Научная статья на тему 'Критерии классификации средств индивидуализации'

Критерии классификации средств индивидуализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2973
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИРМА / ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ / КОММЕРЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ / ТОВАРНЫЙ ЗНАК / СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / КЛАССИФИКАЦИЯ / FIRM / COMPANY NAME / COMMERCIAL NOTATION / MARK / MEANS OF DIFFERENTIATING / CLASSIFICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Венедиктов Юрий Сергеевич

Рассмотрены виды и классификация средств индивидуализации по современному российскому законодательству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Criteria for Classification of Individualization Means

The types and classification of means of classification of individualization in contemporary Russian legislation are regarded.

Текст научной работы на тему «Критерии классификации средств индивидуализации»

ПРАВО

Ю. С. Венедиктов

КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

Рассмотрены виды и классификация средств индивидуализации по современному российскому законодательству.

Ключевые слова: фирма, фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, средства индивидуализации, классификация.

Yu. Venediktov

THE CRITERIA FOR GLASSIFICATION OF IINDIVIDUALIZATION MEANS

The types and classification of means of classification of individualization in contemporary Russian legislation are regarded.

Keywords: firm, company name, commercial notation, mark, means of differentiating, classification.

Поскольку средства индивидуализации все больше становятся своего рода знаковыми символами, позволяющими отличить одни объекты от других, различать субъекты и устанавливать связи между потребителями, изготовителями и продавцами определенных товаров и услуг, полагаем, следует отметить разницу между разными видами средств индивидуализации. В конкурентной среде реакция потребителя (покупателя) на символ и соответственно на товар или услугу во многом определяет место товаропроизводителя или продавца в рыночной среде. Выбор потребителем товаров не всегда основан на характеристи-

ках самого товара или услуги, а определяется его ассоциативным восприятием именно символа, через который строятся представления о товаре или услуге.

Обозначение, обладающее различительной способностью, может быть зарегистрировано в качестве товарного знака или фирменного наименования или их части и после этого может иметь самостоятельную правовую защиту. Таким образом, одно и то же обозначение как средство индивидуализации может выступать одновременно и коммерческим обозначением, и товарным знаком, а также может входить в фирменное наименование, т. е.

составлять целый комплекс прав правообладателя.

Различия между коммерческими обозначениями, товарными знаками и фирменными наименованиями состоят в неодинаковом способе выражения (коммерческое обозначение может иметь вид словесного обозначения, словесного обозначения с элементами изобразительного либо словесного обозначения, выполненного в определенной цветовой гамме; фирменное наименование всегда имеет только словесное обозначение, товарный знак может иметь и другие виды обозначений — художественное, музыкальное и т. д.); в разном порядке и основаниях возникновения исключительных прав (права на коммерческое обозначение возникают в силу фактического использования; права на товарный знак — после его регистрации, право на фирменное наименование - после регистрации юридического лица); в различных сроках охраны (правовая охрана товарных знаков, в отличие от фирменных наименований и коммерческих обозначений, носит срочный характер).

Виды средств индивидуализации, проанализированные нами, позволили выявить некоторые их критерии и сделать вывод о том, что существующая в законодательстве классификация интеллектуальной собственности только лишь на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации носит слишком общий характер, не позволяющий в дальнейшем отнести к одной из этих групп вновь возникающие виды интеллектуальной собственности. О необходимости научной классификации различных видов средств индивидуализации, а в дальнейшем также ее законодательного закрепления свидетельствуют не только существующие трудности, связанные с таким объектом исключительных прав, каким является право на защиту от недобросовестной конкуренции, которое невозможно отнести ни к результатам интеллектуальной деятельности, ни, тем бо-

лее, к средствам индивидуализации, но и выявленные тенденции в развитии всего института интеллектуальной собственности в целом.

Для научной классификации необходимо выявить признаки, значимые для всех средств индивидуализации, без исключения. В этом случае мы сможем определить сходства и различия между разными видами средств индивидуализации, что имеет не только познавательное, но и чисто практическое значение.

Интерес к классификации средств индивидуализации вызван прежде всего необходимостью более глубокого, аналитического исследования сущности явлений и процессов, вызвавших появление, закрепление их в обороте.

Комплексное исследование средств индивидуализации необходимо в целях установления признаков, на основе которых построена система прав на средства индивидуализации, анализа выбранных законодателем системных признаков и четкого формулирования этих признаков в целях безошибочной юридической квалификации прав на них и применения соответствующих правовых норм, предназначенных для их регулирования.

Критерии формирования указанной системы, т. е. признаки, обусловливающие особенности регламентации тех или иных средств индивидуализации, во многом определяются их спецификой. Следовательно, анализ системы средств индивидуализации предопределен — классификацией юридических фактов и возможностью возникновения предусмотренных законом правовых последствий, вызванных не одним юридическим фактом, а их совокупностью (фактическим составом).

Классификация представляет собой явление весьма сложное, нередко довольно противоречивое и всегда — многоаспектное и многогранное [3, с. 116]. И это не случайно, если иметь в виду труднопере-оцениваемую не только академическую,

фундаментальную в плане развития национальных правовых систем, права и законодательства как таковых в целом, но и сугубо прикладную, практическую значимость классификации.

Понятие «классификация средств индивидуализации» представляет собой акт теоретического познания, который показывает, как отражаемое явление реализует себя в действительности, вскрывает его сущность, отграничивает от других объектов. Как основной элемент научного познания она является одновременно и отправной точкой многих смежных научных исследований. Классификация позволяет обеспечить логичность и последовательность научного поиска и обеспечивает научный подход в выборе форм и методов правового регулирования. Более того, правильно составленная классификация, отобразив закономерности развития классифицируемых средств индивидуализации, глубоко вскрывает связи между ними и помогает ориентироваться в самых сложных ситуациях, служит основой для обобщающих выводов и прогнозов.

Понятие «классификация средств индивидуализации» российским правоведением к настоящему времени не разработано. В иных областях научного знания термин «классификация» не только широко употребляется, но и имеет определенное понятийное содержание. Терминологическая расшифровка понятия «классификация» весьма разнообразна. Под классификацией принято понимать систему распределения предметов или понятий какой-либо отрасли на классы, отделы, разряды и т. п. по каким-нибудь отличительным признакам [1, с. 65]; распределение, размещение на отделы, разряды и порядки [2, с. 218]. Классификация представляет собой такую форму систематизации знания, при котором вся область изучаемых объектов представлена в виде системы классов или групп, по которым эти объекты распределены на основании их сходства в определенных свойст-

вах [4, с. 134]. Классификация призвана решать две основные задачи: представлять в надежном и удобном для обозрения и распознавания виде всю эту область и заключать в себе максимально полную информацию о ее объектах. Классификация не просто является констатацией уже достигнутого знания об определенной предметной области, но и задает направление для ее дальнейшего целенаправленного исследования. По своей структуре, т. е. типу отношений, в которых находятся составляющие ее классификационные группы, а именно отношения логической субординации и координации, классификация отличается от других форм систематизации знаний, например, характерных для математизированного естествознания параметрических систем, где понятия соотносятся своими количественными показателями.

Классификация, несмотря на широкое распространение в законодательном массиве, не имеет как объект исследования заметной «популярности» в научной среде. Как правило, классификациям отводится роль статического инструментария, «фиксатора» многомерности определенного правового явления. Собственная значимость классификации, ее специфика в каждом отдельном случае не выделяются, что принижает ценность этого феномена. В общетеоретических источниках классификация либо называется в числе приемов законотворческой техники, либо не упоминается вообще.

Как правило, классификация имеет по преимуществу формально-юридический характер, то есть деление производится без учета онтологических (внеправовых) признаков объектов. Основное внимание при классификации уделяется признакам, «наделяющим» объекты классификации юридически значимым содержанием.

Выдающийся русский мыслитель Е. Н. Трубецкой так писал по этому поводу: «Естественнонаучная классификация

разделяет предметы внешнего мира на ро-

ды и виды в зависимости от естественных их свойств. В юридической классификации естественные свойства имеют второстепенное значение и принимаются во внимание лишь постольку, поскольку они влияют на юридическую судьбу вещей, определяют их юридическое положение и значение» [5, с. 129].

Классификацию можно определить и как итог особого метода познавательной деятельности — классифицирования. Классификационный метод предполагает соподчинение объектов правовой сферы и используется как средство установления между ними связей. В правовой области классификация выступает инструментом систематизации, позволяющим ориентироваться в многообразии объектов правовой сферы, является источником знаний о них.

Особенностью классифицирования средств индивидуализации является то, что зачастую проводится не только разделение классифицируемых объектов, но и включение конкретного средства индивидуализации в определенную группу существующей классификации. Иными словами, классификация не «замыкается» на обособлении или градации, а служит, в том числе, целям объединения определенных средств индивидуализации по специфическим признакам.

Классификация не является статичным, неподвижным явлением. Ее изменения обусловлены динамикой развития средств индивидуализации, которые подвергаются классификации.

Рассматривая классификацию средств индивидуализации с различных сторон и под разными углами зрения, нельзя не видеть, во-первых, что классификация носит, с одной стороны, объективный, а с другой — субъективный характер, что предопределяется ее многообразными критериями.

Объективный характер процесса классификации в законодательстве средств индивидуализации и обусловливающих ее содержание и направление критериев, или

оснований, на базе которых она проводится, проявляется в том, что она отражает не надуманные, а реально существующие признаки и черты классифицируемых средств индивидуализации, берет за основу объективно присущие им особенности.

Переходя к классификации средств индивидуализации, выделим основные критерии, характеризующие их правовые особенности.

В качестве таких критериев мы предлагаем: основания правовой охраны; срочность охраны и ее критерии; объем правомочий правообладателей; сферу применения в гражданском обороте.

• В зависимости от наличия оснований возникновения правовой охраны (процедура государственной регистрации) средства индивидуализации можно подразделить следующим образом:

- регистрация обязательна (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования места происхождения товара);

- процедура регистрации отсутствует (коммерческие обозначения).

• В зависимости от срочности правовой охраны и ее критериев средства индивидуализации можно подразделить:

- на средства индивидуализации, сроки правовой охраны которых установлены относительно возможности постоянной перерегистрации прав, каждый раз на новый срок, первоначально установленный в законе; охрана может быть прекращена досрочно (товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара);

- на средства индивидуализации, охраняемые бессрочно либо вообще без указания срока (фирменные наименования);

- на неохраняемые средства индивидуализации (коммерческие обозначения).

• В зависимости от того, кто может выступать правообладателем средства индивидуализации:

- на средства индивидуализации, применяемые для индивидуализации юридиче-

ского лица, являющегося коммерческой организацией (фирменные наименования);

- на средства индивидуализации, служащие для индивидуализации товаров или предприятий юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (товарные знаки, знаки обслуживания, коммерческие обозначения).

- на средства индивидуализации, которые могут быть зарегистрированы одним или несколькими гражданами либо юридическими лицами (наименования мест происхождения товара).

• В зависимости от объема прав правообладателей в отношении возможности распорядиться средством индивидуализации:

- на средства индивидуализации, права на которые могут быть переданы с условием обязательной регистрации (товарные знаки, знаки обслуживания);

- на средства индивидуализации, права на которые не могут быть переданы их правообладателями третьим лицам (фирменные наименования, коллективные товарные знаки, наименования мест происхождения товара);

- на средства индивидуализации, исключительное право на которые может перейти к другому лицу (в том числе по договору, в порядке универсального правопреемства и по иным основаниям, установленным законом) только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется (коммерческое обозначение).

• В зависимости от области применения в хозяйственном обороте:

- на средства индивидуализации, применяемые в торговле (товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров);

- на универсально применяемые средства индивидуализации (фирменные наименования, коммерческие обозначения).

• В зависимости от использования средства индивидуализации правооблада-

телем для индивидуализации одного или нескольких предприятий:

- на средства индивидуализации, применяемые для индивидуализации одного предприятия (фирменные наименования);

- на средства индивидуализации, применяемые для индивидуализации одного или нескольких предприятий (коммерческие обозначения).

• В зависимости от наличия знака охраны, который может использовать правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на средство индивидуализации:

- на средства индивидуализации, для которых предусмотрен знак охраны (товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров);

- на средства индивидуализации, для которых знак охраны не предусмотрен (фирменные наименования, коммерческие обозначения).

В работе приведены семь оснований классификации средств индивидуализации, которые, очевидно, не будут являться единственными в своем роде, так как возникновение новых объектов в гражданском обороте будет влиять и на их общую классификацию.

Какой же вывод можно сделать, исходя из анализа подобной классификации? По многим основаниям становятся сопоставимыми средства индивидуализации, входящие в разные группы, что позволяет убедиться в их общих корнях, в единой сущности рассматриваемой категории. Анализ средств индивидуализации, входящих в ту или иную конкретную классификацию, лишь доказывает уже перечисленные нами ранее в настоящей работе тенденции, характерные для развития средств индивидуализации как специфичного правового института.

Так, средства индивидуализации становятся более формализованы, им все чаще требуется в целях правовой охраны специальная регистрация. Происходят изменения

и в подходе к «срочности» исключительных прав, в связи с чем появляются средства индивидуализации, которые фактически могут охраняться бессрочно, при этом указанная в некоторых случаях «срочность» действия охранного документа и одновременная возможность его постоянного продления каждый раз на новый срок лишь доказывает тенденцию к постепенному отказу законодателя от вышеназванного принципа, которым тра-

диционно он отличал исключительные права от всех других.

Анализируя виды и критерии классификации средств индивидуализации в области интеллектуальной собственности, мы хотели показать, насколько их разновидности разноплановы по своей сущности и по правовой охране. Различия в правовом режиме средств индивидуализации помогли нам выявить общие закономерности, критерии и признаки их классификации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: АСТ Астрель, 2008. С. 345.

2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Прогресс, 2010. Т. II.

3. Марченко М. Н. Источники права: Учебное пособие. М., 2005.

4. Новая российская энциклопедия: В 12 т. М.: Изд-во «Энциклопедия»; Изд. дом «Инфра-М», 2010. Т. VIII (1).

5. Трубецкой Е. Н. Энциклопедия права. СПб., 1998.

REFERENCES

1. Bol'shoj tolkovyj slovar' russkogo jazyka / Pod red. D. N. Ushakova. M.: AST Astrel', 2008. S. 345.

2. Dal' V. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo jazyka. M.: Progress, 2010. T. II.

3. MarchenkoM. N. Istochniki prava: Uchebnoe posobie. M., 2005.

4. Novaja rossijskaja jentsiklopedija: V 12 t. M.: Izd-vo «Entsiklopedija»; Izd. dom «Infra-M», 2010. T. VIII (1).

5. TrubetskojE. N. Enciklopedija prava. SPb., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.