5. Чемов, В.В. Оценка эффективности использования гиповентиляционных режимов дыхания в тренировке легкоатлетов бегунов в подготовительном периоде / В.В. Чемов, А.Г. Камчатников, И.Н. Солопов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 7 (65). - С. 78-82.
REFERENCES
1. Apanasenko, G. and Nedopryadko, D. (1982), "Restoration processes after physical activity - new conceptual model", Physiological factors defining and limiting sports working capacity: Theses of the report of the XVI All-Union conference on physiology of muscular activity, Moscow, pp. 12-14.
2. Bulatova, M.M. (2003), "Theoretical-methodical aspects of realization of functional reserves of athletes of the top skills", Science in the Olympic sports, Special release, pp. 33-50.
3. Ioffe, L.Ts. (1987), "Increase of functionality of a human body by trainings by breath through additional "dead" space", Journal of Human physiology, Vol. 13, No. 2, pp. 241244.
4. Solopov, I. N. (2004), Physiological effects of methods of the directed impact on respiratory function of the person, publishing house "VSPEA", Volgograd.
5. Chemov, V.V., Kamchatnikov, A.G. and Solopov, I.N. (2010), "Efficiency assessment of use of hypoventilating modes of breath in training of athletes of runners in preparatory period", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 65, No. 7, pp. 78-82.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.02.2012.
УДК 378
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННО-
ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ
Валерий Александрович Щеголев, доктор педагогических наук, профессор, Кирилл Андреевич Грачев, старший преподаватель, Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени
С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы, связанные с анализом эффективности процесса профессионально-педагогической подготовки военно-инженерных кадров. Известно, что основными критериями педагогической подготовленности являются личностный, деятельностный и результативный. В зависимости от развития личностных качеств курсантов были предложены уровни профессионально-педагогической подготовки, ориентированные на выявление и дальнейшее развитие профессионально значимых личностных качеств будущего военного педагога. Представленная в статье методика определения критериев показателей и их признаков позволяет диагностировать профессионально-педагогической подготовленность курсантов выявлять её динамику и тенденции. Разработанная авторская программа развития профессионально-педагогической подготовленности показала свою эффективность по результатам формирующего педагогического эксперимента.
Ключевые слова: критерии и показатели, профессионально-педагогическая подготовка, курсанты.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.02.96.p174-178
CRITERIA AND INDICATORS OF EFFICIENCY OF PROCESS OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL PREPARATION OF MILITARY AND ENGINEERING
PERSONNEL
Valery Aleksandrovich Schegolev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kirill Andriyovych Grachev, the senior teacher, Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,
St.-Petersburg
Annotation
The article considers the questions connected with the analysis of efficiency of process of professional and pedagogical preparation of military and engineering personnel. It is known that the main criteria of pedagogical readiness are personal, activity and productive. Depending on development of personal qualities of cadets, the levels of professional and pedagogical preparation focused on identification and further development of professionally significant personal qualities of future military teacher were offered. The methodology of definition of criteria of indicators presented in the article and their signs allows diagnosing professional and pedagogical readiness of cadets, revealing its dynamics and tendencies. The developed author's program of formation of professional and pedagogical readiness showed the efficiency according to the results of forming pedagogical experiment.
Keywords: criteria and indicators, professional and pedagogical preparation, cadets.
Разработка научно обоснованных критериев и показателей выступает важнейшей предпосылкой совершенствования процесса профессионально-педагогической подготовки [1-10].
Так как педагогическая деятельность связана с решением педагогических задач, то основными критериями педагогической подготовленности является: личностный, дея-тельностный, результативный, а в качестве обобщенного критерия выступает степень успешности решения педагогических задач [4].
В соответствии с разработанными критериями и показателями оценки профессионально-педагогической подготовленности была разработана «Карта оценки профессионально-педагогической подготовленности». Она применялась при проведении констатирующего и в ходе формирующего экспериментов и позволяла выявлять уровни развития профессионально-педагогической подготовленности у конкретного курсанта (табл. 1).
Таблица 1
Карта оценки уровня профессионально-педагогической подготовленности
№ п/п Уровень развития Критерий и показатели профессионально-педагогической подготовленности
Личностный Деятельно стный Результативный
1. Высокий Военно-педагогическая направленность отличается устойчивой мотивацией. Проявляется чётко выраженная предрасположенность к педагогической работе. Обладает достаточным уровнем педагогических ЗУН, лежащих в основе педагогической эрудиции. Способен к творческому решению педагогических задач. Структурные компоненты педагогического мастерства на достаточном уровне. В учебно-воспитательную работу включает педагогические задачи. Владеет совокупностью педагогических приёмов. В педагогическом общении и поведении ровен и придерживается педагогических правил. Постоянно стремится к самосовершенствованию своей личности и стиля педагогической деятельности. Добивается устойчивых результатов в педагогической работе. Проявляет высокие уровни активности. Самостоятелен при решении педагогических задач. Критичен в самооценке результатов военно-педагогической деятельности. Способен к корректировке результатов военно-педагогической деятельности.
№ п/п Уровень развития Критерий и показатели профессионально-педагогической подготовленности
Личностный Деятельно стный Результативный
2. Средний Военно-педагогическая направленность устойчива. Проявляется предрасположенность к военно-педагогической работе. Обладает определенным уровнем ЗУН. Педагогические задачи решает без особых затруднений. В деятельности педагогические задачи ставит регулярно. Владеет несколькими приемами педагогической работы. В педагогическом общении и поведении тактичен. Стремится к самосовершенствованию своей личности и деятельности. Результаты педагогической деятельности устойчивы. Активность в деятельности постоянна. Педагогические задачи решает в основном самостоятельно. Критику воспринимает правильно. Способен к корректировке результатов деятельности.
3. Низкий Военно-педагогическая направленность неустойчивая. Наблюдается отдельные задатки в военно-педагогической предрасположенности. Педагогические знания отрывочны, не систематичны. Творчество в решении педагогических задач проявляется редко. Структурные элементы педагогического мастерства выражены не чётко. В деятельности педагогические задачи ставит эпизодически. Владеет лишь отдельными приемами педагогической работы. Педагогическое общение и поведение в деятельности избирательно и подчиненно эмоциям. Самосовершенствованием своей личности и деятельности занимается от случая к случаю под нажимом. Результаты педагогической деятельности не устойчивы. Активность в деятельности эпизодическая. Самостоятельность проявляется редко. Критику в адрес своей работы принимает с обидой. Ход и результаты работы контролирует редко, обычно итогами работы доволен.
4. Начальный Военно-педагогическая направленность в личности отсутствует. Профессиональная предрасположенность не совпадает с требованиями военно-педагогической деятельности. К овладению педагогическими знаниями не стремится. Творчества в работе не проявляет. Самостоятельно в деятельности педагогические задачи не ставит. Приемами педагогической работы не владеет. В общении и поведении отличается безразличием, высокомерностью, зазнайством. Самосовершенствованием не занимается и не стремится. Результаты военно-педагогической деятельности отрицательные. Активности в решении военно-педагогических задач не проявляет. Самостоятельность развита слабо. Критику воспринимает болезненно.
Определение критериев показателей и их признаков позволяет диагностировать профессионально-педагогической подготовленность курсантов выявлять её динамику и тенденции. С целью проверки этого положения был проведен формирующий педагогический эксперимент. Эксперимент проводился в течение двух лет. Были случайным образом выбраны две учебные группы ВИТУ в количестве 22 курсантов каждая. Контрольная группа занималась по стандартной программе, а в экспериментальной группе в течение всего педагогического эксперимента дополнительно проводились семинары по различным вопросам военной педагогики. Результаты педагогического эксперимента приведены в таблице 2. Анализ полученных данных показал, что более высокого уровня профессионально-педагогической подготовленности по сравнению с исходным уровнем достигли курсанты в экспериментальной группе, что позволяет рекомендовать авторскую методику и предлагаемые критерии и уровни к массовому внедрению в профессионально-педагогическую подготовку курсантов. По оценкам преподавателей и командиров подразделений курсантов в экспериментальной группе возросла активность и самостоятель-
ность, коммуникативные качества.
Таблица 2
Результаты формирующего эксперимента по развитию профессионально-
Группы Всего Уровни
курсантов Высокий Средний Низкий Начальный
На начало эксперимента
Экспериментальная 22 - 1 5,5% 11 51,0% Ю 46,8%
Контрольная 22 - 2 6,4% 10 46,8% 10 46,8%
По окончании эксперимента
Экспериментальная 22 2 10,8% 9 40,1% 10 43,7% 1 5,4%
Контрольная 22 1 6,7% 6 27,1% 12 54,7% 3 13,5%
О росте педагогической подготовленности свидетельствовали и результаты войсковой стажировки. У 17 курсантов экспериментальной группы в отзывах о стажировке указано проявление таких важных профессионально-педагогических качеств как культура общения и методическая грамотность. Отличные и хорошие оценки за прохождение стажировки в экспериментальной группе получили 17 курсанта, а в контрольной - 12.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алдошин, А.В. Педагогическая технология специальной физической подготовки курсантов вузов МВД к выполнению служебно-боевых задач в условиях локальных конфликтов / А.В. Алдошин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2008. - № 9 (43). - С. 3-7.
2. Болотин, А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности / А.Э. Болотин, О.С. Зайцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 38-42.
3. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). -С. 30-35.
4. Ковалев, Г.Н. Совершенствование военно-педагогической подготовки курсантов авиационных вузов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : спец. 13.00.01 / Ковалев Григорий Николаевич ; [Воен. ун-т]. - М., 2001. - 24 с.
5. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков, Ким Джон Кил // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. -№ 1 (71). - С. 35-41.
6. Организация процессного управления спортивной федерацией / Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев, В.Л. Мутко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 3 (37). - С. 3-9.
7. Северин, Н. Н. Педагогические условия, необходимые для формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России / Н.Н. Северин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - С. 131-134.
8. Стародубцев, М.П. Педагогические условия, необходимые для эффективного формирования профессиональной готовности у сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных обязанностей / М.П. Стародубцев, А.П. Плаксин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 153-156.
9. Щеголев, В.А. Воспитание и развитие личностных качеств студентов средствами культуры и спорта / В. А. Щеголев // Актуальные вопросы физического воспитания студентов : сборник научных трудов. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского гос. техн. ун-та, 2011. - С. 154-159.
10. Щеголев, В.А. Физическая культура и спорт как средство профессионально-ориентированного воспитания студенческой молодежи : монография / В. А. Щеголев, Ю.Н. Щедрин ; С.-Петерб. гос. ун-т информ. технологий механики и оптики. - СПб. : Изд-во СПб ГУИТМО, 2011. - 216 с.
11. Chistyakov, V.A. Information interaction of the person with an environment / V.A. Chistyakov // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 19. - С. 90-99.
REFERENCES
1. Aldoshin, A.V. (2008), "Pedagogical technology of special physical preparation of cadets of high schools of the Ministry of Internal Affairs to fulfillment of fighting problems in the conditions of local conflicts", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 43 No. 9, ppv.3-7.
2. Bolotin, A.E. and Sivak A.N. (2012), "Requirements shown to graduates of higher education institutions of Internal Troops of the Ministry Of Internal affairs of Russia for effective implementation of office and fighting tasks", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.
3. Bolotin, A.E. and Zaitcev (2012), "Pedagogical model of ensuring the physical readiness of graduates of higher education institutions of air defense (Air and space defense) to fighting activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9 pp. 38-42.
4. Kovalev, Grigory Nikolaevich (2001), Improvement of military and pedagogical preparation of cadets of aviation higher education institutions, dissertation, Moscow, Russian Federation.
5. Grigoriev, V.I., Davidenko, D.N., Chistyakov, V.A. and Kim John Kil. (2011), "Competence approach to design of the individual educational trajectories of students' physical development", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1, pp. 35-41.
6. Aliev, E.G., Andreev, S.N., Mutko, V.L., Chistyakov, V.A. (2008), "The organization of process management of sports federation" Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 37, No. 3, pp. 3-9.
7. Severin, N.N. (2012), "Pedagogical conditions necessary for formation of professionalism at employees of state fire service of the Ministry of Emergency situations of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 83 No. 1, pp. 131-134.
8. Starodubtsev, M.P. and Plaksin, A.A. (2012), "Pedagogical conditions necessary for effective formation of professional readiness at employees of law-enforcement bodies to performance of official duties", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 153-156.
9. Schegolev, VA. (2011) "Education and development of personal qualities of students by means of culture and sports", Topical issues ofphysical training of students: collection of scientific works, publishing house Polytechnic University, St.-Petersburg, pp.154-159.
10. Schegolev, V.A. and Schedrin, Yu.N. (2011), Physical culture and sport as means professional the focused education of student's youth: monograph, publishing house "SPbSUCMO", St.-Petersburg, Russian Federation
11. Chistyakov, V.A. (2006), "Information interaction of the person with an environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 19, pp. 90-99.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.02.2012.