Научная статья на тему 'Критерии эффективности управления самостоятельной работой обучающихся'

Критерии эффективности управления самостоятельной работой обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ / INDEPENDENT WORK / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / THE CRITERIA FOR ASSESSING THE EFFECTIVENESS / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / GENERAL PROFESSIONAL SKILLS / SELF-MANAGEMENT OF WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Жанна Венедиктовна, Каткова Ольга Владимировна

Статья просвещена организации системы управления аудиторной самостоятельной работой в вузе. В статье дано определение самостоятельной работы. Автором раскрыты основные цели и задачи необходимости организации самостоятельной работы в вузе на современном этапе образования. Дано определение уровней освоения общепрофессиональных навыков, определяемых в процессе выполнения обучающимися самостоятельной работы. Автор раскрывает основные этапы организации самостоятельной работы, а также проведение апробации данного исследования. В статье приведен анализ анкетирования показателей эффективности самостоятельной работы в вузе. Автор статьи приводит исследования по внедрению самостоятельной работы в учебный процесс обучения в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина. Выбраны объекты исследования, которые участвуют в апробации модернизации самостоятельной работы вуза. В содержании статьи раскрываются смысловые понятия и критерии эффективности самостоятельной работы обучающихся. В статье раскрываются критерии оценки степени успешности управления самостоятельной работы обучающихся. Определены основные рекомендации после апробации первого и второго этапа проекта, которые обусловлены внедрением данную организацию учебного процесса по аудиторной самостоятельной работе в вузе на следующий 2016-2017 учебный год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Жанна Венедиктовна, Каткова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria for effectiveness of independent work of trainees

Article enlightened organization's management system independent of classroom work at the university. The article provides a definition of independent work. The author shows the main goals and objectives need to organize independent work in high school at the present stage of education. The definition of the levels of development of general skills, determined during the execution of independent work by students. The author reveals the main stages of organization of independent work, as well as conducting testing of the study. The article provides an analysis of the survey indicators of efficiency of independent work in high school. The author leads the study on the introduction of independent work in the educational learning process in the Nizhny Novgorod State Pedagogical University im. K. Minina. Selected objects of study that are involved in testing the modernization of independent work of the university. The contents of the article reveals the meaning of the concept and criteria of efficiency of independent work of students. The article describes the criteria for assessing the degree of success of management of independent work of students. The main recommendations after testing of the first and second phase of the project, which are due to the introduction of this organization of educational process on classroom work independently in high school the next academic year 2016-2017.

Текст научной работы на тему «Критерии эффективности управления самостоятельной работой обучающихся»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, номер 1 (январь - февраль) http ://mir-nauki. com/vol5 -1. html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/43PDMN117.pdf Статья опубликована 02.03.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Смирнова Ж.В., Каткова О.В. Критерии эффективности управления самостоятельной работой обучающихся // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 1 http://mir-nauki.com/PDF/43PDMN117.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 37

Смирнова Жанна Венедиктовна

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Россия, Нижний Новгород Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: z.v.smirnova@mininuniver.ru

Каткова Ольга Владимировна

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Россия, Нижний Новгород Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: katkova@yandex.ru

Критерии эффективности управления самостоятельной

работой обучающихся

Аннотация. Статья просвещена организации системы управления аудиторной самостоятельной работой в вузе. В статье дано определение самостоятельной работы. Автором раскрыты основные цели и задачи необходимости организации самостоятельной работы в вузе на современном этапе образования. Дано определение уровней освоения общепрофессиональных навыков, определяемых в процессе выполнения обучающимися самостоятельной работы. Автор раскрывает основные этапы организации самостоятельной работы, а также проведение апробации данного исследования. В статье приведен анализ анкетирования показателей эффективности самостоятельной работы в вузе. Автор статьи приводит исследования по внедрению самостоятельной работы в учебный процесс обучения в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина. Выбраны объекты исследования, которые участвуют в апробации модернизации самостоятельной работы вуза. В содержании статьи раскрываются смысловые понятия и критерии эффективности самостоятельной работы обучающихся. В статье раскрываются критерии оценки степени успешности управления самостоятельной работы обучающихся. Определены основные рекомендации после апробации первого и второго этапа проекта, которые обусловлены внедрением данную организацию учебного процесса по аудиторной самостоятельной работе в вузе на следующий 2016-2017 учебный год.

Ключевые слова: самостоятельная работа; управление самостоятельной работой; критерии оценки эффективности; общепрофессиональные навыки

Управление самостоятельной работой в вузе - это совокупность процессов, реализуемых структурными подразделениями Университета и научно-педагогическими работниками (НИР), нацеленных на отбор и систематизацию учебной информации, ее передачу и контроль усвоения

Мир Науки

2017, Том 5, номер 1 (499) 755 50 99

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom

обучаемыми в условиях контактной и внеаудиторной самостоятельной работы, обеспечивающих эффективное формирование общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся.

Проблема управления СРО является наддисциплинарной, что позволяет ставить цель -формирование стратегий самообучения и самообразования, как основы будущей профессиональной деятельности, что находит отражение в образовательном стандарте профессиональном стандарте педагога.

Критериями оценки степени успешности управления СРО, могут стать ряд факторов, а именно:

• степень успешности освоения обучающимися общепрофессиональных образовательныз программ (ОПОП);

• уровень сформированности общеучебных действий обучающихся обеспечивающих способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);

• мотивация обучающегося к выполнению самостоятельной работы;

Степень успешности освоения обучающимися ОПОП оценивается согласно балльно-рейтинговой системе оценки в соответствии с системой заданий, разработанных преподавателем и отраженный в силлабусе дисциплины.

Результаты оценки находят отражение в результатах текущей и промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) и является обязательной процедурой при реализации учебного процесса.

Уровень сформированности общеучебных действий обучающихся возможно оценить согласно определенным критериям.

Предлагается введение следующий уровней сформированности общеучебных действий:

0-й уровень - обучаемый совершенно не владеет данным действием или не приступал к выполнению действия;

1 -й уровень - неспособность к самостоятельному выполнению действия;

2-й уровень - обучаемый достаточно свободно выполняет действие при консультации и корректировочных действиях преподавателя или тьютора;

3-й уровень - самостоятельное выполнение действия, объективная оценка собственных достижений.

Результаты сформированности находят свое отражение в карте формирования общеучебных действий, что позволит оценить уровень готовности студента к самостоятельной работе и отследить динамику их формирования.

Мотивацию обучающегося к выполнению самостоятельной работы, возможно, оценить согласно Приложению 2, что также позволит выявить сильные и слабые стороны процесса управления СРО по дисциплине (модулю).

Решаемые задачи

Таким образом, основными решающими задачами оценки эффективности управления самостоятельной работы обучающихся является:

• определение уровеня сформированности общеучебных действий обучающихся по всем этапам организации самостоятельной работы;

Мир Науки

определение основных показателей эффективности организации самостоятельной работы.

Ход реализации

В соответствии с планом работы по внедрению в учебный процесс аудиторной самостоятельной работы студентов проведено анкетирование педагогического коллектива и студентов, участвующих в проекте модернизации. Анкетирование предусматривает три этапа внедрения аудиторной самостоятельной работы.

Целью анкетирования является определение значимости аудиторной самостоятельной работы студентов в процессе обучения.

Анкетирование проводилась в двух направлениях:

• анкетирование студентов;

• анкетирование преподавателей.

Вниманию респондентов в качестве 24 преподавателей, было предложено 19 вопросов охватывающие различные стороны организации и планирования аудиторной самостоятельной работы в учебном процессе.

Участие преподавателей в анкетировании представлено в табл. 1.

Таблица 1

Участие педагогического коллектива в анкетировании

Кафедра Число участников анкетирования

Кафедра русского языка и культуры речи 1

Кафедра экономики предприятия 2

Кафедра математики и математического образования 1

Кафедра технологий сервиса и технологического образования 6

Кафедра физиологии и безопасности жизнедеятельности человека 1

Кафедра инновационных технологий менеджмента 1

Кафедра страхования, финансов и кридита 1

Кафедра физического воспитания и спорта 1

Кафедра физической культуры 1

Кафедра истории России и вспомогательных дисциплин 4

Кафедра всеобщей истории, КП ИП 4

Кафедра философии и общих наук 1

Кафедра профессионального обучения и управление образовательными системами 6

Составлено автором

В апробации проекта приняли участие студенты экспериментальных и контрольных групп, обучающиеся по направлению подготовки 44.03.05. Педагогическое образование, профили: Технология и экономика; история и обществознание, всего тридцать три студента экспериментальных и двадцать девять студентов контрольных групп, более 30 преподавателей Миниского университета. На третьем этапе реализации самостоятельной работы была

подключена экспериментальная группа заочного отделения по направлению подготовки Профессиональное обучение.

Предложены и апробированы новые формы самостоятельной работы студентов, так наряду с внеаудиторной самостоятельной работой проводились занятий в форме аудиторной самостоятельной работы под руководством преподавателя.

В форме аудиторной самостоятельной работы на протяжении трех этапах, было проведено более семидесяти занятия. Большую часть занятия проводились с применением активных методов обучения: деловые игры, применение кейсовых заданий, работа в малых группах и т.д.

Вниманию респондентов в качестве студентов был предложен 17 вопрос, охватывающий различные стороны организации и планирования аудиторной самостоятельной работы в учебном процессе.

В анкетировании студентов принимали участие группы Т-13-1, Т-13-2, ИП-13-1, ИО-13-2. Среди этих групп были выбраны экспериментальные группы ИО-13-2, Т-13-1. Студентам экспериментальных групп (33 человека) в учебный процесс вводится аудиторная самостоятельная работа в рамках изучаемых дисциплин 2 семестра 2016 года, студенты простых групп (39 человек) учатся в обычном режиме. На третьем этапе в проект подключается группа заочного отделения СТЗ-15 (16 человек).

Таким образом, весь процесс апробации можно разделить на следующие этапы реализации:

Первый этап

В процессе подготовке к проведению исследования внедрения самостоятельной работы на начальном этапе были разработаны анкеты для преподавателей и студентов, содержание которых обуславливало основное значение и эффективность управления самостоятельной работой, отношение к организации самостоятельной работе, влияние различных показателей на качество проведения и усвоения информации для самостоятельной работы.

Определены критерии оценки степени успешности управления СРО и уровни сформированности общеучебных действий.

Второй этап

Проведение анкетирования студентов и преподавателей по выбранным экспериментальным и контрольным группам факультета управления и социально-технических сервисов и факультета гуманитарных наук.

В конце 2015-2016 учебного года по итогам апробации в НГПУ им. К. Минина была проведена конференция «Модель управления самостоятельной работой обучающихся: итоги апробации», в рамках которой состоялся семинар на тему: Анализ результатов анкетирования преподавателей и обучающихся по проекту «Система управления самостоятельной работой обучающихся в НГПУ им. К. Минина». В семинаре приняли участие преподаватели вуза: как принимавшие, так и не принимавшие участие в апробации.

Третий Этап

По итогам апробации 2015-2016 учебного года было предложено:

1. Внедрить в систему управления самостоятельной работой в учебный процесс факультета.

2. Провести анкетирования преподавателей и студентов по реализации проекта самостоятельной работы по окончанию 2016-2017 учебного года.

3. Включить в проект по управлению самостоятельной работой группы заочного отделения.

На сегодняшней момент третий этап находится в действии, проводится первоначальное анкетирование и анализ показателей.

Полученные результаты

Анализ предпочтений преподавателей и студентов на первом и втором этапе эксперимента 2015-2016 уч. года касающихся форм, методов и средств организации самостоятельной работы показал, что:

• преподаватели и студенты отдают предпочтение индивидуальной и групповой формам самостоятельней работы;

• считают целесообразным выносить на самостоятельное изучение вопросы, связанные с углубленным изучением отдельных вопросов, а также позволяющую осуществить проектную и исследовательскую деятельность;

• наиболее востребованным ресурсами являются: работа в электронной системе МооШе, Интернет и электронные библиотечные системы;

• среди наиболее эффективных видов заданий выделены: подготовка рефератов и выступление с докладом, выполнение проектных заданий, выполнение кейсовых заданий, тестовых заданий;

• наиболее востребованной аудиторией для проведения самостоятельных занятий является компьютерный класс, пользовательский центр и читальный зал библиотеки;

• в качестве ресурсов повышения эффективности системы управления самостоятельной работой обучающихся выделены: концентрация преподавателя на процессе управления самостоятельной работой.

Студенты отметили, что наиболее значимыми стимулами к выполнению самостоятельной работы являются значимость информации для будущей профессиональной деятельности и внутриучебные стимулы.

Таким образом, анализируя организации аудиторной самостоятельной работы в вузе по проведенному исследованию, можно сделать вывод об успешном формировании у обучающихся совокупности общеучебных умений, которые позволяют освоить содержание дисциплин и формировать стратегии самообучения и саморазвития.

Мотивация обучающихся выполнять данную самостоятельную работу возрастает, показатель успеваемости не снижается (рисунок 1).

Страница 5 из 10 ^^^^^^^^^^НИИИИНИННН!! http://mir-nauki.com 43РОМК117

Мир Науки

84%

□ Эксперементальная группа

□ контрольная группа

78%

Рисунок 1. Освоение дисциплин по итогам зачетно-экзаменационной сессии

(составлен автором)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученные результаты говорят об эффективности аудиторной самостоятельной работе в процессе обучения вуза.

В результате апробации по выделенным критериям оценки были получены следующие результаты.

Результаты распределения студентов по уровням сформированности общеучебных действий приведены на рисунке 2.

Организационные Информационные Учебно-интеллектуальные действия действия действия

Рисунок 2. Уровень сформированности общеучебных действий студентов экспериментальной и контрольной групп: 0-й уровень - обучаемый совершенно не владеет данным действием или не приступал к выполнению действий, 1-й уровень - неспособность к самостоятельному выполнению действия, 2-й уровень - обучаемый достаточно свободно выполняет действие при консультации и корректировочных действиях преподавателя или тьютора, 3-й уровень - самостоятельное выполнение действия, объективная оценка собственных достижений (составлен автором)

Основными рекомендациями после апробации первого и второго этапа проекта: внедрить данную организацию учебного процесса по аудиторной самостоятельной работе в вузе на следующий 2016-2017 учебный год.

Таким образом, по предложенным рекомендациям апробации проекта первого и второго этапа, организация аудиторной самостоятельной работы продолжается на третьем этапе 20162017 учебного года.

Проведенное анкетирование студентов и преподавателей на третьем этапе показало, эффективность применения аудиторной самостоятельной работы возрастает.

Мир Науки

Хочется отметить ряд вопросов, которые, по нашему мнению, несут актуальный характер по отношению студентов к аудиторной самостоятельной работе:

повышается показатель значимости самостоятельной работы для подготовки обучающихся в современных условиях;

увеличивается значимость самостоятельного познания и развития будущей профессиональной деятельности студента;

увеличивается уровень комфортности информационно-образовательной среды вуза (система Moodle) по сравнению показателей первого и второго этапа;

увеличивается способность студентов к самореализации и организации самостоятельной работы;

повышается уровень удовлетворённости организации самостоятельной работы;

увеличивается уровень материально-технического обеспечения самостоятельной работы обучающихся в вузе;

увеличивается значимость новой формы самостоятельной работы.

По результатам анкетирования на третьем этапе определена групповая форма организации самостоятельной работы. Выбрана основная учебная информация на самостоятельное изучение: информация на повторение изученного материала.

Отмечены основные ресурсы образовательной среды:

• работа в системе Moodle;

• Работа в сети Интернет.

При выборе оптимальных видов заданий обучающиеся предпочли следующие варианты:

• написание рефератов и курсовых работ;

• выполнение тестовых заданий.

Во время проведения и организации самостоятельной работы были определены самые востребованные аудитории вуза:

• компьютерный класс;

• читальный зал и библиотека.

На улучшение качества организации самостоятельной работы, по ответам обучающихся выбраны показатели:

• развитие информационно-образовательной среды вуза в том числе Moodle;

• внимание преподавателей к организации самостоятельной работы, усиление обратной связи между преподавателем и студентом.

Проведенный анализ анкетирования преподавателей на третьем этапе внедрения самостоятельной работы в процесс обучения обучающихся тоже имеет определенные конкретные положительные значения.

1. Повышается оценка значимости самостоятельной работы в современных условиях.

2. Повышается результат необходимости системы управления самостоятельной работой обучающихся в вузе.

Мир Науки

2017, Том 5, номер 1 (499) 755 50 99

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom

3. Увеличивается показатель уровня учебно-методического обеспечения дисциплины для реализации системы управления самостоятельной работой.

4. Повышается уровень материально-технического обеспечения вуза для создания системы управления самостоятельной работой.

5. Повышается значимость силабуса дисциплины для реализации системы управления самостоятельной работой.

6. Преподавателями определена форма организации самостоятельной работы -групповая.

7. Выделены эффективные виды заданий для проведения самостоятельной работы:

• выполнение тестовых заданий;

• выполнение проектных заданий.

8. Основными специализированными аудиториями по мнению преподавателей в большей части выбраны - компьютерные классы.

По мнению преподавателей, для повышения эффективности организации и управления самостоятельной работой необходимо создание специализированных аудиторий в вузе.

Конкретные пути и формы организации самостоятельной работы студентов с учетом курса обучения, уровня подготовки студентов и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя и творческого подхода студента к самостоятельному обучению.

Выводы и рекомендации по дальнейшему использованию в педагогической практике

По итогам апробации проекта было предложено:

1. Включить в проект по управлению самостоятельной работой группы заочного отделения.

2. Провести анкетирования преподавателей и студентов по реализации проекта самостоятельной работы по окончанию 2016-2017 учебного года.

3. В соответствии с принятым решением авторским коллективом было подготовлено и опубликовано учебно-методическое пособие «Модернизация образовательного процесса: управление самостоятельной работой обучающихся в вузе» [10].

4. По итогам работы за 2015-2016 учебного года, сотрудниками вуза были опубликованы научно-исследовательские работы, статьи в журналы индексируемые Scopus, ВАК и РИНЦ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Smirnova Zh.V., Gruzdeva M.L., Chaykina Zh.V., Terekhina O.S., Tolsteneva A.A., Frolova N.H. The role of students' classroom independent work in higher educational institutions / Indian Journal of Science and Technology. 2016. Т. 9. №22. С. 95568.

2. Болтаева М., Дадамирзаев Г. Методологические основы формирования самостоятельного образования. Проблемы образования. №1. 2008 год. С. 79.

3. Грибова Л.Н., Смирнова Ж.В. Подготовка мастера профессионального обучения в структуре инженерно-педагогического вуза: монография / Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. Нижний Новгород, 2010.

4. Груздева М.Л. Межпредметные связи математики и физики монография / Министерство образования и науки Российской Федерации, Волжская государственная инженерно-педагогическая академия. Нижний Новгород, 2004.

5. Груздева М.Л. Особенности информационной подготовки студентов - будущих бухгалтеров к профессиональной деятельности // Информатика и образование. 2007. №12. С. 109-110.

6. Груздева М.Л., Толстенева А.А., Смирнова Ж.В. Результаты апробации модели управления самостоятельной работой обучающихся / Современные наукоемкие технологии. 2016. №12-3. С. 584-588.

7. Груздева, М.Л. Силлабус как средство организации самостоятельной работы студентов / М.Л. Груздева, Н.И. Тукенова // Вестник Мининского университета. - 2016. - №1-1 (13). - С. 19.

8. Кочнова К.А., Чанчина А.В. Полевая модель «гость» в русском языковом менталитете Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. №4-2 (58). С. 106-108.

9. Седых Е.П. Концептуальные основы проектного управления образовательной системой // В мире научных открытий. 2013. №7 (43). С. 22-31.

10. Седых Е.П. Прогностическая деятельность в управлении образовательным процессом // Наука и школа. 2011. №6. С. 10-12.

11. Смирнова Ж.В., Колосова Т.В. Самостоятельная работа студентов в вузе // Вестник Мининского университета. 2016. №3 (16).

12. Смирнова Ж.В., Мухина М.В. Непрерывная профессиональная подготовка специалистов сферы сервиса в системе профессионального образования Новое слово в науке: перспективы развития. 2015. №3 (5). С. 121-123.

13. Смирнова Ж.В., Мухина М.В. Роль вебинаров в подготовке специалистов в сфере ЖКХ: эффективный опыт обучения специалистов в сфере ЖКХ Вестник Мининского университета. 2015. №4 (12). С. 23.

14. Смирнова, Ж.В. Роль информационных технологий в модернизации образовательного процесса вуза / Ж.В. Смирнова, А. Паршина // Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. НГПУ им. К. Минина. 2016. С. 45-47.

15. Толстенева А.А., Голубева О.В., Груздева М.Л., Богородская О.В., Перевощикова Е.Н., Смирнова Ж.В. Модернизация образовательного процесса: управление самостоятельной работой обучающихся в вузе: учебно-методическое пособие. Мининский университет. Нижний Новгород, 2016. 72 с.

16. Хилкова.Н., Ермакова Л. Проблемы организации самостоятельной работы. Высшее образование в России. №2. 2007 г. стр. 171-172.

17. Чанчина А.В. Педагогический процесс профессионального учебного заведения: Учебно-методическое пособие / Нижний Новгород, 2010.

18. Чанчина А.В. Педагогический процесс профессионального учебного заведения Учебно-методическое пособие / Нижний Новгород, 2010.

Smirnova Zhanna Venediktovna

Nizhegorodskiy state pedagogical university of the name of Cosmas Minina, Russian, Nizhniy Novgorod

E-mail: z.v.smirnova@mininuniver.ru

Katkova Olga Bladimirovna

Nizhegorodskiy state pedagogical university of the name of Cosmas Minina, Russian, Nizhniy Novgorod

E-mail: katkova@yandex.ru

Criteria for effectiveness of independent work of trainees

Abstract. Article enlightened organization's management system independent of classroom work at the university. The article provides a definition of independent work. The author shows the main goals and objectives need to organize independent work in high school at the present stage of education. The definition of the levels of development of general skills, determined during the execution of independent work by students. The author reveals the main stages of organization of independent work, as well as conducting testing of the study. The article provides an analysis of the survey indicators of efficiency of independent work in high school. The author leads the study on the introduction of independent work in the educational learning process in the Nizhny Novgorod State Pedagogical University im. K. Minina. Selected objects of study that are involved in testing the modernization of independent work of the university. The contents of the article reveals the meaning of the concept and criteria of efficiency of independent work of students. The article describes the criteria for assessing the degree of success of management of independent work of students. The main recommendations after testing of the first and second phase of the project, which are due to the introduction of this organization of educational process on classroom work independently in high school the next academic year 2016-2017.

Keywords: independent work; self-management of work; the criteria for assessing the effectiveness; general professional skills

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.