Научная статья на тему 'Критерии и показатели сформированности правового сознания будущего учителя физической культуры'

Критерии и показатели сформированности правового сознания будущего учителя физической культуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
706
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / СТРУКТУРА ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ / ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ / УРОВЕНЬ ПРАВОСОЗНАНИЯ / LEGAL CONSCIOUSNESS / CRITERIA / INDICATORS OF LEGAL CONSCIOUSNESS OF THE FUTURE TEACHER OF PHYSICAL TRAINING / STRUCTURE OF LEGAL CONSCIOUSNESS / ELEMENTS OF THE SENSE OF JUSTICE / LEVEL OF THE SENSE OF JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецова Елена Александровна, Кожанова Марина Борисовна

В статье на основе анализа ряда исследований представлена структура правового сознания учителя физической культуры, а также дается обоснование критериев и показателей сформированности правового сознания будущего учителя физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria and indicators of formation of legal consciousness of the future teacher of physical training

In the article on the basis of the analysis of some research the structure of legal consciousness of the teacher of physical training is presented, and also the substantiation of criteria and indicators of formation of legal consciousness of the future teacher of physical training is given.

Текст научной работы на тему «Критерии и показатели сформированности правового сознания будущего учителя физической культуры»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012

УДК 796.01 : 378

Е. А. КУЗНЕЦОВА М. Б. КОЖАНОВА

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ________________________________

В статье на основе анализа ряда исследований представлена структура правового сознания учителя физической культуры, а также дается обоснование критериев и показателей сформированности правового сознания будущего учителя физической культуры.

Ключевые слова: правовое сознание, критерии и показатели сформированности правового сознания будущего учителя физической культуры, структура правового сознания, элементы правосознания, уровень правосознания.

На основе анализа ряда исследований [1, с. 4 — 5, 12—13 и др.] и Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Физическая культура», мы пришли к заключению, что правовое сознание учителя физической культуры представляет собой определенную совокупность знаний и представлений, отражающих ценностное отношение личности к правовым явлениям в физкультурно-спортивной деятельности, а также правовых установок, регулирующих поведение учителя в педагогической практике.

Специфику правосознания можно определить через анализ его структурных элементов.

А. Р. Ратинов представляет структуру правового сознания на уровне макроанализа в виде множества сложных образований, составляющих его сущность. Рассмотрение правового сознания с точки зрения предмета отражения позволяет ученому выделить сферы правосознания, соответствующие разным отраслям права и различным видам правовых отношений. Анализируя структуру правосознания в зависимости от способа отражения правовых явлений, автор выделяет познавательную часть, то есть правовоззрение и социально-психологическую часть, то есть правовую психологию [2].

В некоторых исследованиях компоненты, составляющие правосознание, именуются как знание права, отношение к праву, побуждение к выполнению предписаний [3]. Существуют и другие мнения по поводу элементов правосознания, так, например, в учебнике «Теория государства и права» [4] обозначены следующие элементы правосознания: рациональный, эмоциональный, информационный, оценочный и волевой.

С. Н. Левкович определяет правовое сознание как сложное системное образование, в состав которого в качестве подсистем входят: знание (информационный элемент правосознания); правовая идеология, включающая в себя национально-ре-

лигиозный, политический, социально-экономический, философские элементы; правовая психология, включающая в себя чувства, влечения, эмоции и переживания, вызываемые поступающей индивиду информацией, связанной со знанием (изучением) права и правовых норм, правовых идей и теорий, а также информацией о вступлении субъекта в юридические отношения, нарушении или исполнении им правовых обязанностей или нарушением его юридических прав другими субъектами; воля, как средство реализации правовой установки, определяющая сущность и внешнее выражение правового сознания. С. Н. Левкович выделяет информационный, оценочный и эмоциональный элементы правосознания, кроме того исследователь включает в качестве самостоятельного компонента в структуру правосознания подсознание [5].

Знание, по мнению С. Н. Левкович, является своего рода фундаментом, на котором базируется все правосознание индивида. Выделенные знания в качестве отдельного элемента структуры правосознания основаны на разграничении в философии категорий знания и сознания, что не может быть проигнорировано социологической и правовой науками. Принимая во внимание сложившуюся терминологию, знание — «информационный» элемент правосознания, хотя некоторыми исследователями категории знания правовых норм и правосознания разграничиваются [5].

В качестве второго основного элемента правосознания С. Н. Левкович выделяется правовая идеология (интеллектуальное восприятие права), включающая рациональные компоненты. К ним относится все то, что составляет собственно правовую идеологию: взгляды, представления, правовые теории и доктрины, то есть всю умственную деятельность человека, направленную на право; логическую оценку права — правовое убеждение [5].

По мнению С. Н. Левкович, для получения наиболее полного представления о правосознании следует

признать присутствие в нем подсознательного (бессознательного) элемента. Влияние бессознательного на правосознание выражается в воздействии на ход логических мыслительных процессов совокупного опыта предыдущих поколений, осадков в памяти повторяющихся психических процессов, вербального содержания правовых мифов, формирующих особый элемент правосознания, названный базовым стереотипом, обеспечивающим взаимодействие правосознания и бессознательного [5].

Правовое сознании личности, по мнению Н. С. Токарь, представляет собой интегральный феномен, включающий познавательный, оценочный и регулятивный компоненты, которым соответствуют и аналогичные функции правосознания, находящиеся в тесном единстве друг с другом [6].

Ю. И. Жегусов выделяет следующие элементы правосознания:

— социально-правовой опыт — это совокупность знаний и умений, приобретенных на основе и в процессе непосредственного и практического взаимодействия индивида с социально-правовой реальностью общества;

— социально-правовые воззрения представляют собой образ мыслей, индивидуальную точку зрения в отношении права, правоохранительных органов, преступности и преступников, всех социальных явлений, которые связаны с применением правовых норм;

— социально-правовые установки — поведенческие позиции, готовность к определенной модели правового поведения, которые базируются и находятся в тесной взаимосвязи с социально-правовым опытом и воззрениями [7, с. 11 — 12].

Ю. В. Шумовой разработана модель индивидуального «здорового» правосознания как структурного уровня генезиса правосознания. Индивидуальное правосознание как феномен включает в себя не только естественно-правовое ядро, но и искусственно-правовую надстройку, формирующуюся в течение всей жизни в сознании человека. Искусственно-правовая надстройка — это те структурные элементы правосознания, которыми человек начинает обладать только в результате включения его в социально-правовое бытие. Структурные элементы правосознания традиционно распадаются на психо-лого-правовые и идеолого-правовые. Правовая психология представляет собой совокупность правовых чувств, навыков, умений, привычек, представлений, настроений и установок, позволяющих человеку ориентироваться в правовых нормах и на правовой основе регулировать свое поведение. Правовая идеология — это совокупность правовых понятий, категорий, идей, принципов, теорий, концепций, взглядов, которые выражают правовое знание. Кроме правовых знаний, правовая идеология включает в себя правовые оценки, правовые установки и формы выражения смысла действий и отношений. Правовая психология и идеология неразрывно взаимосвязаны друг с другом. Только вместе правовая психология и правовая идеология в полной мере обеспечивают правосознанию возможность выполнять свои основные функции: познавательную, оценочную, смыслообразующую и регулятивную [8].

Правовое сознание студентов Г. А. Пуленко раскрывается с позиций правовой идеологии и правовой психологии и представлено во взаимосвязи правовых знаний, правовых чувств, правовых ценностей, правовых позиций; его воспитание определяется целями и функциями права как социального регулятора и обусловлено социально-педагогиче-

ской ситуацией развития личности в условиях обучения в юридическом вузе [9, с. 8].

Структурными составляющими правосознания, с точки зрения Т. В. Фединой, являются когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностный (поведенческий) компоненты [10].

Анализ представленных в исследованиях данных показывает, что при всем разнообразии подходов к выделению элементов правового сознания большинство исследователей отмечают наличие в его структуре когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов.

Для проведения дальнейшей исследовательской работы важно определить критерии и показатели, характеризующие выделенные нами компоненты правового сознания учителя физической культуры, а также охарактеризовать уровни его сформирован-ности. Анализ ряда работ позволил установить, что одни исследователи используют для названия критериев те же термины, что и для обозначения компонентов, а другие используют, как правило, синонимы к названиям выделенных компонентов.

Мы в своем исследовании для разделения понятий «компоненты правового сознания учителя физической культуры» и «критерии, определяющие степень сформированности правового сознания у будущего учителя физической культуры» используем разные термины для их обозначения.

Так эмоционально-оценочному компоненту соответствует личностный критерий, показателями которого являются: отношение личности к правовым явлениям в физкультурно-спортивной деятельности; правовые установки, регулирующие поведение учителя в педагогической практике. Когнитивному компоненту соответствует познавательный критерий, его показателями являются: наличие правовых знаний и готовность учителя физической культуры к дальнейшему их усвоению.

Выделенные критерии и показатели сформиро-ванности правового сознания у будущих учителей физической культуры позволяет нам определить и охарактеризовать соответствующие уровни.

Уровень правосознания, по мнению С. Н. Левко-вич, во многом определяется уровнем образования, уровнем юридических знаний. Более высокий уровень образования «освобождает» личность от патерналистского отношения к государству, делает его свободным в своих суждениях и оценках. Уровень правосознания зависит от доступности правовых знаний, от возможности удовлетворения потребности в юридической информации [5].

Исследование Г. А. Пуленко показало, что развитие правового сознания студентов в процессе изучения иностранного языка осуществляется на разных уровнях [9].

Следовательно, можно утверждать, что процесс формирования правового сознания у будущих учителей физической культуры проходит на разных уровнях:

— высокий уровень характеризуется наличием ценностного отношения личности к правовым явлениям в физкультурно-спортивной деятельности, правовых установок, отражающих желание будущего учителя физической культуры решать профессиональные проблемы в рамках правового поля, что выражается в понимании объективной необходимости соблюдения законов, уважительного отношения к ним; объем правовых знаний соответствует программным требованиям, наблюдается готовностью к дальнейшему усвоению правовых знаний;

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012

— средний уровень характеризуется наличием определенного отношения личности к правовым явлениям в физкультурно-спортивной деятельности, правовых установок, что выражается в понимании необходимости соблюдения закона, но не всегда проявляется уважительное отношение к нормам права; недостаточный объем правовых знаний, их фрагментарность и поверхностность, проявляется пассивное отношение к дальнейшему усвоению правовых знаний;

— низкий уровень характеризуется отсутствием ценностного отношения личности к правовым явлениям в физкультурно-спортивной деятельности, правовых установок; выражается в пассивном отношении к нарушению законов, необязательности соблюдения норм права окружающими, нарушению прав других; знания правовых понятий и терминов не соответствуют программным требованиям, интерес к получению правовых знаний избирательный.

Библиографический список

1. Агеева, М. А. Правовое сознание в условиях трансформации российского общества: философский аспект : автореф. дис. ... канд. филос. наук / М. А. Агеева. — М., 2009. — 23 с.

2. Ратинов, А. Р. Структура и функции правового сознания / А. Р. Ратинов // Проблемы социологии права. Вып. 1 ; под ред. В. Н. Кудрявцева и др. — Вильнюс, 1970. — С. 178— 187.

3. Правовое воспитание молодежи / отв. ред. Н. И. Козю-бра, В. В. Оксамытый, П. М. Рабинович. — Киев, 1985. — 186 с.

4. Теория государства и права : учеб. / под ред. В. М. Ко-рельского, В. Д. Перевилова. — М., 1997. — 240 с.

5. Левкович, С. Н. Социокультурные аспекты трансформации правового сознания в условиях современного российского общества : дис. ... канд. социол. наук / С. Н. Левкович. — Курск, 2002. - 164 с.

6. Токарь, Н. С. Влияние российского менталитета на правовое сознание граждан в современных условиях : дис. ... канд. филос. наук / Н. С. Токарь. — Краснодар, 2006. — 139 с.

7. Жегусов, Ю. И. Влияние криминализации общества на правовое сознание учащейся молодежи: по материалам Республики Саха (Якутия) : автореф. дис. ... канд. социол. наук / Ю. И. Жегусов. — Улан-Удэ, 2006. — 19 с.

8. Шумова, Ю. В. Философский анализ генезиса правосознания : дис. ... канд. философ. наук / Ю. В. Шумова. — Челябинск, 2007. — 145 с.

9. Пуленко, Г. А. Воспитание правового сознания будущих юристов в процессе изучения иностранного языка : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г. А. Пуленко. — Ростов-на-Дону, 2009. — 23 с.

10. Федина, Т. В. Оптимизация процесса формирования правосознания курсантов военного вуза : дис. ... канд. пед. наук / Т. В. Федина. — Ульяновск, 2010. — 183 с.

КУЗНЕЦОВА Елена Александровна, соискатель кафедры педагогики.

КОЖАНОВА Марина Борисовна, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры дошкольного образования.

Адрес для переписки: e-mail: kzm_diss@mai.ru

Статья поступила в редакцию: 23.01.2012 г.

© Е. А. Кузнецова, К. М. Кожанова

Информация

Конкурс лучших концепций на создание мобильного диагностического устройства

Фонд «Сколково» объявляет об отборе лучшей концепции на создание мобильного диагностического устройства!

Предложите лучшую техническую концепцию устройства, которое сможет определять целый набор заболеваний без участия врача! Устройство должно быть простым в использовании, не требующим чтения длинных и скучных инструкций, легким и мобильным, чтобы его можно было носить с собой.

Пока похожие устройства можно увидеть только в фантастических фильмах, но последние достижения в области создания биосенсоров, облачной диагностики и миниатюризации делают разработку такого устройства вполне реальной задачей.

В отборе может принять участие любая команда, состоящая из технических и медицинских научных специалистов.

Команда, предложившая лучшее решение, получит приз в размере до 9 миллионов рублей и возможность работать в Сколково над созданием устройства, которое ждет весь мир!

Skolkovo M.D. (Skolkovo Mobile Diagnostic) — это возможность для постоянного мониторинга основных медицинских показателей, таких как артериальное кровяное давление, электрокардиография, температура и другое. Кроме того, мобильное устройство должно проводить диагностику анемии, инфекций мочевыводящих путей, сахарного диабета, нарушений сердечного ритма и ряда других заболеваний.

— Прием заявок на участие в отборе — до 2 июня 2012 года.

— Проведение полуфинала отбора (оценка заявок экспертной панелью отбора) — 2 июня — 3 июля 2012 года.

— Объявление финалистов отбора — 1 августа 2012 года.

— Представление концепции устройства — 2 августа — 2 ноября 2012 года.

— Определение победителя — 12 декабря 2012 года.

Источник: http://www.rsci.ru/grants/grant_news/284/232020.php (дата обращения: 12.05.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.