей Интернета в населении) имеет такой показатель, как доля исследователей в населении. Эта небольшая группа населения (в среднем менее 0,5 %) оказалась важным фактором распро-

странения и использования новых технологий в регионах [5].

ИКТ-инфраструктура и доступ к ней являются основой для существования информационного пространства. Информационные ресурсы информационного пространства рынка образовательных услуг делятся на информационные ресурсы образовательных учреждений, включая библиотеки и образовательные порталы, и рекламную информацию.

К оргструктурам, формирующим информационное пространство рынка образовательных услуг, относятся государство, включая всевозможные ведомства, определяющие информационную и образовательную политику страны и образовательные учреждения — агенты рынка образовательных услуг.

Всего было выделено 55 измеряемых показателей (табл. 1-2), описывающих информационное пространство рынка образовательных услуг. Указанные индикаторы дают возможность получить объективную обратную связь при введении дополнительных мероприятий по формированию информационного пространства рынка образовательных услуг.

Таблица 1

Показатели информационного пространства рынка образовательных услуг

Шифр Показатель

Информационные ресурсы

ПР1 ПР2 ПР3 ПР4 ПР5 ПР6 ПР7 ПР8 ПР9 ПР10 Доля библиотек, имеющих ПК Число ПК на 100 занятых в библиотеках Доля библиотек, имеющих доступ в Интернет Скорость пополнения и обновления библиотечного фонда Отношение количества нелегальных информационных ресурсов к количеству легальных (интеллектуальная собственность) Доля качественных доступных обучающих материалов образовательного учреждения Доля образовательных ресурсов Рунета Доля доступных в Интернете научно-популярных периодических изданий Доля рекламных интернет-материалов в общем количестве рекламных объявлений об образовательных услугах Доля рекламных материалов об образовательных услугах в печатных и электронных СМИ

Информационная инфраструктура

ИИ1 ИИ2 ИИ3 Количество стационарных телефонов на 100 чел. Количество мобильных телефонов на 100 чел. Диапазон вещания радио- и телеканалов

Окончание табл. 1

Шифр Показатель

ИИ4 Плотность — количество различных СМИ (газет, журналов, радиоканалов, телеканалов, Интернет) в стране на 1 000 чел.

ИИ5 Доля стоимости 100 мобильных минут в месяц от среднемесячного дохода на душу населения

ИИ6 Доля стоимости 20 МБ интернет-трафика в месяц от среднемесячного дохода на душу населения

ИИ7 Скорость — число информационных обменов в единицу времени

ИИ8 Отношение количества населённых пунктов, имеющих пункты коллективного доступа к Интернету, к количеству жителей для центра

ИИ9 Отношение количества населённых пунктов, имеющих пункты коллективного доступа к Интернету, к количеству жителей для периферии

ИИ10 И9/И8

ИИ11 Отношение стоимости 20 МБ трафика в пунктах коллективного доступа к средней стоимости 20 МБ трафика у провайдеров

ИИ12 Доля домохозяйств, имеющих радио

ИИ13 Доля домохозяйств, имеющих телевизор

ИИ14 Доля домохозяйств, имеющих телефон

ИИ15 Доля домохозяйств, имеющих мобильную телефонную связь

ИИ16 Число ПК на 100 домохозяйств

ИИ 17 Доля домохозяйств, подключённых к Интернету

ИИ18 Доля домохозяйств, имеющих высокоскоростной доступ к Интернету

ИИ19 Доля домохозяйств, имеющих доступ к мобильному Интернету

ИИ20 Средняя пропускная способность Интернета (бит/с/чел.)

ИИ21 Степень гетерогенности каналов связи: наземные (витая пара, оптоволокно и пр.) и воздушных (bluetooth, wi-fi, спутник и т. п.)

Пользователи информации

ПИ1 Уровень образования населения

ПИ2 Доля занятого населения, имеющего высшее образование

ПИ3 Число студентов на 1 000 чел. населения

ПИ4 Число исследователей на 10 000 чел. населения

ПИ5 Выпуск ИКТ-специалистов на 10 000 чел. населения

ПИ6 Количество грамотных пользователей персонального компьютера на 100 жителей

ПИ7 Доля жителей, пользовавшихся Интернетом в течение последних 12 месяцев

ПИ8 Доля пользователей Интернета среди взрослого населения (месячная аудитория)

ПИ9 Доля жителей, пользовавшихся компьютером в течение последних 12 месяцев

С учётом рекомендаций программы партнёрства по оценке уровня развития информационно-коммуникативных технологий ООН был определён уровень соответствия фактических и оптимальных показателей развития информационного пространства рынка образовательных услуг. Результаты приведены на рис. 1-4.

Как видно из графика, представленного на рис. 1, наиболее сильное отставание связано с образовательной сферой: это оснащение средствами ИКТ, их использование в образовательном процессе, подготовка специалистов в сфере ИКТ. Последнее особенно важно, поскольку эффективность использования

Таблица 2

Показатели информационного пространства рынка образовательных услуг.

Организационные структуры

Шифр Показатель Описание

ОС1 ОС2 ОС3 ОС4 ОС5 ОС6 ОС7 Доля образовательных учреждений, подключённых к линии электропередачи Доля образовательных учреждений, подключённых к радио Доля образовательных учреждений, подключённых к телефонной сети Доля образовательных учреждений, использующих выделенные каналы связи Число ПК, в том числе подключённых к ЛВС и Интернету на 100 занятых Доля образовательных учреждений, имеющих доступ к Интернету Отношение количества ПК к контингенту Характеризуют готовность технической инфраструктуры учреждений к осуществлению образовательной деятельности с использованием ИКТ

ОС8 ОС9 ОС10 ОС11 ОС12 Доля дисциплин, для преподавания которых используются ИКТ Доля обучаемых, имеющих доступ к Интернету Доля студентов, получающих образование в области ИКТ Уровень ИКТ-компетентности работников образовательных учреждений Доля научных исследований в области ИКТ и их применения в других областях научного знания Характеризуют готовность образовательной среды к осуществлению образовательной деятельности с использованием ИКТ

ОС13 ОС 14 ОС15 Доля образовательных учреждений, имеющих веб-сайты Доля образовательных учреждений, использующих веб-сайты для предоставления сведений об образовательных услугах Доля учреждений, использующих дистанционные формы образования Интенсивность применения ИКТ с целью оказания образовательных услуг

ОС1,%

фактический

ПК/100*зан — — оптимальный

Рис. 1. Соответствие фактических и оптимальных показателей по категории «Организационные структуры»

Рис. 2. Соответствие фактических и оптимальных показателей по категории «Информационная инфраструктура»

Рис. 3. Соответствие фактических и оптимальных показателей по категории «Пользователи информации»

Рис. 4. Соответствие фактических и оптимальных показателей по категории «Информационные ресурсы»

вычислительной техники прежде всего зависит от того, в какой степени население подготовлено к её применению в повседневной жизни. Именно поэтому в стране создаются образовательные центры, вводится механизм сертифицирования выпускников курсов повышения компьютерной грамотности.

Анализируя представленные выше диаграммы, легко заметить, что в настоящий момент существует заметное отставание по 39 показателям (больше половины) от оптимального уровня сформированности информационного пространства рынка образовательных услуг. При этом наблюдается заметное неравенство отдельных регионов России, напрямую связанное с социально-экономическими условиями их развития. Для обеспечения непрерывности информационного пространства рынка образовательных услуг в первую очередь требуется устранить это неравенство, для чего наиболее оправданным представляется использование резервов, которым обладают составляющие его институты.

Список литературы

1. Попова, Е. В. Онтология информационного пространства // Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте -2008 : сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. Т. 6. Экономика. Одесса : Черноморье, 2008. С. 16-22.

2. Попова, Е. В. Параметры информационного пространства // Методология познания рынка мягких факторов предпринимательской деятельности : тр. выезд. междунар. науч.-практ. конф., Иерусалим, 17-19 марта 2008 г. / под ред. Н. В. Ксенафон-това, Г М. Дементьева, А. Н. Попова, Е. В. Шесто-палова. Челябинск : УралГУФК, 2008. С. 125-128.

3. Попова, Е. В. Информационное пространство России : монография. Магнитогорск : МаГУ, 2009. 128 с.

4. Попова, Е. В. Институциональная природа рынка образовательных услуг // Экон. анализ: теория и практика. 2010. № 33 (198). С. 12-19.

5. Индекс готовности регионов России к информационному обществу. 2004-2005 / под ред. Т. В. Ершовой, Ю. Е. Хохлова, С. Б. Шапошника. М. : Ин-т развития информ. о-ва, 2005. 212 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.