HYGIENIC ASSESSMENT OF EFFECTIVENESS OF THE BIOLOGICAL TREATMENT OF EFFLUENTS FROM SLEEPER IMPREGNATION PLANTS
M. V. uogdanov
A hygienic assessment of biologically treated effluents from sleeper impregnation plants showed their sanitary-toxicologic index to be most important. In respect to this index the effluents should be diluted at least 250 times. The quality of water in a water body, wherein the biologically treated effluents from the sleeper impregnating plants are discharged, did not meet the hygienic requirements.
УДК 614.7:648.18
3. С. Маркова, А. И. Саутин, Г. М. Костродымова, 3. А. Пылева, В. И. Самохвалова
КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ СРЕДСТВ БЫТОВОЙ ХИМИИ
Институт общей и коммунальной гигиены нм. А. Н. Сысина АМН СССР
До настоящего времени вопросы гигиенического нормирования товаров бытовой химии в условиях их применения представляются далеко не решенными. Это объясняется сложным составом, значительным разнообразием и многочисленностью химических веществ, содержащихся в готовых композициях, а также возможностью образования новых соединений, прогнозирование концентраций и состава которых практически невозможно. В связи с этим актуальными и своевременными являются разработка и обоснование объективных критериев гигиенической оценки синтетических средств при использовании их населением в быту.
Важными направлениями гигиенической оценки бытовых химических веществ являются, во-первых, санитарно-химические исследования готовых композиций в условиях их применения, во-вторых, изучение степени токсичности и характера биологического действия как отдельных ингредиентов, так и всего препарата в целом. В качестве критериев оценки химической стабильности средств бытовой химии при их применении населением в быту могут быть рекомендованы допустимые уровни (ДУ) или допустимые концентрации миграции (ДКМ) биологически активных веществ в контактирующие с ними воздушные среды, в том числе и в воздух пододежного пространства, и в жидкие (воду и пот) среды. В основу разработки этих величин должны быть положены безопасные уровни концентраций бытовых химических веществ с учетом параметров их токсичности, кумулятивных свойств и отдаленных последствий при использовании готовых композиций в быту.
Отмечено, что уровень остаточных количеств бытовых химических веществ на поверхности обработанных ими предметов быта, в основном на одежде и посуде, находится в прямой зависимости от числа ополаскиваний готовых изделий. Благодаря этому можно регламентировать содержание остаточных количеств химических веществ на поверхности изделий количеством их ополаскиваний.
Санитарно-химические исследования позволяют дать первичную оценку синтетическим средствам, определить допустимую с гигиенической точки зрения область их применения, обосновать и конкретизировать направления и объем токсикологических исследований, выбор животных, характер и режим затравки, экспозицию, концентрацию вещества, путь его воздействия, адекватные показатели оценки.
Установлено, что средства бытовой химии, применяемые населением в быту, воздействуют на организм в основном через кожный покров, однако возможно ингаляционное и пероральное поступление этих химических веществ в организм человека.
В качестве критериев возможного неблагоприятного влияния бытовых химических веществ рекомендуется брать пороговые концентрации их раздражающего, аллергенного и общетоксического действия при накожных аппликациях с использованием методов исследования, широко принятых в дерматологии, иммунологии и гигиене. При определенных показаниях возникает необходимость изучать отдаленные последствия бытовых химических веществ, а именно — бластомогенные, эмбриотропные, гонадотропные, мутагенные и другие свойства.
Моделирование патологического процесса — один из важнейших этапов гигиенического эксперимента. При этом необходимо придерживаться методов, возможно в большей степени воспроизводящих условия практического применения населением средств бытовой химии. Целесообразно изучать как готовую композицию и ее исходные компоненты в нативном виде водных растворов, так и предметы быта после обработки ими.
В качестве адекватной биологической модели рекомендуются следующие виды животных: морские свинки (при изучении кожнораздражающих и аллергенных свойств химических веществ), белые крысы (при выявлении кожно-раздражающего и общетоксического действия) и мыши-гибриды СВАХС57В1/6 (при установлении бластомогенных свойств).
При изучении кожно-раздражающих свойств бытовых химических веществ как одного из основных критериев гигиенической оценки неблагоприятного действия композиций в целом в условиях их применения используют широкий спектр показателей — гиперемию, сухость, температуру, рН кожи, утолщение кожной складки, проницаемость капилляров и характер изменения микрофлоры кожи, количество липидов и время их восстановления на коже после контакта с препаратами бытовой химии и др. Наиболее информативными показателями кожно-раздражающего действия бытовых химических веществ, по нашим данным, явились гиперемия кожи, статистически достоверное повышение рН кожи и капиллярной проницаемости кожи, утолщение кожной складки на опытном участке по сравнению с контролем.
При выявлении сенсибилизирующих свойств химических веществ необходимо учитывать путь их воздействия и концентрацию при тестировании, дозу, частоту введения в организм, титр сенсибилизации, интенсивность аллергического воспаления, величину латентного периода (промежутка времени от конца сенсибилизации до постановки кожных проб); при этом используют различные приемы и диагностические тесты — кожные пробы, реакцию помутнения Уанье, лизис лейкоцитов и др., а также гематологические, гистоавторадиографнческие и морфогистохимические показатели.
Согласно литературным данным, рекомендуется 21—30 ежедневных накожных аппликаций для слабых и 5—10 для сильных аллергенов с последующим тестированием на 1, 7 и 14-е сутки и далее до 21-го дня инкубационного периода на интактном участке кожи с противоположной стороны туловища животного. Наиболее объективным показателем аллергенных свойств химических веществ является, по нашим данным, пассивный перенос повышенной чувствительности с сенсибилизированного на интактное животное.
Аллергенность веществ могут подтверждать эозинофилия, базофилия, тромбоцитопения, положительная реакция Уанье, реакция воспламенения, гистоморфологические изменения в коже и органах, такие, как дегрануля-ция тучных клеток, пиронинофилия в лимфоидных регионарных узлах и коже с выявлением ДНК, изменения в содержании окислительно-зосстано-вительных ферментов в органах и коже, что, как известно, предшествует развитию сенсибилизации, наличие мононуклеарной инфильтрации в коже.
Вещества, концентрации которых во внешней среде выше порога их аллергенного действия, не могут быть рекомендованы для применения в быту.
Отмечено, что чувствительность человека к воздействию химических веществ нередко значительно выше, чем у экспериментальных животных.
В связи с этим при наличии отрицательных результатов в эксперименте на животных необходимо с целью уточнения полученных данных проводить клинические наблюдения исследуемых веществ, привлекая людей-добровольцев.
Биологическое действие средств бытовой химии изучают в условиях острого и хронического эксперимента на чувствительных видах животных с выявлением токсикодинамики веществ и способности вызывать изменения специфической и неспецифической реактивности организма. В эксперименте используют концентрации, равные рабочим, в 10 раз выше и на уровне остаточных количеств химических веществ в промывных водах с поверхности обработанных ими изделий. Продолжительность эксперимента зависит от цели исследования, сеойств бытовых химических веществ, условий их применения в быту и т. д. В большинстве случаев затравка ограничивается 30 аппликациями (по 5 ежедневных аппликаций в неделю с 2-дневными перерывом — интермиттирующее действие), а продолжительность восстановительного периода составляет 1—3 мес (до нормализации показателей, измененных по сравнению с контролем).
Для выявления специфического действия средств бытовой химии целесообразно изучить некоторые показатели липидного обмена (в частности, холестерин в органах и тканях, неэстерифицированные жирные кислоты, p-липопротеиды), показатели углеводного обмена (в частности, нуклеиновые кислоты в крови и органах, фермент альдолазу). В качестве информативных показателей рекомендуется изучать динамику функционального состояния щитовидной железы и гистоморфологических реакций в органах и коже. Для ПАВ и CMC Еесьма характерно изменение сосудистой проницаемости кожи. Статистически значимые изменения исследуемых показателей по сравнению с контролем свидетельствуют о патологии в организме, что служит основанием для запрета использования препаратов в быту в данных концентрациях.
При изучении отдаленных последствий действия бытовых химических веществ одним из важных критериев гигиенической оценки их неблагоприятного влияния на организм является выявление возможных бластомогенных свойств готовых композиций в условиях применения в быту. В качестве основных показателей активирующего канцерогенез действия химических веществ используются количество животных с опухолями, выраженное в процентах общего числа животных, выживших к моменту появления первой опухоли, время появления опухолей, число опухолей на 1 животное и др. Образование опухолей у животных должно быть подтверждено тщательным морфологическим исследованием развившихся новообразований.
Важным дополнительным показателем определения активирующего канцерогенез действия является, на наш взгляд, изучение синтеза ДНК в тканях под влиянием химических агентов с использованием метода гисто-авторадиографин. Предварительными исследованиями показано, что почти все вещества, активирующие канцерогенез, вызывают специфическое изменение динамики интенсивности синтеза ДНК-
Эксперименты позволили разработать и обосновать объективные критерии и методы гигиенической оценки некоторых наиболее перспективных и широко распространенных средств бытовой химии. Согласно методической схеме, гигиеническое изучение бытовых химических веществ базируется в основном на санитарно-химических и санитарно-токсикологических исследованиях.
В качестве основных критериев неблагоприятного влияния средств бытовой химии при использовании их населением предложены, во-первых, допустимые уровни миграции этих химических веществ из готовых композиций в контактирующие с ними среды, во-вторых, пороговые дозы (концентрации) по кожно-раздражающему и сенсибилизирующему, а в ряде случаев — общетоксическому и бластомогенному их действию.
Поступила 4/11 1976 г.
CRITERIA AND METHODS OF HYGIENIC ASSESSMENT OF HOUSEHOLD
CHEMICALS
2. S. Markova, A. 1. Sautin, G. M. Kostrodymova, Z. A. Pyleva, V. I. Samokhvalova
The stability of household chemicals may be assessed on the basis of such criteria as the permissible levelsjand concentrations of biologically active substances in the air and liquid media. As criteria'of their possible noxious action may serve the threshold concentrations of their irritative, allergenic and general toxic action. Under certain conditions the remote consequences (blastogenic, embryotropic, gonadotropic, mutagenic properties) of household chemicals are to be studied.
УДК 612.766.1-{-612.014.433:681.3
Кандидаты мед. наук A.A. Кононенко и В. В. Деркач
ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ У РАБОТНИКОВ ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний, отдел физиологии
труда, Харьков
Целью настоящей работы было изучение функционального состояния высших отделов центральной нервной системы у работников электронно-вычислительных центров (ЭВЦ) непосредственно на рабочем месте с использованием многоканального электроэнцефалографа. Исследования проведены на 8-канальном электроэнцефалографе марки «Орион» при биполярных отведениях: лоб — темя, темя — затылок, лоб — висок и затылок — висок с обоих полушарий в динамике рабочего дня: до начала работы, до и после перерыва и в конце работы. Обследуемые находились в положении сидя, при частичной экранировке в момент исследования.
Проведены визуальный анализ ЭЭГ, определение амплитуды и частоты а-волн, величины а-индекса, а также коэффициента закрывания — открывания — Кз/о (В. А. Адамович).
Обследованы 67 работников ЭВЦ — 19 математиков-программистов, 25 инженеров-электроников и 23 оператора за пультом управления ЭВМ. Все они в возрасте 20—35 лет с производственным стажем от 2 до 10 лет. По данным хронометража, плотность рабочего дня сотрудников ЭВЦ следующая: загруженность математиков-программистов основной работой — 75,2% и вспомогательной —16,6%, инженеров-электроников — соответственно 60,4 и 38%, операторов за пультом управления — 74,5 и 11,8%. Исследования по санитарно-гигиенической оценке условий труда свидетельствуют о том, что трудовой процесс в ЭВЦ протекает не всегда в благоприятных условиях. Так, освещенность на рабочих местах операторов составляет 250— 300 лк вместо 400 лк, предусмотренных санитарными нормами для работ данного класса. Работники ЭВЦ подвергаются постоянному воздействию шума, в основном средне- и высокочастотного спектра, превышающего предельно допустимый уровень в среднем на 8—12 дБ.
Визуальный анализ фоновых электроэнцефалограмм показал, что а-ритм наиболее выражен в затылочно-височных, теменно-затылочных и лоб-но-теменных отведениях, в лобно-височных отведениях преобладают быстрые ритмы и медленные волны низкой амплитуды.
Коснемся анализа динамики амплитуды и частоты а-ритма и К3/о в течение рабочего дня у обследованных нами профессиональных групп работников ЭВЦ. Анализ динамики колебаний амплитуды а-ритма во всех отведениях до перерыва в работе. Колебания амплитуды этого показателя после перерыва лишены однонаправленного характера. В конце рабочего дня амплитуда а-ритма во всех отведениях, за исключением правого лобно-теменного, становится ниже исходного уровня. Нужно отметить, однако,