Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ / КВАЛИМЕТРИЯ / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ГРУППЫ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Светлана Викторовна

Актуальность выбранной темы обусловлена изменением социально - правовой среды деятельности дошкольных образовательных организаций. Рассматривается проблема, связанная с оценкой управленческой деятельности руководителей дошкольных организаций. В связи изменением социально - экономических условий рынка образовательных услуг возникает потребность в эффективных руководителях, обеспечивающих организации ее конкурентоспособность и качество предоставляемых услуг. К управленческой деятельности руководителя дошкольной образовательной организации предъявляются новые требования, связанные в первую очередь с его умениями и знаниями в области управления. Руководители дошкольных образовательных организаций должны обладать управленческой компетенцией, выражающейся в умении организации и координации деятельности сотрудников, обеспечивающих качество дошкольного образования; сформированных навыках планирования деятельности организации на долгосрочную и среднесрочную перспективу, а также навыках осуществления контроля и самоанализа. Сформировать и развить способность к управленческой деятельности может прохождение курсов переподготовки «Менеджмент в сфере образования», повышения квалификации по программе «Управление персоналом образовательной организации». В процессе освоения курсов переподготовки и повышения квалификации руководители должны овладеть тремя группами компетенций: инструментальными, межличностными и системными Оценку деятельности руководителя невозможно осуществить, не владея основами квалиметрии. Оценка управленческой компетенции предполагает использование технологии, одним из этапов которой выступает определение номенклатуры критериев и показателей рассматриваемой компетенции. Изучив различные аспекты квалиметрии, автор статьи раскрывает теории свертывания показателей и оценок, теории алгоритмов оценки; классификации показателей качества; общие принципы и аксиоматику квалиметрии. Исходя из этого, оценка деятельности руководителя, а именно его управленческой компетенции, предполагает использование технологии, одним из этапов которой выступает определение номенклатуры критериев и показателей рассматриваемой компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королева Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA AND INDICATORS OF THE MANAGEMENT COMPETENCE THE HEAD OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The topicality of the chosen topic is due to the change in the social and legal environment of the activities of preschool educational organizations. The article deals with the problem associated with the assessment of the management activities of the heads of preschool organizations. In connection with the change in the social and economic conditions of the educational services market, there is a need for effective leaders who ensure the organization’s competitiveness and the quality of services provided. New requirements are imposed on the managerial activities of the head of a preschool educational organization, primarily related to his skills and knowledge in the field of management. Leaders of preschool educational organizations must have managerial competence, expressed in the ability to organize and coordinate the activities of employees who ensure the quality of preschool education; the formed skills of planning the organization’s activities for the long and medium term, as well as the skills of monitoring and introspection. The ability to form and develop the ability to manage activities can be completed by taking retraining courses “Management in the field of education”, advanced training under the program “Personnel management of an educational organization”. In the process of mastering retraining and advanced training courses, managers must master three groups of competencies: instrumental, interpersonal and systemic. Assessment of a manager’s performance cannot be carried out without mastering the basics of qualimetry. Assessment of managerial competence involves the use of technology, one of the stages of which is the determination of the nomenclature of criteria and indicators of the competence in question. Having studied various aspects of the theories of qualimetry, the article reveals the theory of folding indicators and estimates, the theory of estimation algorithms; classification of quality indicators; general principles and axioms of qualimetry. Proceeding from this, the assessment of a manager’s activity, namely his managerial competence, involves the use of technology, one of the stages of which is the determination of the range of criteria and indicators of the competence in question.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 373.21 DO110.26170/po20-06-07

ББК Ч410.4 ГРНТИ 14.23.01 Код ВАК 13.00.01

Королева Светлана Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: svetl.k0r0lewa2013@yandex.ru

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: управленческие компетенции; управленческая деятельность; управление образовательной организацией; квалиметрия; функции управления; критерии оценки; дошкольные образовательные организации; группы компетенций.

АННОТАЦИЯ. Актуальность выбранной темы обусловлена изменением социально-правовой среды деятельности дошкольных образовательных организаций. Рассматривается проблема, связанная с оценкой управленческой деятельности руководителей дошкольных организаций. В связи изменением социально-экономических условий рынка образовательных услуг возникает потребность в эффективных руководителях, обеспечивающих организации ее конкурентоспособность и качество предоставляемых услуг. К управленческой деятельности руководителя дошкольной образовательной организации предъявляются новые требования, связанные в первую очередь с его умениями и знаниями в области управления. Руководители дошкольных образовательных организаций должны обладать управленческой компетенцией, выражающейся в умении организации и координации деятельности сотрудников, обеспечивающих качество дошкольного образования; сформированных навыках планирования деятельности организации на долгосрочную и среднесрочную перспективу, а также навыках осуществления контроля и самоанализа. Сформировать и развить способность к управленческой деятельности может прохождение курсов переподготовки «Менеджмент в сфере образования», повышения квалификации по программе «Управление персоналом образовательной организации». В процессе освоения курсов переподготовки и повышения квалификации руководители должны овладеть тремя группами компетенций: инструментальными, межличностными и системными Оценку деятельности руководителя невозможно осуществить, не владея основами квалиметрии. Оценка управленческой компетенции предполагает использование технологии, одним из этапов которой выступает определение номенклатуры критериев и показателей рассматриваемой компетенции. Изучив различные аспекты квалиметрии, автор статьи раскрывает теории свертывания показателей и оценок, теории алгоритмов оценки; классификации показателей качества; общие принципы и аксиоматику квалиметрии. Исходя из этого, оценка деятельности руководителя, а именно его управленческой компетенции, предполагает использование технологии, одним из этапов которой выступает определение номенклатуры критериев и показателей рассматриваемой компетенции.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Королева, С. В. Критерии и показатели оценки управленческой компетенции руководителя дошкольной образовательной организации / С. В. Королева. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 6. - С. 69-74. - DOI: 10.26170/Р020-06-07.

Koroleva Svetlana Viktorovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Pedagogy and Pedagogical Comparative Studies, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

CRITERIA AND INDICATORS OF THE MANAGEMENT COMPETENCE THE HEAD OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

KEYWORDS: managerial competencies; management activities; management of an educational organization; qualimetry; management functions; criteria for evaluation; preschool educational organizations; competency groups.

ABSTRACT. The topicality of the chosen topic is due to the change in the social and legal environment of the activities of preschool educational organizations. The article deals with the problem associated with the assessment of the management activities of the heads of preschool organizations. In connection with the change in the social and economic conditions of the educational services market, there is a need for effective leaders who ensure the organization's competitiveness and the quality of services provided. New requirements are imposed on the managerial activities of the head of a preschool educational organization, primarily related to his skills and knowledge in the field of management. Leaders of preschool educational organizations must have managerial competence, expressed in the ability to organize and coordinate the activities of employees who ensure the quality of preschool education; the formed skills of planning the organization's activities for the long and medium term, as well as the skills of monitoring and introspection. The ability to form and develop the ability to manage activities can be completed by taking retraining courses "Management in the field of education", advanced training under the program "Personnel management of an educational organization". In the process of mastering retraining and advanced training courses, managers must master three groups of competencies: instrumental, interpersonal and systemic. Assessment of a manager's performance cannot be carried out without mastering the basics of qualimetry. Assessment of managerial competence involves the use of technology, one of the stages of which is the de-

termination of the nomenclature of criteria and indicators of the competence in question. Having studied various aspects of the theories of qualimetry, the article reveals the theory of folding indicators and estimates, the theory of estimation algorithms; classification of quality indicators; general principles and axioms of qualimetry. Proceeding from this, the assessment of a manager's activity, namely his managerial competence, involves the use of technology, one of the stages of which is the determination of the range of criteria and indicators of the competence in question.

FOR CITATION: Koroleva, S. V. (2020). Criteria and Indicators of the Management Competence the Head of Pre-School Educational Organization. In Pedagogical Education in Russia. No. 6, pp. 69-74. DOI: 10.26l70/po20-06-07.

Постановка проблемы и обоснование актуальности ее решения. В условиях меняющейся правовой среды деятельности дошкольных образовательных организаций на первый план выходят вопросы, связанные с управлением и управленческой компетенцией руководителя данного типа образовательных организаций. Дошкольная образовательная организация -это тип образовательной организации, реализующей общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности [18; 23]. В ФЗ «Об образовании в РФ» дано определение понятия «управление образовательной организацией»: «это сложный процесс, который состоит из совокупности взаимосвязанных целей и задач, глубокого анализа осуществляемой воспитательно-образовательной работы, планирования и организации учебного процесса, выбора оптимальных и эффективных методов, форм и средств реализации педагогического процесса, а также взаимодействия между всеми участниками» [17; 23].

По мнению Т. И. Шамовой, управление - это «активное взаимодействие руководителей образовательного учреждения и других участников образовательного процесса по его упорядочению и переводу на новое качественное состояние, более отвечающее выполнению поставленных задач» [16, с. 81]. В исследованиях В. А. Сластёнина, управление рассматривается как «деятельность, направленная на выработку решения, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации» [12, с. 124]. Анализируя данные понятия, можно заключить, что ключевым во всех определениях выступает взаимодействие управляющей и управляемой системами, где основная роль отводится руководителю образовательной организации. Руководитель дошкольной образовательной организации выступает как субъект управления и выполняет следующие управленческие функции: целеполагание, прогнозирование и планирование, организация и координация деятельности в дошкольной образовательной организации, анализ и контроль, мотивация персонала. Итак, для эффективного управления дошкольной образовательной организацией

руководитель, кроме осуществления управленческих функций, должен обладать управленческой компетенцией.

Анализ последних исследований и публикаций. Обратимся к понятию «компетенция». Различные ученые трактуют его по-разному. Например, Э. Ф. Зеер в своих работах определяет понятие компетенции как «обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Важным компонентом компетенций выступает опыт -интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач» [4, с. 10]. В публикациях Н. Л. Гончаровой, Н. М. Катышевой, Ю. С. Костровой, М. Н. Лабиковой, Г. К. Се-левко дано определение понятия компетенции под которой понимается «готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели; под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т. д.» [3; 7; 8; 9]. С. Уиддет, С. Холлифорд в своих исследованиях определяют компетенцию как «способность менеджера действовать в соответствии со стандартами, принятыми в организации»; в основе компетенции лежат мотивы, особенности характера, способности, самооценка, социальная роль, знания, которые личность использует в работе [20]. Э. Шорт соотносит понятие компетенции с владением ситуацией в условиях изменяющейся окружающей среды, то есть со способностью реагировать на воздействие среды и изменять ее [19]. И. А. Зимняя определяет различия между «компетенцией» и «компетентностью»: под компетенцией понимаются те факторы, которые способствуют достижению лучшего результата в деятельности и обучении, например мотивация или способность, эмоция, знания, умения - все то, что ведет к результату и осознанию себя как субъекта этой деятельности.

О. Н. Ярыгин дает следующее определение компетенции: «область решаемых проблем, сфера деятельности, круг вмененных обязанностей, область реализации компетентности в совокупности с критериями решения, то есть единство области реа-

© Королева С. В., 2020

лизации компетентности, критериев исполнения и используемых ресурсов» [21, с. 12]. Примем эту позицию за основную в данной статье, поскольку руководителю дошкольной образовательной организации (ДОО) в современной ситуации приходится решать ряд проблем, связанных в первую очередь с обеспечением качества дошкольного образования и формированием имиджа дошкольной образовательной организации на рынке. Эффективность решения проблем напрямую зависит от управленческой компетенции руководителя ДОО.

Рассмотрев понятие «компетенция», перейдем к сущности понятия «управленческая компетенция руководителя образовательной организации». В диссертационном исследовании О. И. Сторожевой дано следующее определение: «управленческая компетенция - это интегральное свойство личности, основанное на профессиональных управленческих ценностях, отражающее ее готовность и способность применять систему управленческих знаний и умений в процессе профессиональной управленческой деятельности» [13, с. 11]. По ее мнению, суть управленческой компетенции руководителя образовательной организации заключается в готовности и способности руководителя образовательной организации применять знания педагогического менеджмента в управлении ДОО.

Анализ понятий «компетенция» и «управленческая компетенция руководителя образовательной организации», представ-

ленных в работах И. А. Зимней, Э. Ф. Зеера, О. И. Сторожевой, О. Н. Ярыгина, С. Уидде-та, С. Холлифорда, Э. Шорт и др., позволил в рамках данного исследования сформулировать ряд проблем, которые в последнее время приобрели особую актуальность. Во-первых, это проблема готовности руководителя образовательной организации осуществлять управленческую деятельность в непростых социально-экономических условиях, и во-вторых - проблема способности руководителя к данному виду деятельности.

Итак, в сложившейся нестабильной социально-экономической ситуации руководитель ДОО должен развивать определенные компетенции, которые помогут ему эффективно управлять педагогическим коллективом. Это достигается, например, за счет обучения в системе повышения квалификации и переподготовки руководителей. Так, разработанные программы переподготовки «Менеджмент в сфере образования», а также курсы повышения квалификации «Управление персоналом ДОО», позволяют руководителям овладеть тремя группами компетенций: инструментальными, межличностными и системными. О необходимости их присутствия в структуре личности руководителя указывали ведущие педагоги и психологи: И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, Дж. Равен, Э. Э. Сыманюк и др. [4; 6; 10; 15]. Дадим краткую характеристику каждой группы компетенций и соответствующие приемы их формирования в таблице.

Таблица

Наименование группы компетенции Краткая характеристика группы компетенции Формы и приемы формирования управленческой компетенции

Инструментальные Способность к анализу и синтезу получаемой информации; владение устной и письменной речью; способность принимать управленческие решения по устранению проблем; развитые навыки работы в информационном пространстве; способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях; готовность нести ответственность за эти решения 1. Практическое занятие по использованию ква-лиметрических методов исследования; применение метода обратной связи в управленческой деятельности. 2. Анализ конкретной ситуации, связанной с определением проблем деятельности ДОО. 3. Разработка кейса «Нестандартные управленческие решения, принципы принятия управленческих решений».

Межличностные Способность к самоанализу своей деятельности; развитые навыки межличностных отношений; способность работать в междисциплинарной команде 1. Разработка плана личностного развития. 2. Проведение практикума «Организация и проведение методического семинара - Инклюзивное образование в ДОО: за и против».

Системные Способность к разработке и управлению проектами; стремление обеспечить качество образования; готовность к творческой деятельности и лидерству в управлении организацией 1. Упражнение на выявление проблем в дошкольном образовании. 2. Выявление типичных проблем управления проектами. 3. Рационализация личных, информационных, коммуникационных и креативных процессов руководителя (проведение тренинга «Креативность и творчество в управлении организацией»).

Учитывая специфику деятельности ДОО, можно сформулировать основные

критерии и показатели оценки управленческой компетенции руководителя ДОО.

Методология и методы исследования. Для начала определимся, какую теорию квалиметрии можно использовать в своем исследовании. Известно, что квали-метрия - это теория оценки качества любых объектов (создаваемых, используемых, влияющих на субъекта), т. е. предметом квали-метрии выступают как количественные, так и неколичественные методы оценивания качества. Г. Г. Азгальдов и А. В. Гличев в своих работах определили, что квалиметрия как наука выступает в виде взаимосвязанной системы теорий, различающихся степенью общности, средствами и методами измерения и оценивания, предметной областью оценивания [1; 2]. В рамках нашего исследования обратимся к основным позициям общей квалиметрии, которая включает в себя следующие теории: теория сравнения и логика оценок; теория квалиметрических шкал; теория свертывания показателей и оценок; теория алгоритмов оценки; классификации показателей качества; общие принципы и аксиоматика квалиметрии. Исходным для нас выступает вопрос: какую технологию можно применить для оценки управленческой компетенции ДОО?

Проанализировав работы Г. Г. Азгаль-дова, А. В. Гличева, И. В. Садовникова, А. И. Субетто и др., для проведения оценки управленческой компетенции руководителя ДОО будем использовать технологию оценки уровня качества объекта, исходя из его свойств [1; 2; 11; 14]. Выбранная технология оценки управленческой компетенции руководителя ДОО включает в себя следующие этапы:

- определение номенклатуры показателей, необходимой для оценки;

- формирование группы аналогов и установление значений их показателей;

- выделение базовых образцов из группы аналогов;

- сопоставление оцениваемого образца с базовыми;

- обоснование рекомендаций и принятие решения.

Современная ситуация оценки качества дошкольного образования требует разработки соответствующих показателей и критериев оценки эффективности управления руководителя. В научных и методических работах по педагогическому менеджменту и квали-метрии выделяются разные критерии, на основании которых осуществляется оценка результативности системы управления.

Результат управления состоит из анализа различных факторов. Структурные факторы предполагают анализ стратегического и тактического планирования, социально-экономическое развитие учреждения, логику принятия тех или иных решений, осуществление контроля за деятельностью структурных подразделений ДОО и др. Активизирующие факторы управления связаны с анализом мотивации сотрудников, созданием информационной среды, совершенствованием корпоративного обучения, развитием форм сотрудничества, ситуационного управления в меняющихся условиях и др.

Структурные факторы управленческой компетентности руководителя требуют от него логики, рационального подхода, объективности, системности и последовательности, в то время как активизирующие факторы помогают ему реализовывать творческий потенциал. Важно, чтобы эти факторы находились в равновесии. С другой стороны, в исследовании доказано, что для формирования управленческой компетентности руководитель должен овладеть тремя группами компетенций: инструментальными, межличностными и системными. Это предполагает выделение для каждой группы критериев и показателей анализа сформи-рованности данных компетенций. Представим эту идею схематично на рисунке.

Выводы. Дошкольная образовательная организация, как элемент системы общего образования, находится в процессе модернизации. Новый статус ДОО, цели дошкольного образования, выполнение социального заказа обеспечиваются уровнем развития у современных руководителей ДОО управленческой компетентности. Проанализировав соотношение функций управления руководителя ДОО и технологии оценки управленческой деятельности, мы выделили три группы управленческой компетенции руководителя ДОО (инструментальные, межличностные и системные), дали их характеристику, для каждой группы выделили критерии и показатели.

Предложенные в статье критерии и показатели - это только один из этапов выбранной технологии оценки управленческой компетенции руководителя ДОО. Но именно от выделения данных критериев и показателей зависят все остальные этапы технологии: формирование группы аналогов, выделение базовых образцов, сопоставление оцениваемого образца с базовыми, обоснование рекомендаций и принятие решения.

к

Р и т

е р

и и

У

п р

а в л е н ч е с к о й

к о м п е т е н

ц

и и

Планирование деятельности ДОО и предупреждение рисков

Координация деятельности сотрудников ДОО; решение управленческих проблем

Контроль и оценка деятельности сотрудников ДОО; самооценка

Формирование потребности сотрудников к осуществлению творческой деятельности и улучшению качества услуг ДОО

показатели

показатели

показатели

показатели

Умение использовать технологии анализа деятельности ДОО (8ШОТ-анализ; факторный анализ и др.) и на их основе осуществлять планирование деятельности ДОО на среднесрочную и долгосрочную перспективу

- знание методов координации и ротации кадров;

- знание технологий коммуникации;

- умение работать в коллективе;

- умение делегировать полномочия;

- знание основ метода декомпозиции при решении управленческих проблем

владение основными видами контроля деятельности сотрудников: контроль процессов работы (сравнивание цели с результатом), контролирование итогов профессиональной деятельности (контролирование достижения поставленных целей, промежуточных результатов), самоконтроль (метод «Пяти пальцев» Л. Зайверта)

Рис. Критерии и показатели управленческой компетенции руководителя ДОО

ЛИТЕРАТУРА

1. Азгальдов, Г. Г. Построение дерева показателей свойств объекта / Г. Г. Азгальдов // Стандарты и качество. - 1996. - № 11. - С. 97-104.

2. Гличев, А. В. Что такое качество? / А. В. Гличев. - М. : Экономика, 1968. - 135 с.

3. Гончарова, Н. Л. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме / Н. Л. Гончарова. - Текст : электронный // Сборник научных трудов СевКавГУ. Серия «Гуманитарные науки». - 2007. - № 5. - URL: http://www.%20ncstu.%20m.

4. Зеер, Э. Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. - 2002. - № 2 (14).

5. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования / И. А. Зимняя. - Текст : электронный // Эйдос. - URL: http: //www.eid0s.ru/j0urnal/2006/0505.htm.

6. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 2. - С. 7-14.

7. Катышева, Н. М. Сущностная характеристика понятия «Управление» / Н. М. Катышева. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9046 (дата обращения: 14.11.2020).

8. Кострова, Ю. С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» / Ю. С. Кострова // Молодой ученый. - 2011. - Т. 2, № 12. - С. 102-104.

9. Лабикова, М. Н. Соотношение понятий «Компетенция» и «Компетентность» в контексте современного образования / М. Н. Лабикова. - URL: http://tara.omgpu.ru/documents/konfi/ ped_fak/labik.doc. -Текст : электронный.

10. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М., 2002; Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий / Г. К. Селевко. - М., 2006. - Т. 1.

11. Садовников, И. В. Квалиметрия : учеб. пособие / И. В. Садовников. - Чита : ЧитГУ, 2009. - 150 с.

12. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - 4-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 576 с.

13. Сторожева, О. И. Развитие управленческих компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в процессе повышения квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Сторожева О. И. - М., 2010.

14. Субетто, А. И. Квалитология образования / А. И. Субетто. - СПб. ; М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 220 с.

15. Сыманюк, Э. Э. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования / Э. Э. Сыманюк // Образование и наука. - 2002. - № 2 (14). - С. 3-14.

16. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002. - 134 с.

17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155).

18. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. - 2012.

19. Уиддет, С. Руководство по компетенциям : монография / С. Уиддет, С. Холлифорд. - М., 2008. -218 с.

20. Шорт, Э. Концепция компетенции: ее правильное и неправильное использование в образовании / Э. Шорт // Journal of Teacher Education. - 1985. - Vol. 36, № 2. - Р. 2-6.

21. Ярыгин, О. Н. Формирование интеллектуальной компетентности студентов ИТ-специальностей в процессе изучения дискретной математики : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Ярыгин О. Н. -Тольятти, 2007.

REFERENCES

1. Azgal'dov, G. G. (1996). Postroenie dereva pokazateley svoystv ob"ekta [Building a tree of property indicators of an object]. In Standarty i kachestvo. No. 11, pp. 97-104.

2. Glichev, A. V. (1968). Chto takoe kachestvo? [What is quality?]. Moscow, Ekonomika. 135 p.

3. Goncharova, N. L. (2007). Kategorii «kompetentnost'» i «kompetentsiya» v sovremennoy obrazovatel'noy paradigme [Categories "competence" and "competency" in the modern educational paradigm]. In Sbornik nauch-nykh trudov SevKavGU. Seriya «Gumanitarnye nauki». No. 5. URL: http://www.%20ncstu.%20ru.

4. Zeer, E. F. (2002). Psikhologo-didakticheskie konstrukty kachestva professional'nogo obrazovaniya [Psychological and didactic constructs of the quality of professional education]. In Obrazovanie i nauka. No. 2 (14).

5. Zimnyaya, I. A. Klyuchevye kompetentsii - novaya paradigma rezul'tata sovremennogo obrazovaniya [Key competencies - a new paradigm of the result of modern education]. In Eydos. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.

6. Zimnyaya, I. A. (2009). Klyuchevye kompetentsii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya [Key competencies - a new paradigm of educational outcomes]. In Eksperiment i innovatsii v shkole. No. 2, pp. 7-14.

7. Katysheva, N. M. (2013). Sushchnostnaya kharakteristika ponyatiya «Upravlenie» [The essential characteristics of the concept of "Management"]. In Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. No. 2. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9046 (mode of access: 14.11.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Kostrova, Yu. S. (2011). Genezis ponyatiy «kompetentsiya» i «kompetentnost'» [Genesis of the concepts of "competency" and "competence"]. In Molodoy uchenyy. Vol. 2. No. 12, pp. 102-104.

9. Labikova, M. N. Sootnoshenie ponyatiy «Kompetentsiya» i «Kompetentnost'» v kontekste sovremennogo obrazovaniya [Correlation of the concepts of "Competency" and "Competence" in the context of modern education]. URL: http://tara.omgpu.ru/documents/konfi/ ped_fak/labik.doc.

10. Raven, Dzh. (2002). Kompetentnost' v sovremennom obshchestve. Vyyavlenie, razvitie i realizatsiya [Competence in modern society. Identification, development and implementation]. Moscow; Selevko, G. K. (2006). Entsiklopediya obrazovatel'nykh tekhnologiy [Encyclopedia of educational technologies]. Moscow. Vol. 1.

11. Sadovnikov, I. V. (2009). Kvalimetriya [Qualimetry]. Chita, ChitGU. 150 p.

12. Slastenin, V. A., Isaev, I. F., Shiyanov, E. N. (2005). Pedagogika [Pedagogy] / ed. by V. A. Slastenin. 4 edition. Moscow, Izdatel'skiy tsentr «Akademiya». 576 p.

13. Storozheva, O. I. (2010). Razvitie upravlencheskikh kompetentsiy rukovoditeley obshcheobra-zovatel'nykh uchrezhdeniy v protsesse povysheniya kvalifikatsii [Development of managerial competencies of heads of educational institutions in the process of professional development]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Moscow.

14. Subetto, A. I. (2000). Kvalitologiya obrazovaniya [Qualitology of education]. Saint Petersburg, Moscow, Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov. 220 p.

15. Symanyuk, E. E. (2002). Kompetentnostnyy podkhod kak faktor realizatsii innovatsionnogo obrazovaniya [Competence approach as a factor in the implementation of innovative education]. In Obrazovanie i nauka. No. 2 (14), pp. 3-14.

16. Shamova, T. I., Tret'yakov, P. I., Kapustin, N. P. (2002). Upravlenie obrazovatel'nymi sistemami [Management of educational systems]. Moscow, Gumanit. izd. tsentr «VLADOS». 134 p.

17. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya [Federal State Educational Standard of Preschool Education].

18. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation"]. (2012). In Rossiyskaya gazeta.

19. Uiddet, S., Kholliford, S. (2008). Rukovodstvopo kompetentsiyam [Competency guide]. Moscow. 218 p.

20. Short, E. (1985). Kontseptsiya kompetentsii: ee pravil'noe i nepravil'noe ispol'zovanie v obrazovanii [The concept of competence: its correct and incorrect use in education]. In Journal of Teacher Education. Vol. 36. No. 2, pp. 2-6.

21. Yarygin, O. N. (2007). Formirovanie intellektual'noy kompetentnosti studentov IT-spetsial'nostey v protsesse izucheniya diskretnoy matematiki [Formation of intellectual competence of students of IT specialties in the process of studying discrete mathematics]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Tolyatti.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.