Научная статья на тему 'Критерии эффективности механизма правового регулирования'

Критерии эффективности механизма правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3602
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ ЛИЧНОСТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / RUSSIAN STATEHOOD / INDIVIDUAL LEGAL INTERESTS / LEGAL REGULATION EFFICIENCY / CRITERIA OF LEGAL REGULATION EFFICIENCY / STATE MECHANISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тепляшин Иван Владимирович, Фастович Галина Геннадьевна

Анализируется механизм правового регулирования с позиций его эффективности. Подчеркивается важность общетеоретического осмысления критериев эффективности механизма правового регулирования. Указывается на важность таких критериев эффективности правового регулирования, как состояние законных интересов граждан, объективность правотворческой деятельности, соответствующий уровень и качество правовой культуры общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency Criteria of Legal Mechanism

Legal regulation mechanism from the perspective of its efficiency is analyzed in the article. Importance of general-theoretical understanding of legal regulation efficiency criteria is emphasized. Importance of such criteria of legal regulation efficiency as status of legal interests of citizens, dynamism and objectiveness of lawmaking activities, relevant level and quality of society legal culture is indicated

Текст научной работы на тему «Критерии эффективности механизма правового регулирования»

Юридические науки

УДК 365. 14

Тепляшин Иван Владимирович Ivan Teplyashin

Фастович Галина Геннадьевна Galina Fastovich

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

EFFICIENCY CRITERIA OF LEGAL MECHANISM

Анализируется механизм правового регулирования с позиций его эффективности. Подчеркивается важность общетеоретического осмысления критериев эффективности механизма правового регулирования. Указывается на важность таких критериев эффективности правового регулирования, как состояние законных интересов граждан, объективность правотворческой деятельности, соответствующий уровень и качество правовой культуры общества

Ключевые слова: российская государственность, законные интересы личности, эффективность правового регулирования, критерии эффективности правового регулирования, государственный механизм

Legal regulation mechanism from the perspective of its efficiency is analyzed in the article. Importance of general-theoretical understanding of legal regulation efficiency criteria is emphasized. Importance of such criteria of legal regulation efficiency as status of legal interests of citizens, dynamism and objectiveness of lawmaking activities, relevant level and quality of society legal culture is indicated

Key words: Russian statehood, individual legal interests, legal regulation efficiency, criteria oflegal regulation efficiency, state mechanism

Вопрос об укреплении государственности, централизации государства, усилении вертикали государственной власти в России стоит в настоящее время наиболее остро. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что «в XXI в. нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии» [11-

Эффективность правового регулирования — комплексная проблема, разрабатываемая в рамках теории права как на понятийном, так и на эмпирическом уровнях. Теория механизма правового ре-

гулирования будет беспочвенной, если не определить критерии её эффективности. В основе разнообразных подходов к пониманию эффективности правового регулирования, критериев эффективности лежат общие представления об эффективности определенного типа деятельности. Рассматриваемая категория обусловлена характером конкретной правовой деятельности, реализацией соответствующих правовых средств. Именно эффективность правового регулирования и является базовым критерием оценки качества действующего нормативного материала, а следовательно, и критерием научной достоверности различных методологий, используемых при его

разработке [2]. Так или иначе иод эффективностью любой деятельности понимается разумность реализации поставленных целей и задач, характер использованных ресурсов.

При разработке критериев эффективности механизма правового регулирования важно разобраться в этимологическом и философском значении самого термина «эффективность». Слово это происходит от латинского понятия еґґесШв (эффект, результат), что в переводе на русский звучит как «действенность», «результативность». Иными словами, эффективность — не сам эффект, результат действия, а свойство системы. Критерии эффективности — признаки, грани, стороны проявления управления (управленческой системы), посредством анализа которых можно определять уровень и качество управления, его соответствие потребностям и интересам общества. Безусловно, следует отметить, что в основе разнообразных подходов к пониманию эффективности правового регулирования лежат общие представления об эффективности правового регулирования, развиваемые не только юридической наукой, но и другими гуманитарными научными дисциплинами. Так, праксиология разрабатывает учение о реализации человеческих ценностей в реальной жизни общества, рассматривает совокупность действий различных субъектов с точки зрения установления их эффективности. В свою очередь, эффективность в праксиологии рассматривается как характеристика именно деятельности (действия), так как говорить об эффективности того или иного субъекта или явления можно лишь постольку, поскольку они вовлечены в деятельность, выступают в качестве ее необходимой составляющей, средства [3]. Можно говорить об эффективности правового регулирования через призму результативности правовой нормы как таковой.

В советской юридической науке, где проблеме эффективности правового регулирования уделялось значительное внимание, господствовал позитивистско-инструменталистский (легистский) подход к пониманию права. Право, отождествляе-

мое с правилами поведения, установленными государством и обеспеченными его принудительной силой, рассматривалось как инструмент социального управления, «мощное орудие в руках социалистического государства». Процесс правового регулирования при этом представлялся в виде специфической формы управленческого воздействия, подчиняющейся общим закономерностям управления, а правовые нормы выступали в качестве важнейшего вида управленческих решений, принимаемых в процессе социального управления ради того, чтобы обеспечить определенные заранее запланированные изменения или закрепление существующего в объекте воздействия.

Едва ли не единственная попытка пересмотра устоявшегося понимания эффективности правового регулирования принадлежит В. В. Лапаевой, которая справедливо отмечает, что принятый в советской науке подход к определению эффективности игнорировал собственно правовую специфику проблемы, значение и социальную ценность права как особого социального регулятора [5]. Автор подчеркивает, что эффективность правового регулирования определяется мерой его вклада в укрепление правовых начал государственной и общественной жизни, формированием и развитием элементов свободы в общественных отношениях, в реализации прав и свобод человека и гражданина.

Так, действующая Конституция Российской Федерации утверждает принципиально иной тип правопонимания, базирующийся на идеологии естественных и неотчуждаемых прав человека. Конституционные положения о высшей ценности (ст. 2) и неотчуждаемом характере (ч. 2 ст. 17) прав и свобод человека, их непосредственном действии и определении ими смысла и содержания правотворческой и правоприменительной деятельности (ст. 18) указывают на собственно правовые ценности, определяющие характер правового регулирования [6]. Основополагающей телеологической ценностью, обеспечиваемой правовым регулированием,

признается личная свобода, проявлением и конкретизацией которой и выступают права и свободы человека. Однако эти конституционные установления, коренным образом меняющие представления о сути и социальном назначении права, пока не получили в отечественной науке должного теоретического осмысления и юридико-догматической интерпретации. В частности, они никак не отразились на разработке проблематики эффективности правового регулирования.

Кроме того, при определении эффективности правового регулирования можно обратиться не только к правовой составляющей дефиниции, но и рассмотреть эффективность через деятельность государственного аппарата, реализацию задач, функций, поставленных обществом. В этом плане заслуживает внимания мнение В.А. Затонского о том, что повышение эффективности современного российского механизма следует рассматривать через призму легитимности государственного аппарата, так как только легитимная власть может быть в подлинном смысле эффективной. Развитие института правовой культуры общества и отдельных граждан; состояние законности государственного механизма; создание конкретной, четкой, понятной и доступной каждому гражданину системы государственно-правовых стимулов и ограничений, индивидуальный и дифференцированный подходы к их реализации [7]. Наличие в качестве центрального компонента отечественной государственности сильного государства, функционирование дееспособного гражданского общества, центральным элементом которого выступает активная личность, реализация принципа законности в деятельности государственного аппарата отмечается лишь тогда, когда происходит взаимовлияние общества и государства. Действительно, российская государственность не может быть достаточно эффективной без реальных действующих форм участия граждан в управлении

государством и обществом, и только в этом случае юридически возможно будет говорить об эффективности правового регулирования в современной России.

Незыблемость основного содержания права указывает на высокую роль индивидуальной свободы, которая реализуется в правовом урегулировании. Игнорирование подобной правовой аксиомы означает не только неэффективность нормативного регулирования, но и утрату им правового качества. Всякая правовая деятельность бессмысленна, если она не приносит социального блага, сопряженного со свободой индивида.. Поэтому свобода личности, её место в структуре права с формально юридической точки зрения может выступить начальным корректирующим средством в вопросе эффективности правового регулирования.

Актуален такой критерий эффективности правового регулирования, как правотворческая деятельность. Здесь важно понять, что гибкость правотворчества, соблюдение законодателем интересов и стремлений российского общества имеют важнейшее значение в дальнейшем действии механизма правового регулирования. Кроме того, формирование нового качества правовой культуры в обществе, отношения граждан к результатам проводимой политики, состояние законных интересов личности также может выступить критериями эффективности правового регулирования в данной сфере.

В итоге только при обновлении правовых категорий, таких как «эффективность», «критерии эффективности», «эффективность регулирования» (как в теоретическом, так и практическом плане) можно будет говорить о достижении эффективности полного (системного) правового регулировании, вт.ч. в деятельности государственного аппарата, а значит и проведение в жизнь социально значимых и востребованных правовых реформ, укрепления основ российской правовой государственности.

Литература

1. Послание Президента Российской Федерации Федеративному Собранию РФ 30 ноября 2010 года // Российскаягазета. — 2010. — 03 декабря.

2. Комаров С.А., Калинин А.Ю. Эффективность правового регулирования и адекватность процессов правообразования // Теория государства и права. -2011. — №1. — С.51-55.

3. Савельева Е.М. Проблемы совершенствования законодательной деятельности в России на федеральном уровне // Государство и право. — 2007. — №6, — С. 45-54.

4. Варламова Н.В. Эффективность правового регулирования: переосмысление концепции // Теория и история государства и права. —2009. — №4,— С. 12-24.

5. Лапаева В.В. Эффективность закона и методы её изучения // Правоведение. — 2005. — № 4.-С. 38.

6. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года// Российскаягазета. — 2009. —№7, — 21 января.

7. Затонский В.А. Эффективная государственность // Вестник Самарской государственной экономической академии. — 2003. — №1.—С. 36-45.

Коротко об авторах

Briefly about the authors

Тепляшин И.В., канд. юрнд. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического института ФГОУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет»

Служ.тел.: (391)227-92-55

I. Teplyashin, Candidate of Law sciences, associated professor of theory and history of state and law department, Law Institute of Federal State Educational Institution of Higher Professional Education of Krasnoyarsk State Agrarian University

Научные интересы: правовые вопросы общественного участия в развитии российской правовой государственности, развитие институтов гражданского общества в условиях формирования инновационной экономики, методологические основы института общественного контроля в современной России

Scientific interests: legal issues of public participation in improvement of Russian legal statehood, development of civil society institutions in terms of innovation economy formation, methodological backgrounds to public control institution in modern Russia

Фастович Г.Г., аспирантка, ФГОУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет» Служ.тел.: (391) 227-92-55

G. Fastovich, post-graduate student of theory and history of state and law department, Law Institute of Federal State Educational Institution of Higher Professional Education of Krasnoyarsk State Agrarian University

Научные интересы: вопросы модернизации государственного механизма Российской Федерации, изучение категории «эффективность правового регулирования», разработка критериев эффективности правового воздействия

Scientific interests: issues of state mechanism modernization of the Russian Federation, study of legal category “efficiency of legal regulation”, working out of criteria of legal influence efficiency

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.