Научная статья на тему 'Критерии эффективности применения психологического тренинга в процессе подготовки социальных педагогов'

Критерии эффективности применения психологического тренинга в процессе подготовки социальных педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
877
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИНГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Порхун Лариса Витальевна

Статья посвящена анализу критериев эффективности новых технологий в системе повышения квалификации социальных педагогов в виде психологического тренинга как средства активизации стремления к самопознанию и саморазвитию данных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии эффективности применения психологического тренинга в процессе подготовки социальных педагогов»

УДК 159.9:331.101.3.37.013.42 ББК 88.40 П 60

Л.В. Порхун

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. Статья посвящена анализу критериев эффективности новых технологий в системе повышения квалификации социальных педагогов в виде психологического тренинга как средства активизации стремления к самопознанию и саморазвитию данных специалистов.

Ключевые слова: результативность деятельности социальных педагогов, критерии

эффективности тренинга.

L.V. Porkhun

EFFICIENCY CRITERIA FOR APPLICATION OF PSYCHOLOGICAL TRAINING IN THE COURSE OF PREPARATION OF SOCIAL TEACHERS

Abstract The paper is devoted to the analysis of criteria for efficiency of new technologies in system of improvement of professional skill of social teachers in the form of psychological training as means of activization of aspiration to self-knowledge and self-development of these experts.

Keywords: productivity of activity of social teachers, efficiency criteria for training.

Изменения в политическом, социальном устройстве современного российского общества способствовали появлению новой профессии - социальный педагог. Такой специалист организует воспитательную, коррекционную работу с различными категориями т.н. трудных детей с целью их социальной и личностной адаптации. В этой связи актуальным, на наш взгляд, становится изучение и теоретическое обоснование деятельности социального педагога, методов и технологий обучения специалистов, факторов и критериев продуктивности деятельности социальных педагогов с девиантными подростками.

В этом смысле система повышения квалификации, включающая обучение новым психологическим технологиям работы с воспитанниками, призвана содействовать продуктивному развитию деятельности социальных педагогов. В систему повышения квалификации социальных педагогов Кабардино-Балкарского государственного университета с 2006 г. Успешно внедрена разработанная нами программа психологических тренингов, задачами которой являются:

- обучение психологическим методам самосовершенствования социальных педагогов разных уровней продуктивности;

- изучение и учет потребностей специалистов разных уровней продуктивности в профессиональной деятельности и раскрытие их нереализованных потенциальных возможностей;

- актуализация личностно-мотивационных характеристик педагогов с целью повышения уровня их продуктивности деятельности.

Основными принципами разработки и проведения психологических тренингов являются: обеспечение профессиональной самореализации, мотивационная

ориентированность.

В рамках постоянно действующего семинара для методистов районов на базе института повышения квалификации мы провели опрос экспертов на предмет выявления профессионально-важных качеств социальных педагогов, на основе которого составили психограмму социального педагога. Далее мы подобрали методики для исследования некоторых личностных качеств, которые эксперты считают наиболее важными и системообразующими для осуществления данного вида деятельности. Далее мы провели психологический тренинг программно-целевой направленности по следующей общей схеме:

- «входная» диагностика самооценки личностных качеств (с использованием методики «Самочувствие-Активность-Настроение», опросника самоотношения (В.В. Столин и С.Р. Пантелеев), методики «Оценка профессиональной направленности личности»;

- собственно психологический тренинг;

- письменное контрольное межсессионное задание по разрешению педагогических проблемных задач и их анализ (с применением метода кейс - 2нтерн);

- «выходная» диагностика, показывающая динамику групповых и индивидуальных изменений в ходе тренинга.

Как показывает диагностика «на выходе», эффективность проведения занятий в форме тренинга превышает обычную, которая традиционно проводилась в субъективнообъективной манере, в форме классической лекции.

Мы проследили, какие изменения произошли в профессиональной направленности педагогов под влиянием психологического тренинга (рис. 1).

□ Высокий пСредний □ Низкий

Рис.1. Показатели профессиональной направленности социальных педагогов до и после участия в тренинге ( по методике «Оценка профессиональной направленности личности учителя»).

В диаграмме видно, что в направленности социальных педагогов на профессиональную деятельность произошли позитивные изменения. Если перед началом тренинга высокий уровень направленности показывали 37,7 % социальных педагогов, то в результате прохождения тренингов их стало 44 %; низкий был выражен у 18 %, а после -10 %. Такие позитивные изменения объясняются высокой включенностью социального педагога в процесс творческой деятельности. Если деятельность была организована с целью достижения более высоких результатов, то она будет способствовать творческой самореализации личности социального педагога, а также удовлетворенности собственной деятельностью.

Результаты исследования по методике «Самочувствие-Активность-Настроение» с представителями шести районов Кабардино-Балкарии показали следующее:

Рис.2. Динамика изменений самочувствия, активности и настроения участников до и после проведения психологического тренинга

Как мы видим, произошли позитивные изменения в функциональном состоянии участников тренинга.

В результате исследования связи интегрального самоотношения (по методике Пантелеева-Столина) с профессиональной направленностью социальных педагогов выстроилась иерархическая система структуры самоотношения личности социальных педагогов.

Мы провели исследования корреляционных связей между уровнем профессиональной направленности социальных педагогов и различными параметрами самоотношения (таблица 3).

Таблица 3.

Коэффициенты корреляции между уровнем профессиональной направленности и различными

показателями самоотношения социального педагога.

Параметры самоотношения Уровень профессиональной направленности

S Интегральное самоотношение 0,883

I Самоуважение 0,905

II Аутосимпатия 0,569

III Ожидания положительного отношения других 0,106

IV Самоинтерес 0,456

Как мы видим, в нашем исследовании уровень профессиональной направленности находится в прямой корреляционной связи с такими проявлениями самоотношения, как самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес. Таким образом, на наш взгляд, уровень профессиональной направленности, самоуважения социальных педагогов, особенности их функционального состояния являются субъективными критериями профессионализма, а их позитивные изменения могут использоваться как показатели успешности проведения психологического тренинга.

Программа содержит теоретический (лекционный) и практический курс (комплекс психологических тренингов), а также диагностический инструментарий, разработанный на основе проведения экспериментальных курсов кабинетом социальной педагогики Кабардино-Балкарского госуниверситета. Все занятия (теоретические и практические) требуют высокой организованности, активности и рефлексии со стороны слушателей. Освоение новых знаний осуществлялось преимущественно через деятельность.

Теоретический курс содержит научные знания по психологии деятельности, сознания и формирования личности, на которые должен опираться специалист для дальнейшей работы над собой.

Слушателей знакомят с особенностями профессиональной деятельности, психотехнологиями проведения групповых занятий с подростками, особенностями саморазвития зрелого человека; самореализации его творческого потенциала в процессе созидательной деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам); факторами (объективными, объективно-субъективными и субъективными), содействующими или препятствующими достижению собственных вершин; закономерностями обучения вершинам жизни и профессионализма в деятельности средствами самообразования, самоорганизации и самоконтроля; закономерностями самосовершенствования, самокоррекции и самоорганизации деятельности.

В содержание практического курса программы для слушателей входят: проведение психологических тренингов, круглых столов по развитию профессионально личностных характеристик социальных педагогов, обеспечивающих повышение продуктивности в деятельности специалистов.

Подбор практических занятий к содержанию курсовой подготовки определяется в зависимости от профессиональных запросов социальных педагогов с учетом опыта их работы.

С помощью психологических тренингов можно обеспечить развитие не только теоретического и практического мышления специалиста, но и необходимых

профессионально значимых качеств его личности.

Мотивационно-ориентированный тренинг представляет собой систему занятий, включенных в общую структуру курсов повышения квалификации для социальных педагогов, собранных в одну группу.

В процессе проведения психологического тренинга нами определялись

промежуточные результаты его эффективности. В данном аспекте нами были рассмотрена система критериев, показателей и факторов повышения продуктивности деятельности социальных педагогов средствами тренинга. Для этого необходимо было первоначально определить основные понятия, которыми мы руководствовались.

В процессе проведения курсов определены критерии эффективности

функционирования психологических тренингов:

1. Совершенствование стиля профессиональной деятельности, оптимизация взаимоотношений между отдельными группами профессиональных умений и навыков, увеличение числа «степеней свободы» субъекта профессиональной деятельности.

Данный критерий эффективности является уникальным критерием психологического тренинга программно-целевой направленности, поскольку именно настоящий тренинг направлен на выполнение задачи совершенствования профессионального мастерства как целого и обладает достаточным методическим потенциалом для ее решения.

Помимо роста уровня владения отдельными навыками и психокоррекции наличного состояния мотивационно-потребностной сферы субъекта профессиональной деятельности, методика тренинга, оказывая влияние на все группы профессиональных умений, как выясняется, способна обеспечивать оптимизацию общей структуры умений профессионала и совершенствование стиля его деятельности.

2. Совершенствование смысловой сферы личности профессионала, его «я-концепции», решение его личностных проблем, препятствующих росту профессионального мастерства.

Совершенствование смысловой сферы личности - одна из центральных, стоящих перед тренингом задач, определяемая его основной направленностью на совершенствование и коррекцию профессионального мастерства как целого. Достижение определенного результата в этой области, выражающееся в объективных показателях динамики развитости у профессионалов мотивационного комплекса профессиональных умений, фиксируемого при помощи экспертных оценок до и после проведения тренинга, через успешности решения участником тренинга задачи выхода из конфликтной ситуации, управляемо моделируемой в рамках экзаменационной процедуры.

Однако в данном случае особую ценность приобретают субъективные показатели эффективности тренинговых процедур, т.е. показатели, основывающиеся на данных самооценки самих участников тренинга. Информация о необходимых характеристиках при этом получается как в процессе общения с участниками в ходе тренинга, из формализованного интервью, проводимого на его выходе, так и из контактов с бывшими участниками тренинга, поддерживаемыми в течение долгого (практически неограниченного) времени после его проведения, принимая во внимание характер и специфику работы в институте повышения квалификации. Важным источником информации об эффективности тренинга по данному критерию можно также считать книгу отзывов кабинета социальной педагогики Кабардино-Балкарского госуниверситета, проводящего тренинги.

Существенными показателями в данном случае являются высказывания участников о переоценке и решении ими их личностных проблем в ходе тренинга, о переоценке своих жизненных ориентиров (перестройке «Я-концепции»), о переоценке ими своих перспектив в области профессиональной деятельности, о возникновении и конкретизации планов профессионального самосовершенствования, фиксируемое изменение оценки ими степени необходимости новых знаний и умений реализовывать прикладные технологии.

Прогрессивное развитие субъективных параметров деятельности социального педагога состоит в:

- оптимизации функциональной работоспособности;

- развитии направленности на профессиональную деятельность, проявляющейся в изменении системы отношений к деятельности;

- позитивном изменении интегрального самоотношения в процессе профессиональной деятельности.

Психологический многоуровневый тренинг как технология повышения качества психологической подготовки сформировал доминанту в личности и деятельности социального педагога в системе повышения квалификации, что повысило продуктивность его деятельности в работе с девиантными подростками.

Примечания:

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

2. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998.

3. Жалагина Т.А. Итоги групповой работы по преодолению проявлений профессиональной деформации преподавателя вуза // Общество и власть: сб. науч. тр. Тверь: ЧуДо, 2003. Вып. 2.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

5. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе. Лекции, консультации, тренинги. М.,

2008.

6. Ситников А.П., Деркач А.А. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М., 1993.

7. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

8. Телятников Г.В. Ситуационно-ролевая игра как фактор профессионального творчества студентов // Развитие творческого мышления студентов на основе диалоговых методов обучения: тез. докл. III Межвуз. науч.-метод. конференции. Калинин, 1990. С. 154-157.

9. Топчий Л.В. Проблемы формирования профессионального мастерства специалистов по социальной работе // Работник социальной службы. 1997. № 1.

References:

1. Anan’ev B.G. About problems of modem human knowledge. М., 1977.

2. Bodalev A.A. A top in development of the adult person: characteristics and achievement conditions. М., 1998.

3. Zhalagina T.A. Result of group work on overcoming displays of professional deformation of the teacher of higher school// Society and the power: Proc. Tver: ChuDo, 2003. Iss. 2.

4. Markova A.K. Psychology of professionalism. M., 1996.

5. Samoukina N.V. Practical psychologist at school. Lectures, consultations, trainings. M., 2008.

6. Sitnikov A.P., Derkach A.A. Formation and development of professional skill of the managerial personnel: socially-psychological training and applied psychotechnologies. M., 1993.

7. Stolin V.V. Self-consciousness of the person. M., 1983.

8. Telyatnikov G.V. Situatione-role game as the factor of professional creativity of students//Development of creative thinking of students on the basis of dialogue methods of training: Abstracts. III Interhigher school Sci.-Method. Con. Kalinin, 1990. P. 154-157.

9. Topchiy L.V. The problem of formation of professional skill of experts in social work// Social service provider. 1997. No. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.